собор на набережной обводного канала
Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала)
В конце XIX века местность близ Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. Служащие железной дороги и трудящиеся нескольких заводов составляли население близлежащих бедных кварталов. Пыль набережной Обводного канала, кабаки, пьяные рабочие и грязные ребятишки были обязательной составляющей этого мира тяжкого труда и беспросветной нужды. Поэтому, понимая острую необходимость евангельского благовестия в этом удаленном от приходских церквей районе, петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви ходатайствует перед городскими властями о выделении земельного участка для строительства храма Божиего.
И первый деревянный храм Воскресения Христова, возведенный в 1894 году, стал поистине лучом света в темном царстве простой рабочей жизни, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; вскоре появились церковноприходская школа, библиотека и читальный зал. Это был в полном смысле слова народный храм; неслучайно, что именно здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо тут как воздух. Оно было открыто в 1898 году попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского, и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период рассвета более 70-ти тысяч человек. Горячо любимая простым народом деревянная Воскресенская церковь в начале XX века уже стала тесна для множества приходящих, и Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе с его бессменным председателем протоиереем Философом Орнатским было решено возводить обширный каменный храм на народные пожертвования, на что была получена и Высочайшая субсидия.
Государь Николай II утвердил проект трехпредельного храма архитектора Г.Д. Гримма, «пожелав успеха постройке». Каменный храм был заложен 25 июля/7 августа 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны. Начались строительные работы, но «уповаемый при закладке храма приток пожертвований прекратился почти тотчас в неожиданно наступившую пору лихолетья»: Русско-японская война, кровавые события первой русской революции отодвинули планы храмоздательства. Но «точно наперекор общественному разброду и разложению заветных православно-русских традиций у Варшавского вокзала росло величественное сооружение, ставшее памятником преданности царелюбивого народа своим родным свято-историческим заветам». Возводить храм в таких условиях стоило строительной комиссии во главе с Дмитрием Ивановичем Парфеновым огромных трудностей, часто приходилось вкладывать немалые личные средства – но что может быть большим делом, чем воздвигнуть на земле храм Божий? И вот наконец, «в ответ на общественное нетерпение и в уважение горячего желания всех строителей и богомольцев встретить наступающий праздник Рождества Христова в новом поместительном и благолепном храме» 14/27 декабря 1908 года с особой торжественностью состоялось освящение Воскресенского храма, которое возглавил митрополит СанктПетербургский Антоний (Вадковский).
И хотя строительство полностью еще не было завершено, а внутренняя отделка только начиналась, «волны народного моря, всегда приливающего к стенам Воскресенского храма», красноречивее всего говорили о том, что «жив Господь и жива душа народная, и нет лучшей пищи для нее, как молитва в Божьем доме…». Всегда активная приходская жизнь стала теперь еще более насыщенной: Александро-Невское Общество трезвости разместило в подвале храма свою типографию, а трезвенническое движение получило распространение по всей России. Так продолжалось до 1917 года, когда все в России перевернулось: Общество трезвости было закрыто в 1918 году, «петербургский златоуст» отец Философ Орнатский и многие другие его сподвижники приняли мученическую кончину, храм Воскресения был разграблен и в 1930 году закрыт. В советские годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился склад, кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка… Храм был возвращен верующим в феврале 1990 года, и богослужение вновь зазвучало в нем в день Пасхи – 15 апреля 1990 года: храм Воскресения Христова воистину воскрес!
В воскресенье 20 ноября 1994 года Высокопреосвященнейший Митрополит Иоанн в сослужении Епископа Тихвинского Симона, благочинных и причта храма Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала, совершил чин полного освящения храма и затем Божественную литургию, за которой рукоположил прихожанина Воскресенской церкви Виталия Вильянена во диакона, назначив его ко служению в названный храм. По завершении произведенного за четыре года ремонта церкви после возвращения ее верующим, Митрополит Иоанн вручил награды клирикам храма и благословенные грамоты — мирянам, потрудившимся на восстановлении церкви Воскресения Христова.
Сегодня приход храма возрождает традиции трезвеннического движения, а также просветительскую и книгоиздательскую деятельность. А его величественное здание еще ожидает серьезной реставрации.
Как питерский храм у Варшавского вокзала объединил 140 тысяч трезвенников
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Храм для трезвенников
В конце позапрошлого века в этой части Петербурга, на Обводном канале, селились рабочие железной дороги и местных заводов. Здесь были непрестижные бедные кварталы, на пыльной набережной располагались кабаки – чуть ли не единственное развлечение местного населения, не считая кулачных боёв.
Желая отвлечь местный народ от пьянства, Общество религиозно-нравственного просвещения написало властям ходатайство о выделении участка земли под строительство храма.
Просьба была удовлетворена, и 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова – ее перенесли сюда с Николаевской улицы. Работами по разборке и переносу руководил протоиерей Михаил Соколов, автором проекта стал архитектор С.П. Кондратьев.
Закладка храма стала для местных жителей важным событием. Из разных частей города к Варшавскому вокзалу одновременно прибыли крестные ходы, образовалась большая толпа. Верующих встретил епископ Костромской и Галичский Виссарион. При огромном скоплении народа на месте будущего престола была укреплена закладная доска.
Храм собрали очень быстро и сразу открыли для прихожан. Помимо богослужений, батюшки проводили с рабочими беседы о вреде алкоголя, здесь устраивались духовные чтения и, надо сказать, новый храм стремительно приобрёл популярность. Четыре года спустя силами настоятеля храма, отца Александра Рождественского, здесь было организовано Александро-Невское общество трезвости – более масштабная организация, чем прежняя. На территории храма открыли церковноприходскую школу и библиотеку, здесь также занимались пением. Постепенно возникла необходимость построить более крупный, уже каменный храм, ведь деревянный уже не вмещал всех прихожан-трезвенников.
Каменный храм Воскресения Христова был заложен летом 1904 года, в честь десятилетия бракосочетания императора и его супруги Александры Феодоровны. Николай II лично утвердил проект нового здания и дал на строительство 25 тысяч рублей.
Купца возвели в генералы
Бесстолпный храм строили по проекту архитектора Германа Гримма при участии его коллег Густава фон Голи и Андрея Гуна. Здание возводилось с таким расчетом, чтобы в него могло вместиться четыре тысячи человек. Храм имел большой сферический купол и железобетонный свод. Как писало в 1905 году издание «Зодчий», это был первый опыт применения в России железобетона при возведении церковных куполов столь больших размеров.
Внутри храм получился очень светлым, а снаружи – нарядным: фасады облицованы кирпичном, а наличники и шатер – песчаником. В архитектуре здания удачно сочетались модерн и традиционный русский стиль.
Здание построили быстро. В мае 1906 года на шатровую колокольню подняли тысячепудовый колокол. В память об основателе Общества трезвости, настоятеле храма, который к этому времени уже скончался, колокол был назван «Отец Александр».
Отделку храма завершили в 1913-1914-х годах, после чего была завершена внутренняя масляная роспись, основой для которой послужили картоны, используемые при создании мозаики Спаса на
Крови (автор росписи – профессор Перминов).
Возводился храм на народные деньги, и жертвователей было достаточно, но основную лепту внес известный купец-меценат Дмитрий Парфенов. Он взял на себя ответственность за строительство и довел дело до конца, несмотря на сложные для страны времена (шла война), за что император впоследствии возвел его в генералы, минуя промежуточные «ступени».
После открытия храма здесь разместилась типография. Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, агитационных листовок, которые щедро раздавали горожанам. Борцы с пьянством регулярно вели беседы с прихожанами, наставляя их на путь трезвости, как на территории храма, так и проповеднических пунктах.
В начале XX века в Обществе трезвости (впоследствии оно стало называться братством) состояло уже более 70 тысяч человек. При организации работали кружки и детские сады для детей православных трезвенников, функционировали хоры. У главной святыни храма, иконы «Неупиваемая чаша», люди молились об избавлении от пьянства – за себя или своих близких. В храме регулярно служили соответствующие молебны, а ежегодно 19 декабря, в день св. Вонифатия (покровителя людей, решивших избавиться от алкогольной зависимости) совершали торжественные архиерейские богослужения. Каждый год церковь посещало около миллиона верующих.
К 1917 году в ряды организации трезвенников, организованной при храме, вступили уже более 140 тысяч жителей России.
«Очень удачная вышка»
Все изменилось с приходом революции. В 1918-м Общество (братство) трезвости упразднили. Большевики разграбили храм, и в 1930 году он был закрыт. В помещениях утроили склад и кинотеатр, а на колокольне открыли… парашютную площадку ОСОАВИАХИМа. В храм снова потянулись горожане, но теперь уже не за духовной пищей, а за острыми ощущениями.
Как писал в те времена некто Н. Сергеев в газете «Гудок», в первые дни после открытия вышки прыгнуть с нее с парашютом рискнули более ста человек. Говоря о ее достоинствах, автор цинично замечал, что это, пожалуй, лучшая вышка в Ленинграде и что она устроена очень удачно: мол, посетитель сначала поднимается по пологой лестнице, не чувствуя высоты и не испытывая боязни пространства, а поднявшись и очутившись на открытой площадке, сразу оказывается перед необходимостью прыгнуть.
В советские годы в разорённом храме также размещались службы трамвайного парка.
Общество трезвости возродилось
Богослужения в храме Воскресения Христова возобновились только в 1990 году. В настоящее время здесь, как и прежде, ведет активную деятельность движение трезвенников. Как указано на сайте храма, члены общества трезвости собираются по понедельникам после чтения вечернего акафиста «Неупиваемая Чаша» в аудитории № 122 приходского дома.
Несколько лет назад в храме начали проводить реставрацию, часть работ завершена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала
Церковь Воскресения Христова неорусский стиль
наб. Обводного канала, 116
Зодчий, 1903,
Вып.49, Л.58
Зодчий, 1903,
Вып.49, Л.59
Зодчий, 1903,
Вып.49, Л.59
Зодчий, 1903,
Вып.49, Л.60
Зодчий, 1903, Вып.49, Л.59
(добавил miraru1)
Церковь Воскресения Христова.
Проект арх. Г. Д. Гримма
и Г. Г. фон Голи
Иконостас
Воскресенской церкви.
Проект арх. А. Л. Гуна.
Иконостас Воскресенской церкви.
Проектировал А. Л. Гун.
«Зодчий», 1906, Вып.52, Л.60
ВПб на 1906 г.
O.I. Ст. 1049
ВПг на 1917 г.
O.I. Ст. 1081
Трамвайное кольцо у
Варшавского вокзала 1957 г.
Фото начала 1980-х гг.
(добавил Ладада )
Приложение к
Топ-плану 2004.
(добавил- IVa)
Приложение к
Топ-плану 2004.
(добавил- IVa)
* В 1934 г. ОСОАВИАХИМ устроил на церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала площадку для парашютных прыжков.
selenaes
selenaes
Церковь с бутылочкой, Варшавка, Копеечная и другие народные названия имеются у этого храма.
После того как в середине 19 века был прорыт обводный канал, вдоль его берега появились склады, заводы, фабрики. Сформировалась промышленная зона и местность это стала рабочей окраиной города. Естественно условия населяющих близлежащие бедные кварталы были очень трудные. Отсюда вытекало и распространение пьянства. Видя это петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви ходатайствует перед городскими властями о выделении земельного участка для строительства храма Божиего. И в 1894 году появляется деревянный храм Воскресения Христова. Кроме богослужения здесь проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; вскоре появились церковноприходская школа, библиотека и читальный зал. А вскоре здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое здесь было просто необходимо. Оно было открыто в 1898 году попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского, и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период рассвета более 70-ти тысяч человек. Сам деревянный храм стал уже мал для множества посетителей и было решено возвести обширный каменный храм.
На фото торжественное освящение закладки каменного храма
Николай II утвердил проект, «пожелав успеха постройке» и храм был заложен 25 июля/7 августа 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны. В 1908 году с особой торжественностью состоялось освящение Воскресенского храма. Теперь храм будет вмещать более 4000 посетителей.
Внутри храма. Одной из святынь храма была икона «Неупиваемая Чаша».
Одно из ее народных названий Варшавка связано с тем, что находится церковь рядом с Варшавским вокзалом, ныне уже не действующем.
Фасад здания Варшавского вокзала
Храм Воскресения Христова «Варшавка» в Санкт-Петербурге
Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала — действующая церковь в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала, рядом с бывшим Варшавским вокзалом. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа.
Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли, «Варшавкой». В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св. Вонифатия – покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения, отсюда, на третий день Пасхи, трезвенники в крестном ходе шли молиться в лавру, к раке благ. кн. Александра Невского, в конце июня – в пустынь, к прп. Сергию, а в конце августа – к Казанскому собору.
Первый храм Воскресения Христова
Церковь Воскресения Христова была заложена на этом месте 14 августа 1894 года Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения, в память бракосочетания Их Величеств, с крестным ходом, в котором участвовали самые чтимые столичные иконы. Общество построило тогда не новый деревянный храм, а перенесло старый с Николаевской улицы, который под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых был быстро собран и освящен 4 декабря архиепископом Финляндским Антонием.
Кроме упомянутых многотысячных крестных ходов трезвенников, летом проходили два местных: в Успение – к железнодорожным мастерским, 20 августа – на соседний трубопрокатный завод.
В 1896–1897 годах вышеназванное Общество по проекту Г. Г. фон Голи возвело рядом трехэтажный дом для школы и библиотеки-читальни. 3 августа 1898 года настал знаменательный день – по инициативе о. Александра Васильевича Рождественского, второго священника, было открыто Александро-Невское общество трезвости, которое ставило задачей развивать “не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христианско-органическое начало жизни“. В него в столице входило более 70 тыс. членов и религиозно-просветительный союз; отделения с собственными храмами работали по всей стране.
Современный храм Воскресения Христова
Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, воззваний и листовок, вели поучения и беседы в залах и проповеднических пунктах. В 1914 году Общество стало Всероссийским братством и получило храм во временное пользование. Трезвенники не довольствовались деревянной церковью и стали собирать средства на постройку каменной – 25 тыс. руб. дал для этой цели Император. Здание заложили 25 июля 1904 года по проекту акад. Г. Д. Гримма при участии Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна, и уже к концу следующего года оно было вчерне готово. 11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 м подняли 1000-пудовый колокол, названный „Отец Александр“ в память об умершем основателе Общества. Бесстолпный храм на 4000 человек с большим сферическим куполом и сводом из железобетона был очень просторным и светлым, удачно сочетая черты модерна и традиционной русской архитектуры. Его фасады облицованы декоративным кирпичом, карнизы, оконные наличники и шатер отделаны песчаником.
Внутреннее убранство храма Воскресения Христова
Украшение церкви несколько затянулось. Наконец, 14 декабря 1908 года, при пении народного хора, митрополит Антоний освятил главный придел. Через неделю был освящен правый – свт. Николая, а левый – благ. кн. Александра Невского, похоже, так и остался неосвященным, хотя в нем позднее были поставлены иконостас и престол.
В 1904 году на месте убийства министра Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой прп. Серафима Саровского.
Образа для главного иконостаса, сделанного по проекту А. Л. Гуна, написали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи; большой наружный образ „Воскресение Христово“ исполнил в 1909 году художник С. Т. Шелков. В 1913–1914 годах была закончена наружная отделка церкви, и проф. В. Т. Перминов начал внутри роспись маслом, длившуюся два года, по картонам, с которых делались мозаики для „Спаса на крови“.
Святыни храма Воскресения Христова
Среди святынь храма следует назвать прежде всего образ „Воскресения Христова“, пожертвованный Патриархом Иерусалимским Дамианом. В нем имелась частица Живоносного Гроба. Другой образ Воскресения был написан на доске мамрийского дуба и подарен Русской Духовной миссией в Иерусалиме. Почитанием пользовались также икона Божией Матери „Неупиваемая чаша“, перед которой пьяницы давали свои обеты, и прп. Серафима Саровского, привезенная из Сарова
Часовни храма Воскресения Христова
У храма были две часовни: одна – при входе с канала, другая – у главного фасада Варшавского вокзала. Вначале, в память выздоровления Императора, Общество веры и милосердия в 1901 году освятило на этом месте гранитный киот с иконой И. А. Коркина „Спаситель, протягивающий руку утопающему апостолу Петру“, а в следующем году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни.
Другие здания на территории храма Воскресения Христова
В доме при церкви размещались приходская и воскресная школы, библиотека-читальня, книжный магазин и склад; работали два любительских хора из рабочих и миссионерские курсы. Настоятелем с года освящения служил прот. Петр Алексеевич Миртов, известный церковный публицист и редактор журналов братства.
Советский период храма Воскресения Христова
23 января 1920 года в притворе был освящен придел для служб зимой. В октябре 1930 церковь, ставшая обновленческой, закрыта. Часовня у вокзала в 1925 снесена, и на ее месте водружен в 1949 году памятник Ленину.
Советская власть планировала снести строение в 1930 году. Один из членов комиссии, принимавшей решение о сносе, заметил, что рядом находится Дом культуры, который может пострадать во время взрыва. Этого допустить было невозможно. Храм остался на прежнем месте.
Восстановление храма Воскресения Христова
Летом 1989 года храм возвращен верующим; в Пасху 1990 года в нем состоялась первая служба. 2 апреля 1991 года на купол поднят крест. Через год, 20 июня 1992 года, в храме отпевали известного ученого Л. Н. Гумилева.
В мае 2013 года рядом с храмом Воскресения Христова был открыт памятник семье последнего русского императора. На постаменте возвышается фигура самого Николая II и его супруги, Александры Фёдоровны. Возведение памятника было приурочено к 400-летию Дома Романовых.
Адрес и контакты храма Воскресения Христова
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 116
Телефоны: +7 (812) 316-00-49 +7 (812) 316-00-93