собор святой софии реконструкция
История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея
Собор Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО. История собора — в материале РБК
История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции).
Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.
На фото: одна из мозаик в храме изображает императора Юстиниана с моделью собора Святой Софии (слева) и императора Константина с макетом Константинополя (справа)
Именно в этом соборе в 1054 году началась история католической и православной церквей. Кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это стало итогом продолжавшихся разногласий между западной и восточной частями христианской церкви
В XV веке собор перестал быть главным храмом Византийской империи и местом коронации ее правителей. Константинополь захватили османы, храм стал мечетью Айя-София. Внешний облик собора претерпел изменения: к нему пристроили четыре минарета. Считается, что византийские мозаики в интерьере сохранились, потому что при устройстве в здании мечети их замазали штукатуркой
Музеем Айя-София стала в 1934 году во время правления Кемаля Ататюрка (после падения Османской империи и установления Турецкой Республики он провел масштабные реформы, в том числе направленные на придание большей светскости обществу. — РБК). Собор стал музеем, в котором можно было увидеть как христианские, так и мусульманские элементы интерьера.
На фото: американский профессор Томас Уитмор (слева) возглавлял работу по реставрации мозаик собора в 1930-е годы
Спустя почти 90 лет Айя-София перестанет быть нейтральным зданием и снова откроется как мечеть: суд отменил решение правительства Ататюрка, а президент Турции Реджеп Эрдоган подписал соответствующий указ. Он предложил подумать о превращении здания в мечеть еще в прошлом году (Коран там начали читать еще в 2016-м). При этом он заявил, что Айя-София должна остаться открытой для туристов.
В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей. — РБК) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.
В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.
Дела турецкие?
Причины смены статуса
На смену статуса турецкий президент пошел, по всей видимости, с целью консолидации сторонников правящей Партии справедливости и развития (AKP), значительная часть которых представляет собой умеренных националистов и сторонников усиления исламского вектора. Не лучшая экономическая и политическая ситуация в Турции вынуждает искать способы для привлечения и удержания электората.
Одним из вариантов стало превращение Айя-Софии в мечеть. Ведь, согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. Собственно, реакция на нынешнее решение Эрдогана подтверждает итоги соцопросов. На площади перед собором вечером 10 июля собралось большое число верующих, читающих молитвы и выкрикивающих лозунги в поддержку решения президента. Что интересно, оппозиционные светские партии, в том числе и называющая себя продолжательницей дела Ататюрка Республиканская народная партия (CHP) никак не возразили на смену статуса собора.
Проблема фресок
Турецкий политолог, историк Тогрул Исмаил заявил в интервью русскоязычному турецкому телеканалу TRT, что мозаики и фрески, по его мнению, останутся на месте, поскольку Турция обязалась сохранять этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и не намерена отказываться от своих обязательств.
Согласно данным Министерства культуры и туризма Турции, Святая София стала наиболее посещаемой достопримечательностью в стране, в 2019 году в соборе побывали 3,72 миллиона посетителей. Стоимость входного билета для детей старше восьми лет составляет 100 лир (около 15 долларов). Таким образом, за прошлый год собор принес доход в размере свыше 52 миллионов долларов, даже если исходить из того, что за билеты заплатили лишь 3,5 миллиона туристов. Если власти решат убрать мозаики и фрески, это, очевидно, снизит количество туристов. Маловероятно, что Турция с ее сложной экономической ситуацией решит отказаться от этих средств. Правда, Эрдоган заявил, что вход в Айя-Софию могут сделать бесплатным, как и во все остальные мечети, однако сомнительно, что это решение будет долговечным.
Считается, что возведение Святой Софии обошлось императору Юстиниану в 145 000 килограмм золота, это тогда было три годовых бюджета Византии. Поддержание в порядке здания, которому более 1500 лет, обходится сейчас в миллионы долларов ежегодно, особенно учитывая сейсмоопасность стамбульского региона, и маловероятно, что власти захотят финансировать все это из бюджета, пусть даже с помощью регулярных взносов ЮНЕСКО на поддержание памятника всемирного значения. Другое дело, что полы в мечети принято покрывать коврами. Если это будет сделано и в Айя-Софии, то туристам придется снимать обувь и носить ее с собой в пакете, как это практикуется в Голубой мечети.
Осадок останется
Кстати, что касается мусульманских богослужений в Айя-Софии, то формально собор был открыт для них еще в 1991 году указом министра культуры Турции, тогда же в него назначили имама и муэдзина. Другое дело, что в те времена Турция стремилась в Евросоюз, а период исламского возрождения еще не начался и страна придерживалась секулярных принципов, завещанных Ататюрком.
Что касается последствий смены статуса Айя-Софии для самой Турции, то президент Эрдоган, похоже, планирует сделать это некоей точкой отсчета для возрождения турецкого влияния в мире. В частности, в своем арабоязычном Twitter он написал, что открытие Айя-Софии является предвестником освобождения мечети Аль-Акса, третьей по значению исламской святыни, расположенной в Восточном Иерусалиме. Вероятно, в ближайшее время стоит ожидать и других заявлений Анкары в подобном духе. Безусловно, эти слова будут раздражать Израиль и Европу, однако они рассчитаны не на них, а на мусульманский мир, чтобы показать, что Турция как раз и стремится к созданию единой уммы. При этом Анкара и без того находится в довольно натянутых отношениях с большинством христианских стран, поэтому новая порция критики с их стороны его, очевидно, не испугает.
К сожалению, призывы Патриарха не были услышаны.
Но, по его словам, в перспективе история, конечно, будет все «расставлять по своим местам».
Архитектор Трдат — мастер реставрации купола Святой Софии Константинопольской
Главными строителями известной нам юстиниановской базилики Святой Софии в Константинополе были в VI веке Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, однако над куполом после землетрясения в конце X века поработал Трдат — архитектор из Армении, создатель храма в Ани. Историю собора Агия София исследовала Алиса Поплавская, культурный обозреватель Армянского музея Москвы.
Высота собора Святой Софии — 55,6 м, диаметр купола — более 30 м, площадь — свыше 7,5 тыс. м² (длина — 75,6 м, ширина — 68,4 м). Фото: pikabu.ru
330 год. Император Константин переносит центр Римской империи в Византию и называет город Новым миром. Это оказывается не особо удачным решением: столицу в народе все чаще именуют Константинополем. Топоним настолько пришёлся по вкусу, что теперь кажется — этот город на Босфоре всегда назвался так пышно и красиво. Константинополь.
В эти же тридцатые годы IV века на рыночной площади Августеон император закладывает базилику и называет её в честь Премудрости Божией — Святая София — так, чтобы понятно и близко было «и эллину и иудею». Этот момент становится началом невероятно длинной истории одного из самых известных и красивых архитектурных памятников мира и символа всех христиан.
«Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Вид с юго-запада». Раскрашенная гравюра. Середина XIX века. Архив «Православной энциклопедии». Источник: bigenc.ru
Базилика за все время своего существования пережила множество изменений. Сначала из-за быстрого прироста населения в Константинополе ее решают увеличить в размерах, а затем целых три раза подряд — в 404, 415 и 532 годах — святыня сгорает. В 415-м пожар уничтожает воссозданную на месте базилики церковь, а в два других года сама базилика страдает во время мятежа, после чего Святую Софию усердно восстанавливают.
Строительство Святой Софии Константинопольской. Миниатюра из «Хроник Константина Манассии». Источник: wikipedia.org
В 532 году во время восстания Ника, крупнейшего бунта в истории Византии, произошедшего при правлении императора Юстиниана I, Константинополь был существенно разрушен из-за пожара. Сгорела и тогдашняя София, которая, если верить источникам, являла собой большую пятинефную базилику с богатым мраморным убранством. Восстание было спровоцировано налоговым гнётом и церковной политикой Юстиниана, преследовавшего еретиков и язычников. Тирания Юстиниана не устраивала многие слои населения и заставила народ объединиться и выступить против императора. Дело зашло так далеко, что Юстиниан собрался бежать из страны, но ситуацию храбро спас полководец Велизарий, вошедший в Константинополь и подавивший бунт. В честь победы Юстиниан решил выкупить территории вокруг сгоревшей базилики и построить на этом месте самый грандиозный в мире храм, который мог бы поражать мощью и великолепием, привлекая жителей страны и многочисленных паломников.
Реконструкция византийского Константинополя. Источник: pikabu.ru
Для этой цели были приглашены два, очень известных для того времени, архитектора и крупнейших ученных-теоретика: Анфимий из Тралла и Исидор из Милета. Первый делал математические и геометрические расчеты, а второй реализовывал это в камне. Для собора со всех концов империи доставляли лучший мрамор: белоснежный из Проконеза, зеленый из Каристоса, красный из Ясоса. Восемь готовых колонн привезли из самого храма Артемиды из Эфеса, а восемь других из храма Солнца из Баальбека. Ежедневно на стройке трудились более 10 тысяч рабочих. Они бросали в растопленное золото жемчуг и драгоценные камни, чтобы украсить этим сплавом поверхность престола.
Все доходы империи уходили на создание церковной утвари, которую изготавливали из драгоценных металлов. Современники утверждали, что на облицовку храма ушло 40 тысяч фунтов серебра, а золотой пол украсили мозаики, как и стены храма, которые были полностью ими покрыты. Иконостасом храму служили 12 серебряных колонн с капителями из золота, на которые поместили иконы.
В архитектуре собора Святой Софии прослеживается большое количество куполов, которые венчают не только основные павильоны главного здания и апсиды, но и открытые и крытые галереи. Фото: facade-project.ru
«…Храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».
Византийский летописец VI века Прокопий Кесарийский
Святая София в разрезе. Источник: periskop.su
Постройка храма заняла 5 лет, после чего его освятили и в честь этого устроили празднества: говорят, что жители города радовались и ликовали целых пятнадцать дней. Размеры базилики Святой Софии и её богатое внутреннее и внешнее убранство производили колоссальное впечатление на граждан Византийской империи и на иностранцев, прибывавших как ради торговли, так и с целью увидеть воочию самую большую постройку «крещённого» мира. Согласно христианской концепции мироустройства, храм воплощал Вселенную, а купол его — небесный свод.
В X веке, при правлении киевского князя Владимира Святославича, из Руси в Константинополь приехали послы и поразились роскошью храма: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» [«Повесть временных лет», перевод Д.С. Лихачева. — Прим. авт.].
Современное состояние купола. Схема показывает стыки между фрагментами разных веков после многочисленных реставраций. Источник: theatron.byzantion.ru
557 год. Однажды в полночь в Константинополе началось землетрясение, от которого пострадало множество простых жителей из бедных районов города, где ненадёжные дома не выдерживали нагрузки и рушились от подземных толчков почти моментально. В Византии такой природный катаклизм не был редкостью, и горожане, не без «помощи» церкви», объясняли природное явление гневом Божьим. Собор Святой Софии устоял, но после повторного землетрясения в 558 году восточная часть купола обрушилась прямо на алтарь. Архитекторов, возводивших Софию, уже не было в живых, и за исправление ситуации взялся племянник Исидора из Милета. Он приподнял купол на 9 метров, но не смог сохранить его легкость, что немного утяжелило облик всего собора.
Трдат — мастер кафедрального собора Ани
Купол Трдата. Фото: theatron.byzantion.ru
На этом реставрационные работы храма не закончились. Землетрясение 989 года (по другой версии 986-го) причинило еще больший урон и разрушило западную часть купола и один из полукуполов. За престижную работу по восстановлению взялся армянский архитектор Трдат. Точные годы жизни зодчего остаются для нас неизвестными (предположительно, 950–1020 гг.), но его наследие как нельзя лучше хранит память о нем.
Считается, что церковь Сурб Ншан в монастыре Ахпат построена в 991 году Трдатом. Фото: ezolotuhin.com
До сих пор неизвестно, каким образом зодчий получил приглашение в Константинополь. Одни источники говорят, что Трдат в момент землетрясения находился в Византии и сам предложил свои услуги. Другие повествуют о том, что Трдат к этому моменту стал прославленным строителем. Ему как раз доверили сооружение кафедрального собора (989–1001 гг.) в Ани — столице Армянского царства Багратидов.
Благодаря таланту и безупречной репутации Трдат получил заказы на строительство собора в резиденции католикоса в Аргине (985 г.) и дворцовой часовни царя Гагика II (примерно 1001–1005 гг.). Ему приписывают также главные церкви монастырей Мармашен, Санаин и Ахпат, сооруженные во второй половине X века. «Столь масштабные проекты сделали Трдата знаменитым — он относится к числу немногих средневековых архитекторов, упоминаемых в письменных источниках своего времени», — пишет исследователь наследия Трдата, арменовед Кристина Маранчи в статье «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», опубликованной фондом развития и поддержки арменоведческих исследований «Анив». [Согласно некоторым источникам, строительство Анийского собора и реставрация Святой Софии производились в один и тот же временной период — начиная с 989 года. Неточности хронологии не дают нам право с уверенностью говорить, какая именно постройка — дело рук Трдата. Но позволяют предполагать, что путаница закралась в документы, раз о Трдате упоминают разные источники одного и того же периода и даже года.— Прим. ред.].
Кафедральный собор в Ани. Фото: vstrokax.net
Архитектурная практика Трдата, описанная в литературных источниках и в самих сохранившихся сооружениях, содержит довольно важные сведения о строительстве Средних веков. Однако письменные данные об этом мастере крайне асиметричны. В арменологических исследованиях встречается много информации о проектах Трдата на родине, византинисты же часто говорят о работе архитектора в Константинополе, но редко упоминают сооружения, построенные им в Армении.
Во «Всеобщей истории» XI века Степанос Таронеци (армянский историк рубежа X–XI веков) пишет: «Даже собор Софии развалился на куски от вершины до подножия. Многие опытные греческие мастера неоднократно пытались его восстановить. Архитектор и строитель армянин Трдат тоже находился там, он представил план, с мудрым пониманием дела изготовил модель и приступил к начальной работе, так что церковь была восстановлена еще красивей прежнего». Трдат и правда представил план восстановления собора. Он сделал чертеж, что было совершенно ново для византийских архитекторов, и подготовил модель отреставрированного собора.
Источник: google.com
Армянский архитектор достроил западную часть купола, укрепил западную арку и увеличил ее высоту. Исследователями Трдата была замечена асимметрия каменной кладки на внутреннем основании купола. Ученные Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс пришли к выводу, что результатом асимметрии стало увеличение большой западной арки, созданное Трдатом намеренно, в целях предотвращения горизонтального распора в конструкциях арок, который создавался за счет опасной выпуклости южной части купола, сохранившейся с VI века. Расчеты армянского архитектора оказались верными. Благодаря ему мы и сегодня можем любоваться выделяющимся на фоне голубого неба куполом Святой Софии, окруженной с трех сторон Босфором, проливом Золотой рог и Мраморным морем.
Как показывают события прошлого и настоящего, здание Святой Софии Константинопольской претерпевало различные изменения и не исключено, что ее ждут новые влияния, может быть, не вполне желательные, с учетом нынешней политической ситуации. Но несмотря на «временные обстоятельства», шедевр армянского и римских архитекторов величественно и гордо стоит на своем законном месте, украшая Константинополь и возвышаясь над городом, который современники называют Стамбул.
Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы
Обложка: pikabu.ru
Использованные источники:
alienordis
Зарисовки с натуры
С веками люди не меняются. Меняется только антураж.
Святая София: что было до мечети и музея.
Когда входишь в Святую Софию, понимаешь, что чувствовали послы Владимира Красно Солнышко, которые, посетив православное богослужение в Константинополе, не могли понять «на небе они были или на земле». Даже сегодня, потеряв большую часть своих золотых мозаик, будучи превращенной в музей с толпой туристов и обязательными сувенирами на входе и выходе, София сохранила какую-то непередаваемую атмосферу «того самого храма», в который стремились попасть паломники со всего христианского мира. В этой заметке я попробую показать, какой Святую Софию видели люди до того, как Константинополь был завоеван турками, и она была обращена в мечеть.
Вход в Святую Софию через царские врата.
Заметка написана на основе книги С. Иванова «В поисках Константинополя».
Внешний вид храма Святой Софии.
Рассматривая внешний облик Святой Софии сложно абстрагироваться от минаретов. Они, конечно, искажают впечатление от храма, но София и в византийское время была со всех сторон обстроена помещениями, с которыми ее соединяли внутренние проходы.
Реконструкция части Константинополя, включающей Большой дворец, храм Святой Ирины, храм Святой Софии и ипподром (по Giroux-A. Vogt).
Реконструкция храма Святой Софии и окружающих его зданий (по A. Pasadaios)
На стене храма до сих пор можно увидеть следы от примыкавших к ней высоких сводчатых помещений патриаршего дворца.
Вид на южную стену Святой Софии.
Минарет сейчас находится как раз на том месте, где была винтовая лестница, которая вела в покои патриарха.
Минарет на месте лестницы в покои патриарха.
Сегодня здание не производит впечатление особенно высокого. Однако храм 900 лет удерживал рекорд самого высокого здания в мире по высоте внутреннего пространства – побил его только флорентийский Дуомо в 1436 году.
Внешний вид храма Святой Софии.
Нынешнее впечатление от храма во многом определяют пристроенные к нему в разные периоды контрфорсы, то есть мощные поперечные стены-подпорки. Главной их целью было спасти гигантскую постройку от землетрясений, а также остановить «разъезжание» стен и колонн под колоссальным давлением купола.
Самыми ранними контрфорсами считаются те, что пристроены к нему с западной стороны. Они датируются 9-10 вв.
Контфорсы с западной стороны храма.
Теперь в собор заходят через западные двери, но в древности (не позднее, чем с 7 в.) они отпирались только по большим праздникам.
Обычно в храм заходили через юго-западный вестибюль, там где сейчас находится выход.
Юго-западный вестибюль.
Источник: http://anatoly-ve.livejournal.com/57571.html#cutid1
Над этим входом до сих пор можно видеть мозаику с изображением Богородицы с младенцем на троне, перед которой, склонив головы, стоят: справа – император Константин, посвящающий Приснодеве город Константинополь, а слева – император Юстиниан, подносящий ей же храм Св. Софии. Датируется эта мозаика 10 в.
Мозаика над входом.
Двери вестибюля отделаны бронзой лишь со стороны улицы. На дверях есть надпись «[Феофил] (уничтожена) и Михаил Победители». Император Феофил был иконоборцем и последующие иконопочитатели постарались вымарать все напоминания о нем.
Двери юго-западного вестибюля.
Источник: Википедия
Нартекс Святой Софии.
Источник: http://dibazolllll.livejournal.com/41582.html
Потолки здесь украшены золотыми мозаиками. Это изначальный, юстиниановский декор. Когда-то все поверхности храма были покрыты золотым ковром. Единственный вид орнамента, который позволили себе строители – это гирлянды цветов. Они и сейчас видны в арках оконных проемов.
Потолок нартекса.
Потолок и окна нартекса.
Аляповатые пятна желтой краски – это следы реставрации 19 в.
Потолок нартекса.
Центральные двери, что вели из нартекса в основное помещение храма назывались Царскими и никто, кроме василевсов не имел права через них входить.
Царские врата
Источник: Википедия
Над царскими вратами расположена мозаика, изображающая Христа, восседающего на троне между двумя медальонами: в правом Богородица простирает к Нему руки в умоляющем жесте, в левом – архангел Михаил, глядящий прямо перед собой. Внизу же распростерся перед троном Христа император Лев VI Мудрый.
Мозаика над царскими вратами.
По обе стороны от Царских дверей на высоте человеческого роста сохранились ниши, в которых помещались две знаменитые (видимо, мозаичные) иконы. Той иконе, на которой изображался Христос, по преданию можно было исповедаться, если стыдно было идти к священнику. О популярности такой исповеди говорит ямка в мраморном полу слева от Царских дверей, протертая коленями грешников.
Пол под иконами
Купол Святой Софии словно парит над зданием.
Подкупольное пространство Святой Софии.
От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в.). Купол виден почти отовсюду в храме. На куполе заметны следы нескольких починок. По одной секции – с севера и с юга – относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола. Одна секция на западе была изготовлена во время второй реконструкции в 989 г., а одна на востоке – во время третьей реконструкции в 1346 г. Получившиеся в результате нестыковки особенно заметны на карнизе.
Купол Святой Софии.
Гигантское пространство все залито светом, и это при том, что контрфорсы заслонили собой многие окна. Изначально их было 214, а сейчас всего 181. Храм ярко освещался и изнутри: некоторые светильники спускались с потолка, другие – крепились на стенах или на колоннах.
Естественное и искусствоенное освещение Святой Софии.
На многих колоннах и сейчас можно заметить следы крепления светильников на уровне чуть выше человеческого роста.
Колонна с креплением в виде кольца.
Колонны в Святой Софии увенчаны не классическими, а особенными ранневизантийскими «корзиночными» капителями. Бронзовые воротники сверху и снизу многих колонн, как и протянутые иногда между ними свинцовые прутья были установлены в средневизантийское время – это следы усилий по выравниванию давления купола.
Колонны с бронзовыми воротниками и свинцовыми прутьями.
На капителях многих колонн можно рассмотреть вензеля: вперемежку «Юстиниан Император» и «Феодора Августа».
По центру капителей видны круглые вензеля.
Все стены нефа декорированы мраморными плитами. Каждая мраморная плита расщеплялась на две и разворачивалась как «книга», поэтому две соседние створки всегда образуют симметричный рисунок.
Мраморная плита, раскрытая как «книга».
Над входом в центральный неф (основное подкупольное пространство) с внутренней стороны расположена большая плита зеленого мрамора. На ней когда-то висела икона, изображающая сцену из жития Святой Феодосии.
Вид из собора на вход в неф.
Изображение Голгофского креста под балдахином.
В византийское время в Софии хранилось множество величайших реликвий христианства: от колесницы Святых Константина и Елены до сосуда с кровью и молоком (!) Святого Пантелеймона. Реликвии были выставлены вдоль стен храма, в «простенке» между ними и колоннами, обрамляющими основное подкупольное пространство. Все паломники двигались строго в одном направлении – по часовой стрелке – чтобы не создавать давки.
Некоторые рекликвии закладывались в колонны – с западной стороны колонн, ограничивающих пространство южного нефа с северной стороны, хорошо видны прямоугольные проплешины со следами креплений.
Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!
Единственный сохранившийся до наших дней византийский объект паломничества – это колонна Св. Григория. Влажность, идущая из-под земли сделала камень хрупким, он уже в древности был забран металлическим коробом. Считалось, что потерев колонну, можно было получить исцеление от болезней. Десятки поколений паломников протерли дырку в металлическом футляре. Сегодня через нее руку к колонне просовываю туристы.
Очередь туристов к колонне Святого Григория.
В северо-восточном углу Софии, позади порфировых колонн, до сих пор сохранились кольца для портьер. За ними клирики готовились к Великому Входу (часть литургии, во время которой перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол).
Кольца для портьер на потолке.
Алтарное возвышение, сейчас скошенное к югу, было таким образом перестроено турками для устройства мирхаба. В византийские времена оно было симметричным.
Апсида и алтарное возвышение.
Самые ранние из сохранившихся в Святой Софии фигуративных мозаик – это изображение Богоматери на полукруглом своде, перекрывающем алтарь, и архангела Гавриила на южном склоне свода (второй архангел на северном склоне практически утрачен). Они относятся ко 2-й половине 9 века.
Изображение Богоматери и архангела Гавриила.
Пространство под мозаику с фигурой Богоматери специально перестраивалось: во времена Юстиниана окна, прорезающие конху были еще больше.
Конха апсиды с окнами и мозаикой.
Изображение Богоматери сдвинуто влево, относительно центрального окна, Младенец на ее руках также развернут влево. Изгиб поверхности апсиды усиливает впечатление, что Божественная Семья смотрит на юг, туда, где во время богослужения находился император.
Вид на конху апсиды с юго-западного угла Храма, где во время Богослужения сидел император.
Где находился сам трон императора не вполне понятно. Справа от алтаря есть круг из порфира, но он чересчур мал, чтобы на нем мог поместиться престол. Здесь водружали крест Константина, когда его вносили в церковь перед шествующим туда императором.
Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!
Около юго-восточного опорного столба на полу выложен огромный круг из гранита в окружении кругов поменьше из красного порфира и зеленого мрамора. Иногда полагают, что императорский трон стоял здесь, но выложен этот круг был не ранее 14 в.
У западной грани юго-восточного опорного столба на полу заметны следы квадрата 80х80 см – они также могут быть следом от трона.
Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!
Полы в Святой Софии беломраморные, значительная их часть сохранилась еще со времен Юстиниана. Из значительных утрат: исчезли три из четырех полос зеленого мрамора, которые уподобляли четырем райским рекам. Теперь в целости осталась только одна «река». Видимо, здесь находилась алтарная преграда, которая в те времена представляла собой невысокую ограду на колонках.
Над святым престолом висело много корон, в разные века пожертвованных императорами храму. В Византии не существовало специального и единственного царского головного убора. Корон было множество на разные случаи, причем носили их и даже заказывали не только сами императоры, но и их родственники.
Апсида, перед которой когда-то был расположен алтарь.
Все четыре арки, образовывающие маленькгий купол в юго-восточном углу храма снабжены крепящимися к потолку кольцами, по 9 штук с каждой стороны. С колец до полу свешивались драгоценные занавески, огораживая так называемый мираторий – особое пространство, где император мог находиться во время литургии, оставаясь невидимым для подданных.
Еще раз покажу план, чтобы сориентироваться на местности.
Западнее миратория в южном нефе стояли за литургией высшие должностные лица Империи.
Вид на подкупольное пространство и южный неф.
На галерее второго этажа изначально стояли еще не принявшие крещения «оглашенные». Но с тех пор как крестить византийцев стали в младенчестве, слово утратило смысл и на втором этаже обычно находились женщины.
Галерея второго этажа
Женщины поднимались наверх по пандусу, расположенному в северо-восточном углу храма.
Подъем на галереи второго этажа.
Источник: http://dibazolllll.livejournal.com/41582.html
В самом центре проходившей над нартексом западной галереи, прямо напротив алтаря, стоял трон императрицы. Его место помещено квадратом зеленого мрамора на полу.
Туристическая табличка обозначает место, где стоял трон императрицы.
Источник: Википедия
Вокруг толпились прихожанки, многие из которых оставляли на парапетах свои надписи.
Граффити на парапетах галереи второго этажа.
Вообще все мраморные парапеты второго этажа сплошь изрезаны граффити на различных языках. Среди них есть примерно 80 древнерусских.
Древнерусское граффити.
Есть и руническая надпись, оставленная викингами, служившими телохранителями византийского императора, в 9 в.
Руническое граффити
Мозаика с изображением императора Александра.
Южная галерея примыкала к Патриаршему дворцу и была зарезервирована за церковными соборами. Между юго-западным угловым пространством и собственно южной галереей стоит резная мраморная преграда, названная в позднейшее время «Врата Рая и Ада».
Резная мраморная преграда, пересекающая пространство южной галереи.
Характер резьбы позволяет отнести «Врата» к 6 веку, однако никаких упоминаний о них в источниках не встречается. Видимо, они разделяли духовные и светские власти.
Источник: Википедия
Из галерей второго этажа открывался великолепный вид на мозаики в тимпанах.
Сегодня из мозаик в тимпанах южной стороны (на фото выше) не сохранилось ни одной. Из мозаик в тимпанах северной стены сохранились только три: Игнатий Младший, Иоанн Златоуст и Игнатий Богоносец.
Иоанн Златоуст
Источник: Википедия
Игнатий Младший
Источник: Википедия
Фото изображения Игнатия Богоносца, к сожалению, не смогла найти.
Все эти мозаики исполнены чуть позже, чем Богоматерь в апсиде. Однако их было гораздо больше.
Мозаики тимпана южной стороны (шесть патриархов). Рисунок братьев Фоссати (они реставрировали Св. Софию), 19 в.
Мозаики тимпана северной стороны (шесть патриархов). Рисунок братьев Фоссати, 19 в.
Источник: Википедия
Лик серафима в северо-западном парусе купола был расчищен только в 2009 г. Закрыт он был после превращения Св. Софии в мечеть.
Парус купола с изображением серафима.
В южной галерее сохранилась верхняя часть огромной мозаики палеологовского времени с изображением Христа Вседержителя и предстоящих ему в молитве Богоматери и Иоанна Предтечи – так называемый Деисус. Повреждена мозаика была еще крестоносцами. Сколы расположены как раз на уровне человека на коне.
Деисус.
Источник: Википедия
Напротив мозаики с Деисусом над полом возвышается беломраморная плита, на которой по-латыни написано «Хенрикус Дандоло». Здесь когда-то покоился прах венецианского дожа, бывшего одним из инициаторов похода крестоносцев на Константинополь. Когда в 1261 г. Константинополь отвоевали у латинян его кости выбросили собакам.
Плита с именем Энрико Дандоло.
С этой плитой не все ясно: во-первых, зачем бы византийцы ее сохранили? Во-вторых, почему надпись выполнена не тем готическим шрифтом, что прочая латинская эпиграфика Города? В-третьих, венецианцы писали, что их дож похоронен в стене, а не в полу Софии. Некоторые исследователи задаются вопросом, не подделка ли это. Ответа пока нет. (В Википедии плита вообще подписана 19 веком, но без уточнений откуда такая информация. При всем уважении к Вики, С. Иванову, который не знает, откуда плита, я как-то склонна больше доверять).
В восточной стене южной галереи до сих пор сохранилась дверь, которая вела в переход, по которому императорская процессия могла попасть из Дворца в собор, не появляясь при этом в городе.
Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!
Там, где императоры вступали в храм, сохранились две мозаики с царскими изображениями. Мимо них путь лежал к балюстраде, с которой открывался вид на все внутреннее пространство Св. Софии.
Общий вид двух мозаик.
Источник: Википедия
Левая из мозаик изображает Христа в окружении царственной четы. Лица всех трех фигур в какой-то момент подвергались переделке. Но если с императором все понятно – после очередного замужества императрицы Зои художники скололи с мозаики лицо ее второго мужа Романа Аргира и изобразили третьего – Константина Мономаха, то зачем было заменять лицо самой Зои, а уж тем более Христа, не вполне понятно. Августейшая чета изображена в парадном облачении, которое было очень тяжелым и одевалось лишь по особым случаям.
Христос в окружении царственной четы.
Мозаика с изображением семьи Комнинов.
Царевич Алексей изображен на боковой поверхности.
Вот и все, что у меня есть сказать по заявленной теме. Хотела как-то красиво завершить, но не знаю как 🙂 Буду благодарна за любые комментарии и дополнения!