собор святой софии в стамбуле мечеть
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью
Поле чудес
В начале XV века испанский дипломат и путешественник Руй Гонсалес де Клавихо более всего в Святой Софии был поражен мраморной плитой с изображением Богоматери, младенца и Иоанна Крестителя прямо в прожилках камня. В османские времена навязчивые местные гиды в тюрбанах демонстрировали путешественникам знак ладони на одной из колонн, на уровне пять метров от пола, — по легенде, сам Мехмед II Завоеватель в день взятия Константинополя 29 мая 1453 года въехал в храм на коне, конь встал на дыбы на горе трупов и Мехмед оперся о мрамор кровавой рукой. А если до превращения Святой Софии в мечеть вы отправились бы в музей с турецким гидом, он, ракетой проведя вас мимо византийских древностей, показал бы вам в разводах яшмовой стены, у самого нефа, нерукотворный профиль Ататюрка.
Путешественники прошлого оставили нам немало описаний Софии. Но в центре ее мифа всегда были чудеса. Они и по сей день нагромождены в Софии, как в историческом аттракционе. Вот след в стене, в которой скрылся священник, служивший последнюю службу в день завоевания Константинополя. «Когда святая София опять станет христианской, стена раскроется, священник, выйдя из своего убежища, вернется к алтарю, чтобы докончить службу, начатую 400 лет назад» (Теофиль Готье, «Константинополь», 1853). Вот колонна Святого Григория, влажная изнутри, прикоснуться к которой для излечения приходили паломники еще в византийские времена. «Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем», — писал русский паломник Антоний Новгородец в 1200 году. Вот столб, где, как известно любому жителю Константинополя, обитал ангел храма — в ночь завоевания ангел, по свидетельству Нестора Искандера, христианина в османском войске, ушел в небо огненным столпом «бысть яко свет неизреченны».
Фабрика мифов
При любой власти София становилась важным символом. Для ее строителя императора Юстиниана это был символ величия его правления — он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится в веках. Султан Мехмед II видел себя султаном нового, мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а еще поворота на Запад, куда, к большому недовольству многих его мусульманских соратников, отныне будет смотреть его империя. Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества. Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего.
История той Софии, по поводу которой сегодня бьют копья, началась в 532 году нашей эры, когда император Юстиниан задумал перестроить константинопольский храм Святой Софии, разрушенный во время восстания «Ника», так, чтобы равных ему не было в мире. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым.
София предназначена была поражать не снаружи, а изнутри, сияя золотым убранством и светом тысяч золотых светильников. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли.
Золотые купола
Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.
В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.
Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.
Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.
В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.
София для русских
Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.
Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.
Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).
Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.
Nobody’s business but the Turks
Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.
И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.
Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.
Лазерное шоу по расписанию намазов
Из западных путешественников, посетивших Софию в бытность ее мечетью, был один, которому она в этом состоянии нравилась даже больше, — Иван Бунин, видевший в ее первобытной простоте и наготе возвращение к «началу ислама, рожденного в пустыне»: «Когда я вступаю в храм, пигмеями кажутся среди его необъятного простора и необъятной высоты фигурки молящихся — сидящих на огромной площади ухабистого от землетрясений мраморного пола, сплошь покрытого золотистыми скользкими циновками из тростника. (…) И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» («Тень птицы», 1907).
Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.
Эти коврики, к сожалению, уже не вынесешь обратно. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.
История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея
Собор Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО. История собора — в материале РБК
История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции).
Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.
На фото: одна из мозаик в храме изображает императора Юстиниана с моделью собора Святой Софии (слева) и императора Константина с макетом Константинополя (справа)
Именно в этом соборе в 1054 году началась история католической и православной церквей. Кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это стало итогом продолжавшихся разногласий между западной и восточной частями христианской церкви
В XV веке собор перестал быть главным храмом Византийской империи и местом коронации ее правителей. Константинополь захватили османы, храм стал мечетью Айя-София. Внешний облик собора претерпел изменения: к нему пристроили четыре минарета. Считается, что византийские мозаики в интерьере сохранились, потому что при устройстве в здании мечети их замазали штукатуркой
Музеем Айя-София стала в 1934 году во время правления Кемаля Ататюрка (после падения Османской империи и установления Турецкой Республики он провел масштабные реформы, в том числе направленные на придание большей светскости обществу. — РБК). Собор стал музеем, в котором можно было увидеть как христианские, так и мусульманские элементы интерьера.
На фото: американский профессор Томас Уитмор (слева) возглавлял работу по реставрации мозаик собора в 1930-е годы
Спустя почти 90 лет Айя-София перестанет быть нейтральным зданием и снова откроется как мечеть: суд отменил решение правительства Ататюрка, а президент Турции Реджеп Эрдоган подписал соответствующий указ. Он предложил подумать о превращении здания в мечеть еще в прошлом году (Коран там начали читать еще в 2016-м). При этом он заявил, что Айя-София должна остаться открытой для туристов.
В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей. — РБК) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.
В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.
Большая мечеть Святой Софии. Изменения с 2020 года
Бывший собор, а ныне мечеть Святой Софии ( по-турецки Аясофья ) можно считать самой известной и посещаемой достопримечательностью Стамбула вместе с соседним дворцом Топкапы. Собор Святой Софии — это бывшая церковь и бывший музей, объявленный одним из величайших архитектурных произведений в мире и признанный восьмым чудом света.
Построенный как церковь в 325 году, собор Святой Софии был перестроен в 537 году и преобразован в мечеть султаном Фатихом Мехметом после завоевания Стамбула в 1453 году.
Был музеем с 1935 года, но постановлением административного суда Турции от 10 июля 2020 года снова официально объявлен мечетью Святой Софии. Эрдоган отменил решение от 1934 года использовать Собор Святой Софии в качестве музея.
Теперь официальное название Большая мечеть Айя София или Ayasofya-i Kebir Camii. Хотя по размерам самая большая мечеть в Стамбуле — это мечеть Чамлыджа (мечеть Эрдогана).
С 24 августа вход в здание свободный (ранее стоил 100 лир или по museum pass). Туристы могут посещать Айю Софию бесплатно, как и Голубую мечеть, соблюдая все правила для посещения мусульманских храмов. Вход запрещен только во время молитв. Время намазов лучше уточнить на официальном сайте или на сайте намазов.
Факты о соборе Святой Софии
История Святой Софии
Нынешнее здание Святой Софии является третьим сооружением и имеет своеобразный архитектурный стиль.
Римско-византийский период
Собор Святой Софии был построен в 325 году по великому желанию и воле императора Константина перенести столицу Римской империи в Константинополь.
После сильного землетрясения 360 года постройку восстановил император Константин и назвал «Большой церковью (Megale Ekklesia)».
До периода византийского императора Юстиниана (527-565) здание много раз пострадало из-за восстаний и больших пожаров, и поэтому восстанавливалось снова и снова.
И, наконец, собор был реконструирован за 5 лет по приказу императора Юстиниана под руководством известных архитекторов Антемия (Тралл) и Исидора (Милет).
Собор Святой Софии был самой большой церковью в мире в период Восточной Римской империи и использовался как церковь в течение 916 летдо завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году Фатихом султаном Мехмедом. Также Собор был местом, где короновались императоры,
Османский период
После завоевания Константинополя Султан Мехмед Фатих превратил церковь в мечеть. Собор Святой Софии использовался как мечеть 482 года.
Во времена Османской империи султаны придавали собору Святой Софии особое значение. Были приложены все усилия, чтобы защитить и поддержать собор Святой Софии как символ завоевания.
Период Турецкой Республики
После образования Турецкой Республики Собор Святой Софии был закрыт на реставрационные работы в 1930-1935 годах.
В 1935 году по приказу Ататюрка, основателя Турецкой республики, и решением Совета министров собор Святой Софии был преобразован в музей.
Собор Святой Софии объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.
Часть Собора Святой Софии (названная павильоном Хункар) была впервые открыта для молитв в октябре 2016 года Управлением по делам религий.
Указом от 10 июле 2020 года, официально объявлено о преобразовании Святой Софии в мечеть, после того, как административный суд Турции аннулировал решение 1934 года, которое утверждало использование Святой Софии в качестве музея.
Первая молитва состоялась в пятницу 24 июля 2020 года.
Что посмотреть в соборе Святой Софии
В экстерьере
В интерьере
Это все равно что войти в священный мир христианства и ислама, слитый на апсиде, напоминающей раковину, и под впечатляющим куполом, в таинственной и мистической атмосфере с широким спектром архитектурных и художественных произведений тысячелетней давности.
Например, золотая христианская мозаика и красочные фрески византийской эпохи. Мозаики Святой Софии изображают христианские сцены.
Не факт, что теперь их не закроют навсегда. Сегодня их закрывают только на время намазов.
Золотые христианские мозаики, о которых мы упоминали выше, вероятно, относятся к 10 веку, а другая известная мозаика изображает Иисуса и Деву Марию.
Вы увидите и полюбуетесь;
Собор Святой Софии — внутренний вид
Нынешний вид как мечеть
Когда он был музеем
Фрески и мозаики с изображениями христианских святых закрыли занавесками, щитами или навесным потолком, орнамент на полу застелили коврами. Некоторые покрытия снимаются на момент, когда в здании нет богослужений, но часть изображений стали полностью недоступны для посетителей.
Видео
Когда собор был музеем:
Часы работы и цена
Часы работы
Открыт каждый день
Стоимость билета
Бесплатно! Входной плата в собор Святой Софии не взимается.
Рекомендации
* Вы должны снять обувь перед тем, как войти на ковры мечети.
* Убедительно просим проявлять уважение к ежедневным пяти молитвам в мечети, не создавать так много шума, не бегать и не стоять перед молящимися.
* Некоторые части мечети, используемые для молитв, временно закрыты для посетителей во время пятничного богослужения в полдень.
* Женщинам следует носить головной убор при входе в собор Святой Софии. На входе вы можете получить платки на голову бесплатно.
* Фотографировать разрешено, однако не следует фотографировать молящихся.
* Экскурсии с гидом проводятся и настоятельно рекомендуются, поскольку история Святой Софии насчитывает тысячи лет. Теперь, когда входной платы нет, цены на экскурсии упали. Лучше узнать каждую деталь и историю и подробно изучить архитектуру, мозаику, парящий купол, верхние галереи и украшения из прошлого и сегодняшнего дня с гидом. Ссылки на экскурсии вы можете найти ниже.
* Запланируйте посещение не менее 60 минут.
* Планируйте свой день вместе с дворцом Топкапы и Цистерной Базилика, так как они находятся в нескольких минутах ходьбы от собора Святой Софии.
* По возможности избегайте посещения Айя-Софии по время молитв в полдень по выходным и пятницам, так как там будет больше людей.
* Попробуйте на обед Tarihi Sultanahmet Koftecisi (примерно в 150 метрах от Собора Святой Софии), популярный исторический ресторан, известный своими традиционными фрикадельками и десертами из манки.
* Проверьте прогноз погоды и, если возможно, запланируйте посещение на самый солнечный день.
Собор Святой Софии в Стамбуле официально стал мечетью Его считали главной православной святыней. Судьба легендарных византийских фресок неизвестна
Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. По нынешней официальной позиции Анкары, храм был собственностью Султана Мехмеда Фатиха, который затем передал его в вакф — мусульманский фонд, а имуществом этой организации министры не имели права распоряжаться. Более того, под вопрос ставят подлинность подписи основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка на документе о музейном статусе.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. Как ожидается, глава государства выступит в прямом эфире с обращением по этому вопросу.
Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула. Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги.
Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов.
Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей.
Представитель РПЦ Андрей Ткачев сравнил превращение храма в мечеть с пожаром в соборе Парижской Богоматери. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих.
Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами.
На критику из других стран турецкие власти отвечали однозначно: это внутреннее дело государства, и судьбу Святой Софии должно решать население — а большинство турок поддерживает решение о превращении ее в мечеть. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента.
Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля.
Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем.
Собор был достроен и освящен в 537 году — более 1,5 тысячи лет назад — и долгое время являлся крупнейшей в мире христианской святыней. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали.
Кемаль Ататюрк последовательно выстраивал светское государство, стараясь отделять ислам от политики. По его личному указанию собор получил музейный статус. После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи.