собор на 25 сентября в смоленске
Церковь святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Адрес: 214036, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, 37. Тел. (4812) 52-67-11
Web-site: http://martyros.ru
Настоятель: протоиерей Валерий Рябоконь
Священнослужители:
протоиерей Алексий Кожин
иерей Сергий Осиповский
иерей Роман Бамбуров
диакон Виктор Романов
Камень в основание нового каменного храма в честь Новомучеников и исповедников Российских был заложен и освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, 28 августа 1994 года, в центре парка имени 1100-летия Смоленска. Настоятелем-строителем нового храма был назначен игумен Аркадий (Недосеков). В 1996 году на месте строительной площадки был поставлен и освящен временный деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В начале августа 1996 года недалеко от закладного камня начато строительство деревянного Крестового храма.
В январе 1997 года проведен конкурс на лучший проект каменного храма. Победителем конкурса признан проект архитектора Н. В. Хорчева. В день Сошествия Святого Духа – 8 июня 1998 года митрополит Кирилл совершил водосвятный молебен на основание храма. Строительство заняло два с половиной года.
25 сентября 2001 года новопостроенный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских был освящен. Он стал первым храмом, возведенным в городе за минувшие 170 лет. Для Смоленска освящение этого храма стало событием, сопоставимым с воссозданием Храма Христа Спасителя в Москве.
На сегодняшний день на базе храма действует Отдел Смоленской митрополии по культуре, создан Православный духовный центр, заключены договоры о сотрудничестве со Смоленским государственным медицинским университетом, Гимназией эстетического профиля, МОУ СОШ №33 города Смоленск, Прогимназией «Полянка», Смоленским фельдмаршала Кутузова кадетским корпусом и другими учебными заведениями города, ведется обширная социальная работа.
Верхний храм освящен в честь Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в 2001 году. Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне святейшим патриархом Московским и всея Руси.
Особенностью внутреннего убранства является четырехъярусный иконостас. Двухъярусная золоченая резьба на редком красном фоне подчеркивают особенность храма, который посвящен святым Новомученикам. Красный цвет в Церкви имеет символическое значение мученичества и крови пролитой за веру, а так же и является праздничным пасхальным цветом, напоминающим нам и о Воскресении Христовом.
Отличительной чертой иконостаса является второй ряд икон, где вместо традиционных двунадесятых праздников помещены иконы, на которых изображены крестные страдания и события Воскресения Спасителя.
Стены алтаря украшают фрески в древне-русском стиле. Купол имеет завершенную икону Господа Пантократора в окружении святых Ангелов. Все фрески и иконы в иконостасе выполнены на бирюзовом фоне, напоминающем цвет неба.
Главными святынями храма являются:
Богослужения в верхнем храме совершаются ежедневно утром и вечером. Храм оснащен звукоусиливающей аппаратурой.
Нижний храм освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня имеет небольшой размер. C учетом этой особенности спроектирован невысокий иконостас и напольные киоты. Сочетание белого фона иконостаса с преобладающим золотым фоном икон и резьбы создает впечатление особой чистоты и величественности. Рельефная ажурная резьба Царских Врат усиливает впечатление легкости и воздушности. Несмотря на небольшой размер, храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня кажется просторным благодаря светлой цветовой гамме убранства.
Особенностью нижнего храма является наличие в нем единственного в Смоленске баптистерия для крещения взрослых полным погружением.
Каждую субботу для младшей группы воскресной школы здесь служится детская литургия. Регулярно воспитанники школы инвалидов совершают чтение канона преподобномученице Елизавете Федоровне (Романовой).
В храме находится несколько редких икон (прп. Александра Свирского, Царственных Страстотерпцев, св. пророка Даниила, мч. Меркурия и прп. Авраамия Смоленских), а также вышитые иконы, пожертвованные прихожанами.
Приход храма Новомучеников Российских
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Мученик Не́стор Солунский (Фессалоникийский)
Дни памяти
9 ноября
Житие
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления. По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император, узнав, что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого, который был тотчас обезглавлен.
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Господь посылает людей, Он даёт встречи, Он указует пути. Нет ничего случайного в людских отношениях, люди созданы друг для друга. Молись за любящих тебя и друзей, молись за ненавидящих, молись за тех, кто сами о себе не молятся, отягчённые и ослеплённые. Ведь для всех нужна твоя молитва.
отец Сергий Булгаков
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306)
Даты
8 ноября
Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
Показать полностью.
Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Друзья, сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие от Луки гл.16 стихи 19-31 «Притча о богатом и Лазаре».
Послушайте, пожалуйста, отрывок проповеди настоятеля храма протоиерея Валерия Рябоконь посвящённой это притче.
Лк.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Показать полностью.
Лк.16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
Лк.16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Лк.16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
Лк.16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
Лк.16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Лк.16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
Лк.16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Лк.16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
Лк.16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Лк.16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Лк.16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Лк.16:31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью благо. Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит.
Преподобный Ефрем Сирин
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
6 ноября
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан.
Показать полностью. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы[1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших»
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Апостол от 70-ти Иа́ков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ
Дни памяти
5 ноября
9 января (переходящая) – Неделя по Рождестве Христовом
Показать полностью.
17 января – Собор 70-ти апостолов
Житие
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти
Апостол Павел в Послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян.15). Это обстоятельство имеет важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Клирики
Протоиерей Валерий Рябоконь
День рождения: 21 июня.
Именины: 20 ноября, мученик Валерий Мелитинский (3 в.).
Дата иерейской хиротонии 25 сентября 2001 г.
Образование: Смоленская православная духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. Магистр богословия. Тема диссертации: «Гонения на РПЦ во 2-ой половине 20-х годов XX века в Смоленске: административно-репрессивный аспект».
Настоятель Прихода, руководитель Отдела культуры Смоленской митрополии, руководитель Духовно-просветительского центра храма.
Протоиерей Алексей Кожин
День рождения: 04 сентября
Дата иерейской хиротонии: 22 марта 1997
Образование: Новокузнецкое православное духовное училище
Санкт-Петербургский Православный институт религиоведения и церковных искусств (теология)
Новокузнецкая православная духовная семинария
Иерей Сергий Осиповский
День рождения: 30 января.
Дата иерейской хиротонии: 14 августа 2013г
светское — СГУ факультет психология
духовное — Смоленская Духовная Семинария
Диакон Виктор Романов
День рождения 10 октября.
День ангела 24 ноября, мученика Виктора Дамасского.
Дата диаконской хиротонии 6 января 2002г.
Образование: Смоленская православная духовная семинария. Санкт-Петербургская духовная академия.
Храм святых Новомучеников и Исповедников церкви русской Оставить отзыв
Храм святых Новомучеников и Исповедников церкви русской располагается в живописном месте. Неподалёку находится небольшое озеро и зелёный парк, прекрасно подходящий для велопрогулок и спортивных пробежек. В непосредственной близости детская площадка с многочисленными горками.
Широко развитая инфраструктура притягивает народ, а посему люди всё чаще заходят в храм. Одни – воцерковлённые, а другие столь же далеки от веры, сколь звёзды далеки от Земли. Но здесь, в священном месте, каждый найдёт успокоение, и, возможно, переосмыслит свою жизнь.
Храм святых Новомучеников и Исповедников церкви русской построен по благословлению Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Первый камень в основание нового храма был заложен 28 августа 1994 года в парке имени 1100-летия Смоленска. В 1996 году на месте здесь был поставлен и освящен временный одноэтажный деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. А через пять лет 25 сентября 2001 года уже был готов и освящен белоснежный каменный храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских, который является первым заново построенным храмом на Смоленской земле спустя долгий перерыв в 170 лет.
Здание временного деревянного храма убрали, но сам храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня разместили в нижней части каменного здания. Таким образом, теперь можно посетить сразу два храма: Верхний и Нижний. Именно в нижнем храме совершается Таинство крещения, и здесь находится единственный в Смоленске баптистерий для крещения взрослых полным погружением.
В храме Святых Новомучеников и Исповедников церкви русской находятся иконы русских святых, таких как Николай Чудотворец, Святая царица Александра, Святая мученица Татьяна, Александр Невский, Святая равноапостольная княгиня Ольга, Святой Михаил князь Тверской, Сергий Радонежский, Матрона Московская, Святые благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Муромские, икона Смоленских святых, с изображением Святого Меркурия Смоленского, Святого Аврамия Смоленского, Святого благоверного князя Андрея Смоленского, икона «Собор новомученников и исповедников Российских», а также икона «Собор смоленских святых», где изображена группа святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была так или иначе связана с территорией Смоленской епархии.
При Храме работает воскресная школа и Духовно-просветительский центр, включающий:
На территории Храма находится Хачкар (Крест-камень), изготовленный и привезённый из Армении. Установлен и освящён 18 апреля 2010 года в знак единой веры и многовековой дружбы между русским и армянским народами. В храме находится икона Святомученника Григория епископа Великой Армении (царь Тиридат предал его мукам за веру и велел бросить в ров, где Григорий и был 14 лет. Когда царь заболел, Григорий излечил его и крестил, и был поставлен в епископство).
Храм святых Новомучеников и Исповедников церкви русской посещают паломники. Здесь же происходят церковные таинства: крещение и венчание. На территории храма проводятся православные праздники. В церковной лавочке можно приобрести свечи, платки, иконы и многое другое.