собор рождества пресвятой богородицы боголюбово
Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы
Мiръ Россия Владимирская область посёлок Боголюбово Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы
Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви).
Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.
Содержание
История [ править ]
Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).
Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.
Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века[2], однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.
В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.
Современное состояние [ править ]
В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.
Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово
От Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом (по расписанию) или автобусом (с 6-00 до 20-00 с интервалом каждые полчаса) ежедневно до г. Владимира.
Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала.
Трасса Е22/М7, центр пос. Боголюбово
Паломнику [ править ]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.
Дворцовый собор Рождества Богородицы
В период правления князя Андрея Боголюбского в окрестностях Владимира был создан загородный дворцовый комплекс, в который входили княжеский дворец, домовый храм, центрическое сооружение на площади перед западным фасадом собора и другие сооружения. Строительство этого ансамбля было завершено к 1165 году.
До нашего времени сохранились северная лестничная башня, переход, соединявший ее с княжескими хорами собора Рождества Богородицы, находившимися по традиции в западном пространстве храма. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты древнего собора — нижние части стен, перспективных порталов, круглые основания столбов, фрагменты резного скульптурного декора фасадов и фрагменты резных капителей с растительным оформлением.
Собор Рождества Богородицы представлял собой белокаменный четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм, имевший, видимо, как и другие памятники владимиро-суздальской школы позакомарное завершение. Фасады храма, несомненно, имели богатый декор, характер которого следовал, в целом, фасадным украшениям Успенского собора во Владимире. Сохранившиеся фрагменты фасадной скульптуры — маски львов были использованы для украшения храма XVII века, возведенного над древним основанием собора XII века. По сторонам от западного фасада четверика отходили переходы, соединявшиеся с лестничными башнями.
Северная лестничная башня, дошедшая до нашего времени, имеет в интерьере винтовую лестницу. Ее фасады украшены двумя ярусами аркатурно-колончатого фриза. Углы башни декорированы колонками с растительными капителями, что повторяет оформление углов четверика Рождественского собора.
Лестничная башня Боголюбовского архитектурного ансамбля свидетельствует о том, что мастера Андрея Боголюбского украшали все фасады построек, даже если знали, что некоторые части сооружения будут закрыты другими зданиями. Северный ее фасад с дверным проемом, который ранее вел на переход, соединявший собор с дворцовыми покоями, также украшен аркатурно-колончатым фризом, как и западный и восточный ее фасады, открытые для обозрения.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря
Фото и описание
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря был построен в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, возведенного, предположительно в 1157-1158 годах. Сначала собор был центром дворцового комплекса Боголюбова, скорее всего, в последней четверти 12 века он стал монастырским. Стены собора 12 века сохранились на уровне трех рядов каменной кладки по всему периметру.
Собор был трехапсидным, одноглавым, четырехстолпным. Круглые колонны, которые венчают резные капители, расписаны под мрамор. Столпам изнутри отвечали плоские лопатки. Просторный и светлый внутренний объем здания был декорирован медью и золочением. Пол был из полированных плит красной меди (на хорах – из глазурованной цветной плитки с изображением орнаментов и птиц); закомары и порталы были покрыты листами золоченой меди. Храм украшали фрески (они были выполнены, вероятнее всего, в 50-х годах 12 века греческими иконописцами), он был насыщен иконами, книгами, тканями, священными сосудами и др.
По периметру снаружи собор охватывался характерным для средневековых владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатым поясом, архивольты перспективных порталов были декорированы резьбой с орнаментами, у цоколя был аттический профиль, стены делились сложно профилированными пилястрами, имеющими тонкие полуколонки
В тимпанах центральных закомар, по мнению Г.К. Вагнера, размещались скульптурные композиции, выполненные в технике белокаменного рельефа (их фрагменты найдены во время археологических раскопок: изображения зверей и птиц, женские маски; 3 львиных изображения были вмонтированы в соборную кладку). Гости князя и богомольцы сравнивали этот собор с храмом Соломона; ближайшим архитектурным аналогом собора является храм Покрова Богородицы на Нерли.
Роскошное убранство собора, вероятнее всего, разграбили войска рязанского князя Глеба, а потом монголо-татарские завоеватели.
При игумене Ипполите (1684-1695) было решено растесать узкие окна церкви, чтобы потом вставить стекла, затем разобрали хоры. В результате этих перестроек здание собора начало разрушаться, и, в конце концов, в 1722 г. он обрушился, хотя опись, проводимая в монастыре в 1767 году, сообщает о том, что своды храма обрушились в 1705 году.
В 1751-1752 годах на месте старого храма возвели новый Рождественский собор, который повторил крестово-купольную систему предыдущего храма. В 1752-1755 годах собор расписали и установили в нем иконостас. 18 июня 1756 года храм был освящен епископом Владимирским и Яропольским Платоном.
В 1764 году в соборе Рождества Богородицы снова сделали хоры, которые окончательно были разобраны в 1802 году. В 1765-1766 годах была отреставрирована настенная живопись собора. В 1802 году по причине ветхости росписи по столпам и на западной стене были уничтожены. Только в алтаре и в четырех клеймах сохранились композиции: Успение, Введение во храм, Сретение Господне, Рождество, на стенах центрального нефа – образы архангела Гавриила и Божией Матери.
В 1803 году устроили новый трехъярусный иконостас, который был увенчан резным изображением Христова Воскресения. В 1804-1809 годах пол храма выстлали известняковыми плитами. В 1892 году храм расписали по образцу Успенского собора.
С хор собора на второй этаж лестничной башни ведет переход, который располагается над арочным проездом и представляет собой прямоугольное в плане помещение, освещенное одним узким окном – с востока и двумя – с запада, и перекрытое сводом. Внутренняя роспись, выполненная в 1764 году, изображает явление князю Андрею Божией Матери, а также сцены расправы над ним. По легенде, переход играл роль моленной комнаты князя. Внизу башни – винтовая лестница. Вход на нее – в восточной стене башни, а в северной стене находится заложенный проем, который выводил на не существующий ныне переход в сторону княжеского дворца.
Предполагают, что с северной стороны Рождественского храма под белокаменной лестницей располагалась комната, где и был убит Андрей Боголюбский. У южных и северных стен собора с конца 17 века располагались каменные паперти, которые были перестроены в начале 19 века. Первоначально точно такая же паперть располагалась и с запада, но в 1809 году вместо нее устроили придел в честь князя Андрея Боголюбского, алтарь этого придела находился под аркой перехода. В 17 веке над лестничной башней возвели шатровую колокольню.
Церковь Рождества Богородицы
Режим работы
Стоимость билета
В 10 км от Владимира построил князь Андрей «город камен именем Боголюбый». Существует легенда, по которой на этом месте князю явилась Богородица, приказав основать здесь город и монастырь.
В течение коротких лет, с 1158 по 1165 год, в Боголюбове были построены белокаменный дворец с церковью Рождества, крепость с земляными валами и каменными стенами. Сегодня в бывшей княжеской резиденции располагается действующий женский монастырь, на территории которого сохранились фрагменты блистательных построек Андрея Боголюбского.
Семнадцать лет провел Андрей Боголюбский в своей загородной резиденции, где по его приказу был возведен комплекс дворцовых построек. Центром ансамбля являлась церковь Рождества Богородицы, к которой с двух сторон примыкали двухъярусные галереи – переходы с лестничными башнями. Северная галерея вела в жилой княжеский дворец. Завершались оба крыла боевыми башнями, встроенными в оборонительную систему Боголюбова-города. Перед входом в храм стояла огромная водосвятная чаша под 8-колонным шатром. Этот шатер – киворий образовывал тень над чашей с освященной водой, где путник мог утолить жажду и освежить лицо святой водой. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами–водостоками. Таким образом, в Боголюбове был выстроен процветающий белокаменный город.
В Рождественском соборе открыта экспозиция музея, повествующая о самом князе Андрее, о блестящем архитектурном ансамбле, созданном его стараниями.
Боголюбский монастырь: бывший замок Андрея Боголюбского, где хранится икона Божией Матери
В слиянии рек Клязьмы и Нерли раскинулся один из известнейших монастырских комплексов нашей страны – Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области.
Уникальность его в том, что располагается он частично в светских зданиях – бывших покоях великого князя Андрея Боголюбского.
Небольшой городок Боголюбово входит в Золотое кольцо России, а храмы и старинные постройки находятся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО.
История монастыря
Монастырь в Боголюбово — один из самых старых: ему более 8 веков. Вместе со всей страной монахи переживали все значимые события нашей истории. Не обошли обитель стороной и набеги врагов, и кровавые войны, и смертоносные болезни, но после любых бед монастырский комплекс возрождался монахами и прихожанами.
Возведение и основание
Древняя легенда гласит, что в 1155 году через эти места проезжал сын Юрия Долгорукого великий князь Андрей. Неподалеку от Владимира ему пришлось заночевать, так как лошади отказывались идти дальше. С собой у Андрея была икона Божией Матери, перед которой князь молился. Ночью явилась ему Пресвятая Богородица и велела построить на этом месте храм.
Князь Андрей Боголюбский славился своим благочестием и богопочитанием, за что и получил свое прозвище. И, конечно, он исполнил приказание — начались строительные работы. А в память о видении повелел написать икону, которая изображала Богоматерь и в последующие века прославилась многими чудесами исцеления от болезней и защиты от эпидемий чумы и холеры.
Рядом с собором Андрей приказал построить крепость и двухэтажный дворец, который стал основной резиденцией князя. Чуть позже при храме был организован монастырь.
Постепенно поселение разрослось и стало городом.
Княжеский замок в Боголюбове был древнерусским духовным и политическим центром: здесь Великий Князь принимал послов, поражая их великолепием и богатством убранства покоев и церквей. Здесь же решались важные государственные вопросы.
Андрей Боголюбский был мудрым, справедливым правителем, боролся за объединение русских земель. Не всем боярам это нравилось: летом 1174 года они собрали заговор и зверски убили князя. Место смерти в лестничной башне сохранилось до наших дней.
Историческая судьба
Монастырь существовал и действовал и после кончины своего основателя. Несколько раз обитель грабили и разрушали. Но снова и снова он восстанавливался силами монахов и жертвователей.
В разные годы были построены:
В XIX веке в монастыре наблюдался духовный расцвет: увеличивалось количество монахов, возводились новые постройки, хозяйственные корпуса.
С самого возникновения храма в Боголюбово сюда приезжали молиться самые высокопоставленные деятели: и светские, и духовные. Здесь любили бывать известные и могущественные в те времена патриархи русской церкви. Нередко заезжал на монастырский двор и святой князь Александр Невский, здесь же его и отпевали после смерти.
Почетными богомольцами были Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Знаменитый Андрей Рублев, когда расписывал собор во Владимире, также приезжал в монастырь.
Не обошли обитель своим вниманием и российские правители. А царь Федор Иоаннович подарил монастырю свой наперстный крест для украшения Боголюбской иконы Божией Матери. Почтили своим посещением храмы монастырского комплекса Петр I, многие великие князья и последний российский император Николай II с семьей.
После революции 1917 года некогда богатые храмы были разорены, колокола разбиты, монахи разогнаны. В монастырских постройках размещались больница, школа, почтовая служба, отделение милиции, даже консервный завод. В церквях, утративших былое величие, разместили склады. Официально Боголюбский монастырь был окончательно закрыт летом 1923 года.
Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря находился учебный центр по подготовке новобранцев.
Восстановление и реставрация
Запустение продолжалось до 1991 года, когда часть построек была передана Православной церкви, и началось восстановление обители.
В 1997 году для возрождения церковной жизни из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря переселились 63 монахини. Всего за одно лето они оштукатурили и покрасили снаружи собор Боголюбской иконы Божией матери.
Под руководством опытных реставраторов была восстановлена роспись собора, выложен гранитом пол, мрамором отделаны солея (возвышение перед иконостасом), алтарь и престол.
Были отлиты и новые колокола взамен утраченных. Самый большой колокол весит 8 тонн.
У монастырских стен в честь иконы Божией матери выстроена часовня с двумя купелями: для служителей монастыря и для мирян. Купание в местной воде считают исцеляющим тело и душу.
Стараниями обитателей монастыря была проведена огромная работа:
Современное положение
В настоящее время в монастыре проживают 170 сестер. Жизнь в обители протекает спокойно и размеренно. Монахини выполняют различные послушания: работают в хорошо оборудованных швейной и иконописной мастерских, продолжают восстанавливать постройки монастырского двора, обеспечивают жизнедеятельность монастырского комплекса.
Архитектура и убранство
Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области поражает своей грандиозностью и торжественностью. На сегодняшний день это самый крупный из монастырей Владимирской области.
Внешний вид
Изначально загородная резиденция задумывалась Андреем Боголюбским как хорошо укрепленная крепость с толстыми стенами, бойницами, боевыми башнями. Замок был обустроен по примеру западно-европейских: он был окружен по периметру земляными валами и рвом с водой.
Центром дворцового ансамбля был белокаменный Рождественский собор. Он был богато украшен резьбой по камню и имел позолоченный купол. С собором башнями и переходами был связан княжеский замок так, чтобы Андрей мог перейти прямо в храм, не выходя из дворца.
Площадь перед воротами в замок была замощена камнем, и на ней стоял киворий – каменный шатер над чашей со святой водой. Он располагался на том самом месте, где князю явилась Богородица.
Возведенные позже церкви являются типичными образцами русско-византийского зодчества: белокаменные стены, золоченые или голубые купола.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство церквей было не менее впечатляющим: иконы в золотых окладах, богатая настенная роспись. Церкви в Боголюбово Владимирской области мастера расписывали по подобию фресок Андрея Рублева.
Своды храмов поддерживаются колоннами, раскрашенными под мрамор, в окнах – витражи удивительной красоты. В нишах располагаются иконы, отделанные драгоценными камнями.
Святыня храма
Главная святыня монастыря – Боголюбская икона Божией Матери. Богородица изображена на ней так, как увидел ее князь Андрей: со свитком в руке и ликом, обращенным к Христу. Эта одна из древнейших русских чудотворных икон считается символом Святой Руси. Сейчас она хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а в большом соборе находится чудотворная копия конца XIX века.
По традиции 2 июня ежегодно совершается крестный ход с Боголюбской иконой во Владимир, и целый месяц монахини со священнослужителями из обители носят святыню крестными ходами по всем приходским храмам, где служатся молебны. Затем торжественно возвращаются в монастырь накануне дня памяти Боголюбской иконы.
Архитектурный ансамбль
Как уже говорилось, за 800 лет своего существования монастырский комплекс много раз перестраивался и достраивался.
Боголюбский собор с колокольней
Самый большой храм комплекса — Боголюбский собор. Построен он был в 1866 году по чертежам архитектора Тона, который до этого строил Храм Христа Спасителя в Москве. В соборе одновременно могут молиться около 5 тысяч верующих. Именно здесь хранится список главной святыни Боголюбова – Боголюбская икона.
Остатки дворца Андрея Боголюбского
В архитектурный ансамбль входят строения, возведенные в основном в XVIII-XIX веках, но со времен князя Андрея Боголюбского сохранился пролет стены княжьего замка с лестничной башней, где был убит Боголюбский.
Благовещенская церковь
Вдоль южной монастырской стены расположена Благовещенская церковь. Она была построена в 1683 году на месте церкви великомученника Леонтия, которую возвели еще при жизни Великого Князя. Изначальный вид храма не сохранился, так как в начале XIX века он был полностью перестроен.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Рождественская церковь была центром резиденции князя Андрея. Для постройки храма были приглашены более 20 мастеров из разных стран. Этот собор не уступал по красоте убранства и архитектуре дворцам царя Соломона. Свет проходил через узкие окна, падал на блестящий пол, отражался от золотых подсвечников и украшенных драгоценностями одежд священников. От этого казалось, что церковь сияет. Такое впечатление производил собор на гостей князя, которых он обязательно приводил на хоры полюбоваться таким великолепием.
В конце XVII века было принято решение расширить окна, чтобы вставить стекла и впустить в собор больше света. После такой реконструкции храм простоял чуть больше 20 лет и рухнул.
В 1756 году собор восстановили, а спустя полтора века расписали изнутри стены и купола старинного сооружения.
Надвратная колокольня
При жизни князя Андрея была построена и надвратная церковь в честь святого Андрея Первозванного. В XVIII веке ее разобрали и позже построили на этом месте трехъярусную колокольню высотой 58 метров. На первом этаже были святые ворота, на втором — храм Успения Божьей Матери, а на самом верху — звонница с колоколами.
Также в комплекс входят келейные корпуса, где размещаются сестры-монахини, Иустиновский корпус, дом архимандрита, хозяйственные постройки, монастырская гостиница для паломников.
Богослужения
В Свято-Боголюбском женском монастыре службы проводятся ежедневно в 6.00 и в 16.00. По праздникам действует особое расписание, которое можно посмотреть в обители или на официальном сайте церкви в Боголюбово.
Посещения
Церкви открыты для туристов и паломников. Вход бесплатный, но можно оставить пожертвования.
Обитель можно посетить в составе группы в ходе экскурсии по Золотому Кольцу. Хотя никакого труда не составит доехать туда самостоятельно, чтобы спокойно, без спешки осмотреть древние места, окунуться в купели с чудотворной водой, отдохнуть и полюбоваться архитектурой и природой этих мест.
Как добраться до монастыря
Монастырь находится в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области.
Как добраться
Доехать до обители несложно.
Удобно начать путешествие по Святым местам из Владимира.
Где остановиться
Есть возможность остановиться в самом монастыре – в гостинице (там же можно и пообедать в трапезной) или во Владимире, где найдутся отели на любой вкус и кошелек. Нужно помнить, что Боголюбово пользуется большой популярностью у туристов и паломников, и лучше забронировать номера заранее.