собор троицы живоначальной в ново голутвине троицком монастыре
Ново-Голутвин монастырь
Содержание
История [ править ]
Обитель основана в XIX веке на территории бывшего архиерейского дома после упразднения коломенской епархии в 1799 году — внутри Коломенского кремля.
С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.
В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы узнаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке.
Известно, что он был «очень велик и обнесен кругом деревянной стеной; келии, или, вернее, дворец епископа выстроены из превосходного камня и дерева, и также висячие (как и церкви)». Сириец восхищался длинной деревянной галереей, находящейся на большой высоте от земли, по которой епископ проходил к кельям от южных дверей церкви. Он восторгался мастерской работой русских плотников, построивших такие теплые зимние покои: «они выстроены из строганого, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей, так что ни одно дуновение ветерка не может проникнуть».
Архиерейское подворье особенно преобразилось в конце XVII в. при архиепископе Коломенском и Каширском Никите. Им были выстроены все основные здания ныне существующего комплекса: собственно Архиерейский дом, здание Разрядного приказа и Троицкая крестовая церковь. Еще в 1728 г. в Коломне (согласно регламенту 1721 г.) было положено основание учреждения духовной семинарии, окончательно сконструированной епископом Киприаном в 1739 году на территории архиерейской резиденции. Учениками ее были дети местного белого духовенства. Лучшие из учеников посылались иногда в московскую семинарию, причем коломенский епископ Гавриил (Кременецкий) обязывал их, по окончании ими московского курса, учить в родной семинарии. Среди питомцев коломенской семинарии следует отметить великого святого Филарета Дроздова, митрополита Московского, и публициста 70-х гг. Н. Гилярова-Платонова.
Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
О статусе штатного мужского монастыря говорит тот факт, что ему присвоили 2-й класс, позволявший содержать до 17 монахов, и все настоятели, начиная с первого – Варлаама, носили высокое звание архимандрита. К монастырю были приписаны обе соборные церкви: Успенская и Тихвинская.
При архимандрите Арсении (Козиорове) были произведены масштабные строительные работы – к северному торцу Архиерейского корпуса он пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Покровская). Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади.
В 1825 году архимандрит Арсений возводит 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол на ней весил 259 пудов 32 фунта. В 1871 году, по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, монастырь был преобразован из штатного в общежительный. При архимандрите Сергии (Свешникове), который управлял обителью с 1871 по 1883 годы, количество монашествующих возросло до 50 человек.
В 1998 году на территории монастыря построена каменная часовня в честь святой блаженной Ксении Петербургской, расписана сестрами.
Большую территорию монастыря украшает сад из абрикосов, которые дают обильные плоды, а также растут яблони, вишни и груши.
Современное состояние [ править ]
Руководство обителью осуществляет митрополит Ювеналий (Поярков).
Настоятельница монастыря — игуменья Ксения. На территории монастыря сохранились Троицкая и Покровская церкви, колокольня, каменные палаты. На нижнем этаже Троицкой церкви создан храм в честь святой Блаженной Ксении Петербургской. В 2002 году возведена часовня с источником в честь святых равноапостольного князя Владимира и Анастасии узорешительницы.
Сейчас в обители живут свыше 80 монахинь и инокинь из России, Казахстана, Украины, Беларуси. Много лет здесь трудились монахини из Голландии, Финляндии, Венгрии и Польши, которые теперь несут послушания в других местах, некоторые — на своей родине.
В монастыре открыт Православный медицинский центр имени святой Блаженной Ксении Петербургской. Прием ведут монахини — профессиональные врачи.
Имеется небольшая гостиница для паломников и трапезная. По монастырю проводятся экскурсии, которые ведут сами сестры.
На территории монастыря в созданном монахинями питомнике «Конвент» содержится и разводится редчайшая порода монголо-бурятских собак, а также среднеазиатских овчарок. Достопримечательностью монастыря является верблюд Синай, подаренный космонавтами. На территории монастырского подворья, расположенного в 17 км от Коломны, сестры разводят чистопородных вятских лошадей, привезенных из Удмуртии. При монастыре действует клуб любителей животных. На праздник Рождества Христова сестры запрягают лошадей и верблюда для катания детей.
В монастыре работают вышивальная, иконописная, керамическая и столярная мастерские, где трудятся насельницы. Своими руками сделан иконостас нижнего храма в честь Блаженной Ксении, резьба по дереву и мозаика из смальты в часовне. Освоено издательское дело.
Сестры поют в церковном хоре, который неоднократно выезжал на концерты и богослужения в Храм Христа Спасителя, в другие храмы Москвы и других городов, участвовал в Саксоно-Богемском фестивале в Германии в 2000 году.
В ведении монастыря находится детский приют для мальчиков-сирот, расположенный в деревне Малое Карасево в 16 км от Коломны. Сестры обучаются в педагогическом институте, Тимирязевской академии и других вузах.
Монастырь неоднократно посещал Патриарх Алексий II.
Почетными гостями обители являются мэр г. Коломны В. И. Шувалов, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, известные деятели искусства и культуры
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Часовня Ксении Петербургской и Матроны Московской
vittasim
Коломенский кремль.Прогулка 16.Церковь Троицы Живоначальной и колокольня в Ново-Голутвин монастыре
В 1705 году на архиерейском дворе архиепископом Коломенском Антонием (в миру Одинович, умер в 1716 году, управлял епархией с 1705 по 1716 годы) была построена каменная крестовая Троицкая церковь или, как ее еще называли: Троицкий собор ; Святотроицкий собор ; Свято-Троицкий собор
Схема кремля и 16я прогулка (включая все предыдущие)
В 1739 году, после крупного пожара, архитектором Иваном Мичуриным было составлено описание церкви и смета на её восстановление. С северной стороны у церкви была паперть с площадкой и 14-ю ступенями.
В подклете была кладовая с дверью и тремя слюдяными окнами.
С западной стороны церковь соединялась с архиерейскими палатами деревянным переходом, который потом сгорел.
Ремонт храма произведён в 1742 году. Вероятно, в это время интерьер украсили лепниной и росписью в стиле барокко. В 1980-х годах лепнина сохранялась только на сводах алтаря.
Виктория Топоногова
В конце марта 1801 года на церкви Троицы и духовном правлении разбушевавшаяся стихия сорвала с крыши 17 листов железа. Архимандриту Варлааму пришлось, во избежание намокания сводов от таявшего снега, без благословения митрополита Платона (Лёвшина) на ремонт, нанять кузнецов. Коломенские умельцы за 20 рублей в четыре дня восстановили кровли, о чём настоятель и поспешил доложить в рапорте митрополиту.
На плане рубежа 18-19 веков показан с западной стороны храма поперечно ориентированный притвор, каменный в первом этаже и деревянный во втором. Был восстановлен деревянный на каменных столбах переход в архиерейские покои. План составлялся в связи с намерением разместить в опустевших после упразднения епархии помещениях архиерейского дома два эскадрона Екатеринославского кирасирского полка.
В 1819 году на Троицкой церкви потребовалось разобрать сгнившее плоское перекрытие в четверике, восстановить световые окна в барабане, починить крышу и покрасить главу. Ремонтные работы за 250 рублей подрядился выполнить местный мещанин Н.М. Гапонов.
Затем в начале 1872 года была полностью переделана деревянная галерея, соединяющая архиерейский корпус с Троицким храмом. На её месте возникла более современная, с опорой на две каменные арки, с застеклёнными рамами.
Тогда же на средства, пожертвованные московским купцом Васильевым, удалось расписать стены церкви Троицы.
Церковь Троицы была закрыта в 1929, пришла в запущенное состояние. В 1940-1950 годах сдавалась в аренду швейно-ремонтной артели,
Исчезли иконы известные из метрики 1887 года: Святой Троицы, одна написанная в 1707 году «жалованным» иконописцем Оружейной палаты Тихоном Филатьевым, другая, выполненная на кипарисовой доске с изображением внизу коломенского кремля, икона Знамения Пресвятой Богородицы с клеймами, в которых изображена была история её явления и вид Новгорода с кремлёвской стеной и храмами, местночтимая икона преподобного Сергия Радонежского и т.д
Икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей
В 1977 году началась реставрация церкви Троицы, освобождённой незадолго от склада гражданской обороны. Предполагалось по следам срубленного декора, архивным и иконографическим материалам восстановить первоначальный облик здания. В процессе восстановления декора порталов и окон, карнизов, пилястр и колонок на них по сохранившимся с XYIII века потёкам, разбрызганным каплям краски, художник А.Д. Червяков выполнил проект полихромной окраски храма.
1992 Вид с северо-запада. Фотография Уильяма Брумфилда
Полностью проект реализован только в 1999-м году насельницами монастыря. Впервые на коломенском объекте реставраторы восстановили снесённое в годы повального атеизма завершение – барабан, главу и крест. Ранее вместо креста по идеологическим соображениям, не считаясь с требованиями архитекторов-реставраторов о восстановлении исторического облика, ставили обычный лом. Восстановление фасадов потребовало большого количества профилированного кирпича – валиков, валов, баз, креповок и т.д. В то время кирпич тесали вручную, и реставраторам приходилось изобретать специальный инструмент, подбирая опытным путём угол заточки режущей кромки.
Храм Пресвятой Троицы 1994 г.
В ходе работ пришлось разобрать западную паперть, пристроенную в XIX веке и не вписывающуюся в концепцию восстановления здания в первоначальных формах. Определённые трудности возникли при реставрации интерьеров апсиды, четверика и трапезной. В многочисленных поздних перекладках с трудом читались следы древних ниш, но благодаря опыту архитекторов и реставраторов их удалось восстановить
В 1990 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в подклете Троицкого храма была освящена церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Своды храма расписаны усилиями сестер, а в 1999 г. установлен уникальный керамический иконостас, выполненный в монастырской керамической мастерской. Иконы иконостаса написаны иконописцем А.И.Чашкиным (в византийском стиле).
Интерьер храма также гармонично дополняют паникадило и настенные светильники из бело-голубой керамики. Изделиями из этой керамики украшены и покои архиерейского корпуса, восстановленного в 2003 году. Ежедневно в храме совершаются различные требы – молебны, панихиды и другие, а также многочисленные экскурсии имеют возможность познакомиться с жизнью русских святых, фрески которых написаны на сводах храма.
В 1825 году архимандрит Арсений возводит на северной стороне ограды монастыря 55-метровую трехярусную колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне.
Самый большой колокол был украшен изображениями святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского и надписью по кругу «1827 г. июля 1 дня, вылит сей колокол в г. Коломне в Новоголутвин второклассный монастырь усердием и коштом Коломенского 2 гильдии купца Киприяна Максимовича Кислова, в Москве на заводе Николая Самгина весу 259 пуд. 32 фунта, лил мастер Аким Воробьёв».
Ровно через год 126-пудовый колокол с изображением святой Троицы и святого Кирилла Иерусалимского пожертвовал коломенский купец Кирилл Максимович Кислов. Шесть меньших колоколов на монастырской звоннице не имели изображений и надписей о дарителях, из-за чего в описях особо не отмечались.
Колокольня со святыми воротами в основании — шедевр коломенского классицизма.
Построена из кирпича с применением белого камня в деталях. Массивный, частично рустованный куб первого яруса с проездной аркой несет стройную башню из двух ярусов звона и купольного барабана.
В нарядном убранстве здания ведущая роль принадлежит колонным портикам и мотиву ложной балюстрады
На месте, где сейчас находится колокольня, планировался манеж на два вольта
Сейчас ворота не используются для входа на территорию, рядом в ограде сделаны другие ворота.
В апреле 1934 года колокольня была продана городским финансовым отделом Коломенскому патефонному заводу.
Затем настала очередь реставраторов коломенского участка треста «Мособлстройреставрация», восстановивших за период с 1975 по 1977 год монастырскую колокольню. Примечательно, что строительные леса высотой 55 метров смонтировали всего 4 человека. Двое устанавливали стойки из подтоварника, прибивали ограждения и пальцы, стелили настил, двое заготавливали и подавали пиломатериал.
1992 г Фотография Уильяма Брумфилда
Обшарпанную колокольню полностью оштукатурили, восстановив утраченные русты. В ярусе звона с южной стороны каменщики заложили кирпичом растёсанные при скидывании в 1920-х годах большого колокола стороны проёма. Шпиль и купол перекрыли коломенские специалисты, а сложной конфигурации пьедестал шпиля выполнил московский медник А.И. Морозов.
1992 г Фотография Уильяма Брумфилда
Теперь уже кажется смешным, но при установке с трудом поднятого вручную тяжеленного креста обнаружилось, что его хвостовик намного больше в диаметре, чем посадочное место. Ошибку проектировщиков или изготовителей пришлось долго исправлять с помощью обычного напильника.
1992 г Фотография Уильяма Брумфилда
vittasim
Коломенский кремль. Прогулка 15 Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, самый молодой из кремлёвских монастырей, расположен в центре древнего кремля Коломны. Многие его здания гораздо древнее, так как основан он был на месте архиерейского дома, упоминающегося в писцовых книгах 1577-1578 г.г. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.
Схема кремля и 15я прогулка (включая все предыдущие)
«Зимние покои состоят из многих помещений, из которых одни ведут в другие. Они выстроены из строганного, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей. Все окна имеют передвижные ставни, плотно пригнанные; днем их открывают и вставляют в окна рамы с каменными стеклами здешней страны; (Наверно, эти слюдяные рамы)на ночь же эти рамы снимают и ставят на место их в окна ставни, обитые войлоком, дабы сквозь них не мог проникнуть холодный воздух. В каждой келье есть печь из кирпича для разведения огня, с железными дверцами; эти печи топят в зимнее время для нагревания комнат. Также в каждой келье есть иконостас с образами и не только внутри, но и снаружи над дверью, даже над дверью лестницы…»
«Здание приказа епископа сводчатое, вновь выстроенное из камня; здесь и казнохранилище его. Это епископство владеет угодьями — деревнями со многими крестьянами. В епископском доме есть большая тюрьма с железными цепями и тяжелыми колодками для преступников. Если кто из крестьян епископа провинится: украдет или убьет, то его приводят сюда, сажают в тюрьму и наказывают…смертью или ударами, смотря по вине. Воевода не имеет власти над ними… Епископству принадлежат триста стрельцов…Когда епископ едет куда-нибудь, они сопровождают его всюду, куда бы он ни отправлялся…»
Архиерейский (с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского) и семинарский корпуса построены в начале 1680-х годов при архиепископе Никите Тотемском.
Архиерейский корпус
Семинарский корпус
В описании архиерейского двора 1701 г. о них сказано: «На правой руке от. святых ворот на западной стране новые неотделанные палаты о двух жильях мерою извне длиною на сорокех на осми саженях без аршина а тех палат извне по концам поперечнику по семи сажен». В 1734 г. архитектором Иваном Мичуриным были составлены описания и сметы на починку всех зданий архиерейского двора, пострадавших от большого пожара. По этому описанию в «верхнем апартаменте» располагалось 16 палат, четверо сеней и 2 чулана. В «нижнем апартаменте» было 14 палат, в том числе одна «приспешная», да две житенные, 7 сеней, 1 чулан и одна кухня.
Уже в наше время восстановлен древний облик и интерьеры архиерейских палат. В северном конце корпуса в нижнем этаже располагались две одностолпные палаты. Вторую с севера, «крестовую», палату второго этажа занимала домовая Благовещенская церковь. В церкви был резной деревянный иконостас (сгорел) и изразцовая печь. К соседнему с церковью помещению сеней с востока подводило крытое сводами парадное крыльцо с тремя площадками и лестницами. Второй этаж корпуса соединялся крытой деревянной галереей на каменных столбах с Троицкой церковью.
Ремонт в палатах был проведен в 1742 г. Более серьезной перестройке они подверглись после пожара 1777 г. Переделка фасадов и интерьеров велась под руководством архитектора графа Шереметева, Алексея Миронова. Древнерусские формы здания уступили место классическим. После устройства в зданиях архиерейского двора Ново-Голутвинского монастыря корпус был занят кельями братии и архимандрита. В 1816 г. часть помещений первого этажа была предоставлена бурсе (общежитие для учащихся при семинарии). Благовещенская церковь была упразднена.
Небольшой двухэтажный дом, стоящий против Успенского собора, является самой древней постройкой Архиерейского дома, дошедшей до нашего времени. Это перестроенная, после упразднения в 1770-х гг. церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Слева: здание бывшей Покровской церкви; в центре: колокольня монастыря (за ней: Покровская ц.) 1995 г.
В 1705 г. была построена Троицкая церковь, выполненная в стиле московского барокко.
Полный курс обучения в семинариях состоял из восьми классов. Число лет, иногда весьма немалое, за которое ученик одолевал весь курс, зависело от его способностей и прилежания. Низшие классы («инфима» и «фара»), обычно назывались информаториями. Далее шли грамматический (в нем обучались 2 года), пиитический и синтаксический («синтаксима»), в этих классах обычно учились по году в каждом. В классах философии и риторики учились по 2 года.
В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В опустевший архиерейский дом по высочайшему указу императора Павла I «в уважение древности, сколько к сему архиерейскому дому, … также и для приличия самому сему древнему городу…» в 1800 году перевели штат Богоявленского Голутвина мужского монастыря, который находился на окраине Коломны, во главе с настоятелем архимандритом Варлаамом. Указом предписывалось также «в ведомство его отдать все находящиеся при том доме церкви и строения».
Жизнь насельников, в сохранённом благодаря митрополиту Платону монастыре, не была лёгкой. Здания находились далеко не в идеальном состоянии, да и соседей оказалось много. Все здания нуждались в серьезных ремонтных работах, но из-за недостатка средств их проводили только в случае необходимости. Так, для улучшения условий обучения и проживания учащихся духовного училища в 1800 году на семинарском корпусе пришлось «противу двух сеней зделать два крыльца обшивныя и крытыя с лесницами хорошими и прочными и в оных крыльцах зделать по чулану и нужнику в пристойных видах чистою работою», перекрыть крышу тёсом в два слоя, подремонтировать двери, установить в трёх комнатах перегородки. Стоимость работ по договору, заключённому с купцом 3 гильдии Фёдором Васильевичем Шкариным, составила 200 рублей.
Опасения митрополита подтвердились менее чем через три года, когда 12 сентября 1803 года он получил письмо от графа А.А. Аракчеева. Граф сообщал, что коломенский архиерейский дом удобен, «для того, чтобы поместить в нём два эскадрона кирасир с лошадьми и со всеми принадлежностями». Митрополит Платон смог аргументировано отказать в передаче зданий, заключив письмо словами: «Я собственной своей выгоды никакой в том не нахожу, а яко недостойный пастырь того града, ревную об общем благе церкви и о чести града того». Получив отказ, граф Аракчеев не стал настаивать, о чём 14 октября 1803 уведомил владыку.
В 1823 г. на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (позднее освящена во имя Покрова Божией Матери) с приделом Преображения Господня.
В 1825 году архимандрит Арсений возвёл 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне.
В 1871 года обитель оказалась в «совершенном упадке и нищете, во всех отношениях». В монастырской кассе нашлось около 15 рублей серебром. Причина запустения монастыря была в его штатном устройстве (штатные монастыри получали денежное содержание из государственной казны), из-за чего Ново-Голутвин монастырь «никогда не приходился по сердцу жителям Коломны». Подобные «монастыри критиковались за то, что в них жизнь построена на корысти и свободе в отношении обязанностей», когда «обычаи заменяют уставы, установленные церковью и святыми отцами».
. 26 ноября 1871 года, в торжественной обстановке епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) открыл в Ново-Голутвине монастыре общежитие (Общежительные монастыри существовали за счёт пожертвований и доходов от трудов монахов). При финансовой поддержке Гурия и Екатерины Ротиных облик монастыря преобразился.-http://vittasim.livejournal.com/58488.html Меценаты Ротины помогали монастырю не только деньгами, но и пожертвовали в 1876 году двухэтажный дом с земельным участком в 526 саженей, приносивший годовой доход до 3 тысяч рублей.
На 1915-1916 год монастырский капитал составлял 61670 рублей.
Налаженная монашеская жизнь была в одночасье разрушена в результате свершившейся Октябрьской революции 1917 года. Имущество монастыря, в том числе находившуюся в собственности 181 десятину земли, национализировали. С начала 1919 года часть помещений заняло управление уездной и городской милиции. В какой-то степени это спасло монастырь от худшей судьбы, так как 16 июня 1919 года на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома выносят вопрос о создании в Ново-Голутвине монастыре концентрационного лагеря, но этому замыслу помешал временно размещённый в монастыре госпиталь. Кельи стало обживать население.
Вскоре после закрытия монастыря возник вопрос о сохранности монастырского архива, где, по предположению специалистов, могли находиться документы со дня основания обители. Архивные дела находились в башне ограды, но помещения оказались вскрыты, а папки с делами разбросаны. Что стало с ценными документами в дальнейшем, неизвестно.
Весной 1922 годаризница Ново-Голутвина монастыря была включена в «Список монастырей, соборов и церквей, хранящих исключительные историко-художественные ценности, подлежащих ведению Главмузея Н.К.П.», но все же изъятия были проведены. По мнению членов комиссии «лишними» в храме оказались серебряные 4 кадила, трехсвечник, помазок и елейница, сосуд с прибором, 8 лампадок, дарохранительница, крест и ризы общим весом 2 пуда 10 фунтов 24 золотника. С митры был снят жемчуг, «количество и вес коего не определён ни весом ни счётом. Изъятие не смогло приостановить службу в Троицком храме.
Фотография Уильяма Брумфилда. 1992 Слева: колокольня монастыря; поодаль в центре: Троицкая ц; на заднем плане в центре: ц. Иоанна Богослова; справа: кельи. (Вид с колокольни Успенского собора) 1992
В разработанной специалистами треста «Мособлстройреставрация» в 1971 году программе немаловажная роль отводилась Ново-Голутвину монастырю. Бывший архиерейский корпус и здание консистории предполагалось использовать под гостиничные номера для будущих туристов, а в семинарском корпусе поместить красный уголок и администрацию комплекса. Подклет Троицкого, как вариант Покровского храма отводился под ресторан. Верх реставрированной церкви Троицы планировался под музей. При благоустройстве территории предполагалось разбить плодовый сад, примерно такой, как он был в XYIII веке. Первоочередным объектом реставрации мог стать архиерейский корпус.
К 1982 году был выселен архиерейский корпус, и сразу к обмерным и исследовательским работам приступили архитекторы К.В. Ломакин и В.А. Мозжеров. Для этого пришлось освободить помещения от поздних перегородок, полов, сбить штукатурку, удалить засыпку пазух сводов. При производстве работ в строительном мусоре удалось обнаружить многочисленные фрагменты изразцов XYII–XIX веков. После склейки и зарисовки реставраторы передали их в Коломенский краеведческий музей.
Фотография Уильяма Брумфилда 1992
С этого времени начался этап возрождения обители под управлением настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой), по значимости сравнимый со всей предыдущей историей Ново-Голутвина монастыря. Отстроили храм и «архиерейский» корпус, по площади равный жилому, где живут сегодня сто монахинь, инокинь и послушниц. Монастырский парк насчитывает четыре легковых автомобиля, джип, два автобуса, несколько грузовиков, два трактора. Плюс верблюд. Синайку малышом привезли из Египта и подарили космонавты.
Концертные выступления хора в рамках Саксоно-Богемского фестиваля в Германии в июне 2000 г. по приглашению Российского международного центра культурного и научного сотрудничества, в гг.Берлине, Дрездене, Вроцлаве, познакомило зарубежных слушателей с красотой богослужебного пения Русской Православной Церкви.
Активно проводится реставрация зданий монастыря. Сестры освоили много строительных специальностей: плотницкое, столярное дело, отделочные работы, могут выкладывать плитку, работать на сварочном аппарате и многое другое.
На монастырском подворье и на территории монастыря растут яблоневые, абрикосовые, грушевые, ягодные сады. Грушевый сад был заложен Святейшим Патриархом Алексием II, в день празднования десятилетия монастыря. Коллекционные сорта груш этого сада выращены из косточек и привиты в садовом питомнике монастыря.