собор на сенной площади
Собор на сенной площади
ИСТОРИЯ
5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери.
Храм Спас-на-Сенной украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице.
Сенная площадь в то время являлась первым местом в городе, куда приезжали путешественники со стороны Московской дороги, и первыми главными “воротами” Петербурга. Именно этой дорогой возвращалась в Петербург после коронации в Москве Екатерина Великая.
. на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес – Садовая, дом 40
Церковь на Сенной площади была взорвана январьской ночью 1961 года по причине строительства станции метрополитена «Площадь Мира».
Сенная площадь была построена в 30-х годах 18 века и являлась крупнейшим торговым местом Петербурга. Крестьяне приезжали сюда продавать плоды своего земледелия и животноводства. На площади находились сотни лавок, в которых торговали продовольствием, посудой и другими предметами быта. Район, примыкающий к площади разрастался, в связи с чем возникла потребность в строительстве церкви. Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года, и получили разрешение на её строительство лишь спустя 8 лет.
Первая церковь Спаса Происхождения Честных Древ была деревянной. Купленная готовой на Выборгской стороне, после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте. Двумя днями позже 20 июля была торжественно произведена закладка архиепископом Сильвестром каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства богатого откупщика Саввы Яковлева. С. Яковлеву принадлежали южная половина площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе – Спасо-Сенновской.
После революции все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты. В начале ХХ века причт Успенского храма просил возвести церковь в ранг собора, но только в 1923 году этот ранг был получен благословением Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Спасо-Сенновский храм с ноября 1923 г. до закрытия в апреле 1938 г. принадлежал обновленцам. В 1933 г. одиннадцать колоколов его общим весом 1 200 пудов были сданы в Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 решением Леноблисполкома храм закрыли и сняли с охраны.
Церковь на Сенной площади была взорвана январьской ночью 1961 года по причине строительства станции метрополитена «Площадь Мира». Заранее была снята кровля из золота и меди. В настоящее время рядом с местом, где была церковь находится станция метро «Сенная площадь», переименованная 1 июля 1992 года вслед за площадью. Станция была открыта 1 июля 1963 года рядом с фундаментом храма: на него заходит лишь левый край ступеней. В память о взорванной церкви в 2003 году построена часовня. От названия церкви названы Спасского острова. Кроме этого, этот административный район Петербурга до 1917 года назывался «Спасская часть». Храм Спас-на-Сенной являлся доминантой Сенной площади, ориентиром для строительства близлежащих домов и традиционной части Петербурга. Потеряв свою доминанту площадь лишилась своей целостности, своего неповторимого облика, стала унылой. Многие петербужцы помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм и проявляются усилия для его восстановления.
Использован материал с сайта drugoypiter.ru
ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ОБРАЗА СПАСА ВСЕМИЛОСТИВОГО (ОБЫДЕННОГО), ОСОБЕННО ПОЧИТАЕМОГО В ХРАМЕ СПАС НА СЕННОЙ ДО РЕВОЛЮЦИИ
август-сентябрь 2016
Как и многие другие святыни храма Спас на Сенной, этот образ был утрачен, а точнее, изъят при советской власти во времена страшных гонений на церковь, скорее всего в музейные фонды.
Но вот год назад летом во время работы в архивных фондах на Псковской улице с дореволюционными денежно-приходскими книгами нашего храма мы натолкнулись на любопытный факт. Среди однообразных скучных и крайне скупых на подробности записей о снятых кружках, выплатах, проданных свечах – в этих книгах ежегодно 18 октября несколько листов уделялось так называемой Вологодской Литургии и особых молебнах перед образом Христа Спасителя (Обыденного). Каллиграфическим почерком, подробно описывалось – кто сослужил за этой Литургией, кто из архиереев приезжал, какие пели хоры, что происходило, кто выходил накануне вечером на Всенощной на Литию. Ни о каких других подобных событиях не было таких подробных отчетов, хотя согласно историко-статистическим данным в храме существовали традиционные молебны, касающихся и других особо почитаемых образов.
Чем же был так примечателен Образ Христа Спасителя и почему служилась в Спасе на Сенной в Санкт-Петербурге Вологодская Литургия? В историко-статистических данных о святынях храма на Сенной написано следующее:
«Образ Христа Спасителя, в серебряной, вызолоченной ризе, вставленный в особом иконостасе на южной стороне большой церкви, на местах для женщин. Он замечателен не столько дороговизной, сколько тем, что устроен вологодскими гражданами, в благодарение Господу Богу за избавление Вологды от моровой язвы в 1655 году. Вологодские граждане, временно или постоянно в Санкт-Петербурге проживающие, ежегодно собираются в здешнюю церковь 18 октября к литургии, а накануне торжественно совершается пред иконой всенощное бдение с акафистом Христу Спасителю, икона нарочно вынимается из иконостаса и возлагается среди храма на аналое».
Занимаясь поисками в Интернете информации о событиях в Вологде, которые положили начало многовековой традиции, существовавшей в нашем храме, мы неожиданно натолкнулись на статью в вологодской газете «Премьер» от 24 мая 2016 года. Статья называлась «Вернуть реликвию». 22 августа 2016 года поздно ночью мы отправили ссылку на эту статью о. Михаилу Малюшину. Она произвела на него такое же неизгладимое впечатление, как и на нас. В ней сотрудник отдела по древнерусскому искусству Третьяковской галереи Левон Нарсесян писал, что обнаружил в антикварной галерее семьи Орлер в Венеции ни больше, ни меньше как список с чудотворного вологодского Спаса Обыденного с пространной надписью, рассказывающей о чуде 1655 года, который выставлен на продажу за четыре с половиной тысячи евро.
По словам Габриэля Орлера, скорее всего, икона пришла в их семейную коллекцию от польских поставщиков и, возможно, была вывезена из России в революционное время. На сайте галереи икона была датирована XIX веком, но Левон Вазгенович, как специалист предположил, что на самом деле она исполнена в середине – второй половине XVIII века: «Думаю, что ее могли заказать к юбилею чуда, и причем, скорее всего, икона была исполнена в самой Вологде. На ней удивительным образом сохранился отпечаток какого-то очень личного отношения, живые следы бытования, хотя антикварный рынок всегда стирает все индивидуальные черты с вещи! И хотя я известен тем, что обычно выступаю за полный контроль за произведениями древнерусского искусства со стороны музейных сотрудников, в данном случае икону можно было бы отдать в действующий храм. И если найдутся желающие, я готов оказать содействие: встретить, познакомить с владельцами, помочь провести переговоры».
В статье также приводились слова представителей пресс-службы областного краеведческого музея в Вологде и информационного отдела Вологодской епархии, которые сожалели о том, что, несмотря на большой интерес к этой иконе – финансовых средств для приобретения и возвращения списка на Родину у них нет.
У Прихода тоже не было таких средств, но о. Михаил очень вдохновился мыслью о возможности возращения образа в наш храм. Прочитав все это той же ночью, он сразу же дал распоряжение своей помощнице Анастасии Жуковой узнать, какова юридическая процедура ввоза подобных культурных ценностей через границу, какие нужны будут экспертизы. Он попросил также связаться с Вологодским краеведческим музеем, чтобы проверить факты, указанные в газете «Премьер», а я через своих знакомых наводила на следующей день справки про сотрудника Третьяковской галереи Левона Нарсесяна. Батюшка так попросил и нашего старинного друга и историка Михаила Талалая, долгие годы живущего в Италии, созвониться с антикварной лавкой Орлера, в Венеции, чтобы узнать – а не купили ли уже эту икону.
Утром после Литургии о. Михаил рассказал тем немногочисленным прихожанам, которые собрались в часовню, и о Вологодской Литургии, и о почитаемом образе и о том, что в Венеции найден список, который непременно должен вернуться на Родину. Он так искренне сожалел, что образ томится в какой-то заграничной антикварной лавке, что после его пламенной проповеди к нему подошла хрупкая маленькая женщина по имени Валентина и сказала: «Батюшка! Пожалуйста, верните Спасителя к нам на Родину. Я дам необходимую сумму на то, чтобы Вы выкупили икону и оплачу Ваш проезд – но, пожалуйста, сделайте это, как можно скорее».
И вот особенный Божий промысел о возвращении Спаса Всемилостивого (Обыденного) на Сенную площадь! Деньги нашлись сразу же. Икона ждала нас в Венеции, никто ее не выкупил, несмотря на то, что информация была опубликована в мае, а статья была прочитана нами лишь в конце августа. Михаилу Талалаю на его запрос об иконе владелец галереи Габриэль Орлер ответил вопросам: «Так Вам ее отложить?» И Михаил ответил: «Да!», еще не зная, что финансовый вопрос решен.
Дата покупки была назначена на 7 сентября, в разгар Венецианского кинофестиваля – ни билетов на самолет, ни свободных мест в отелях… Матушка Елена в отчаянии искала самые разные варианты – и в итоге ей чудом удалось, и забронировать места в гостинице, и выкупить неожиданно образовавшиеся места в самолете. Выяснилось также, что именно 7 сентября, на один день в Венецию приедут хорошие знакомые о.Михаила – Светлана и Стефано, являющийся сотрудником городского муниципалитета Венеции, и помогут о. Михаилу, который не говорит на итальянском, вести переговоры.
Но самое удивительное ждало нас впереди. Изучая фотографию иконы, с которой специально сняли для нас редкой работы фалежный оклад – мы обнаружили по позему дополнительную надпись, которая заставила сердца стучать в десять раз сильнее, чем обычно. Ни на одном из вологодских списков Спаса Всемилостивого (Обыденного), которые хранятся в Вологодском краеведческом музее, такой надписи нет: «Истинное изображение с достоверного образа во граде Вологде что у Спаса на Сенной площади». Вряд ли такую надпись стали бы делать для вологодских храмов. И потом, ни разу нигде не встречалось нам, чтобы Всеградский собор в Вологде называли «Спас на Сенной», хотя он и стоял у них тоже на Сенной площади. «Спас на Сенной» – это обиходное название нашего петербургского храма: скорее всего, икона писалась для петербуржцев или по заказу петербуржцев. Полпервого ночи звонили мне о. Михаил и матушка Елена, которые под лупой рассматривали эту надпись и радовались, как дети.
В двух словах – поскриптум. С возвращением святыни многое пошло совсем по-иному. На Сенной площади через неделю снесли все ларьки, и она стала выглядеть как нормальная петербургская площадь, а не Вавилон. Через месяц, 13 октября 2016 года мы получили выстраданное разрешение на реконструкцию часовни и меньше чем через год возвели стены и водрузили на них новый купол и новый крест.
Узнав о возвращении Образа Всемилостивого Спаса (Обыденного), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил по окончании строительства освятить часовню в честь Спаса Всемилостивого и приписал от себя на этом прошении: «Очень рад возвращению иконы!». А 31 (18) октября 2016 года впервые со времени закрытия Спаса на Сенной была отслужена Вологодская Литургия, продолжившая традиции, которые завещали нам наши предки.
Коротко описала эту историю В.Писаревская, администратор духовно-просветительского центра «Спасский». Очень благодарю за поддержку, поправки и редакцию текста – Елену Ивановну Якубовскую и Анастасию Жукову!
Спас-на-Сенной
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Вот еще одна из немногих сохранившихся фотографий, на которой запечатлена эта церковь, чье место сейчас занимает вестибюль станции метро Сенная Площадь. 1958-1960 г.
В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.
Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход
Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.
Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице. В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки. Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма. Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницумалинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом. Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг. Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.
Сульба храма В 1920-е годы все ценности из этой церкви были изъяты. С 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. В апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны.
Планы по восстановлению
С 1970-х годов архитектор-реставратор Д. А. Бутырин занимался вопросами восстановления храма. C 1990-х годов, после распада СССР деятельность по воссозданию церкви активизировалась, был проведён сбор подписей в поддержку осуществления проекта.В начале 2000-х годов проект был подписан главным архитектором Санкт-Петербурга Олегом Харченко, было получено разрешение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и благословение митрополита Владимира. в память о взорванной церкви на Сенной площади в 2003 году построена часовня.
В 2011 году началось активное развитие проекта восстановления Храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади.
В 2014 году фундамент церкви был признан объектом культурного наследия. Теперь на этом месте запрещены любые виды работ, кроме благоустройства территории и восстановления здания церкви.
Патерсен Б.
Вид Сенной площади в Петербурге.
Бенжамен Патерсен.
Сенная площадь.
Вид Сенной площади в Санкт-Петербурге.
Раскрашенная гравюра И.А.Иванова.
1814 г.
Вид Сенной площади с церковью.
Акварель А. П. Беггрова с
литографии А. П. Брюллова.
2-я пол. 1820-х гг.
Вид Сенной площади в XIX в.
«Лавры, монастыри и храмы. »
(добавил
Андрей Агафонов )
Вид подкупольного
пространства
из трапезной
1938 г.
Иконостас
перед
главным
престолом:
Отдельно царские врата
Левая часть
иконостаса
с северными
боковыми
вратами
Храм был архитектурной доминантой Сенной торговой площади.
В 1816-1817 гг. арх. Л. Руска пристроил портал.
Через 20 лет арх. А. И. Мельников переделал купол.
В XIX в. храм не раз ремонтировался и расширялся, но сохранял при этом барочный вид.
Фото начала 1900-х гг.
Сенная площадь
до реконструкции. 1938 г.
(Архитектура и строительство
Ленинграда. Сборник.
Январь-февраль 1948 г. С. 11)
В журнале «Город (812)» №6 опубликована статья Михаила Золотоносова «Сенноев ковчег-2» о архитектурном решении и мытарствах Сенной площади.
В статье в том числе написано «. усилиями историка архитектуры Ю. Денисова было установлено, что автором проекта церкви является архитектор Андрей Васильевич Квасов, наиболее крупный по своему дарованию представитель школы М. Земцова. С созданием церкви связан и другой известный архитектор, И. Старов, спроектировавший одноэтажные пристройки к колокольне и три портика западного, южного и северного входов с колоннадами».
Разрушение храма.
Церковь после разборки
куполов
Фото 1961 г.
__За восстановление Успенской церкви на Сенной
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (народное название Спас-на Сенной)— утраченная церковь, которая находилась на Сенной площади в Санкт-Петербурге
Основные цели группы:
1) оказать поддержку проекту восстановления храма;
Показать полностью.
2) мы выступаем за комплексную реконструкцию площади.
10 ноября 2009г. на 5 канале в передача «Петербургский час» была посвещена реконструкции площади и возможности восстановления храма. http://www.spbtv.ru/guest.html?program=1285
декабрь Объявлено, что конкурс на проект архитектурной реновации Сенной площади стартует летом 2010г. Концепция конкурса включает восстановление церкви.Проект реконструкции Сенной площади.
1 февраля 2011г. 1 февраля исполняется ровно 50 лет со дня варварского разрушения храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) Клирики храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала)отслужат 1 февраля молебен в часовне, возведенной в 2005 году на Сенной площади в память Успенского храма. Начало в 14 часов.
Алексей Гольберг запись закреплена
Помоги людям – стать миссионером от РПЦ
«Курс повышения квалификации в миссионерском служении»
В Миссионерском отделе Санкт-Петербургской Епархии идет набор на образовательную программу модульного типа православного миссионера.
Показать полностью.
В программе следующие дисциплины:
1. Основания христианской веры
2. Полемические аспекты в православном богословии
3. Полемика с сектанством
4. Полемика с неоязыческими концепциями
5. Полемика с эзотеризмом, оккультизмом и атеизмом.
Теоретические знания реализуются на практике: публичные выступления, дискуссии, уличная миссия, написание миссионерских текстов.
Занятия ведут высококвалифицированные специалисты в богословии и апологетике.
По окончании курса обучения Вы сможете осуществлять православную миссию у себя в приходе и за его пределами, нести служение Богу при Миссионерском отделе Санкт-Петербургской Епархии.
В конце обучения Вы получите сертификат об успешном окончании образовательной программы православного миссионера.
Начало обучения: 30 сентября 2021 года. Занятия будут проводиться дважды в неделю по понедельникам и четвергам с 18:30 до 21:00.
Занятия проходят по адресу: наб. р. Монастырки, д.1, Александро-Невская Лавра, помещения Миссионерского отдела.
Записаться на курс можно через нашего секретаря по тел. +7(911) 019-40-20.
Вита Шорохова запись закреплена
Алексей Гольберг запись закреплена
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Миссионерского отдела Санкт-Петербургской Епархии
Рады сообщить Вам, что в октябре состоится день открытых дверей Миссионерского отдела. Торжественное мероприятие пройдет в зале Александро-Невской лавры. В программе мероприятия выступления специалистов, живая музыка и угощения для гостей.
Показать полностью.
Миссионерский отдел приглашает Вас прикоснуться к деятельности современного христианского служения в мегаполисе и погрузиться в атмосферу молитвы и радости.
На встрече Вы узнаете, что входит в круг обязанностей и интересов миссионерского отдела и сможете оценить свои возможности для участия.
Совсем скоро будет открыта ссылка для регистрации на мероприятие. Следите за новостями!
Юлия Нестеренко запись закреплена
__За восстановление Успенской церкви на Сенной запись закреплена
Духовно-просветительский центр «Спасский»
ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ КИРИЛЛОВИЧА КУЗНЕЦОВА, ИНИЦИАТОРА СОЗДАНИЯ ПРИХОДА ХРАМА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (СПАС НА СЕННОЙ) И МЕЧТАЮЩЕГО О ЕГО ВОССОЗДАНИИ В БЫЛОМ ВЕЛИЧИЕ И КРАСОТЕ. ЭТО БЫЛИ НЕ ПРОСТО МЕЧТЫ, ЭТО БЫЛИ ДЕЛА И ПОСТУПКИ.
ПЯТЬ ЛЕТ КАК АЛЕКСЕЯ КИРИЛЛОВИЧА НЕТ С НАМИ.
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ И ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ
АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ КУЗНЕЦОВ
(15.07.1935 г.-25.11.2015 г.)
Архитектор, спроектировавший ряд зданий в Санкт-Петербурге, ветеран труда, инициатор создания Прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), активный член Приходского совета и староста Прихода с момента его создания в 2011 г.. Под его руководством был разработан первый эскизный проект возрождения Храма, 3D модели храма, созданы визуализации размещения храма на площади в современной застройке. За свои труды во Славу Святой Церкви был награжден серебряной медалью Святого Апостола Петра. Покоится на Сергиевском кладбище в Стрельне.
__За восстановление Успенской церкви на Сенной запись закреплена
29 сентября на киностудии «Ленфильм» состоялась премьера фильма «Спас на Сенной. Воскрешение».
Фильм снят с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских Грантов.