собор корсунской иконы божьей матери в г торопец
Торопец. Кафедральный собор Корсунской иконы Божией Матери.
Корсунско-Богородицкий собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Сразу же при въезде в город, у Егорьевских ворот, стояли небольшие деревянные церквушки – Георгиевская и Одигитриевская. В 1676 году по указу Алексея Михайловича вместо деревянной Одигитриевской выстроили каменный Корсунско-Богородицкий собор. На первый взгляд может показаться, что указ был какой-то случайной прихотью богомольного царя, вспомнившего о далеком порубежном Торопце. Но дело все в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Алексей Михайлович, вероятно, хорошо знал эту легенду и беспокоился о сохранении иконы, посылая свой указ. Насколько же сами торопчане чтили Корсунскую икону, хорошо видно из другого предания. Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя. Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены. Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.
Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен. Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно. Гораздо интереснее интерьер, более разработанный, светлый – черта, характерная для эпохи классицизма. Однако у собора есть одно достоинство, заставляющее забыть о просчетах архитектора. Это его высота, которая много значит для силуэта города. Поставленный почти на самой окраине, он завершает панораму, открывающуюся с противоположного берега и с озера. Когда-то эта панорама была еще интереснее. Возле собора стояла огромная колокольня. Её начали строить за несколько лет до пожара, и она повторяла выстроенную несколько ранее колокольню в Осташкове. Торопецким колокольням не везло. Их предпочитали ломать, а не ремонтировать. Этим исказили панораму города, о которой еще в середине XIX века писали: «она имеет вид какого-то кремля».
Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972. hram-tver.narod.ru
Среди «Доброхотный дателей», которые жертвовали средства на благоукрашение собора, можно назвать имена и царя Михаила Федоровича, и императора Александра I, и Дмитрия Боткина, и многих других. В годы советской власти богослужения в соборе не совершались. Средств на реставрацию этого прекрасного памятника Торопецкого зодчества не было. И только сейчас главный храм Торопца восстанавливается. И как и раньше, это делается на благотворительные пожертвования Торопца, всех, кому дорога торопецкая земля, кого восхищает ее прекрасная природа и уникальные памятники истории и культуры.
Попечительский совет Корсунско-Богородицкого собора. www.toropets.net
Корсунско-Богородицкий собор. Впервые был построен на территории бывшего Кремля в 1676 году на месте прежней церкви. В 1792 году большая часть храма была уничтожена во время пожара. Поэтому в 1795 году началось и в 1804 году закончилось строительство нынешнего здания собора. Храм создан по проекту Осипа Спиркина, благодаря «доброхотным пожертвованиям граждан Торопца и Государя императора Павла Петровича, который в 1798 году выдал на постройку 4000 рублей».
Собор кирпичный на каменном фундаменте, пятиглавый. На построенной в 1788 году отдельно от храма трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из которых вeсил 400 пудов. На нем были изображены Божья Матерь, Святой Георгий и Святой Александр Невский, имелись две надписи: «В честь Пресвятой Богородицы перелит сей колокол в 1841 году декабря 5 дня тщанием ceгo собора протоиерея Иоанна Холмского с братию и церковным старостою купцом Федором Абаконовым и ycepдием доброхотных дателей г. Торопца». «Лил сей колокол осташковский купец Михаил Иванов и сын eгo Василий Свинкины». На втором колоколе, весом 163 пуда, были те же надписи. Колокольня не сохранилась.
В соборе хранилась знаменитая чудотворная икона Kорсунской Божьей Матери, написанная, согласно преданию, св. евангелистом Лукой и привезенная в 20-x годах 12 века из Византии святой княгиней Евфросиньей. Считалось, что эту икону оставила в Торопце супруга Александра Heвскогo полоцкая княжна Александра Брячаславна, в память о венчании здесь со своим мужем. Ежегодно с Корсунской иконой совершались крестные ходы в городские и некоторые уездные церкви, вокруг собора, на речку Торопу, по валу острова и вокруг города.
В 1879 году собор был обнесен каменной оградой. Именитыми торопчанами в негo было пожертвовано 4442 рубля неприкocнoвeннoгo капитала. С 1886 года при храме действовала цepковно-приходская школа, в которой обучалось 100 человек.
По описанию 1897 года: Корсунский собор расположен при въезде в город по Великолуцкой дороге. Еще в ХIII веке упоминается о соборе из дуба, где в 1239 было бракосочетание Александра Невского, но место этого обора не известно, может быть он был на старом посаде. По переселении жителей в новый посад в 1362 году был выстроен на настоящем месте новый собор, составленный из двух деревянных церквей — Георгиевской, в которой за престолом находилась Корсунская икона Б. М. и Одигитриевской. В 1676 г. на месте деревянной Одигитриевской построена каменная с приделом, а вместо другой деревянной в 1685 г. разрешено построить к Одигитриевской церкви каменный придел. Эта трехпрестольная соборная церковь существовала до большого пожара, истребившего ее вместе с домами обывателей в 1788 году. На месте её в 1804 г. окончен постройкой ныне существующий соборный храм. В нем по ценности вклада и древности замечательна Корсунская икона Божией Матери — подарок супруги благоверного князя Александра Невского. Из ценных вещей сохраняются: напрестольный крест — дар царя Михаила Феодоровича в 1641 году, другой напрестольный же крест с частицами мощей разных святых, воздухи, шитые золотом.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №64, 2013 г.
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
Корсунско-Богородицкий собор. Впервые был построен на территории бывшего Кремля в 1676 году на месте прежней церкви. В 1792 году большая часть храма была уничтожена во время пожара. Поэтому в 1795 году началось и в 1804 году закончилось строительство нынешнего здания собора. Храм создан по проекту Осипа Спиркина, благодаря «доброхотным пожертвованиям граждан Торопца и Государя императора Павла Петровича, который в 1798 году выдал на постройку 4000 рублей».
Показать полностью.
Собор кирпичный на каменном фундаменте, пятиглавый. На построенной в 1788 году отдельно от храма трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из которых вeсил 400 пудов. На нем были изображены Божья Матерь, Святой Георгий и Святой Александр Невский, имелись две надписи: «В честь Пресвятой Богородицы перелит сей колокол в 1841 году декабря 5 дня тщанием ceгo собора протоиерея Иоанна Холмского с братию и церковным старостою купцом Федором Абаконовым и ycepдием доброхотных дателей г. Торопца». «Лил сей колокол осташковский купец Михаил Иванов и сын eгo Василий Свинкины». На втором колоколе, весом 163 пуда, были те же надписи. Колокольня не сохранилась.
В соборе хранилась знаменитая чудотворная икона Kорсунской Божьей Матери, написанная, согласно преданию, св. евангелистом Лукой и привезенная в 20-x годах 12 века из Византии святой княгиней Евфросиньей. Считалось, что эту икону оставила в Торопце супруга Александра Heвскогo полоцкая княжна Александра Брячаславна, в память о венчании здесь со своим мужем. Ежегодно с Корсунской иконой совершались крестные ходы в городские и некоторые уездные церкви, вокруг собора, на речку Торопу, по валу острова и вокруг города.
В 1879 году собор был обнесен каменной оградой. Именитыми торопчанами в негo было пожертвовано 4442 рубля неприкocнoвeннoгo капитала. С 1886 года при храме действовала цepковно-приходская школа, в которой обучалось 100 человек.
По описанию 1897 года: Корсунский собор расположен при въезде в город по Великолуцкой дороге. Еще в ХIII веке упоминается о соборе из дуба, где в 1239 было бракосочетание Александра Невского, но место этого собора не известно, может быть он был на старом посаде. По переселении жителей в новый посад в 1362 году был выстроен на настоящем месте новый собор, составленный из двух деревянных церквей — Георгиевской, в которой за престолом находилась Корсунская икона Б. М. и Одигитриевской. В 1676 г. на месте деревянной Одигитриевской построена каменная с приделом, а вместо другой деревянной в 1685 г. разрешено построить к Одигитриевской церкви каменный придел. Эта трехпрестольная соборная церковь существовала до большого пожара, истребившего ее вместе с домами обывателей в 1788 году. На месте её в 1804 г. окончен постройкой ныне существующий соборный храм. В нем по ценности вклада и древности замечательна Корсунская икона Божией Матери — подарок супруги благоверного князя Александра Невского. Из ценных вещей сохраняются: напрестольный крест — дар царя Михаила Феодоровича в 1641 году, другой напрестольный же крест с частицами мощей разных святых, воздухи, шитые золотом.
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
10 ноября праздник великомученицы Параскевы
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Показать полностью.
Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА НИКОЛАЯ ГУРЬЯНОВА.
Старец НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
РУССКАЯ ВЕЩЬ
Историк М.И. Семевский писал о городе Торопце Псковской губернии в 1864 году: «В старые годы торопчанки не расставались со своими тяжёлыми жемчужными кокошниками; в них они являлись на гульбище, в церкви, в них занимались дома и на кухне».
Показать полностью.
Как пишет, С. Сеймамутова научный сотрудник Торопецкого краеведческого музея, торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в местный костюм. По словам современников, император Александр I, находясь в гостях у богатейшего торопецкого купца третьей гильдии Ф. И. Поджарова в 1824 г., был поражен костюмами торопчанок и долго любовался их нарядами и головными уборами.
Жемчуг был одним из излюбленных материалов Древней Руси. Этот национальный камень добывался в реке Торопе. В те времена его было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями.
Молодой Петр I, немало и радостно удивленный смекалистой предприимчивостью местных купцов, выгодно торговавших с заморскими странами, наградил их льготной пошлиной: платить налоги наравне с иностранными торговцами. Мудрость государева не замедлила сказаться на судьбе Торопца и его обывателей: деньга, стекавшая от льготных пошлин, не отягощала мошну купеческую. Город тут же засиял многочисленными маковками соборов. Даже сложилась своя архитектурная школа, свое «торопецкое барокко». Самобытный местный костюм так же, как и «торопецкое барокко», имеет свое «торопецкое лицо», и это неоспоримо.
Также, она указывает, что к настоящему времени на территории всего бывшего Торопецкого уезда не сохранилось ни одного образца не только самого костюма, но и отдельных его деталей. В самом музее старинный костюм представлен не в полном комплекте.
Существует целая серия портретов художников, XIX века, запечатлевших костюм и его уникальный головной убор, происходящих из Торопца. Большинство изображенных не известны, как и и имена художников их изобразивших.
Про торопецкие портреты и торопецкий костюм статья Р. Н. Антиповой, Псковский музей-заповедник.
И это было в Торопце
Чуть ли не до середины 19 века сохранялось поверье, что кто разрешит снять с себя портрет, в тот год и умрет. И это предание жило во времена, когда торопецкие купцы торговали в Германии, Голландии, Англии и даже в Китае. Императрица Елизавета Петровна пользовалась их советами в торговых делах. Город застраивался многочисленными затейливо изукрашенными керамикой, ковкой, росписью храмами и каменными зданиями, имевшими, как и костюмы, свое «торопецкое» лицо.
Первый известный нам датированный и подписанный автором портрет относится к 1822 году. Год этот памятен неурожаем на хлеб, грозящим голодом, от которого спасли город купцы, закупив хлеб в Калуге, Ржеве, Вязьме и пустив в продажу по сходной цене. В это время купечецкий сын Петр Петрович Находкин, получивший образование в Данциге, где отец его имел торговую контору, изучает русскую историю по летописям и актам, собирая материал для истории Торопца. А живописец Авраам Клюквин, хорошо знавший его, завершает живописание портрета энергичного молодого мужчины с купеческой прической, но в сюртуке и с раскрытым письмом в руках.
Долгое время об Аврааме Клюквине существовало единственное письменное свидетельство: в книге В.Д.Щукина «Корсуно-Богородицкий монастырь в Торопце» он назван 90-летним стариком, дворянином, автором копии чудотворной иконы Корсунской Божьей матери, преподнесенной в дар торопецким купечеством царю Александру II 3 апреля 1867 года (после полученного 8 апреля 1866 известия о покушении на его жизнь) и поставленной в домовой церкви Зимнего дворца.
Архивные изыскания позволили дополнить фактами историю жизни художника Клюквина. Вот эти факты.
21 янв. 1814 состоялось торжественное открытие Торопецкого уездного училища. О нем сохранился подробный отчет директора училищ Псковской губ В. Караулова попечителю СПб-го учебного округа графу С.С.Уварову. После торжественного шествия в Корсуно-Богородицкий собор, божественной литургии, водосвятия и торжественных речей были сделаны пожертвования. Среди пожертвователей был и «живописец Авраам Клюквин, он обязался написать аллегорическую картину, изображавшую Миневру и Геркулеса, державших в руках вензель императорский, и под вензелем стоящего ангела». «5 февраля того года графом Уваровым. А.Клюквину была назначена должность учителя искусств в Торопецком уездном училище. Утверждение в сем звании должно было последовать по получении из правительствующего сената указа об исключении экономического крестьянина Клюквина из подушного оклада. Однако, несмотря на то, что исправно исполнявший свою должность уже немолодой годами художник (1775-76 г. рожд.) был даже приглашен в 1815 на должность преподавателя в Псковскую губернскую гимназию, от коей он отказался. Указ сената за № 62576 вышел только 14 окт. 1827. Документы, послужившие обоснованием для указа, рассказывают о мирской сходке крестьян Вяземской подмонастырской слободки в мае 1813 года, на коей А. Клюквин обьявил обществу свое желание «избрать себе род жизни» (т.е. стать художником, Р.А.) и получил от мирского общества увольнение. Единственным монастырем Смоленской епархии в Вязьме в это время был Иоанно-Предтеченский монастырь. А сама Вязьма была в 1812 разорена.
Личное дело художника, преподавателя искусств Торопецкого уездного училища означает контуры его жизни до 1835 года, когда обремененный семьей, которую он не в силах содержать на маленькую зарплату, уходит в отставку, живет в Торопце в приобретенном деревянном собственном доме и исполняет заказные работы.
К этому времени и относятся многочисленные портреты, пленившие многих торопчан. Живописец любуется и позволяет нам любоваться каждой деталью праздничного наряда своих героинь, с заинтересованной симпатией таланта всматривается в их лица, находя в каждом из них красоту человеческой индивидуальности, ту неповторимую музыку человеческой души, то простой и радостной, то мучимой сомнениями и горестями, то романтически затягивающей в свои глубины.
Что было в начале пути его? Что и кто развивали его талант? Откроется ли нам эта жизнь, узнаем ли мы ее до того времени, когда на мировой сходке в подмонастырской слободке в мае 1813 он окончательно все для себя решил.
Сын его, Иван Клюквин, учился в Петербургской АХ, был под покровительством Общества поощрения художеств. Был известен как литограф. Судя по его личному делу в 1865 году ни Ивана Клюквина, ни его отца уже не было в живых.
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ †
Если в чем нужду имеете – просите Господа, молитесь: «Господи, дай мне то, что на пользу». Разговаривайте с Господом, благодарите, славословьте.
— Чем больше будете спрашивать, тем все у вас будет складно.
Молитесь: «Господи, дай мне то, что полезно для спасения души моей!».
Показать полностью.
«Господи, даруй мне молитву не только устами, но и сердцем».
— Не знаешь как правильно поступить? – Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.
— Начинаешь любое дело – стань на восток и помолись.
— Как вымолить детей? – Покаяние, причастие, литургия и 150 «Богородиц». От усердия и покаяния будет польза.
— Молитесь ночью. Когда? – Вставайте, когда Ангел-хранитель подымет от сна. Тогда в 40 раз сильнее молитва (чем днем)
— Меньше старайтесь спать. Пребывайте больше в молитве. Сейчас все в спячке у телевизора и компьютера. Просите у Господа покаяния.
— Все можно вымолить у Бога на литургии.
— Бойтесь осудить священство. С каждого Господь спросит.
— Жалейте о пройденных ошибках. Имейте твердое намерение исправиться.
— Спешите на покаяние. Торопятся люди обогатить себя, но все блага отнимутся смертью. На них обращено все ваше внимание. Остановитесь, безумные! Осознайте и покайтесь в грехах своих. Пребывайте в постоянном покаянии. Жалейте о соделанных ошибках. Все оставите, а душой вступите в вечность.
— День Господень – воскресенье. Причащайтесь, исправляйте себя. В этот день обязательно пойти в храм. Причащайтесь с искренней верой и не осужденной совестью. Положите начало более строгой жизни, подготовляйте себя к принятию будущих благ.
— Причащаться женщинам (если очищение) на 8 день. Если больные (женские заболевания) – сказать духовнику (священнику) – как он благословит.
— На войне, в других испытаниях, в критических ситуациях исповедывайтесь друг другу.
-Господа ставьте впереди себя, и все у вас будет складно.
— Вера, любовь, смирение – возьмите это за основу.
— Будьте милосердны, даже словом, если не можете дать.
— Кто первый скажет «прости», тот награды собирает.
— Скрывайте свои добродетели. Будьте мудры, благоразумны. Оскорбят, унизят вас – смиритесь, отступите.
— Все дела ваши, помыслы и т. д. если без любви, то все это не будет иметь значения.
— Храните в домах мир. Богатейте на небе. От тления пожнете тление. Спешите делать добро!
Делайте добро на всяком месте и на всякое время. За зло воздавайте добром. Спешите делать добрые дела, покуда вы живы. Понуждай себя, как бы враг не препятствовал вам. Трудом, желанием, с Божьей помощью навыкает человек к добру, к Иисусовой молитве. Ангел-хранитель будет вас защищать на мытарствах, предъявлять ваши добрые дела. А когда очищается человек, Дух Святой вселяется в человека.
— Гасите искру раздражения. Если к вам обращаются недоброжелательно, с раздражением, просите прощения и уходите.
— Духи злобы не оставляют нас ни на один день. Ведется война. Попустил врагу войти в сердце – повели ему молчать, замереть. Богу поведай, что душа полна зла. Когда зло приходит – понуждай себя на шутку, веселость, и зло, словно дым, разсеется. Возненавидь врага, и он оставит тебя. Будешь языком, словами выражать злобу и она оболе тебя. Читай 150 «Богородиц». И молчи, молчи, молчи! Проси много раз прощения у обидевших тебя, и враг будет отступать.
— Нам часто приходится сожалеть о необдуманно сказанном слове или деле. Все отдали бы, чтобы вернуть его, но поздно, вред нанесен. Это потому, что не поставили впереди себя Бога, не обратились к Нему, не спросили благословения, наставления и вразумления.
— Все делайте ради Христа, без ропота и сомнения. С именем Господним будет все как Богу угодно. Если будете жить в Господе, будете сиять как светила.
— Имейте страх Божий, в храме нельзя разговаривать. За каждое сказанное слово отчет будете держать. Шепотом – если на потребу. От того у вас скорби. На причастии, если не причащаетесь, стойте как свеча. Просите у Господа о своих нуждах, а вы шастаете. На ектениях молятся за тех, кто со страхом входит в храм Божий. Мало таких.
-Спешите, милые, на литургию. Не понимаете, какой драгоценностью вы обладаете. Здесь мы говорим с Господом лицом к лицу.
-Не лгите, не обманывайте. Все записывается, каждое слово. Молчи, но не лги.
— Удерживайте языки. Храните мир.
— Если Господь захочет спасти, то и в огне сохранит.
— Никогда ничего не бойтесь. Господь сам сказал: «Не бойся, малое стадо!». Бойтесь Бога и суда Его.
— Ежедневно читайте Евангелие, заставляйте себя, нудите. Злой дух отступает. Скучно, не хочется читать – читай! Незримым образом идет в нас преображение. Невидимо происходят в человеке изменения. Духом Святым просвещается все то, что нам полезно. Это труд. Навыкайте читать.
— Когда с вами Господь – надейтесь на победу. Силен Господь превращать зло в добро. Будьте в Боге, и Господь будет с вами. Впереди Бога ставьте. Какое дело начинаете, в транспорт садитесь, порог работы переступили и т.д. – «Господи, благослови!».
-Лукавый ослабевает причастием. Гнать его надо. Маловеры. Господь сказал – постом и молитвой.
— Готовьтесь «домой». Делайте добро ради Христа, ради Господа. На суде всех увидите в Царствии Божьем, а себя изгоняемого вон.
— Ждите Отца своего, грядущего на облаках со многою силою и славою. Вымаливайте себя, смиряйтесь. Призывайте святых своих, читайте тропари им.
— Всегда будьте в Боге. Просите: «Укрепи нас, Господи, в вере православной». Имейте веру и не сомневайтесь. Петр усомнился, когда шел по водам и стал утопать.
— Где безопасней спасаться? – На всяком месте владычества Его! Оставайтесь там, где живете и терпите.
— Смиряйте души ваши. Смиренный человек всецело предает себя воле Божьей. Он надеется на Бога, а не на себя и на человека.
-Держите пост в среду и пятницу. Тому, кто воздерживается и в понедельник. Ангел-хранитель сообщит час смерти, и встретишь этот час радостно, как праздник. Поститесь посильно. Когда ты грешил, врагу это нравилось, это записывалось в его хартии. А сейчас он будет делать все, чтобы сбить тебя. Будет наводить уныние, нерадение и т. д. понуждай себя, трудись. Но не думай, что я столько читаю, и то, и то. А Богу нужно только сердце сокрушенное. Стань на колени, молись с покаянием, с сокрушенным сердцем, хоть и очень мало молитв прочитал. Господь постепенно будет вразумлять и просвещать тебя. Через покаяние, если с сокрушенным сердцем и всей душой, будешь тянуться к Богу.
— От московского патриарха – никуда. Еще рано в катакомбы.
— Если спрашивают вас что-либо на духовную тему, знаете – отвечайте, сами не навязывайтесь.
— Не говорите на детей плохих слов, когда бываете в гневе. Клятва матери разрушает до основания.
— Наставляйте детей в Боге не словами, а делами своими. Чтобы они видели вас в святом углу утром и вечером. Если они сейчас не молятся, то когда Господь посетит их, вспомнят и то, что краем уха слышали.
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
Библиотека-Детская Торопецкая
Приглашаем проверить свои знания и пройти квест » Торопец в жизни Александра Невского».
В квесте 6 станций, проходя которые вы получаете буквы. Из них получится ответ на вопрос: «В скольких летописях упоминается венчание Александра Невского в Торопце?»
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
Welcome to Toropets
Корсунско-Богородицкий собор г.Торопец запись закреплена
7 ноября воскресенье
Божественная Литургия 9.00
Воскресный день это малая Пасха
Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?