собор святой марии испания
Кафедральный собор Святой Марии в Толедо (Santa Iglesia Catedral Primada de Toledo)
Толедский собор (Santa Iglesia Catedral Primada de Toledo), который также называют Кафедральным собором Святой Марии, расположен в старой части Толедо и считается главной испанской святыней и архитектурным памятником.
Старинное здание выделяется на фоне других городских сооружений. Его высота равна 44 м, длина — примерно 120 м, а ширина — 60 м. Из-за внушительных размеров он входит в список 6 самых больших европейских христианских храмов. В 1986 г. его признали объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Собор можно посетить с понедельника по субботу с 10 до 18 ч. В воскресенье Catedral Primada de Toledo работает с 14 до 18 ч. В праздники устанавливается специальный график работы, а 25 декабря и 1 января — выходные дни.
Первая церковь на месте Кафедрального собора в Толедо появилась приблизительно в 5–6 вв., строительством ее занимались римляне. Они возводили храм в честь Святой Марии. В результате религиозной борьбы чуть позже арабы снесли святыню и на этом месте построили Соборную мечеть. В 1085 г. на этой земле снова построили христианскую церковь, которая вскоре была разрушена. И лишь в 1226 г. Фернандо III издал указ о строительства Толедского кафедрального собора. Работы по возведению храма по проекту архитектора Мартинера велись почти двести лет — с 1226 по 1493 гг. В 14 веке был обустроен внутренний двор храма.
Что посмотреть
Кафедральный собор Св. Марии в Толедо — это не только действующая католическая церковь, но и исторический музей, который впечатляет туристов и прихожан своим красивым внутренним убранством.
Главный зал (центральная капелла)
Основной зал состоит из 5 нефов общей площадью около 7000 кв. м. На стенах можно увидеть витражи и резные элементы. Главным украшением Кафедрального собора является алтарь, созданный в период с 1498 по 1504 гг. Он состоит из семи частей, расположенных вертикально, и сделан из дерева, покрытого позолотой. Украшением являются сюжеты из Евангелия и скульптуры святых, а внизу, под самой широкой частью, спрятан священный сосуд, который называют дарохранительницей. В нем до настоящего времени хранятся Святые Дары.
Чуть ниже расположена небольшая крипта с часовней. В центральной капелле находятся усыпальницы кардиналов и некоторых кастильских королей. Пройти в капеллу нельзя, поскольку вход закрыт ажурной решеткой.
В центральной нефе Толедского храма расположены двухъярусные хоры, которые раньше предназначались для заседания епископского Совета из 140 церковных служителей, а сегодня здесь установлены 2 органа, характеризующиеся невероятно чистым звучанием. На верхнем ярусе находятся резные скамьи, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, покрытые барельефами и изображениями исторических библейских сцен. Хоры украшены орнаментами и скульптурами святых.
Ризница
Соборная ризница была построена в 16 веке. Сегодня эту часть Толедского собора можно смело назвать художественной галереей, поскольку здесь представлены полотна всемирно известных Эль Греко, Тициана, Тристана, Хосе Рамоса, Моралеса, Гойя, Ван Дика и др. Помимо живописных картин в ризнице хранятся церковные облачения, инкрустированные драгоценными камнями, а также предметы христианского культа. Также здесь расположена римская алебастровая гробница кардинала Д. Луиса Бурбона, которая была создана в 1824 году.
Сокровищница
Под главной башней Кафедрального собора расположена сокровищница, хотя изначально в этом месте должна была находиться усыпальница. В ней хранятся драгоценности, подаренные храму. Главной экспозицией считается огромная дароносица высотой в 2,5 м, разделенная на три части и состоящая из 5600 деталей. Для их соединения использовано 125000 шурупов. Даровальница сделана из чистого золота. Говорят, что для ее изготовления использовали первый драгоценный металл, привезенный из Америки. Также экспозиция украшена 250 статуэтками, сделанными из серебра и золота. А вот главным ее украшением считается алмазный крест, изготовленный в 1600 г. Кроме этого в Сокровищнице есть Библия Святого Людовика, датированная 1258 годом и другие работы ювелиров.
Архитектура
Кафедральный собор Св. Марии в Толедо — классический образец готики, хотя в его архитектуре есть и другие стили. Главный фасад храма был возведен примерно в середине 15 века. Здесь есть так называемые три портала, которые символизируют Ад, Страшный Суд и Прощение. Их украшают растительные орнаменты, в частности, пальмовые листья. Существует поверье, что каждый, кто пройдет через портал Прощения сможет получить отпущение грехов. С внешней стороны этот вход украшен аркой с 6 дугами, над которой возвышается Богородица, передающей свою ризу Святому Ильдефонсу. В настоящее время он открыт только для торжественного прохождения архиепископа.
С северной стороны Кафедрального собора размещен портал часов, который был построен в 13 в. Над фронтоном ворот есть рельефные изображения, на которых запечатлены сюжеты из жизни Девы Марии и Христа. Только спустя три столетия над ним были установлены огромные часы.
Слева от центрального входа расположена башня высотой 90 м со старинным купол весом 17 тонн. Через портал часов все желающие могут попасть на небольшую смотровую площадку. Во второй половине 16 столетия в Кафедральном соборе появился портал Львов, расположенный с южной стороны и сулжащий основным входом в храм и для туристов, и для паломников. На его воротах — каменная резьба, установлены огромные колонны с мраморными фигурами. В соборе есть и другие порталы, но не все они открыты для посетителей. Через некоторые ворота можно попасть в клуатр. На внутреннем дворе размещены готические крытые галереи со старинными фресками с изображением эпизодов из жизни великомучеников.
Как добраться
До Кафедрального собора Святой Марии в Толедо можно добраться на автомобиле, автобусе или такси.
На автобусе
Примерно на расстоянии 250 м на северо-востоке от храма размещена остановка «Zocodover (Cuesta Carlos V)». Доехать до нее можно на автобусах № L1, L3, L5, L10, L12, L41, L61, L62, L71, L511, LВ1, LВ2, LВ4. Чтобы посетить музей также можно доехать до автобусной остановки «Plaza del Conde (Palacio Fuensalida)«Ю, куда ходят маршруты № L2 и L12. Кафедральный собор находится на северо-востоке и до него нужно пройти около 388 м.
На такси
Чтобы быстро добраться до собора из любой точки Толедо, можно вызывать такси Servi Taxi Toledo, Radio Taxi Toledo или Top taxi en Toledo. Также здесь работают сервисы Uber и Yandex такси.
Кафедральный собор Святой Марии в Толедо на панораме Гугл-карт
На видео Кафедральный собор Святой Марии (обзор снаружи и внутри)
Кафедральный собор Святой Марии
Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии — воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.
Кафедральный собор Святой Марии (Catedral Primada Santa María de Toledo)
Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.
История строительства собора
Первую церковь на этом месте построили римляне. В V—VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.
В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.
Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.
Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.
Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий Толедо. Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.
В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.
Главный фасад
Главный фасад, фото viajeblogevasion
Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.
Северный фасад
Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion
Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.
Южный фасад
Портал львов (Puerta de los leones)
Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.
Клуатр
Клуатр, фото viajeblogevasion
Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.
Внутреннее убранство
Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.
Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.
Главная капелла
Алтарь Толедского собора
Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.
Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.
Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.
Хоры, фото santiago sanz romero
В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)
Капелла Святого Причастия
Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.
Часовня Святого Ильдефонса
Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).
Другие часовни
Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729—1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.
Ризница
Ризница, фото Jose Luiz
В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.
Сокровищница
Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).
Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.
Кафедральный собор Святой Марии в Толедо
Известные произведения искусства в соборе.
Кафедральный собор Святой Марии в Толедо — это одно из самых грандиозных сооружений этой испанской провинции. Входит в число крупнейших соборных комплексов в Европе.
Возведенный в стиле готики, католический храм представляет верховную епископскую кафедру в Испании. С 1986 года в составе объектов списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
Расположенный в старой части Толедо, является его историческим центром. Вне ведения церковных служб открыт для посетителей в формате музея.
Кафедральный собор в Толедо — настоящее произведение архитектурного искусства и талантливого зодчества. Подлинное богатство его в работах известных мастеров — Караваджо, Эль Греко, Тициано и других талантливых художников.
История
Начало существования собора задокументировано 587 годом. Появился в результате смены королем вестготов Реккареда арианского на никейское государство.
Формирование под названием «Толедские соборы» утвердило его статус как религиозного центра города. Тогда он выступал не только в качестве центра кафедры примаса, но и духовной главы королевства вестготов.
С приходом мусульман, в 711 году, Толедский собор был переформирован в мечеть, при этом кафедру епископов перенесли в несохранившуюся ныне церковь Санты-Марии-де-Альфизен.
Лишь в 1085 году церковь отвоевали у мавров, в период правления кастильского и леонского короля Альфонсо VI.
Через 2 года ее переосвятили в христианскую. Собор сочетал в себе мусульмано-христианский вид на протяжении III веков.
По итогам знаменательной победы христианского населения в судьбоносной битве Лас-Навас-де-Толоса, король Альфонсо VIII задумался о масштабном строительстве нового собора. Но только при следующем правителе, Фернандо III, церковь начала обретать совершенно новый образ.
(Источник — myVideoMedia).Возведение величественного Кафедрального собора Святой Марии продолжалось с 1226 по 1493 год.
Только почти через 300 лет святыня предстала перед всеми в законченном виде в стиле испанской готики с элементами французского влияния.
Эти очертания были привнесены архитектором Мартинесом французского происхождения.
В конструкции отлично выражены 5 нефов, образованные 72 сводами и 88 колоннами.
К XIV веку северная сторона храма красовалась пристроенным к ней клуатром и часовней Сан-Блас.
Еще через 100 лет завершилось строительство западной стороны и башни.
С XVI века начали происходить изменения и во внутреннем убранство храма. Так, во время правления кардинала Франциско Хименесе де Сиснерос, была возведена мосарабская капелла и красочное ретабло.
При его приемниках в соборе появилась капелла Новых королей, сокровищница, ризница и хоры с ажурными решетками.
Архитектурные стили
Помимо испанской готики с вкраплением французских элементов, в архитектуре видны и черты характерные для мудехара. Они особенно отчетливо просматриваются в подковообразных и многослойных арках.
Интерьер храма, в большей степени, оформлен в стиле Ренессанса.
Одно из ярких элементов в облике храма — витражи. Главенствующее место среди всех занимает витражное стекло круглой формы, расположенное над дверью часов.
Также, примечательны витраж алтарный и еще 2, в виде больших фигур апостолов, находящиеся на северной и восточной стороне здания.
Установленные здесь произведения витражного искусства задокументированы XV и XVI веками.
Часовня Сан-Блас.
Собор снаружи
Величественный собор в длину составляет 120 метров, в ширину 60 метров, в высоту 44 метра.
На самой высокой башне (90 метров), расположенной с северной стороны, колокол Кампанья-Горда, изготовленный в XVII веке.
При первом взгляде на собор оценить истинные размеры довольно сложно. Дело в том, что окружающие архитектурные элементы, которые неоднократно пристраивались к телу храма, постепенно исказили его очертания.
Свободным для обозрения остался лишь центральный фасад, который выходит на главную городскую площадь. Еще здесь расположены выходы зданий дворца архиепископов и городской мэрии.
Центральный фасад построен в XV веке.
Состоит из четырех порталов или врат:
На внутреннем поле фронтона Врат прощения изображение передачи ризы Богородицей Святому Ильдефонсу. Открываются они только по особо торжественным случаям.
На Вратах страшного суда изображение библейского страшного суда.
На Вратах прощения или Вратах пальм увидите только растительные узоры.
Через Врата часов посетители входят в собор бесплатно и наблюдают за общим интерьером со специальной площадки.
Две колонны по бокам украшают пара львов, от чего и произошло такое название. Расположенный с южной стороны, является новейшим порталом (построен в 1466 году), через который входят большинство посетителей и верующие.
Врата львов.
Интерьер собора
При входе в собор взору предстает богатейший интерьер. Здание состоит из нескольких частей.
Капеллы
Стены по бокам от ретабло декорированы богатой резьбой. Представляют одну из главных достопримечательностей собора.
Рядом, с левой стороны установлен саркофаг кардинала Педро Мендосы, представляющий одну из ранних работ испанского Ренессанса.
Собор имеет еще 6 капелл, которые занимают основную площадь:
Более подробное описание капелл найдете на сайте Википедии.
Ретабло в Главной Капелле.
Хоры
Расположены в центре собора недалеко от Главной капеллы. Делятся на нижний и верхний ярус.
Здесь резные сиденья украшены в богатом стиле Ренессанса. Главенствующей фигурой хоров выступают два старинных органа.
Ризница
Основанная в XV веке, включает в себя несколько помещений, в которых открыта картинная галерея. В ней представлена богатая коллекция работ известнейших художников: Тициана, Гойи, Караваджо, Ван Дейка, Эль Греко.
Помимо картин, в качестве экспонатов здесь размещены средневековые религиозные одеяния.
Зал капитулов
Представляет собой богато декорированное помещение. Находится в южно-восточной части собора.
Включает в себя 4 помещения, в числе которых главный зал, две боковые комнаты и входная комната. Последняя выполнена в мудехарском и готическом стиле.
В главный зал ведет богато декорированная дверь, а интерьер отличается большим количеством позолоченного дерева.
Здесь увидите множество картин, среди которых особо выделяется ряд изображений всех Толедских архиепископов.
Внутри собора.
Сокровищница
Находится под конструкцией главной соборной башни. Здесь организована выставка старинной религиозной утвари и предметов искусства.
Главный экспонат, созданная в XVI веке, — огромная дароносица, в высоту 2,5 метра, выполненная из позолоченного серебра и эмали. Наверху красуется бриллиантовый крест.
Клуатр
Клуатр представляет собой помещение в оформлении арочных сводов, стены которого украшены живописными фресками с изображениями из жизни святых.
Необычная деталь — такое помещение обычно украшает монастырские сооружения, в то время как в храме никогда не было монастыря.
За время существования использовалось в различных целях, начиная от хозяйственного склада и заканчивая местом молитвенных собраний.
Часы работы и стоимость посещения
Catedral Primada Santa Maria de Toledo находится по адресу: Толедо, C. Cardenal Cisneros, 1.
Часы работы: с понедельника по субботу — с 10.00 до 18.00, в воскресенье — с 14.00 до 18.00. Музей не работает 25 декабря и 1 января.
Стоимость входа составляет 12,50 евро за человека.
В городе без труда найдете отели, находящиеся в доступной близости от собора с комфортными условиями размещения. Бронировать, правда, их лучше онлайн.
Кафедральный собор представляет собой величественный и грандиозный памятник испанской готической архитектуры. Массивные и древние черты здания искусно обрамляют множество изящных художественных элементов.
Обязателен для посещения тем, кто хочет увидеть настоящий Толедо. А вместе с этим и ощутить на себе дух Испании, ведь собор воплощает в себе религиозно-культурные традиции всей страны.