собор дивеевских святых 27 июня

Дивеевская Голгофа

Митрополит, епископ, сельские батюшки, дивеевские сестры, блаженная и ее келейницы… Их крестный путь был разным, но стояние в вере крепким. И связывала их Дивеевская обитель.

После революции 1917 года в России начались неслыханные гонения на веру. Коснулись они и Серафимо-Дивеевской обители.

В 1919 году Дивеево преобразовали в трудовую артель. Рукодельная артель просуществовала до закрытия монастыря. Скиты и подсобные хозяйства были отняты и разграблены, власти изымали весь выращенный урожай, поэтому сестрам приходилось приобретать на свои средства зерно и картофель для посева. Монахиням не разрешали пользоваться водой с водокачки, и им приходилось ходить пешком на реку. Но в самой обители сестры по-прежнему жили обычным монастырским укладом, храмы еще не были закрыты, богослужения продолжались.

В 1920 году святые мощи преподобного Серафима Саровского были публично вскрыты и через несколько лет переданы в музей атеизма на поругание. Так сам батюшка своей плотью разделил страдание со всей Церковью.

Открылось значение предсказания старца: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются»

В 1927 году открылось значение известного предсказания старца Серафима: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются» – на праздник Рождества Богородицы безбожная власть начала разгон монашествующих, и в недельный срок монастырь был закрыт. В праздничной проповеди на ранней Литургии епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша – и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».

Той же ночью епископа Серафима и архиепископа Тамбовского Зиновия (Дроздова; † 1942, священноисповедника), проживавших тогда в Дивееве, игумению, духовенство и старших сестер арестовали, остальные монахини рассеялись по округе. Поселились они в основном в окрестных деревнях и в самом Дивееве, игумения (после освобождения) с некоторыми сестрами – в Муроме. Для большинства из них начался крестный путь исповедничества, многих ждали аресты, ссылки, каторжные работы…

Среди святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Дивееве особо почитаются шестеро угодников Божиих из числа сестер и духовенства монастыря, а также два архипастыря, чья жизнь Промыслом Божиим оказалась неразрывно связана с обителью, и мученицы, пострадавшие в селе Суворово, что недалеко от Дивеева.

Общее празднование новомученикам и исповедникам Дивеевским совершается в Соборе Дивеевских святых (14/27 июня), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (25 января / 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля) и в Соборе Нижегородских святых (второе воскресенье сентября).

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский и Гдовский
(память 28 ноября / 11 декабря)

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге. Семья святителя принадлежала к одному из самых знаменитых дворянских родов Костромской губернии.

После встречи со святым праведным Иоанном Кронштадтским в 1878 году все важнейшие жизненные решения будущий митрополит принимал только с его благословения. Вскоре после рукоположения (28 февраля 1893 года) молодой священник Леонид Чичагов захотел посетить Саровскую пустынь – место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. Он провел там несколько дней в молитве и побывал везде, где подвизался старец Серафим.

Старица передала ему повеление преподобного Серафима: составить «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»

После Сарова отец Леонид прибыл в Дивеево, где посетил блаженную старицу Пашу Саровскую, которая неожиданно для него передала ему повеление преподобного Серафима на составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». С верой в помощь батюшки Серафима отец Леонид решился издать этот труд, дающий полную картину жизни и подвигов преподобного и значения его для религиозной жизни народа, и поднести императору, чем и будет исполнена воля святого старца.

Промыслом Божиим архимандриту Серафиму уготовано было новое церковное служение. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его хиротония в епископа Сухумского. С этого времени и до конца его дней архиерейское служение оказывалось для святителя Серафима неразрывно связанным с мужественным стоянием за чистоту православной веры и единство Русской Церкви. Его архипастырскому попечению поручали епархии, где требовались особые труды. С 1906 года он занимал Орловскую кафедру, с 1908-го – Кишеневскую, с 1912-го – Тверскую.

В мартовские дни 1917 года владыка Серафим не стал скрывать свое отрицательное отношение к происшедшим в России переменам. 28 декабря Вероисповедный отдел Тверского губисполкома выдал предписание о высылке архиерея из Тверской губернии. Святейший Патриарх Тихон назначил владыку на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши, но гражданская и начавшаяся вскоре советско-польская война сделали отъезд невозможным.

ГПУ вменило в вину святителю Серафиму… организацию прославления преподобного Серафима Саровского

21 сентября 1921 года архиепископ Серафим был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Через несколько месяцев его выслали в Архангельск. Проведя около года в ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву. В апреле 1924 года он был вновь арестован ГПУ, вменившему ему в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского. В мае, по ходатайству Святейшего Патриарха Тихона, владыку освободили, но потребовали выехать из Москвы. Три года он провел в Воскресенском Феодоровском монастыре около Шуи.

К разрешению одной из важнейших задач своего епархиального служения – преодолению «иосифлянского» раскола – митрополит Серафим приступал постепенно, разъясняя в проповедях опасность разделения для канонического единства гонимой Русской Православной Церкви и вступая в переговоры с ведущими представителями «иосифлянского» духовенства. 1 апреля 1928 года владыка благословил во всех приходских храмах города совершить особое молебствование об умиротворении Церкви.

В 1933 году 78-летний митрополит был уволен на покой. Последние годы жизни он провел в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги, продолжая труды над богословскими и аскетическими сочинениями, проводя время в молитвах и приуготовляя себя к встрече со Христом.

В ноябре 1937 года тяжело больного святителя вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне.

Священномученик Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года.

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
(память 13/26 августа)

26 сентября 1908 года он принял постриг с именем Серафим – в честь преподобного Серафима. По окончании Московской духовной академии трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря.

В 1918 году, когда представители новой власти закрыли Кремль, епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. На полтора года они нашли приют в киновии в лесу близ Серафимо-Знаменского скита, которую устроила для них схиигумения Фамарь, духовная дочь владыки Серафима.

3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Дмитровского. Архипастырское служение стало претворением в жизнь его любви ко Христу и ближним.

Святитель и в Бутырке совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди

12 декабря 1922 года последовал первый арест. После окончания допросов владыку перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Епископ Серафим утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой. Он и здесь совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял. По приговору отбывал два года ссылки в Зырянском крае, где совершал Литургию ежедневно.

По окончании срока ссылки он временно поселился сначала в московском Даниловском монастыре, а затем в Борисоглебской Аносиной пустыни. Через год его вызвали на Лубянку и потребовали покинуть Москву.

Получив назначение выехать на шесть месяцев в Дивеево или в Саров, 17 июля 1926 года владыка Серафим приехал в Дивеево. Ссыльному епископу разрешили служить раннюю Литургию в подвальном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Чтобы успеть закончить богослужение прежде, чем начнется служба наверху, приходилось начинать Литургию в 4 часа утра.

Осенью 1927 года представители власти объявили о закрытии Дивеевской обители. В ночь на 22 сентября владыка вместе с епископом Зиновием, игуменией Александрой, старшими сестрами и духовенством был арестован и заключен в Арзамасскую тюрьму. 8 октября епископов и игумению освободили, но через несколько дней владык неожиданно вызвали в Москву. Чтобы не быть орудием в руках ОГПУ, отец Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат.

Священномученик Серафим обладал непоколебимой верой и силой духа. Он был непримирим к обновленческому расколу, к служителям так называемой «живой церкви». Но и к политическому курсу митрополита Сергия он относился строго. Не учиняя раскола и не примыкая к оппозиции, возглавляемой митрополитом Иосифом, владыка Серафим принадлежал, как и его друг епископ Арсений (Жадановский), к «непоминающим» митрополита Сергия за Литургией.

В апреле 1932 года его вновь арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Казахстане, позже перевели на жительство в Уральск, затем в Омск. После ссылки епископ Серафим поселился в Ишиме. Здесь 24 июня 1937 года в числе других духовных лиц он вновь был арестован и приговорен к расстрелу. 26 августа приговор был приведен в исполнение.

Священномученик Серафим (Звездинский) прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Священномученики Иаков (память 16/29 декабря)
и Михаил (память 7/20 ноября) Гусевы

Иаков Иванович был рукоположен во священника в 1911 году и назначен сначала в село Худошино, а вскоре в Свято-Никольский храм села Елизарьева, расположенного недалеко от Дивеева. Отца Иакова и его семью елизарьевцы очень любили, особенно нравились батюшкины проповеди, немногословные, но доходившие до сердца каждого. Его дом в трудные годы был полон нуждающимися в крове родственниками.

Михаил Иванович учился в Варшавском университете на врача, священником стал по благословению своего отца. В Дивеевском монастыре начал служить после рукоположения в 1913 году.

Советская власть установилась в тех краях в феврале 1918 года, а весной 1919-го провели передел земли. Земля делилась по едокам и только на тех, кто ее обрабатывал. Тогда же батюшки, как служители религиозного культа, были лишены избирательных прав.

Дивеевская монахиня Серафима (Булгакова) писала о братьях-священниках: «Они оба родились около монастыря, любили монашенок как родных, и им хотелось, чтобы побольше нас было в Елизарьеве… Службы в Елизарьеве были только по воскресениям и по праздникам, да накануне сорокоусты, но, чтобы утешить нас, отец Иаков служил гораздо чаще. Мы пели и читали на клиросе в будни… Вместе с нами [они] переживали лишение монастыря и всячески нас поддерживали и духовно, и даже материально». Чуть позже братья благословили перевезти из села Пузо и Дивеевскую блаженную Марию Ивановну (Федину).

Вскоре отца Михаила назначили настоятелем храма святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод. Батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, продолжал помогать сестрам разоренной Дивеевской обители, не забывал детей арестованных священнослужителей.

Отец Михаил передал жене записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя»

Перед вторым арестом отца Михаила дважды вызывали в НКВД и предлагали отречься от сана. 31 августа 1937 года он был арестован и обвинен в организации «контрреволюционной церковно-фашистской группы». Перед арестом батюшка оставил жене записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя». Во время допроса отец Михаил категорически отвергал все обвинения.

Отец Иаков постоянно терпел притеснения со стороны властей. В 1930 году он был арестован и заключен под стражу в Горьковскую тюрьму. Дом был изъят. В 1931 году его снова арестовали и «раскулачили». Через четыре года последовал новый арест. Батюшку обвинили в подстрекательстве прихожан к сбору подписей «за неотдачу церкви под зернохранилище». 20 ноября 1937 года, в день расстрела его брата, отца Иакова арестовали прямо в храме и, не позволив зайти домой, увезли в Арзамасскую тюрьму. Как и отец Михаил, на допросе он держался достойно и мужественно, обвинения отверг.

2 декабря последовал приговор: расстрелять, имущество конфисковать. На выписке из протокола стоит запись: «Расстрелян в Горьком 29 декабря 1937 года».

Отцу Михаилу было 47, отцу Иакову – 50 лет. Семьи братьев-новомучеников долгое время не знали об их судьбе, лишь в 1950-х годах они получили ложные сообщения об их смерти по причине болезни.

Священномученики Михаил и Иаков Дивеевские причислены к лику святых 6 октября 2001 года и 30 июля 2003-го соответственно.

Преподобномученицы Пелагия (память 21 октября / 3 ноября)
и Марфа (память 13/26 апреля) (Тестовы)

В конце лета 1919 года монастырю, преобразованному в трудовую артель, было предложено послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Монастырский совет справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия несла послушание портнихи и косца, была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требования представителя власти, за что была арестована и приговорена к трехлетнему заключению.

Для расследования «контрреволюционности» обители в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала еще восемь лет.

После ликвидации монастыря, как и другие дивеевские сестры, находившие пристанище у верующих, Пелагия и Марфа стали жить при храмах. Инокиня Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а инокиня Пелагия – при церкви села Воробьева Арзамасского района. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались. Главным занятием матушек было чтение в храме и молитва. Верующие с уважением относились к сестрам, приходили просить совета и молитв о себе и близких. Они помогали матушкам выжить, делясь с ними продуктами и деньгами.

Независимо друг от друга, обе сестры были арестованы в ноябре 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности. На допросах они давали прямые и ясные ответы, виновными себя не признали. Через три недели, 13 и 14 декабря, инокини были приговорены к заключению в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (в Казахстане) сроком на 8 лет.

Новомученицы не знали, что отбывают срок в одном лагере. Им так и не довелось встретиться

Новомученицам так и не довелось встретиться: лагерь большой, пункты назначения сестер не совпадали. Вряд ли они даже знали о том, что находятся рядом друг с другом. Обе использовались на общих работах. Несмотря на изнуряющий каторжный труд и тяжкие болезни, они добросовестно работали, терпеливо неся свой крест ради Господа. Даже лагерное начальство отмечало хорошее качество работы каждой из сестер, бережное отношение к инструментам и выполнение трудовых норм.

Лагерь стал последним местом их земной жизни, последним испытанием верности и любви к Богу. Инокиня Марфа прожила в лагере три года. Измученная болезнями и трудами, она скончалась в лагерной больнице 26 апреля 1941 года от декомпенсации сердечной деятельности и была похоронена на кладбище лагерного пункта Спасский. Матушка Пелагия скончалась в лагерной больнице от рака 3 ноября 1944 года и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.

Имя преподобномученицы Пелагии включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 6 октября 2001 года, а преподобномученицы Марфы – 7 октября 2002 года.

Преподобномученица Ксения (Черлина-Браиловская; память 2/15 сентября)

После революции и разорения Дивеева матушка Ксения поселилась в селе Александро-Воронцовское Тверской губернии. В 1933 году ее арестовали и приговорили к 8 годам лагерей по обвинению в «участии в контрреволюционной монархической организации». Ее отправили в Коктун-Кульское отделение Карагандинского лагеря НКВД, где она работала телятницей.

В доносе говорилось: «Черлина ходила служить панихиду на казачьи могилы за погибших людей…»

В августе 1937 года монахиня Ксения была арестована в лагере на основании доноса: «Черлина ходила служить панихиду на казачьи могилы за погибших людей. Среди з/к говорила, что мы, Божии люди, должны молиться за память павших, а антихристовой агитации, т.е. советской, мы не должны слушать, наших людей сейчас судят, мы сейчас все Богу преданы, должны терпеть, и Бог нам поможет». В обвинительном заключении говорится: «Состояла в к[онтр]р[еволюционной] группе, которая устраивала нелегальные моления на сопках, где выложили из камней крест, а[нти]с[оветская] агитация, ходила служить панихиду за погибших людей, к/р агитация пораженческого характера».

Виновной себя матушка не признала. 10 сентября 1937 года ее приговорили к расстрелу. Через пять дней приговор был приведен в исполнение.

Монахиня Ксения причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

Преподобноисповедница Матрона (Власова; память 25 октября / 7 ноября)

Вместе с тремя дивеевскими сестрами матушка поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Монахини прислуживали в храме, зарабатывали рукоделием. В апреле 1933 года их арестовали по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области, который считался одним из самых тяжелых.

После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинив в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации». На допросе она отказалась давать показания и не признавала себя виновной.

Инокиню Матрону приговорили к 10 годам заключения в Карлаге, где она трудилась в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения она поселилась в селе Выездном близ Арзамаса (сейчас здесь один из дивеевских скитов). Главным ее занятием по-прежнему было служение в храме.

19 октября 1949 года матушку вновь арестовали по материалам старого дела (1937 года) и отправили в ссылку в Казахстан. Ее обвинили в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви с. Веригина, но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М.Г., в следственном деле не имеется».

В общей сложности преподобноисповедница Матрона Дивеевская провела в лагерях 17 лет

В общей сложности преподобноисповедница Матрона Дивеевская провела в лагерях 17 лет. Ее брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни она проживала в родном селе Пузо в семье брата.

Инокиня Матрона была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запрещения и преследования.

Матушка мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Ее похоронили слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских. 6 октября 2001 года решением Священного Синода инокиня Матрона (Власова) причислена к лику святых. Мощи преподобноисповедницы обретены 5 сентября 2007 года. Ныне они покоятся в Казанском соборе Дивеевского монастыря.

Святые мученицы Пузовские Евдокия Шейкова, Дария Тимолина,
Дария Сиушинская и Мария
(память 5/18 августа)

Родилась Евдокия Шейкова (иногда пишут Шикова) 11/24 февраля 1856 года в селе Пузо в семье крестьян. Рано осталась сиротой, воспитывалась в семье дяди, который был церковным старостой. Дуня была очень благочестива, много ходила по святым местам, бывала в Саровской и Дивеевской обителях. С юных лет она немного юродствовала: круглый год ходила в теплой шали и зипуне, терпеливо переносила насмешки и побои. В 20 лет Дуня сильно заболела и уже не вставала. К ней приходили девушки – хожалки, которые ухаживали за ней. Вместе с ними блаженная создала некое подобие иноческой общины.

У Евдокии было пять послушниц. Три из них – Дария Тимолина, Дария Сиушинская и Мария – пострадали вместе с ней, а другие смогли свидетельствовать о жизни и страданиях мучениц.

Блаженная Евдокия вела строгую подвижническую жизнь, приучала к тому же и своих послушниц. Она несла подвиг юродства Христа ради. Еще при жизни Господь сподобил ее дара прозорливости и исцелений. Матушка очень любила с послушницами и с приходившими к ней петь церковные песнопения, много молилась. Знавшие подвижницу сельчане почитали ее как старицу.

Мученица Дария Тимолина пришла к блаженной вопреки воле родителей. Ни побои, ни угрозы, ни то, что родные просватали ее и насильно увели домой, не могло заставить девушку отказаться от несения подвига у Дуни. 20 лет, до самого ареста, она не выходила из Дуниной кельи: ни в церковь, ни к родным (причащались они на дому). Дария была большая постница, от Дуни все принимала с радостью, даже когда та ее ругала. Дух у нее непрестанно горел к Богу. К моменту расстрела ей было 40 лет.

Мученица Дария Сиушинская непрестанно молилась Иисусовой молитвой. Когда еще была в миру, проходила каждый день Псалтирь – всю, без отдыха, стоя на ногах. Была очень смиренна. У Дуни она прожила три года. На момент казни ей тоже было 40 лет.

Мученица Мария прежде была замужем. После того как ей явился святитель Николай Чудотворец и исцелил, она пошла странствовать. К Дуне пришла также по велению святителя. Мария служила Дуне семь лет, была смиренна, как ребенок. Ради Господа она ушла от мужа, которого любила, и своего имени и фамилии никому не открывала, чтобы муж и родные не нашли ее. В последний год у Марии сильно болела нога, она с трудом передвигалась. Зная, что их убьют, подвижница, как и другие хожалки, добровольно пришла разделить участь своей наставницы.

Безбожники непрерывно били блаженную Дуню больше суток, сменяя друг друга

Святую Евдокию и ее келейниц арестовали в августе 1919 года. Безбожники непрерывно били Дуню больше суток, сменяя друг друга. Никого к ней не пускали. Когда побои прекратились, старица упросила солдата позвать священника. За два часа до мученической кончины Дуня и ее верные послушницы исповедались и причастились.

Несмотря на суровость подвигов мученицы Евдокии, на кажущуюся строгость и чрезмерную требовательность к окружающим, люди трепетно относились к ней и даже своими телами старались закрыть ее от побоев, когда блаженную везли на казнь.

И в день смерти, и позже Господь прославлял Своих угодниц многими чудесами.

Расстреляли их 18 августа 1919 года и погребли в одной могиле.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Евдокия, Дария, Дария и Мария Пузовские были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. После прославления мощи святых мучениц были подняты и ныне почивают в Успенском храме села Суворово. Ежегодно в день их памяти сюда стекаются многочисленные паломники и духовенство.

Тропарь новомученикам Дивеевским общий, глас 5-й

Ликует ныне земля Российская в прославлении новых мученик своих, ихже обитель Дивеевская изведе, иже верою, терпением и кротостию первым христианом уподобилися суть и ныне молятся о спасении душ наших

Источник

Собор Дивеевских святых

Дни памяти

Житие

Богослужения

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
9 марта 2017 года (журнал № 15)

Ме́сяца ию́ня в 14-й день
Собо́р святы́х Диве́евских

На ма́лей вече́рни

На Го́споди, воззва́х: стихи́ры святы́х на 4, глас 5:

Не́бо звезда́ми, Влады́ко, украси́вый/ и святы́ми Твои́ми всю зе́млю просвети́вый,/ светоно́сный собо́р Диве́евских святы́х яви́л еси́,/ Тебе́ возлюби́вших и всем се́рдцем взыска́вших,/ Твое́й же Пречи́стей Ма́тери послужи́вших,/ и́же не престаю́т ми́лостивно хода́тайствовати о нас,/ светолу́чными сия́нии чудотворе́ний озаря́юще/ и многоразли́чных обстоя́ний избавля́юще./ И́хже про́сим: о святи́и, моли́теся о нас,// чту́щих любо́вию святу́ю па́мять ва́шу. Два́жды

Мно́жество звезд, Вседержи́телю, сотвори́вый/ и тьму нощну́ю тем просвеща́ти повеле́вый,/ светоявле́нный лик святы́х земли́ Диве́евския/ в Ца́рство сла́вы несказа́нныя прия́л еси́/ и те́плых хода́таев нам дарова́л еси́./ Мы же, благода́рни су́ще, вопие́м:/ о уго́дницы Бо́жии!/ Моли́теся о нас приле́жно,/ е́же усе́рдно Бо́гу угожда́ти,/ ве́ру Правосла́вную соблюда́ти,/ от бед Оте́честву на́шему изба́витися// и всем, почита́ющим вас любо́вию, спасти́ся.

Глас 4:

Преподо́бне о́тче Серафи́ме,/ любо́вию к Бо́гу распала́яся,/ тле́нная вся оста́вил еси́/ и избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́,/ о оби́тели же Ея́ попече́ние оте́ческое име́я/ и неизрече́нных та́ин открове́ние прие́м,/ по благослове́нию и во́ли Ея́ вся устроя́л еси́./ О ста́рче ди́вный и богому́дрый,/ и́стинный наста́вниче на путь спасе́ния,/ учи́телю любве́ и целому́дрия!/ Диве́ево ди́вное тобо́ю ны́не сла́вится/ и свята́я ра́ка твоя́ оби́тель сию́ украша́ет,/ к не́йже я́ко к самому́ тебе́ припа́даем, прося́ще:/ не забу́ди нас, ра́досте на́ша,// Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Сла́ва, глас 2:

Днесь Це́рковь Ру́сская лику́ет/ и прославля́ет собо́р Диве́евских святы́х,/ во оби́тели до́брыми по́двиги/ во вся́цем чи́не и зва́нии подвиза́вшихся,/ зна́емых ку́пно и незна́емых,/ и́хже имена́ написа́шася в кни́зе жи́зни./ Тех предста́тельством и покро́вом Пречи́стыя Богоро́дицы/ Оте́чество и оби́тель на́шу в ми́ре сохрани́,// Многоми́лостиве Христе́ Бо́же наш.

И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:

Все упова́ние мое́ на Тя возлага́ю,/ Ма́ти Бо́жия,// сохрани́ мя под кро́вом Твои́м.

На стихо́вне стихи́ры святы́х, глас 5.

Подо́бен: Преподо́бне о́тче:

Преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро!/ Явле́нием тебе́ Цари́цы Небе́сныя/ Диве́ево ди́вно освяти́ся/ и от Нея́ четве́ртым жре́бием нарече́ся./ Ты же, мно́гими труды́ и терпе́нием/ в сле́зном покая́нии основа́ние оби́тели положи́вши/ и благода́ть Свята́го Ду́ха стяжа́вши,/ ны́не в Небе́сных черто́зех лику́еши// и мо́лишися о спасе́нии душ на́ших.

Стих: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Бог Изра́илев.

Преподо́бная ма́ти на́ша Ма́рфо!/ Ты, ангелоподо́бнаго ра́ди жития́ твоего́,/ возлю́бленная учени́ца преподо́бнаго Серафи́ма была́ еси́/ и открове́ние о гряду́щей сла́ве Диве́ева от него́ прия́ла еси́,/ моле́ние о е́же основа́ти оби́тель Ме́льничную с ним соверши́вши,/ на служе́ние в ней/ Цари́цею Небе́сною избра́на была́ еси́,// Ю́же моли́ о спасе́нии душ на́ших.

Стих: Святы́м, и́же суть на земли́ Его́,/ удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

Сла́ва, глас 6:

Благоче́стие свое́/ в прославле́нии твое́м, преподо́бне о́тче Серафи́ме,/ святы́й царь Никола́й явля́ет/ и, тя я́ко вели́каго уго́дника и чудотво́рца почита́я,/ со свято́ю цари́цею Алекса́ндрою/ пред мощьми́ твои́ми усе́рдно мо́лится:/ да Госпо́дь бла́гость Свою́ низпо́слет на Русь Святу́ю,// да́руя ей ве́лию ми́лость.

И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже: Творе́ц и Изба́витель:

Тропа́рь пи́сан на вели́цей вече́рни.

На вели́цей вече́рни

Блаже́н муж: 1-й антифо́н. На Го́споди, воззва́х: стихи́ры на 8, глас 1.

Подо́бен: О ди́вное чу́до:

О ди́вное чу́до!/ Всенепоро́чная Ма́ти Све́та,/ избра́вши в жре́бий Свой оби́тель Диве́евскую,/ блага́я обетова́ния о ней изрече́,/ благослове́ние Бо́жие и ми́лость Свою́ явля́ющи,/ да любо́вию Ей благода́рственно воспева́ем:/ Благода́тная, ра́дуйся,/ с Тобо́ю Госпо́дь,// подая́й ми́рови Тобо́ю ве́лию ми́лость.

Ди́вны Твоя́ та́йны, Богоро́дице,/ по сло́ву нело́жнаго обетова́ния/ оби́тель Твою́ при́сно посеща́еши,/ боже́ственными сия́нии А́нгельских во́инств обступа́ема/ и чи́ны всех святы́х земли́ Диве́евския прославля́ема,/ с ни́миже Тебе́ любо́вию воспева́ем:/ Благода́тная, ра́дуйся,/ с Тобо́ю Госпо́дь,// подая́й ми́рови Тобо́ю ве́лию ми́лость.

О ди́вное чу́до!/ Благослове́нная оби́тель Диве́евская/ четве́ртый уде́л Бо́жия Ма́тере нарица́ется,/ в не́йже сонм святы́х быва́ет/ и земли́ Ру́сской сла́ву ве́лию явля́ет./ Мы же, к ним припа́дающе, те́пле вопие́м:/ о уго́дницы всехва́льнии,/ Го́сподеви моли́теся// дарова́ти душа́м на́шим мир и ве́лию ми́лость.

Глас 2.

Подо́бен: Ки́ими похва́льными венцы́:

Ки́ими похва́льными добро́тами/ ублажи́м преподо́бнаго Серафи́ма?/ Повеле́ний Цари́цы Небе́сныя ве́рнаго исполни́теля,/ Диве́евския оби́тели устрои́теля и попечи́теля/ и сестр ея́ — отца́ чадолюби́ваго и духо́внаго окорми́теля,/ всем помо́щника ско́раго и в ско́рбех уте́шителя,// и моли́твенника те́плаго о душа́х на́ших.

Ки́ими вдохнове́нными пе́сньми/ воспое́м преподо́бныя жены́ Диве́евския?/ Алекса́ндру, Бо́жия Ма́тере избра́нницу/ и оби́тели на́шея первонача́льницу;/ Ма́рфу, отрокови́цу ангелоподо́бную,/ преподо́бнаго Серафи́ма сотаи́нницу;/ Еле́ну, кро́тость и смире́ние возлю́бльшую/ и в са́мой сме́рти и́стинное послуша́ние я́вльшую.// И́хже и́мамы моли́твенницы те́плыя о душа́х на́ших.

Ки́ими похва́льными словесы́/ возвели́чим Пелаги́ю, Параске́ву и Мари́ю блаже́нныя?/ Ко Го́споду вку́пе ду́хом горя́щия,/ стра́нницы земны́я, Оте́чества го́рняго взыску́ющия,/ прича́стницы зва́ния небе́снаго,/ ми́ру юро́дивыя, оба́че во Христе́ му́дрыя.// И́хже и́мамы моли́твенницы те́плыя о душа́х на́ших.

Ки́ими досто́йными венцы́/ увенча́ем священному́ченики добропобе́дныя?/ Серафи́ма, летопи́сца оби́тели Диве́евския/ и гра́да свята́го Петра́ архипа́стыря многострада́льнаго,/ Иа́кова и Михаи́ла, иере́и благогове́йныя/ и сестр Диве́евских попечи́тели духо́вныя,/ новозакла́нныя а́гнцы, за Христа́ пострада́вшия.// И́хже и́мамы моли́твенники те́плыя о душа́х на́ших.

Ки́я неизрече́нныя да́ры/ принесе́м по достоя́нию/ новому́ченицам и испове́дницам Диве́евским?/ Ма́рфе и Пелаги́и, и́нокиням честны́м и а́гницам Христо́вым,/ Матро́не преподо́бней, испове́днице тверде́йшей,/ му́ченицам Евдоки́и, Да́рии, Да́рии и Мари́и,/ пе́рвым христиа́ном во страда́нии подо́бницам,/ ве́рным учени́цам Госпо́дним.// И́хже и́мамы моли́твенницы те́плыя о душа́х на́ших.

Сла́ва, глас 4:

Днесь наста́ со́лнца светле́йший пра́здник/ собо́ра святы́х Диве́евских,/ и́же ве́рныя к весе́лию созыва́ет/ и луча́ми ра́дости всех просвеща́ет,/ ди́вными сия́я чудесы́:/ в них бо яви́ся сла́ва Христо́ва,/ сла́ва Це́ркве Ру́сския./ Те́мже ве́рнии вопие́м любо́вию:/ моли́теся за ны ко Го́споду,/ вси святи́и земли́ на́шея,// поми́ловатися душа́м на́шим.

И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже: И́же Тебе́ ра́ди богооте́ц проро́к Дави́д:

Вход. Проки́мен дне. И чте́ния три.

Проро́чества Иса́иина чте́ние (глава́ 43):

Та́ко глаго́лет Госпо́дь:/ вси язы́цы собра́шася вку́пе и соберу́тся кня́зи от них,/ кто возвести́т сия́ в них?/ Или́, я́же от нача́ла, кто слы́шана сотвори́т вам?/ Да приведу́т свиде́тели своя́ и оправдя́тся,/ и да услы́шат, и да реку́т и́стину./ Бу́дите Ми свиде́тели, и Аз Свиде́тель, глаго́лет Госпо́дь Бог,/ и О́трок, Его́же избра́х,/ да позна́ете и ве́руете Ми,/ и разуме́ете, я́ко Аз есмь;/ пре́жде Мене́ не бысть ин бог и по Мне не бу́дет./ Аз есмь Бог, и несть, ра́зве Мене́, спаса́яй./ Аз возвести́х и спасо́х,/ уничижи́х, и не бе в вас чу́ждий./ Вы Мне свиде́тели, и Аз Госпо́дь Бог./ И еще́ от нача́ла Аз есмь,/ и несть от рук Мои́х избавля́яй;/ сотворю́, и кто отврати́т то?/ Си́це глаго́лет Госпо́дь Бог,/ избавля́яй вас Святы́й Изра́илев.

Прему́дрости Соломо́новы чте́ние (глава́ 3):

Пра́ведных ду́ши в руце́ Бо́жией,/ и не прико́снется их му́ка./ Непщева́ни бы́ша во очесе́х безу́мных умре́ти,/ и вмени́ся озлобле́ние исхо́д их,/ и е́же от нас ше́ствие – сокруше́ние,/ они́ же суть в ми́ре./ И́бо пред лице́м челове́ческим а́ще и му́ку прии́мут,/ упова́ние их безсме́ртия испо́лнено./ И, вма́ле нака́зани бы́вше, вели́кими благоде́тельствовани бу́дут,/ я́ко Бог искуси́ я́ и обре́те их досто́йны Себе́./ Я́ко зла́то в горни́ле, искуси́ их/ и, я́ко всепло́дие же́ртвенное, прия́т я́./ И во вре́мя посеще́ния их возсия́ют/ и, я́ко и́скры по сте́блию, потеку́т./ Су́дят язы́ком и облада́ют людьми́,/ и воцари́тся Госпо́дь в них во ве́ки./ Наде́ющиися Нань разуме́ют и́стину/ и ве́рнии в любви́ пребу́дут Ему́,/ я́ко благода́ть и ми́лость в преподо́бных Его́/ и посеще́ние во избра́нных Его́.

Прему́дрости Соломо́новы чте́ние (главы́ 5 и 6):

Пра́ведницы во ве́ки живу́т, и в Го́споде мзда их,/ и попече́ние их у Вы́шняго./ Сего́ ра́ди прии́мут Ца́рствие благоле́пия/ и вене́ц добро́ты от руки́ Госпо́дни,/ зане́ десни́цею покры́ет я́ и мы́шцею защити́т их./ Прии́мет всеору́жие рве́ние свое́/ и вооружи́т тварь в месть враго́м./ Облече́тся в броня́ пра́вды/ и возложи́т шлем – суд нелицеме́рен./ Прии́мет щит непобеди́мый – преподо́бие,/ поостри́т же напра́сный гнев во ору́жие,/ спобо́рет же с ним мир на безу́мныя./ По́йдут праволу́чныя стре́лы мо́лниины/ и, я́ко от благокру́гла лу́ка облако́в, на наме́рение полетят,/ и от каменоме́тныя я́рости испо́лнь паду́т гра́ды./ Вознегоду́ет на них вода́ морска́я,/ ре́ки же потопя́т я́ на́гло./ Сопроти́в ста́нет им дух си́лы/ и, я́ко ви́хор, разве́ет их,/ и опустоши́т всю зе́млю беззако́ние,/ и злоде́йство преврати́т престо́лы си́льных./ Слы́шите у́бо, ца́рие, и разуме́йте,/ навы́кните, судии́ конце́в земли́./ Внуши́те, держа́щии мно́жества/ и гордя́щиися о наро́дех язы́ков,/ я́ко дана́ есть от Го́спода держа́ва вам/ и си́ла от Вы́шняго.

На лити́и стихи́ра хра́ма, та́же святы́х, глас 1:

Блаже́нна еси́, чу́дная оби́теле Диве́евская,/ сла́вни вси преде́ли твои́,/ стопа́ми Пресвяты́я Богоро́дицы освяще́ннии/ и по́двиги святы́х просла́вленнии,/ и́хже всехва́льную па́мять соверша́юще,/ славосло́вим Христа́ Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х,// Ему́же мо́лимся спасти́ся душа́м на́шим.

Сла́ва, глас то́йже:

Небе́сных благ струи́ нетле́нныя,/ цельба́м су́щия исто́чник приснотеку́щий,/ свяще́нныя ва́ша мо́щи, о святи́и Диве́евстии,/ сия́нием бо Свята́го Ду́ха осеня́емыя,/ благоуха́ют и душетле́нных страсте́й исцеля́ют// и напая́ют сердца́ ве́рных благода́тию Боже́ственною.

И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:

Вся́кое дыха́ние и тварь/ похвале́ние Тебе́ прино́сит, Влады́чице:/ и и́нокини Диве́евския, за́поведь преподо́бнаго Серафи́ма храня́щия,/ пред ико́ною свята́го Умиле́ния Твоего́ пе́ние моле́бное возсыла́ют:// Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас!

На стихо́вне стихи́ры, глас 2.

Подо́бен: Егда́ от Дре́ва:

Егда́, я́ко зве́зды, све́том доброде́телей сия́ющия,/ озари́ли есте́ блиста́нием чуде́с вся концы́ Ру́сския земли́,/ преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но,/ Цари́це Небе́сней ве́рно послужи́вшия,/ тогда́ ме́сто по́двигов ва́ших показа́ли есте́ не́бо друго́е./ Ны́не же па́мять ва́ша согрева́ет ве́рных сердца́,/ усе́рдно моля́щих вас:/ помяни́те нас, святы́я ма́тери на́ша,// у Престо́ла Бо́жия во Ца́рствии Небе́снем.

Стих: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Бог Изра́илев.

Егда́, я́ко зла́то, в пещи́ искуше́ний сия́ющия,/ святы́я блаже́нныя ма́тери на́ша Пелаги́е, Параске́во и Мари́е,/ ше́ствовали есте́ те́сным путе́м,/ отве́ргшася себе́ и крест на ра́мо взе́мша,/ тогда́ све́том боже́ственныя му́дрости просвеща́емыя,/ ве́лия по́двиги и по́стныя труды́ понесли́ есте́./ И кто испове́сть смире́ние, незло́бие, терпе́ние ва́ше?/ Помяни́те чад свои́х, зову́щих вам любо́вию:// ра́дуйтеся, на́ша те́плыя предста́тельницы и покрови́тельницы.

Стих: Святы́м, и́же суть на земли́ Его́,/ удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

Прииди́те, ве́рнии, согла́сно восхва́лим/ Це́ркве Христо́вы непоколеби́мое утвержде́ние,/ Цари́цы Небе́сныя сла́вное ополче́ние:/ му́ченика свяще́нна и святи́теля всече́стна Серафи́ма,/ дво́ицу иере́ев Михаи́ла и Иа́кова,/ свяще́нную похвалу́ па́стырей и́стинных,/ же́ртвенник красе́н свое́ се́рдце сотвори́вших/ и свяще́нную ри́зу кровьми́ обагри́вших.// И́хже ра́ди страда́ний, Всеси́льне Спа́се, поми́луй нас.

Сла́ва, глас 8:

О, пресла́внаго чудесе́!/ Стопа́м после́дующе дре́вних му́ченик/ тве́рдым ве́ры испове́данием,/ гоне́ний и страда́ний кре́пким терпе́нием,/ преподобному́ченицы Пелаги́я, Ма́рфа/ и преподобноиспове́дница Матро́на,/ све́том кре́стных луче́й осиява́емыя,/ венце́м побе́ды благосла́вно увенча́шася.// И́хже ра́ди по́двигов, Всеси́льне Спа́се, поми́луй нас.

И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:

Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твои́х/ и изба́ви нас// от вся́кия ну́жды и печа́ли.

Тропа́рь, глас 5:

Днесь церко́вная расширя́ются не́дра,/ прие́млюще бога́тство Бо́жия благода́ти,/ и ра́дуется Пресвяты́я Богоро́дицы избра́нная оби́тель,/ па́мять соверша́ющи многоимени́таго ли́ка святы́х Диве́евских,/ в Небе́снем Ца́рствии торжеству́ющих// и моля́щихся о душа́х на́ших.

На у́трени

По 1-м стихосло́вии седа́лен, глас 4:

Днесь, я́ко со́лнце незаходи́мое,/ возсия́ всечестна́я па́мять собо́ра святы́х, в земли́ Диве́евской просия́вших,/ равноа́нгельным житие́м и му́ченическою сме́ртию Бо́гу угоди́вших/ и дерзнове́ние ве́лие у Него́ стяжа́вших./ И́хже моли́твами, Бо́же, да́руй нам ве́лию ми́лость.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

В хра́ме Рождества́ Твоего́, Пресвята́я Богоро́дице, иде́же мо́щи святы́х почива́ют,/ немо́лчное славосло́вие Го́споду возно́сится/ и сим непреста́нным псалмопе́нием оби́тель Диве́евская укрепля́ется.

По 2-м стихосло́вии седа́лен, глас 6:

Днесь све́тло красу́ется оби́тель Диве́евская/ и ча́да Це́ркве Христо́вы ра́дуются,/ прославля́юще собо́р святы́х, в земли́ сей просия́вших,/ и ре́вностию ко спасе́нию просвеща́ются, взыва́юще:/ тех моли́твами, Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Егда́ в день пра́зднования Пресвята́го Рождества́ Твоего́, Влады́чице,/ оби́тель Диве́евская ве́стию ско́рбною огласи́ся о гряду́щем разоре́нии ея́,/ тогда́ под Свой омофо́р и́нокинь честны́х взяла́ еси́, Пречи́стая,/ ско́рая в беда́х Помо́щнице.

Велича́ние:

Велича́ем вас,/ вси святи́и земли́ Диве́евския,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Псало́м избра́нный:

Го́споди Госпо́дь наш,/ я́ко чу́дно И́мя Твое́ по всей земли́.

Мне же зело́ че́стни бы́ша/ дру́зи Твои́, Бо́же.

Изочту́ их,/ и па́че песка́ умно́жатся.

Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Бог Изра́илев.

Святы́м, и́же суть на земли́ Его́,/ удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода,/ ходя́щии в путе́х Его́.

Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве,/ и возра́дуются на ло́жах свои́х.

Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву:/ хвале́ние Его́ в Це́ркви преподо́бных.

Собери́те Ему́ преподо́бныя Его́,/ завеща́ющия заве́т Его́ о же́ртвах.

Весели́теся о Го́споде/ и ра́дуйтеся, пра́веднии.

Пра́ведницы насле́дят зе́млю/ и вселя́тся в век ве́ка на ней.

Мно́ги ско́рби пра́ведным,/ и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь.

Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка/ на боя́щихся Его́.

И пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́,/ и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́.

От восто́к со́лнца до за́пад/ хва́льно И́мя Госпо́дне.

По полиеле́и седа́лен, глас 4:

О сро́дницы на́ши и те́плии засту́пницы,/ и́же в земли́ Диве́евской просла́вльшиися:/ священному́ченицы, преподо́бнии, му́ченицы, испове́дницы и блаже́ннии,/ по́двиги свои́ми Бо́гу угоди́вшии/ и нетле́нныя сла́вы венцы́ украси́вшиися,/ Христа́ Бо́га на́шего моли́те/ мир Це́ркви дарова́ти/ и душа́м на́шим спасти́ся.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Мно́гими содержи́ми напа́стьми,/ во вся́цей ско́рби душе́вней и обстоя́нии к Тебе́ прибега́ем, Пресвята́я Богоро́дице,/ моле́бное пе́ние по за́поведи преподо́бнаго Серафи́ма принося́ще:/ о Ма́ти Сло́ва и Де́во,/ от тя́жких и лю́тых нас спаси́!

Степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са. Проки́мен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Бог Изра́илев. Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых. Вся́кое дыха́ние: Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 11.

По 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6:

Це́ркве Христо́вы свети́льницы,/ всея́ Руси́ украше́ние,/ святи́и вси, в земли́ Диве́евской просия́вшии,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти/ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кано́н святы́х, глас 1.

Песнь 1

Ирмо́с: Твоя́ победи́тельная десни́ца,/ боголе́пно в кре́пости просла́вися:/ та бо, Безсме́ртне,/ я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́,// изра́ильтяном путь глубины́ новосоде́лавшая.

Припе́в: Вси святи́и Диве́евстии, моли́те Бо́га о нас.

Днесь лику́ет оби́тель Диве́евская,/ четве́ртый уде́л Цари́цы Небе́сныя во вселе́нней имену́емая,/ прославля́ющи собо́р святы́х свои́х,/ я́ко зве́зды пресве́тлыя, не́бо церко́вное украси́вших.

Преподо́бне о́тче Серафи́ме!/ Ты, попече́ние о оби́тели Диве́евской/ из уст преподо́бныя Алекса́ндры, я́ко заве́т духо́вный, восприе́м,/ во вся дни живота́ твоего́ сию́ окормля́л еси́./ И ны́не, святы́ми моща́ми зде почива́я,/ обе́та своего́ не нару́шил еси́.

Священному́чениче святи́телю Серафи́ме!/ Ты, на ме́сто по́двигов Саро́вскаго Чудотво́рца прише́д,/ любо́вию к нему́ возгоре́лся еси́,/ и благослове́ние блаже́нныя Параске́вы улучи́в,/ многоце́нную ле́топись оби́тели Диве́евския соста́вил еси́.

Чудотво́рцу Саро́вскому тезоимени́те, святи́телю Серафи́ме!/ Ты, му́ченическия кончи́ны предрече́ние от него́ прие́м,/ утеше́ния в виде́нии от того́ сподо́бился еси́./ Ны́не же во Ца́рствии Небе́снем вку́пе с ним пребыва́еши/ и мо́лишися о душа́х на́ших.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, Пресвята́я Госпоже́, Твои́м посеще́нием Диве́ево освяти́вшая,/ ра́дуйся, благоче́стие та́мо насади́вшая,/ ра́дуйся, мона́шествующих зде мно́жество собра́вшая.

Песнь 3

Ирмо́с: Еди́не ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь,/ и ми́лостивно в не вообра́жся,/ препоя́ши мя с высоты́ си́лою,/ е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й,// одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

Повеле́ния Цари́цы Небе́сныя о жре́бии Ея́ сподо́бльшися,/ на по́двиг послуша́ния ре́вностне устреми́лася еси́,/ преподо́бная ма́ти Алекса́ндро,/ и нача́ло оби́тели Диве́евския положи́ла еси́.

Многотру́дныя по́двиги подъе́мши,/ доброде́тельми мно́гими украси́лася еси́, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро,/ и, храм Каза́нския ико́ны Пресвяты́я Богоро́дицы во оби́тели устро́ивши,/ вели́кая свята́я жена́ яви́лася еси́.

О преподо́бная ма́ти Ма́рфо, вели́каго а́нгельскаго о́браза восприе́мнице!/ Ты во Ца́рствии Бо́жии со святы́ми де́вами предстои́ши,/ помяни́ и нас у Престо́ла Бо́жия.

Свобо́дну себе́ от обру́чника земна́го сотвори́вши,/ со све́тлою свеще́ю души́ твоея́ в сре́тение Небе́снаго Жениха́ устреми́лася еси́, преподо́бная Еле́но,/ Ему́же уневе́стившися,/ в черто́г Небе́сный с му́дрыми де́вами возшла́ еси́.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, во уде́л Себе́ Диве́ево избра́вшая,/ ра́дуйся, Засту́пницею ме́ста сего́ бы́ти изво́лившая,/ ра́дуйся, ве́рным, пребыва́ющим во оби́тели, Спору́чнице ве́чнаго спасе́ния.

Седа́лен, глас 1:

Я́ко зве́зды многосве́тлыя,/ на не́бе церко́внем просия́вшии/ и по́двигов добропобе́дных сия́нием и чуде́с заря́ми/ всю зе́млю Диве́евскую просвети́вшии,/ вы, святи́и, Боже́ственныя све́тлости яви́лися есте́ прича́стницы/ и блаже́нныя жи́зни ве́чныя показа́лися есте́ насле́дницы./ Те́мже, всера́достную па́мять ва́шу соверша́юще, ве́рно вопие́м:/ моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти/ любо́вию вас почита́ющим.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Благослове́ние на четве́ртый Твой уде́л,/ я́ко Иве́рии, Афо́ну и гра́ду Ки́еву, излия́ла еси́, Цари́це Небе́сная,/ и до днесь благода́ть Всесвята́го Ду́ха Бо́жия/ и оби́лие благ Небе́сных и земны́х/ от ме́ста Твоего́ возлю́бленнаго/ по сло́ву Твоему́ не оскудева́ют.

Песнь 4

Ирмо́с: Го́ру Тя, благода́тию Бо́жиею приосене́нную,/ прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма,/ из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му,// во спасе́ние на́ше и обновле́ние.

И́же лю́бит отца́ или́ ма́терь, сы́на или́ дщерь па́че Мене́,/ несть Мене́ досто́ин, рече́ Госпо́дь,/ и и́же не прии́мет креста́ своего́, несть Мене́ досто́ин./ Ты же, блаже́нная ма́ти Пелаги́е,/ вся дома́шняя своя́ оста́вльши, Го́споду твоему́ после́довала еси́/ и ду́шу свою́ в живо́т ве́чный соблюла́ еси́.

И́хже о́ко не ви́де, и у́хо не слы́ша, и на се́рдце челове́ку не взыдо́ша, угото́ва Бог лю́бящим Его́./ Ты же, блаже́нная ма́ти Параске́во,/ вся сия́ сокро́вища вы́шшия му́дрости духо́вныя/ безу́мием Христа́ ра́ди позна́ла еси́.

Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ И́же тле́нная в нетле́ние прелага́яй/ и ме́ртвенная в безсме́ртие облека́яй./ Той и ва́ша святы́я мо́щи, блаже́нныя ма́тери на́ша Пелаги́е, Параске́во и Мари́е,/ я́ко многоце́нное сокро́вище, в земли́ сокрове́нное, яви́ нам,/ во о́браз гряду́щаго всео́бщаго воскресе́ния.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, те́плая Хода́таице о живу́щих в четве́ртом жре́бии Твое́м;/ ра́дуйся, ми́лость Сы́на Твоего́ до сконча́ния ве́ка ме́сту сему́ обеща́вшая;/ ра́дуйся, Ра́досте и Спасе́ние душ на́ших.

Песнь 5

Ирмо́с: Просвети́вый сия́нием/ прише́ствия Твоего́, Христе́,/ и освети́вый Кресто́м Твои́м ми́ра концы́,/ сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия,// правосла́вно пою́щих Тя.

Я́ко зла́то в горни́ле, Бог искуси́ тя/ и обре́те досто́йну Себе́, преподобному́ченице Ма́рфо честна́я,/ и, я́ко всепло́дие же́ртвенное, прия́т тя./ И́бо пред лице́м челове́ческим, а́ще и му́ку прия́ла еси́,/ упова́ние твое́ безсме́ртия испо́лнено,/ и вма́ле нака́зана бы́вши,/ вели́кими да́ры облагоде́тельствована еси́ на Небесе́х.

Те́лом умерщвле́на была́ еси́, преподобному́ченице Пелаги́е,/ муче́ние сме́ртное от рук богобо́рцев прие́мши,/ оба́че ду́хом низложи́ла еси́ де́монов немощны́я де́рзости/ и во страда́нии свое́м вене́ц нетле́нный прия́ла еси́/ от Христа́ Бо́га на́шего.

И́же а́ще испове́сть Сы́на Бо́жия пред челове́ки на земли́,/ того́ и Госпо́дь на Небеси́ испове́сть пред А́нгелы Свои́ми./ Ты же, преподо́бная Матро́но испове́днице,/ до́брым по́двигом ве́ры подвиза́вшися,/ испове́дание тве́рдое пред мучи́тели яви́ла еси́.

Преподобному́ченицы Ма́рфо, Пелаги́е/ и испове́днице сла́вная Матро́но,/ по́двиги ва́шими Це́рковь укра́сися,/ несть бо му́жеский пол, ни же́нский,/ но вся́ческая и во всех Христо́с Бог,/ бога́т Сый во всех призыва́ющих Его́.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, Храни́тельнице на́ша в настоя́щем ве́це;/ ра́дуйся, Предста́тельнице и непосты́дное упова́ние в бу́дущем;/ ра́дуйся, вся́кое зло от жре́бия Своего́ отража́ющая.

Песнь 6

Ирмо́с: Обы́де нас после́дняя бе́здна,/ несть избавля́яй,/ вмени́хомся я́ко о́вцы заколе́ния./ Спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же наш:// Ты бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.

Оби́тели Су́ждальския настоя́тельство прии́м,/ житие́ преподо́бнаго Евфи́мия соста́вил еси́, священному́чениче Серафи́ме./ Егда́ же Госпо́дь к святи́тельству тя призва́,/ Це́ркве Ру́сской послужи́л еси́/ и архипа́стырь добр яви́лся еси́.

Прехва́льне священному́чениче Михаи́ле,/ Архистрати́гу Небе́сных Сил тезоимени́те!/ Кто я́ко Бог – взыва́л еси́ пред богобо́рцы,/ Арха́нгела подража́в дерзнове́нию.

О́трасле пречестна́я ко́рене благочести́ваго, священному́чениче Михаи́ле,/ свяще́нным стопа́м отца́ твоего́ после́довав,/ ве́рности Бо́гу и благоче́стию того́ поревнова́л еси́/ и тождестрада́льник единокро́внаго бра́та твоего́ яви́лся еси́,/ с ни́мже моли́ся о спасе́нии душ на́ших.

Любо́вию к чи́ну мона́шескому преиспо́лненный,/ дом свой оби́тель для сестр, в изгна́нии су́щих, сотвори́л еси́, священному́чениче Иа́кове,/ Авраа́мле страннолю́бие показу́я/ и Иа́ковле многоча́дие духо́вне прие́мля,/ сего́ ра́ди мзда сих пра́отец на Небесе́х тебе́ дарова́ся.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, Благода́тная, я́ко насле́дие Твое́ при́сно назира́еши;/ ра́дуйся, я́ко благода́ти и ми́лости Своея́ нас сподобля́еши;/ ра́дуйся, благослове́ние Сы́на Твоего́ на нас низводя́щая.

Конда́к, глас 8:

Сосу́ди Ду́ха Свята́го яви́стеся честны́м ва́шим житие́м,/ усе́рднии служи́телие Пресвяты́я Богоро́дицы,/ в земли́ Диве́евской просия́вшии,/ помяни́те нас у Престо́ла Бо́жия во Ца́рствии Небе́снем.

И́кос:

Аз есмь Лоза́, вы же ро́ждие,/ рече́ Христо́с Бог Свои́м ученико́м./ Та́кожде и вы, святи́и земли́ Диве́евския,/ яви́стеся в вертогра́де Небе́снем ро́ждие лозы́ Христо́вы,/ благоукраси́вше Святу́ю Це́рковь Ру́сскую плоды́ ве́ры и благоче́стия,/ помяни́те нас у Престо́ла Бо́жия во Ца́рствии Небе́снем.

Песнь 7

Ирмо́с: Авраа́мстии о́троцы в пещи́ Тро́ицу прообрази́вше,/ о́гненный пла́мень на ро́су преложи́ша/ и, пою́ще, вопия́ху:// благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Тезоиме́нная благоволе́нию Бо́жию су́щи, му́ченице Евдоки́е блаже́нная,/ николи́же попече́ния по за́поведи Спаси́теля име́ла еси́,/ что я́сти, что пи́ти или́ во что облещи́ся,/ взыска́ла бо еси́ пре́жде Ца́рствия Бо́жия и пра́вды его́,/ и сего́ ра́ди вся потре́бная прия́ла еси́ от Го́спода Бо́га оте́ц на́ших.

Святи́теля Никола́я предста́тельством исцеле́ние от неду́га получи́вши, му́ченице Мари́е,/ блаже́нней Евдоки́и до конца́ жи́зни своея́ послужи́ла еси́, Го́сподеви воспева́ющи:/ благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, вся́ких даро́в рабо́м Твои́м Всеще́драя Пода́тельнице;/ ра́дуйся, во бра́нех, боле́знех и труде́х премилосе́рдая Уте́шительнице;/ ра́дуйся, Наде́ждо и Спасе́ние душ на́ших.

Песнь 8

Ирмо́с: В пещи́ о́троцы Изра́илевы,/ я́коже в горни́ле,/ добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода,// по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.

Нищелюби́ва, сиро́т и вдови́ц пита́тельница была́ еси́, ма́ти на́ша Алекса́ндро,/ ми́лостыню же ти та́йно творя́щей,/ возда́л есть тебе́ я́ве Оте́ц наш Небе́сный,/ Су́щий над все́ми Царь во вся ве́ки.

О ве́лия послуша́ния твоего́, ма́ти на́ша Ма́рфо!/ Ты и по сме́рти, я́ко и жива́ су́щи,/ моле́ния на́ша слы́шиши./ Те́мже и́стину, отцы́ рече́нную, я́ко сия́ доброде́тель не умира́ет,/ утвержда́еши во вся ве́ки.

О ма́ти на́ша Еле́но!/ Терпе́нию, смире́нию, кро́тости, чистоте́ и простоте́ голуби́ней/ преподо́бный Серафи́м тя научи́,/ си́ми же доброде́тельми к Ве́чней Жи́зни себе́ приугото́вивши,/ ны́не Бо́га воспева́еши во вся ве́ки.

Тро́ичен: Зна́менася благоволе́ние Святы́я Тро́ицы/ явле́нием трие́х голубе́й, над кресто́м хра́ма паря́щих в час освяще́ния его́./ Мы же, чу́до сие́ помина́юще, воспева́ем:/ Тро́ице Свята́я, сла́ва Тебе́.

Богоро́дичен: Пе́сни благода́рственныя прино́сим Ти, Ма́ти Бо́жия:/ ра́дуйся, я́ко спаса́еши нас при́сно от вся́каго обстоя́ния;/ ра́дуйся, я́ко пита́еши, устроя́еши и о нас промышля́еши;/ ра́дуйся, я́ко и по кончи́не на́шей Небе́снаго Ца́рствия сподобля́еши.

Песнь 9

Ирмо́с: О́браз чи́стаго Рождества́ Твоего́,/ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная,/ и ны́не на нас напа́стей свире́пеющую угаси́ти мо́лимся пещь,/ да Тя, Богоро́дице,// непреста́нно велича́ем.

Пресла́внии священному́ченицы Серафи́ме, Михаи́ле и Иа́кове!/ Вы честно́ю кро́вию свое́ю/ ри́зы свяще́нныя обагри́ли есте́/ и дре́вняго запина́теля му́жественне низложи́ли есте́.

Преподобному́ченицы Пелаги́е и Ма́рфо сла́вныя!/ Вы, на неви́димая воздая́ния взира́юща,/ сме́рти Христа́ ра́ди безбоя́зненно себе́ преда́ли есте́,/ ре́кша в се́рдце свое́м:/ ви́димая вре́менна суть,/ неви́димая же ве́чна.

Преподо́бная ма́ти на́ша Матро́но!/ Ты, по́стническим житие́м подвиза́вшися,/ испове́данием тве́рдым украси́лася еси́,/ и заточе́ния и го́рькия рабо́ты подъе́мши,/ мно́гия ско́рби и беды́ Христа́ ра́ди претерпе́ла еси́,/ сего́ ра́ди на Небесе́х мзду трудо́в твои́х обрела́ еси́.

Блаже́нныя ма́тери Пелаги́е, Параске́во и Мари́е!/ Вы, ко Го́споду ду́хом горя́ща,/ стра́нницы земны́я, Оте́чества Го́рняго взыску́ющия,/ во оби́тели Диве́евской яви́лися есте́/ преподо́бнаго Серафи́ма досто́йныя учени́цы бы́вша.

Богоро́дичен: О Де́во Пречи́стая,/ по глаго́лу Твоему́ оби́тель Диве́евская утверди́ся и просла́вися,/ и мно́жеством спаса́ющихся напо́лнися./ В ней же и сонм святы́х просия́,/ и́же мо́лятся о спасе́нии душ на́ших.

Свети́лен, глас 5:

Ра́дуйся, земле́ Диве́евская сла́вная,/ Небе́сныя засту́пники иму́щи вся святы́я, в тебе́ просия́вшия./ Днесь све́тло пра́здник тех соверша́юще,/ собо́р их досто́йно в пе́снех почита́ем.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

О Пречи́стая Де́во! Игу́мения оби́тели Диве́евския обеща́лася еси́ при́сно бы́ти/ и Го́споду зде служа́щих, я́ко зве́зды небе́сныя и песо́к морски́й, умно́жити./ Сего́ ра́ди Тя, Присноде́во, я́ко Ма́терь Све́та, и Сы́на Твоего́/ пе́сньми велича́ем.

На хвали́тех стихи́ры, глас 5.

Подо́бен: Ра́дуйся, Живоно́сный Кре́сте:

Ра́дуйся, оби́теле Диве́евская,/ из тебе́ бо произы́де ди́вный лик святы́х,/ в разли́чная ле́та мно́гия по́двиги поне́сших/ и собла́зны ми́ра невозвра́тно отве́ргших,/ Еди́ному же Го́споду послужи́вших/ и за́поведи Его́ свя́то соблю́дших./ К ни́мже с ве́рою и любо́вию возопии́м:/ ра́дуйтеся, оби́тели на́шея честны́й покро́ве и заступле́ние,// при́снии моли́твенницы о спасе́нии душ на́ших.

Ра́дуйся, оби́теле Диве́евская,/ собо́р святы́х в себе́ воспита́вшая,/ ти́и бо, нището́ю духо́вною обогати́вшеся,/ пла́чуще, благода́ти Уте́шителя испо́лнишася,/ кро́тцыи же су́ще, Ца́рствие Небе́сное насле́доваша,/ и а́лчуще и жа́ждуще пра́вды Бо́жия, насы́тишася,/ ми́лостию же укра́шенни, поми́ловани бы́ша/ и, я́ко чи́стии се́рдцем, Святу́ю Тро́ицу узре́ша./ К ни́мже с ве́рою и любо́вию возопии́м:/ ра́дуйтеся, оби́тели на́шея честны́й покро́ве и заступле́ние,// при́снии моли́твенницы о спасе́нии душ на́ших.

Ра́дуйся, оби́теле Диве́евская,/ ча́да бо твоя́, Живоно́снаго Креста́ благода́тию укрепля́ема,/ ве́рность и любо́вь ко Христу́ распя́тому сохрани́ша,/ страда́ния же многоразли́чная до́блественне претерпе́вше,/ я́ко во́ини необори́мии, венцы́ нетле́нныя восприя́ша,/ и пра́вды ра́ди изгна́на и му́чима,/ ве́чную сла́ву улучи́ша./ К ни́мже с ве́рою и любо́вию возопии́м:/ ра́дуйтеся, оби́тели на́шея честны́й покро́ве и заступле́ние,// при́снии моли́твенницы о спасе́нии душ на́ших.

Ра́дуйтеся, святи́и собо́ра Диве́евскаго,/ кра́сный плод по́двигов ва́ших Христу́ Бо́гу прине́сшии./ Ра́дуйтеся, я́ко, красото́ю любве́ сердца́ ва́ша украси́вше,/ долготерпе́нию и му́жеству ве́рных науча́ете./ Ра́дуйтеся, я́ко Престо́лу Вседержи́теля во сла́ве предстоя́ще,/ предста́тельством ва́шим при́сно о нас хода́тайствуете./ Ра́дуйтеся, оби́тели на́шея честны́й покро́ве и заступле́ние,// при́снии моли́твенницы о спасе́нии душ на́ших.

Сла́ва, глас 2:

Красу́йся ны́не, Диве́евская земле́,/ прине́сшая Бо́гу уго́дники святы́я:/ священному́ченики сла́вныя,/ па́стырем украше́ние,/ преподо́бныя отцы́ и ма́тери,/ А́нгелом сожи́тели,/ новому́ченицы и испове́дницы,/ му́чеников сла́ва и похвала́,/ блаже́нныя и юро́дивыя,/ цвет благоуха́нный незло́бивым./ И́хже моли́твами,// Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:

Все упова́ние мое́ на Тя возлага́ю,/ Ма́ти Бо́жия,// сохрани́ мя под кро́вом Твои́м.

На Литурги́и

Блаже́нна от кано́на святы́х, пе́сни 3-я и 6-я на 8. Проки́мен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Бог Изра́илев. Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых. Апо́стол ко Евре́ем, зача́ло 330. Коне́ц: Взира́юще на Нача́льника ве́ры, и Соверши́теля Иису́са. Аллилу́ия, глас 4: Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их. Стих: Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь. Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 11. Прича́стен: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Моли́тва

О, всечестни́и святи́и Диве́евстии, избра́нницы Цари́цы Небе́сныя, при́снии Ея́ послу́шницы, по́двиги свои́ми в Ца́рствие Небе́сное возше́дшии! Се ны́не в день о́бщаго ва́шего торжества́ прино́сим вам сие́ хвале́бное пе́ние, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем вели́кая чудеса́, восхваля́ем любо́вь и велича́ем по́двиги ва́ша. Вы бо, пре́лести ми́ра сего́ отве́ргшеся и взе́мше крест свой, усе́рдно после́довали есте́ Христу́, та́же и, плоть свою́ распина́юще со страстьми́ и похотьми́, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́ли есте́ и, прему́дрость ве́ка сего́ посрами́вше, ра́зум Христо́в стяжа́ли есте́. Сего́ ра́ди мо́лим вас: о святи́и сро́дницы на́ши! Не оста́вите нас, чад ва́ших духо́вных, споспешеству́йте нам ве́ру Правосла́вную тве́рдо содержа́ти, да спаси́тельное се́мя не изсуше́но бу́дет зно́ем неве́рия, но плод оби́льный принесе́т, я́ко да и мы в бу́дущем ве́це вку́пе с ва́ми услы́шим блаже́нный глас Го́спода и Бо́га на́шего: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Аудиокниги и фильмы

собор дивеевских святых 27 июня. Смотреть фото собор дивеевских святых 27 июня. Смотреть картинку собор дивеевских святых 27 июня. Картинка про собор дивеевских святых 27 июня. Фото собор дивеевских святых 27 июняСвятая Дивеевская земля избрана Самой Царицей Небесной в Свой четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской Лавры) удел на земле. Предлагаем вам краткую историю Серафимо-Дивеевского монастыря, жизнеописания преподобного Серафима Саровского и преподобных Александры, Марфы и Елены, а также святых блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских.

собор дивеевских святых 27 июня. Смотреть фото собор дивеевских святых 27 июня. Смотреть картинку собор дивеевских святых 27 июня. Картинка про собор дивеевских святых 27 июня. Фото собор дивеевских святых 27 июняЖизнеописание Дивеевских святых: преподобных Александры (Мельгуновой), Марфы (Милюковой) и Елены (Мантуровой), блаженных Пелагии (Серебренниковой), Параскевы и Марии Дивеевских.
Книга издана Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем в 2008 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *