собор святого лаврентия трогир хорватия
Хорватия, Трогир. Собор и колокольня Святого Лаврентия
Колокольня кафедрального собора Святого Лаврентия в хорватском городе Трогир — еще одна башня в Европе, на которую я влезла. Это уже становится хобби — лазить по колокольням…
Собор считается главной достопримечательностью старинного города-острова, находящегося под защитой ЮНЕСКО. Колокольня собора — самая высокая точка в Трогире. Башня колокольни возвышается над всеми прочими зданиями.
Собор Святого Лаврентия был построен на остатках фундамента раннехристианского храма, строительство началось в 1213 году.
В 1251 году трехнефная базилика с деревянной крышей была освящена. В 15 веке деревянную крышу заменили на каменные готические своды.
Кафедральный собор в Трогире известен также как храм Ивана Блаженного Трогирского. В соборе находится капелла Святого с каменным саркофагом.
Интерьер собора Святого Лаврентия украшает кафедра работы пизанских мастеров 13 века и резные скамьи 15 века.
Собор в целом не производит какого-то особенного впечатления, интерьер достаточно суров. Но храм запоминается особенными деталями.
Западный вход в собор Святого Лаврентия украшает роскошный скульптурный портал мастера Радована.
Строительство колокольни собора Святого Лаврентия велось очень долго различными мастерами. Свой нынешний вид башня приобрела к 1609 году.
Второй уровень колокольни собора Святого Лаврентия в Трогире, которую нередко на итальянский манер называют кампанилле, был построен во времена Венецианской республики, о чем ярко свидетельствует форма окон.
На колокольню ведет узкая винтовая лестница. Многие, поднявшись на первую смотровую площадку, решают не подниматься выше. На самый верх колокольни надо конкретно карабкаться по очень неудобным металлическим лестницам. Тем, кто боится высоты или одел неудобную обувь, лучше не лезть.
На верхний ярус колокольни я все-таки влезла! Открывающиеся сверху виды того стоят!
На главной городской площади Трогира нынче устроен ресторан, что совсем не к месту. Тут же, на террасе дворца выступал камерный хор.
В 3 километрах от Трогира расположен международный аэропорт. Неотъемлемая часть местных прекрасных пейзажей — исчерченное самолетами небо.
При взгляде сверху особенно сильно ощущается итальянский (Венецианский) дух Трогира.
Город-остров Трогир — несомненно, один из самых красивых, хорошо сохранившихся средневековых городов Средиземноморья.
Взгляд на старинные узкие улочки в окружении лазурных вод Адриатики сквозь Венецианские окна.
Слезать с колокольни собора Святого Лаврентия — занятие еще менее приятное, но все-таки если будет в Трогире, то стоит покорить эту башню!
Собор Святого Лаврентия (Crkva Sv. Lovre)
График работы картинной галереи собора
с 1 ноября по 1 апреля: Пн-Пт с 8.00 до 12.00
с 1 апреля по 1 мая: Пн-Пт с 8.00 до 18.00; Вс с 12.00 до 18.00.
с 1 июня 1 июля: Пн-Пт с 8.00 до 19.00; Вс с 12.00 до 18.00.
с 1 июля по 1 сентября: Пн-Пт с 8.00 до 20.
Неподалеку от центральной площади, а именно в северной её части, находится собор Святого Лаврентия, который возвышается здесь ещё со средины 16 века на фундаменте средневекового храма. Собор удивительным образом совмещает в себе черты сразу трёх стилей: ренессанса, готики и романского. Над этим величественным зданием трудились сразу несколько великих архитекторов того времени: внешние украшения произошли от руки Андрия Алеши и Ивана Дукновича, часовня Святого Иоанна Трогирского (Ивана Урсини) была спроектирована и сотворена учеником великого скульптора Донателло ещё в 15 столетии- Николой Фирентинацом, а внешние колоны и стены украшены резьбой скульптора Радована, жившего в Трогире еще раньше — в 13 веке. В сокровищнице собора содержатся сохранившиеся до нашего времени памятные творения художников и предметы декоративно-прикладного искусства. Данный собор является наиболее символическим сооружением города, с 1997 года организация ЮНЕСКО внесла его в перечень культурно-исторического наследия.
Строительство собора началось в 13 веке, когда после падения венецианской республики был разрушен стоявший на этом месте храм. Как можно понять с названия, собор назван в честь святого Лаврентия. На месте построения колокольни были найдены останки, которые интерпретировали как жертв, которых приносили богине Гере, то есть можно понять, что и ранее это место было религиозным и даже скорее всего здесь был античный храм, как и в раннехристианский этап развития. Местные жители называют это место как собор святого Иоанна, ведь в пристроенной часовне хранятся его высохшие останки.
Собор Святого Лаврентия: google-панорамы
Собор Святого Лаврентия: видео
Колокольня Святого Лаврентия
Колокольня считается одной из наивысших точек города Трогир, ведь в высоту она достигает практически 50 метров. История её создания тянется на несколько лет, первое её строительство было начато в конце 14 века, как раз в этот период венецианская республика начала завоевывать город, вследствие чего и была разрушена ещё недостроенная башня. А уже спустя два года, в 1422 её строительство было возобновлено, архитектура изготовлена в сдержанном готическом стиле, с выраженными минималистическими фрагментами. Начали работу мастера Матфей и Степан, а заключительные элементы вносил уже Матей Гойкович.
К строительству второго яруса приступили практически спустя 20 лет, в сороковые годы 15 века, и стиль исполнения был уже немного другой, так как использовалась венецианская готика. Лоренцо Пинчино известный архитектор, являющийся автором собора святого Иакова в городе Шибеник, считается автором второго яруса и данной звонницы. И до сих пор колокольня святого Лаврентия считается неповторимым образом венецианской готики в Хорватии.
Поврежденный третий ярус взялись реконструировать в 1602 году, автором реконструкции считается Трифун Боканич, именно он вернул ярусу первозданный вид позднего ренессанса. Сейчас многие архитекторы отмечают, что готическая колокольня стала выглядеть хуже с примесью тяжелого декора ренессанса. Боканич по четырем сторонам основы крыши также установил бюсты скульптора Алессандро Витториа. В 20 веке, во время реконструкции эти бюсты были заменены на копии, а оригиналы переместили в церковь Святого Иоанна Крестителя на самую вершину, так как жители верят, что это убережет их город от невзгод.
Колокольня Святого Лаврентия: видео
Кафедральный собор святого Лаврентия, Трогир
Кафедральный собор святого Лаврентия (Ивана) занимает важнейшее место среди памятников архитектуры Трогира не только как сакральный объект, но и как здание, воплотившее в себе архитектурные стили, начиная от романского и заканчивая барокко. В помещениях собора хранятся ценные произведения искусства.
Собор святого Лаврентия (Ловро)
Строительство Кафедрального собора началось в 1200 г., а завершилось в начале XVIIв., когда достроили последний этаж колокольни, сооружавшейся в течение почти двух столетий. В XVIII в. После пожара в епископском архиве, когда сгорели многие документы, проводилась реконструкция собора. Тогда же он был повторно освящен. В середине XIXв. собор опять реконструировали.
Собор Св. Лаврентия
Перед входом в кафедральный собор к 900-летию смерти Ивана Трогирского в 2011 году установили посвящённый ему современный памятник.
памятник к 900 летию Ивана Трогирского
Колокольня
Продолжительный период строительства отразился в стилевом разнообразии колокольни. Ее первый этаж построен в готическом стиле (архитектор Матия Гойкович),
первый и второй уровень колокольни
второй — с элементами венецианской цветочной готики XV в. Форма окон ярко свидетельствует о том, что построена эта часть во времена Венецианской республики.
колокольня собора святого Лаврентия, первый и второй уровень
третий — украшен в ренессансном стиле (автор Трифун Боканич), завершен в конце XVIв.;
четвертый — пирамидальной формы, украшен четырьмя скульптурами в стиле маньеризма (Алессандро Виттори), установленными в 1605 г. (в настоящее время заменены копиями).
второй и третий уровни колокольни
Верхнюю часть колокольни (высота 47 м) украшает металлический шар, которому в период последней реставрации возвратили прежний блеск, и внутри которого хранятся реликвии святых защитников Трогира.
четвертый уровень колокольни
На колокольню ведет узкая винтовая лестница.
лестница на первую смотровую площадку колокольни
Поэтому многие, поднявшись на первую смотровую площадку, решают не подниматься дальше.
первая смотровая площадка колокольни
Ведь на самый верх колокольни надо карабкаться по очень неудобным металлическим лестницам.
лестница на верх колокольни собора
Тем, кто боится высоты или обут в неудобную обувь, действительно, лучше не лезть.
Но открывающиеся виды стоят затраченных усилий!
При взгляде сверху особенно ясно ощущается итальянский (венецианский) дух Трогира.
вид с колокольни собора святого Ловро
Преддверие собора имеет два входа. С левой стороны от западного входа находятся ступеньки, ведущие на террасу, которая примыкает к фасаду, украшенному готической розеткой.
Собор Св. Лаврентия
Крестильня
Крестильню построили в XV в.
Это произведение албанца Андрия Алеши (рельефное изображение «Крещение Христа» над входом,
«Св. Иероним в пещере» — внутри собора).
Имеет прямоугольную форму на плане,
захоронение в крестильне
по нижнему краю которого располагается ряд ангелов, несущих венец (очевидно, выполнены под влиянием стиля Николы Фирентинца).
В центральной части помещения находится каменная купель,
покрытая деревянной верхней частью, которую поддерживают два ангела.
Западный портал
В 1240 г. высекается западный портал Радована (в середине второй половины XIII века продолжатели дела великого каменотеса расширяют портал), на котором у подножия лунеты указана дата сооружения и имя автора.
западный портал собора
На внешней стороне лунеты находятся рельефные изображения: «Рождение Христа» (знак креста был на ее внутренней части, позднее прикрыт органом), «Странствование трех королей» и «Поклонение пастыря». У нижнего края арки с двух сторон изображения: «Благовещение», «Поклонение королей», «Сон Иосипа».
На внешних частях арок — картины из жизни Иисуса Христа: «Бегство в Египет», «Искушение Христа в пустыне», «Вступление в Иерусалим», «Омовение», «Истязание Христа», «Распятие» и «Воскрешение». С двух сторон у внешних арок — скульптуры львов в роли стражей,
львы у входа в собор
над ними — изображения прародителей: Адама и Евы.
Первый ряд колонн справа и слева представляет апостолов, во втором — изображение сезонных сельскохозяйственных работ, третий — сцены из повседневной жизни и фантастические существа. У подножия колонн находятся восемь скульптур в национальных костюмах народов Средиземноморья — теламоны, удерживающие портал. На вершине портала — изображение св. Ловро, которому посвящена церковь. Жители Трогира часто называют собор именем св. Ивана, в память о котором построена часовня, где хранились останки бл. Ивана Трогирского.
Мастер Радован является замечательным представителем хорватского средневекового искусства. Некоторые ученые считают, что отдельные части базилики св. Марка в Венеции являются произведением его рук. Скульптуры, находящиеся внутри круглых окон вне портала, приписывают также Радовану. Правая изображает зверей, пьющих воду из чаши, левая — женщину, которую истязают змеи.
скульптура в окне портала
Внутреннее помещение собора
Через портал проходим во внутреннее помещение трехнефного собора, с узкими окнами в романском стиле, с тремя полукружными апсидами, находящимися на восточной стороне.
внутри собора св. Ловро
В центральной апсиде располагается главный алтарь с киворием, на котором возвышаются скульптуры Богородицы и ангела Габриэла — «Благовещение», произведение мастера Мавра, XIV в. (во время реставрационных работ, проводившихся в 2001 г., была обнаружена подлинная позолота).
В эпоху барокко алтарь дополнился мраморным табернакулом (дарохранительница),
который в настоящее время хранится в часовне св. Иеронима, и скульптурами бл. Ивана и св. Ловро.
Деревянные хоровые скамьи вырезал Иван Будиславич в XV веке.
Во время реставрации в скамьи был встроен (обнаружен недавно) полиптих XIIIв. с изображением Божьей Матери с младенцем, св. Ловро и, вероятно, св. Ивана.
Восьмиугольная кафедра проповедника располагается на капителях, выполненных в романском стиле, которые прежде были покрыты позолотой.
Над кафедрой проповедника находится расписанное распятие, которое изготовил Блаж Юрьев Трогирянин в 1440 г., изображающее Христа и лики из Евангелия.
В центральной части церкви располагается большой деревянный подсвечник, имеющий форму греческого креста (XVIв.), в настоящее время электрифицирован. Выполнен по образцу подсвечника, находящегося в церкви св. Марка в Венеции.
подсвечник и распятие
На западной стене собора находится орган (первый был изготовлен в 1485 г. мастером фра Урбином). Позднее были построены новые хоры в стиле барокко, с большим органом (автор Гаэтан Каллида). Согласно данным летописей, мастер Доминик Москателли изготовил еще один маленький орган, который встроил в большой. Старый орган был демонтирован в 1940 г., а создание нового доверено Милану Майдаку, который использовал старые свирели и таким образом сохранил прежнее теплое и торжественное звучание.
Часовня бл. Ивана
Одним из красивейших помещений Кафедрального собора является часовня бл. Ивана — мавзолей и церковный зал.
Часовня блаженного Ивана
Построили ее в XV в. по проекту Николы Фирентинца, с художественными дополнениями, которые выполнили Андрий Алеша и Иван Дукнович.
Часовня блаженного Ивана
Обратите внимание, часовня оформлена подобно античному стилю: крылатые мальчики с факелами выходят из подземного мира;
Часовня блаженного Ивана
земную жизнь представляют апостолы, которых ведет за собой Иисус;
Часовня блаженного Ивана
круглые окна символизируют солнце; кассетированный свод, в центре которого находится овальное изображение Бога, является символом неба.
Часовня блаженного Ивана, свод
В эпоху барокко по обеим сторонам алтаря поставлены мраморные ангелы, произведение Еролима Диогена.
Часовня блаженного Ивана, гробница
Скульптура Бога-отца, выполненная мастером Фирентинцем, была заменена на другую, созданную Макановичем (Игнатий).
Часовня блаженного Ивана
Другие часовни собора
Боковые нефы собора украшают алтари и часовни. С левой стороны от входа находится часовня св. Иеронима,
часовня св. Иеронима
построенная в готическом стиле, в которой в настоящее время располагается дарохранительница.
часовня св. Иеронима
Рядом с часовней — алтарь Благовещения или имени Марии,
возле которого — часовня бл. Ивана. В апсиде, с левой стороны от главного алтаря находится алтарь св. Креста.
С правой стороны от входа располагается алтарь св. Августина
алтарь св. Августина
а между ними — бюст Алоизия Степинца, который установили в конце XX в.
бюст Алоизия Степинца
В апсиде, с правой стороны от главного алтаря находится алтарь Богородицы Милосердия.
алтарь Богородицы Милосердия.
Недалеко от него — колодец и надпись, повествующая о том, что на этом месте обнаружили древнюю могилу бл. Ивана.
Пилоны главного нефа и боковые алтари украшают произведения известных живописцев.
Ризница
В ризнице, построенной в середине XV в., хранятся сокровища Кафедрального собора, ценные подарки, полученные церковью в период ее многовекового существования, большая часть предметов хорватских королей и знати. Некоторые экспонаты хранятся в резных шкафах, изготовленных Гргуром Видовым в XV в. Над ними располагаются гербы трогирских епископов, которые исполняли свои должности до упразднения епархии (30 июня 1828 г. Папа Лев XII издал буллу Locum Beati Petri об упразднении трогирской епархии и ее присоединении к сплитско-макарской).
Среди текстильных изделий уникальным является капюшон с изображением св. Мартина и нищего (XVв.). Согласно преданию, капюшон был подарен королем Белой IV. Коллекция содержит стихари и ризы XVI в., митру трогирского епископа Кажотича (XIV в.), печать трогирского капитула (XIV в.), серебряный кувшин (XIV в.), маленький алтарь из слоновой кости (мастерская Эмбричи, XV в.), реликварий бл. Ивана Трогирского, распятие из Авиньона (XIV в.) и др. Интересно, что все вышеупомянутые экспонаты и живописные полотна из пинакотеки (картинная галерея) отреставрировали в 2001 г. в связи с подготовкой к выставке «Художественное наследие Хорватии — Трогир 1200 — 1600», проводившейся в Венеции, в церкви Сан Барбара, 9.06-4.11.2001г.
Такая она, главная достопримечательность Трогира. Мне собор очень понравился, надеюсь, что и вам тоже.