собор спаса на крови где находится

Спас на крови

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.

Исторические моменты

Внешний вид

Собор – эталонный образец «русского стиля». Это направление основано на зодчестве 16-17 веков. Представляет собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Имеет 9 глав, часть из которых позолоченная, а вторая – эмалированная. В основе построен четверик, так называли четырёхгранное помещение для храма в допетровское время. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса на Крови – внешняя отделка. В ней использовался: красный кирпич, позолоченная медь, эмаль разных цветов, разнообразная мозаика, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами расположены мозаичные панно с евангельскими сюжетами.

Вы сразу заметите сходство Спаса на Крови с собором Василия Блаженного в Москве. Этот памятник архитектуры стал главным вдохновением для строительства петербургской достопримечательности.

Что посмотреть внутри

Собор в советские годы и наше время

В первые годы правления большевики не выделяли деньги на содержание храма. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спас был закрыт. Затем вынесен приговор: разобрать здание до основания. Но война помешала осуществлению задуманного. В непростое время для страны в помещениях собора был морг для военных жертв. После 1945 года Собор Воскресения Христова на Крови принадлежал Малому театру, который хранил в нём декорации для спектаклей. И только в 60-хх государство забрало его назад. Позже сделало филиалом музея «Исаакиевский собор». Аварийное состояние помещений требовало реставрации, начавшейся в 80-хх гг. В 1997 г. он открылся для посещения, а в 2004 г. возобновились богослужения.

Интересные факты

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета: для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.

Часы работы: каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.

График богослужений: по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.

Источник

Спас-на-Крови

Храм Спаса-на-Крови

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – один из самых красивых и великолепных соборов не только города на Неве, но и всей России. Он является одновременно православным храмом и мемориальным памятником, напоминающим об одной из трагических страниц в истории нашей страны. Расположенный в историческом центре Северной столицы, на набережной канала Грибоедова, который в прошлом именовался Екатерининским, Спас-на-Крови впечатляет своей монументальностью и величием.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спас-на-Крови

Основные моменты

Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.

Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.

Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.

Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.

Золотой двухглавый орел на храме Вид на храм со стороны канала Грибоедова

Предыстория строительства

Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.

Император Александр II

Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.

Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей. во дворце. там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.

Убийство Александра II на рисунке XIX века Александр II на смертном одре Первая часовня на месте убийства император

Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались. Люди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.

Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.

Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.

Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».

Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.

Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.

И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.

Спас-на-Крови в вечерней подсветке

Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.

Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.

Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.

Оформление фасадов храма

Храм Спаса-на-Крови в советское время и в наши дни

Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.

В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.

Купола храма в окружении городской застройки

После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.

Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.

Фрагменты интерьеров храма

В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.

Видео: Храм Спаса-на-Крови зимой

Архитектурные особенности храма

Несмотря на то, что Спас-на-Крови строился как мемориальный храм в честь убитого императора, внешний вид его, скорее, праздничный и яркий. Храм украшают многочисленные фигурные наличники, кокошники, изразцы, разноцветная черепица. В основе культового сооружения – компактный четверик, увенчанный пятью главами, покрытыми четырехцветной ювелирной эмалью. Всего же их в храме, как уже было сказано выше, девять, и именно они создают ту неповторимую асимметрию, которая делает собор Спас-на-Крови одним из самых узнаваемых на берегах Невы и в России.

Купола храма Спаса-на-Крови Кирпичное узорочье на стенах храма Мозаики с изображением святых

Роль центральной главы отведена 81-метровому шатру, в основании которого, на стене, находится 8 окон продолговатой формы. Их наличники выполнены в виде кокошников. Шатер, который вверху сужен, венчает фонарь с главкой луковичной формы с крестом. Она покрыта белой, зеленой и желтой эмалью в виде полосок, которые как бы обвивают её. Еще один элемент, придающий сооружению узнаваемость, – это увенчанная куполом колокольня, находящаяся в юго-западной части. Она имеет определенное сходство с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле.

Трудно назвать материалы, которые бы не использовались в декоре храма Спаса-на-Крови: это и обычный кирпич, и гранит, и мрамор, и эмаль, не говоря уже о меди с позолотой и мозаике. Стены, башни и купола покрыты великолепными узорами. На фоне декоративного красного кирпича удивительно гармонично смотрятся арки белого цвета, аркады и упомянутые фронтоны-кокошники. Мозаика играет особенную роль внутри храма, занимая площадь 7065 кв. метров, и эта экспозиция относится к одной из крупнейших на всем континенте. Неудивительно, что Спас-на-Крови называют «музеем мозаики». Всё это великолепие было создано в мастерской В. А. Фролова на основе эскизов большого числа художников – Васнецова, Кошелева, Парланда, Нестерова и других. Мозаичные панно на евангельские сюжеты практически полностью покрывают стены, пилоны, потолки. Это потрясающее зрелище, которое впечатлит любого, поэтому обязательно советуем вам зайти внутрь.

С мозаичным убранством храма удивительно гармонирует пол, выложенный красочными орнаментами из мраморных плит. Из итальянского мрамора сделан и резной иконостас. А вообще в оформлении здания использовано более 20 видов различных минералов (разные типы мрамора, уральская и алтайская яшма, порфир, орлец и др.).

Полы храма Спаса-на-Крови Полы храма Спаса-на-Крови Место, где получил смертельное ранение император Александр II

Главным местом в храме Спас-на-Крови является фрагмент Екатерининского канала, включающий булыжную мостовую, тротуарные плиты и часть решетки – он выделен шатровой сенью из яшмы, вырезанной отечественными камнерезами. Этот фрагмент остался нетронутым еще с тех трагических и памятных времен, когда именно здесь получил смертельное ранение император Александр II. На этом месте было установлено «Распятие с предстоящими», выполненное из мрамора и гранита. Там всегда стоят красные гвоздики. По бокам этого уникального креста установлены иконы с изображениями святых.

Внешний облик храма и его внутреннее убранство, если говорить в целом, продуманы и выполнены таким образом, чтобы даже в мелочах подчеркивать его монументальность, подчиненность одной главной задаче – увековечению покаяния и памяти народа российского о невинно убиенном царе-освободителе.

Так, над полукруглым окном одной из колоколен Спаса-на-Крови находится мозаичная икона с изображением небесного покровителя императора – святого Александра Невского. В кокошниках мы видим изображения небесных покровителей других членов императорской фамилии. В нишах ложной аркады (они находятся в нижней части стен фасада) установлено два десятка досок, на которых высечены основные преобразования, связанные с правлением погибшего. Причем, доски не деревянные, а изготовлены из красного гранита.

Икона Александра Невского Купол храма

Время работы

Собор Воскресения Христова на Крови работает ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, этот храм, как и многие другие достопримечательности Санкт-Петербурга, открыт для посетителей допоздна: он работает до 22:30. Кассы закрываются в 22:00.

Стоимость билетов

Заказ аудиогида на русском, английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках обойдется в 100 рублей.

Художники рисуют храм Спаса-на-Крови

Как добраться

Ближайшая к храму Спас-на-Крови станция метро – «Невский проспект». По выходу, с правой стороны бывшего Екатерининского канала (рядом с Конюшенной площадью и Михайловским садом, недалеко от Марсова поля), вы увидите этот монументальный храм, построенный на месте одного из самых громких политических убийств позапрошлого столетия.

Источник

Уникальные факты о Спасе на Крови в Санкт-Петербурге — легенды и мифы о храме

собор спаса на крови где находится. Смотреть фото собор спаса на крови где находится. Смотреть картинку собор спаса на крови где находится. Картинка про собор спаса на крови где находится. Фото собор спаса на крови где находится

Спас на Крови — православный храм, полное название которого — Собор Воскресения Христова, расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, от которого храм Спаса на Крови отделяет ограда.

Также поблизости расположена одна из центральных площадей города на Неве — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I — российской царствующей государыни, второй жены Петра I, матери императрицы Елизаветы Петровны.

Сегодня Спас на Крови ещё и музей, который входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор». Храм имеет непростую историю, немало уникальных фактов, а также легенд и мифов. Обо всё этом мы и расскажем ниже.

Название храма Спаса на Крови

Своё название храм получил от места, на котором был возведён. Тут 13 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, в результате чего император был ранен и вскоре скончался. Слова «на Крови» в названии собора указывают на кровь царя.

Стиль и облик Собора Воскресения Христова

Храм Спаса на Крови возводился в русском стиле. По оценкам специалистов, он несколько повторяет стиль Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурными ориентирами собора стали соборы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Часовня до храма Спаса на Крови

На месте современного храма Спаса на Крови и где был смертельно ранен император Александр II, сразу же после его кончины и до начала строительства Спаса на Крови, располагалась часовня. Решение о её возведении возникло уже на следующий день после гибели царя.

Предложение о строительстве часовни было утверждено на чрезвычайном заседании Городской думы. Святыня возводилась на средства купцов Громова и Милитина, последний из которых стал старостой (ведал хозяйством).

Часовню освятили 29 апреля 1881 года. Она находилась тут до 1833 года, потом её перенесли на Конюшенную площадь, а затем через 9 лет она была полностью разобрана.

Первые проекты и архитекторы собора

Собор начали строить по приказу сына Александра II — императора Александра III. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие авторы 26 работ, из которых было отобрано 8 лучших. Победил проект А. Тимошко под названием Отцу Отечества». Работа предполагала возведение собора в русско-византийском стиле.

Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Гуна под названием «1 марта 1881 года». Дело в том, что день убийства царя 13 марта — это по новому стилю, а 1 марта — по старому. На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, которая находилась на этом же месте.

Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III. Было вынесено решение о проведении 2-го конкурса. На него представили авторы 31 проект. И эти работы отклонил глава государства. Провели 3-й конкурс, на котором победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

Стоит заметить, что и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант был утверждён только в мае 1887 года.

Для архитектора Альфреда Парланда Спас на Крови стал самой известной работой. Настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) со временем отошёл от строительства храма, в результате чего собор оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.

Возведение Спаса на Крови и ризницы

Храм Спаса на Крови был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм-мемориал возвели в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Его строили на добровольные пожертвования, всем миром.

Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м. 19 августа того года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским) в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.

Новшества Собора Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова на Крови возводили с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Вход в храм Спаса на Крови по пропускам

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом. Собор находился на государственном содержании, в ведении Министерства внутренних дел. В храме не предусматривались массовые посещения, хотя он мог вмещать много (до 1600) прихожан. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам.

Собор хотели разобрать при СССР

С приходом советской власти, в 1920 году, храм стал приходским. В 1922-1930 годах Спас на Крови был и собором Петроградской автокефалии, и обновленческим, и кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, и центром иосифлянства в Ленинграде.

30 октября 1930 года храм Спаса на Крови закрыли, через год было принято решение о разборке здания. К счастью, сроки этой процедуры обозначены не были. Так собор Воскресения Христова простоял до начала Великой Отечественной войны.

Спас на Крови во время и после войны

В годы блокады Ленинграда Спас на Крови выполнял функцию морга. В него свозили тела погибших горожан. Как ни странно, после Великой Отечественной войны в храме разместили склад декораций Малого оперного театра.

Собор Воскресения Христова под охраной

В 1968 гожу Спас на Крови передали под охрану Государственной инспекции по охране памятников. Через 2 года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.

Новейшая история храма Спаса на Крови

Спас на Крови открылся для первых прихожан в августе 1997 года, а 23 мая 2004 года в нём отслужили первую после нескольких десятков лет перерыва Литургию. В январе 2014 года здесь зарегистрировали приход храма.

Красота, архитектура и размеры Спаса на Крови

Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.

Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами. Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы.

Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр.

Мозаика храма — одна из крупнейших коллекций в Европе

С внешней стороны на стены храма нанесены надписи о достижениях России во время правления императора Александра II. В оформлении Спаса на Крови зодчие использовали различный отделочный материал: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченную медь и мозаику.

Во внутреннем убранстве храма особенно много мозаики, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Её создавали в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и др.

Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций подобного рода во всей Европе.

Сень в храме Спаса на Крови

В западной части храма Спаса на Крови, устроена сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя-Мученика. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом.

Часовня-ризница при соборе Воскресения Христова

При посещении Собора Воскресения Христова на Крови отдельного внимания заслуживает часовня-ризница — памятник истории и культуры федерального значения. В ней часто проводятся выставки.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом. На его вершине находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа. Она выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг. Украшениями здания являются изразцы и мозаичные иконы.

Уникальная история с отголосками войны

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *