собор богоматери в шартре
Шартрский собор
Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres)
Шартрский собор – сохранившийся в первозданном виде готический католический храм, построенный в начале XIII века в 96 км к юго-западу от Парижа. Возведенное на холме в западной части Шартра величественное здание возвышается над старинным городком.
Сегодня это действующий храм, в который стекаются паломники со всего мира поклониться тунике Девы Марии. По преданию, именно в этом одеянии Богоматерь родила Иисуса. В честь Марии храму дано официальное название собор Шартрской Богоматери, или Норт-Дам-де-Шартр. В 1979 году он был по достоинству оценен мировым сообществом, когда его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Шартрский собор
История достопримечательности
По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.
Фотография Шартского собора в 1910 году
За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.
Архитектурные особенности
Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.
Вход в Шартрский собор Окно-роза северного трансепта Аркбутаны Шартрского собора
Интерьер собора
На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.
Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную часть Фрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землю Внутри собора
Шартр для паломников
Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.
Хор Шартрского собора
Информация для туристов
Шартрский собор – главная достопримечательность города, вокруг которого сосредоточены все заведения, обслуживающие туристов. В 100 м от юго-восточного придела здания в доме с пятисотлетней историей на Рю де ла Пуассонри 8-10 расположен туристический офис. Здесь гостям города подскажут, где остановиться, перекусить, что еще стоит осмотреть в Шартре и его окрестностях, предложат сувениры, печатные, электронные путеводители, экскурсии с гидом. Офис открыт ежедневно до 5-6 часов вечера.
В шаговой доступности от собора действуют 4 небольших отеля, еще несколько открыто в 10 минутах ходьбы от него. Рядом с храмом, в бывшем дворце шартрского епископа, работает Музей изящных искусств с неплохим собранием живописи XVIII века и старинных клавесинов. Перекусить можно в любом из десятков ближайших кафе и ресторанов, самый бюджетный вариант – построенный в 300 м к юго-западу от достопримечательности «Мак-Доналдс».
Время работы и услуги
Доступ в Шартрский собор туристам открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход оборудован пандусом для маломобильных граждан, им доступны все уголки базового уровня собора. У входа работает сувенирная лавка, магазин «Склеп» расположен вне здания, в южном портале. Кроме традиционных магнитов и открыток в ассортименте представлены макеты собора, сувениры в виде витражей и лабиринтов. Кстати, традиция торговли в храме продолжается с момента его постройки: когда-то прямо в здании был продуктовый рынок, ничуть не мешавший проведению службы.
Астрономические часы Фасад Шартского собора
Как добраться до Шартрского собора
Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.
С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.
Шартрский собор
Кафедральный Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres) или Нотр-Дам-де-Шартр — один из трех самых красивых готических храмов Франции. Одно время среди зодчих даже ходила поговорка, что если взять величественные башни Шартра, скульптурное разнообразие Реймса и огромные, но гармоничные формы Амьенской базилики — можно получить идеальный храм. Да, все три шедевра средневековой готики во многом похожи, но именно в Шартре некоторые особенности архитектуры были использованы впервые. Наибольшую же известность ему принесла ценнейшая реликвия — плащаница Девы Марии. Согласно легенде, в нее была одета Богородица в момент рождения Иисуса Христа.
Статуя ангела с солнечными часами на углу западного и южного фасадов
История
История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.
Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора
Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.
Как добраться до Шартрского собора
Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от Парижа, поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.
Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.
Как добраться от ж/д вокзала Шартра:
Пешком:расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.
Как добраться из Парижа — от аэропорта Шарль-де-Голль:
Электричка:от 2-го терминала городской электричкой RER по ветке B ехать до площади Denfert-Rochereau, в пути 46 минут.
Метро:от станции Denfert-Rochereau по ветке 6 ехать до станции Montparnasse, в пути 5 минут.
Поезд:от ж/д вокзала Montparnasse поездом TER добраться до Шартра, в пути 1 час и 15 минут (поезд отправляется каждый час).
Пешком:от ж/д вокзала Gare de Chartres пройти 650 метров.
Автомобиль:по трассе А10 расстояние около 117 километров, по трассе N10 — около 124 километров.
Шартрский собор на карте
Что посмотреть
Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница — в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.
Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:
В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века — эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания — там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.
С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.
Интерьер Шартрского собора
Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта — он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика — более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».
Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название — «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.
Фрагмент витража о жизни святого Евстафия
Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.
Лабиринт, выложенный в 1200 году, является самым большим символическим элементом Шартрского собора
Часы работы и стоимость билетов
Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.
В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:
Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.
График экскурсий:
Стоимость экскурсии:
Подъем на смотровую площадку на башне:
Стоимость подъема на башню:
Стоимость аудиогида:
Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на сайте Нотр-Дам-де-Шартр.
Подсветка Шартрского собора ночью
Правила посещения
Праздничная подсветка собора
Интересные факты
Деревянная скульптура Мадонны с младенцем в образе Царя и Царицы небесных
Панорама Шартрского собора
Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр — кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.
Визитная карточка
Адрес
16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция
Собор Шартрской Богоматери | |
---|---|
Официальное название | cathédrale Notre-Dame, Шартр |
Назначен | 1862 г. |
Номер ссылки | IA28000005 |
Собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что называет его «вершиной французского готического искусства » и «шедевром».
СОДЕРЖАНИЕ
История
Более ранние соборы
Пожар и реконструкция (1194–1260)
В ночь на 10 июля 1194 года собор опустошил еще один крупный пожар. Уцелели только склеп, башни и новый фасад. Собор был уже известен во всей Европе как место паломничества из-за известных реликвий Девы Марии, которые он хранил. Легат Папы оказался в Шартре во время пожара и распространил слухи. Деньги собирались у королевских и знатных покровителей по всей Европе, а также из небольших пожертвований от простых людей. Реконструкция началась практически сразу. Некоторые части здания сохранились, в том числе две башни и королевский портал на западном конце, и они были включены в новый собор.
Более поздние модификации (13–18 вв.) И коронация Генриха IV во Франции.
В 1506 году молния разрушила северный шпиль, который был перестроен в 1507–1513 годах архитектором Жаном Тексье в стиле «Пламени». Когда он закончил это, он начал строить новую перегородку jubé или Rood, которая отделяла пространство церемониального хора от нефа, где сидели прихожане.
Французская революция и 19 век
В 1836 году из-за халатности рабочих начался пожар, уничтоживший свинцовую деревянную крышу и две колокольни, но конструкция здания и витражи остались нетронутыми. Старая крыша была заменена кровлей, покрытой медью на железном каркасе. В то время каркас перехода был самым большим пролетом из всех железных конструкций в Европе.
Вторая Мировая Война
Вторая мировая война во Франции была битвой между союзниками и немцами. В июле 1944 года британцы и канадцы оказались сдержанными к югу от Кана. Американцы и их пять дивизий планировали альтернативный путь немцам. В то время как одни американцы двинулись на запад и юг, другие оказались в полосе к востоку от Кана, которая вывела их за линию фронта немецких войск. Гитлер приказал германскому комиссару Клюге отправиться на запад, чтобы отрезать путь американцам. Это в конечном итоге привело союзников к Шартру в середине августа 1944 года.
16 августа 1944 года во время вторжения американских войск в Шартр собор был спасен от разрушения благодаря американскому полковнику Велборну Бартону Гриффиту-младшему (1901-1944), который подверг сомнению приказ о разрушении собора. Американцы считали, что Шартрский собор используется противником. Считалось, что шпили и башни использовались в качестве полигона для артиллерии.
2009 реставрация
В 2009 году отдел исторических памятников Министерства культуры Франции начал программу работ в соборе стоимостью 18,5 миллионов долларов, включая очистку внутри и снаружи, защиту витража с покрытием, а также очистку и окраску внутренней кладки кремово-белого цвета с помощью trompe-l’œil, мрамор и позолоченные детали, как это могло выглядеть в 13 веке. Это было предметом споров (см. Ниже ).
Литургия
Лента новостей
Описание
Статистика
План этажа Шартра (1856 г.) Эжена Виолле-ле-Дюк (1814–1879 гг.)
Высота нефа, показывающая галерею на уровне земли; узкий трифорий; а наверху окна фонаря
Подвижные контрфорсы поддерживают верхние стены и уравновешивают выступающий наружу сводчатый потолок, обеспечивая тонкие стены и больше места для окон.
Летающие контрфорсы, вид сверху
В своды крыши, соединенные каменными ребрами ниже столбов, в сочетании с аркбутанами снаружи делают возможным более тонкие стенки, и большая высота и большие окна собора
В то время как план этажа был традиционным, фасад был более смелым и оригинальным благодаря использованию аркбутана для поддержки верхних стен. Это было первое известное использование в готическом соборе. Эти тяжелые каменные колонны соединялись со стенами двойными каменными арками и укреплялись колоннами, подобными спицам колеса. Каждая из этих колонн сделана из цельного куска камня. Арки прижимаются к стенам, уравновешивая выступающую наружу тягу реберных сводов над внутренним пространством собора. Эти своды также были новаторскими, поскольку в них было всего четыре отсека, в отличие от шестиэлементных сводов более ранних готических церквей. Они были легче и могли преодолевать большее расстояние. Поскольку контрфорсы были экспериментальными, архитектор предусмотрительно добавил дополнительные контрфорсы, скрытые под крышами проходов.
Башни и часы
Готическая Северная башня (законченная 1513) (слева) и старше Южная башня (1144-1150) (справа)
Деталь Южной башни
Деталь яркой готической Северной башни
Павильон с часами, с 24-часовыми астрономическими часами.
Две башни были построены в разное время, в период готики, и имеют разную высоту и отделку. Строительство северной башни было начато в 1134 году, чтобы заменить романскую башню, пострадавшую от пожара. Он был построен в 1150 году и первоначально был всего в два этажа с крышей из свинца крышей. Южная башня была начата примерно в 1144 году и была завершена в 1150 году. Она была более амбициозной, с восьмиугольным шпилем из каменной кладки на квадратной башне и достигала высоты 105 метров. Он был построен без внутреннего деревянного каркаса; плоские каменные стороны постепенно сужаются к вершине, а тяжелые каменные пирамиды вокруг основания придают ему дополнительную поддержку.
Две башни пережили разрушительный пожар 1194 года, уничтоживший большую часть собора, за исключением западного фасада и склепа. Когда собор был перестроен, между двумя башнями было установлено знаменитое западное розовое окно (13 век), а в 1507 году архитектор Жан Тексье (также иногда известный как Жеан де Бос ) спроектировал шпиль для северной башни, чтобы придать ему вид. по высоте и внешнему виду ближе к южной башне. Эта работа была завершена в 1513 году. Северная башня выполнена в более декоративном стиле яркой готики с башнями и контрфорсами. Достигает высоты 113 метров, чуть выше южной башни. Планировалось добавить еще семь шпилей вокруг собора, но они были заброшены.
В основании Северной башни находится небольшое сооружение, в котором находятся круглосуточные часы эпохи Возрождения с полихромным циферблатом, построенные в 1520 году Жаном Тексье. Циферблат часов восемнадцать футов в диаметре.
Пожар 1836 года уничтожил крышу и колокольни собора, расплавил колокола, но не повредил нижнюю структуру и витражи. Деревянные балки под крышей заменили железным каркасом, покрытым медными пластинами.
Порталы и их скульптуры
Запад, или Королевский портал (12 век)
Центральный тимпан Королевского портала. Христос восседает на престоле в окружении символов евангелистов; крылатый человек для святого Матфея, лев для святого Марка; бык для Святого Луки; и орел для Св. Иоанна.
Косяки центрального дверного проема Королевского портала со статуями мужчин и женщин Ветхого Завета
Западный портал, тимпан левой двери. На нем изображен Христос на облаке, поддерживаемый двумя ангелами, над рядом фигур, представляющих труды месяцев и знаков Зодиака.
Помимо своих основных функций по обеспечению доступа к внутреннему пространству, порталы являются основными местами для скульптурных изображений в готическом соборе, и именно на западном фасаде Шартра эта практика начала развиваться в визуальную сводку или энциклопедию богословских знаний. Каждый из трех порталов фокусируется на разных аспектах роли Христа в истории спасения; его земное воплощение справа, его Вознесение или существование до воплощения слева и его Второе пришествие (Теофаническое видение) в центре.
Менее очевидным, чем статуи косяка, но гораздо более сложной резьбой, является фриз, который тянется по всему фасаду в скульптурных капителях на вершине колонн косяка. На этих капителях вырезано очень длинное повествование, изображающее жизнь Богородицы, а также жизнь и Страсти Христовы.
Порталы северного трансепта (13 век)
Святая Анна держит младенческую Деву Марию на трюмо центрального портала северного трансепта
Тимпан над центральным порталом северного трансепта. На притолоке изображены Успение (Смерть) и Успение Богородицы. Выше коронация Девы: Мария в своем живом теле будет править небесами вместе со своим Сыном Христом.
В Новом Завете изображены Симеон, Иоанн Креститель и Святой Петр с его ключами.
Неизвестные персонажи из Ветхого Завета
Южный портал (13 век)
Христианские мученики обрамляют Южный портал (13 век); включая «Совершенного рыцаря» Роланда (крайний слева) и Святого Георгия (второй справа)
Центральный вход Южного портала с колонной статуей Христа. Его ноги опираются на льва и дракона.
Левый (западный) портал | Центральный портал | Правый (восточный) портал | |
---|---|---|---|
Фигуры косяка : | Мч святые | Апостолы | Святые исповедники |
Перемычка : | Мученичество (побиение камнями) святого Стефана | Взвешивание душ и разделение благословили и проклятый | Сцены из житий святых Николая Барийского и Мартина Турского |
Барабан : | Блаженное видение Христа Стефаном | Христос показывает свои раны с Богородицей и Святым Иоанном и ангелами, несущими Arma Christi | Дальнейшие сцены из жизни Святых Николая и Мартина |
Архивольты : | Ассорти из святых мучеников | Хор ангелов и мертвых, восстающих из гробниц / Пророков | Жизнь святого Джайлза в нижнем регистре, другие исповедники в оставшихся вуссуарах |
Ангелы и монстры
Ангел с солнечными часами на южном фасаде
Горгулья на Северной башне, служащая дождевым изливом
Деталь Южной башни со скульптурой Химер
Деталь Южного портала, изображающая ангелов, смотрящих на ад.
Монстры и дьяволы соблазняют христиан на южном портале
Неф и амбулаторный
Статуя Нотр-Дам-де-Пильерс и часовня у нефа
Неф, или главное пространство для прихожан, был спроектирован специально для приема паломников, которые часто ночевали в церкви. Пол слегка наклонен, чтобы его можно было мыть водой каждое утро. В комнатах по обе стороны от Королевского портала до сих пор сохранились следы постройки более раннего романского здания. Сам неф был построен после пожара, начавшегося в 1194 году. Пол нефа также имеет лабиринт в тротуаре (см. Раздел лабиринта ниже). Два ряда чередующихся восьмиугольных и круглых столбов по обе стороны от нефа принимают часть веса крыши через тонкие каменные ребра, спускающиеся из сводов выше. Остальной вес распределяется сводами наружу к стенам, поддерживаемым аркбутанами.
Статуя Марии и младенца Христа, названная Богоматерь Столпной, заменяет статую 16-го века, сожженную революционерами в 1793 году.
Витражи
Окна 12 века
Ланцетные окна под западным розовым окном; Окно Джесси или генеалогия Христа (справа); Жизнь Христа (в центре) и Страсти Христовы (слева)
Нотр-Дам де ля Бель-Верриер »или Голубая Дева (ок. 1180 и 1225 гг.)
Деталь собора Нотр-Дам-де-ла-Бель-Верриер
Окна-розетки
Розовое окно северного трансепта, c. 1235
Южный трансепт розовое окно, c. 1221–1230
Окна в проходах и амбулаторный хор
Сцена из окна Доброго Самаритянина; Христос рассказывает фарисеям притчу о добром самарянине
Окно Доброго Самаритянина
Сапожники за работой в окне «Добрый самаритянин»
Некоторые из окон в Шартре включают изображения местных торговцев или рабочих на двух или трех нижних панелях, часто с деталями их оборудования и методов работы. Традиционно утверждалось, что эти изображения представляют гильдии жертвователей, оплативших окна. Однако в последние годы эта точка зрения была в значительной степени отклонена, не в последнюю очередь потому, что каждое окно стоило бы примерно столько же, сколько построить большой особняк, в то время как большинство изображенных рабочих были бы рабочими, работающими на натуральном хозяйстве, с небольшим располагаемым доходом или без него. Более того, хотя они стали влиятельными и богатыми организациями в период позднего средневековья, ни одна из этих торговых гильдий на самом деле не была основана во время производства стекла в начале 13 века. Другое возможное объяснение состоит в том, что духовенство собора хотело подчеркнуть универсальность Церкви, особенно в то время, когда их отношения с местным сообществом часто были проблемными.
Клесторийные окна
Поздние окна
Как и большинство средневековых зданий, окна в Шартре сильно пострадали от коррозионного воздействия атмосферных кислот во время промышленной революции и после нее. Большинство окон было очищено и отреставрировано известной местной мастерской Atelier Lorin в конце 19 века, но они продолжали портиться. Во время Второй мировой войны большая часть витражей была снята с собора и хранилась в окрестностях, чтобы защитить его от повреждений. По окончании войны окна были сняты со склада и переустановлены. С тех пор осуществляется постоянная программа консервации, и снаружи постепенно устанавливается изотермическое вторичное остекление, чтобы защитить окна от дальнейшего повреждения.
Склеп (IX – XI века)
Колодец святых фортов в склепе Святого Фульберта
Фреска XII века в склепе Святого Любина, изображающая Деву Марию на троне мудрости, с тремя королями справа от нее и Савиниеном и Потеньеном слева от нее.
Одной из примечательных особенностей склепа является Колодец Святых-Фортов. Колодец имеет глубину тридцать три метра и, вероятно, имеет кельтское происхождение. Согласно легенде, Квирин, римский магистрат галло-римского города, бросил первых христианских мучеников в колодец. Статуя одного из мучеников, Модеста, изображена среди скульптур на Северном портике.
Главный алтарь (18 век)
Хоровая стена (16-18 вв.)
Скульптура на хоровом экране (XVI – XVIII вв.)
Высокая декоративная каменная перегородка, отделяющая хор от амбулатории, была установлена между 16 и 18 веками, чтобы приспособить церковь к переменам в литургии. Он был построен в стиле поздней яркой готики, а затем в стиле ренессанс. Экран имеет сорок ниш вдоль амбулатории, заполненных статуями выдающихся скульпторов, рассказывающих о жизни Христа. Последние статуи были установлены в 1714 году.
Лабиринт
План лабиринта Шартрского собора
Прогулка по лабиринту Шартрского собора
Часовня Пятуса Турне, дворец епископа и сады
Часовня Святого Петра Турне, добавленная в 1326 году к востоку от апсиды.
Лабиринт в садах епископа
Часовня Святого Петра Турнеского (слева), апсида собора и старая епископская резиденция
Часовня Святого Петра Турне была более поздним дополнением к собору, построенному в 1326 году, недалеко от апсиды в восточной части собора. В нем находилась коллекция известных реликвий святого, который был епископом Турне в современной Бельгии в третьем веке, когда римляне замучили его, отрубив ему верхнюю часть черепа. Он изображен в витражах и культуре, держащей в руках фрагмент черепа. Часовня имеет плоский chevet и два круглых башен. Внутри четыре бухты, выполненные в гармоничном стиле, так как все строились одновременно. Он также содержит примечательную коллекцию витражей 14 века. Нижний этаж использовался как капитул или место встреч для официальных мероприятий, а верхний этаж был связан с собором открытой лестницей.
Строительство
Работа над Королевским порталом была начата с южной перемычки около 1136 года, а вся его скульптура была установлена до 1141 года. Мнения сомнительны, поскольку размеры и стили фигур различаются, а некоторые элементы, такие как перемычка над правым порталом, были явно урезаны, чтобы соответствовать доступному пространству. Первоначально скульптура была спроектирована для этих порталов, но планы менялись сменяющими друг друга мастерами, см. Тщательный литологический анализ Джона Джеймса. В любом случае, большая часть резьбы соответствует исключительно высоким стандартам, типичным для этого периода, и оказала сильное влияние на последующее развитие дизайна готических порталов.
Некоторые из мастеров были идентифицированы Джоном Джеймсом, и проекты этих исследований были опубликованы на веб-сайте Международного центра средневекового искусства в Нью-Йорке.
10 июня 1194 года еще один пожар нанес значительный ущерб собору Фульберта. Истинная степень повреждений неизвестна, хотя тот факт, что свинец, соединяющий западные окна, пережил пожар, предполагает, что современные отчеты об ужасных разрушениях, возможно, были преувеличены. Так или иначе, возможность была использована, чтобы начать полную реконструкцию хора и нефа в новейшем стиле. Неповрежденные западные башни и фасад были включены в новые работы, как и более ранний склеп, что фактически ограничило проектировщиков нового здания тем же генеральным планом, что и его предшественник. Фактически, нынешнее здание ненамного длиннее собора Фульберта.
Строители не работали на чистом участке; им пришлось бы расчищать завалы и уцелевшие части старой церкви, когда они строили новую. Тем не менее работа продвигалась быстро: южное крыльцо с большей частью скульптуры было установлено к 1210 году, а к 1215 году были завершены северное крыльцо и западное окно-розетка. Высокие своды нефа были возведены в 1220-х годах, каноники переехали в свои новые стойла в 1221 году под временной крышей на уровне фонаря, а розы-трансепты возводились в течение следующих двух десятилетий. Высокие своды над хором не были построены до последних 1250-х годов, что было обнаружено заново в первом десятилетии 21 века.
Реставрация
Ранние этапы очистки и реставрации хора Шартрского собора (2009–2019 гг.)
С 1997 по 2018 год экстерьер собора подвергся обширной очистке, в том числе многие внутренние стены и скульптура. В заявлении о цели говорилось: «Реставрация направлена не только на очистку и поддержание структуры, но и на то, чтобы дать представление о том, как собор мог бы выглядеть в 13 веке». Почерневшие от копоти и возраста стены и скульптура снова стали белыми. Знаменитая статуя Черной Мадонны была очищена, и ее лицо оказалось белым под копотью. Проект пошел дальше; Стены нефа были выкрашены в белый цвет с оттенками желтого и бежевого, чтобы воссоздать идею более раннего средневекового убранства. Однако реставрация также вызвала резкую критику. Архитектурный критик New York Times Мартин Филлер назвал это «скандальным осквернением культурного святого места». Он также отметил, что ярко-белые стены затрудняют оценку цвета витражей, и заявил, что работа нарушает международные протоколы о сохранении, в частности, Венецианскую хартию 1964 года, которую Франция подписала. Президент Общества друзей Шартрского собора Изабель Пайо заявила, что реставрационные работы необходимы для предотвращения обрушения здания.
Школа Шартра
Социально-экономический контекст
Паломничества и легенда о Санкта Камиса
Популярная культура
Теперь он стоит здесь веками. Лучшее произведение человека, возможно, во всем западном мире, и оно без подписи: Шартр.
Джозеф Кэмпбелл ссылается на свой духовный опыт в книге «Сила мифа» :
Шартр был основной основой для вымышленного собора Давида Маколея « Собор: история его строительства» и анимационного фильма, основанного на этой книге.
В популярной приключенческой видеоигре Assassin’s Creed есть собор, по которому можно подняться, по образцу Шартрского собора.
Праздник света в Шартре
Одной из достопримечательностей Шартрского собора является празднование Шартрского света, когда горит не только собор, но и многие здания по всему городу, как праздник электрификации.