собор богоявления господня в орле
Богоявленский собор города Орла
Вы здесь
Сообщение об ошибке
Духовенство Богоявленского собора
Настоятель —
протоиерей Василий Иванов.
Родился 30 декабря 1985 г. в селе Баурчи, Чадыр‐Лунгского района Молдавии.
В 2003 г. окончил среднюю школу в родном селе.
В 2004–2009 гг. обучался в Московской духовной семинарии, нёс певческое послушание в Академическом хоре.
12 апреля 2007 г. был рукоположен во диакона ректором Московских духовных школ архиепископом Верейским Евгением в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника Троице‐Сергиевой Лавры. 20 апреля 2009 г. был им же рукоположен во иерея.
По окончании семинарии Синодальным учебным комитетом, согласно поданому прошению, направлен на 3-х летнее миссионерское служение на Дальний Восток, в Южно‐Сахалинскую и Курильскую епархию.
20 ноября 2009 г. принят в клир Южно‐Сахалинской и Курильской епархии и назначен штатным священником Воскресенского кафедрального собора города Южно‐Сахалинска.
16 сентября 2010 г. был назначен ризничим Воскресенского кафедрального собора, а в марте 2011 г. — руководителем епархиального информационно‐аналитического отдела.
7 июня 2011 г. назначен ключарем Воскресенского кафедрального собора.
6 ноября 2012 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Рождества Христова в Южно‐Сахалинске, а также настоятелем храма Луки Симферопольского при железнодорожной больнице Южно‐Сахалинска и храма иконы Божией Матери «Всецарица» при онкологической больнице Южно‐Сахалинска, с сохранением должности ключаря Воскресенского кафедрального собора.
В 2012 году назначен исполняющим обязанности благочинного Центрального округа.
9 января 2014 утвержден в должности благочинного Центрального округа с сохранением прочих обязанностей.
4 сентября 2016 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в кафедральном соборе Рождества Христова возведен в сан протоиерея.
Женат, воспитывает пятерых детей.
Награды
Богоявленский собор города Орла
Вы здесь
Святыни Богоявленского собора
На этой странице Вы можете узнать о святынях Богоявленского храма.
Первый рассказ о чудотворной Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Он был составлен протоиереем Илией Ливанским, священником Богоявленского собора, и опубликован в Орле отдельной брошюрой в 1912 году в качестве приложения к «Орловским епархиальным ведомостям».
Главная святыня Богоявленского собора – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Поражают воображение истории её появлений, исчезновений, возвращений. Впервые она появилась в 1847 году, перед ужасным городским пожаром. Некто неизвестный пришел в храм и попросил перенести сюда из Гостиного ряда тамошние иконы. После того как это случилось, произошел в Гостином ряду ужасный пожар. Может быть сам Святитель Николай, икона которого была в числе спасенных образов, был тем человеком? – говорили тогда. Советские гонения икона «Всех скорбящих Радость» пережила в руках у благочестивых людей. Один их них уже в 90-е годы услышал во сне голос Божией Матери, которая велела вернуть свой образ во вновь открывшийся Богоявленский храм. Звали этого человека Иосиф Николаевич Калашников, сам же он работал к тому времени ктитором… В 1999 году он отошел ко Господу.
В октябре 2004 года святыню похитили из храма прямо средь бела дня. Священники и прихожане были тогда безутешны, потому что, предприняв все возможные усилия, так и не смогли её найти. А украденный образ был продан похитителем одному орловскому коллекционеру, которому ничего не было известно о святыне. Тот, пытаясь что-то узнать об иконе, стал искать в Интернете о ней информацию и совершенно случайно наткнулся на сайт Богоявленского собора. Каково же было его удивление, когда на мониторе перед его взором предстал образ Богородицы, находившийся сейчас в его доме и утраченный верующими церкви! Он не замедлил вернуть икону в храм и стал его постоянным прихожанином.
Реквизиты Богоявленского собора
Все публикации первой версии сайта Богоявленского собора (2003-2007) доступны по адресу
Богоявленский собор в Орле
Богоявленский собор в Орле — самое старое каменное здание в городе, расположенное на берегу реки Орлик. Три века назад колокольня считалась самым высоким сооружением в городе. Сейчас это центровое здание в исторической части Орла.
Богоявленский собор возвели в XVIII веке. За столетия своего существования он пережил серьезные реконструкции, несколько раз его закрывали и даже переделывали под театр.
Расписание богослужений в Богоявленском соборе Орла
Собор открыт каждый день с 07:00 до 20:00. Богослужения здесь проходят регулярно: с понедельника по субботу — с 08:00 и вечером — с 17:00. В воскресенье и праздники: в 07:00 начинается ранняя литургия; в 09:00 — поздняя литургия; в 17:00 — вечернее богослужение.
В соборе проводят такие обряды, как венчание, крещение, отпевание. Прихожане могут заказать сорокоуст или поминовение.
Структура Богоявленского храма
Территория всего комплекса огорожена забором. Там расположены Богоявленский собор и часовня. Кстати, построили часовню над скважиной, глубина которой 140 метров. Вода поднимается вверх и омывает крест, установленный внутри.
В соборе проходят не только богослужения. Это центр религиозной, культурной и просветительской деятельности.
В Богоявленском соборе есть своя воскресная школа. Занятия проходят только по воскресеньям в самом храме или в Орловском краеведческом музее. Учебный год начинается с 14 сентября, каникулы бывают только летом.
У собора есть два хора — мужской и детский. Взрослые хористы — выпускники музыкальных училищ, в коллектив входят восемь человек. А вот в детский хор учеников набирают ежегодно.
Еще у собора есть свой клуб «Богоявленская семья». Здесь молодежь занимается волонтерством, искусством и спортом, организует путешествия. Встречи проходят каждый вторник.
История
Сначала в Орле была деревянная Богоявленская церковь. Построили ее в середине XVII века. Новое здание (на этот раз из камня) возвели в первом десятилетии XVIII века.
Храм в то время считался лучшим образцом так называемого нарышкинского стиля (еще называют нарышкинским барокко). Главная особенность — богатство внутреннего убранства, плавность линий, использование в основном только двух цветов при отделке фасада — красного и белого (Богоявленский храм полностью белый). Здесь же — белые колонны, фронтоны и узорчатые карнизы.
В 1837 году храм расширили: переделали алтарь, для этого снесли боковые стены и возвели новые. К западной стороне храма пристроили притвор. Верх церкви и колокольни остались прежними, здесь единый стиль был сохранен. Однако в новый облик храма (это касается внешней и внутренней отделки) было много привнесено из позднего классицизма: внутри прорезали высокие и широкие арки, снаружи появились новые портики и огромные апсиды.
Пожалуй, 1900 год стал одним из самых знаковых для Богоявленского собора. Тогда полностью разобрали колокольню: специалисты решили, что она может обрушиться. В 1908 году приступили к возведению новой колокольни. Работы завершили к 1912 году. Колокольня утратила свой былой облик и стала образчиком неорусского стиля. Прямо под колокольней располагалась арка — вход в храм.
В 1937 году Богоявленский храм закрыли, через какое-то время там основали антирелигиозный музей. В 1939 году колокольню разобрали на кирпичи. В 1941 году, когда немецкие войска заняли Орел, местные жители обратились к коменданту Адольфу Гаману с просьбой открыть храм. Так в военные годы Богоявленский собор стал одним из самых посещаемых в городе.
С началом хрущевской антирелигиозной кампании в 1963 году собор снова закрыли. Тогда же сняли кресты, купольный потолок перекрыли плоским, настенную живопись заштукатурили. А в самом здании открыли театр кукол.
В 1994 году здание Богоявленского собора вернули церкви, в 1996 году освятили главный престол. В храме снова стали проходить богослужения.
В 2008 году началось строительство новой колокольни. В 2014 году — установили новые колокола, крести и купол.
Орловская митрополия
Богоявленский собор города Орла
Историческая справка
После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644). по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге. » участок земли «. под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254).
Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.
Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.
Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.
Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору.
В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.
К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.
В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали.
До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.
Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.
В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости».
В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.
В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.
В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр.
Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.
Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.
В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения.
С 19 века колокольня Богоявленского собора славилась своими звонами далеко за пределами Орла. В 1822 году для храма был вылит особый благовестный колокол, звук которого был отмечен как «ясный». Тогда же последовал указ орловского епископа Гавриила: «прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе его не начинать», а самому храму, и так уже бывшему в центре всех городских праздников, дан статус собора. В 2005 году для храма в Донецке отлит самый большой в Орловской области колокол весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в два метра, а в 2007 году — набор из девяти колоколов общим весом чуть менее 7 тонн.
28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Орловскую митрополию совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе.
С 3 по 6 сентября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Богоявленском соборе пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского. Порядок во время богослужений обеспечивали волонтеры молодежного православного движения «Богоявленская семья». Оргкомитетом всероссийского принесения святыни высоко была оценена работа настоятеля собора протоиерея Александра Прищепы и православных добровольцев.
Богоявленский собор
Что всякий проезжающий ожидает видеть в историческом центре города, когда тому почти полсотни лет? Ну, например, разрушенную крепостную стену… А она здесь, в месте слияния ленивой Оки и синего Орлика, и стояла, да давно не осталось от нее и камешка. Может быть, монастырь. Было и такое, но это дела минувших дней. Тогда что же?
Ныне, перебрасывая мостик от начала ХVIII века к веку XXI, на знаменитой орловской «стрелке» сверкает золотыми куполами и созывает колокольным звоном верующих и не очень ОН, Богоявленский собор – самая древняя постройка Орла.
Наш Богоявленский – ровесник Северной столицы, и дух захватывает при мысли о том, сколько великих мира сего по пути с севера на юг и обратно осеняли себя крестом, проплывая мимо в экипаже!
Если посмотреть с исторической колокольни
Начинавшийся с деревянной церквушки собор неоднократно перестраивался и видоизменялся и к сегодняшнему дню вырос в строгого белоснежного красавца, сочетающего элементы 3-х стилей: барокко (барабан и купол), классицизма (стены, портики и фронтоны) и неорусского (колокольня).
Если не брать в расчет реконструкции, тихо простояв себе два века, собор продолжал бы в этом духе и дальше, но тут грянул ХХ-й… и понеслось. Храм открывали и закрывали, одно время в нем даже располагался антирелигиозный музей (спасибо, не фабрика, хотя как знать?), а люди поколения 70-х ещё помнят, как мамы водили их туда на кукольные спектакли и концерты.
Старожилы рассказывают, как противился Собор пусть и благородным, но совсем не подобающим культовому месту мероприятиям: звук в пространстве распределялся так, что с некоторых точек зритель, пришедший насладиться прекрасным, получал взамен эхо-какофонию.
Храм выстоял, и в 1994 г. здание вернули Церкви. В конце 2015 года было завершено воссоздание колокольни, и собор вновь обрёл завершённый облик.
Явленные чудеса Богоявленского собора
Внутри собора – смотреть не пересмотреть! Но главной святыней храма считается чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С ней связана окутанная тайной история. Один из настоятелей Богоявленского записал рассказы очевидцев, которые свидетельствовали следующее: в 1848 году некий человек незадолго до страшного пожара предупредил, что икону вместе с тремя другими необходимо из соседнего деревянного здания торговых рядов срочно перенести в храм. Считается, что тем неизвестным был Святитель Николай, чей образ был одним из спасенных.
Каждое воскресенье во время вечерней службы перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» читается акафист. О её чудотворениях имеется множество достоверных свидетельств. Верующие просят Богородицу о заступничестве в болезни, бедности, невзгодах, печали, скорби.
Часовенка с секретом
При храме имеется артезианская скважина, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора – Богоявление (Крещение Господне). Ну а в обычные дни можно испить святой водицы в надкладезной часовенке, расположенной перед входом в собор. Она находится над скважиной, по которой со 140-метровой глубины поднимается вода и стекает по Кресту внутри самой часовни.
Такие разные Святые чудотворцы.
Два столпа Богоявленского
Нет нужды напоминать, кто такой Серафим Саровский, чей памятник распложен по левую руку от здания. Выходя из храма, каждый словно попадает под благословение преподобного батюшки, пальцы правой руки которого собраны в троеперстие. Памятник был подарен городу на его 450-летие и освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Но не все знают, кому принадлежит скромный барельеф, находящийся по правую руку. А изображен на нем Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко. Тридцатилетним статным красавцем с военной выправкой, играющим на скрипке и обращающимся к любому на «вы», но бедно одетым и босым, пришел он в наш город, потому что Орел, по его словам, был дан ему «в удел».
Несмотря на странное поведение, Афанасий Андреевич своей прозорливостью и умением читать мысли завоевал доверие людей, которые толпами ходили за ним, чтобы услышать его слово.
Уже полвека, как старца Афанасия нет с нами, и верующие не сомневаются: его вот-вот причислят к лику Святых, а мощи перенесут в храм. А пока они покоятся на Крестительском кладбище, что всего в 4-х трамвайных остановках от Богоявленского собора. Место погребения Афанасия Андреевича находится недалеко от центральной аллеи, сразу за церковью. Могилу не трудно отыскать, ведь там всегда люди и много цветов. В Свято-Иоано-Крестительском храме ведут счет чудотворениям старца, и список этот непрерывно пополняется новыми историями.
Собор-заговорщик
Богоявленский строго следит за тишиной во время богослужений. И правильно, нечего шептаться, когда служба идет! А то, благодаря местам с особой акустикой, с вами может случиться конфуз. Опытный прихожанин знает про такие точки в храме и держится от них подальше, ведь можно ненароком подслушать, например, о чем секретничают старушки-подружки метров за 15 от тебя. А сделай шаг в сторону – эффект пропадает.
А что это за тайные места, мы вам тихо шепнем на ушко, когда приедете!
Фомам неверующим
Скептики, ожидая, пока их спутники разглядывают фрески и наслаждаются пением мужского хора – гордости собора – могут посидеть неподалеку в многочисленных кафе на ул. Ленина, прогуляться у реки. Детишек легко занять в Детском парке, вытянувшемся вдоль Орлика между двумя пешеходными мостами: подвесным и понтонным. Там можно покататься на каруселях, покормить уточек, прокатиться на пони.
Всё в шаговой доступности.
Храм зажигает огни
По вечерам город расцветает огнями. Гармонично вписывается в галерею объектов свет-арта и Богоявленский собор. Отражаясь в реке белым лунным и синим небесным, храм, словно невесомый, парит над землей.
К вашему сведению
Богослужения в соборе совершаются ежедневно:
— В будние дни: утром с 8:00, вечером с 17.00;
— В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия с 7.00, поздняя Литургия с 9.00, вечернее богослужение с 17.00
Но сам храм держит двери распахнутыми весь день, а в свечной лавке для каждого всегда найдется подарок по душе: икона, книга, сувенир.
Чтобы не жалеть о несделанном
Итак:
— помолиться у чудотворной иконы «Всех скорбящих радость»;
— попросить о сокровенном у нашего любимого батюшки Афанасия Андреевича;
— выведать тайну храма, – это ли не повод побывать в Богоявленском соборе, который, даже утратив свою «кафедральность», остается самым популярным и самым любимым храмом города Орла!