собор девы марии дамаск
Дамаск. Старый город: улица Прямая, собор Святой Девы Марии, христианский квартал и другое.
Оживленная улица и крытый рынок – Мидхат-паша – это Прямая улица (виа Ректа).
Улица Прямая упоминается в Евангелии будучи связана с историей жизни Святого апостола Павла.
Павел (Савл до крещения) был воспитан в строгой иудейской традиции и помогал преследовать христиан. Однажды Павел получил полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там продолжить преследования приверженцев новой веры.
Но близ Дамаска Савлу явился Иисус в мощном потоке света с небес. Ослепленный видением, Савл упал с коня и его, потерявшего зрение, пришлось вести в Дамаск, где он остановился у Иуды, жившего на Прямой улице.
Туда Господь направил своего ученика Ананию, который путем наложения рук избавляет Савла от слепоты и крестил Савла, получившего теперь имя Павел.
Теперь Павел оказался в роли гонимого. Он скрывался у христиан, и во время побега из Дамаска, ученики апостола спустили его ночью на веревке в корзине с городской стены.
После чего Павел продолжил свои путешествия по свету, распространяя всюду христианство.
Уровень улицы был на полтора метра ниже. Длина улицы составляет 1.5 км. В настоящее время Прямая улица делится на две – Мидхат-паша и Баб Шарки.
Мидхат-паша.
Мидхат-паша.
Мидхат-паша выводит к Римской арке (III в.). Остатки арки были обнаружены в 1749 году, когда-то она имела три пролета.
Римская арка. Дамаск. Сирия.
Недалеко от арки находится один из лучших ресторанов Дамаска, где можно попробовать местные блюда, покурить кальян.
Спиртное в меню тоже есть.
Цены по меркам Сирии высокие.
www.geminigrp.net
Собор Святой Девы Марии. Дамаск.
Римская арка делит Прямую улицу на две части – Мидхат-паша и Баб Шарки.
Баб Шарки. Дамаск. Сирия.
Греческая католическая церковь.
Прямая улица кончается у ворот Баб Шарки («Восточные»).
Ворота Баб Шарки. Дамаск. Сирия.
Дейр Мар Саркис. Дамаск. Сирия.
Если выйти из ворот Баб Шарки и пойти направо, то через полкилометра будут ворота Баб Кисан.
Ворота Баб Кисан. Дамаск. Сирия.
В римский период это были ворота Сатурна, но позже им дали имя вольноотпущенника халифа Муавии – некого Кисана.
Здесь находится монастырь Святого Павла (Мар Булюс). Ворота в 1939 году были превращены в часовню.
Часовня Святого Павла. Дамаск. Сирия.
Вернемся обратно к Баб Шарки и зайдем в Старый город. Свернем в первую улочку направо. Здесь находится европейский бар Пиано-Бар, в оформлении которого использованы подлинные саксофоны начала века. В баре можно найти абсолютно любое спиртное, в том числе коктейли. По вечерам – живая музыка.
Пиано-бар. Дамаск. Сирия.
Чуть дальше – часовня Святого Георгия.
Часовня Святого Георгия. Дамаск. Сирия.
Часовня Святого Георгия. Дамаск. Сирия.
А в конце улицы – дом Святого Анании.
Дом Святого Анании. Дамаск. Сирия.
Святой Ананий – один из 72 учеников Христа и первый епископ Дамаска. Дом Анания практически не сохранился, но главный интерес вызывает часовня, расположенная в подвальном помещении. В этом доме-часовне хозяин собирал на проповеди и молитвы первых христиан. В глубине второй комнаты имелась потайная дверь, ведущая в подземный ход на случай бегства. За проповеди христианства Св. Ананий был арестован и приговорен правителем Дамаска Лицинием к смертной казни побитию камнями. Дом часовня Св.Анании был возвращен христианам халифом Валидом в числе других ранее отобранных мусульманами культовых сооружений в качестве компенсации за перестройку храма Св. Иоанна и мечеть Омейядов.
(Входной билет 25 S.P.)
Дом Святого Анании. Дамаск. Сирия.
К северу от дома Св.Анании находится район Баб Тума, здесь издревле селились христиане.
Христианский квартал. Дамаск. Сирия.
Христианский квартал. Дамаск. Сирия.
В барах христианского квартала продают спиртные напитки. Дамаск. Сирия.
Христианский квартал. Дамаск. Сирия.
Оживленная улица Баб Тума заканчивается одноименными воротами, которые были построены в 1228 году. Когда-то здесь находились римские ворота Венеры, но они были разрушены.
Ворота названы по имени племянника византийского императора Гераклия. Томас (по-русски Фома, по-арабски Тума) возглавил оборону города от мусульманских войск и упорно держался у ворот Венеры, лично сразив нескольких арабских военачальников. После взятия города Томас, бежавший из Дамаска, был убит в районе Ливанских гор.
Ворота Баб Тума. Дамаск. Сирия.
Выйдем из Старого города через ворота Баб Тума и пройдем до улицы Имтидад Шариа Багдад, направо находится самый большой православный храм Дамаска – Церковь Креста, построенная в 1932 году.
Церковь Креста. Дамаск. Сирия.
С другой стороны Прямая улица заканчивается пересечением с улицей Мидан.
По этой улице паломники со всех концов исламского мира направлялись в хаджж (паломничество) к святым местам Мекки и Медины. Совершение хаджжа самое важное событие в жизни каждого мусульманина.
При выходе из Старого города Прямая улица (Мидхат-паша) расположена медресе Сибаия (или Джами Харратын), построенная в 1515 году наместников Дамаска Сибаи, который в ней и похоронен.
Медресе Сибаия (Джами Харратын). Дамаск. Сирия.
Мечеть и медресе Синания была построена в 1591 году при османском визире Синан-паше – губернаторе Дамаске в те годы.
Мечеть и медресе Синания.
ДАМАССКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР
История храма уходит к II веку, когда христиане Дамаска устроили в городе тайную церковь. Существует предание о первом кафедральном соборе Дамаска, построенном на месте разрушенного языческого храма и посвященном Святому Кресту. Православный храм во имя Божией Матери – в честь её честного Успения – вероятно был впервые построен вскоре после прекращения гонений на христиан в Римской империи, в IV веке.
В 635 году две мусульманские армии вошли в город. С восточной стороны завоевателям оказали сопротивление, за что они отняли все церкви и превратили их в мечети. С западной стороны христианин Сергон, дед святого Иоанна Дамаскина, впустил мусульман впустили без боя, и в награду за это храмы этой половины города были оставлены за христианами. Успенский храм был закрыт – он находился как раз на границе между двумя половинами Дамаска. В 706 году халиф аль-Валид возвратил закрытую церковь православным в качестве возмещения за изъятый у них кафедральный собор Иоанна Крестителя.
Начиная с этого времени Успенский храм стал кафедральным собором православной Дамасской епархии.
В 926 году собор и прилежащее подворье, включая женский монастырь, были разрушены. Вскоре после восстановления собор пострадал вновь – в 950 году он был сожжён. Халиф Аль-Хаким би-Амриллах в 1009 году снова сжёг собор, но впоследствии приказал восстановить его. Турецкий правитель Дамаска, Хаткин, надзирал за восстановительными работами.
Храм вновь украсился, особенно при владыке Феофиле, который нашёл для этого искусных мастеров и иконописцев. В 1184 году арабский путешественник Ибн Джубайр, писал:
На несколько месяцев в 1260 году монголы под началом Хулагу захватили город. Так как Хулагу показал благосклонность к христианам, вскоре после изгнания монголов христиане подверглись гонениям и в том же году Успенский собор был разрушен. Местный приход, в меру своих скромных средств, восстановил на месте собора простой храм.
В 1342 году кафедра Антиохийского патриарха была перенесена в Дамаск. Успенский собор сделался патриаршим и вновь украсился и обогатился.
В 1404 году силы Тамерлана покорили и разграбили город, включая Успенский собор. В то время монголы разрушили западную часть соборного подворья. Усилиями патриарха Михаила сразу после нашествия начались восстановительные работы. Постройки западного участка были восстановлены при патриархе Иоакиме, в 1524 году.
В 1759 году, когда сильное землятресение сокрушило многие постройки в главных городах Сирии, стены собора дали трещины, а прилежащая церковь на западном участке рухнула. Последняя была вскоре восстановлена патриархом Сильвестном Киприотом. В 1777 году патриарх Даниил получил разрешение перестроить Успенский собор, что и было сделано в течение двух лет. В этот период временным кафедарльным собором служила Никольская церковь расположенная внутри соборного подворья.
В 1860 году в Дамаске разразился погром против христиан, в ходе которого всё соборное подворье и христианский квартал были уничтожены. Собор оставался в руинах на протяжении трёх лет, после чего был восстановлен патриархом Иерофеем на средства предоставленные правительством и помощью из России. Камни прежних церквей соборного подворья были использованы для увеличения главного храма, который вновь стал крупнейшей и красивейшей церковью Дамаска. Новый иконостас был сделан из мрамора. К собору примыкали галереи и дворы, сады и кельи, а при патриархе Спиридоне, в конце XIX века, была построена также и колокольня.
На начало XXI века, последним ремонтом собора был ремонт 1953 года, проведенный после появления трещины в потолке собора.
Гробницы Антиохийских патриархов ХХ века под алтарем Дамасского Успенского собора. Фото 15 ноября 2010 г. |
Некрополь
Успенский патриарший собор служит усыпальницей Антиохийских патриархов. С начала XX века их погребают под собором, за мраморной стеной, сидящими в своих первосвятительских тронах.
ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ В СИРИИ
История Сирии
Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.
Религия
Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.
Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав, церковный канон, монашеское облачение пришли в Россию из Сирии. Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.
Святыни Сирии
Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).
Дамаск
Дамаск — столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Дамаск — один из старейших городов мира — по оценке археологов ему от 5000 до 10000 лет (древнее его, пожалуй, всего один город – палестинский Иерихон). Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.)). Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.
Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). Согласно Деяниям, по дороге в Дамаск шел ученый фарисей Савл, рьяный гонитель первых христиан. Иерусалимский синедрион дал Савлу поручение расправиться с христианской общиной, обосновавшейся в Дамаске. В местечке Каукаб, в 24 километрах от нынешней сирийской столицы, фарисей услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Так фарисей Савл превратился в апостола Павла. В 1965 году на месте обращения Савла в Павла была выстроена православная часовня, а в мае 2005 года был открыт храмовый комплекс, названный в честь первоверховного апостола (Патриарший монастырь святого апостола Павла).
Патриарший монастырь святого апостола Павла
Храм Святого Анания в Дамаске
С IV века, в период, когда земли Сирии находились под властью Византийской империи, город стал столицей провинции Финикия Ливанская и являлся важным центром восточного христианства.
В 661 году Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. На смену греческому государственному языку пришел арабский, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. В 750 году Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.
В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания и вывез все его богатства в Самарканд.
С 1517 года Дамаск на 4 века вошел в состав Османской империи.
Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) внутри мечети Омейядов
Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, в которой хранилась одна из святынь христианства — голова Иоанна Крестителя.
Алеппо
Алеппо — крупнейший город Сирии и один из самых крупных городов Леванта. На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира. Это один из самых древних городов мира (древнее Дамаска), он был заселен в 6 тыс. до н.э.
Древние стены Алеппо
Большинство жителей Алеппо — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из армян, греков, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины. Большая община христиан принадлежит Армянской апостольской, Сирийской православной и Греко-православной церквям.
Собор Сорока Мучеников — армянская церковь (XVI век).
Алеппо окружает множество исторических памятников и древнейших останков мёртвых городов. Они представляют собой группу из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии. Эти города датируются V веком до н. э. и содержат элементы византийской архитектуры.
Монастырь преподобного Симеона Столпника
До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.
Монастырь преподобного Симеона Столпника
Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.
Разрушенный монастырь святого Симеона Столпника
С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.
Хомс
3,5 тысячи лет назад, в библейские времена, Хомс назывался Кадеш. Этот древний город основан около 2400 года до Р.Х. как крепость на перекрёстке древних торговых путей. Слава о нем гремела на весь Ближний Восток. Еще в эпоху фараонов здесь интенсивно развивалась торговля, процветали ремесла. Город был настоящими воротами из Азии в Европу. Выгодное географическое положение сделало его перевалочной базой знаменитого «шелкового пути». Хомс являлся третьей остановкой на «шёлковом пути» после Дура-Европос и Пальмиры. В римскую и византийскую эпохи город называли Емеса. Здесь проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы. В византийскую эпоху Емеса была столицей провинции Ливанская Финикия, в состав которой входил Дамаск. В тот период здесь построили многочисленные христианские храмы и монастыри.
Христианство в Эмесе было широко распространено в III—VII вв.. В 636 году город захватили арабы-мусульмане, которые переименовали его в Хомс, что означает застенчивость, скромность. В 855 году во время восстания большинство христианских храмов были уничтожены. В 968 года византийский император Никифор II Фока вернул Хомс в состав империи, но не надолго, так как в начале XI века его захватили турки-сельджуки. В начале XII века город захватили крестоносцы, назвав его Шамель («Верблюжий город»). Впоследствии он стал частью графства Триполи. В 1174 году крестоносцев выбили из города войска египетского султана Салах ад-Дина. С тех пор и до 1262 года в Хомсе правили эмиры из династии Айюбидов, которую сменили Бахриты, египетская династия мамлюков. В XIII веке около города мамлюки дважды разбили наголову войско монголов. В начале XV столетия Хомс чудом избежал разрушения от войск великого эмира Тимура Тамерлана, который подарил его одному из своих союзников. Позднее, в 1516 году город вошел в состав Османской империи, где он оставался, за исключением краткого периода египетского контроля в 1830-х годах.
Храм Пояса Пресвятой Богородицы (г.Хомс, Сирия)
Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе
Храм святого мученика Илиана в Хомсе
Крак де Шевалье или Аль-Хосн
Монастырь Святого Георгия (VIв.), Сирия
Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.
Маалюля
Монастырь св. Феклы в пос. Маалюля
Храм вмч Сергия и Ваква (IVв.)
Седиайя
Сайданайский монастырь
По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.
Сайданайский монастырь является самым крупным женским монастырём в Сирии. В монастыре проживает около 30 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.
На вершине самой высокой горы Сайеднаи располагается монастырь Херувимов (2 тыс. метров над уровнем моря) с видом на пригороды Дамаска и ливанские горы.
Монастырь Херувимов на вершине горы Каламон на высоте 2000 м над уровнем моря
В нем находится крупнейший центр православного просвещения, и именно там установлен монумент Иисусу Христу, выполненный в русской иконографической традиции.
Между Саеднаей и монастырем Херувимов расположен католический монастырь Мар Тома (св. Фомы).
Пальмира
Пальми́ра (греч. «город пальм») — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго.
Пальмира была основана израильским царём Соломоном.
В настоящее время на месте Пальмиры — развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В числе наиболее значимых сооружений храм Бэла (I век), храм Баалшамина (II век), агора (III век), театр с общественным центром и караван-сарай.
Храм Баалшамина, уничтоженный в августе 2015 года боевиками ИГИЛ
Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.
На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск – университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.
От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики. Если система власти в стране рухнет, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане. Это станет политической, религиозной и гуманитарной катастрофой. Если президент Сирии Башар Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, это неизбежно приведет к власти исламистский режим, который угрожает повторить армянский геноцид по отношению к христианам и положит конец эпохе терпимости и разнообразия. Уже сегодня в оккупированных оппозицией районах христиане подвергаются преследованиям: оттуда постоянно поступают сообщения об убийствах, изнасилования и грабежах.
Исчезновение христианства в Сирии станет решающим шагом по выполнению давно вынашиваемых планов по дехристианизации всего Ближнего Востока.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
Использованные материалы:
1. Православная энциклопедия ДРЕВО
2. Syrianews. Артур Приймак. Христианство начинается с Сирии