собор смоленских святых молитва
Собор Смоленских святых
Дни памяти
Житие
Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1983 году, в Неделю перед праздником Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В 1986 году день Собора Смоленских святых впервые был включен в церковный календарь Московской патриархии.
Согласно календарю издательства Московской патриархии от 2012 года, в Соборе празднуются:
Богослужения
Молитвы
Собо́ре святы́х земли́ Смоле́нския,/ вода́ми свяще́ннаго Днепра́ омове́нныя,/ святи́телие, преподо́бнии, страстоте́рпцы и благове́рнии,/ апо́стольскую ве́ру соблю́дшии,/ се ны́не, Святе́й Тро́ице с Богоро́дицею и ли́ки Безпло́тных предстоя́ще,/ вода́ми благоче́стия зе́млю Ру́сскую напая́ете,/ да́рующе правосла́вным по́мощь Небе́сную/ во утвержде́ние ве́ры// и спасе́ние душ на́ших.
Перевод: Собрание святых земли Смоленской, водами священного Днепра омовенные, святители, преподобные, страстотерпцы и благоверные, апостольскую веру сохранившие, сейчас Святой Троице с Богородицей и Ангельскими чинами предстоящие, водами благочестия землю Русскую вы поите, даруя православным помощь Небесную для укрепления веры и спасения душ наших.
Небе́сныя Цари́цы путеводи́тельством,/ подвигополо́жницы земли́ Смоле́нския,/ земны́й путь в Правосла́вней ве́ре проше́дшии/ и святы́х оте́ц преда́ния сохра́ншии,/ моли́те путь ве́ры и нам соблюсти́,/ смире́нию смири́вшагося до сме́рти кре́стныя Сы́на Бо́жия подража́юще,/ моли́твами Богоро́дицы,// и спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Небесной Царицы руководством, подвижники земли Смоленской, земной путь в Православной вере прошедшие и святых отцов предания сохранившие, молите и нам сохранить путь веры, смирению смирившегося до крестной смерти Сына Божия подражая, по молитвам Богородицы, и о спасении душ наших.
Молитва Собору Смоленских святых
Святи́и сро́дницы на́ши, в земли́ Смоленстей возсия́вшии, вы́ – о́чи Христо́вы Це́ркве правосла́вныя, засту́пницы на́ши, моли́твенницы и помо́щницы!
Мо́лим ва́с, вси́ святи́и Смоле́нстии: святи́и му́ченицы и испове́дницы, достопоклоняемии святи́телие со равноапо́столом, благове́рнии кня́зи и преподо́бнии отцы́, не отступа́йте по́мощию ва́шею, любо́вию и попече́нием от гре́шных сро́дник ва́ших, в ва́с наде́жду спасе́ния ве́чнаго обре́тших, засту́пницы в ско́рбех на́ших и помо́щницы покая́ния. Умоли́те Го́спода Си́л, да содержи́м кре́пко ве́ру святу́ю правосла́вную во вся́ дни́ живота́ на́шего и е́ю окормля́еми дости́гнем о́наго ве́чнаго дне́, иде́же вси́ вы́ све́тло сия́ете в незаходи́мем Ца́рстве Святы́я Тро́ицы – Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Когда день памяти Смоленский иконы Божьей матери? О чем ей молятся, о чем ее просят?
В православии 10 августа 2021 – почитание иконы Божьей Матери Смоленской, называемой «Одигитрия», что с греческого переводится как «Путеводительница».
Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в году. Каждая дата знаменуется определенным событием:
Главное празднование 10 августа (28 июля по юлианскому календарю) установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны.
История праздника Смоленской иконы Божией матери
Согласно источникам, Смоленская икона Божией Матери, была написана евангелистом Лукой для правителя Антиохи, Феофила. Начиная с 5 века, икона находилась в Константинополе (Турция) в монастыре Панагии. Храм, где находилась икона, прозвали Одигон, отсюда и название иконы «Одигитрия» (Путеводительница).
Где находится подлинная Смоленская икона Божьей Матери, в настоящее время, неизвестно. После оккупации города Смоленска во времена Второй Мировой Войны, в 1943 году, греческая «Одигитрия» исчезла. На ее месте, на данный момент, стоит список Божьей матери, созданный в XVII веке.
На западе Москвы расположен новый живописный храм Смоленского образа Богоматери в Фили-Давыдково, где каждый может помолиться образу Богоматери.
В чем помогает Смоленская икона Божьей матери, о чем ее просят?
Смоленской иконе Божьей Матери приписывают массу чудес, поэтому она считается православными одним из наиболее чтимых образов Богородицы. Смоленская икона является покровительницей и защитницей Русского государства. Именно к ней взывают с молитвами о защите Родины от кровопролитных нашествий и войн; о сохранении жизни военнослужащих и их здоровье, особенно в горячих точках; а также, об избавлении от эпидемий.
Название Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» переводится с греческого, как «Путеводительница». Считается, что молитва этой иконе поможет сделать выбор в сложной жизненной ситуации, когда человек находится на раздорожье и колеблется. Искренняя молитва наставит на путь истинный.
В каких еще потребах люди молятся у Смоленской иконы:
Как правильно молиться иконе Божией Матери «Смоленская»
Любая молитва – это живое общение с Господом, Матерью Божьей или Святыми. Обращаясь с просьбами, следует быть искренним, открыть свою душу и твердо верить, что вы обязательно получите отклик на свои молитвы.
Можно выбрать один из наиболее удобных в конкретный момент времени вариантов:
Молитвенные обращения к Небесной покровительнице в образе Смоленской иконы всегда помогут, если идут от сердца.
Молитва первая перед Смоленской иконой Божьей Матери
О, Пречудная и Превысшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая перед Смоленской иконой Божьей Матери
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Собор Смоленских святых
Собор Смоленских святых запись закреплена
Собор Смоленских святых запись закреплена
Собор Смоленских святых запись закреплена
Собор Смоленских святых запись закреплена
Собор Смоленских святых запись закреплена
Ирина Глазкова
DELETED
Собор Смоленских святых запись закреплена
Собор Смоленских святых запись закреплена
24.11.2018
==============================
Преподобный Мартирий Зеленецкий ( 1698)
==============================
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Показать полностью.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, «в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены». В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, «где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит».
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий ( 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
==============================
http://smolenskiysobor.ru/saint/prepodob/martiriy/mar..
Собор Смоленских святых запись закреплена
22.11.2018
==============================
Священномученик Евгений (Кобранов)
==============================
1892 – родился в с. Благовещенское Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Из духовного сословия. Окончил Духовную семинарию,
Показать полностью.
1916 – окончил Московскую Духовную академию.
1921 – судим за “антисоветскую агитацию”, выслан на два года.
1926, 27 марта – хиротонисан во епископа Муромского.
С 1927, 15 сентября – епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии.
С 1927, 14 декабря – епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии.
1928 – за «контрреволюционную агитацию» выслан в Казахстан на три года.
1931, 23 октября – по постановлению особого совещания лишен права проживания в шести населенных пунктах России с прикреплением к определенному месту жительства на три года.
Проживал в г. Вологде. «Придерживался тихоновской ориентации».
1934, 27 июля – арестован за «контрреволюционную деятельность». Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.
1934, 29 ноября – по постановлению особого совещания НКВД СССР выслан в Казахстан на три года.
Наказание отбывал в Южно-Казахстанской (Чимкентской) обл.
1935 – получил степень магистра богословия.
1937, 19 ноября – постановлением тройки УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу.
1989, 7 мая – реабилитирован посмертно.
Собор Смоленских святых запись закреплена
Бедного пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой он проходил свое скромное служение, причем его тело обернули берестой.
Много лет прошло с тех пор, но жители Переяславля помнили о подвижнике-пономаре. Скоро после кончины начали почитать его святым и праздновать память в день преставления — 27 октября; написали его образ; составили службу — особые стихиры и канон. Но потом, около половины XVI столетия, празднование памяти святого Андрея почему-то прекратилось и о подвижнике стали забывать. В то время в Переяславле-3алесском подвизался преподобный Даниил († 1540, память 7 апреля, учитель прп. Герасима Болдинского), уроженец этого города, который, вероятно, хорошо знал устные предания о святом Андрее и посещал храм, при котором угодник служил пономарем, и его могилу, видел его образ и вериги. Преподобный решил содействовать прославлению святого князя Андрея.
В последний год жизни преподобному Даниилу случилось быть в Москве по делам своей обители. Он просил у малолетнего государя Иоанна Васильевича IV, своего крестного сына, и у митрополита Иоасафа (1539—1542) средств на постройку обветшавших церквей города Переяславля во имя Иоанна Предтечи (у западных городских ворот) и во имя святителя Николая. Затем преподобный рассказал царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого Андрея, князя Смоленского, и просил дозволения освидетельствовать их. Он передал те устные рассказы, которые ходили в Переяславле о святом угоднике, упомянул о том, что раннее память его в Никольской церкви праздновалась ежегодно, указывал на службу святому и его образ и горько жаловался на то, что жители Переяславля перестали вспоминать о святом угоднике Божием. «Для того возвестил я все это державе твоей, государь, — говорил преподобный, — чтобы не пришел в забвение такой святой. Боюсь, чтобы за молчание свое я не был повинен осуждению».
Государь отпустил средства из своей казны на постройку новых храмов на место обветшавших и вместе с митрополитом разрешил преподобному Даниилу и местному духовенству раскопать могилу святого Андрея и осмотреть его мощи, лежащие в земле. Когда преподобный, возвратившись в Переяславль, возвестил об этой милости, все так обрадовались, что хотели звоном собирать народ на торжество открытия мощей. Но один священник заметил: «Если Богу будет угодно явить мощи раба Своего, то без звона совершим молебствие и пойдем к могиле угодника. Тогда станет ясно, угодно ли это дело Богу и самому святому».
Так и поступили. Отпели молебен и, разобрав надгробие, раскопали могилу. Оказалось, что хотя тление и коснулось мощей святого, однако тело было цело; составы не отделились один от другого. Несмотря на то, что о торжестве не извещали нарочно, на него собралось множество народа. И когда святые мощи ископали и отгребли с них истлевшую бересту, многие недужные брали ее кусочки и получали исцеление. Освидетельствовав мощи святого князя Андрея и не вынимая их из земли, преподобный Даниил послал донесение царю и митрополиту. Из Москвы для официального освидетельствования мощей были присланы архимандрит Чудовского монастыря Иона и протопоп Успенского собора Гурий. Когда они осмотрели мощи святого угодника Божия, Иона спросил преподобного Даниила: «Зачем ты свидетельствовал сии мощи? Кто повелел тебе это?»
Преподобный был сильно огорчен укоризненными словами Ионы. Он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяславля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытии мощей святого Андрея, она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной глазной болезни.
Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания».
Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празднованием. Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им следователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнуть скорби: митрополит скоро будет свержен с престола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию — лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от старости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное. Однако пророчество преподобного Данииила точно сбылось.
Заботы подвижника о прославлении святого князя Андрея не пропали напрасно. С того времени воспоминание о святом князе снова ожило в Переяславле-Залесском и память его начали праздновать местно. Указом Святейшего Синода 1749 года местное празднование благоверному князю Андрею было утверждено; указом предписывалось: на всех службах в церквях города Переяславля поминать святого князя Андрея рядом с именами других угодников Переяславских.
Чудеса при его гробе продолжили совершаться. Так, во время одного пожара деревянная церковь святителя Николая сгорела дотла, но гроб святого князя, его образ, стоявший над гробом, пелена и икона Богоматери на гробе остались целы и невредимы.
Собор смоленских святых молитва
— Смоленская икона Божьей Матери.
— Собор Смоленских святых.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия, была написана, по церковному преданию, святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. С тех пор этот образ стал одним из наиболее почитаемых в Православной Византии и долгое время хранился во Влахернском храме в Константинополе.
В 988 году свет христианской веры воссиял и над Русской землею, которая поистине стала «домом Пресвятой Богородицы». В знак великой милости Божией Матери к новопросвещенной стране многие Ее чудотворные иконы были впоследствии обретены на Святой Руси.
По внушению Божию, византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), отдавая свою любимую дочь Анну в супруги русскому князю Всеволоду Ярославичу, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией, которая сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Константинополя в Черниговское княжество (поэтому икона получила название Одигитрии, то есть Путеводительницы). Князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича, был мудрым и дальновидным государственным деятелем. Он стал миротворцем родной земли. Не надеясь на немощные человеческие силы, князь Владимир Мономах обратился за помощью к Пресвятой Богородице, чтобы Она направила его на правый путь. С великим торжеством он перенес благословение своей матери, чудотворную икону Одигитрия из Чернигова в Смоленск, где поставил ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы (основан им в 1101 году). С того времени икона Одигитрия стала называться Смоленской. С помощью Божией, благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.
В 1238 году, во время нашествия на Русь диких монголо-татарских полчищ Батыя, один из монголо-татарских отрядов неожиданно вторгся в Смоленскую землю, что грозило княжескому городу полным уничтожением. Жители Смоленска с горячей молитвой обратились к чудотворному образу Божией Матери Одигитрии и, подобно жителям Ниневии, наложили на себя строгий пост и слезно каялись, исповедуя свои согрешения. Богоматерь призрела на их моления и даровала городу спасение через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия (память 24 ноября), который защитил жителей города.
Еще не было окончательно сброшено татаро-монгольское иго, как новый враг стал теснить Русь, на этот раз с Запада. Смоленск стал одним из важнейших городов на западных границах Руси, а Смоленская икона Богоматери – защитницей и покровительницей ее западных рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских князей, и чудотворная икона Одигитрии оказалась в руках инославных. По промыслу Божию вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат. Жители Москвы сразу же почувствовали благодатную силу, исходившую от древней святыни, и благоговейно поклонялись ей более полувека. Но Матерь Божия благоволила вернуться в Свой соборный храм Успения в Смоленске, чтобы там покровительствовать православным людям, притесняемым латинскими миссионерами и литовскими князьями. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона было торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. Милостью Божией и ходатайством Пресвятой Богородицы ради Ее иконы Одигитрии Смоленск в 1525 году вновь вошел в состав державы Российской. В память этого знаменательного события великий князь Василий Иоаннович основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где совершался последний прощальный молебен перед возвращением чудотворной иконы в Смоленск. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора. С тех пор Русская Церковь установила 28 июля ежегодное празднование в честь этого чудотворного образа и в память возвращения Смоленска России.
В 1812 году полчища Наполеона принесли на Русскую землю горе, страдания и бедствия. Чтобы святыня не досталась французам, епископ Смоленский Ириней (Фальковский) отправил древний греческий образ Смоленской Одигитрии в Москву, где чудотворную икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. И вновь Матерь Божия явилась заступницей Святой Руси. При оставлении русскими войсками Смоленска из башни над Днепровскими воротами был взят чудотворный список иконы Божией Матери Одигитрии, сделанный в 1602 году. Этот особо чтимый список воспринял благодатную силу древнего образа. Накануне Бородинского сражения икону носили в стане русской армии, и воины, взирая на нее с верою и надеждою, воодушевлялись уверенностью в победе. В день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери древний образ Смоленской Путеводительницы обносили вокруг Белгорода, Китай-города и Кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненным в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы чудотворная икона была взята в Ярославль, а после окончания войны 5 ноября 1812 года возвращена в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Прошло немногим более столетия и вновь земля Русская подверглась опустошительному нашествию с Запада. В 1941 году гитлеровская Германия развязала войну против нашей Родины. В который раз, как и прежде, на пути врагов стал Смоленск. Русская Православная Церковь, неизменно верная своему патриотическому долгу, духовно возглавила и вдохновила освободительную войну верующего русского народа. Молитвы миллионов верующих были вознесены к иконам Пресвятой Богородицы, в том числе – к Смоленской. Матерь Божия невидимо покровительствовала русскому оружию и путеводительствовала защитников земли Русской к освобождению Отечества. В 1943 году в войне наступил решающий перелом и многострадальный Смоленск был вскоре освобожден.
Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия – одна из наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Списки с нее в изобилии распространены и в соборных храмах, и в приходских церквах и, особенно, в домах верующих.
Пресвятая Богородица и поныне укрепляет притекающих с верою к Ее иконам, и Церковь воспевает к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, – утверждение! Радуйся, Одигитрия, христианам спасение!»
Собор святых земли Смоленския.
История Смоленской епархии начинается в глубокой древности. На Смоленской земле просияли многие святые, а также подвижники благочестия, прославленные и непрославленные Матерью-Церковью.
В 1983 году было установлено празднование Собора Смоленских святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, празднование определено совершать в воскресение перед празднованием Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы).
Святитель Игнатий второй, епископ Смоленский. Известно, что он родился в XII веке и был благочестивым и деятельным архипастырем. Он построил в Смоленске монастырь в честь положения ризы Пресвятой Богородицы.
Святитель Меркурий, епископ Смоленский. В историческом описании Киево-Печерской лавры сказано: «Святой Меркурий, епископ Смоленский убит Батыем 1239 году и память его 24 ноября». Мощи святителя Меркурия чудесным образом по Днепру приплыли в Киев и были погребены в ближней (Антониевой) пещере Киево-Печерской обители.
Святитель Михаил, епископ Смоленский. Был известен строгой подвижнической жизнью, включен в Собор Радонежских святых.
Святитель Антоний, епископ Вологодский. 1569-1585 г.г. в сане игумена управлял Дорогобужской обителью. По молитвам святителя Антония одержимые различными недугами получают исцеление. Известно свидетельство инока Болдинской обители Дианисия о явлении ему во время тяжелой болезни святителя Антония вместе с преподобным Герасимом, после чего недуг оставил его.
Святитель Симеон, митрополит Смоленский. Принимал деятельное участие в делах всей Русской Церкви. В 1678 году он участвовал в заседании Собора, решавшего вопросы об обрядах в Неделю ваий. В 1681 году святитель Симеон принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Никона и получил в дар митру Патриарха Никона. В том же году он участвовал сначала в Земском Соборе, а затем в Поместном Соборе, на котором было принято решение о возведении Смоленской епархии в достоинство митрополии. Сохранились свидетельства о многочисленных благодатных исцелениях по молитвам святителя Симеона.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Свое управление епархией святитель Питирим ознаменовал упорядочением духовной жизни и построением храмов и монастырей. Духовным братом и другом святителя Питирима был святой Митрофан, епископ Воронежский. Блаженная кончина святителя Питирима последовала в 1698 году в возрасте 53 лет. По молитвам святителя стали совершаться исцеления больных.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Благодаря его трудам была организована Российская Духовная Миссия в Японии. Святитель Николай организовывал строительство православных храмов, духовных школ и училищ, издавал журнал «Церковный вестник». Глубоко изучив японский язык, он осуществлял переводы Богослужебных и других книг на японский язык. В начале 20 в. в Японии было 266 православных общин, насчитывающих более 30 тыс. христиан и 35 священников.
Святой мученик князь Глеб (Давид). Он был родным братом великого князя Киевского Ярослва Мудрого. Он мученически пострадал вместе со своим братом Борисом (Романом) от Святополка Окаянного. Тело князя было погребено в Вышгороде Киевском рядом со святым князем Борисом. Память святого мученика князя Глеба совершается 5-го сентября.
Святой благоверный князь Ростислав (Михаил) Смоленский, сын князя Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха. Благоверный князь содействовал распространению христианства в своем княжестве, в его правление была учреждена Смоленская кафедра. Он оставил по себе добрую память как о благочестивом, кротком и добросердечном князе.
Благоверный князь Михаил Феодорович был сыном святого благоверного князя Феодора Смоленского.
Большое влияние, которое князь приобрел у монголо-татар, он использовал на благо Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие, культуру.
Святой благоверный князь Смоленский Глеб Всеволодович. Дважды был в Литовском плену. Последний раз после временного взятия Литовцами Смоленска в 1395 г.
В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба испод лазоревой, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах».
Святой благоверный князь Андрей Смоленский. Еще в юном возрасте, тяготясь распрей своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переяславль Залесский. В смирении и кротости он 30 лет прослужил простым пономарем в церкви святого Николая, около которой и был погребен.
Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, прославилась высоким супружеским целомудрием. За свою супружескую верность была четвертована князем смоленским Юрием Святославичем и брошена в реку. Год спустя после злодейского убийства ее и ее мужа, святого благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского, было обретено тело мученицы, плывущее против течения реки. По повелению Божьему (Голос услышал некий расслабленный), тело святой было похронено у южных врат собора в г. Торжке. Мученичество святых совершилось зимой 1406 г.
Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в г. Торжке, был родом из венгрии. Он был родным брато Моисея Угрина, верного слуги страстотерпца Бориса. Кончина преподобного последовала в глубокой его старости, в 1053 г.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, в юности избрал труднейший подвиг юродства Христа ради. Позже поступил в Боросоглебский монастырь, где проходил подвиг полного послушания своему духовному отцу где и отошел ко Господу.
Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда.. Он принял поостриг в монастыре Пресвятой Богородицы, что стоял в 5-и верстах от Смоленска, где он подвизался 50 лет до своей блаженной кончины.
Ученик преподобного Авраамия Ефрем также удостоился достоинства преподобного в лике святых. Уже в конце 13 века учителю и ученику была составлена совместная служба.
Преподобный Прохор Печерский, был великий подвижник по строгому воздержанию. Вместо хлеба вкушал лебеду, за что получил прозвище «Лебедник». При это никто никогда не видел его печальным. По его молитвам совершались многочисленные чудеса.
Преподобный Симеон, архимандрит Смоленский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Был участником дивного видения птиц, летавших по всей обители преподобного Сергия и вокруг нее. Скончался преподобный Симеон архимандрит в глубокой старости и был погребен преподобным Сергием.
Преподобный Герасим Болдинский, с 13-летнего возраста начал иноческую жизнь. Через 26 лет монастырского послушания, поселился в диком лесу неподалеку от Дорогобужа. По особому видению перешел на Болдину гору, где построил храм во имя Святой Троицы и воздвиг келии для собравшейся братии. Кроме Болдинского монастыря Преподобный Герасим основал еще 2: в честь Иоанна Предтечи в г. Вязьме и на р. Жиздре – обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.