собор святого людовика в москве официальный сайт
Собор святого людовика в москве официальный сайт
Дежурство в храме
Начиная с сентября 2021, в храме Святого Людовика сестры будут дежурить по вторникам и средам: храм открыт с 08:30 до 19:30. По субботам храм открыт с 17:00 часов до 20:00. Хотим организовать дежурство также по четвергам. Для этого просим тех, кто мог бы раз в месяц в четверг дежурить по полдня (с 09:30 до 14:00 или с 14:00 до 18:30), сообщить об этой возможности по телефону +7 495 506 23 34.
Прощание с о. Александром Хмельницким OP
Святая Месса об упокоении о. Александра Хмельницкого OP (21.02.1942 — 09.05.2021) под предстоятельством архиепископа Павла Пецци состоится 19 мая в 12 часов в храме Святого Людовика (ул. Малая Лубянка, 12/7, стр. 8).
В тот же день в 10 часов будет возможность прощания с телом покойного священника в морге (Тарный проезд, 3).
Отец Александр принес вечные в Доминиканском ордене с монашеским именем Раймонд и был рукоположен в священники в 1989 году. В 1990-2008 годах был главным редактором журнала и издательства “Истина и жизнь”. В 1991-2001 годах служил настоятелем прихода Божией Матери Фатимской в Москве. В 2008-2009 исполнял обязанности директора Информационной службы Архиепархии.
С 2009 года находился на покое.
Вечный покой даруй ему, Господи.
Расписание богослужений на Светлую Седмицу 2021 (франко-, англо- и италоязычная общины)
Великий Четверг (1 апреля) в 19 часов
Страстная Пятница (2 апреля) в 19 часов
Суббота 3 апреля, Пасхальная Вигиля в 18:30
Воскресенье Пасхи — расписание воскресенья
Рождественские богослужения
24 декабря (черверг):
19:00 на французском
20:30 на английском
22:00 на русском
23:30 на итальянском
25 декабря (пятница):
расписание как в воскресенье
Важное сообщение
По причине несанкционированных действий у посольства Франции в Москве и по настоятельной рекомендации гражданских властей, в целях проведения профилактических мер по обеспечению безопасности прихожан и храма – митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве принял решение о закрытии храма Святого Людовика в Москве по 4 ноября включительно.
Собор святого людовика в москве официальный сайт
Планировка храма св. Людовика выдержана в точном соответствии с конфессиональной традицией. Здание в форме базилики (прямоугольник, завершающийся алтарной нишей-апсидой), башни-колокольни по обеим сторонам от входа – это черты, присущие католической архитектуре еще со времен зрелого средневековья. Фасад с двумя башнями придавал храму символику небесного града, т.к. считался похожим на парадный въезд в Иерусалим. Форма базилики олицетворяла и путь человека к Богу, и ответное вхождение Бога в человеческую историю. Однако фасадное решение А. Жилярди позволяет вспомнить еще и о древнеримском храме – псевдопериптере1, на который храм также оказывался поразительно похожим. Главные признаки псеводопериптера – лестница и шестиколонный портик, над которым возвышается треугольная плита – фронтон. Архитектор использует дорические колонны – из всех разновидностей греко-римских колоннад они самые древние и строгие, полностью лишенные украшений. Именно дорическая колоннада с ее мощью и декоративным аскетизмом была наиболее популярной в оформлении фасада стиля ампир. Общая планировка фасада, на первый взгляд, проста, но в этой простоте скрыто тонкое умение автора привести к согласию духовные требования к зданию и черты актуального художественного стиля (часто этого очень сложно добиться).
В интерьере храма мы также встречаемся с масштабными колоннадами, разделяющими пространство на три коридора – нефа. Их облик на сей раз заставляет вспомнить об известных римских христианских храмах V века, прежде всего – о базилике Санта Мария Маджоре, где в глаза сразу бросаются монументальные беломраморные колонны. Среди поперечных балок над колоннами, выделяется позолоченный фриз с орнаментом, заключающим в себе основные Евхаристические символы: чашу и пучок хлебных колосьев. И это не просто дань «церковному этикету». Колонны в прямоугольном пространстве не только украшают интерьер, но и влияют на ритм и темп движения человека. Они показывают, как нам должно передвигаться, независимо от того, замечаем мы их или нет. В свою очередь изображения фриза уточняют, куда направлено наше движение в храме – к встрече с Богом в таинстве Евхаристии. Так архитектура становится живым текстом, включенным в литургическое действо, и если человек понял этот текст, его участие в литургии и понимание ее смысла становится глубже.
Рассмотрев главные архитектурные детали здания храма св. Людовика, мы легко можем заметить, что перед нами не просто памятник ампира с первыми признаками эклектики – смешения разных стилей в одной постройке. Эклектика начинает стремительно распространяться по Европе с 1840-х годов, а в России господствует почти до рубежа XIX-XX вв., принимая разные формы: неоготика, неовизантийский и неорусский стили. В отечественном искусствознании советского времени эклектика оценивалась негативно, как проявление слабости и несамостоятельности архитектурной мысли. Да и в период своего расцвета она не всегда находила понимание: многие европейские искусствоведы и критики XIX века писали о кризисе архитектуры и трагической потере «большого» современного стиля. Однако сейчас отношение к эклектике изменилось. Ее развитие стало связываться и с успехами исторической науки, и с желанием подвести итоги тысячелетнему развитию европейской цивилизации, а главное – с идеей сохранения национальных корней (что было особенно актуальным для многих русских зодчих, находившихся под влиянием славянофильства и искавших истинно национальную образность в памятниках допетровской Руси). Сегодня эклектика понимается как специфический и вполне самостоятельный способ мышления, превращающий элементы ушедшей эпохи в образы-символы, наполненные актуальной духовно-исторической информацией. И если в таком ключе посмотреть на облик нашего «Людовика», то из всех образов, которые он вызывает в памяти – древнеримский псевдопериптер, раннехристианская базилика, средневековая романская постройка – складывается довольно цельная символическая картина, показывающая Храм, как таковой. Причем смысл понятия «храм» раскрывается с разных сторон. Через близость интерьера к базилике Санта Мария Маджоре нам показывается христианский храм, через использование средневекового цилиндрического свода – храм католический, а через сходство внешнего облика с псевдопериптером – храм идеальный, т.к. его автор воспитан на отношении к античным традициям, как к художественному Абсолюту для всех эпох, национальностей и религий.
Наш храм не может, к сожалению, похвастаться работами известных художников и скульпторов. Имеющиеся в алтарях статуи и барельефы Крестного Пути – традиционная массовая продукция, а авторы произведений живописи не установлены. В ходе реставрации некоторых картин выяснилось только, что находящиеся в алтаре образы свв. Иоанна Креста и Екатерины Сиенской выполнены в XIX веке, и что изображение св. Екатерины, возможно, было копией с картины великого итальянского живописца XVIII столетия Джованни Батиста Тьеполо. На картине «Несение креста», размещенной в зоне центрального нефа, в ходе реставрации были обнаружены авторские инициалы «BLL» и дата – 1823 год. По манере письма она близка немецким живописцам этого времени из объединения «Назарейцы». Их работы, написанные в Италии под впечатлением искусства Возрождения, были весьма популярны при их жизни и вполне могли вызвать немало подражаний. В одном из окон сохранился витраж 1883 года с изображением св. Иосифа.
Содержание изобразительной программы храма указывает на его французское происхождение. Один из алтарей посвящен Деве Марии Лурдской, другой – всемирно известным французским святым и прежде всего покровителю храма святому Людовику. Рядом с его статуей помещены изображения св. Бернара Клервосского и св. Франциска Сальского, а чуть ниже – небольшие статуэтки Жанны д’ Арк и св. Терезы Младенца Иисуса. Расположение небольшой статуи Святейшего Сердца Иисуса возле алтаря Девы Марии напоминает о том, что общецерковная традиция почитания Сердца Спасителя также произошла из Франции.
Храм святого Людовика, на первый взгляд, построен и оформлен довольно просто, но его простота не имеет ничего общего с простоватостью или примитивностью. Каждая архитектурная деталь глубоко значима и наделена историко-культурной и духовной символикой, изобразительное убранство, несмотря на свою художественную скромность, обладает серьезным смыслом. Облик нашего храма можно читать, как книгу, а по окончании чтения обнаружить нечто, углубляющее нашу молитву и понимание духовности Церкви, к которой мы принадлежим.
Н. Ф. Боровская lmcVD
Кандидат искусствоведения.
Собор святого людовика в москве официальный сайт
О компании: ИНФОРМАЦИЯ
КОСТЁЛ
СВЯТОГО ЛЮДОВИКА ФРАНЦУЗСКОГО
В МОСКВЕ Показать полностью.
улица Малая Лубянка,
дом 12/7, строение 8,
Москва,
Российская Федерация,
101000
+7 495 122 25 38 Сайт: www.eglise.ru Дата основания: 1 апреля 2015
Другое
Действия
6 279 записей
26 МАРТА.
Пятница V недели Великого поста
09:00 СВЯТАЯ МЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
17:30 КРЕСТНЫЙ ПУТЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Показать полностью.
18:30 СВЯТАЯ МЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
19:15 КРЕСТНЫЙ ПУТЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
«Будем созерцать Иисуса очами и сердцем, внимая просвещающему нас Святому Духу: это Он, Сын Божий, Агнец, принесённый в жертву из любви. Лишь Он один понёс на Себе грех мира, лишь Он пострадал, искупив наши грехи, дабы вызволить нас из рабства зла. Да, мы всё ещё бедные грешники, но уже не рабы: мы сыновья, мы дети Бога!»
(Папа Франциск, Angelus 19.01.2020).
26/03/2021
LECTURE DU JOUR
Lecture du livre du prophète Jérémie
(Jr 20, 10-13) Показать полностью.
Seigneur de l’univers, toi qui scrutes l’homme juste,
toi qui vois les reins et les cœurs,
fais-moi voir la revanche que tu leur infligeras,
car c’est à toi que j’ai remis ma cause.
Chantez le Seigneur, louez le Seigneur :
il a délivré le malheureux de la main des méchants.
ÉVANGILE DU JOUR
Évangile de Jésus Christ selon saint Jean
(Jn 10, 31-42)
Il repartit de l’autre côté du Jourdain,
à l’endroit où, au début, Jean baptisait ;
et il y demeura.
Beaucoup vinrent à lui en déclarant :
« Jean n’a pas accompli de signe ;
mais tout ce que Jean a dit de celui-ci
était vrai. »
Et là, beaucoup crurent en lui.
Храм Святого Людовика Французского
от Анастасия Ширяева
Прогуливаясь по шумным улицам столицы, корреспондент «Мой Дом Москва» оказался у одного из трёх действующих католических храмов златоглавой – Святого Людовика Французского. Римско-католический храм находится почти в самом центре столицы – на улице Малая Лубянка.
Наши дни
Добраться до католической святыни можно пешком. Расстояние от станции метро «Лубянка» – меньше одного километра. Сам храм располагается между улицами Большая Лубянка и Мясницкая.
Храм Святого Людовика Французского на Малой Лубянке.
Католический храм с белоснежной колоннадой построен в стиле ампир. По обеим сторонам располагаются невысокие колокольни. На противоположной стороне за забором можно обнаружить мозаику иконы с изображением Божьей Матери.
Вид на верхнюю часть колоннады церкви Святого Людовика Французского.
Перед святыней располагается небольшая зелёная зона отдыха, где можно присесть на деревянных скамейках среди хвойных деревьев. Скамейки расположены полукругом, а перед ними разбита клумба. Несмотря на то, что рядом проходит дорога с односторонним движением, здесь уютно и чисто. Машины ездят не часто, поэтому не мешают отдыхать.
Посетить католический храм может любой желающий. Фотографировать никто не запрещает, но только без вспышки и звука, чтобы не мешать прихожанам, которые молятся, сидя на скамьях перед алтарём. Верующие тихо общаются друг с другом, перебирая в руках чётки. В храме много детей. Корреспондент стал свидетелем того, как служители в форме игры объясняли непоседам, зачем и кому нужно молиться. Занятие проходило на английском языке.
Вид на лестницу церкви Главный вход в церковь
Оказалось, что и мессы в базилике проводятся на нескольких языках: русском, английском, французском, литовском, итальянском и… вьетнамском. Службы проходят по расписанию, которое составлено на неделю вперед. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте храма.
Костел разделён на три нефа. Главный среди них – центральный алтарь, где расположена статуя святого Людовика. Над ней находится живописный сюжет Преображения Господня. По бокам от центрального алтаря располагаются ещё две святыни: слева – статуя святого Бернара Клервосского, справа – святого Франциска Сальского. Более того, в алтаре у левого нефа установлены небольшие статуи святых покровительниц Франции: Жанны д’Арк и Терезы из Лизьё.
Левый неф храма Святого Людовика Французского. Центральный алтарь храма Святого Людовика Французского. Правый неф храма Святого Людовика Французского.
Реставрация
Каменная базилика Святого Людовика Французского была построена ещё в начале 30-х годов XIX века. Реставрация католической святыни началась спустя 200 лет. Ремонтные работы проводились в два этапа. Первый закончился в 2017 году, второй этап реставрации исторического здания завершен в октябре 2018-го.
Было отмечено, что одним из самых сложных видов работ стала реставрация мраморного пола церкви. Специалистами был проведен косметический ремонт колонн при входе в базилику, у которых из-за влаги начала разрушаться нижняя часть.
Основание колонн храма Святого Людовика Французского после реконструкции.
– Нет-нет, церковь не закрывалась, когда была реконструкция, – рассказала прихожанка римско-католической базилики Линда Фейн. – Служения продолжались, но не в очень удобное время и не каждый день.
Сейчас мессы проводятся регулярно, согласно расписанию. Так, Денис Селезнёв стал приходить в базилику со своей девушкой.
– В первый раз мы зашли в храм из любопытства, сейчас сюда приходим часто. Нет, я не стал католиком, я – крещеный христианин. А здесь можно музыку послушать, и хор. Чем не культурный отдых? – поделился Денис.
История
В 1627 году Луи де Гай, посол французского короля Людовика XIII, попытался добиться разрешения властей построить в Немецкой слободе церковь для французских купцов. Однако в то время на Руси иноверцам нельзя было строить свои храмы. И только в 1694 году с разрешения Петра Первого в Москве появился католический собор – храм Святых Апостолов Петра и Павла.
Строительство храма Святого Людовика Французского для французской диаспоры начали в 1790-м году. Этому поспособствовал подписанный «Трактат между Россией и Францией, о дружбе, торговле и мореплавании». Из документа следовало, что французским поданным дана «совершенная свобода веры на территории России».
Колокольня храма Святого Людовика Французского.
Тогда храм был воздвигнут из дерева. Освящение его состоялось в марте 1791 года. Современный облик церковь приняла спустя сорок лет после перестройки, которую провели по проекту архитектора Алессандро Осиповича Жилярди. В отделке католической святыни принимал участие знаменитый скульптор Сантин Кампиони. Ранее он создал интерьеры здания Благородного собрания в Охотном Ряду и дворца Разумовских на Гороховом Поле.
К 1917 году число прихожан храма достигло 2700 человек. Старостой церкви в начале ХХ века был известный промышленник Юлий Петрович Гужон. Так же много лет здесь служил органистом знаменитый музыкант Александр Фёдорович Гедике.
Убранство церкви храма Святого Людовика Французского.
После революции 1917 года для храма наступили тяжёлые времена – настоятель святыни был выслан из страны, а сам храм разорен. Однако мессы в храме продолжались. До 1926 года французский приход опекался отцом Зелинским, настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке.
Католический храм Святых Петра и Павла в Милютинском переулке.
В 1938 году храм Святого Людовика остался единственным действующим католическим храмом Москвы. Здесь проводил молебны единственный католический священник Леопольд Браун, капеллан посольства США. С 1950 года в храме служили священники, направляемые в Москву архиепископом Рижским.
Храм Святого Людовика Французского является объектом культурного наследия.
В настоящее время в Москве действует несколько католических церквей: собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, церковь Святой равноапостольной княгини Ольги, храм Святых Апостолов Петра и Павла и храм Святого Людовика Французского.
Храм Святого Людовика Французского
Храм Святого Людовика Французского (фр. Eglise Saint Louis des Français à Moscou) — римско-католический храм в Москве, расположенный на улице Малая Лубянка, дом 12А. Один из трёх действующих католических храмов Москвы, наряду с кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и храмом святой Ольги.
Недавно первый раз проходила мимо, как следует разглядела и даже зашла внутрь в один из католических храмов Москвы. Сейчас он кажется совсем крошечным, зажатым между современными зданиями, и даже «очень простым»
Но внутри это ощущение сразу уходит, он прекрасен
Французов в Москве всегда было много, но числились они среди местного населения, как и все иностранцы «немцами», то есть немтырями, безязыкими 🙂 Церкви свои строить им не разрешали очень долго. Хотя посол французского короля Людовика XIII Луи де Гай еще с 1627 года пытался добиться разрешения построить в Немецкой слободе церковь для французских купцов, первый католический храм (конечно, деревянный) появился только в 1688 году. Общий для всех «немцев»-католиков, без разбору рода-племени.
Все они стали прихожанами храма святых апостолов Петра и Павла. Проповеди в ней читали на двух языках, польском и немецком, католиков в Москве становилось все больше, французы были не очень довольны.
31 декабря 1786 года был подписан «Трактат между Россиею и Франциею, о дружбе, торговле и мореплавании», один пункт которого гласил «совершенная свобода веры дозволяется французским подданным в России». В августе 1789 года «инициативная группа» — вице-консул, священники, представители самых знатных московских французских фамилий, собрали общее собрание. Повестка дня, протокол — все как положено. Было подано прошение московским властям о разрешении строительства отдельного храма. 10 марта 1790 года была освящена часовня в доме вице-консула де Босса. Первым священником нового прихода стал аббат Пем де Матиньикур.
Практически тут же французы выкупили участок между улицей Малой Лубянкой и Милютинским переулком. Сначала была построена деревянная церковь, освящение которой, во имя французского короля Людовика IX Святого, состоялось 30 марта 1791 года.
В 1792 году архиепископ Сланислав Сестренцевич предписал следующее разделение на два католических прихода: в новый (св. Людовика) переходили все подданные французского королевства, выходцы из других стран, где говорят по-французски, могли выбрать (один раз, до конца жизни) один из двух приходов, остальные католики — остаются в старом приходе (свв. Петра и Павла).
Великая Французская революция принесла беды и московским французам. После казни Людовика XVI при дворе был объявлен траур. Екатерина Великая очень разобиделась на французов, было приостановлено действие трактата от 1786 года, статус французской церкви поменялся, ей вообще запрещалось называться французской, прикрепление к приходу и деление паствы по национальному признаку прекратилось, настоятель церкви св. Людовика был подчинен настоятелю церкви свв. Петра и Павла, даже проповеди на «ужасном» французском были запрещены и должны были читаться в обеих церквях по-немецки. Первый настоятель церкви св. Людовика, Пем де Матиньикур, был выслан из России. Вот этому человеку вообще не повезло больше всех. За что, спрашивается?
В 1812 году (главное, вовремя, ггг) московские приходы снова чётко разграничили: к французскому приходу Сен-Луи должны были принадлежать все рожденные на территории Французской империи и выходцы из неё, языковой фактор во внимание не принимался, остальные католики Москвы должны были принадлежать к Петропавловской церкви, настоятелю которой запрещалось вмешивать в дела французской церкви.
Во время Московского пожара церковь не пострадала. В 1827 году было начато, а в 1830 году закончено строительство каменного храма по проекту архитектора Доменико Жилярди. Почему-то храм освятили только через 19 лет, 17 июня 1849 года.
Конечно, при храме были и учебные заведения — приют св. Доротеи (для него в 1885 году на Малой Лубянке было выстроено отдельное здание, слева от храма, мужское реальное училище св. Филиппа Нери, женское училище св. Екатерины. Приходу также принадлежала часовня святой Марии Магдалины на Немецком кладбище (ааа, когда я напишу про него. )
В 1917 году число прихожан насчитывало 2700 человек. После революции 1917 года для храма наступили тяжёлые времена. В связи c декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года, церковное имущество было национализировано, неоднократно проводились обыски и разорялся храм, а учебные заведения при церкви к 1919 году прекратили своё существование. Но!! После закрытия двух московских католических церквей, святых Петра и Павла (1933) и Непорочного Зачатия (1938), храм св. Людовика оставался единственным открытым католическим храмом в Москве. Наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде, где служил французский священник Мишель Флоран, он стал одним из двух действующих католических храмов в РСФСР.
Храм — трёхнефная базилика. Классический «типовой проект» — более высокий центральный неф с полуциркульным сводом и низкие боковые нефы.
Над главным алтарём Преображение Господня.
На алтаре левого нефа в центре расположена статуя св. Людовика, слева от него — статуя св. Бернара Клервосского, справа — св. Франциска Сальского.
Немного правее, на отдельном постаменте, статуя св. Антония Падуанского.
В правом алтаре находится статуя Пресвятой Девы Марии — Царицы Розария. После советского периода сохранился лишь один старинный витраж с изображением св. Иосифа, находящийся в правой части храма.
Поразило, что воскресную мессу служат в соборе аж на шести языках!
Мне очень понравилось объявление на сайте собора по поводу пожара в Нотр-Дам де Пари «Пожар кафедрального собора парижской епархии является настоящим духовным испытанием для верующих Франции и всего мира. Вполне объяснимы порывы организовать скорейшее восстановление святыни. Однако убедительно просим воздержаться от всяких пожертвований на восстановление храма, так как пока нет официальных реквизитов для перевода пожертвований» Гггг, надеюсь, у нас по электричкам не пойдут «католические бабушки» с ящичками для сбора пожертвований!
Завтра у католиков Пасха, а сегодня Страстная суббота. Ну, с наступающим праздников братьев по вере.