собор парижской богоматери приколы
Загадки «Собора Парижской Богоматери» и детали, о которых читатели часто забывают
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кое-чего в романе точно нет, хотя многим кажется, что есть
“Собор Парижской Богоматери” часто называют романом о любви. Но на деле, если почитать внимательно, на любовь оказываются способны немногие персонажи. Собственно, Эсмеральда и Квазимодо. Все остальные мужчины, окружающие Эсмеральду, думают лишь о своих плотских желаниях. Даже спасённый ею от виселицы поэт, вместо того, чтобы просто по-человечески испытать благодарность к девушке, немедленно пытается “вступить в супружеские права”. По счастью, насильник из него никакой.
То, чем одержим Фролло, имеет мало общего с любовью, хотя у нас и принято воспевать подобную мрачную страсть. С Фебом тоже всё понятно. Он вообще вряд ли когда-либо в жизни любил. К Флёр-де-Лис он не испытывает ни капли нежности и в какой-то момент от скуки подумывает её изнасиловать, но она, угадав его мысли, выбегает из комнаты на балкон, где они оба будут видны.
По сути, Эсмеральда замучена и убита из-за чужой похоти, просто сломана, как странная игрушка, которая почему-то не захотела участвовать в игре.
Нет ни одного намёка, почему в итоге цыгане подкинули малыша в чужую детскую кровать. Это навсегда останется загадкой.
Фролло воспитывает Квазимодо не просто из человеколюбия, а для того, чтобы своей добротой к инвалиду выслужить у Бога прощение непутёвому младшему брату, студенту и безобразнику.
Обычай, по которому цыгане женятся на столько лет, на сколько частей разлетится кувшин на их свадьбе, на самом деле вряд ли когда-либо существовал. Ещё в Византии цыгане уже были христианами и венчались (или сочетались браком перед лицом общины) на всю жизнь.
Цыгане в сюжете романа
Как известно, Гюго написал свой роман, чтобы привлечь внимание французов к исторической ценности собора Нотр-Дам. Почти невозможно сейчас это представить, но его собирались снести либо, на крайний случай, модернизировать. Гюго, большой поклонник архитектуры и истории Парижа, решил заставить читателей полюбить собор так, как он сам его любит. И сел за книгу.
Почему же он выбрал в качестве времени событий конец пятнадцатого века? Почему не описал, например, историю создания собора?
Дело в том, что в девятнадцатом веке у европейцев начало меняться отношение к малым народам от утилитарного к гуманистскому. К сожалению, это мало касалось политики правительств, но теперь за коренными жителями колоний, например, признавались собственные культура и право на гордость своей историей. Повлиял поворот и на отношение европейцев к цыганам. Если в той же Франции антицыганские законы, принятые в Средние Века и позже, исполнялись так рьяно, что все местные цыгане оказались уничтожены, то теперь приезжающие из Испании, Италии, Венгрии, Богемии цыгане вызывали скорее любопытство. На фермах цыган стали нанимать на сезонные работы, католические пасторы вспомнили, что даже инквизиция считала цыган добрыми христианами, и отдельные барышни и барыни пытались толковать с цыганками о нравственности.
Если оглянуться на историю, то все самые знаменитые литературные произведения о цыганах созданы именно в девятнадцатом веке: и “Собор Парижской Богоматери”, и “Цыганы” Пушкина, и “Кармен” Мериме. Их стали активно рисовать, использовать как образ в песнях и поэзии. Цыгане казались европейцам людьми, как-то особенно близкими к природе и полными её изначальной силы.
Так что привлечь цыган в сюжет было практически беспроигрышным способом заинтересовать публику. И Гюго изо всей истории Средних Веков выбрал момент, когда цыгане только появились в Европе, бежав от захватывающих Византию осман. Шествие табора с герцогом во главе списано им из летописей. Надо сказать, до сих пор неясно, кто были люди, которые звали себя цыганскими герцогами. Они знали много языков и обладали манерами придворного уровня. Это вполне могли быть представители византийской знати, но как им удалось возглавлять цыган? Загадка.
Кое в чём Гюго ошибся. Цыгане в то время не имели тесных контактов с французским криминальным миром и останавливались не во Дворе Чудес, а за воротами города, в поле. Так было удобнее разбивать лагерь, а особо скрываться до принятия повсеместных законов против бродяг и кочевников цыганам было незачем. Наоборот, в их интересах было привлекать любопытство публики: от ведь зарабатывали представлениями. В том числе, как героиня Гюго, с дрессированными животными.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Трагическое пророчество и другие факты о Нотр-Дам-де-Пари
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари является самым посещаемым памятником во французской столице. Среднее количество посетителей в будний день составляет от 30 000 до 50 000 человек. Нотр-Дам де Пари, Собор Парижской Богоматери — это не просто достопримечательность Франции, это достояние всего человечества. Эта мировая реликвия близка россиянам, особенно людям старшего и среднего поколения. В советские годы произведения Виктора Гюго входили в школьную программу, и каждый культурный гражданин Страны Советов считал своим долгом иметь на полке его книги.
2. Место римского богослуженияАрхеологическая крипта собора Нотр-Дам.
Собор был построен на месте старого римского храма, а также до возведения Нотр-Дам на этом месте было построено в разные времена несколько христианских религиозных зданий.
Собор Парижской Богоматери — не первый храм на этом месте. У него было как минимум четыре предшественника, начиная с христианской церкви, появившейся еще в IV веке. При этом один из храмов, существовавший в эпоху Каролингов, в IX веке был полностью уничтожен пожаром.
Строительство нынешнего собора началось в 1163 году, во время правления Людовика VII Молодого. Первый камень в фундамент собора заложил римский папа Александр III.
Инициатором строительства Собора Парижской Богоматери считается епископ Парижа Морис де Сюлли. Епископ дожил до освящения алтаря и первых богослужений, но окончания стройки не увидел. Священник, умирая, завещал деньги на строительство крыши — той самой, которой Нотр-Дам лишился 15 апреля 2019 года.На свинцовой крыше вокруг шпиля — бронзовые скульптуры 12 апостолов и четырёх крылатых фигур тетраморфа
Королевский обет
Для Европы характерны истории, когда храмы возводились даже не десятилетиями, а веками. С Собором Парижской Богоматери аналогичная история. Первый этап строительства был завершен к 1250 году, второй этап — к 1351 году.
Все мы, конечно, помним «Трех мушкетеров» и королеву Анну Австрийскую. Она имеет прямое отношение к истории Нотр-Дам-де-Пари. После того, как королева, более 20 лет остававшаяся бездетной в браке, родила сына, правящая династия пообещала совершить длинный список богоугодных дел, в том числе создать в Соборе Парижской Богоматери новый алтарь и скульптурные украшения.
До дела, правда, дошло, лишь несколько десятилетий спустя, но обет действительно был выполнен.
Как и многие церкви, собор был разграблен во время Французской революции. Революционеры расхитили все ценное и большинство мебели, разрушили алтари и статуи, а также обезглавили некоторые скульптуры.
5. Храм Разума
Вскоре после этого Нотр-Дам-де-Пари стал «Храмом разума». Так называемый Культ Разума был новой религией, которая была введена во время революции, чтобы заменить христианство и продвигать ценности новой республики, такие как равенство и свободу. Собор Парижской Богоматери стал одним из главных мест поклонения этой религии вплоть до ее запрета несколько лет спустя.
6. Коронация Наполеона
Собор Парижской Богоматери был местом коронации Наполеона в декабре 1804 года. Именно здесь он был провозглашен императором.
7. Книга, которая спасла собор
Благодаря этому роману и вмешательству нескольких религиозных групп, собор был сохранен, а затем восстановлен. Писателя угнетало состояние собора после революции, поэтому он решил сделать его главным героем своего романа. В предисловии сказано: «И вот ничего не осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной башни собора, ни от той неведомой судьбы, которую это слово так печально обозначало, — ничего, кроме хрупкого воспоминания, которое автор этой книги им посвящает. Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор. Это слово и породило настоящую книгу».
Огромную роль в судьбе храма сыграл вышедший в 1831 году роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Гений писателя заставил французов впервые взглянуть на собор как на символ нации, ее достояние. В начале 1840-х годов началась масштабная реставрация Нотр-Дам де Пари, продлившаяся четверть века. Благодаря ей собор и дожил до наших дней.8. Второй по размеру органОрганист в Соборе Парижской Богоматери.
Хотя орган в этом соборе не самый большой во Франции, он, мягко говоря, впечатляет. Инструмент состоит из примерно 7300 труб, некоторые из которых сохранились еще со времен средневековья. Игру на этом органе можно было услышать каждое воскресенье во время богослужения.
9. Три реликвии Страстей Христовых
В Соборе Парижской Богоматери находятся три реликвии Страстей Христовых: Терновый венец, фрагмент Животворящего Креста и один из гвоздей с распятия Иисуса.
10. Источник вдохновения
Нынешней реставрации ждали долго. Но стоило ее начать, как дело обернулось пожаром.
К началу XXI века состояние Собора Парижской Богоматери было плачевным. От здания откалывались камни, которые служители заботливо собирали во внутреннем дворе, в надежде на реставрацию. Ее ждали много лет, но денег найти не удавалось.
По самым скромным подсчетам, реставрация должна была обойтись в 165 миллионов евро. Наконец, власти выделили стартовые 50 миллионов евро, после чего работы начались.
Что именно произошло 15 апреля 2019 года, еще предстоит разобраться следователям. По одной из версий, причиной возгорания могла стать халатность рабочих. Впрочем, это лишь предположение.
Пожар в Нотр-Дам не удавалось локализовать на протяжении нескольких часов. Задействовать пожарную авиацию не было возможности — специалисты опасались, что водная атака сверху приведет полному обрушению конструкций здания.
В Аифе пишут, что на восстановление могут уйти десятилетия.
После тяжелой борьбы с огнем власти заявили, что несущие стены выстояли, уцелел алтарь. Реликвии собора своевременно эвакуировали. Но исторической крыши, сохранившейся с XII века, больше нет, как нет и шпиля.
Весь план реставрационных работ предстоит пересмотреть с нуля. Надо будет изучить состояние стен, чтобы убедиться в их прочности после перенесенных нагрузок. Затем начнется восстановление утраченного.
По самым оптимистичным прогнозам, реставрация Собора Парижской Богоматери может занять около пяти лет. Скептики говорят о том, что на это уйдут десятилетия, а цена реставрационных работ будет измеряться многими сотнями миллионов евро.Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.
Внутреннее убранство собора
Леса для реконструкции собора 11 апреля 2019 годаА 15 апреля 2019 в Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери) начался сильный пожар.Собор Парижской Богоматери загорелся около 19.50 по Москве. По данным мэрии Парижа, пожар возник в задней части кровли. Там проходили реставрационные работы. К 21.00 обрушился штиль здания, а чуть позже — крыша.
Газета Le Figaro со ссылкой на пожарных сообщила, что пожар в соборе Парижской Богоматери полностью ликвидирован. Нотр-Дам горел больше девяти часов.13. Парижане.14. Экстренным службам всё же удалось спасти структуру Нотр-Дама от полного разрушения.
Осталось лишь добавить, что Собор сгорел в католическую Страстную неделю. У католиков Пасха наступает раньше православных и это совпадение (а совпадение ли?) наводит на печальные мысли.
По материалам интернета
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зловещие знамения собора Парижской Богоматери
Многочисленные легенды с давних пор окутывают Нотр-Дам-де-Пари
Дьявол и кузнец
Колокол Эммануэль
С давних пор на северной башне собора парижской Богоматери висели четыре колокола весом от 670 до 1765 килограммов, названные в честь французских святых. Они звонили ежедневно в 8 и 19 часов. А вот 13-тонный колокол Бурдон Эммануэль, установленный на южной башне, парижане слышали крайне редко. Услышать его звон почиталось за большую удачу.
По легенде, молчаливость Эммануэля связана с его огромным весом, а разговорить колокол удавалось только людям с необыкновенной силой. Одним из таких силачей был горбатый, хромой и глухой звонарь Квазимодо, чья мать едва не сошла с ума при виде его уродства. Горбун обладал добрым сердцем и обожал Нотр-Дам-де-Пари. Он стал главным героем знаменитого романа Виктора Гюго, который пытался вдохновить французов любовью к архитектуре. С тех пор начитанные французы и туристы, проходя мимо главного собора Парижа, слышали в завываниях ветра в балюстрадах стоны несчастного Квазимодо, умершего у ног отвергшей его Эсмеральды.
Еще пара слов об Эммануэле. В народе считалось, что колокол отлили из золотых и серебреных украшений, которые жители Парижа бросали в расплавленную бронзу. Глубокий, чистый и мелодичный звон Эммануэля, таким образом, является напоминанием о щедрости и доброте парижан.
Святые гвозди
В парижском соборе хранится гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа. Всего в мире насчитывается 30 подобных реликвий, но церковные иерархи признают только четыре: два гвоздя находятся в Италии, один в Нотр-Дам-де-Пари, а еще один в соборе французского города Карпантра. Люди верят, что прикосновение к гвоздям способно исцелять больных и одержимых. Некоторые факты исцеления даже официально признал Ватикан.
Горгульи
Кроме того, существует легенда о том, как в водах Сены поселился прожорливый и злобный дракон Ла Гаргуль. Примерно в 600 году н.э. он убивал людей, уничтожал корабли, жег леса своим дыханием и изрыгал из себя потоки воды, отчего близлежащие деревни уходили под воду. Местные жители ежегодно приносили дракону жертвоприношения, чтобы задобрить его. Но однажды в Руан приехал священник Романус, который пообещал избавить людей от Ла Гаргуля, если они согласятся принять христианство и возвести церковь. При помощи своего креста Романус поборол дракона, а местные жители обложили его хворостом и сожгли. Шея и голова Ла Гаргуля, закаленные его огненным дыханием, не поддались пламени, и ликующие горожане украсили ими Нотр-Дам-де-Пари.
Ковчег завета и философский камень
Весной 586 года до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II сжег Иерусалим и разрушил Храм Соломона, в котором находился ковчег завета, имевший форму ларца. В отлитом из чистого золота ящике, по преданию, хранились божественные откровения, проливающие свет на законы мироздания.
В 1128 году рыцари-тамплиеры вернулись с Востока во Францию и, по слухам, привезли с собой ковчег завета. В ларце, помимо всего прочего, хранились передовые знания в архитектуре. Этими-то знаниями и воспользовались французы при возведении собора Парижской Богоматери. В частности, они якобы узнали тайну «золотого сечения» и «золотого числа», якобы позволившего им постичь гармонию всего сущего.
Смог ли алхимик Нотр-Дама спастись от огня, который охватил парижский собор 15 апреля 2019 года, неизвестно. Но точно можно сказать, что легендарный храм сохранит свою мистическую и манящую красоту вопреки всем невзгодам и напастям. Огню не под силу сожрать музыку, застывшую в камне.
Мистические тайны Нотр-Дам де Пари
Жителей всего мира потрясла новость о пожаре в Соборе Парижской Богоматери. Воспетый писателями, поэтами и композиторами, Нотр-Дам де Пари возвышался над городом, привлекая внимание не только своей архитектурой, но и многочисленными легендами.
Как роман Гюго спас собор
Когда-то на месте Нотр-Дама стоял древнеримский храм бога Юпитера, с распространением христианства его сменила базилика святого Стефана. Впоследствии на этом же месте были построены еще две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и было решено возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.
Строительство продолжалось почти два столетия – с 1163 по 1345 год. Менялись архитекторы и стили: если в начале XII века господствовал основательный и величественный романский стиль, то затем его сменила легкая, взлетающая ввысь готика. И это смешение не только не изуродовало собор, а наоборот, пошло ему на пользу.
Но с восстановлением разрушенного собора долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в середине XIX века, после выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Таким Нотр-Дам де Пари и сохранился до рокового 15 апреля 2019 года.
В строительстве ворот помогла нечистая сила
Есть легенда, что в создании ворот Нотр-Дам де Пари принимал участие сам дьявол. Его якобы призвал себе на помощь кузнец Бискорне, которому была поручена эта работа. Когда утром настоятель собора пришел посмотреть эскизы, то обнаружил, что ворота уже готовы, а сам Бискорне без сознания. А потом еще и замки не открывались до тех пор, пока их не окропили святой водой. Более того, Анри Соваль, изучавший ворота в 1724 году, так и не смог отгадать, как же были созданы ажурные узоры на них. Видимо, эту тайну Бискорне решил унести с собой.
Примечательно, что вспыхнувшие 15 апреля строительные леса были закреплены прямо над этими мистическими воротами.
Услышать колокол Эммануэль – к удаче
В башнях собора – четыре знаменитых колокола. Каждый из них имеет свое собственное имя. Самый тяжелый колокол – Эммануэль, расположенный в правой башне, звонит очень редко. Считается, что услышать его – большая удача. Дело в том, что его очень сложно раскачать. Старинное предание гласит, что в процессе создания колокола участвовали парижанки: они щедро бросали золотые и серебряные украшения в расплавленную бронзу. А звонил в него, если верить легенде, самый известный обитатель Собора Парижской Богоматери – горбун Квазимодо. Он безгранично любил храм, который заменил ему и семью, и друзей.
Зловещие химеры ночью оживают
Невероятное количество мифов и легенд собрали известные всем химеры, установленные на верхней площадке храма. Они символизируют человеческие пороки и силы зла.
Например, дракон Гаргуль. Согласно легенде, он жил в реке Сене и всячески досаждал рыбакам и местным жителям – переворачивал баржи, выводил воду из берегов. Но однажды нашелся смельчак, сумевший найти способ усмирить чудовище. Он выходил на берег и начинал петь. От звуков его пения дракон на время становился добрым слугой.
Гаргульи считались злыми духами, пришедшими из подземного мира. Они творили зло на Земле, после чего исчезали без следа. Но если на них воздействовать чем-то духовным – превращались в камень. Однако по легендам гаргульи на закате оживают. И именно при заходе солнца загорелся Нотр-Дам
В подземелье Нотр-Дама живет старик Немей
Ходят легенды, что в подземелье собора ведут три двери. В одной каются порочные жрицы, в другой хранятся невидимые сокровища, а в третьей глубоко под фундаментами в заточении сидит существо, которое гораздо старше и могущественнее всех химер. Это старик Немей: у него длинная борода, которая постоянно растет. Он ждет, когда она вырастет до такой степени, чтобы обвиться вокруг химер, и тогда он сможет выбраться наружу
Сейчас выясняются обстоятельства и причины пожара в Нотр-Даме, но уже очевидно, что в привычном виде многовековое здание прекратило свое существование. Власти Франции пообещали восстановить Собор Парижской Богоматери и даже запустили соответствующий сбор средств, однако на полноценную реставрацию может потребоваться от пяти лет до нескольких десятилетий.
5 фактов о Соборе Парижской Богоматери
1. В соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок находились витражи.
2. По замыслу строителей помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. В средний неф собора, самый больший из пяти, можно с легкостью поставить 12-этажный дом.
3. В Средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для не умеющих читать: вся история христианства – от грехопадения до Страшного суда – наглядно расписана в скульптурах, украшающих здание.
4. В соборе хранилась одна из главных реликвий христианского мира – Терновый венец Иисуса Христа. Во время пожара святыню удалось спасти от огня.
5. Помощь в реставрации собора окажет компьютерная игра. Место действия «Assassin’s Creed Unity» развернулось в Париже, и разработчикам понадобилось два года, чтобы детально изучить реальный Нотр-Дам и убедиться, что каждый кирпич виртуальной копии находится на своем месте. Теперь они готовы предоставить все свои чертежи и наработки реставраторам.
actualnews.org, vm.ru, ridus.ru
Подписаться на «Друг для друга»:
Новое в блогах
✨ ЗАГАДКИ «СОБОРА ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»
Нотр-Дам де Пари: Тайны и легенды собора, его бесценные реликвии и необычные обитатели…
Раньше на месте этого собора стоял древнеримский храм бога Юпитера, с распространением христианства его сменила базилика Св. Стефана. Впоследствии на этом же месте были построены еще две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и было решено возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.
Но с восстановлением разрушенного собора долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в 1831 году, когда вышел из печати роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», читательский интерес возродил и интерес к собору.
Было решено начать масштабные работы по восстановлению национального достояния. Руководить работами поручили архитектору Виолле-ле-Дюку, и он справился с задачей блестяще. Реставрация собора, после которой он и приобрел знакомый всем нам облик, продлилась двадцать лет.
Нотр-Дам де Пари в конце 19 века
На западном фасаде собора, считающимся главным, имеются три входных портала: Страшного суда, Мадонны с младенцем и святой Анны.
Нотр-Дам де Пари, западный фасад
Портал «Страшный суд»
Над ними находится Галерея царей.
Считается, что здесь изображены правители Древней Иудеи, хотя по этому поводу до сих пор остаются вопросы.
Полюбоваться прекрасными витражами можно и внутри собора.
Входные ворота Нотр-Дама
Сохранилась удивительная легенда.
За работу по отделке главных входных дверей собора взялся талантливый кузнец Бискорне. Когда к нему пришли, чтобы узнать, как идет работа, кузнеца нашли лежащим без сознания. Но, тем не менее, ворота невероятной красоты с причудливым витым ажурным узором, были готовы. Но было совершенно непонятно, как он смог сотворить такое чудо. Пришедший в себя мастер был мрачным и неразговорчивым, никому ничего объяснять не стал. Когда ворота с замками установили на место, оказалось, что их невозможно открыть. И лишь окропив замки святой водой, служители смогли войти в храм. С гениальным мастером, столь искусно выполнившим свою работу, тоже случилось неладное – сначала он лишился дара речи, а затем и вовсе умер, унеся с собой секрет. До сих пор так и остается непонятным, как с весьма ограниченными возможностями, доступными в то время, можно было создать такой шедевр.
Колокола Нотр-Дама
Колокол Эммануэль, вес 13 тонн
Колокола, установленные на башнях собора, имеют не только разный вес и голос, у каждого из них есть свое имя. Самый большой колокол по имени Эммануэль весит целых тринадцать тонн, и раскачать его совсем не просто. По этой причине услышать его звон можно лишь в дни больших торжеств. Все остальные колокола звонят дважды в день – утром и вечером.
Многие считают, что горбун Квазимодо, звонарь собора Нотр-Дам, выдуман писателем. Однако, есть повод усомниться в этом.
В мемуарах одного из скульпторов, участвовавших в реставрации собора, написано, что ему доводилось встречать в соборе горбуна, который прятался от людей. Возможно, он попался на глаза и Виктору Гюго, который неоднократно бывал в соборе, собирая материал для романа.
Реставраторы проделали огромную работу, восстанавливая собор. Вместе с тем, Виолле-ле-Дюк посчитал возможным дополнить облик собора целым рядом новых элементов, которых изначально не было.
Апостолы
Работая над восстановлением скульптур апостолов у основания шпиля, архитектор заменил одну из них (апостола Фомы) на скульптуру, изображающую его самого.
Виолле-ле-Дюк в виде апостола на крыше Собора Парижской Богоматери
И расположил ее иначе. Взгляды всех апостолов, как и положено, устремлены на город, только Фома повернулся в другую сторону и любуется своим творением. Этот апостол был выбран архитектором не случайно – Фома занимался строительством и знал плотницкое дело.
Горгульи и химеры
Потоки воды из пасти горгулий извергаются далеко от стен собора. Это предохраняет стены и фундамент от излишнего увлажнения и разрушения.
Если горгульи существовали на стенах собора изначально, то другие, не менее странные существа, «поселились» у основания соборных башен по задумке Виолле-ле-Дюка уже позже. И называются эти гротескные, уродливые существа химерами. Эскизы химер рисовал сам Виолле-ле-Дюк. В отличие от горгулий, никакого практического предназначения у химер нет, они выполняют чисто декоративную функцию. Химеры очень органично вписались в архитектуру собора, да и c горгульями они сосуществуют прекрасно. Считается, что химеры наряду с горгульями тоже являются хранителями собора. Особой любовью пользуются химеры у туристов.
Химеры Нотр-Дама. Фото 1865 года
Самая известная химера называется Стрикс ( «ночная птица»). По преданию, эта полуженщина-полуптица по ночам летает в поисках младенцев, чьей кровью она и питается.
Собор был местом, где собирались не только праведные католики, но также алхимики и прочие маги. Не зря в галерее химер можно отыскать и статую Алхимика. Некоторые верят, что в стенах этого собора все-таки был открыт секрет философского камня, и он зашифрован в каменных узорах собора.
Пчелиные ульи Нотр-Дама
Еще одни необычные обитатели, помимо горгулий и химер, с недавних пор завелись в соборе – пять лет назад здесь стали разводить пчел, поддержав тем самым идею городского пчеловодства. С некоторых пор это стало очень модным в Париже, возможно, в связи с информацией о резком снижении численности пчел.
Сокровищница собора
Этот венец проделал долгий путь из Иерусалима через Константинополь, прежде, чем оказался здесь.
Также в соборе хранится гвоздь, которым Иисуса Христа прибивали к кресту, и часть этого креста.
Кое-чего в романе точно нет, хотя многим кажется, что есть
“Собор Парижской Богоматери” часто называют романом о любви. Но на деле, если почитать внимательно, на любовь оказываются способны немногие персонажи. Собственно, Эсмеральда и Квазимодо. Все остальные мужчины, окружающие Эсмеральду, думают лишь о своих плотских желаниях. Даже спасённый ею от виселицы поэт, вместо того, чтобы просто по-человечески испытать благодарность к девушке, немедленно пытается “вступить в супружеские права”. По счастью, насильник из него никакой.
То, чем одержим Фролло, имеет мало общего с любовью, хотя у нас и принято воспевать подобную мрачную страсть. С Фебом тоже всё понятно. Он вообще вряд ли когда-либо в жизни любил. К Флёр-де-Лис он не испытывает ни капли нежности и в какой-то момент от скуки подумывает её изнасиловать, но она, угадав его мысли, выбегает из комнаты на балкон, где они оба будут видны.
По сути, Эсмеральда замучена и убита из-за чужой похоти, просто сломана, как странная игрушка, которая почему-то не захотела участвовать в игре.
Нет ни одного намёка, почему в итоге цыгане подкинули малыша в чужую детскую кровать. Это навсегда останется загадкой.
Фролло воспитывает Квазимодо не просто из человеколюбия, а для того, чтобы своей добротой к инвалиду выслужить у Бога прощение непутёвому младшему брату, студенту и безобразнику.
Обычай, по которому цыгане женятся на столько лет, на сколько частей разлетится кувшин на их свадьбе, на самом деле вряд ли когда-либо существовал. Ещё в Византии цыгане уже были христианами и венчались (или сочетались браком перед лицом общины) на всю жизнь.
Цыгане в сюжете романа
Как известно, Гюго написал свой роман, чтобы привлечь внимание французов к исторической ценности собора Нотр-Дам. Почти невозможно сейчас это представить, но его собирались снести либо, на крайний случай, модернизировать. Гюго, большой поклонник архитектуры и истории Парижа, решил заставить читателей полюбить собор так, как он сам его любит. И сел за книгу.
Почему же он выбрал в качестве времени событий конец пятнадцатого века? Почему не описал, например, историю создания собора?
Дело в том, что в девятнадцатом веке у европейцев начало меняться отношение к малым народам от утилитарного к гуманистскому. К сожалению, это мало касалось политики правительств, но теперь за коренными жителями колоний, например, признавались собственные культура и право на гордость своей историей. Повлиял поворот и на отношение европейцев к цыганам. Если в той же Франции антицыганские законы, принятые в Средние Века и позже, исполнялись так рьяно, что все местные цыгане оказались уничтожены, то теперь приезжающие из Испании, Италии, Венгрии, Богемии цыгане вызывали скорее любопытство. На фермах цыган стали нанимать на сезонные работы, католические пасторы вспомнили, что даже инквизиция считала цыган добрыми христианами, и отдельные барышни и барыни пытались толковать с цыганками о нравственности.
Если оглянуться на историю, то все самые знаменитые литературные произведения о цыганах созданы именно в девятнадцатом веке: и “Собор Парижской Богоматери”, и “Цыганы” Пушкина, и “Кармен” Мериме. Их стали активно рисовать, использовать как образ в песнях и поэзии. Цыгане казались европейцам людьми, как-то особенно близкими к природе и полными её изначальной силы.
Так что привлечь цыган в сюжет было практически беспроигрышным способом заинтересовать публику. И Гюго изо всей истории Средних Веков выбрал момент, когда цыгане только появились в Европе, бежав от захватывающих Византию осман. Шествие табора с герцогом во главе списано им из летописей. Надо сказать, до сих пор неясно, кто были люди, которые звали себя цыганскими герцогами. Они знали много языков и обладали манерами придворного уровня. Это вполне могли быть представители византийской знати, но как им удалось возглавлять цыган? Загадка.
Кое в чём Гюго ошибся. Цыгане в то время не имели тесных контактов с французским криминальным миром и останавливались не во Дворе Чудес, а за воротами города, в поле. Так было удобнее разбивать лагерь, а особо скрываться до принятия повсеместных законов против бродяг и кочевников цыганам было незачем. Наоборот, в их интересах было привлекать любопытство публики: от ведь зарабатывали представлениями. В том числе, как героиня Гюго, с дрессированными животными.