собор святых мучеников гюмри
Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Католики Армении отметили накануне Трндез (Сретение Господне). Церковь Святых Мучеников в Гюмри была полна народу: там отслужили праздничную мессу. А после старший священник благословил свечу, от которой на заднем дворе храма был разожжен костер, символизирующий спасительный свет Христа.
Десятки юношей и девушек собрались, чтобы перепрыгнуть через него. Традиция празднования этого национального праздника у армян-католиков ничем не отличается от традиции, принятой среди последователей апостольской церкви. Только даты другие, ведь Трндез справляют на сороковой день после Рождества, а Рождество в католицизме, как известно, отмечают 25 декабря.
Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения старший священник церкви Святых Мучеников Тер Григор Мкртчян, молодое поколение из года в год все активнее вовлекается в церковную жизнь.
По его словам, во всех католических общинах Армении действует союз молодежи.
Символ возрождения
Когда-то в северной столице Армении действовала католическая церковь, однако с приходом к власти коммунистов она была переделана под жилое помещение. На протяжении семи десятилетий местные католики посещали церковь Святой Богородицы, или как ее еще называют «Семь ран», поскольку она оставалась единственной, действующей в городе. Именно здесь и проводили они свои ритуальные обряды: венчания, крестины, панихиды…
Добавим, что после установления советской власти из страны были сосланы все священнослужители католической церкви (наряду с другими, кстати).
Однако, как замечает Тер Григор, армянским католикам все же удалось сохранить свои традиции и обычаи.
По словам священника, это не возбраняется – главное, чтобы человек был близок к Богу.
Ординариат возобновил свое действие в 1992 году благодаря одному из священнослужителей Конгрегации Мхитаристов – архиепископу Нерсесу Тер-Нерсесяну, который стал первым главой епархии Армении, Грузии, России и Восточной Европы Армянской Католической церкви.
Вскоре он начал думать о своих преемниках, и спустя несколько лет в Ереване была основана семинария.
Начиная с этого времени ординариат стремился построить свой кафедральный собор. Первые шаги в этом направлении осуществил именно архиепископ Нерсес Тер-Нерсесян, а начатое им дело уже продолжил второй предводитель – архиепископ Ншан Гаракееян.
Стоит добавить, что в ходе своего визита в Армению Папа Римский Франциск посетил собор Святых Мучеников, где помолился и озвучил свое Апостольское благословение.
По данным одного из американских статистических агентств, в нашей республике проживает около 150 тысяч армянских католиков, но, по словам Тер Григора, реальная цифра может быть больше. При этом, согласно ватиканскому статистическому ежегоднику Annuario Pontificio общая численность армян-католиков на 2016 год составила 736 тысяч человек.
Дьявол в деталях, или Почему главную церковь Гюмри называют «Семь ран»
Помню, в детстве я подолгу засиживалась в этой грациозной церкви, внимательно и с некоторым трепетом рассматривая центральную люстру внушительных размеров, да и всю крестово-купольную структуру с высоченным потолком.
Почему «Семь ран»
Главный храм Гюмри, называемый в народе «Йот верк» (Семь ран), возвышается на центральной площади города – Вардананц. Он действовал даже в советские времена, наряду с Первопрестольным в Эчмиадзине, когда все остальные церкви по всей республике были закрыты. Причем здесь действовало сразу три церкви – Армянская апостольская, Армянская католическая и Русская православная.
Строилась церковь с 1874 по 1886 годы. Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения старший священник Ширакской епархии и церкви Сурб Аствацацин Татул Акопян, это изящное строение из черного туфа изначально было деревянным.
Дело в том, что на его месте в XVII веке находилась часовня, построенная князьями Камсаракан, где хранился образ «Семь скорбей Святой Богородицы».
Икона из Западной Армении (ныне территория Турции – ред.) была перевезена в Мармарашенский монастырь, но поскольку он расположен близко к границе, в 1832 году решено было отправить образ в Аричаванк. Но когда реликвия попала в Гюмри, горожане не позволили увезти ее.
Интересная деталь
Интерьер храма «Семь ран» необычен: это единственная армянская церковь с иконостасом на алтаре, что больше характерно для православных монастырей. Стены ее богато украшены росписями. А в центре алтаря можно увидеть изображение Богоматери с младенцем.
По словам священника Татула Акопяна, три храма в Гюмри – Сурб Ншан (Святого Знамения), «Семь ран» и Аменапркич (Всеспасителя) построены по моделям трех Анийских храмов.
Во время разрушительного землетрясения 1988 года церковь «Семь ран» не сильно пострадала: только два купола упали. Говорят, храм был построен таким образом, что именно купола взяли на себя силу удара, в результате чего сама церковь устояла. А эти два купола до сих пор стоят во дворе церкви.
Церкви Гюмри — Старые и новые
Гюмри – один из важнейших центров старинной области Ширак. Церкви города занимают особое место в армянской архитектуре. Они строились параллельно со сражениями, градостроительством, изменением и развитием уклада жизни города.
Средневековая застройка Гюмри является одновременно летописью церквей города. Можно сказать, что церкви Гюмри являются наиболее значимой частью развития религиозных сооружений города со времен Урарту и античности вплоть до периода принятия христианства и наших дней.
Город расположен в 126 км от Еревана, в центральной части Ширакской котловины, на левом берегу реки Ахурян. Первое упоминание о государственном образовании на территории Гюмри, датируемое 8-ым веком, было найдено вблизи храма Мармашена.
Это урартская запись, где Гюмри упоминается как «Ирданиу». Запись содержит следующие строки: «Величием бога Халди Аргишти говорит: я завоевал землю Эриаха, завоевал город Ирданиу вплоть до земли Ишкигулу». (774 год до н.э.) Согласно новейшим исследованиям, Ирданиу – современный город Гюмри, в то время как раньше он отождествлялся с территорией Мармашена.
Исследователи считают, что Ирданиу находился на территории Кумайри-Гюмри и отождествляют его с археологическим центром Кумайри, расположенным на возвышенности реки у обрыва Черкез. В упомянутом месте находится также старинная церковь Кумайри, которая является первым христианским культовым сооружением города, сохранившимся до наших дней. Не исключается, что церковь была построена на месте языческого храма, поскольку эта территория входила в царство Урарту и, возможно, имела капище.
После падения Ванского царства Кумайри был включен в объединенное царство Ервандидов. В 189 году до н.э. Кумайри входил в царство Арташесидов. После падения Арташесидов римские войска стали совершать походы на Армению.
Дорога проходила через Кумайри, который, будучи важным военным центром, был осажден врагом. Разумеется, в этот период в Кумайри не строили церкви, поскольку строительство христианских церквей в Армении началось с 301 года, когда христианство стало официальной религией.
Григорий Просветитель снес все языческие храмы и вместо них построил христианские церкви. Хотя сегодня в Кумайри и не сохранилось сооружений с этого периода, их можно встретить в других городах и селах области Ширак.
Когда армянский царь Трдат III (287–330 гг.) подарил Ширакскую область князьям Камсаракана, те построили две церкви в городе Артик, а также церкви в Лмбатаванке, Пемзашене, Нор Кянке и Барцрашене.
Первая церковь в Кумайри, Дпреванк, была построена в 7-ом веке. Предполагается, что это был образовательный центр, где преподавал Барсег Чон и учился Анания Ширакаци. Церковь была полностью достроена в 935 году усилиями царя Багратуни при участии армянских священнослужителей, изгнанных из Византии.
Новый период в строительстве церквей Кумайри начинается с 19-го века, когда город попадает под зону влияния России. С 30-х годов 19-го века начинается новый этап строительства крепости. Параллельно с этим власти также составляют план города. Согласно проекту, в городе должна была быть построена сеть улиц, которая бы протянулась с севера на юг и с востока на запад.
Исходя из национальности и некоторых особенностей, кварталы города имели разные названия, такие как, например, Слободка (квартал русских), квартал ранчпаров (рабочих), квартал католиков (франков), квартал турок (закавказских татар – прим.). Жители Гюмри называли кварталы «майла». Это слово и сегодня встречается в гюмрийском диалекте.
В 1837 году на территории Гюмри закладывается русская крепость, в этом же году его посещает Николай I, и город получает новое название – Александрополь – в честь его супруги, императрицы Александры Фёдоровны. Строительство новой крепости завершается в том же году, и там строится церковь, названная «церковь Св. Александры».
После завершения строительства крепости начинается перестройка Александрополя. Центром города становится площадь-рынок (сегодня площадь Вардананц), который выступает в качестве и административного, и культурного, и духовного центра города.
Параллельно с градостроительством начинается «золотой век» в истории строительства церквей. Большинство церквей в городе строили эснафы (общее название объединений ремесленников – прим.). Они принимали активное участие во всех культурных и духовных инициативах города.
Они работали бесплатно, поскольку такая работа считалась для них священным делом. Среди известных каменщиков города были мастер Гинос (строительство церкви Св. Александры), мастер Саак (строительство Св. Всеспасителя), мастер Григор (строительство крепости), мастер Папо (строительство Св. Всеспасителя), Татос (Св. Всеспаситель), мастер Аветик (строительство Св. Всеспасителя и школы Нерсисян в Тифлисе).
Церкви строились из чисто тесаного черного камня: по сообщению С. Матевосяна, в западной части обрыва Черкез находились залежи черного туфа. Именно оттуда в город поставлялся камень для строительства. Очевидно, что большинство церквей города были построены именно из черного туфа.
Большинство церквей Александрополя построено в разных частях рынка: каждый квартал имел свою часовню. Ниже приводится план города Кумайри, где отмечено расположение церквей, когда-либо построенных в городе. Не отмечены только церковь Св. Акоба и Св. Рипсиме, поскольку они были построены после землетрясения, хотя план строительства был разработан еще до 1988 года.
1. Церковь Св. Всеспасителя (Сурб Аменапркич); 2. Церковь Св. Богородицы; 3. Церковь Сурб Ншан; 4. Церковь Св. Микаеля; 5. Кумайринская базилика; 6. Церковь Св. Георгия (греческая церковь); 7. Собор Св. Мучеников; 8. Церковь Св. Александрия; 9. Церковь Сурб Хач; 11. Церковь Св. Григория Просветителя; 12. Храм имени Св. Арсения; 13. Храм Св. Саргиса.
Прямо перед рынком находится церковь Св. Георгия, а позади – Св. Всеспаситель. С обратной стороны Св. Всеспасителя – Церковь Св. Богородицы, а с левой стороны – Католическая церковь. За церковью Св. Богородицы находится Сурб Ншан, а неподалеку – церковь Св. Григория Просветителя. Издалека виднеется блестящий купол часовни Св. Микаеля. Расположение церквей прекрасно проиллюстрировано в музее Народной архитектуры и быта Гюмри.
Некое представление о городе можно также сложить, взглянув на сохранившиеся поздравительные открытки и пригласительные. В середине 19-го века Александрополь был настолько благоустроенным, что на открытках и пригласительных печатались виды города.
На фотокарточках видно, что либо общественные здания окружены церквями, либо церкви окружают другие здания. Г. Алишан в своих воспоминаниях отмечает четыре церкви Александрополя – «две новые церкви и две старые». Речь идет о церкви Св. Всепасителя, Сурб Ншан, Св. Григория Просветителя и Св. Богородицы. Первые две были построены в 60-е годы 19-го века, а другие две – в 70–80-е гг.
Историю строительства церквей в Александрополе можно условно разделить на два этапа: 1830–1600 гг. и 1870–1880 гг. Все церкви города были построены в этот период. На первом этапе были построены, в основном, церкви иных конфессий. Получается, что до строительства армянской апостольской церкви в Гюмри уже существовали русская, греческая и католическая церкви.
Так, в 1852 году начинается строительство церкви для католиков.
Церковь была освящена в 1855 году. Параллельно с этим начинается также строительство греческой церкви Св. Георгия. Последняя находилась в греческом квартале вблизи нынешнего памятника С. Шаумяна.
В 1859–1864 гг. была построена церковь Сурб Ншан или, как ее называют, Сев жам («Черная часовня»).
Строительство последней еще не завершилось, когда в 1859 году мастера-каменщики Гюмри во главе с «Праведным» Мануком начали строить церковь Св. Всепасителя (1859–1873).
В 1870–1880 гг. благодаря пожертвованиям местных жителей в Дзори-майла (квартал) была построена церковь Св. Григория Просветителя. Она долгое время после землетрясения 1988 года находилась в разрушенном состоянии, пока к 2015 году не была полностью восстановлена.
В этот же период на юге города рядом с Холмом чести была построена церковь-часовня Св. Микаеля, которую гюмрийцы из-за сияющего жестяного купола прозвали «Плплан жам» (Блистающая часовня).
Натоящим событием для гюмрийцев стало строительство церкви Св. Богородицы. Летописцы описывают это как торжество, всегородское строительство. Церковь, известная под названием «Йот верк», (Семь ран) была построена в 1882–1887 гг.
В 1924 году город был переименован в Ленинакан, после чего началась его перестройка согласно принципам советского градостроительства. Были построены торговые заведения, фабрики, цеха и другие общественные заведения.
В Советские годы в Армении происходит социальный и экономический подъем и, вместе с этим, остается на заднем плане церковь. В некоторых городах церкви были полностью разрушены, а в некоторых использовались в разных целях (не по назначению). Такая политика отразилась также на церквях Ленинакана.
Церковь Св. Всепасителя была превращена в филармонию, Сурб Ншан – в обсерваторию, Церковь Св. Григория Просветителя – в склад. Полностью была разрушена церковь Св. Георгия. В 1937 году на глазах у жителей Гюмри взорвали колокольню Св. Всеспасителя.
Следующим разрушительным ударом по городу стало землетрясение 7 декабря 1988 года. Город теряет почти все, что удалось приобрести за годы и даже за века. После землетрясения в город приглашается главный архитектор Давид Числиев (Числян), который разрабатывает план перестройки города.
Церкви города восстанавливаются по сей день, но процесс этот начался сразу после землетрясения. В 1991 году Гюмри уже приобрел новую церковь. Это был храм, построенный в австрийском квартале, который ознаменовал новый этап строительства церквей в этом городе руин.
В 1992 году город снова был переименован в Гюмри. Начинается долгий и сложный процесс восстановления города, который продолжается по сей день.
В 21-ом веке Гюмри вступает в новый этап развития архитектуры. Строятся новые здания, в основном, с использованием туфа желтоватого оттенка, который выделяется на фоне старых зданий, построенных преимущественно черным туфом.
В северной части города, в квартале Ани, в 2002 строится новая церковь – Св. Акоба. Архитектором церкви был Багдасар Арзуманян.
В 2008 году вблизи железной дороги (сегодня ул. Саргсян) был построен храм Св. Саргиса. Храм находится неподалеку от Сев Гула («Черная крепость»).
Если в 19-ом веке церкви преимущественно находились в центре города, сегодня они повсюду, даже на окраинах города.
Золотым веком в строительстве церквей Гюмри можно, безусловно, назвать период с 1837–1887 гг., когда в городе было построено тринадцать церквей. Период этого духовного пробуждения начинается в 1837 году со строительства Св. Александры и завершается в 1887 году освящением Св. Богородицы.
Как уже было отмечено, помимо армянских церквей в Александрополе строились также русские, греческие, католические церкви. За все время в Гюмри было построено семь русских церквей, пять из которых – в военных частях.
По форме большинство церквей Гюмри – базилики с куполами. Можно с уверенностью отметить, что интерьер большинства церквей одинаковый, обязательно есть алтарь и место для молебен.
Город, который Ашуг Дживани называл «городом, который любит церкви», не изменился даже спустя полтора века. Фактически, Гюмри уже вышел из бедственного состояния, но до сих пор есть безработные и бездомные люди, которые все еще веруют и живут со словами «Слава Св. Всеспасителю» на устах.
Мастера Гюмри во главе с талантливыми архитекторами продолжают строить: «кладя камень на камень, а крест – на купол».
Собор Святых мучеников (Армянский: Սրբոց Նահատակաց եկեղեցի ), в Гюмри, Армения, это собор Ординариата для Армении, Грузии, России и Восточной Европы из Армянская Католическая Церковь. Находится на проспекте Победы, рядом с Музей национальной архитектуры им. Дзитохцяна. Строительство началось в декабре 2010 года и было завершено в 2015 году. [1] Первоначально собор должен был называться «Святой Крест», но был изменен на «Святых мучеников» в честь канонизированных мучеников Геноцид армян.
Содержание
Архитектура
Освящение
24 сентября 2015 г. собор освятили Крикор Бедрос ХХ Габроян, Католикос-Патриарх Армянской католической церкви и Леонардо Сандри, Префект Конгрегация восточных церквей. Церемония прошла в рамках празднования столетия Геноцида армян. Собор назван «Святыми мучениками» в память о жертвах Геноцида армян (в 2015 г. Армянская Апостольская Церковь канонизировал их как мучеников). [3] [4]
Папский визит
25 июня 2016 г. Папа Франциск, сопровождаемый Католикос Карекин II, посетили собор.
Армяне-католики отпраздновали Трндез (Сретение Господне). Репортаж из церкви Святых мучеников в Гюмри
На протяжении почти целого века армяне-католики Гюмри не имели своей церкви, а все обряды совершали в храмах города, принадлежащих Армянской Апостолькой Церкви (ААЦ). Однако после открытия в 2015 году церкви Святых мучеников ординариат словно получил новое дыхание.
Церковь Святых Мучеников в Гюмри была полна народу: там отслужили торжественную Мессу в честь праздника Трндез (Сретение Господне). А после старший священник благословил свечу, от которой на заднем дворе храма был разожжен костер, символизирующий спасительный свет Христа.
Десятки юношей и девушек собрались, чтобы перепрыгнуть через него. Традиция празднования этого национального праздника у армян-католиков ничем не отличается от традиции, принятой среди последователей Апостольской Церкви. Только даты другие, ведь Трндез справляют на сороковой день после Рождества, а Рождество в Католической Церкви, как известно, отмечают 25 декабря.
«Мне нравится этот обряд, который своими корнями уходит в дохристианскую эпоху, поэтому каждый год прихожу отмечать Трдндез вместе с друзьями. Однако солгу, если скажу, что верю в силу огня», — улыбаясь, признается нам молодая девушка и добавляет: «Просто красивая традиция».
Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения старший священник церкви Святых Мучеников Тер Григор Мкртчян, молодое поколение из года в год все активнее вовлекается в церковную жизнь.
«Представьте, что молодежь сейчас очень активна. Примерно неделю назад у нас в храме была встреча с 200 юношами и девушками. А в июне прошлого года в честь Всемирного дня молодежи (католический съезд, имеющий праздничный характер и ориентированный на молодых людей со всего мира – ред.) здесь собрались порядка 350 человек из Сирии, Ливана, России, Грузии», — сообщил священник.
По его словам, во всех католических общинах Армении действует Союз молодежи.
Символ возрождения
Когда-то в северной столице Армении действовала приходская католическая церковь, однако с приходом к власти коммунистов она была переделана под жилое помещение. На протяжении семи десятилетий местные католики посещали церковь Святой Богородицы, или как ее еще называют «Семь ран», поскольку она оставалась единственной, действующей в городе. Именно здесь и проводили они свои ритуальные обряды: венчания, крестины, панихиды…
Добавим, что после установления советской власти из страны были сосланы все священнослужители Католической Церкви (наряду с другими, кстати).
Однако, как замечает Тер Григор, армянским католикам все же удалось сохранить свои традиции и обычаи.
«Наши традиции очень хорошо сохранились. В нашей семье, к примеру, все знали, что если рождается ребенок, то до 40 дней его необходимо крестить… Многие местные католики до сих пор посещают Апостольскую Церковь, но при этом они не скрывают свое вероисповедание», — говорит он.
По словам священника, это не возбраняется – главное, чтобы человек был близок к Богу.
Ординариат возобновил свое действие в 1992 году благодаря одному из священнослужителей Конгрегации Мхитаристов – архиепископу Нерсесу Тер-Нерсесяну, который стал первым главой епархии Армении, Грузии, России и Восточной Европы Армянской Католической Церкви.
Вскоре он начал думать о своих преемниках, и спустя несколько лет в Ереване была основана семинария.
Начиная с этого времени ординариат стремился построить свой Кафедральный собор. Первые шаги в этом направлении осуществил именно архиепископ Нерсес Тер-Нерсесян, а начатое им дело уже продолжил второй предстоятель – архиепископ Ншан Гаракееян.
Строительство собора началось в 2012 году и завершилось в 2015 — в 100-летнюю годовщину Геноцида армян. В честь этой даты по решению главы епархии архиепископа Рафаела Минасяна церковь получила название Святых Мучеников. А во дворе храма был установлен хачкар, увековечивающий память мучеников.
«Кафедральный собор решено было построить в Гюмри, так как большая часть католиков Армении сосредоточена именно на севере страны. И вот теперь у нас есть такая прекрасная церковь», — говорит наш собеседник.
Стоит добавить, что в ходе своего визита в Армению Папа Римский Франциск посетил собор Святых Мучеников, где помолился и озвучил свое Апостольское благословение.
«На протяжении 25 лет мы работали над развитием общин. Наша основная задача – иметь духовных наставников в каждой из них. Стараемся сами быть с паствой, чем ждать, чтобы она пришла к нам. Сейчас уже во всех общинах, кроме трех — Казанчи, Сарагюх, Овтун — имеются свои церкви. Где-то храмы были восстановлены, а где-то – заново построены», — говорит Тер Григор.
По данным одного из американских статистических агентств, в республике проживает около 150 тысяч армянских католиков, но, по словам Тер Григора, реальная цифра может быть больше. При этом, согласно ватиканскому статистическому ежегоднику Annuario Pontificio общая численность армян-католиков на 2016 год составила 736 тысяч человек.