собор святого николая демре
Церковь Николая Чудотворца г.Демре Турция
Всем тепла как в душе так и в погодных условиях. Довелось мне побывать в церкви Святого Николая Чудотворца в г.Демере что находится недалеко от г.Кемера.
Хочу поделится немного информацией и фотографиями сделанными там а так же впечатлениями о всем происходящем как в самой церкви так и вокруг нее.
Немного истории…
Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. Она была уничтожена землетрясением, и на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современное здание (крестообразная базилика) построено около VIII века.
В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос. Затопление илом реки Мирос произошлло вследствие того, что на данной территории произошло несколько сильнейших землетрясений, в результате чего русло реки Мирос повернуло вспять. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни; и обнаружена была Церковь Святого Николая случайно (как, впрочем, это происходило со многими памятниками архитектуры и искусства).
В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, были куплены руины церкви и прилегающий участок земли. В начале 1858 года начались восстановительные работы, которые вызвали беспокойство во Вселенской Патриархии (территория находится в пределах её юрисдикции), а также у турецких властей. В конце 1874 года российским Святейшим Синодом был дозволен сбор средств для сооружения здесь монастыря (русский посол в Константинополе граф Игнатьев де-факто передал храм в ведение русского Пантелеимонова монастыря на Афоне); образовавшийся «мирликийский капитал» в размере 223 000 рублей в сентябре 1888 года был передан из хозяйственного управления Синода в Императорское Православное Палестинское общество. Ввиду бесперспективности дальнейших усилий, 7 декабря 1910 года означенный капитал был передан Барградскому комитету — на строительство храма Св. Николая в Бари (Италия).
В декабре 2009 года сообщалось, что группа паломников РПЦ, возглавляемая секретарём Московской патриархии по зарубежным учреждениям епископом Егорьевским Марком (Головковым) намерена, среди прочего, совершить богослужение в храме Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Демре). 22 мая 2010 года в базилике архиерейское богослужение совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь).
Думаю всем интересно что за человек был Николай, поэтому коротенько из истории о его житие.
Николай Чудотворец родился в семье очень престарелых родителей Нонны и Феофана, которые были весьма богатыми и порядочными людьми, но у которых не было детей до самой глубокой старости.
Их сыночек — Николай появился на свет Божий исключительно благодаря горячим молитвам стариков к Господу, просящих даровать им сына. Таким образом, сам факт рождения Святого Николая Чудотворца — уже чудо, а его имя переводится как «победитель народный».
Вся жизнь Николая Чудотворца прошла в Малой Азии — на территории современной Турции, в городке Патары Ликийской области, а после взросления — в городе Ликии.
Николай Чудотворец родился 19 декабря и с самого детства показал свою приверженность Господу Богу: он спокойно простоял три часа в крещенческой купели с весьма прохладной водой во время длительного и утомительного обряда крещения.
Выражаясь на современном сленге, Святой Николай Чудотворец рос «ботаником» — его не интересовали ни детские игры, ни пустая болтовня, но он очень любил читать, молиться и поститься. Странные увлечения как для обычного ребенка, не правда ли?
Заметив столь великое рвение Николая Чудотворца к подвижничеству, родители отдают Николая в пресвитеры под начало родного дядьки епископа.
Во время посвящения Святого Николая Чудотворца в священники епископ увидел судьбу своего племянника и предсказал ему великое будущее. Вскоре дядя уехал в Палестину, а Николая оставил в качестве епископа в Патаре.
Тогда Николай Чудотворец и начал совершать свои добрые дела — подарил золото трем сестрам-бесприданницам, с помощью которого вышла замуж первая сестра. Но Святой не успокоился и подбросил еще один мешочек с золотом для того, чтобы замуж вышла и вторая сестра.
А когда он подбрасывал третий мешочек с золотом, их отец решил отблагодарить своего благодетеля и догнал его, чтобы узнать, кому он обязан счастьем своих дочерей.
По возвращении дяди из Палестины туда отправился сам Николай, и в дороге по морю он предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса, исцелял от недугов много людей, живших на берегах, к которым приставал их корабль, помогал бедным материально.
Однако, Чудотворец не остался в Вифлееме, в Палестине, а вернулся на Родину, где и стал монахом. Но Богу было неугодно, чтобы Святой Николай монашествовал и он направил его не в Патар, где его все знали и уважали, а в Ликию.
В Ликии Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями — у него даже не было крыши над головой.
И тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу. Когда пришло время выбирать в Ликии нового епископа, старейшему епископу явилось Божественное откровение, согласно которому епископы должны были избрать нищего Святого Николая Чудотворца — избранника Господнего.
Но даже после получения столь высокой должности Святой Николай не стал облачаться в пышные одежды — он продолжал вести чрезвычайно скромный образ жизни и кушал только один раз в день — вечером.
Когда император Диоклетиан начал гонения на православную Церковь, и Святой Николай не выдержал издевательств и ересей императорского приспешника Ария — дал ему пощечину. За это Святого Николая разжаловали из епископов и даже посадили в тюрьму, но скоро Чудотворца вызволили из темницы.
Когда наступил голод, Николай сотворил еще одно чудо — приказал торговцу хлебом, находящемуся далеко от родных мест Николая, привезти сюда корабль хлеба и даже на таком большом расстоянии «прислал» ему задаток — три золотые монеты.
Также Николай Чудотворец спас от казни ложно оговоренных людей, а позже — и царедворцев, и ради этого не побоялся лично выступить с облачительной речью коррупционеров тех далеких времен в присутствии самого царя — и те были милованы.
Святой Чудотворец Николай считается особым покровителем моряков и водителей, т.к. неоднократно спасал корабли во время самых жестоких штормов.
Он целил раны и душу, сеял зерна христианской веры по везде, где только мог. Умер Святой Николай 6 декабря 342 года и был похоронен в церкви города Миры.
Что может вынести каждый из нас из святой жизни Николая Чудотворца?
Надо помогать бедным и нищим людям деньгами, вещами, едой и подарками при каждой удобной возможности.
Надо подавать милостыню нищим — особенно детям и старикам. Можно относить лишние продукты и уже ненужную одежду в местную церковь в сторожку, где её раздадут бедным или же подавать еду, деньги и вещи самым нищим, в воскресенье и другие великие праздники в большом количестве сидящим у ограды храма.
Надо учиться прощать даже врагам, даже людям, совершившим страшные поступки, если они искренне покаялись и повинились. Надо просто стараться быть лучше — вот чему учит нас жизнь Святого Николая Чудотворца.
Вещи и материальные блага — это прах, сегодня они есть, а завтра — сгнили или просто исчезли, а душа — она вечная, и будет ли она мучиться после нашей физической смерти в аду, или же будет в Раю — решать только нам.
Если Вы верите в чудеса и Вам действительно очень-очень нужна помощь или даже настоящее чудо — молитесь Святителю Николаю — искренне и сильно, с душой, и он обязательно Вам поможет, если задуманное Вами угодно Богу.
P.S. Немного о тех впечатлениях которые остались у меня от посещения церкви Николая Чудотворца и прилегающих окрестностей.
Сама церковь наполнена тишиной которую разрывают многочисленные голоса гидов на разных языках. Хотелось бы конечно в таком месте побыть наедине с собой и Богом, но исходя из того что теперь это место сделали туристическим и коммерческим, спокойствия там не найдешь.
Всюду желающие продать тебе подороже иконы, свечи и тд. и каждый из них будет утверждать что все освещено и что производятся в Италии или Греции а так же что часть прибыли уходит в пожертвования для реконструкции церкви. Тех кто все же решит что то приобрести я остерег бы от быстрых решений, лучше всего покупать в магазинчике который находится при церкви.В целом для себя я получил от этой поездки то что и хотел. Каждому советую побывать там но все же не в туристический сезон.
Новое в блогах
Мифы и реальная история церкви Святителя Николая в Демре
. Интернет, как всегда, предоставил витиеватую смесь фактов и домыслов об истории храма на тему «как оно могло быть».
Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.
Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.
Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.
Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.
А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.
Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.
С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).
Очень долго существовало мнение, что именно в этой церкви служил Святитель Николай, где и был захоронен.
Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.
Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.
Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.
Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.
Немало слухов ходит о преемственности церкви Николая Угодника в Демре и предшествующего ей храма Артемиды
Например, некоторые утверждают, что именно Святитель Николай и разрушил стоявший здесь языческий храм. Житие Николая Чудотворца действительно упоминает факт осквернения им храма Артемиды: «Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище. Святой Николай разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм». Однако археологические исследования утверждают, что храм Артемиды в Мире был разрушен во время землетрясения во 2 веке н.э.
Еще один спорный момент – использование в оформлении православной церкви некоторых элементов декора и культовых атрибутов языческого храма. И если применение обломков в качестве строительного материала не вызывает сомнения (в кладке стен церкви и ограды церковного двора есть каменные блоки с древнеэллинскими письменами), то предположение, что мозаичные полы церкви Николая Угодника тоже когда-то украшали храм Артемиды – явный вымысел. В противном случае, как минимум, следовало бы признать, что языческий храм имел ту же планировку, что и церковь.
Кроме того, специалисты характеризуют эту мозаику как прекрасный образец средневизантийского мозаичного искусства, а некоторые узоры (гид сказал) представляют собой христианскую символику.
Возможно, этот мозаичный узор рядом с алтарем в церкви Николая Угодника в Демре символизирует «Апо́столов от семи́десяти » — ученики Христа и его учеников.
А вот то, что алтарь и колонны около алтаря перекочевали в церковь Николая Чудотворца из храма Артемиды, вполне можно поверить: они заметно отличаются по стилистике исполнения от церкви и кажутся здесь несколько чужеродными.
Нельзя обойти вниманием тему места погребения Святителя Николая и перенесения его мощей
Принято считать, что мощи святого покоились в одном из саркофагов, находящихся сейчас в церкви. И не просто «в одном из», а в конкретном, заключенном в стеклянной витрине. Именно к нему стоят паломники и просто туристы, чтобы приложить иконки (к стеклянной витрине), приобретенные в многочисленных лавках вокруг церкви. Даже царь наш Николай 1, который финансировал реставрацию церкви в Мире в 1862 году, заказал высечь на мраморной крышке этого саркофага тропарь Святителю Николаю «Правило Веры». И латиняте, купцы из города Бари, так же думали, когда прибыли изымать мощи. Однако, про них лучше рассказать всё по порядку.
Легенда гласит, что в те далекие времена у жителей древней Миры был обычай прятаться в горах, если городу что-то угрожало: стихийное ли бедствие или вражеское нападение. Так было и в тот раз, когда над городом нависла угроза нападения сельджуков: народ побежал в горы. А про мощи Святителя и забыли. «Как же так?! Почему меня оставили?», возмутились мощи Святителя, являясь то одному горожанину, то другому. Но те только отмахивались: мол, извините, уважаемый, не до вас.
И так мощам обидно стало, что дух Николая явился епископу далекого города Бари (территория современной Италии) с просьбой перевезти его останки в сей славный портовый город, ибо сам святитель происходил из купеческого рода, а посему очень благоволил к морякам.
История умалчивает о подробностях, но, видимо, чтобы подстраховаться, Святитель явился и кому-то в Венеции. И вот, весной 1087 года, корабли двух городов, Бари и Венеции, устроили чуть ли не гонки морские, призом в которых должны были стать мощи Святителя Николая.
Победили барийцы. В церковных писаниях говорят, что жители Миры с плачем прощались с мощами Святителя Николая, но с пониманием отнеслись к воле Святого.
Досталось кое-что из мощей и венецианцам: барийцы изымали мощи наощупь, так как «гробница была наполнена благоухающим миром», вот и пропустили что-то. Но и венецианцы были не очень внимательны, потому что небольшая часть мощей сейчас хранится в Анталийском археологическом музее. Кстати, уже в конце 20 века было доказано, что останки в Бари, Венеции (частично, так как прихватили часть чужих останков) и Анталии действительно принадлежат одному человеку.
Однако, агиографические исследования последних лет показывают, что перенесение мощей Святителя Николая было не столь благочестивым, как описывают древние хроники, но не менее захватывающим.
Дело было так.
Прибыв вторично в город, сельджуков там не обнаружили, но и горожан было мало: они, как это у них водится, прятались в горах. Беспрепятственно добравшись до церкви, барийцы численностью 11 человек нейтрализовали четырех монахов, заперев их в одной из келий. С саркофагом, в котором вроде бы должны были храниться мощи, не церемонились: просто его разбили. Но он оказался пуст. Тогда привели одного из монахов и, применив к нему меры физического воздействия, а попросту избив, выяснили местоположение мощей: в гробнице под мозаичным полом одного из приделов храма. Так как операция была тайной, свет не зажигали: быстренько взломали пол, сгребли, что под руку попалось (как оказалось, не всё), и поспешили на корабль.
Избитый монах освободил остальных, и они организовали преследование. К ним присоединились немногочисленные горожане, узнавшие о происшествии. Но у диверсантов была фора, поэтому они почти без потерь добрались до корабля, хотя пришлось бросить кое-что из похищенного в храме. Но мощи таки увезли.
Уходили в море барийцы под несущиеся с берега проклятья, перемежающиеся матюгами.
А венецианцы свою часть мощей Святителя Николая Угодника получили только 10 лет спустя, в ходе Первого Крестового Похода. Причем история повторилась в точности, как и с барийцами: нападение на церковь, разрушение, избиение, похищение.
И еще о послевизантийской истории церкви Святителя Николая здесь
Сюда чаще всего возят русские экскурсии в Турции. Церковь Николая Чудотворца в Демре
Сегодня будет с одной стороны банальность, с другой – интересность. Банальность – потому что поездка в Демре, в церковь, где, возможно, служил Николай Чудотворец – это одна из самых популярных экскурсий у «руссотуристо», уставшего от турецкого оллинклюзива. То есть, бывали если и не все, то многие. Почему интересность? Я постараюсь рассказать не просто словами экскурсии, а покопаться, что там и как с этой церковью, откопанной самым натуральным образом из-под земли. Что в ней вообще есть кроме сломанного саркофага, в котором по легенде лежали мощи Николая Чудотворца?
Первое, что надо знать про церковь Николая Чудотворца в Демре – съездить сюда на самом деле стоит. Место интересное, знаковое и примечательное. Потому что тут на самом деле находилось место, где упокоился святой Николай. Но фишка то в том, что еще до того, как тут появился христианский храм, на этом месте уже молились. Прямо на месте церкви стоял храм Артемиды. Потом перестроили, переделали, в общем, как обычно. Когда будете ходить и осматривать церковь (если повезет посмотреть, а не пробежаться за гидом от экскурсионной фирмы, у которого на посещение этого места отведено 15 минут, в перерыве между прогоном туристов по магазинам), обратите внимание на стены.
Дело в том, что на стенах часто попадаются блоки с греческими и римскими надписями. Дело житейское: чтобы построить христианский храм, разобрали парочку языческих. Чего они мешаются. А надписи на камнях остались. Никакой заботы о культурном наследии у наших предков не было. Все надписи, может быть, важные и эпичные разобрали, чтобы базилику построить.
Про что рассказывают в основном гиды, которые привозят сюда туристов? Разговор у них простой и короткий – купите иконку в правильном магазине, а еще в церкви мы вам покажем все картежные масти.
«Вы не поверите, но все изображения картежных мастей использовались в церковной христианской символике».
Надо же, какое открытие. Только наоборот, когда игральные карты придумали, христианскую символику для обозначения мастей использовали.
Что тут непонятного и странного может быть? Все же понятно и довольно просто. Червы символизируют сердце Христа, бубны – раны от гвоздей, пики – копье, которым сотник Лонгин пронзил Спасителя, трефы – крест Господень. Так что все это – истинные христианские символы.
Это по поводу символики. Кстати, по поводу символики в этой церкви вообще много всего интересного, на что, на первый взгляд не обращаешь внимания. Вот, например, мозаики на полу. Если вам скажут, что «это мозаики уцелели еще от того самого древнего храма Артемиды», не верьте, гид шутит. Впрочем, сейчас они честно признаются, что, конечно, все эти мозаики сделали в византийские времена, в VI-VII и в XI веке, когда храм перестраивали и ремонтировали. Так вот, старая византийская мозаика, которая вроде представляет собой геометрический узор, на самом деле, скорее всего, сделана не просто так.
Это символ «Апостолов от семидесяти». В «Евангелии от Луки» сообщается, что Христос в дополнение к 12 апостолам избрал еще 70 учеников:
«После чего избрал Господь и других семьдесят учеников»
Вот все эти вставки в круге, как раз и могут символизировать именно их.
И это не говоря об уцелевших фресках. Они уцелели не все. И состояние у них очень разное. Но то, что осталось очень и очень впечатляет. Хотя, конечно, для того, чтобы понять сюжет, глубину и смысл, надо, все-таки разбираться в теме. Увы, на фрески гиды почти совсем внимания не обращают, сами разберетесь и посмотрите, если найдете. А они ведь на самом деле очень интересные.
Интересный вопрос, служил ли Святитель Николай в этой церкви? Нет, епископа Мир Ликийских (да, да, Николай Мирликийский – именно от названия города) на этом месте похоронили, а служил он в другом месте. Долгое время, кстати. Точно неизвестно, но называется период с примерно 300 по 345 годы, когда он был епископом в этом городе (бурное время, кстати, было – и гонения на христиан, и признание христианства государственной религией, и Никейский собор, на котором Николай так разошелся в спорах о Символе Веры, что подрался с Арием).
Согласно источникам Святителя Николая похоронили в ликийском саркофаге, находящемся на месте разрушенного храма Артемиды. Кстати, житие Николая Чудотворца рассказывает о том, что он разорил храм Артемиды. Может быть, какой-то и разорил. Но точно не этот. Археологические исследования говорят о том, что храм Артемиды разрушило землетрясение во II веке, то есть лет за 100 до Николая. Недаром потом колонны из храма, алтарную часть и каменные блоки с греческими надписями использовали при строительстве церкви.
Ту церковь, а точнее базилику, в которую мы приезжаем сейчас, начали строить при Юстиниане, который распорядился восстановить сооружение на месте, где был погребен Святитель Николай. Что было до этого – часовня, гробница или что-то еще – неизвестно. В дальнейшем ее достраивали, ремонтировали после очередной войны или землетрясения. Окончательный вид базилики сформировался во времена императора Константина Мономаха, около 1042 года. Константин Мономах – это тот самый византийский император, дочь которого, который по нашим летописям считается матерью Владимира Всеволодовича Мономаха. Правда, по византийским хроникам у Константина Мономаха не было ни сыновей, ни дочерей. Но кого волнуют такие тонкости.
Вот только простояла она в таком виде не очень долго. Потому что в XII веке, на Миру сошел селевой поток и церковь оказалась засыпана. Именно по этой причине, перед тем, как зайти в нее, приходится спускаться. Потому что вторая история этого места началась во второй половине XIX века, когда им занялась Российская империя, после того, как путешественник Андрей Муравьев описал плачевное состояние святыни. А чему было удивляться, если Миры Ликийские после природной стихии XII века больше толком не восстанавливались до нашего времени.
Что еще интересного кроме фресок есть внутри церкви? Конечно же, саркофаг, в котором, как считается, был похоронен Николай Чудотворец. Саркофаг находится за стеклом, потому что около него большинство посетителей считает своим долгом помолиться и прикоснуться к святыне. Мощей святого Николая, разумеется, тут нет.
В 1087 году их по официальной версии перенесли в Бари. По неофициальной – то же перенесли. Но отдали их местные греки не по доброй воле. Охотники за ценными артефактами и мощами просто напросто выкрали мощи святого и отвезли их в Бари. Часть мощей попала в Венецию, часть отбили местные монахи. Интересно, что в конце XX века исследователи доказали, что частично мощи в Бари, Венеции и Анталии на самом деле принадлежали одному человеку.
Поэтому возмущаться, что турки просто гребут деньги со святыни не совсем правильно. Тут регулярно проводятся православные службы. Ведутся работы по сохранению. То же стекло, которым закрыт саркофаг святого Николая появилось относительно недавно. Хотя, конечно, деньги с туристов тут тоже добывают не хуже, чем в золотых шахтах. Иконные лавки со всякими освященными предметами доят туристов с помощью гидов-экскурсоводов радостно и весело. Но посетить церковь стоит. Интересное место. На самом деле.