собор богоявления в елохове святыни
Чтимые святыни Богоявленского Кафедрального Собора
Акафист Святителю Алексию, митрополиту Московскому и Всея Руси Чудотворцу
Икона «Собор Божией Матери»
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России. Житие.
Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии» читать далее
Годы жизни: конец лета – осень 1304(?), Москва – 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая – обретение мощей, 5 октября – в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. читать далее
К 60-летию перенесения мощей свт. Алексия Московского в Богоявленский собор
17 Октября 2007 исполнилось 60 лет со дня перенесения мощей Свт. Алексия Московского в Богоявленский собор в Елохове. читать далее
В.А. Любартович, Е.М. Юхименко читать далее
Фрагмент из книги «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода». читать далее
План Елоховского собора
План Елоховского собора с указанием всех икон. читать далее
Внутреннее убранство и святыни.
Внутреннее убранство и святыни. В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской церкви обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. читать далее
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Поиск по сайту
Календарь
Статьи
Радио онлайн
Мы в соцсетях
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ
Одна из замечательных особенностей нашей веры – это почитание святых икон. Существует даже специальный догмат, касающийся иконопочитания. Он был принят VII Вселенским Собором.
Однако что такое икона, и почему люди молятся перед ней? Такой вопрос часто задает современный человек.
Икона – это изображение, образ Бога, или Богоматери, или Ангела, или святого. Но ведь Бог – невидимый Дух; можно ли приписывать Ему образ, изображать Его?
Невидимый Бог, воплотившись, зримо являет Себя людям. И нам особенно важно то, что в Лице Иисуса Христа Божество соединилось с человечеством, Бог стал Человеком.
Человечество Христа есть основа иконопочитания. Поклоняясь Христову Лику, изображенному на Плащанице или иконе Спаса – мы поклоняемся Богу Незримому.
На VII Вселенском Соборе отцы Церкви выработали формулу: от образа – к Первообразу. Мы молимся не изображению как таковому, поклоняемся не доске и краскам.
Обращаясь к иконе, мы с помощью иконного образа адресуем нашу молитву Самому Богу, или Пречистой Деве, или святому. Икона – не идол, не кумир, но образ невидимой реальности, таинственно связанный с изображенным высоким Лицом.
Благодаря такой духовной связи образа с Первообразом, икона – это место особого присутствия Бога или святого.
Через икону вернее, надежнее устанавливается молитвенный контакт со святым. Святой слышит молитвы людей, предстоящих его иконе, отвечает каждому в меру его веры и нужды, и единит молящихся между собой.
Икона – это место присутствия благодатных Божественных сил, источаемых Божьими угодниками. Потому от икон могут происходить чудеса. Подобные иконы называют чудотворными.
В принципе всякая, даже бумажная или фотографическая икона, может оказаться чудотворной. Однако существуют знаменитые древние, великие иконы, прославленные на протяжении веков многочисленными чудесами. Такова Владимирская икона Богоматери, по преданию написанная евангелистом Лукой. По молитвам русских людей перед ней, Божия Матерь в 1395 году спасла Москву от разграбления Тамерланом.
Такова икона Казанская, найденная в XVI веке в земле в соответствии со сновидением девятилетней девочки. Чудеса от иконы столь многочисленны, что царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения иконы выстроить монастырь. Образ Казанской чудотворной иконы Божией Матери в Елоховском Соборе особо почитаем православными людьми.
Прославилась и Донская икона Богоматери. Во время Куликовской битвы 8 сентября 1380 года она находилась в войске Дмитрия Донского.
Самое главное для иконописца передать святость лика, выразить духовное присутствие Первообраза в образе. Иконописец поэтому должен быть не только художником, но и благочестивым, духовно опытным человеком.
Трудно понять, почему тот или иной святой особенно чтили некоторые иконы. Так блаженная матушка Матрона, еще в детстве, не видя, выбрала икону Божией Матери – Взыскание погибших. Она сама убедила своих земляков собрать деньги на написание этой иконы и – поместить в храме.
По тому, какие чудесные имена дают иконам Богородицы можно понять, как близка она нам, и какие чудеса происходят от этих образов.
Скоропослушница, Взыскание погибших, Всех скорбящих Радость, Утоли моя печали, Млекопитательница, Прибавление разума, Неупиваемая Чаша и множество других.
20 марта мы чтим образ Богородицы – Споручницы грешных. Чудотворная икона хранится в храме Святителя Николая в Хамовниках.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Поиск по сайту
Календарь
Статьи
Радио онлайн
Мы в соцсетях
КАКИМ СВЯТЫМ МОЛИТЬСЯ
Святые – это люди, особенно близкие Богу и умеющие распознавать Божию волю. Потому Бог отзывается на их молитвы и исполняет их прошения.
При жизни святые творили много чудес, о которых рассказывается в их житиях. Чудеса совершались силой Божией по их молитвам. А после кончины святые, достигшие Царства Божия, получают дар предстательствовать – ходатайствовать за людей перед Богом. Люди обращаются в молитве к святым, а через святых людские молитвы восходят к Престолу Божию. По молитве святых мы, грешные, можем от Бога получать просимое.
Но о чем мы просим святых? Святой – это человек, наделенный конкретными способностями, определенными духовными дарами от Бога. И эти способности его души в полной мере раскрываются уже посмертно, когда душа освобождается от тела. Зная, какой дар имел святой при жизни, будем молиться ему, пребывающему в Царстве Божием. Великомученик Пантелеимон, святые Косма и Дамиан были врачами бессребренниками. Их просят об исцелении больных.
Святитель Николай Чудотворец однажды укротил бурю на море – об этом известно из его жития. К нему обращаются мореплаватели и вообще, путешественники, моля оградить их в пути от опасности.
Святая великомученица Екатерина была столь мудра, что сумела в споре одержать верх над выдающимися языческими мудрецами. К кому же, как не к ней, взывать нам, прося о даровании христианской мудрости?
А вот какие святые оказывают помощь в различных ситуациях семейной жизни?
Молодые люди вступают в брак. Прочитав житие Петра и Февронии Муромских, молодоженам хорошо просить их благословения: так глубока была взаимная любовь Петра и Февронии, так совершенно их супружеское единство, что один не смог пережить другого и умерли святые супруги в один и тот же день.
В разного рода семейных нуждах просят о помощи блаженную Ксению Петербургскую. Она и при жизни, и посмертно помогает бедным, скорбящим, больным. Если Бог не посылает супругам детей, хорошо молиться родителям Девы Марии – праведным Иоакиму и Анне, чья молитва о «разрешении неплодства» в нужный момент была Богом исполнена.
Если ребенку не дается учение, будем молиться нашему чудному русскому святому – преподобному Сергию Радонежскому: он в детстве страдал от того же и получил чудесную помощь.
Мученице Софии молятся о том, чтобы воспитать детей в христианском благочестии: она была матерью трех святых дочерей – Веры, Надежды и Любови.
Святитель Николай может помочь оградить целомудрие дочери (это так важно в нынешнем мире, где царит дух растления!) и благополучно выдать ее замуж.
Скорый помощник в разнообразных бедах, печалях, скорбях – святой мученик Трифон: к нему обращаются с просьбой помочь в устроении внешней нашей жизни (о том, что связано, например, с работой и т. п.).
При унынии – тяжелом, как бы безысходном душевном состоянии – молятся Святителю Тихону Воронежскому, в чьем подвиге большое место занимала борьба с унынием.
О преодолении страсти пьянства молятся святому мученику Вонифатию. При блудных помыслах – Святителю Евфимию Новгородскому. О помощи в бедности и нужде – Святителю Иоанну Милостивому.
Произошла в семье ссора, пришла супругам мысль о разводе – лучше будем просить о помощи мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Мученикам же Адриану и Наталии вознесем молитвы о супружеском мире и любви.
Ну и, конечно, каждый молится тому святому, чье имя он носит, видя этого святого примером для жизненного подражания.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
Богоявленский собор в Елохове (Москва)
Мiръ Россия Москва Богоявленский собор в Елохове (Москва)
Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1991 года кафедральный собор Московского Патриархата; в 1938—1991 годах был Патриаршим кафедральным собором.
Содержание
История [ править ]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Святыни Собора Богоявления в Елохове и его история
В северно-восточной части Москвы располагается район, называемый Елохово. Когда-то тут стояло небольшое селение, присоединившееся со временем к столице и соседствующее теперь с районом Немецкая слобода. Здесь нашел себе приют храм Богоявления, кафедральный собор в Елохове.
Историческая справка
Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.
Возникновение названия собора
Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.
Основание и строительство
Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.
Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.
Реставрации и расширения
Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.
Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново. К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.
На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.
Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.
Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.
Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:
Современное состояние и обустройство
На данный момент храм работает в обычном режиме. Сюда многие православные приносят свои святыни, посещают гости из других храмов. Нередко под своды собора привозят святыни из других храмов. Под сводами хранятся мощи и святыни, переданные из других епархий.
Сейчас при храме действуют духовно-просветительский центр «Богоявление», хоровая школа мальчиков и юношей, а также воскресная школа для прихожан всех возрастов.
Главные святыни собора
Многое пережил храм, но святыни свои он сберег и приумножил благодаря своим прихожанам и поддержке высоких сановников Церкви.
Список иконы Богоматери «Казанская»
История иконы очень поучительная и интересная. Согласно преданиям, у стрельца Онучина была девятилетняя дочь, во сне к которой приходила Матерь Божья. Она просила сообщить архиепископу и градоначальникам, что ее икону необходимо достать из пепелища казанского Кремля. И даже место точное указывала. Девочка боялась идти к начальникам города, ведь она понимала, что верить ребенку в таких делах никто не собирался, ведь родители не верили. Явилась Богоматерь и во второй раз, и в третий. В тот раз Матерь Божья рассерженно пригрозила малышке, если она не послушается, то просить Она будет уже другого, а девочка умрет. Испуганная мама повела расстроенную дочку к находящимся в городе воеводам и занимающему в то время пост архиепископа Иеремии. Как и думала девочка, ее словам никто не поверил.
8 июля мать ребенка нашла помощников и, взяв с собой дочку, направилась к пепелищу: раз градоправители не хотят исполнить волю Богородицы, то это сделают они. Так, слушаясь указания девочки, они пытались раскопать священный образ, но все попытки были тщетны, пока девочка сама не взялась за лопату. Прямо у печи она и откопала завернутый в суконный рукав образ Пресвятой Богородицы, оказавшийся ясным, чистым и ярким, при этом без следов пожарища на нем.
Когда архиепископ и градоначальники узнали о чуде, они совершили крестный ход к месту обретения лика и забрали его в церковь Николы Тульского, а потом в Благовещенский собор.
Списков иконы Богоматери «Казанская» существует множество. Однако наиболее почитаемые находятся в Санкт-Петербурге и в Москве. Именно этот почитаемый список и располагается по левую сторону от алтаря в соборе Богоявления в Елохове.
Данный список является чудотворным, поэтому помогает многим. С ним ходил в поход против поляков Пожарский в 1611 году. Кроме того, Богородица стала считаться покровительницей дома Романовых.
Кутузов (после разгрома французов) из собранного серебра приказал изготовить серебряный иконостас, который должен был стать подарком Божьей Матери.
Исцеления и милости от Богородицы для обращающихся к ней просто неисчислимы. Обычно к ней подходят с просьбой о благословении молодых на счастливую семейную жизнь.
Чтимый список многие годы провел в Ватикане. Необходимо было вернуть ее, и Папа Римский тоже желал этого. Препятствием этому были условия, поставленные Католической Церковью, включающими в себя личную встречу патриархов, однако сама передача не считалась достаточным поводом для этого.
Лишь в 2004 году решением католической церкви стало снятие всех условий. В конце августа чтимый список был передан в Успенский собор во время Божественной литургии делегацией католиков, возглавляемой кардиналом Вальтером Каспером.
Икона Богоматери «Взыскание погибших»
Эта икона относится к древнему наследию христианства. Она прославилась еще в 6-м веке, поскольку стала причиной спасения от смерти инока Феофила в Адане, городе, расположенном в Малой Азии. Позже этот муж занял место среди преподобных, достигших высшего духовного совершенства.
Уже в 18-м веке эта икона прославилась и в России. С ее помощью был спасен от смерти на морозе крестьянин Феодот Обухов. Он, замерзая в снежной вьюге, молился к Богородице, представляя ее лик, увиденный в Георгиевской церкви, расположенной в Болхове. Его друга позвал женский голос, и он вышел наружу, где увидел сани и запряженную в них лошадь. На тех санях лежал промерзший Феодот. Потом спасенный заказал список иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.
Много раз икона спасала людей, даря им чудо. Не раз и не дважды, во время холеры, ее выносили и крестным ходом шли в соседние села. С приходом власти советов лик был утерян.
Список, представленный ныне в храме Богоявления в Елохове, тоже можно отнести к чудотворным. К нему обычно обращаются, когда кому-то угрожает потеря жизни. Так, благодаря ее чудесам, спасается немало человеческих жизней.
Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»
Считается, что первое чудо иконы состоялось в 1688 году. В то время патриарх Иоаким проводил молебен за здравие своей тяжело больной сестры Евфимии. 6 ноября произошло чудо исцеления. После этого за помощью потянулись многие христиане. Не обошли вниманием, почитанием и венценосные особы. Список с нее стал одной из основных святынь Петербурга, куда увезла его Наталья Алексеевна, родная сестра Петра I.
Сейчас эта икона находится в соборе Богоявления в Елохово, поэтому каждый может обратиться к Богу и прикоснуться к святыне.
Икона Серафима Саровского
В главном приделе, слева от кафедры, расположились частицы мощей, икона Серафима Саровского в полный рост и облачения святого пустынника.
Считается, что святому при жизни были открыты и будущее, и прошлое любого человека. Он видел мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи. К этой святыни обращаются в таких случаях:
Особенно часто к нему обращаются для избавления от алкоголизма и наркомании. Чудеса исцеления нередки. Главное – подходить к образу с чистым сердцем и открытой душой.
Мощи святого Алексия Московского
Протоиерей Алексей Мечёв жил сравнительно недавно. 9\22 июня 1923 года он покинул бренный мир. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Москвы. Потом его останки перенесли на «Введенские горы».
Могилу отца Алексия посещали многие христиане. Сотни и сотни их приходили сюда, чтобы избавиться от горестей и достичь просвещения. Уходили все очищенными и наполненными поистине божьим покоем.
Канонизировали Алексия через 70 лет после его успения. Первое его прославление в лике святых произошло 20 августа 2000 года.
После того, как мощи нового святого были доставлены в храм, к раке тянутся нескончаемые очереди страждущих, желающих найти утешение и успокоения души. Изливая горести, прихожане очищают свою душу и обретают настоящее утешение.