собор рождества пресвятой богородицы устюжна
Собор Рождества Богородицы XVII века в Устюжне передан Церкви
Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Лилия Ермоленко подписали акт приема-передачи в епархиальную собственность собора Рождества Пресвятой Богородицы города Устюжны. Эта церковь построена в 1690 году и является объектом культурного наследия федерального значения, сообщает официальный сайт Вологодской митрополии.
Сейчас в соборе располагается экспозиция Устюженского краеведческого музея. По договоренности между учреждением культуры и православной общиной Казанского храма в церкви в течение двух десятилетий по праздничным дням проводятся молебны. В будущем в собственность Череповецкой епархии будет передан и еще один музейный объект Устюжны — церковь Благовещения, говорится в сообщении правительства Вологодской области.
Ранее сообщалось о том, что здание Воскресенского собора Вологодского кремля передано местной епархии. До декабря 2016 года Картинная галерея будет находиться в здании на безвозмездной основе, а потом должна будет освободить все занимаемые помещения, для чего будет составлен график переезда.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне стоит на месте сгоревшего деревянного храма на берегу реки Ворожи у впадения ее в Мологу. Храм квадратный, пятикупольный, с примыкающей округлой апсидой. С западной стороны к нему пристроена зимняя церковь с четырьмя приделами. Хорошо сохранились богатые внутренние интерьеры церкви — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени). Самая древняя и знаменитая икона собора — чудотворный образ Богоматери Одигитрия (конец XV века).
Собор рождества пресвятой богородицы устюжна
БЫЛ ПОСТРОЕН В СТОЛЬ НЕЗАПАМЯТНЫЕ ВРЕМЕНА, ЧТО ДАЖЕ АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ НЕ В СОСТОЯНИИ УКАЗАТЬ ДАТУ ЕГО РОЖДЕНИЯ
В наше время мало кто из устюжан знает, что 21 сентября – день, который по церковному календарю празднуется как Рождество Пресвятой Богородицы, еще сто лет назад являлся своеобразным Днем города. На Торговой площади Устюжны проходила большая Рождественская ярмарка, но главным считались церковные торжества в центральном храме города – соборе Рождества Богородицы.
Первый устюженский собор Рождества Богородицы был построен в столь незапамятные времена, что даже архивные источники не в состоянии указать дату его рождения. Однако известно, что в Московской Руси особенно много храмов в честь Рождества Богородицы стали строить после Куликовской битвы 1380 года, которая произошла 8 сентября (21 сентября по новому стилю), в день праздника Рождества Богородицы. Устюженский собор, по всей видимости, стал эхом этого сражения. в котором в составе полков белозерских князей принимали участие и устюжане. При этом любопытен и тот факт, что в первой половине XV века Устюжна находилась во владении сына героя «Мамаева побоища» Дмитрия Донского Константина, а затем внука Донского Дмитрия Шемяки.
Впервые Богородице-Рождественский собор в составе одноименного монастыря упоминается в послании новгородского архиепископа Феодосия «на Устюжну Железную» в 1545 году. Богородице-Рождественский монастырь тогда располагался на правом берегу реки Ворожи, почти в самом ее устье. Он имел два храма – теплый Святого Иоанна Милостивого и холодный Рождества Пречистыя Богородицы. В первом службы велись от Покрова до Пасхи, во втором – от Пасхи до Покрова. По общепринятой традиции монастырь получил свое название по холодному Богородице-Рождественскому храму. Обе церкви были деревянными, строенными «клетцки», то есть представляли собой обычную избяную клеть, с прирубами трапезной, алтаря и паперти. Такие храмы, как правило, завершались двускатной кровлей и небольшой главкой.
Управителем всей монастырской жизни был настоятель-игумен. Среди первых игуменов Богородице-Рождественского монастыря история сохранила память о трех: Ферапонте, служившем в 1563-1577 г.г., Авраамии, упоминаемом в документах 1592 года, и Гурии. О последнем известно, что он являлся «мужем святой жизни», был погребен в монастыре, а память его чтилась устюжанами даже в конце XIX века. Кроме игумена и монахов в монастыре жили два «попа-бельца», два дьякона и два пономаря, а также проскурница и миряне – «люди молочие и нищие и вдовицы, а питаютца по миру и о монастыре, а иные из них питаютца и своими промыслы, а делают дела монастырския и подати дают в монастырь».
Денег из государевой казны на монастырь не шло. Свои доходы обитель черпала из прихода и оброчных крестьян двух некогда жалованных в монастырь деревень Ветренниково и Игумново. Приход же состоял из трех городских улиц: Шиловой, Рылковой и Пречистенской с 75 дворами, а также монастырской слободки в 52 двора. Слободка была выстроена в начале XVI века на средства обители с целью увеличения доходов, а также и для благотворительных целей, так как там жили не только мастеровые люди, но и те, кто по каким-либо причинам потерял кров. В зависимости от доходов слободских жителей игумен устанавливал размеры оброка. Кроме всего вышеизложенного у обители была «пашня монастырская» и «дворчик монастырской коровей».
Определенные доходы обитель, видимо, получала и от паломников-богомольцев, посещавших монастырь ради его святыни – Чудотворной Смоленской иконы Богоматери Одигитрии.
До середины XVI века Богородице-Рождественский монастырь был «особным», то есть смешанным мужским и женским одновременно. Это противоречило принятым тогда церковным правилам, которые воспрещали совместное проживание иноков и инокинь на территории одной обители. Стараясь исправить создавшееся положение, тогдашний монастырский игумен Ферапонт обратился с челобитной к царю, указывая, что «игумену и братии с старицами черноризицами в одном монастыре пробыти не мочно для презорства и нестроения. ». От имени государя Иоанна IV последовал указ: «. старец-черноризец всех из того Рожества Пречистые вывести, и монастырь им девич устроить на посаде ж у церквей Вознесения Христова да святых чудотворцев Козмы и Дамиана. Кельи их переставить и около монастыря ограду заметом оградити, и ворота святые учинити».
История умалчивает о том, почему не состоялась монастырская реорганизация, однако известно, что в царствование Федора Иоанновича (1584 – 1598 гг.) монашки продолжали жить при соборе Рождества Богородицы. а из монахов остался лишь черный поп Геннадий и старец Михайло.
Богородице-Рождественский собор в составе монастыря просуществовал до конца XVI века, после чего превратился в приходскую церковь.
В начале XVII века, после героической обороны Устюжны от польско-литовских интервентов, отношение местных жителей к собору Рождества Богородицы было особенным, ведь, согласно легенде, именно две древние соборные иконы – Рождества Богородицы и Одигитрии воодушевили устюжан на подвиг и помогли спасти город от разорения.
В 1677 году в Устюжне произошел большой пожар, в котором сгорел соборный храм, однако благодаря мужеству прихожан, из огня вынесли иконы и церковную утварь. Одно из самых красивых центральных мест города оказалось в руинах. В Устюжне начался сбор средств на устройство нового собора, который решено было возводить в камне. Известно, что всего на строительство было потрачено 930 рублей, из которых 200 руб. собрали горожане, 200 руб. были выданы из Устюженской таможни и кружечного сбора по указам царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Самую большую сумму – 530 руб. в общее дело внес московский протоиерей, уроженец Устюжны Меркурий Гаврилович Хрисанфов.
Каменный собор Рождества Богородицы в Устюжне был воздвигнут за несколько лет. Строительство началось 30 мая 1685 года, а освящение состоялось 7 сентября 1691 года. Специалисты предполагают, что каменные работы проводились ярославскими мастерами.
Главным украшением собора стал деревянный резной позолоченный иконостас из пяти ярусов. При этом в нижний – местный ряд были поставлены несколько древних икон, включая храмовую икону Рождества Богородицы и Смоленскую икону Одигитрии. Остальные образа были писаны мастерами московской Оружейной палаты.
В 1721-1730 гг. к каменному холодному храму пристроили крытую паперть, трапезную и четыре придела. Из них два – Зосимы и Савватия, и Благовещения – с северной стороны; а еще два – Георгия Победоносца и Иоанна Милостивого – с южной стороны. Кирпич для пристроек изготовляли по подряду крестьяне устюженских деревень Чирец и Берняково Никита Андронов и Антипа Алексеев «с товарыщи». Строительные работы выполнили «Ярославскаго уезду городишного стану стольника Григория Семенова сына Васьянова. крестьяне подрядчики». Известно также, что работы по покрытию соборной кровли и всех соборных построек производили «Белозерского уезда Адомской волости. крестьяне князя Петра Дмитриевича Щербатова».
В таком виде собор простоял долгие годы. При этом местный причт, благотворители и «доброхотные датели» постоянно заботились о его сохранении и украшении. Так, в соборе постоянно подновлялись старые образа, а в 1759 году стены храма были украшены лепниной и иконами работы мастера Андреяна Трофимова. В 1835 году в холодном храме установили новую предалтарную решетку, которую изготовили устюженские кузнечные мастера – Михайло Сосин и Аким Меркульев. Еще раньше, в 1822-1834гг., деревянный нижний ярус иконостаса холодного храма был переделан в бронзовый. В 1872 году главы на соборе обили листами белой жести и позолотили. Позолота подновлялась в 1889 и 1916 годах.
В 1892 году рядом с собором была освящена часовня во имя Святого Николая Чудотворца, построенная на пожертвования горожан и местного духовенства специально для привозимой ежегодно в Устюжну из Николаевского Моденского монастыря чудотворной иконы Святителя Николая. Кроме часовни Николая Чудотворца при соборе существовала еще одна – при вратах ограды, выстроенных в 1842 году.
В таком виде комплекс собора Рождества Богородицы в Устюжне просуществовал до 1936 года. Позднее храм был закрыт и подлежал уничтожению. На его месте планировали разбить городской сквер, но потом решение все-таки отменили и разрешили перевести в соборное здание краеведческий музей.
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
Кирилл Старухин
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
Андрей Смирнов
Прошу усердных молитв о здравии клирика Череповецкой епархии священника Иоанна Горева. Очень тяжёлое течение ковида, в реанимации, на кислороде. Прогноз врачей пока,к сожалению, неблагоприятный.
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
26 октября/8 ноября Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.
Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.
Показать полностью. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Помощь храму:
Карта сбербанка 4817760149563540
Полина Сергеевна С.
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
24 октября/6 ноября
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат).
Показать полностью. Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы[1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших»
Источник: https://azbyka.ru
Помощь храму:
Карта сбербанка 4817760149563540
Полина Сергеевна С.
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
23 октября/5 ноября
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63)
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября)
Помощь храму:
Карта сбербанка 4817760149563540
Полина Сергеевна С.
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
Череповецкая епархия
Поздравление епископа Череповецкого и Белозерского с праздником Казанской иконы Божией Матери, Днем народного единства и Днем города Череповца
Сердечно поздравляю вас с праздником Казанской иконы Божией Матери, Днем народного единства и Днем города!
Показать полностью.
Эти три больших и значимых для всех нас праздника соединяют воедино историю и современность, государство и Церковь, власть и народ.
Явленная в XVI веке Казанская икона «Заступницы Усердной рода христианского» до сего дня оберегает наше земное Отечество и каждого из нас.
В XVII веке во время Смуты наши предки нашли в себе силы, объединились перед лицом внешних и внутренних врагов, спасли Церковь, Отечество земное, русский народ, восстановили государственность.
Промыслом Божиим, в XVIII веке, Череповец обрел статус города именно в день Казанской иконы Божией Матери. Однако еще в веке XIV эту землю освятили молитвами и подвигами преподобные Афанасий и Феодосий, основав Воскресенский монастырь.
Три отмечаемых ныне события призывают нас в настоящее непростое и тревожное время к единству во Христе, согласию и миру друг с другом.
Мы разобщены и одиноки, но в годину испытаний именно Православная Церковь всегда выступала объединяющей силой, укрепляла духовно, поддерживала народ. Главное — не потерять силу духа, не впасть в уныние и отчаяние. Для преодоления любых трудностей нужно крепко держаться Господа и Его Святой Церкви, сохранять единство во Христе.
Пусть Материнской любовью покрывает Владычица наша Богородица и Приснодева Мария наш благословенный град Череповец, вас, ваших родных и друзей, оберегает на всех жизненных стезях, дарует крепость и здравие, помощь в трудах и делах.
Мира, света, любви и тепла вашим домам!
Благословение Господне и милость Пресвятой Богородицы пусть пребывают со всеми вами!
С любовью о Господе
+ Игнатий, епископ Череповецкий и Белозерский
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
22 октября/4 ноября Праздник Казанской иконы Божией Матери
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 8 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Помощь храму:
Карта сбербанка 4817760149563540
Полина Сергеевна С.
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
Дорогие друзья!
Милостью Божией и стараниями благотворителей мы продолжаем вести работы по устройству кровли над трапезной частью храма. Большая часть расходов уже покрыта.
В настоящий момент необходимо собрать ещё 100000 (сто тысяч) рублей для закупки материалов.
Просим вас оказать посильную помощь.
Показать полностью.
Пожертвования с пометкой «на кровлю» направляйте на карту сбербанка 4817760149563540
Полина Сергеевна С.
Присылайте имена ваших родных и близких для поминовения.
Храни вас Господь!
Рождественская (Покровская) церковь г. Устюжна запись закреплена
День за днем. Краткие духовные размышления на каждый день
1 НОЯБРЯ
«Познать Его, и силу воскресенiя Его». (Филип. 3, 10).
Воскресенiе Христа явилось также внезапно, какъ землетрясенiе; этого ожидали всего меньше, — оно казалось невозможнымъ. Однако, «сила воскресенiя Его», освободитъ и васъ: оставайтесь тверды во мракѣ, и свѣтъ, сила и любовь озарятъ васъ; не отказывайтесь отъ надежды. Вамъ Онъ кажется мертвымъ, но Онъ во вѣки живой, и возлюбилъ васъ любовiю вѣчною. Ваша побѣда послужитъ побѣдою и для другихъ. Господь проявитъ Свою силу въ васъ; люди увидятъ вашу вѣру, вашу покорность въ испытанiи, ваше долготерпѣнiе, вашу духовную радость среди горя, вашъ невозмутимый миръ среди житейскихъ бурь, и они скажутъ: вотъ плодъ, вотъ «сила воскресенiя Его».
Этою силою Христа, совершающейся въ вашей немощи, вамъ дано будетъ исполнить даже неисполнимое, и достигнуть недостижимаго.