собор божией матери праздник

Собор Пресвятой Богородицы — тихое семейное торжество

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы

Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова, собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида, из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле.

Собор Пресвятой Богородицы

Мы не располагаем точными сведениями о возникновении праздника Собор Пресвятой Богородицы. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина. Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно.

Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

Во-вторых, в упомянутом правиле нет указания на празднование памяти окружения Пресвятой Девы, и тем более – никакого основания считать этот праздник соборным установлением. 79-е правило косвенно указывает на прижившийся обычай отмечать память Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова, но оно касается не столько самого празднования, сколько распространившейся ритуальной формы, которую отцы Собора сочли противоречащей церковному учению, и обличили невежество «православного люда», который, почитая Пречистую приготовлением ритуальной пищи аналогичной той, что обычно готовилась в честь «болезней рождения» («хлебенное печение»), проявлял непонимание исключительности тайны Боговоплощения: зачатия бессеменного и рождения безболезненного, «ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Собор Пресвятой Богородицы: икона

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

Можно сказать, что этим соборным указанием, стихийно сложившееся в церковной среде празднование Пресвятой Богородице, было очищено от чуждых примесей, освящено и воцерковлено, а затем выросло в почитание всего ее ближайшего окружения. Отмечая этот праздник, мы словно попадаем на тихое семейное торжество. Только семья в этом случае особенная и почетные гости такие, что одно упоминание о них вызывает радостный почтительный трепет от прикосновения к тайне Боговоплощения, и словно воздухом тех самых дней пахнуло, когда, как сказано в рождественском кондаке, «Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют».

Источник

Собор Пресвятой Богородицы

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздникЦерковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)

На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.

В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.

Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.

Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.

Другие праздники в разделе «Православные праздники» собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

Прямой эфир

Собор Пресвятой Богородицы: что это за праздник и что делать в этот день

собор божией матери праздник. Смотреть фото собор божией матери праздник. Смотреть картинку собор божией матери праздник. Картинка про собор божией матери праздник. Фото собор божией матери праздник

8 января, на следующий день после Рождества Христова, в православном мире отмечается праздник Собор Пресвятой Богородицы. Рассказываем, ему посвящен этот праздник, как его принято отмечать и какие есть традиции.

История праздника

Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.

Суть праздника

В этот день весь православный мир прославляет Деву Марию как матерь Иисуса Христа. Священнослужители и верующие обращаются к Богоматери с торжественными хвалеными песнопениями, благодарственными речами. Однако 8 января посвящен не только памяти Девы Марии, но и некоторым лицам, имевшим прямое отношение к ней при ее жизни. В составе Собора Пресвятой Богородицы, таким образом, чествуют память:

Традиции праздника

На Руси Собор Пресвятой Богородицы для женщин считался важнее, чем Рождество, так как был связан с Божией Матерью. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже если они делают это из крайней необходимости, то их ребенок родится с физическими недостатками. Женщины в этот день ходили по домам с поздравлениями и песнями, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь с 7 на 8 января в храм сходятся все покойники, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

Приметы праздника

В праздник Собор Пресвятой Богородицы существует несколько примет.

Источник

Собор Пресвятой Богородицы

Дни памяти

Житие

Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На дру­гой день по Рож­де­стве Хри­сто­ве празд­ну­ет­ся Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, па­мять свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка, ца­ря Да­ви­да (пред­ка по пло­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста) и свя­то­го Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, сы­на от пер­во­го бра­ка свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Свя­той Иа­ков со­про­вож­дал вме­сте с от­цом сво­им Иоси­фом Ма­терь Бо­жию и Бо­гом­ла­ден­ца Иису­са при бег­стве в Еги­пет.

Происхождение названия. Праздник этот называется «Собором» не потому, что посвящен нескольким святым (как, например, Собор 12 апостолов), а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. Таким же образом на следующий день после праздника Крещения Господня совершается празднование Собора честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января), когда православный народ собирается в храме, чтобы соборно помолиться, совершить богослужение и похвалу в честь того, кто послужил в деле Крещения Христова.

К истории праздника. По­сле то­го, как волх­вы ушли из Виф­ле­е­ма, Ан­гел Гос­по­день во сне явил­ся Иоси­фу, по­веле­вая ему, чтобы он вме­сте с но­во­рож­ден­ным мла­ден­цем Иису­сом Хри­стом и Ма­те­рию Его, Пре­чи­стою Де­вою Ма­ри­ею, бе­жал в Еги­пет и оста­вал­ся там до тех пор, по­ка ему по­ве­ле­но бу­дет от­ту­да воз­вра­тить­ся, так как Ирод хо­чет ис­кать Мла­ден­ца, чтобы по­гу­бить Его. Иосиф, встав, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его но­чью и по­шел в Еги­пет. Но сна­ча­ла, преж­де от­ше­ствия сво­е­го ту­да, он ис­пол­нил в хра­ме Со­ло­мо­но­вом все, что опре­де­ле­но бы­ло по за­ко­ну Гос­под­ню, ибо дни очи­ще­ния Пре­чи­стой и Пре­не­по­роч­ной Бо­го­ма­те­ри уже на­сту­пи­ли, и в том хра­ме сре­ти­ли Гос­по­да на­ше­го ста­рец Си­ме­он и Ан­на про­ро­чи­ца. По­том, ис­пол­нив все, что опре­де­ле­но бы­ло в за­коне, Иосиф по­шел в На­за­рет, в дом свой. Ибо так го­во­рит свя­той Лу­ка: «И ко­гда они со­вер­ши­ли все по за­ко­ну Гос­под­ню, воз­вра­ти­лись в Га­ли­лею, в го­род свой На­за­рет» (Лк.2:39). От­сю­да яв­но, что они не тот­час на­пра­ви­лись из Виф­ле­е­ма к Егип­ту, но сна­ча­ла по­шли в храм Гос­по­день, за­тем в На­за­рет и, на­ко­нец, в Еги­пет. О том сви­де­тель­ству­ет и свя­той Фе­о­фи­лакт в тол­ко­ва­нии на Еван­ге­ли­ста Мат­фея, ко­гда пи­шет так: «Во­прос: Как это го­во­рит Еван­ге­лист Лу­ка, что Гос­подь уда­лил­ся в На­за­рет по про­ше­ствии 40 дней по рож­де­нии Сво­ем и по­сле сре­те­ния Сво­е­го стар­цем Си­мео­ном? А здесь свя­той Мат­фей го­во­рит, что он при­шел в На­за­рет уже по воз­вра­ще­нии из Егип­та? От­вет: Знай, что Еван­ге­лист Лу­ка упо­ми­на­ет о том, о чем умол­чал Еван­ге­лист Мат­фей, имен­но — что Гос­подь (го­во­рит Лу­ка) по рож­де­стве Сво­ем по­шел в На­за­рет. А Мат­фей го­во­рит о том, что слу­чи­лось уже по­сле то­го, имен­но: как наш Гос­подь бе­жал в Еги­пет и как по воз­вра­ще­нии от­ту­да сно­ва по­шел в На­за­рет. Во­об­ще Еван­ге­ли­сты не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, но толь­ко Лу­ка го­во­рит об уда­ле­нии Хри­ста из Виф­ле­е­ма в На­за­рет, а Мат­фей по­вест­ву­ет о Его воз­вра­ще­нии в На­за­рет из Егип­та».

Пе­ре­да­ет­ся и то, что ко­гда пра­вед­ный Иосиф, Пре­чи­стая Де­ва и Бо­гом­ла­де­нец шли в Еги­пет, в од­ном пу­стын­ном ме­сте на­па­ли на них раз­бой­ни­ки и хо­те­ли от­нять у них ос­ла, на ко­то­ром они вез­ли то немно­гое, что необ­хо­ди­мо бы­ло им в до­ро­гу, и на ко­то­ром ино­гда и са­ми ез­ди­ли. Один же из тех раз­бой­ни­ков, уви­дев Мла­ден­ца необы­чай­ной кра­со­ты и уди­вив­шись та­кой кра­со­те, ска­зал:

– Ес­ли бы Бог при­нял на Се­бя че­ло­ве­че­ское те­ло, то не мог бы быть кра­си­вее се­го Мла­ден­ца.

Ска­зав это, он за­пре­тил сво­им то­ва­ри­щам, про­чим раз­бой­ни­кам, и не дал им ни­чем оби­деть сих пут­ни­ков. То­гда Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ска­за­ла то­му раз­бой­ни­ку:

– Знай, что Сей Мла­де­нец воз­даст те­бе щед­рым воз­да­я­ни­ем за то, что ты охра­нил Его.

Этот раз­бой­ник был тот са­мый, ко­то­рый впо­след­ствии, при Рас­пя­тии Хри­ста, был по­ве­шен на кре­сте по пра­вую сто­ро­ну, и ко­то­ро­му Гос­подь ска­зал: «Ныне же бу­дешь со мною в раю» (Лк.23:43). И ис­пол­ни­лось про­ро­че­ское пред­ска­за­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, что «воз­даст те­бе Сей Мла­де­нец».

Да и во всем Егип­те во вре­мя при­ше­ствия Гос­под­ня со­кру­ши­лись идо­лы, и бе­сы бе­жа­ли из них, и ис­пол­ни­лось в этом со­бы­тии то, что пред­рек св. про­рок Иере­мия, на­хо­дясь в Егип­те, ко­гда ска­зал «Все идо­лы долж­ны бу­дут упасть, и все изо­бра­же­ния бо­гов со­кру­шат­ся то­гда, ко­гда при­дет сю­да Де­ва Ма­терь с Мла­ден­цем, рож­ден­ным в яс­лях». Со вре­ме­ни се­го Иере­ми­и­на про­ро­че­ства у егип­тян су­ще­ство­вал обы­чай изо­бра­жать Де­ву, по­ко­я­щу­ю­ся на по­сте­ли, а близ Нее Мла­ден­ца, ле­жа­ще­го в яс­лях и по­ви­то­го пе­ле­на­ми, и по­кло­нять­ся это­му изо­бра­же­нию. Ко­гда од­на­жды царь Пто­ле­мей спро­сил еги­пет­ских жре­цов, для че­го они это де­ла­ют, те от­ве­ти­ли «Это – тай­на, воз­ве­щен­ная древ­ней­шим пред­кам на­шим од­ним свя­тым про­ро­ком, и мы ждем ис­пол­не­ния то­го про­ро­че­ства и рас­кры­тия сей тай­ны».

При­ме­ча­ния

[1] На сти­ховне сти­хи­ра 2-я.

[2] Фива­и­да – об­ласть зна­ме­ни­то­го в древ­но­сти еги­пет­ско­го го­ро­да Фивы; этим же име­нем на­зы­вал­ся по име­ни глав­но­го го­ро­да и во­об­ще весь Верх­ний (Юж­ный) Еги­пет. Ер­мо­поль – один из зна­чи­тель­ных го­ро­дов древ­не­го Егип­та, слу­жив­ший вид­ным ре­ли­ги­оз­ным цен­тром язы­че­ства.

[3] Пал­ла­дий Еле­но­поль­ский (с 368 по 430 г.) был уро­же­нец Га­ла­тии; в 388 г. при­был в Алек­сан­дрию, от­ту­да по­том уда­лил­ся в близ­ле­жа­щую пу­сты­ню для по­дви­гов без­мол­вия, а по­том пе­ре­се­лил­ся в Виф­ле­ем; в 399 г. из­бран в епи­ско­па Еле­но­поль­ско­го, в Вифи­нии, в Ма­лой Азии. По­сле то­го им­пе­ра­тор Ар­ка­дий со­слал его, как сто­рон­ни­ка св. Иоан­на Зла­то­уста, в Верх­ний Еги­пет, от­ку­да в 408 г. он пе­ре­ме­щен в Ан­ти­ною, а в 412 г. воз­вра­щен на свою ка­фед­ру в Еле­но­поль. По прось­бе кап­па­до­кий­ско­го пре­фек­та Лав­са в 420 г. он со­ста­вил со­бра­ние жиз­не­опи­са­ний свя­тых по­движ­ни­ков и ска­за­ний о них, ко­то­рое в честь его на­звал «Лав­са­и­ком». – Па­мять Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го в суб­бо­ту сыр­ную.

[4] Все по­дроб­но­сти о пу­те­ше­ствии Пре­свя­той Де­вы с Бо­гом­ла­ден­цем Иису­сом и с прав. Иоси­фом в Еги­пет и о пре­бы­ва­нии их там так же, как и мно­гие по­дроб­но­сти о рож­де­стве Хри­сто­вом, за­им­ство­ва­ны из апо­кри­фи­че­ских Еван­ге­лий, в осо­бен­но­сти из так на­зы­ва­е­мо­го «Еван­ге­лия дет­ства Спа­си­те­ля» так­же и из апо­кри­фи­че­ско­го со­чи­не­ния, из­вест­но­го под за­гла­ви­ем «Ис­то­рия рож­де­ния Ма­рии и дет­ства Спа­си­те­ля», – Пре­да­ние о па­де­нии идо­лов еги­пет­ских при въез­де ее се­мей­ства в Еги­пет упо­ми­на­ет­ся и в ака­фи­сте Спа­си­те­лю, где го­во­рит­ся «идо­ли бо Спа­се наш, не тер­пя­ще Тво­ея кре­по­сти, па­до­ша» (Икос 6-й).

[5] Илио­поль – го­род в Ниж­нем (Се­вер­ном) Егип­те.

Источник

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В составе Собора Пресвятой Богородицы совершается память тех, кто по плоти был близок к Христу:
— святого Иосифа Обручника;
— царя Давида (предок по плоти Иисуса Христа);
— святого апостола Иакова, брата Господня (сын от первого брака Иосифа Обручника). Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

«Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», – отметим, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца – ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39-52).

В первое воскресенье по празднику Рождества Христова Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида – святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова».

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля. Проповедь Иакова была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

О значении праздника «Собор Пресвятой Богородицы»

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Тропарь Собору Пресвятой Богородицы:
Пречистая Богомати, Богородице,
Собор Твой честный украшен многоразличными добротами,
дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие,
Узы наша грешныя раздери Своею милостию
и спаси души наша.

Установление праздника Собор Пресвятой Богородицы

Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.

Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет

После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет» (Лк. 2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном?

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

— Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

— Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же Будешь со мною в раю» (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».

После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко от Илиополя Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем.

Димитрий, митрополит Ростовский «Жития святых»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *