собор глинских святых икона
Глинские старцы и некоторые другие местночтимые святые прославлены общецерковно
Москва, 1 декабря 2017 г.
Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.
I. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, установила, что следующие подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви:
― а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых:
Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых.
Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых (журнал № 66 от 15 июля 2016 года) передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал № 82 от 6 октября 2017 года).
II. На Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Кроме того, Преосвященный митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.
Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив представленные Белорусским Экзархатом материалы и свидетельства архиереев других епархий, констатировала, что упомянутые святые широко почитаются как в епархиях Беларуси, так и в епархиях России и Украины, и представила свое заключение Священному Синоду, который также передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал № 107 от 28 ноября 2017 года).
С учетом изложенного, заслушав доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Освященный Архиерейский Собор определяет:
1. Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви:
а также Глинских святых (общая память 9/22 сентября):
2. Составить отдельную службу каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых, если таковая до сих пор не была составлена, а до времени составления отдельных служб отправлять службы по Общей Минее, каждому по его чину.
3. Общецерковное празднование памяти благословляемых к общецерковному почитанию святых совершать в указанные выше дни.
4. Писать благословляемым к общецерковному почитанию святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.
5. Опубликовать жития благословляемых к общецерковному почитанию святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных.
6. Сообщить имена перечисленных подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.
СОБОР ГЛИНСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ
Собор преподобных Глинских. Икона |
Собор преподобных отцев Глинских, празднование в честь святых Глинской пустыни
Установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 года; вновь прославленные святые были включены в список решениями Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года.
Торжественное прославление Собора Глинских святых было совершено 16 августа 2008 года в Глинской пустыни священноархимандритом обители митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром [1].
13 сентября 2017 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» память Собора преподобных отцев Глинских была внесена в месяцеслов Русской Православной Церкви [2].
Молитвословия
Из службы, составленной протоиереем Илией Тетерько, клириком г. Одессы [3]
Оби́тели Гли́нския ди́вное прозябе́ние/ и земли́ на́шея пресла́внии засту́пницы,/ преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ша,/ наста́вничества духо́внаго усе́рднии возроди́тели/ и и́ноческаго жития́ равноа́нгельнаго ревни́тели,/ моли́теся при́сно ко Го́споду,// да поми́лует лю́ди Своя́, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Дне́сь собо́р Гли́нских ста́рцев незри́мо предстои́т в це́ркви/ и ку́пно с а́нгельскими ли́ки за нас мо́лится Бо́гу,/ оби́тель дре́вняя торжеству́ет/ и веселя́тся лю́дие правосла́внии,// па́мять соверша́юще ди́вных предста́телей на́ших.
Из службы, составленной в России [4]:
Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Гли́нстии, / уче́ньми дре́вних отце́в ста́рчество в оби́тели утверди́вшии, / моли́твою, кро́тостию, посто́м и смире́нием / в послуша́нии любо́вь Христо́ву стяжа́вшии: / во дни гоне́ния в разсе́янии за ве́ру правосла́вную, / я́ко зве́зды на небесе́х, всю вселе́нную просвети́вшии / и ко Христу́ приве́дшии, / моли́теся ко Го́споду // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас тот же
Гро́зд ста́рчества на лозе́ преподо́бства израсти́вшии,/ преподо́бнии отцы́ ста́рцы Гли́нстии,/ земли́ Ру́сския печа́льницы/ и наро́да Бо́жия ко спасе́нию наста́вницы,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шым ве́лию ми́лость.
Насле́дницы дре́вних отце́в бы́сте, преподо́бнии,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́те вопию́щым ва́м:/ ра́дуйтеся, отцы́ Богоно́снии,// пу́стыни Гли́нския благо́е прозябе́ние.
Глинские старцы – хранители монашества в советское время
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года)
– преподобный Серафим (Мажуга) – схимитрополит (Зиновий, митрополит Тетрицкаройский) [12] ;
– преподобный Андроник (Лукаш) – схиархимандрит;
– преподобный Серафим (Романцов) – схиархимандрит.
Митрополит Тетрицкаройский Зиновий
Митрополит Зиновий, в схиме Серафим, родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины) в семье рабочего Иоакима Мажуги. Во святом крещении мальчик получил имя Захария. С самого детства ему пришлось испытать трудности и лишения. В три года он лишился отца, а когда Захарии было всего 11 лет, умерла его благочестивая мать Феодосия, воспитавшая в нем веру и любовь к Богу.
В юном возрасте поступивший в Глинскую Пустынь, он окормлялся у старцев и перенял от них опыт духовного руководства, пережил время ее закрытия в 1922 году, затем подвизался в горах Кавказа. Отец Зиновий прошел через ссылки и лагеря и после освобождения из заключения, по Промыслу Божию, попал в Грузию, где ему было суждено остаться до конца дней своей земной жизни. Здесь же он удостоился епископского сана.
За два года до своей кончины владыка Зиновий принял схиму с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского, которого он очень чтил. Заранее зная день своей кончины, он собрал у себя всех живших в Грузии монахов закрытой в то время Глинской Пустыни, чтобы проститься с ними. Старец отошел ко Господу 8 марта 1985 года и был погребен в тбилисском храме святого князя Александра Невского.
Преподобный Серафим (Амелин)
Преподобный Андроник (Лукаш)
Об отце Андронике знали многие, если не все. Его нельзя было не видеть, не заметить. Он всегда был везде: в храме, когда была служба, на всех послушаниях. Везде, где нужна была его помощь. Помогал совершать проскомидию, если не служил сам, выходил на исповедь, помогал на молебнах. Когда надо было организовать общие работы, мог обратиться ко всем, кто свободен, с призывом: «все на огород» или «все в поле». И первым бежал трусцой туда с лопатой, вилами или тяпкой. Уже давно не молодой (ему в то время было под 70 лет), согбенный, но всегда бодрый, спокойный, немногословный, он мог увлечь за собой примером. Не убеждал, тем более не принуждал, а просто приглашал к участию в общем труде. Пригласит и побежит дальше. За ним все гурьбой. И не только не стремились уклониться от работы, но даже очень охотно, радостно работали вместе со старцем. Он мог подбодрить пословицей, даже просто вниманием, но никогда не было при этом пустословия. Из воспоминаний его келейника известно, что в обитель он пришел в 18 лет тайно от отца, но с благословением матери. Дома была трудной жизнь, так как к общим крестьянским работам многодетной семьи прибавлялись переживания матери, страх ребятишек перед отцом, очень несдержанным на руку, любящим выпить. В обители – это был первый монастырь в его жизни, который он увидел, – ему было так хорошо, как в раю. Внимание, доброжелательность братии расположили его, и он попросился у настоятеля в число братии. Его приняли. На общих послушаниях, в труде человек раскрывается, ему виднее себя и другим ясно, каков он. Алеша, как звали до пострига отца Андроника, работал в прачечной, на кухне, потом в скиту. Оттуда взяли в армию, где он прослужил рядовым 3 года и 6 месяцев. Едва успел вернуться, началась Первая мировая война. Еще три с половиной года пробыл в Австрии, в плену. Вернулся в 1918 году, и вскоре обитель закрыли. Недолго пожил на квартире, взял его викарный епископ к себе в послушники, откуда он в годы репрессий попал на Колыму, был на Сахалине, потом уже в Новосибирске. Отбыл срок и остался работать у своего начальника по его просьбе. Там узнал об открытии Глинской пустыни и в 1948 году вернулся в нее. Был благочинным. Вероятно, в это время стал выписывать из Евангелия, Апостола, псалмов, Пролога и других книг то, что было особенно близко и что могло пригодиться в беседе с братией. К нему обращались почти все, а приезжие обычно обращались к отцу Серафиму – духовнику, хотя строгого и обязательного разделения не было. Чтобы слова действовали, он много молился. Никто не видел его подвигов, все видели его всегда умиротворенным, бодрым, живым, очень внимательным к каждому. Был он всегда свободен той внутренней свободой, которая доступна лишь тому, кто ни к чему не привязан, никаких перемен не боится, ни о каких приобретениях не заботится, умеет довольствоваться самым необходимым. Дается она победой надо всем, что держит в плену, победой над страстями. Конечно же, победа эта была и Божьей победой над немощами человеческими, но труд, понуждение себя, преодоление даже самого естественного желания (выспаться, например) – от человека.
По молитвам старца Андроника (Лукаша) также происходило много удивительного в Глинской пустыни. Как-то долго стояла жара, и отец Андроник стал всех собирать на молебен в поле. Богомольцы поставили в поле список чтимой иконы Рождества Пресвятой Богородицы, зажгли свечи. Отец Павлин читал ектении, отец Андроник просил у Господа дождя. Просил теми же словами, что в Требнике: «Даждь дождь земле жаждущей, Спасе!» – с уверенностью обращаясь к Богу, Который рядом присутствует и не может не услышать, и не исполнить просьбы. На небе не было ни единого облачка. Казалось бы, нет никакой надежды, но Бог услышал молитвы страждущих и даровал дождь.
Пусть каждый из нас уже сейчас ежедневно в келейной молитве обращается к покровителю Колымы, преподобному Андронику.
Преподобный Серафим (Романцов)
Среди Глинских старцев, канонизированных Украинской Православной Церковью, в лике святых прославлен и преподобный Серафим (Романцов) (1885–1976). На протяжении долгих лет он исполнял послушание духовника Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни. Сила наставлений преподобного Серафима (Романцова) заключается и в том, что он в своей жизни неуклонно следовал истинам, которые сам проповедовал. Отец Серафим оставил большое эпистолярное наследие.
В святом крещении будущий великий старец получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910-м году тоже поселился в Глинской пустыни. После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Серафим (Романцов) и отец Зиновий (Мажуга) перебрались в благословенную Иверию. Их приняли в Драндский Успенский монастырь близ Сухуми.
Кавказские горы, подобно Египетской пустыне, издавна служили местом аскетических подвигов христиан, посвятивших себя Богу. Но в то тяжелое время монахам не давали покоя даже в горах. Постоянно устраивали облавы, поэтому священнослужители были вынуждены оставить свои кельи. В 1925 году был закрыт Драндский монастырь. В горах Кавказа отец Серафим основал монашескую общину и был духовником пустынножителей, но вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и Глинские старцы.
Глинских старцев очень любили и почитали. По их святым молитвам происходило много чудес. Теперь мощи преподобных Серафима (Амелина), Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) перенесены в Глинскую пустынь, а мощи преподобного схимитрополита Серафима (Зиновия Мажуги) покоятся в Александро-Невском храме в Тбилиси. Мы имеем твердое убеждение, что эти великие старцы предстоят Престолу Божию и молятся о нас грешных.
Преподобные отцы наши Глинстии, молите Бога о нас!
Преподобный Серафим (Амелин) (1874–1958)
В ХIХ веке Глинская пустынь по числу духоносных старцев и их подвигам сравнивалась с Оптиной пустынью. Преподобный Серафим (Амелин) был последователем великих старцев Глинской пустыни. С его именем связано возрождение духовной жизни обители в ХХ веке. (Глинскую пустынь закрывали дважды: в 1922 году и в 1961 году.)
Отец Серафим (в миру Симеон Дмитриевич) родился в крестьянской семье 21 июля 1874 года в деревне Соломино Фатежского уезда Курской губернии. Благочестивы родители сумели с детских лет привить свои детям любовь к Богу и ближним.
Родной дядя Симеона (о. Нил) подвизался в Глинской пустыни. Симеон и его старший брат Тихон, также стали послушниками Глинской пустыни.
Когда в 1893 году, сразу после смерти матери, Симеон ушёл в монастырь, отец был очень недоволен, но позже смягчился, приехав навестить сына, сказал ему: «Раз ушел в монахи, так уж и живи, не уходи отсюда».
В монастыре Симеон, как и все, сначала трудился на общих послушаниях, ежедневно ходил на откровение помыслов к старцам, обучался подвигам поста и молитвы, читал творения святых отцов. В 1899 году послушник Симеон был пострижен в рясофор, а 28 ноября 1904 года – в мантию с именем Серафим. В 1913 году монах Серафим был рукоположен во иеродиакона, а в 1917 году – во иеромонаха, в этом же году его назначили исполнять должность ризничего в обители. Во время революции он тайно принял схиму с тем же именем Серафим. Настоятель обители архимандрит Нектарий, видя духовную зрелость отца Серафима, назначил его в ноябре 1919 года казначеем обители. В 1920 году иеромонах Серафим он был награжден наперсным крестом за усердное исполнение послушания.
После закрытия Глинской пустыни отец Серафим жил в селе Ковенки Шалыгинского района Курской (после 1938 г. Сумской) области, занимался столярно-слесарными работами, а с 1941 года стал служить в Ильинской церкви села Ковенки. Многие верущие приходили к нему за советом и получали духовную поддержку. В Глинскую пустынь подвижник вернулся в 1942 году, активно участвовал в восстановлении обители. Своей кротостью и любовью он всех привлекал к себе, многие приходили к нему на откровение помыслов.
29 мая 1943 года иеросхимонах Серафим был утвержден в должности настоятеля Глинской пустыни и возведен епископом Белгородским Панкратием (Гладковым) в сан игумена.
Став настоятелем, игумен Серафим усилил свои подвиги и слезно молился о возрождении духовной жизни обители. По свидетельству современников, особой отличительной чертой духовности старца Серафима было его миротворчество. Мир Христов, который царил в его душе, он нес всем окружающим и объединял самых разных людей. Старца Серафима глубоко почитали все правящие архиереи.
Подвижник принял настоятельство в возрасте 69 лет, к этому времени стяжал высокие монашеские добродетели и удостоился многих благодатных дарований. Прозорливому старцу были открыты мысли и чувства, приходящих к нему людей. Подвижник непрерывно творил Иисусову молитву, поэтому говорил крайне мало, но люди отмечали, что лишь побыв в его келье, даже не обменявшись ни одним словом, получали духовное утешенные.
Он умел оставаться спокойным в любой ситуации. Смиренный старец всех покорял своей кротостью и любовью. Во время настоятельства старца Серафима жизнь обители была наполнена миром духовным и тишиной. Это отмечали не только братия, но и многочисленные паломники, посещавшие Глинскую пустынь.
В феврале 1957 году восьмидесяти четырёхлетний старец Серафим обратился к епископу Евстратию с просьбой освободить его по болезненному состоянию и старости от обязанностей настоятеля. По его благословению настоятелем выбрали архимандрита Тавриона, который находился в обители с 1913 по 1922 г., обучаясь в живописной мастерской под руководством о. Серафима, затем отец Таврион посетил Глинскую пустынь в начале 1957 года.
По распоряжению Святейшего Патриарха Алексия архимандрит Таврион (в миру Тихон Данилович Батозский, (1898–1978)) был назначен настоятелем Глинской пустыни 14 марта 1957 года, а 25 апреля принял все дела от архимандрита Серафима. Но в должности настоятеля архимандрит Таврион пробыл менее года, а 13 января 1958 года старец Серафим, по желанию братии, опять был назначен настоятелем Глинской пустыни.
В субботу 18 октября 1958 года в день памяти великих Московских святителей подвижник отошел ко Господу.
В воскресенье вечером игумен Феоген (Таран) совершил заупокойное всенощное бдение. В понедельник 20 октября на погребение великого старца прибыл епископ Степанаванский Зиновий (Мажуга). Погребение совершили при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев, глубоко почитавших о. Серафима. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. И после смерти старец не оставил своих духовных чад.
После закрытия обители в 1961 году при перезахоронении усопших старцев от храма на общее кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима.
16 августа 2008 в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни состоялось прославление в лике святых преподобных старцев Глинских, в этот день был причислен к лику святых и схиархимандрит Серафим(Амелин). (Память Собора прп. Глинских старцев – 9 /22 сентября.)
Величание
Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Глинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Собор преподобных старцев Глинских: 13 Глинских старцев.
1. Преподобный Филарет – игумен Филарет (Данилевский), настоятель (1817–1841);
2. Преподобный Иннокентий – архимандрит Иннокентий (Степанов), настоятель (1862–1888);
3. Преподобный Иоанникий – схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), настоятель (1888–1912);
4. Преподобный Серафим – схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель (1943– 1958);
5. Преподобный Илиодор – схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) (1795–1879);
6. Преподобный Василий – иеросхимонах Василий (Кишкин; † 1831);
7. Преподобный Макарий – иеросхимонах Макарий (Шаров; 1801–1864);
8. Преподобный Евфимий – схимонах Евфимий (Любимченко; 1795–1866);
9. Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; † 1898);
10. Преподобный Феодот – монах Феодот (Левченко; † 1859);
11. Преподобный Архипп – схимонах Архипп (Шестаков; † 1896);
12. Преподобный Досифей – монах Досифей (Колченков), благоговейный
13. Преподобный Мартирий – монах Мартирий (Кириченко; † 1865).
Преподобные Глинские старцы, молите Бога о спасении душ наших!
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Старцы Глинской Пустыни.
Прославление собора преподобных старцев Глинских
В субботу 16 августа 2008г. в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни состоялось прославление в лике святых преподобных старцев Глинских.
Столь больших и многолюдных торжеств еще не знала возрождающаяся Глинская пустынь. Множество автобусов, автомобилей из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдовы, Киргизии, Грузии и др. привезли сюда паломников на поклонение прославляемым ныне Глинским старцам.
Накануне, 15 августа, в 17:00 началась служба с Великим славословием. Богослужение совершалось на площади монастыря. В центре площади на деревянном помосте был установлен престол. Вокруг алтаря поставлены деревянные столбы, деревянное перекрытие сверху покрыто пленкой. Перед алтарем на площади находились восемь рак с мощами. Справа от Царских врат — мощи преподобных:
• иеросхимонаха Макария (Шарова),
• схиархимандрита Серафима (Амелина),
• монаха Феодота (Левченко),
• схимонаха Архиппа (Шестакова);
Слева от Царских врат — мощи преподобных:
• игумена Филарета (Данилевского),
• архимандрита Иннокентия (Степанова),
• схиархимандрита Иоанникия (Гомолко),
• схиархимандрита Илиодора (Голованицкого).
По 6-й песни канона была совершена лития по Глинским старцам. Во время богослужения многочисленные паломники прикладывались к мощам, молились на площади, исповедовались.
В день торжества, в субботу 16 августа, Божественная литургия началась в 8:30.
Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины в сопровождении архиереев и около 90 пар священнослужителей при пении тропаря «Рождество Твое, Богородице Дево» проследовал от Архиерейского корпуса Глинской пустыни до алтаря на площади. Блаженнейший Владимир возглавил богослужение. Ему сослужили архиепископы: Ровенский и Острожский Варфоломей, Херсонский и Таврический Иоанн, Конотопский и Глуховский Лука; епископы: Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Александрийский и Светловодский Пантелеимон, Бердянский и Приморский Елисей, Нежинский и Прилуцкий Ириней, Сумской и Ахтырский Александр (всего10 архиереев).
На Литургии после малого входа была отслужена последняя заупокойная лития по Глинским старцам. Провозглашена им всем «Вечная память». «Вечную память» пели все богомольцы на площади.
Далее епископ Сумской и Ахтырский Иларий зачитал краткие жития Глинских старцев, сказав сначала о величии Глинской пустыни и ее преподобных старцев. Краткие жития читались на русском языке.
Во время чтения житий справа от епископа стояли в митрах два архимандрита и держали большую икону «Собор преподобных старцев Глинских», над иконой иподиаконы держали четыре рипиды.
После чтения житий хор пропел Тропарь преподобным старцам Глинским. (В это время икону перенесли в центр площади).
На Литургии Блаженнейший Митрополит Владимир Киевский и всея Украины произнес проповедь, в которой подчеркнул, что сама благодать Святаго Духа собрала нас в месте подвигов Божиих людей, чтобы их прославить.
Далее он сказал, что сегодня все, кто присутствует здесь, все равно — молятся они или нет, хорошие у них мысли или плохие, независимо от этого, если они присутствуют здесь, то сподобляются великой участи прославить имя Божие и Его святых угодников.
Митрополит отметил, что святость открывает Божественные истины. Угодники безропотно несли свой крест. Кто потрудится, тот возрадуется. Святость помогает видеть истину, понимать цель жизни. Господь нас всех ведет к этой святости, дает все возможности. Если падаем — можем встать. Над нами целое облако угодников. Они — наше упование и надежда, пример, как простым людям славить Бога, воздать Богу благодарность, прославлять Матерь Божию.
Пусть это событие покажет, что имеем великую силу в угодниках Божиих. Пусть радость о Господе наполнит наши сердца.
Завершился процесс канонизации святых, а их останки стали почитать святыми мощами. Из тринадцати прославленных старцев обретены мощи лишь девяти. Восемь будут храниться в Глинской пустыни, а мощи Василия (Кишкина) обретены в Площанской обители Брянской епархии.
Иноков в Глинской пустыни пока немного, и не столь быстро, как им хотелось бы, восстанавливается монастырь, но им удалось достичь главного: восстановлен суточный круг богослужений. Вокруг этого духовного стержня строится и все остальное. Будет введен строгий Глинский устав, по типу Афонского. И Прославление старцев этим не заканчивается. В обители уверены, что к Собору Глинских старцев присоединятся еще несколько подвижников и хранителей Православной веры.
Весь день к мощам шли паломники. Среди них было много иноков и инокинь из других обителей Украины и России. Каждый старался иконы освятить на мощах преподобных Глинских старцев.
В марте 2009 г. к лику святых причислены Глинские старцы:
• Схиархимандрит Андроник (Лукаш; † 1974)
• Схимитрополит Серафим (Мажуга; †1985)
• Схиархимандрит Серафим (Романцов; † 1976)
Прославленные в лике святых старцы Глинской пустыни
(Данные по состоянию на 1 мая 2009)
I. Собор преподобных старцев Глинских: 13 Глинских старцев.
1. Преподобный Филарет — игумен Филарет (Данилевский), настоятель (1817—1841);
2. Преподобный Иннокентий — архимандрит Иннокентий (Степанов), настоятель (1862—1888);
3. Преподобный Иоанникий — схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), настоятель (1888—1912);
4. Преподобный Серафим — схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель (1943— 1958);
5. Преподобный Илиодор — схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) (1795—1879);
6. Преподобный Василий — иеросхимонах Василий (Кишкин; † 1831);
7. Преподобный Макарий — иеросхимонах Макарий (Шаров; 1801—1864);
8. Преподобный Евфимий — схимонах Евфимий (Любимченко; 1795—1866);
9. Преподобный Лука — схимонах Лука (Швец; † 1898);
10. Преподобный Феодот — монах Феодот (Левченко; † 1859);
11. Преподобный Архипп — схимонах Архипп (Шестаков; † 1896);
12. Преподобный Досифей — монах Досифей (Колченков), благоговейный († 1874);
13. Преподобный Мартирий — монах Мартирий (Кириченко; † 1865). Прославление состоялось 16 августа 2008 года в Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни. Память Собора — 9 (ст.ст.)/22 сентября (н.ст.).
II. Преподобные отцы Святогорские, духовные чада и воспитанники преподобного Филарета Глинского: 5.
1. Преподобный Арсений, архимандрит Святогорский († 1859);
2. Преподобный Герман, архимандрит Святогорский (†1890);
3. Преподобный Феодосий, иеромонах Святогорский (†1850);
4. Преподобный Киприан, иеромонах Святогорский (†1874);
5. Преподобный Иоанн, Затворник Святогорский († 24 августа 1867 года, также в составе собора Курских святых).
Прославлены в составе Собора святых «иже во Святых Горах на Донце просиявших», 12 июля 2008 года в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры. Преподобный Иоанн Затворник Святогорский прославлен ранее в 1995 году. Память Собора Святогорских святых — 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.).
III. Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев).
Пребывание в Глинской пустыни под духовным руководством игумена Филарета: декабрь 1825 года — июнь 1829 года.
Прославлен в лике преподобных в 2000 году. Память 18 (ст.ст.)/31 мая (н.ст.).
IV. Преподобномученики Алма-Атинские: 3:
3. Анатолий (1930-1935).
В начале ХХ столетия были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии в Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь Туркестанской епархии, служили также в г. Верный (ныне г. Алматы). Ныне на месте мученической кончины преподобномучеников Серафима и Феогноста – Серафимо-Феогностовская мужская пустынь, в 30 км от города Алматы, в Аксайском ущелье.
Причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г. Память — 29 июля/11 августа.
V. Преподобный Макарий, иеромонах Глинский, Ефремовский (†21.02.1893) — прославлен в составе Собора Тульских святых (соборная память 22 сентября ст.ст./5 октября н.ст.).
VI. Преподобные Глинской Рождества-Богородицкой пустыни
1. Схимитрополит Серафим (Мажуга, †1985);
2. Схиархимандрит Андронник (Лукаш, †1974);
3. Схиархимандрит Серафим (Романцов).
Подвизались в обители до ее закрытия в 1922г. Затем, после открытия обители в 1943г. преп. Андроник (благочинный) и преп. Серафим (духовник) подвизались в монастыре до закрытия в 1961г.
Причислены к лику святых 25 марта 2009г.
ПРЕПОДОБНИИ И БОГОНОСНИИ ОТЦЫ НАШИ ГЛИНСТИИ, / УЧЕНЬМИ ДРЕВНИХ ОТЦЕВ СТАРЧЕСТВО В ОБИТЕЛИ УТВЕР-ДИВШИИ,/ МОЛИТВОЮ. КРОТОСТИЮ, ПОСТОМ И СМИРЕНИЕМ/ В ПОСЛУШАНИИ ЛЮБОВЬ ХРИСТОВУ СТЯЖАВШИИ:/ ВО ДНИ ГОНЕНИЯ В РАЗСЕЯНИИ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ,/ ЯКО ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕСЕХ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ ПРОСВЕТИВШИИ/ И КО ХРИСТУ ПРИВЕДШИИ,/ МОЛИТЕСЯ КО ГОСПОДУ,// ПОМИЛОВАТИ И СПАСТИ ДУШИ НАША.
ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ,/ В ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ В ПОДВИЗЕ ДОБРЕМ ПРОСИЯВШЫЯ,/ И ВСИ ЛЮДИЕ ВОЗВЕСЕЛИШАСЯ,/ ЯКО ИСТОЧНИК БЛАГОДАТИ ЧУДЕСЫ ИЗЛИВАЕТСЯ,/ ТЕМЖЕ УБО СВЯТИИ, ПЕЧАЛЬНИЦЫ ДУШ НАШИХ,/ УМОЛИТЕ ЩЕДРОЛЮБИВАГО БОГА,// МОЛИТВАМИ БОГОРОДИЦЫ НЕБЕСНАГО ЦАРСТВИЯ СПОДОБИТИСЯ.
УБЛАЖАЕМ ВАС,/ ПРЕПОДОБНИИ ОТЦЫ НАШИ ГЛИНСТИИ,/ И ЧТИМ СВЯТУЮ ПАМЯТЬ ВАШУ,/ НАСТАВНИЦЫ МОНАХОВ// И СОБЕСЕДНИЦЫ АНГЕЛОВ.
Старцы Глинской Пустыни. запись закреплена
Александр Курганов
Святые Старцы Глинской пустыни
Александр Курганов запись закреплена
22 сентября Собор Глинских Старцев! «Моим» любимым Глинским Старцам.
Когда кресты все были сбиты,
Закрыты храмы и монастыри,
Колыму и Беламорканал копали вы.
Но сердца Ваши, молитвою Иисусовой хранимы,
Паисий Величковский,Глинский Филарет,Саровский
Серафим,Василий Площанский и Старцы Оптинские
Вот ваша родословная,
Родные братья в Святом Духе Вы.
Любвиобильный Андроник,
В тюрьме,на Колыме узбеки называли ЕГО «МАМА».
Мудрейший Старец Серафим,
Пустынников Кавказких Духовник.
Митрополит Зиновий,в схиме Серафим,
Служил в Тбилиси у Престола Божья,
Был четверть века настоятель Александровского храма,
На Патриаршие служение Илью Второго он благословил.
Спасибо Грузии что Глинских Старцев «приютила».
Cпасибо Старцам что молились о Иверии,
Молились о Святой Руси.
Прославлены у Бога,Церковью,Людьми
Святые Преподобные Андрониче и два Серафима.
Молите у Престола Божия, за ны.
17.01.2020 г.Киев диакон Александр С.
Старцы Глинской Пустыни. запись закреплена
схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Старцы Глинской Пустыни. запись закреплена
схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Старцы Глинской Пустыни. запись закреплена
схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Старцы Глинской Пустыни. запись закреплена
схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Старцы Глинской Пустыни. запись закреплена
схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Как удалить памятозлобие из сердца человека?
Человек может, если обратится к Богу за помощью и приложит все свое старание, удалить из своего сердца эту злую страсть. Для этого ему следует, прежде всего, воздерживаться от ответных обвинений и в самом начале приступа гнева и раздражительности не произносить обидных слов и грубостей, потому что эта страсть побеждается не злом, но противоположными ей добродетелями – любовью, кротостью и смирением.
Человек только тогда найдет полное успокоение своей душе, когда простит своему ближнему его согрешения и будет молиться о нем Богу.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Старцы Глинской Пустыни. запись закреплена
ПАТРОЛОГИЯ
Икона Всех святых земли Русской
«В песнех восхвалим светила незаходимая Российския земли, таинники Божественнаго Слова, Христа славяще, сих просветившаго и возлюбившаго и помощники нам давшаго в скорби. » (светилен, глас 2, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим), – так прославляет Русская Православная Церковь всех святых, подвизавшихся в российских пределах.
Показать полностью. Прекрасный канон Всем святым, в земле Русской просиявшим, был написан святителем-исповедником Афанасием Ковровским (Сахаровым; † 1962). Благоговейный молитвенник и боголюбивый подвижник, он глубоко чтил родных ему по духу праведников, подвизавшихся на российской земле. Именно по его благословению была написана М. Н. Соколовой (впоследствии мон. Иулиания) икона Всех русских святых. Не позднее конца 1933 – начала 1934 года Мария Николаевна получила от святителя Афанасия благословение на написание для него келейного образа собора святых земли русской.
В январе – мае 1934 года икона была написана. Этой работе предшествовал продолжительный подготовительный период. Иконография и состав святых подробно обсуждались со святителем Афанасием. «В памяти моей еще живут воспоминания, как писался образ Всех святых, в земле Русской просиявших. Марии в то время было около 30-ти лет, она посмотрела сотни житий святых, сказаний, статей, книг. Подняла огромный иконографический материал. По количеству духовных знаний и труда, вложенных Марией, образ Всех русских святых равен, а возможно, и превосходит любую докторскую диссертацию. Были выполнены сотни эскизов, зарисовок, многие-многие часы проведены в молитвах, раздумьях, сомнениях. » (из воспоминаний В. В. Быкова).
Образ получился настолько цельным и гармоничным, что трудно поверить в то, что это вновь созданная композиция. В верхней части изображены Матерь Божия, св. Иоанн Предтеча, Архангелы, святые Вселенской Церкви, предстоящие Святой Троице, и в то же время молитвенно поддерживающие подвижников и праведников Русской земли. Группы русских святых собраны по землям и включают в себя святителей, мучеников, преподобных, блаженных, предстоящих Богу и покровительствующих не только местам своих подвигов, но и всей русской земле.
«. Как только открылось в Москве метро, Владыка Афанасий с этой иконой проехал от «Сокольников» до «Парка культуры». И говорил: «Это метро освящено мною иконой Всех русских святых». Я проезжал с этой иконой и прочитал все молитвы на освящение этого метро», – вспоминала келейница Владыки Афанасия Н. С. Фиолентова.
Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, появилась на 20 лет позже иконы, но связано это было прежде всего с тяжелыми обстоятельствами жизни Епископа-исповедника, его многолетним пребыванием в узах и заточении. Он закончил свою работу над службой Всем русским святым в 1953 году. В 1954 году келейная икона Владыки Афанасия, написанная М. Н. Соколовой, побывала на первом престольном празднике в Троице-Сергиевой Лавре, в храме в честь этого праздника, расположенном в крипте Успенского собора.
Он писал по этому поводу Марии Николаевне: «Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех Русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей Троице-Сергиевой Лавре. Даже сожалею, что тогда не пришла мне мысль о том, чтобы эту святую икону оставить там в качестве храмовой навсегда. Думаю, что там есть уже такая икона, и Вашей же рукой написанная. Но хотелось бы там оставить «первописанную», а не копию. Может, это и устроится? Я очень люблю эту святую икону и дорожу ей, но с радостью уступил бы ее для родной Лавры. Если Вы имеете какие-либо связи с Лаврой, я был бы только благодарен Вам, если бы Вы эту передачу устроили.
Только хотел бы, чтобы на обороте иконы была записана ее история, примерно в таком виде: «Сей святый образ Всех святых, в Земле Русской просиявших, первый в такой (композиции), по благословению и указанию Преосвященнейшего Афанасия, епископа Ковровского, написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442-е, от Рождества же по плоти Бога Слова 1934-е, в январе-мае месяцам. Освящен сей образ Преосвященнейшим Афанасием после малой вечерни под неделю Всех святых, в Земле Русской просиявших, 27 мая-июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса в селении Лосино-Островской Московской области при участии хора Московского Святителя Николая, что в Кленниках церкви».
Об этой надписи должны знать очень немногие, и после ее написания обратную сторону иконы надо будет обтянуть какой-либо материей. Мне хочется оттенить в надписи, что икона, Вами написанная, первая с таким расположением святых. Раньше Вашей иконы Всех русских святых, но в ином их расположении, есть древняя икона, Вам известная. Она издана частями в альбоме музея Петроградской Духовной Академии. Вторая в таком же роде незадолго до Вашей написана в Старой Руссе протоиереем В. Пылаевым. Теперь она в кабинете Патриарха.
И еще одно замечание по поводу нашей иконы. Ее, кажется, надо будет дополнить двумя изображениями. Я слышал, будто в Алма-Ате хранится предание, что там был Апостол Матфей, только я не знаю точно: евангелист или Матфий, избранный на место Иуды, и что в Желободе (в Средней Азии) хранится и весьма почитается могила праведного Иова. Это все надо хорошенько проверить. И если это верно, то и праведного Иова, и святого Апостола надо изобразить в лике небесных молитвенников о Русской Земле, около пророка Илии и Апостола.
Простите, родная моя, что с первым же письмом я обращаюсь к Вам с просьбами и поручениями. Но все, что касается нашего праздника и нашей иконы, мне очень дорого, и я спешу высказать мои пожелания, ибо не знаю, что породит грядущий день. »
В другом своем письме от 30 сентября 1959 года святитель Афанасий упоминает о том, что «будет в Лавре и митрополит Нестор, который будет искать Вас для переговоров об иконе Всех русских святых. »
По свидетельству протоиерея Владимира Воробьева икона Всех русских святых была написана матушкой и для митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова, † 1990), и эта икона находится до сих пор в Прибалтике. Известны иконы собора русских святых, находящиеся в московском Даниловом монастыре, в соборе города Тутаева-Борисоглебска. Две иконы русских святых, написанные матушкой Иулианией – келейная святителя Афанасия и храмовая, написанная для лаврского храма Всех русских святых, до сих пор находятся в Троице-Сергиевой Лавре.
Таким образом монахиней Иулианией было написано не менее 5-ти икон Всех русских святых. Немного отличаясь в деталях, в целом они сохранили композицию и цветовой строй первоначальной иконы.
Святитель Афанасий отошел ко Господу в 1962 году, а в 2000 году был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1981 году упокоилась матушка Иулиания.
Новые и новые святые появляются в соборе русских праведников в историческом течении времени. Не будем же забывать обращаться к ним в этот особый для Русской церкви день – праздник Всех русских святых, как известных нам, так оставшихся сокровенными от людей, но известных Богу, сияющих как множество звезд в Царстве Небесном:
«Нощней тьме огустевающей, умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся. Тако и умножившейся на земли греховней тьме, возведем горе очи наши, братие, и, сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к Небесному отечеству потщимся, его же да не лишит Господь нас, грешных, молитвами святых своих. » (седален, глас 7, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).
Лариса Узлова