собор и площадь святого петра в риме скульптура лоренцо бернини шедевры
Где в Риме увидеть известные работы Лоренцо Бернини
Основатель эффектного стиля барокко, любимец католического Рима (не всегда) и настолько же скандальный, насколько талантливый, Лоренцо Бернини оставил после себя скульптуры, которые до сих пор исправно гипнотизируют зрителя с любым культурным бэкграундом. Попробуйте-ка не остановиться возле мощной руки Плутона, впившейся в нежное бедро Прозерпины на иконической статуе работы художника. А ведь это еще не самая эротическая из работ Лоренцо, самая – находится в стенах церкви.
Подписаться на Travel Peek
Родившийся в Неаполе в 1598 году Джованни Лоренцо Бернини всю свою жизнь работал в Риме, изредка выбираясь в другие города Италии и другие страны. Талант он проявил буквально в детстве и, будучи совсем юным, обрел покровителя в лице кардинала Шипионе Боргезе. В 22 года в его «портфолио» уже был мраморный бюст тогдашнего Папы, сделанный на заказ.
В течение карьеры, будучи то под покровительством Ватикана, то вне его, Бернини заполнял Вечный город своими работами. Его авторством отмечены как самые приметные архитектурные центры вроде Собора Святого Петра, так и небольшие церкви, фонтаны и капеллы.
Ко всем своим работам Бернини относился не только со страстью одержимого, но и использовал их для выражения собственных задумок – иногда отнюдь не возвышенных. Существует масса легенд о том, как искусно Лоренцо с помощью поз и положений скульптур издевался над соперниками или неприятными ему людьми и целыми орденами. Однако вершиной его дерзости являются, конечно, скульптуры святых, изображающие вовсе не святой экстаз.
Итак, давайте посмотрим на главные работы великого Лоренцо Бернини в Риме – особенно, если вы собрались посетить Вечный город.
Скульптуры «Эней, Анхиз и Асканий», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна» и «Давид»
Галерея Боргезе
Piazzale Scipione Borghese, 5
В начале своей карьеры Бернини творил на стыке классицизма и маньеризма, отчего его скульптуры необычайно живы и динамичны. Он запечатлевал сюжеты в момент наибольшего эмоционального напряжения, а мрамор в его работах похож на мягкий воск. Таковы скульптуры «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна» и «Давид», и меланхоличная группа «Эней, Анхиз и Асканий». Всех их можно увидеть в римской Галерее Боргезе.
«Похищение Прозерпины»
«Экстаз Святой Терезы»
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа
Via Venti Settembre, 17
Одно из самых известных произведений Бернини. «Экстаз Святой Терезы» — скульптурная группа, посвященная святой Терезе Авильской. Испанская монахиня 16 столетия рассказывала, как во сне ангел пробил ее чрево золотой стрелой с огненным острием, от чего она почувствовала сладкую муку. Бернини все понял по-своему (или правильно?) и изобразил монахиню в момент скорее сексуального экстаза, чем духовного. Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что юный ангел тоже подозрительно похож на безмятежного любовника.
«Экстаз Святой Терезы»
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони»
Церковь Сан Франческо-а-Рипа
Piazza di S. Francesco d’Assisi, 88
Еще одна откровенная работа — скульптура блаженной Людовики, созданная Бернини по заказу ее дальнего родственника, кардинала Альбертони. Статуя украшает капеллу Палуцци-Альбертони римской церкви Сан Франческо а Рипа. Людовика изображена на ложе в момент мистического общения со Святым Духом.
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони»
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони» – фрагмент
Работы Бернини в соборе Святого Петра
Балдахин Святого Петра
Один из самых дорогих шедевров Лоренцо. Массивный навес из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8 млн долларов на начало XXI века). Стоит заметить, что менее выдающаяся работа наверняка терялась бы под куполом авторства другого любителя произвести впечатление – Микеланджело.
Балдахин Святого Петра
Статуя Святого Лонгина
Одна из четырех статуй на столбах, поддерживающих купол. На месте святого легко можно представить его автора.
Статуя Святого Лонгина
Площадь Святого Петра
Самая масштабная работа мастера – Площадь Святого Петра в виде двух симметричных полукружий перед базиликой. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады, образующие в сочетании с собором символическую форму “ключа Св. Петра”. Здесь Бернини снова выступил в «соавторстве» с Микеланджело – архитектором самой базилики.
Площадь Святого Петра
Площадь Святого Петра
Скала Реджа
Скала Реджа – это торжественный вход в парадные помещения папской резиденции. особую роль играет здесь освещение, которое не только функционально, но и задает особый ритм всему комплексу. Здесь же находится конная статуя Константина Великого – тоже авторства Бернини.
Скала Реджа
Гробница папы Александра VII
Гробница папы Александра VII
Гробница папы Александра VII – фрагмент
Фонтан Четырех Рек
Бернини непросто было получить этот заказ из-за сплетен главного соперника – Франческо Борромини и других злопыхателей, которых Бернини прямо-таки коллекционировал благодаря взрывному темпераменту. Однако он сделал макет фонтана и поставил его в гостиной папы Иннокентия Х, тот оценил совершенство форм и дал добро.
Фонтан Четырех Рек
Фонтан Тритона и Фонтан Пчел
Два камерных фонтана на фоне всего прочего наследия Бернини. Фонтаны были заказаны покровителем Лоренцо Папой Урбаном VIII и находятся недалеко от палаццо Барберини. Фонтан Тритона – основной, а Фонтан Пчел спроектирован как дополнение к нему и служил поилкой для лошадей.
Фонтан Тритона и Фонтан Пчел
Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале
Via del Quirinale, 30
Архитектурный проект Бернини и один из немногих, которым он был действительно доволен.
Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале
Статуи пророков Аввакума и Даниила в капелле Киджи
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо
Piazza del Popolo, 12
Капеллу Киджи, известную широкой публике по книге и фильму «Ангелы и демоны», спроектировал Рафаэль Санти для своего покровителя Агостино Киджи. Бернини – создатель статуй пророков Аввакума и Даниила.
Статуи пророков Аввакума и Даниила в капелле Киджи
Путеводитель по римским работам Бернини: скульптуры, фонтаны, ансамбли
Рим – это настоящий музей под открытым небом. Здесь настолько много знаменитых произведений искусства, что и недели не хватит, чтобы все изучить и посмотреть. Поэтому мы подготовили интересную статью — маршрут по архитектурным ансамблям и работам Джованни Лоренцо Бернини, известного итальянского скульптора и архитектора.
Если вы хотите узнать об интригующей жизни и творческом пути Бернини в Риме, то мы советуем забронировать интересную экскурсию на русском языке с профессиональным гидом — переходите по ссылке ниже.
Джованни Лоренцо Бернини — начало пути
Джан Бернини родился в Неаполе в 1598 году. Спустя всего 7 лет будущий представитель барокко переехал вместе с отцом Пьетро Бернини в Рим. Глава семейства также был признанным скульптором Италии. Он высоко ценился во Флоренции и Неаполе. Благодаря таланту и трудолюбию отца, юный Джан смог научиться так гениально обращаться с мрамором. Свою первую скульптуру он создал в возрасте 10 лет. Одна из ранних работ Бернини – «Коза Амальтея с младенцами Юпитером и Фавном» (1609-1615 гг.) хранится в галерее Боргезе (вход в нее платный, лучше приобрести билеты заранее через этот сайт). Все скульптуры Бернини выглядят очень реалистично.
Работы Бернини в соборе Святого Петра
Первым нашим пунктом станет одна из главных церквей Рима и Ватикана – собор Святого Петра. Тогдашний римский папа Урбан VIII оценил работы молодого скульптора Бернини и доверил ему украшение интерьера базилики. Самым значимым произведением является бронзовый балдахин, расположенный над местом захоронения первого понтифика католической церкви Святого Петра. В его декоре были использованы геральдические символы папы Урбана VIII: пчелы, солнце и побеги лаврового листа. Также большое впечатление оказывает кафедра собора, выполненная из позолоченной бронзы. В центре произведения находится стул, некогда принадлежавший святому Петру.
В соборе Святого Петра находятся и другие работы Бернини: скульптура святого Лонгина, гробница папы Александра VII, миниатюрная модель храма Святого Причастия. Также подкупольные пространства, мраморный пол и множество скульптур были изготовлены по проекту Бернини.
В собор лучше приходить к самому открытию, чтобы не попасть на многочасовую очередь на входе. А лучше приобрести билеты заранее, сделать это можно здесь. И не забудьте позаботиться о соответствующей одежде (закрытые плечи и ноги). Выйдя из базилики, вы окажитесь на площади Святого Петра со знаменитой «прозрачной» колоннадой Бернини.
Архитектурный ансамбль Бернини — статуи на мосту Святого Ангела
Далее мы следуем к замку Святого Ангела. Здесь стоит обратить внимание на старинный пешеходный мост. Он был глубоко старым уже при Бернини, его построили при императоре Адриане, в 134-139 годах н. э. А вот десять статуй ангелов страсти выполнены по проекту Бернини. Две из них сделал сам маэстро, их оригиналы сегодня находятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Мост Святого Ангела в Риме имеет репутацию загадочного и даже мистического места, особенно в вечернее время суток.
Площадь с фонтаном работы Бернини
Самым знаменитым фонтаном Бернини, несомненно, является фонтан Четырех рек на площади Навона, куда мы и отправляемся. Проектом изначально занимался Франческо Борромини, любимец папы Иннокентия Х. Но как только понтифик увидел серебряную модель проекта Бернини, он отдал реализацию идеи ему. Четыре мужские скульптуры фонтана символизируют четыре великие реки: Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плата. В центре меж фигур возвышается огромный обелиск с голубкой Памфили (геральдический символ папы Иннокентия Х) на венце.
Несомненно, площадь Навона является одним из самых посещаемых мест Риме, которое входит в топ достопримечательностей Вечного города.
Фонтан Тритона
Скульптура Бернини «Экстаз Святой Терезы»
Эта мраморная скульптура стала знаменитой за один день, после выхода фильма «Ангелы и демоны». Находится она в церкви Санта-Мария-делла-Виттория. По легенде, во время молитвы к святой Терезе явился ангел в человеческом облике и пронзил ее сердце огненной стрелой, отчего она испытала сладкую муку, схожую с оргазмом. Складки ткани выполнены настолько реалистично, будто трепещут от движения воздуха.
Базилика Санта-Мария-Маджоре
Свой маршрут по работам скульптора Лоренцо Бернини мы советуем завершить в базилике Санта-Мария-Маджоре, с которой, собственно, и начинался римский путь мастера. Именно для проекта этого собора тогдашний папа Павел V пригласил отца Джан Лоренцо в Рим. Здесь и был захоронен маэстро в 1680 году. Надгробие Лоренцо Бернини украшает невзрачная мраморная плита в полу, расположенная справа от главного алтаря. Зато произведения скульптора и архитектора являются самыми яркими достопримечательностями Рима и будут радовать нас еще многие десятилетия! Его имя навечно связано в Римом, так же как имя непревзойденного Микеланджело.
Многие работы Бернини хранятся в музеях, например, знаменитая «Голова Медузы» находится в Капитолийском музее, который мы вам тоже рекомендуем посетить.
Почему Ватикан прощал любые грехи скульптора Лоренцо Бернини
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Он родился на излете XVI века в Неаполе, шестым из двенадцати детей успешного скульптора Пьетро Бернини. Отец обучал его с ранних лет. Когда Лоренцо исполнилось восемь лет, отец привез его в Рим. Работы мальчика оценили многие известные художники, в том числе основатель Болонской академии художеств Аннибале Карраччи. Папа Павел V обещал покровительствовать юному дарованию.
Как скульптор, Бернини внес немало нового в искусство ваяния. Во-первых, он привнес в скульптурную композицию вихреобразную динамику, благодаря которой скульптура выглядит эффектно с любого ракурса. Этот подход сильно повлиял на весь художественный язык стиля барокко. Он внес крайнюю эмоциональность и драматизм в свои работы. Бернини отказался от следования античной традиции – вернее, значительно пересмотрел ее. Скульптурный бюст, ранее существовавший только как погребальный портрет, он использовал для изображения своих здравствующих современников – политиков, религиозных лидеров, обыкновенных людей.
Лоренцо Бернини любил наблюдать за живой человеческой мимикой и старался воплотить портретируемого эмоциональным, говорящим, грустным или радостным. Если Ренессанс стремился к античной уравновешенности, барокко воплощало крайние душевные состояния. Образцом барочной экспрессии стал скульптурный диптих Бернини «Грешная и праведная душа».
Бернини завел собственную семью, будучи по меркам своего времени уже немолодым. К этому времени страсти в его душе уже улеглись. В сорок лет он женился на Катерине Тезио, которая была в два раза его младше. В браке родилось одиннадцать детей. Но годы семейного счастья стали неожиданно неудачными для его карьеры – две спроектированные им колокольни пришлось снести во избежание внезапного обрушения. Впрочем, и на сей раз Бернини быстро восстановил репутацию – он возвел на Пьяцца Навона потрясающий Фонтан Четырех Рек, который и сегодня поражает воображение туристов.
Но, пожалуй, главный подарок Бернини любимому городу – это площадь Святого Петра, спроектированная в форме ключа (ключи от рая, которые дарованы святому Петру). Площадь обрамлена двумя колоннадами. Именно там собираются верующие, чтобы услышать обращение понтифика. Площадь Святого Петра стала образцом для европейского градостроительства, однако шедевр Бернини остался непревзойденным по своей выразительности и эмоциональному влиянию на горожан и приезжих.
С момента своего приезда в Рим, Бернини покидал его лишь раз – он отправился в Париж, ко двору Людовика XIV. Лоренцо предстояло выполнить некоторые работы для Лувра, но… Париж страшно не понравился Бернини. Он писал, что окружен варварами и, по-видимому, успел устроить там несколько скандалов. Его проекты так и не использовались заказчиками. Однако он успел создать выразительный скульптурный бюст Людовика, который самому Людовику пришелся не по вкусу – настолько, что он отправил этот портрет в самый дальний угол Версаля.
Лоренцо Бернини прожил долгую – восемьдесят два года – и творчески насыщенную жизнь, целиком посвященную Риму. Ему покровительствовали шестеро римских пап. Именно благодаря Бернини стиль барокко получил такую популярность, а Рим получил множество тех достопримечательностей, без которых сегодня невозможно представить Вечный город.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Новое в блогах
Непревзойдённые шедевры Бернини.
Продолжаем знакомство с творчеством великого итальянского архитектора,скульптора и художника Лоренцо Бернини.
В 1624 году Лоренцо Бернини было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде.
Эту непосильную задачу новоиспеченный архитектор решил путем привлечения к работам мастеров и подмастерьев в количестве более 200 человек. По логике задачи и по масштабам затеи это закончилось тем, что в арсенале мастерской Бернини сформировалась школа талантливых учеников. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
С помощью приема иллюзорной перспективы, уже ранее использованного им при создании Царской лестницы в Ватикане, собор издали кажется меньше, чем на самом деле, долго остается как бы того же размера, а затем скачком вырастает вдруг до огромных размеров. Центр площади отмечен египетским обелиском, в центре ее боковых секторов находятся два великолепных фонтана.
Весь этот ансамбль заслонил существовавшую по сторонам неупорядоченную застройку и одновременно образовал монументальный «фон» для торжественных процессий, для съезда знати к торжественному богослужению в соборе, для массы народа, движение которых призвана пробудить, организовать и сделать целеустремленным динамика архитектурного пространства.
На четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини
Папа Урбано VIII был большим покровителем искусства и относился к роду Барберини, на протяжении его папства искусство становится средством выражения благородства папской семьи. В этот период барокко являлся стилем, который лучшим образом подходил, чтобы выразить целую серию различных концепций и идей, связанных с намерениями этих выдающихся личностей
Мёд, в связи с этим, был метафорой сладости Божественного Слова и христологической вести.
Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе, что стало не только стимулом для утверждения стиля барокко, но также поводом для многочисленных сплетен и кривотолков. Бернини всегда удавалось вырваться вперед на шаг или два, может быть, в силу своей раскрепощенности и легкости в общении.
По заказу Александра VII Бернини создает для центрального алтаря собора св. Петра знаменитую бронзовую Кафедру (Престол) Апостола Петра (1656-1665), который в католической традиции считается первым епископом Рима и первым папой римским.
Кафедра считается вершиной его творчества, своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики.
Это только небольшая часть шедевров Бернини.Продолжим знакомство с его творчеством.
Бронзовый Балдахин Бернини в соборе Святого Петра — самый высокий и шикарный в мире
Мне повезло и я два раза побывал в Риме по семь дней (в 2009 и 2014 году) и оба раза я выделял день когда я буду посещать самый великий христианский собор в Мире — собор Святого Петра, который расположился на одноименной площади в Ватикане.
Именно эта площадь и собор связаны навсегда неразлучно с прославленным итальянским архитектором, скульптором и художником Лоренцо Бернини.
Но плану Бернини и была офорлена громадная площадь Святого Петра — знаменитгой коолоннадой в форме полуовала
Его произведения можно обнаружить во многих местах Вечного города, но особо выделяют его произведения в соборе Святого Петра
Поэтому при посещение собора — надо обязательно обратить внимание на монументальный резной бронзовый Балдахин Святого Петра — на фото.
Особо поражает высота Балдахина — 29.5 метров — это высота современного 10-ти этажного дома!
Это была гигантская работа- на которую у Бернини ушло почти десять лет и завершил он его в 1633 году
Но зато появился шедевр, которому нет равных ни в одном соборе Мира.
Правда для этого пришлось изъять из античного Пантеона колоссальное количество бронзы.
Здесь великолепен каждый сюжет из бронзы- от папской тиары с тремя коронами на двух перекрещивающихся ключах до каждой из четырех спиральных колонн, украшенных виноградными лозами на которых стоят статуи ангелов
Сквозь Балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и созданная тоже Бернини- позолоченная кафедра Святого Петра-на фото
Лоренцо Бернини прожил до 81 года и почти пятьдесят лет проработал над украшением собора Святого Петра.
А вот так изобразил себя сам Бернини — автопортрет из интернета.
Балдахин и другие произведения Бернини можно увидеть в соборе Святого Петра по адресу- Piazza San Pietro, Ватикан, Рим.
Собор Святого Петра открыт ежедневно с 07.30–18.00, в среду с 13.00–19.00.Вход бесплатный.