собор святого дисмаса в шотландии
anchoret
Кое-что о кое-чём
Безмятежное созерцание несоответствия вещей
Судите сами: о том, что из двух распятых с Иисусом разбойников один покаялся и исповедовал его Господом, из четырёх евангелистов говорит только Лука (это условное имя, настоящий автор неизвестен ни у одного из Евангелий). Марк и Иоанн говорят просто о двух разбойниках, а Матфей вообще утверждает, что поносили Христа оба разбойника, не видя в нём себе ровню.
Кстати, это интересный момент. А чего это они вдруг на Него набросились? Дело в том, что это были не совсем разбойники. Марк и Матфей называют их «лестисами» (λῃστής), а Иоанн называет так Варраву, отпущенного Пилатом вместо Иисуса. Этим словом обозначают повстанцев или их симпатизантов, действовавших против римского оккупационного режима. То есть разбойниками они были с точки зрения римлян и их коллаборантов, а мы вряд ли можем считать их однозначно отрицательными персонажами, как не считаем ими, скажем, шайку Робин Гуда. Соответственно, распятие было применено к ним римлянами как к государственным преступникам, и они прекрасно знали, что Иисус попал в их компанию, «к политическим», по недоразумению, оттого и глумились над Ним.
Разбойников принято изображать привязанными, а не прибитыми к своим крестам.
Так вот, если бы предсмертное обращение одного из разбойников действительно имело место, а не было бы авторским нарративом одного из античных писателей (Луки), то мимо такого важного события не прошёл бы ни один из евангелистов. Достаточно заметить, что даже упомянутое лишь у одного из них (и противоречащее другому, не менее авторитетному рассказу Матфея), оно затмило прочие версии и произвело очень мощное воздействие на дальнейшую церковную традицию. Но мы имеем то, что имеем, и ладно.
К слову сказать, несмотря на то, что сам благоразумный разбойник хорошо представлен в нашей гимнографии, церковная традиция не знает молитвенного обращения к нему. Что явочным порядком подтверждает и мои сомнения в его святости.
Благоразумный разбойник
Сегодня вспоминается еще один из моих самых любимых святых. Это разбойник, распятый на Голгофе рядом со Христом.
В четырех канонических Евангелиях его имя не называется, сказано только, что висел он так же на кресте справа от Иисуса. Апокрифические тексты именуют его Дисмас или Тит, в древнерусской традиции Рах. Согласно другой версии, Рах — это не имя, а прозвище разбойника, означающее «распятый».
Евангелие от Луки содержит наиболее полный рассказ о казненных вместе с Христом двух преступниках. По левую сторону был распят разбойник по имени Гестас. Во время казни, Дисмас, в отличие от Гестаса, покаялся в своих согрешениях и уверовал в божественность Спасителя, за что и прозван Благоразумным разбойником.
Апостол Лука приступил к написанию Евангелия, как он сам утверждает, после тщательного исследования. Исключительно по свидетельству очевидцев и служителей Слова. (Лк. 1:1-2). Повествование о покаянии разбойника необходимо рассматривать как важное дополнение двух первых Евангелий, от Марка и от Матфея (Лк. 23:39-43).
Толкователи Священного Писания святитель Иоанн Златоуст и другие говорят, что сначала Христа поносили оба разбойника. Но потом один из них на кресте «познал благость и божество Иисуса из тех слов, кои Он изрек за распинателей, говоря: «Отче, прости им!»
Христос страдал на Кресте около шести часов. За это время вполне могла произойти спасительная перемена в душе разбойника. Более того, его крестные мучения стали познанием богословия и облегчением бремени его грехов.
Так Благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых и получил от Господа обещание войти с Ним в рай.
Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы разбойник удостоился вечных благ. Поэтому он является примером истинного покаяния.
В Предании и Апокрифах рассказывается, что Дисмас был сыном разбойника, жившим на пути в Египет. Мать Дисмаса болела и не могла кормить ребенка. Во время бегства в Египет Святое семейство было захвачено мужем больной женщины, и Дева Мария в течение шести дней кормила Дисмаса своей грудью.
Таким образом можно предположить, что Благоразумный разбойник был ровесником Иисуса Христа, почти братом, встреченным на Голгофе в последние часы земной жизни.
Так он изображается на иконах обнаженным по пояс, в набедренной повязке, голову его окружает нимб. Обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест.
По традиции образ Благоразумного разбойника помещают на северных дверях иконостаса, что обусловлено с символическим пониманием восточной части храма как рая, а также фактом, что Дисмас был распят по правую руку от Христа. Белый фон дверей или элементы райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю.
Самое удивительное, что в Православии, несмотря на историческое признание Благоразумного разбойника, формально он не канонизирован. Официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует, однако его поминают на каждой литургии и ежегодно в службе Великой пятницы. Его слова «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» читаются и в чине Изобразительных, когда Литургия не служится.
В Западной Европе широкое почитание Благоразумного разбойника началось с конца XI века: после первого Крестового похода одним из мест паломничества стала деревня Латрун, которая, из-за созвучия с латинским словом latro, считалась его родным селением, а в средневековых свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis).
Крест Благоразумного разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV веке был перенесен в Болонью, в церковь святых Виталия и Агриколы.
В настоящее время поминание Дисмаса сохраняется в формах народного благочестия на юге Италии, например, в городе Галлиполи, где Благоразумного разбойника считают своим небесным покровителем.
Между тем в отдельных регионах России списки алтарных дверей вешаются в некоторых храмах как самостоятельные поклонные образы. В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.
В византийской иконографии Дисмас непременно присутствует в композициях «Распятие», дополненных изображением казни двух разбойников, и «Страшный Суд», где он находится возле восседающей на троне Богоматери.
Почему храмы в честь Исуса есть в каждом городе, а в честь Дисмаса и Гестоса, распятого вместе с ним нет?
Был Ешуа. Совершил преступление государственного уровня. Осужден.
Казнён.
Был Дисмас. Совершил преступление государственного уровня. Осужден.
Казнён.
Был Гестас. Совершил преступление государственного уровня. Осужден.
Казнён.
Все казнены в один день. На одном холме. Солдатами одной и той же когорты.
Кресты одинаковые. Верёвки одинаковые. Копья одинаковые. Повозки, жара и мухи одинаковые.
Пить хотелось всем.
Иными словами, если бы не докололи Гестоса, а Ешуа бы кольнули сильнее, и Гестос бы остался жить (а гроза, пришедшая со Средиземного моря отменила жару и поэтому казнимые не умерли от теплового удара), то сейчас был бы Гестос Христос?
Вот и я о том же. Давайте соберём толпняк побольше и торжественно забаним Arkadi Carlsonn?
При этом, напоследок, дадим ему выступить.
И будем считать героем, павшим за веру.
Прочитал. Поэтому и спрашиваю. Меня там рядом не было. Тогда. Вся информация (у меня) только из бумажных книжек.
Аудио-видео не сохранилось.
Мб начнем с того, что Иисус не герой, а по библейски сын Божий. Он же известен не потому, что его распяли, где у тебя логика?
В коменты написал, но не суть, сюда вставлю.
Ахах, никого рядом не было. А ты был рядом с теми героями, которые бросались с минами под танки, чтобы хоть как то спасти своих товарищей, и защитить родину? Это тоже не снято, и ты этого тоже не видел. Я еще раз спрошу, где твоя логика?
А чем он известен кроме распятия?
Чем ещё Ешуа выделился кроме распятия и чудесного воскрешения?
Всё остальное было до и после него у других тысячи и даже миллиарды раз.
Танки и доты уже высмеивают. Тот же А. Матросов штрафником был.
Не погибнешь сам так заграждение НКВД тебя застрелит.
Так хоть родным пенсию дадут.
Лично я бы в ситуации А.Матросова тоже к ДОТ-у побежал.
Быстро, совершенно не больно (уверяю), моментально и ужасно эффектно.
Есть такой памятник. Точнее, был. Сейчас их все поломали, наверное. Только фотографии остались.
Там на заднем плане ещё и Маркс с Энгельсом.
А я искренне не понимаю.
Здравая мысль. Интересно было бы послушать Дисмаса.
Как правило у разбойников есть своя, пусть и несколько извращённая логика.
Но она точно была. И у Дисмаса и у Гестаса. Просто её пустили мимо протокола.
Вера во что-то была и Дисмаса, и у Гестаса.
Причём, они свои идеи не просто так словами проповедовали, а с саблей.
И убили нескольких иноверцев при этом.
К слову: лично я получаю удовольствие от общения с заблудшими душами.
Мне интересно и приятно проникать в их сознание, понимать что они думают и чем живут.
И если после всего они начинают проповедовать то, что я им засадил, то это высший пилотаж.
Это успех.
По идее, всевозможные проповедники, должны рассматривать Аркашу как площадку для опытов. Терпеливо беседовать с ним, разъяснять, пытаясь перековать в своего. Однако, на практике, они от него шарахаются как от Сатаны.
При том, что будь я проповедником и попадись мне терпеливый Сатана, я бы, наверное, попытался общаться с ним как можно дольше. Как минимум пойму его точку зрения, как максимум, перекую в своего и с его правами буду насаждать свою веру.