собор святого иеронима в саламанке
Загадка » средневекового» астронавта.
Астронавт! На стене древнего испанского собора Святого Иеронима, построенного в 1102 году! Такие заметки с соответствующими фотографиями обсуждает блогосфера более 10 лет.
Первое, что приходит в голову – фотошоп, но нет, астронавт настоящий. Фигурка – давно известный в мире артефакт. Она находится в испанском городе Саламанка – украшает один из кафедральных соборов. Правда не тот, который был построен в 1102 году – так называемый Старый собор (Catedral Vieja), а более поздний – Новый (Catedral Nueva), возведенный в период с 1513 по 1733 год. Разница почти в 500 лет, надо сказать, непринципиальная. И в то время космонавтов не было. И все же на стене собора он есть. Да еще в ботинках с рифлёными подошвами.
Сенсация состоялась после того, как современная фотооптика позволила различать мелкие детали великолепного архитектурного убранства на большой высоте, ранее недоступной туристическим фотокамерам.
Вот тогда-то туристы и разглядели среди мифических существ на барельефе того, кого быть там точно не может. А в результате историки и музейные работники вынуждены нервничать и отвечать на простодушные вопросы недоумевающих туристов. Хуже всего то, что специалисты никак не могут выработать единую версию случившегося и не согласовывают друг с другом свои ответы.
Впервые фигуру астронавта заметили в 1995 году, Серхио Аррела, замдиректора музея кафедральногособора заявил, что в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе маленькую «художественную шалость».
Это был самый радикальный ответ – другие отвечающие не решаются заходить так далеко. Потому что следующим вопросом синьору Арелла будет «а сколько вообще маленьких шалостей допущено «скульпторами-реставраторами» и сколько творческой свободы даётся при «реставрации»?» Это чрезвычайно болезненный вопрос, так как весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 году, за несколько лет до начала реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние, то есть признан одним из абсолютных шедевров. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур астронавта или кого-либо ещё невозможно.
Понимая, что таких скользких вопросов не избежать, викария собора Родриго Соланеллес занимает диаметрально противоположную позицию:
«Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть – епархия никогда не утвердит еретический элемент декора».
Другими словами, на боковых вратах собора нет астронавта, а кто думает иначе, тот ошибается. По словам священника, это обычные для Средних веков монстры, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество. Они, дескать, символизируют исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.
Впрочем, высказывания викария ещё не самое странное в этой истории. Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки, убеждён, что фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Он утверждает, что астронавт есть на гравюре XIX века. Но только вот гравюру общественности не предъявляли.
Кстати, фотография 1995 года показывает астронавта с совершенно целым лицом, а на снимках, сделанных два года спустя, его лицо серьёзно повреждено неумолимым течением времени.
Возможно, именно эти противоречия подогревают интерес к истории, которая не так уж и загадочна. Ведь, в принципе, размещение неких символов, характеризующих эпоху, во время которой проводится реставрация, – весьма распространенная практика. Забавно только то, что скульптор просто выбрал космическую тематику.
zabzamok
Записки врача-рентгенолога
О Боге, людях, и искусстве
Святой космонавт. Загадка собора Саламанка
На старинном кафедральном соборе в Саламанка, расположенном в Кастилии-и-Леоне у северному входу в новый собор, где на портале у «дверей Рамоса» (Puerta de Ramos), прямо напротив дворца Анайя, на большой высоте парит в «невесомости»… современный космонавт в полной «боевой» экипировке – скафандре с дыхательным шлангом, шлеме, приборной коробке на груди и ботинках с рифлеными подошвами. Данная фигура даже получила неофициальное название – «Святой космонавт».
Откуда же взялся этот космонавт на стене старинного собора? Объяснение достаточно простое: в 1992 году во время реставрации обветшавших от времени дверей Рамоса один из реставраторов, некто Мигель Ромеро, проявил творческую инициативу, украсив стену подобной фигурой. Далее версии разнятся: кто-то считает, что реставратор таким образом решил подшутить. У других – более прагматичное объяснение: Ромеро, внеся современный элемент на фасад старинного храма, хотел подобным образом увековечить знаковое для ХХ века событие – покорение человеком космоса. А вот кого конкретно изображает фигура, тут версий много. В качестве каменного персонажа фигурируют: первый космонавт планеты, россиянин Юрий Гагарин, первый американский астронавт Джон Гленн, первым из американцев вышедший в открытый космос Эдвард Уайт, первым ступивший на поверхность Луны американский астронавт Нейл Армстронг и т.д.
Тем не менее, очень многие склонны верить в то, что фигура космонавта здесь находилась изначально, а, стало быть, имеет таинственное, выходящее за рамки обычной логики, происхождение. Говорят о том, что шутка реставраторов в данном случае исключается по целому ряду причин. Во-первых, изображение космонавта зафиксировано на гравюрах XIX века. Во-вторых, в старинных рукописях Саламанки якобы имеются сведения о встречах монахов с существами из других миров. В-третьих, реставрация всегда идет по канонам, утвержденным в средние века, а в случае объекта, являющегося наследием ЮНЕСКО, и вовсе требуются дополнительные экспертизы, согласования и разрешения. Говорят также, что и не космонавт это вовсе, а некое адское отродье, коих немало «обитает» на стенах, фасадах и капителях колонн старинных европейских храмов.
В доказательство «чудесной» версии происхождения космонавта приводится целый ряд других аналогичных находок. Например, изображения космонавтов на японских нецке, модель самолета из древнеегипетской гробницы, инкские золотые «самолетики», изображение Дарта Вейдера на Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне, а также изображение человека с ноутбуком и мобильным телефоном на мозаике станции метро «Киевская Кольцевая» в Москве, построенной в далеком 1954 году.
Нужно сказать, что на стене собора в Саламанке имеются и другие, менее известные, но не менее любопытные фигуры. Например, фигура улыбающегося дракона с тремя шариками мороженого. Или мальчика с не по-детски развитым мужским достоинством.
Гиды и экскурсоводы не торопятся переубеждать поклонников «чудесной» версии появления астронавта на стене старинного храма. Ведь, самое главное, заинтригованные туристы приезжают сюда, пополняя местную казну.
Ну и на последок вот вам фигура со стен шотландского аббатства Пэйсли, расположенного неподалеку от Глазго, в которомс целью реставрации были сняты все статуи гаргулий. Некоторые фигуры удалось восстановить, другие же пришлось попросту делать заново. Один их реставраторов постарался на славу, смастерив статую инопланетянина из фильма “Чужой”.
Глубинная информация
Материалы сайта
Популярное
Кто онлайн
ИСПАНСКИЙ КОСМОНАВТ (РАЗОБЛАЧЕНИЕ)
Если вы когда-либо смотрели «научно-познавательные» передачи на Рен-Тиви, снятые в стиле винегрета (обо всём и не о чём), то вы наверняка видели «доказательства», показывающие наличие современных технологий в древности, как результат контакта людей с пришельцами с других планет, все эти «чудесатости» легко рассыпаются как только начинаешь разбираться во всём этом.
Одним из известных подобных «свидетельств» является фотография фигуры космонавта, высеченного на испанском соборе 16-го века в Саламанке.
Этот собор, известный как Catedral Nueva (Новый собор), имеет на фасаде северного входа современную фигурку того, что выглядит как астронавт в скафандре.
Фигурка, в скафандре в комплекте с трубками, дыхательным аппаратом, шлемом и сапогами на толстой подошве, показывает изображение того, как выглядит человек в космосе.
Фотографии этого космонавта циркулируют в Интернете уже много лет, вызывая многочисленные дебаты. Есть и скептически настроенные комментаторы которые полагают, что фото — фальшивка, другие — что астронавт был добавлен в фотошопе, в то время как сторонники диковинных теорий заговора говорят о вторжении/посещении инопланетян в далёком прошлом.
Однако, как и в случае с большинством подобных фотографий, есть более реальный и понятный сюжет, стоящий за резьбой на фасаде Catedral Nueva (Нового Собора). И это вовсе не касается пришельцев с других планет.
Испанский город Саламанка – один из старейших университетских городов мира и в нем, до сегодняшнего дня, сохранилось немало исторических памятников. Особое внимание привлекает вышеупомянутый Новый собор, который был построен между XVI и XVIII столетиями.
Строительство этого собора началось в 1513 году и продолжалось до 1733 года.
Это второй по величине собор в Испании по размерам, а его колокольня высотой 93 метра также является одной из самых высоких в этой стране. Что касается архитектурного стиля, в котором выполнено строение, то он включает в себя элементы сразу нескольких направлений: готика, ренессанс, барокко.
Официальной датой открытия считается 1733 год, когда собор был освящен. В 1887 году королевским декретом ему был присвоен статус национального памятника. В 1988 году старый город Саламанки, на территории которого расположен Новый Собор, был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Известно, что строительство Catedral Nueva началось в 1513 году по приказу короля Фердинанда, состоявшего в браке со знаменитой королевой Изабеллой.
Сводчатые каменные потолки внутри собора и стены украшены многочисленными статуями,
Гордость любого католического собора это богато украшенный орган.
Catedral Nueva (Новый собор) за свою почти 500 летнюю историю буквально наполнен до «потолка» различными витражами, статуями, фресками, склепами и пр. как на религиозную тематику так и отображающую исторические события прошедших веков.
Но один элемент в оформлении выглядит неуместно и крайне несвоевременно. У северного входа собора, взгроможденный высоко среди декоративных резных фигурок, находится крошечный современный астронавт, плавающий в космосе, которого можно рассмотреть только вооружившись хорошей оптикой.
На протяжении столетий собор понёс серьёзный ущерб, который в конечном итоге потребовал инициирования проекта восстановления. Один из художников, Джеронимо Гарсиа, который отвечал за работу над проектом, решил добавить включения элементов современности. Во время реставрации собора Catedral Nueva, в 1992 году и был добавлен этот «инопланетный» космонавт, фигуру которого (как и многие другие) изготовил мастер по имени Мигель Ромеро. Как видите, автор сего шедевра хорошо известен )) Испанский художник Jose Miguel Alguer Romero, личность довольно не заурядная, хорошо известная в Испании, вот пару работ для понимания его стиля.
До 1992 года нет не одного сообщения о присутствии этой фрески-космонавта на соборе, не в одном источнике!
Реставрация проведённая в 1992 году была приурочена к католическому форуму Las Edades del Hombre проведённому 1993 году, показ соборов организованный этим фондом — это своеобразная религиозная пропаганда для священного искусства Кастилии и Леона (Испания). Инициатива исходит от популярных писателей этой страны — Хосе Хименеса Лозано и Хосе Величиа, они смогли привлечь как частные так и гос.средства.
Фонд просуществовал с 1988 — 2016 гг., за это время отреставрировали несколько самых красивых соборов Испании.
Согласно традиции, при реставрации соборов мастера частенько добавляли что-то из своей современной эпохи, как символ того времени, когда проводятся восстановительные работы. В данном случае реставратор(ы) выбрали фигуру космонавта.
На снимке: на недавно отреставрированном соборе вандалы испортили лицо этой достопримечательности.
Подобные дополнения при каждой реставрации соответствуют местным традициям, хотя есть и такие специалисты, которые критически относятся к таким инициативам. Ещё один необычный рельеф расположен очень близко к астронавту и находится у того же самого входа в «Новый» кафедральный собор.
Это фигура фавна, который отличается от других, потому что в левой лапке он держит вафельный стаканчик с тремя шариками мороженого. Фавн, который любит мороженое — это ещё один пример фантазии реставраторов из 1992 года. (следы вандализма здесь тоже заметны)
Подобные шуточки от реставраторов встречаются не только в Испании. Во Франции, при восстановлении в 1993-95 гг. католической Вифлеемской часовни, являющейся жемчужиной готической архитектуры позднего средневековья, главный архитектор Франс Гвенело Конгнард поручил резчику по камню Жану-Луи Буазелю, изготовить 28 фигурок горгульий, четыре из которых он сделал уж очень далёких от привычных монстров прошлых веков, они явно напоминают персонажей из Голливудских фант. х/ф и японских аниме. Эти современные монстрики полюбились местным жителям и привлекают туристов.
Подобных примеров масса. Вот ещё один: при строительстве Вашингтонского собора в 1980-х гг., расположилась высоко на северо-западной башне Собора, голова Дарт Вейдера из «Звёздных войн», голова была вылеплена Джейном Карлором Карпентером, и высечена из камня Патриком Дж. Плункеттом.
Объяснение того, почему испанские реставраторы выбрали именно космонавта, состоит в том, что он был символом 20-го века, к тому же в разгар реставрационных работ, в 1992 году НАСА объявила что зачислила в отряд астронавтов — испанца Майкла Лопес-Алегрия, он родился в р-не Мадрида, не далеко от этого собора, испанцы очень гордились этим событием, все СМИ Испании писали в то время об этом. Майкл Лопес-Алегрия родился 30 мая 1958 года в Испании, считает себя кастильцем, эмигрировал в Калифорнию в детстве. Является выпускником Гарвардского университета. Вступил в ВМС США, где получил степень бакалавра в области системотехники в 1980 г., окончил Военно — морскую академию США, состоял в эскадрильи воздушной разведки 2-го флота (VQ-2) в роте — «Испания».
В 2010 году вандалы отбили у астронавта правую руку, ещё раньше было повреждено лицо, здесь более менее всё отреставрировано. Поэтому барельеф выглядит так, будто пережил века.
Автор: Александр Лобанов. статья написана спец. для группы МАРС и КОСМОС (05.10.18г.) PS — и, чтобы окончательно развеять этот миф, хочу задать сторонникам уф-теории один вопрос. Неужели вы на полном серьёзе считаете что инопланетная цивилизация находящаяся от нас за миллионы световых лет послала к нам, в XVI век своего представителя одетого в скафандр середины ХХ века, в которых мы впервые стали выходить в открытый космос? На 1-м фото: кадр выхода Леонова из очень реалистичного х/ф «Время первых»; на втором фото: кадр из док.фильма первого выхода в открытый космос астронавта НАСА — Эда Уайта, спустя три месяца после Алексея Леонова.
Космонавт на фасаде средневекового храма: знаменитые «лепные» скандалы и тайны
Лепнина – один из древнейших видов искусства, который дошел до наших дней и находит отклик в сердцах миллионов людей. За долгие годы развития лепного искусства вокруг этой сферы деятельности нередко возникали скандалы и резонансные истории. Одна из самых знаменитых загадок, связанных с лепными творениями, — загадка астронавта, который изображен на барельефе древнего испанского храма.
До сих пор ученые всего мира спорят относительно подлинности и авторства этой необычной фигуры, которая резко выбивается из контекста и тематики готического сюжета барельефа собора святого Иеронима. Так что же это – грандиозная мистификация или настоящий тайный знак из прошлого?
Астронавт из средневековья
Одним из важных культурных и исторических центров Испании всемирно признан небольшой городок Саламанка, в котором сосредоточено множество архитектурных достопримечательностей и исторических ценностей. Красивейший древний храм города, собор святого Иеронима, состоит из двух частей — Старый собор (Catedral Vieja) и Новый собор (Catedral Nueva). Первая часть собора была построена еще в 1102 году, в то время как строительство новой части храма растянулось на 200 лет – с 1513 по 1733 год.
Собор построен в характерном для того времени стиле платереско с элементами модной средневековой готики. Фасад храма богато украшен лепниной и каменными скульптурами, изображающими мистических чудовищ и монстров, что характерно для готической архитектурной стилистики. В готике чудовища ассоциируются с искушениями и демонами, с которыми человек сталкивается за пределами храма – внутри собора таким устрашающим скульптурам места нет, так как там человек защищен божественными силами.
Фасад кафедрального собора Саламанки украшен реалистичными скульптурами драконов, львов, орлов и многими другими эстетическими элементами, характерными для классического готического храма. Однако есть здесь один элемент, который породил небывалый резонанс и вызвал интерес ведущих ученых, средств массовой информации и туристов. Среди сложного лепного декора фасада была обнаружена фигура человека в скафандре, шлеме и сапогах с крупным протектором. Эта фигура совершенно точно изображает космонавта, который парит в невесомости. Однако возникал вопрос – как это возможно? Ведь ни в 12-ом, ни в 16-ом веке даже речи идти не могло об освоении космоса и подобном оснащении для космических полетов. Откуда скульптор позаимствовал это изображение, и как ему могла прийти мысль о создании столь футуристичной картины? На этот счет существует несколько версий и догадок.
Первая мысль, которая возникает у каждого, кто видит столь необычное изображение барельефа на фасаде, — это мистика! Такого не может быть! В такие минуты единственным логичным объяснением кажется прибытие инопланетян к скульптору или наличие у него машины времени. Также любители сверхъестественного нередко предполагают наличие дара предвидения и предсказания у художника, работавшего над созданием фасада кафедрального собора.
Церковь до сих пор считает, что, создавая фигуру космонавта, скульптор преследовал цель передать изображение одного из демонов, который представляет опасность для грешников. Версия исключительно странная, но тем не менее именно ее неоднократно озвучивали служители храма.
Фото: источник
Самая реалистичная и вероятная теория появления космонавта на лепном фасаде средневекового здания – шалость архитектора, который проводил реставрацию храма святого Иеронима. Замдиректора музея Собора уверяет, что среди мастеров, проводящих реставрацию старинных зданий, имеется негласная традиция оставлять собственный «автограф» в виде напоминания об эпохе, в которую проводятся восстановительные работы. Именно в результате этой традиции, по мнению ученых, на фасаде старинного кафедрального собора появился астронавт.
В доказательство этой теории ученые приводят еще один интересный аргумент – наличие второго символа, нехарактерного для готического средневекового творчества. Если присмотреться к фигуре одного из мистических драконов на фасаде, можно увидеть у него в лапе мороженое в вафельном стаканчике. Совершенно очевидно, что такого лакомства не было во времена дикого европейского средневековья, а значит, скорее всего, и мороженое, и космонавт, появились в фасадной композиции гораздо позже – во времена современной реставрации.
Справедливости ради следует отметить, что у сторонников мистической теории есть один весомый контраргумент. Заключается он в том, что в 1985 году объект был взят под охрану в качестве всемирного наследия ЮНЕСКО. Соответственно, все реставрационные работы, которые проводились в 1992 году, согласовывались и контролировались представителями этой уважаемой и авторитетной организации. Допустить, что ЮНЕСКО привлекло к реставрации неквалифицированных художников и архитекторов или намеренно позволило им подобные шалости, действительно сложно.
С развитием и популяризацией такой науки, как маркетинг, все чаще обсуждается версия об оригинальном рекламном ходе. Некоторые деятели искусства озвучивали версию, что космонавт был специально размещен на фасаде древнего строения для привлечения интереса к храму и оживления туристической активности города Саламанка, расположенного на западном побережье Испании.
Астронавт далеко не единственный!
Рассматривая эту интересную и загадочную историю, следует упомянуть, что астронавт – далеко не первая странность такого рода. Долгие годы ученые бились над разгадкой другой тайны – странных рисунков, найденных среди иероглифов на фризе Оссириона. Речь идет о древнем храме-усыпальнице, в Египетском городе Абидосе. По мнению историков и археологов, храм был построен около 3,5 тысяч лет назад фараоном Сети специально для захоронения головы Оссириона.
Одна из надписей на стене гробницы, состоящая из иероглифов, включает странные изображения, очень напоминающие вертолет, танк и подводную лодку. Изображения расположены близко друг к другу в два ряда и представлены фигурами, состоящими из ровных четких линий. Фигуры настолько похожи на боевые машины, что при взгляде на них даже не возникает сомнений в их подлинности и реалистичности.
Фото: источник
Заинтересовавшиеся этим фактом ученые провели сложнейший спектральный анализ, в ходе которого выяснилось, что никаких дополнительных воздействий на надпись человеком в более поздние времена не производилось. Это заставило ученых серьезно задуматься о возможных вариантах появления этих странных рисунков на столь древнем памятнике культуры.
Исследования, которые проводились далее, доказали, что создателем странной «армии» выступила сама природа. Новые научные технологии позволили сделать однозначный вывод, что контуры вертолета, танка и подводной лодки созданы пересечениями отдельных элементов иероглифов с трещинами, которые образовались на поверхности камня с течением времени. Этот вывод до сих пор оспаривается некоторыми сторонниками версии мистического происхождения этих рисунков.
Еще одна загадка барельефов проявилась в 19-ом веке в Камбоджи, где в непроходимых джунглях был обнаружен старинный храм Та Пром. Храм был долгие годы безлюдным и поразил ученых своей невероятной нерукотворной красотой. Исследования показали, что строительство его датируется 1186 годом. Храм входил в культовый ансамбль Ангкора. Дикий камень, из которого было построено сооружение, украшали великолепные массивные барельефы, которые со временем оказались оплетены тропическими растениями. Восхитительная находка вдохновила художников, скульпторов и даже режиссеров. Именно здесь снималась самая красивая и живописная часть фильма Лары Крофт – расхитительницы гробниц.
Самое же поразительное, что было обнаружено в этом храме, – небольшая часть барельефа в виде скульптуры динозавра. Палеонтологи, осматривающие барельеф, сделали однозначный вывод – фигура динозавра принадлежит виду стегозавр (Stegosaurus). Определяется это по костяным отросткам на спине найденного динозавра, что является характерной особенностью стегозавров. Уникальность и необычность этой находки заключается в том, что этот вид динозавра вымер за 65 миллионов лет до строительства храма. Совершенно очевидно, что во времена строительства люди не могли даже догадываться о существовании динозавров и тем более так точно знать строение их тела и анатомию древних гигантов. Секрет этого барельефа до сих пор не раскрыт, ведь ученые уверяют, что барельеф был создан именно в годы строительства храма.
Все перечисленные выше неожиданные находки до сих пор волнуют умы самых знаменитых ученых и исследователей во всем мире. Будем же надеяться, что в скором времени нам всем удастся найти разгадку этих тайных знаков и символов.