собор св софии константинопольской vi век
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа. По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).
Досье собора:
Строительство: 532–537 годы
Закладка камня: 23 февраля 532 года
Освящение: 27 декабря 537 года
Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму
Основатель: император Юстиниан I
Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Статус: музей Айя-София
История:
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Как найти собор святой Софии (скачать карту):
Архитектурные особенности собора:
Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.
Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.
Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.
Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульптуру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.
Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.
В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.
История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея
Собор Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО. История собора — в материале РБК
История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции).
Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.
На фото: одна из мозаик в храме изображает императора Юстиниана с моделью собора Святой Софии (слева) и императора Константина с макетом Константинополя (справа)
Именно в этом соборе в 1054 году началась история католической и православной церквей. Кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это стало итогом продолжавшихся разногласий между западной и восточной частями христианской церкви
В XV веке собор перестал быть главным храмом Византийской империи и местом коронации ее правителей. Константинополь захватили османы, храм стал мечетью Айя-София. Внешний облик собора претерпел изменения: к нему пристроили четыре минарета. Считается, что византийские мозаики в интерьере сохранились, потому что при устройстве в здании мечети их замазали штукатуркой
Музеем Айя-София стала в 1934 году во время правления Кемаля Ататюрка (после падения Османской империи и установления Турецкой Республики он провел масштабные реформы, в том числе направленные на придание большей светскости обществу. — РБК). Собор стал музеем, в котором можно было увидеть как христианские, так и мусульманские элементы интерьера.
На фото: американский профессор Томас Уитмор (слева) возглавлял работу по реставрации мозаик собора в 1930-е годы
Спустя почти 90 лет Айя-София перестанет быть нейтральным зданием и снова откроется как мечеть: суд отменил решение правительства Ататюрка, а президент Турции Реджеп Эрдоган подписал соответствующий указ. Он предложил подумать о превращении здания в мечеть еще в прошлом году (Коран там начали читать еще в 2016-м). При этом он заявил, что Айя-София должна остаться открытой для туристов.
В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей. — РБК) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.
В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.
Храм Айя-София в Стамбуле – чудо с парящим куполом
Собор Святой Софии в Константинополе
Собор Святой Софии в Константинополе (по-гречески «Айя-София»), Великая церковь – чудо строительного искусства и инженерной мысли, величайшее творение Злотого века Византии. Интереснейшая постройка, тысячелетнее святилище христианского мира, 500 лет после того служила мусульманам и превратилась в историческую энциклопедию.
«Соломон, я превзошел тебя!»
Собор Святой Софии построен во времена правления известного византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Деятельный и целеустремленный правитель создал могучую Византийскую империю: ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.
Гордый император решил возвести собор, который затмил бы своим величием храм царя Соломона в Иерусалиме. Чести построить жемчужину Византии удостоились архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не просто строители, а выдающиеся ученые-инженеры, прославившиеся скрупулезным знанием математики и физики.
Пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возводили Айя-Софию – символ Константинополя. Сооруженный из кирпича храм отделывали золотом, серебром, поделочным камнем, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Ради возведения чуда Константинополя трудилась вся страна. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.
Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»
Архитектурные особенности собора
Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.
«Парящий» купол
Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров. Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.
Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.
Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.
Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.
Особенности строительства храма
Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.
Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».
Османские завоеватели
29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.
В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.
Внутреннее убранство собора
Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.
Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.
Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.
Мозаика в облицовке стен
Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:
Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.
Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.
На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.
Разрушение Айя-Софии
Храм святой Софии разрушали пожары и землетрясения, но каждый раз его восстанавливали. В 1204 году внутреннее убранство, разграбленное крестоносцами, восстановить не смогли. Разрушение храма Айя-София и конец величия наступил вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии спасались тысячи граждан.
Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Сейчас Святая София приобрела статус музея. С Византийского храма весь город виден, как на ладони.
Видео: святыня двух мировых религий
Айя-София – главная достопримечательность Стамбула
Обновлено: с 10 июля 2020 — это Большая мечеть Айя София. Подробности здесь>>
Собор Святой Софии являлся самой большой церковью в Константинополе, здесь короновали всех правителей Восточной Римской империи. Её строили три раза в одном и том же месте. Впервые построенная церковь имела название Мегале Экклесия (Великая Церковь), а с 5-го века она была определена как Святая София (Святая Мудрость).
Фото Айя-София в вечерней подсветке
В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Толщина стен местами достигает 5 метров. Это великое строение за свою историю поменяло несколько ролей — это и патриарший православный собор, и оттоманская мечеть, затем в светском периоде — музей, всемирно известный памятник византийского зодчества. В современности — историческая мечеть. Официальное название на сегодняшний день Большая мечеть Айя Софья.
История
Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»
Первые постройки
Первая церковь на этом месте была построена императором Константином I в 324 году, к 360 году император Констанций дополнил строение. Церковь имела деревянную крышу и по форме была классической базиликой.
Базилика — прямоугольное строение, состоящее из нечетного количества нефов.
Неф — вытянутое помещение, ограниченное с одной или двух сторон рядом колон или столбов, которые отделяют его от других нефов.
Церковь дважды была уничтожена пожаром: в 404 году во время народного восстания и в 414 году.
В том же 414 году император Феодосий II отдал приказ на строительство новой базилики. Она состояла из 5 нефов и также имела деревянную крышу. В ходе восстания 532 года во время правления Юстиниана здание вновь было сожжено.
Период Юстиниана
По прошествии 40 дней после пожара, Юстиниан I велел на том же месте возвести новую церковь. Он задумывал строительство грандиозного здания, которое служило бы украшением столицы и демонстрировало величие всей империи.
Для строительства были приглашены лучшие архитекторы того времени, под их руководством трудилось более 10 000 рабочих, стройка заняла пять лет и церковь была открыта для богослужения 27 декабря 537 года. Император приказал собрать самый лучший строительный материал. Мрамор везли из Нумидии, Иераполя и Проконниса. Со всего света свозились архитектурные элементы древних построек (например, порфировые колонны привезли из храма Солнца в Рим, а мраморные колоны — из Эфеса). В украшении использовалось золото, серебро и слоновая кость.
Османский период
В ночь на 29 мая 1453 года в соборе последний раз провели христианское богослужение. Константинополь пал и собор был захвачен турками. Прихожане были убиты, а богатое убранство разграблено. На следующий день султан Мехмед II обратил собор Святой Софии в мечеть. По его приказу возвели 4 минарета, а в юго-восточный угол поместили михраб.
Михраб — ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку.
Большинство фресок было замазано штукатуркой, что позволило им сохранится до наших времен. Во второй половине XVI века к зданию были пристроены контрфорсы (опора для усиления). Это повлияло на внешний вид собора, добавив в его облик грубые черты.
Фотография 1880 года тогда действующей мечети
Превращение в музей
В 1935 году правитель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк подписал декрет о присвоении собору статуса музея. Во время реставрационных работ фрески и мозаики были очищены и предстали перед народом во всей красе. На этом религиозная деятельность собора закончилась и лишь в 2006 году было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов, но только для служащих музея.
Внутреннее убранство в период музея
Современный период
В 2018 году было отклонено прошение о возвращении собору статуса мечети, суд Турции счел это требование недопустимым. В 2020 году президент Эрдоган всё-таки инициировал превращение здания в еще одну мечеть.
Архитектурные особенности
Собор стал шедевром своего времени не только благодаря роскоши, но и из-за огромной купольной системы. Во время землетрясения 558 года восточная половина купала раскололась и во время его реставрации архитектор Исидорос добавил нижний обруч, тем самым увеличив высоту купола на 7 метров. В этом обруче находилось 40 поддерживающих ребер и 40 окон. Благодаря этому, создается ощущение сплошного светового пояса и,как следствие, эффект парящего купала.
Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.
Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле. Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью».
Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев.
«Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.
Переплетение культур
В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.
Сегодня все немусульманские элементы закрывают во время молитв и увидеть лики православных святых проблематично
Минареты Айя — Софии
Минареты представляют собой высокотехнологичные сооружения, построенные в мечети для объявления призыва к молитве и чтения сала (объявление). Сразу после того, как собор Святой Софии был превращен в мечеть, Фатих Султан Мехмед построил деревянный минарет. Этот минарет не сохранился. Кирпичные минареты, найденные на юго-востоке, датированы периодом Баязида. На юго-западе и северо-западе расположены минареты султана Мурада III, их высота 60 м. Минареты дополняют основную структуру собора Святой Софии своими, устремленными в небо, линиями. Различные украшения османского периода были добавлены к минаретам во время ремонта 15, 16 и 19 веков.
Даже на любительских фотографиях видно, что минареты – разные!
Знаковые места
К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.
Пуп земли
В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется «Омфалион» или «Пуп Земли». Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.
Пуп земли
Место крещения княгини Ольги
Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.
Сегодня туристы могут увидеть двор и купель, где крестили русскую княгиню Ольгу
Как княгиня перехитрила царя. Согласно писанию, византийский царь, восхищаясь умом и красотой княгини, хотел взять Ольгу замуж, на что она ответила что «Не пристало христианам за язычников свататься». Тогда-то он и крестил её. После этого, царь вновь стал звать Ольгу замуж, на что она ответила, что приходится ему теперь крестной дочерью. Царь одарил княгиню богатствами и отпустил.
Врата из ковчега
Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.
Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.
Императорские врата выделяются посередине
Мозаики
На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX — X веком, более поздние — XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.
Легенды
Сны Юстиниана
Согласно легенде, императору во сне явился ангел, в руках он держал план строительства великого и роскошного храма. Строительство заняло пять лет и обошлось императору в огромную сумму. По задумке Юстиниана, собор должен был быть еще богаче украшен и многие его части должны были быть из золота, но архитектор отговорил его, сославшись на возможную жадность последующих правителей. Император побоялся, что храм может быть разграблен и согласился на более «скромное» его убранство.
Надвратная мозаика
Плачущая колона
С этой колонной связано несколько легенд. Одна из них гласит, что император Юстиниан бродил по собору с сильной головной болью, в бессилии он прислонил голову к колоне и вскоре боль ушла. Общественность прослышала об этом случае и наделила колону целительными способностями.
По другому сказанию, во время перестройки собора в мечеть, купол наклонился и святой Илья (Хызыр) выровнял дефект, держась за колону. На столбе осталось отверстие от его пальца.
Ещё одна легенда повествует о том, что во время главной перестройки Айя-Софии в раствор вокруг колоны добавили слюну пророка Мухаммеда, воду из священного источника Замзам и землю из Мекки. После этого столб начал «плакать».
Плачущая колона
Посетители со всего мира уверенны, что если положить большой палец в отверстие, загадать желание и сделать три оборота по часовой стрелке, то желаемое обязательно сбудется.
Двери
В храме насчитывается 361 дверь, 101 из них имеет внушительные размеры и покрыта символами. Поговаривают, что сколько бы раз их не пересчитывали, количество каждый раз изменяется. Подземные помещения храма затоплены, но двери можно обнаружить даже там.
«Холодное» окно
Есть в храме загадочное окно, оно располагается на втором этаже в южной части собора и выходит на Голубую мечеть. Загадка заключается в том, что при любой погоде из него дует прохладный ветерок.
Фото из холодного окна
Молитвы в стенах
В правой части собора находится ниша, если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум, похожий на бормотание. Существует легенда, что когда турецкое войско ворвалось в Константинополь, более 1000 верующих укрылось в храме. Когда захватчики ворвались в собор, священник не прервал своей молитвы. Стена за ним раскололась и спрятала священника. Легенда гласит, что он и по сей день читает там свою молитву и в день, когда храм снова станет христианским, он выйдет из стены и закончит её.
Старый рисунок внутреннего убранства мечети Айя-София
Недожаренная рыба
Существует ещё одна легенда, что в день падения Константинопаля один монах жарил рыбу и когда ему сказали, что город пал, он ответил «Скорее эта рыба оживет и спрыгнет, чем падет Константинополь». И рыба действительно ожила и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбы, поджаренные с одной стороны. В день, когда греки вновь завладеют Константинополем, рыба прыгнет на сковороду, её дожарят и всё вернется на свои места.
Постройки на территории
Фонтан
Построен в 1740 году султаном Махмудом I (1730-1754) и является шедевром османской архитектуры и одним из самых больших и красивых фонтанов в Стамбуле. Восемь мраморных колонн Мукарны с арками держат купол. Фонтан состоит из 16 секций, у каждой имеется бронзовый кран для ритуальных омовений. В его внутренней части выгравированы слова Аллаха «Мы всё сделали из воды».
Ажурный фонтан Махмуда 1
Мавзолеи
На территории собора располагается 5 склепов, в них хранится 145 саркофагов. Одна из самых красивых гробниц Стамбула склеп Султана Селима II находится здесь, её архитектор Синан. Этот склеп закончили лишь спустя три года после смерти султана, по обе стороны висят керамические панели с цветочным рисунком, они являются одними из самых красивых экземпляров керамики XVI века. Оригиналы табличек хранятся в Лувре, на гробнице же висят имитации. В склепе находится 41 саркафаг, в них покоятся члены султанской семьи.
Ещё 54 саркофага находятся в склепе Мурада III, 26 в склепе Султана Мехмеда III, 19 в склепе Мустафы I и Султана Ибрахима, а остальные 5 покоятся в склепе принца.
Школа
Она была построена в 1740 году султаном Махмудом I в юго-западном дворе собора Святой Софии. До провозглашения собора музеем, здание использовалось по назначению — являлось начальной школой. Сейчас строение преобразовано в Отдел исследований и выставочный зал. Здесь проводятся конференции и встречи.
На территории есть еще и Музей часов. Перед ним находятся солнечные часы, которые показывают правильное время! А внутри — просто уникальные часы!
Солнечные часы
Библиотека
Одна из самых важных османских пристроек в здании, она построена султаном Махмудом I в 1739 году в южной части здания между двумя выносными опорами. Библиотека состоит из читального зала и хранилища и отделена от основного храма сетью из позолоченной бронзы, которую несут 6 колонн. Бронзовая сеть украшена цветами и изогнутыми ветвями. На двухстворчатых воротах библиотеки есть две ручки с надписью «Я Феттах» — это одно из 99 имен Аллаха.
Коридор, который сочетает в себе читальный зал и казначейство Кютюб украшены изразцами. Книжные полки изготовлены из розового дерева. Библиотека насчитывала около 5000 книг, их пожертвовали или передали ведущие деятели того времени и сам Султан Махмуд. В настоящее время в самом храме этих книг нет, они были переданы в Сулейманскую библиотеку в 1968 году.
Музей камней (колонн и капителей)
Айя-София возведена на древнейшем историческом месте — античном Акрополе. Вокруг собора проводились многочисленные раскопки, в ходе которых были найдены руины христианских храмов, украшенные резьбой по камню.
Было найдено большое количество колон и капителей. Музей находится на территории собора с западной стороны, под открытым небом.
Меры безопасности при входе
К безопасности здесь относятся не менее строго, чем в аэропорту: металлоискатель, полиция и аппарат по рентгеновскому просвечиванию вещей.
Время работы
С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.
Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)
До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.
Актуальная стоимость билетов
Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).
Теперь, после превращения в мечеть — вход свободный для всех.
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
Экскурсии с посещением Айя-Софии
Интересные факты
Полезное видео
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.