собор бориса и глеба старица
Собор благоверных князей Бориса и Глеба (Старица)
Мiръ Россия Тверская область Старица Собор благоверных князей Бориса и Глеба (Старица)
Собор благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1808-1827 годах. Авторами проекта храма называют известных столичных архитекторов Kapлa Ивановича Росси и Луижди Руска. К 1827 году было завершено сооружение отдельно стоящей колокольни, в которой устроили небольшую Спасскую церковь.
Содержание
История [ править ]
На левом берегу Волги в центре Нового городища, окруженного со всех сторон высокими валами, как бы парит над всем городом храмовый комплекс Борисоглебского собора с колокольней.
В 1808 году вместо прежнего пятишатрового Борисоглебского собора, выстроенного в 1558-1561 годах на Старом городище и разобранного в 1802-1804 годах, ближе к городским кварталам заложили новый городской собор. Автором проекта храма, без ссылок на документы, называют известных столичных архитекторов Kapлa Ивановича Росси и Луижди Руска. Достоверно же известно, что проект расположенной рядом с собором колокольни был выполнен в 1817 году Матвеем Александровичем Чернятиным, который с 1786 года работал в Старице в должности «архитекторского ученика» и вполне мог руководить работами по постройке главного храма города.
Наиболее значимые элементы фасадного убранства старого Борисоглебского собора были использованы для украшения нового здания: изразцовое «Распятие» украсило южную стену нового храма, а «Спас Нерукотворный» восточную. Собор XIX века решен в форме массивного куба, который с юга, запада и севера оформлен изящными четырехколонными портиками. К 1827 году было завершено сооружение отдельно стоящей колокольни, в которой устроили небольшую Спасскую церковь. В итоге кремлевская часть города украсилась выразительным классицистическим ансамблем.
Когда-то доминирующий над всей возвышенностью старицкого городища соборный комплекс был увязан чугунной лестницей с расположенной ниже по склону холма Пятницкой церковью. К настоящему времени эта лестница, увы, не сохранилась.
Во время Великой Отечественной войны соборный комплекс пострадал от снарядов: на колокольне были разрушены один из пилонов в ярусе звона и некоторые детали декора. И до, и после реставрации оба здания использовались.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время в Соборе ведутся восстановительные работы.
Старица. Ансамбль собора Бориса и Глеба и церкви Спаса Нерукотворного Образа.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Новый был заложен в 1808 году. Перед нами и сегодня высится огромный куб, с севера, юга и запада снабжённый классическими портиками и увенчанный пятью характерными сферическими куполами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырёхколонных портиков тосканского ордера. Иногда утверждается, что автором этого храма был Карл Росси, однако доказанным это считать нельзя.
Здание собора сохранилось, но пребывает в состоянии, близком к аварийному. Как и высящаяся поблизости колокольня 1827 года постройки со сложной ярусной композицией (собственно, лишь эти две полуруины и обозначают место крепости Ивана Грозного). Тоже классицизм, но более изысканный, более поздний. Второй и третий ярус связывает невысокая дорическая колоннада; ярус звона почти перегружен декоративными элементами. В первом этаже колокольни была устроена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Достоверно известно, что автором проекта колокольни является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 году. В 1878 году к колокольне пристроили не вполне органичную пристройку. В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусах звона колокольни, нанесён ущерб некоторым деталям декора. Одно время в соборе работала лесопилка, позднее ликвидированная. А нижний ярус колокольни использовали в качестве хозяйственного склада. Всё это теперь брошено на произвол судьбы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №148, 2015 г.
Борисоглебский собор
Уникальный архитектурный ансамбль левобережной стороны города, в настоящее время более известной как ленинградской, исторически сложился в первой половине XIX века.
С волжского моста открывается вид на главные городские святыни — Борисоглебский собор и Спасскую колокольню. Стоящие на высоком берегу, они притягивают взоры путешественников красотой и завершенностью форм.
Дополняет картину прислонившаяся к подножью горы Богородице-Рождественская церковь с приделами. В начале прошлого века градообразующую панораму завершали торговые ряды, расположившиеся у воды, дом купца 1-й гильдии Д.А.Филиппова, в котором на ночлег останавливался русский император Александр I, и Никольская (Преображенская) церковь. Центром этого архитектурного ансамбля является Борисоглебский собор.
Древний собор во имя святых покровителей русского воинства Бориса и Глеба располагался на Старом городище. Его высокие восьмигранные башни, крытые шатрами, перекликались с шатровым верхом Введенской церкви Успенского монастыря, что на противоположном берегу Волги.
К середине XVIII века храм находился в таком состоянии, что опасно было проводить богослужения, и в 1804 году собор был разобран за ветхостью.
Новый Борисоглебский собор на Новом городище строился на высочайше пожалованные суммы и, как предполагается, из материала разобранного старого Борисоглебского собора. Из казны было отпущено 7 тысяч рублей, а после раздачи их местными властями под проценты накопилось 14 тысяч. Часть денег ушло на разборку ветхого древнего храма, а недостающую сумму, по преданию, пожертвовала богатая помещица Агафоклея Александровна Полторацкая.
Новый собор решен в виде огромного куба, к которому с юга, запада и севера примыкают классические портики. Четкий массив здания увенчан пятью куполами, центральный из которых — световой, а четыре угловых выполняют декоративную роль. Собор снаружи и внутри отличается простотой убранства. Обычная для того времени декоративная лепнина отсутствует. Единственная деталь — красивый по профилю аттик, завершающий карниз, а на его фоне — фронтоны портиков тосканского ордера. Строгие и лаконичные формы храма оживлялись изразцовыми иконами-панно середины XVI века «Спас Нерукотворный» и «Распятие», перенесенными с разобранного собора, с 1980 года они находятся в Москве.
Строил собор Матвей Алексеевич Чернятин. Вся его строительная деятельность была направлена на благоустройство города. Вдохновлялся он творчеством известнейшего архитектора Н.А.Львова, что позволило некоторым исследователям стиль и творческий метод Чернятина определить как «цитирование» великого новоторжца.
Внутреннее убранство собора, как и полагалось главному соборному храму города, выглядело богато — во многом благодаря церковным ценностям, перенесенным из старого храма. Хранились также книги XVII-XVIII веков, среди которых Большое Евангелие 1703 г., обложенное позолоченным серебром 72 пробы.
Внутри собор расписывал местный художник Жуков со своими учениками. И наибольший интерес представляет точная копия картины Иванова «Явление Христа народу».
О фресках собора можно прочитать в воспоминаниях Федора Глинки, который путешествовал по Тверской губернии в 1820 году. «Мы вошли в новую церковь, которую назавтра собирались освящать. Архитектура в ней очень хорошая, резьба прекрасная, но живопись не соответствует прочему украшению. Если бы не блеск свежих красок, можно подумать, что иконостас писан за несколько сот лет. Ласковый архитектор, случившийся тут, объяснил нам загадку, сказав, что иконы писаны нарочно старинною кистью для того, что прихожане-старообрядцы отчурались бы от церкви, увидев святых, написанных по нынешним образцам».
Из Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год известно, что в Борисоглебском соборе было три престола. Центральный — Борисоглебский, южный посвящен Пресвятой Богородице, а северный — святителю Митрофану Воронежскому.
Строительство нового Борисоглебского собора было завершено в 1817 году, а освящение состоялось в 1820 году при участии архиепископа Филарета, в будущем митрополита (в миру Василий Михайлович Дроздов), который с 15.03.1819 по 26.09.1820 гг. возглавлял Тверскую епархию. Будущий митрополит часто совершал богослужения, как в тверском соборном храме, так и в приходских церквях.
Борисоглебский собор изначально строился как летний храм без отопления. К тому же при храме не было колокольни. Поэтому протоиерей собора Алексей Трифильев в 1817 году просил Тверскую духовную консисторию разрешить «…для благолетия выстроить… каменную колокольню, а под нею теплую церковь во имя нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, на наличную и впредь имеющую поступить кошельковую церковную сумму, а в случае недостатка, обязуемая дополнить собственностию».
15 июня 1817 года губернский архитектор Н.Легранд утвердил план Чернятина на построение при новом Борисоглебском соборе каменной колокольни и теплой церкви под ней.
Колокольня была возведена в 1827 году и в настоящее время является самой высокой точкой города. В противоположность простым и ясным формам собора она более сложна и дробна, небольшая дорическая колоннада, соединяющая второй и третий ярусы, придает ей оригинальность, создает впечатление нарядности и легкости.
В первом массивном ярусе колокольни была устроена теплая церковь Спаса с купольным сводом, построенная по древнейшему типу «иже под колоколы». Внутри церкви частично сохранилась роспись. В 1878 году на средства купца И.П.Клушанцева к колокольне с западной стороны была сделана пристройка.
Главной достопримечательностью колокольни был большой колокол XVII века, который был пожалован самим царем Федором Алексеевичем в 1679 году из столицы в «город Старицу к соборной церкви Великаго Чудотворца Николая».
По данным Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год известно, что в нижнем этаже теплой церкви было устроено два престола: Нерукотворного образа (нижний) и святых бессребреников Космы и Дамиана (верхний на хорах).
Трудная судьба выпала Борисоглебскому храму, впрочем, как и всем культовым постройкам, после 1917 года. Воинствующие атеисты с усердием иванов, не помнящих родства, уничтожали все, что напоминало о православии, бесследно исчезали намоленные святыни. Борисоглебский собор был приспособлен под бытовые нужды новой власти. В 60-е годы прошлого века здесь разместили колхозный рынок. На площадке между колокольней и собором построили крытые деревянные прилавки, где продавались овощи и фрукты, а в самом соборе устроили мясные и молочные ряды. В 70-е годы в Борисоглебском соборе разместилась реставрационная контора со своими станками.
С наступлением XXI века собор, благодаря безвозмездным пожертвованиям, постепенно возвращается к своему предназначению. Благодаря помощи неравнодушных людей ведутся восстановительные работы. В 2018 году в соборе впервые за многие десятилетия запустения священник Дмитрий Каспаров провел первую службу. А сегодня, 19 января 2019 года, в праздник Крещения, в соборе пройдет праздничная служба, народные гуляния.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА, краевед.
Борисоглебский собор (Старица).
В 1808 г. вместо прежнего, разобранного Борисоглебского собора ближе к городским кварталам был заложен новый городской собор. Предположительно, авторами проекта могли быть известные столичные архитекторы Kapл Иванович Росси и Луижди Руска, однако эти сведения документально не подтверждены.
Достоверно известно, что автором проекта колокольни, расположенной рядом с храмом, является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 г. С 1786 г. Чернятин работал в Старице, первоначально как «архитекторский ученик», и вполне мог быть руководителем работ по строительству главного городского собора.
Место для нового соборного храма было отведено Думой на площади, напротив присутственных мест. Из пожертвованных императрицей в 1780 г. 7 тысяч рублей, вложенных под проценты, накопилось 14 тысяч рублей. Из этой суммы 1 160 рублей 83 копейки было потрачено на разборку старого собора, на постройку нового храма осталось 12 839 рублей 17 копеек.
Наиболее важные элементы фасадного убранства прежнего Борисоглебского собора использовали для украшения нового храма: его южную стену украсило изразцовое «Распятие», восточную – «Спас Нерукотворный». Собор XIX века выстроен в виде массивного куба, с запада, севера и юга оформленного изящными четырехколонными портиками. В 1827 г. было завершено строительство отдельно стоящей колокольни со сложной ярусной композицией с устроенной в ней небольшой Спасской церковью. Таким образом, кремлевскую часть Старицы украсил выразительный классицистический ансамбль.
Из клировых ведомостей за 1828 г. известно, что каменная соборная церковь была построена и освящена в 1820-х гг. и имела приделы Святого Благоверного князя Александра Невского и Святых Праведных Захарии и Елисаветы (еще не освященные), при соборе под колокольней имелась теплая церковь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Окончательно Борисоглебский собор был достроен и освящен в 1827 г. Земли пахотной и сенокосной при храме не было, приходских дворов при нем 81, в которых 430 душ мужеского пола и 376 душ женского.
Согласно Тверскому епархиальному статистическому сборнику за 1901 г., в Борисоглебском соборе было пять престолов, из них три в холодной части – Борисоглебский (средний), Покрова Пресвятой Богородицы (южный), святителя Митрофана Воронежского (северный), в теплой части, в нижнем этаже колокольни два престола: Нерукотворного образа (нижний), святых бессребреников Космы и Дамиана (верхний на хорах).
В 1901 г. служили: протоиерей Преображенский Иаков Платонович (70 лет, священником с 1854 г., протоиереем с 1898 г.), диакон Панков Михаил Феодорович (29 лет, диаконом с 1893 г.), псаломщик Вершинский Александр Андреевич (26 лет, псаломщиком с 1896 г.), псаломщик Смирнов Алексей Арсеньевич (23 года, псаломщиком с 1897 г.). Прихожан в Старице и деревнях Букрове, Малом Старкове, Коньковской слободе, Федурнове, Рябинине – 72 двора (462 человека – 211 мужчин и 251 женщина).
В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусе звона колокольни, нанесен ущерб некоторым деталям декора.
Одно время в нем работала лесопилка, позднее остановленная. Керамические панно «Распятие» и «Спас Нерукотворный», украшавшие когда-то собор, в 1979 г. были перевезены в Москву. Уже долгие десятилетия храм бездействует.
Борисоглебский собор (Старица)
Контактная информация
История первого собора
Во второй половине XVI столетия в Старице началось широкое каменное строительство. В этот период одним из самых значительных сооружений стал пятишатровый Борисоглебский собор, возведенный по указу Ивана Грозного в 1558–1561 гг. в Старицком кремле вместо более древнего деревянного храма. Собор, вероятнее всего, был построен в ознаменование взятия Казани.
Величественный старицкий Борисоглебский собор располагался совсем рядом с береговым обрывом, пять его шатров возносились к небу с крутого берега Волги словно гигантские свечи. Высота центральной из пяти башен достигала 30 метров. Стены были украшены белокаменной резьбой и цветными изразцами, которые, искрясь на солнце, придавали собору праздничный вид. Собор был также украшен большим изразцовым панно «Распятие» и изразцовой «летописью», причудливой вязью, опоясывавшей центральный шатёр.
Подклет в нижней части церкви представлял собой не только церковное помещение, он имел государственное назначение, а в одном из документов он именовался как «палаты государевы». Здесь находились государственные кладовые особого назначения, предназначавшиеся для хранения ценностей.
В своём первоначальном виде Борисоглебский собор простоял всего одно столетие. Храм, являвшийся выдающимся произведением древнерусского зодчества, имел трагическую судьбу. Он, как и вся Старица, сильно пострадал во время польско-литовской интервенции. Любимый город Ивана IV Грозного, коим являлась Старица, с княжеским дворцом, мощной крепостью и величественными соборами был тогда полностью уничтожен.
В разрушенном городе ощущалась острая нехватка помещений. Борисоглебский собор, разорённый и лишившийся кровли, после Смутного времени использовался первое время и в качестве острога, и в качестве приказной избы, и как склад пушек и порохового запаса. Даже старицкий воевода был вынужден устроить канцелярию на паперти собора Бориса и Глеба.
В таком виде – без кровли, разрушаемый дождями и ветрами – Борисоглебский собор простоял до 1658 года, когда патриарх Никон, не любивший шатровые храмы, приказал его разобрать, а освободившийся камень использовать в строительстве Новоиерусалимского монастыря. Были сломаны царское крыльцо, звонница и окружавшая храм галерея-гульбище. И хотя разборку собора, начатую Никоном, довольно быстро приостановили, ущерб ему был нанесён уже очень большой. В храме даже возобновили богослужения, но в 1686 г., согласно данным писцовой книги, собор находился в плачевном состоянии. В приходе числилось лишь 45 дворов, церковному причту никакого жалования не выделялось, и он был вынужден жить подаянием.
Согласно более позднему документу, относящемуся к 1748 году, в храме было опасно вести богослужения из-за обрушившихся сводов и ветхости деревянных частей. В документе за 1765 г. также говорится об обвалившихся сводах и обветшании всех пяти шатров.
В 1780 г. Екатерина II пожертвовала на ремонт храма 7 тысяч рублей, но этой суммы было явно недостаточно даже для частичного восстановления собора. Три его главы к этому времени были полностью разрушены и заменены деревянными, протекала кровля, действующим оставался только придел Благовещения, хоть как-то приспособленный для служб. В 1804 г. Борисоглебский собор был окончательно разобран «за ветхостью». Об облике собора сегодня можно узнать только из обмерных чертежей, сделанных перед его разборкой.
Новый Борисоглебский собор
В 1808 г. вместо прежнего, разобранного Борисоглебского собора ближе к городским кварталам был заложен новый городской собор. Предположительно, авторами проекта могли быть известные столичные архитекторы Kapл Иванович Росси и Луижди Руска, однако эти сведения документально не подтверждены. Достоверно известно, что автором проекта колокольни, расположенной рядом с храмом, является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 г. С 1786 г. Чернятин работал в Старице, первоначально как «архитекторский ученик», и вполне мог быть руководителем работ по строительству главного городского собора.
Место для нового соборного храма было отведено Думой на площади, напротив присутственных мест. Из пожертвованных императрицей в 1780 г. 7 тысяч рублей, вложенных под проценты, накопилось 14 тысяч рублей. Из этой суммы 1 160 рублей 83 копейки было потрачено на разборку старого собора, на постройку нового храма осталось 12 839 рублей 17 копеек.
Наиболее важные элементы фасадного убранства прежнего Борисоглебского собора использовали для украшения нового храма: его южную стену украсило изразцовое «Распятие», восточную – «Спас Нерукотворный». Собор XIX века выстроен в виде массивного куба, с запада, севера и юга оформленного изящными четырехколонными портиками. В 1827 г. было завершено строительство отдельно стоящей колокольни со сложной ярусной композицией с устроенной в ней небольшой Спасской церковью. Таким образом, кремлевскую часть Старицы украсил выразительный классицистический ансамбль.
Из клировых ведомостей за 1828 г. известно, что каменная соборная церковь была построена и освящена в 1820-х гг. и имела приделы Святого Благоверного князя Александра Невского и Святых Праведных Захарии и Елисаветы (еще не освященные), при соборе под колокольней имелась теплая церковь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Окончательно Борисоглебский собор был достроен и освящен в 1827 г. Земли пахотной и сенокосной при храме не было, приходских дворов при нем 81, в которых 430 душ мужеского пола и 376 душ женского.
Согласно Тверскому епархиальному статистическому сборнику за 1901 г., в Борисоглебском соборе было пять престолов, из них три в холодной части – Борисоглебский (средний), Покрова Пресвятой Богородицы (южный), святителя Митрофана Воронежского (северный), в теплой части, в нижнем этаже колокольни два престола: Нерукотворного образа (нижний), святых бессребреников Космы и Дамиана (верхний на хорах).
В 1901 г. служили: протоиерей Преображенский Иаков Платонович (70 лет, священником с 1854 г., протоиереем с 1898 г.), диакон Панков Михаил Феодорович (29 лет, диаконом с 1893 г.), псаломщик Вершинский Александр Андреевич (26 лет, псаломщиком с 1896 г.), псаломщик Смирнов Алексей Арсеньевич (23 года, псаломщиком с 1897 г.). Прихожан в Старице и деревнях Букрове, Малом Старкове, Коньковской слободе, Федурнове, Рябинине – 72 двора (462 человека – 211 мужчин и 251 женщина).
В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусе звона колокольни, нанесен ущерб некоторым деталям декора.
В настоящее время здание собора продолжает использоваться для хозяйственных нужд. Одно время в нем работала лесопилка, позднее остановленная. Керамические панно «Распятие» и «Спас Нерукотворный», украшавшие когда-то собор, в 1979 г. были перевезены в Москву. Уже долгие десятилетия храм бездействует.