собор благовещения пресвятой богородицы в гороховце
Свято-Благовещенский собор (Гороховец)
Свято-Благовещенский собор находится в городе Гороховец Владимирской области, он является главным православным храмом города. Его построили в 1770 году вместо старого деревянного храма. Деньги на строительство собора были выделены местным купцом Семеном Ершовым.
Содержание
История [ править ]
Благовещенский собор находится в городе Гороховец Владимирской области, он является главным православным храмом города. Его построили в 1770 году вместо старого деревянного храма. Деньги на строительство собора были выделены местным купцом Семеном Ершовым. Им и определялся внешний и внутренний облик храма. В те времена среди купечества считалось престижным строить храмы. Так богатые люди снискивали себе славу и увековечивали свою фамилию в российской истории.
Благовещенский собор был выполнен в сдержанном строгом стиле, с минимальным числом декоративных элементов, но при этом вид его отличается величественностью и крупными формами. Собор был возведен на краю главной площади в самом центре города. И до настоящего времени здание Благовещенского собора является самой высокой постройкой Гороховца.
В плане Благовещенский собор представляет собой правильный прямоугольник, который перекрывают крестово-купольные своды. Его стены украшают лопатки. Венчают церковь пять куполов, которые посажены на стройные высокие барабаны. Монументальность храму придает значительная высота стен. Массивные столпы здания расставлены широко и имеют круглую форму.
Благодаря крупным и четким формам своих архитектурных элементов собор имеет величественный и суровый вид. В закомарах храма до сих сохранились древние фрески. Приковывает взгляд своеобразность характера орнамента апсид храма.
К храму пристроена колокольня высотой 37 метров с основанием в форме восьмерика. По традициям тех времен, венчает ее высокий шатер со слуховыми окнами, расположенными над звонницей в три ряда. На верху шатра – маленький купол, увенчанный крестом.
Внешне каменный храм на протяжении двух столетий практически не изменился.
Святыни [ править ]
Святынями храма являются: древние напрестольные кресты: один из них – с изображением мученицы Параскевы и Макария Желтоводского, приложен Г.И. Кувалдиным в 1653 году, второй крест – с частицами мощей, переданный в храм в 1704 году; старинная икона Божией Матери Смоленской; серебряные сосуды, переданные в 1685 году С.Ершовым; сосуды позолоченные и серебряные с финифтью, переданные посадским человеком А.И. Холкиным в 1732 году; серебряный ковчег, переданный в храм 1710 году Авдотием Ширяевым; чара в виде виноградной кисти вызолоченная серебряная, также переданная Ширяевым; серебряный ковш с надписями.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Школьный пер., 1, Гороховец, Владимирская обл., Россия, 601480
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Гороховец. Благовещенский собор
Гороховец. Благовещенский собор
Адрес: Владимирская область, Гороховец, Школьный переулок
Год постройки: 1700, 1864 — пристроен придел Макария Желтоводского
Стиль: Древнерусское зодчество
Благовещенский собор находится в городе Гороховец Владимирской области, он является главным православным храмом города. Его построили в 1700 году вместо старого деревянного храма. Деньги на строительство собора были выделены местным купцом Семеном Ершовым. Им и определялся внешний и внутренний облик храма. В те времена среди купечества считалось престижным строить храмы. Так богатые люди снискивали себе славу и увековечивали свою фамилию в российской истории.
Благовещенский собор был выполнен в сдержанном строгом стиле, с минимальным числом декоративных элементов, но при этом вид его отличается величественностью и крупными формами. Собор был возведен на краю главной площади в самом центре города. И до настоящего времени здание Благовещенского собора является самой высокой постройкой Гороховца.
В плане Благовещенский собор представляет собой правильный прямоугольник, который перекрывают крестово-купольные своды. Его стены украшают лопатки. Венчают церковь пять куполов, которые посажены на стройные высокие барабаны. Монументальность храму придает значительная высота стен. Массивные столпы здания расставлены широко и имеют круглую форму.
Благодаря крупным и четким формам своих архитектурных элементов собор имеет величественный и суровый вид. В закомарах храма до сих сохранились древние фрески. Приковывает взгляд своеобразность характера орнамента апсид храма.
К храму пристроена колокольня высотой 37 метров с основанием в форме восьмерика. По традициям тех времен, венчает ее высокий шатер со слуховыми окнами, расположенными над звонницей в три ряда. На верху шатра – маленький купол, увенчанный крестом.
Внешне каменный храм на протяжении двух столетий практически не изменился.
В храме – два престола: один Благовещения Богородицы, другой – придельный Макария Желтоводского (он был пристроен в 1864 году в честь одноименного придела, который существовал еще, когда церковь была деревянной).
Святынями храма являются: древние напрестольные кресты: один из них – с изображением мученицы Параскевы и Макария Желтоводского, приложен Г.И. Кувалдиным в 1653 году, второй крест – с частицами мощей, переданный в храм в 1704 году; старинная икона Божией Матери Смоленской; серебряные сосуды, переданные в 1685 году С.Ершовым; сосуды позолоченные и серебряные с финифтью, переданные посадским человеком А.И. Холкиным в 1732 году; серебряный ковчег, переданный в храм 1710 году Авдотием Ширяевым; чара в виде виноградной кисти вызолоченная серебряная, также переданная Ширяевым; серебряный ковш с надписями.
Вместе с Предтеченской церковью, часовней и шатровой колокольней Благовещенская церковь составляли один комплекс.
К Благовещенскому храму как к основному городскому храму были приписаны также отдельные местные церкви: деревянная кладбищенская Всехсвятская церковь, Сретенская церковь женского монастыря.
Закрыт не позже 1930-х. Поддерживается в порядке, в настоящее время заперт.
Гороховец. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
К Благовещенскому собору как к главному храму города были приписаны некоторые местные церкви: Сретенская церковь упраздненного женского монастыря (с 1870 г), кладбищенская деревянная Всехсвятская церковь
Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.
На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви.
В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.
К Благовещенскому собору с 1870 г. приписана Сретенская церковь упраздненного женского монастыря. К собору же приписана кладбищенская церковь Всех Святых. Причт при соборе с приписными церквами состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и 2 псаломщиков. На содержание их получается: жалованья из гос. казначейства 1050 руб. в год, процентов с причтового капитала в 3843 руб. – 148 руб. 72 коп. и от служб и требоисправлений 830 руб., а всего до 2030 руб. в год. Члены причта помещаются в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря. В церковно-приходской школе в 1897 г. обучалось 20 мальчиков. Богадельня содержится на капитал, составленный из частных пожертвований; весь капитал состоит из 19 071 руб. Призреваемых ежегодно около 20 лиц. Приход соборный состоит из жителей гор. Гороховца и деревень: Морозовки, Городищ, Княжичей, Слухина и Арефина, всех прихожан по клировым ведомостям числится 794 души муж. пола и жен. пола 904 души.
В. С. Березин, В. Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1898 г.
Существующий каменный храм был построен в конце XVII века на средства гостиной сотни торгового человека Семена Ершова и освящен в 1700 году. Он сменил древнюю соборную церковь, «деревянную построенную клецки с главами, обитыми деревянною чешуею». Кубической формы, двухсветный четырехстолпный, крестовокупольный основной объем храма завершается пятиглавием. С восточной стороны к нему примыкает трехчастная апсида. Алтарь по высоте ниже основного объема и перекрыт коробовыми сводами. Кровля на основном металлическая четырехскатная. Массивные световые барабаны увенчаны луковичной формы главами. Интерьер собора величественный, просторный, четырехстолпный, устремленный ввысь. Столбы массивные, широко расставленные, необычно круглой формы. Перекрыт крестово-купольными сводами с круглыми световыми (все пять) барабанами. Относится к тому типу крупных по размеру соборов, которые в объемном и фасадном решении возвращались к традиции лаконичных и строгих пятиглавых храмов XVI века и в которых сохраняется деление фасадов на прясла, но закомары уже являются декоративными и позакомарное покрытие сменяется скатным. Необходимо отметить Ж-образный орнамент апсид, как вообще редкий декоративный прием, но встречающийся и в других культовых постройках города Гороховца.
От 1678 и 1687 гг. сохранилось следующее описание Благовещенского собора: „соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною, строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховецких посадских людей. В церкви двери царские, деисус с праздники, пророки и праотцы образ местной Пресвятыя Богородицы Благовещение — венец и гривна серебряные, прикладу 4 креста серебряных, серьги бечеты с жемчуги да золотой крест образ Пречистой Богородицы и преп. отец Антония и Феодосия обложен серебром золоченым, у Богородицы и Предвечного Младенца наруки и гривна серебряные резные золочены с каменьем. Образ Богородицы Владимирские, венец и гривна серебряные позолочены, убрус и ожерелье низаны жемчугом, крест писан в серебре золочен с жемчуги, серьги двоицы с каменьи достоканы с жемчуги. Евангелие печатное обложено бархатом золотным, Распятие и Евангелисты серебряные литые позолочены. Крест благословящий обложен серебром золочен, паникадило медное литое, сосуды церковные оловянные, три свечи поставные с подсвешники, чаша медная. В церкви придел преп. Макария Желтоводского, деисусов 11 образов, образ преп. Макария в чудесех, венец и гривна серебряные золочены, Николая Чудотворца, Алексея Человека Божия, Марии Египетской. Паникадило малое, лампады медные» (Владимирские губернские ведомости 1865 г.).
Гороховец. Храмовый комплекс. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Иоанна Предтечи.
Храмы комплекса:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Собор не действует, т.к. весь комплекс музеефицирован. Рядом с собором часовня в память убиенному государю императору Александру II. За собором, в Предтеченской церкви, музей.
Главы собора Благовещения Пресвятой Богородицы имеют золотой пояс. Благовещенский собор в Гороховце напоминает столичные соборы с возвращением к традициям пятиглавых храмов XVI-XVII вв. Закомары по фасадам имели росписи. При большевиках росписи не поновлялись, никто о них не заботился и теперь они практически смыты. Шатровая колокольня при соборе отдельностоящая.
Каменная часовня находится к юго-востоку от собора. Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена одновременно с оградой (не сохранилась) в 1887 году на средства купца М.Ф. Сапожникова в память убиенному Императору Александру II. Небольшое по размеру, прямоугольное в плане сооружение представляет собой куб, который был завершен шатром с луковичной главкой. Фасады часовни обильно насыщены декором, выполненным в формах широко распространенного в то время «русского» стиля. Современное использование часовни: сувенирная лавка от Гороховецкого истроико-краеведческого музея.
Строительство Благовещенского собора в Гороховце было завершено в 1700 году. Как раз тогда начинает раскручиваться маховик прогрессивных Петровских реформ, затронувших едва ли не все сферы государственного устройства, со страшным скрежетом развернувших впоследствии Россию-матушку в сторону Европы. Столичные новости о происходящих преобразованиях до провинции доходили не быстро – но верно, и безошибочное чутьё русское подсказывало – что-то грядёт. Особенно хорошо это чувствовали те горожане, коим по роду своей деятельности приходилось часто бывать в Москве – то есть, предприниматели. Одним из них был “Гостиной сотни человек”, богатейший купец и винопромышленник, уроженец Гороховца Семен Никифорович Ершов, на личные средства которого в 1670-1700-е годы в Гороховце были построены несколько первых каменных храмов и жилых домов, нынче считающихся жемчужинами средневекового провинциального русского зодчества.
Благовещенский собор Гороховца – последний из череды построенных на Ершовские деньги храмов. И он кардинально отличается от своих предшественников. И в этом – его главная загадка. Архитектурная интрига.
Общая высота собора порядка 35 метров. Для городка, население которого к 1700 году составляло около полутора тысяч человек – грандиозное сооружение. С момента создания в архитектуре собора не произошло никаких перестроек, поновлений, перепланировок и реконструкций. Храм дошел до наших дней именно таким, каким его хотел видеть (и увидел) Семен Никифорович Ершов. Без вычурной отделки. Строгим, аскетически суровым, мощным, величественным и торжественным. Настоящим Монументальным Городским Собором – отличным от остальных культовых построек Гороховца той эпохи. Храм четырехстолпный, трехапсидный, крестово-купольный, мощный куб увенчан массивным пятиглавием, центральная глава которого в поперечнике обведена серебристой лентой, а пять барабанов прорезаны продольными окнами – для достаточного освещения подкупольного пространства (нынче частично заложены). Все барабаны декорированы изящным колончатым поясом и узорным карнизом. Покрытие собора четырехскатное (и таковым и было изначально), фасады здания делятся пилястрами на три прясла, в каждом из которых расположены по одному-два окна, утопленные в толщу стен.К немногочисленному фасадному убранству можно отнести ажурный пояс, обрамляющий алтарные апсиды, а также межапсидные изящные полуколонки. К южному входу храма пристроено крыльцо, опирающееся на круглые столбы.
В полукружьях декоративных закомар сохранилась живопись, датируемая началом 20 века – поблекшие от времени изображения. Говорят, при Советской власти их многократно пытались забелить, но роспись каждый раз проступала вновь. Интерьер собора также расписан – судя по манере письма, в конце 19 века, живопись, конечно же, в чудовищном состоянии, но сюжеты кое-где вполне просматриваются. И даже можно разобрать две надписи над входными проёмами – в первой говорится о том, что ”вместо деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в конце семнадцатого столетия построен сей собор гороховлянином посадским человеком Семеном Никифоровичем Ершовым и освящен 13 июня 1700 года”. Вторая надпись извещает, что в августе 1837 года Его Императорское Высочество наследник Российского престола Александр Николаевич “изволил удостоить сей собор своим высочайшим посещением ”. (В то время года в Гороховце, по пути из Владимира в Нижний Новгород, побывал будущий император Александр II в рамках своего масштабного турне по городам европейской части Российской империи).
Вполне возможно, что колокольню и собор строили два разных зодчих – Ершов мог себе позволить пригласить новомодного столичного архитектора. В конце 1690-х годов (уже на склоне лет) он продает свои винокуренные заводы, часть средств раздает монастырям (есть версия, что в одном из этих монастырей он принял впоследствии монашеский постриг), а на оставшуюся сумму нанимает московских зодчих, объяснив им, что перед уходом добрую память о себе оставить хочет на родной земле – достойную, благолепную и благородную. Столичные же строители, вполне в духе своего времени, учитывая новые заморские веяния, собор построили, какого в Гороховце и не было доселе. Строгий, внушительный и подавляющий своей мощью.
Вплотную к Благовещенскому собору Ершова в 1710-х годах (пока еще не наложен 27-летний запрет на любое каменное строительство по всей Руси) была пристроена миниатюрная “теплая” церковь Иоанна Предтечи – меценатом стал уже другой гороховецкий «миллионщик», Иван Ширяев, скупивший у Ершовых заводы и каменный жилой особняк в Гороховце – считай, всё их наследство. Похоже, что Предтеченский храм (стиль зодчества которого в те годы был уже архаикой – век узорочья ушел в прошлое) тоже в память построен. Возможно, из какой-то далекой обители весть пришла о кончине Семена Никифоровича Ершова…
Собор благовещения пресвятой богородицы в гороховце
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Адрес: г. Гороховец, пер. Школьный, 5
В нач. XVII в. на месте настоящего каменного собора существовала деревянная соборная церковь того же имени.
В переписных книгах 1646 г. говорится «… В Гороховце в острожном месте соборная церковь Благовещения Пресв. Богородицы с приделами Макария Желтоводского, св. муч. Параскевы – древяна верх шатров…»
В переписных книгах 1678 г. говорится, что «… На посаде собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Макария Желтоводского, другая теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи с приделом в.-муч. Параскевы, церковь».
Холодная соборная церковь между 1646 и 1678 г. была перестроена, придел св. муч. Параскевы бывший при Благовещенской церкви в 1646 г., в 1678 г. оказывается уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
От 1678 и 1687 гг. сохранилось следующее описание Благовещенского собора: «соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною,- строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховских посадских людей. В церкви – двери царския, деисус с праздники, пророки и праотцы образ местной Пресвятыя Богородицы Благовещение – венец и гривна серебряные, прикладу 4 креста серебряных, серьги бечеты с жемчуги да золотой крест, образ Преч. Богородицы и преп. Отец Антония и Феодосия обложен серебром золоченым, у Богородицы и Предвечного Младенца наруки и гривна серебряные резные золочены с каменьем. Образ Богородицы Владимирские, венец и гривна серебряные золочены, убрус и ожерелье низаны жемчугом, крест писан в серебре золочен с жемчуги, серьги двоицы с каменьи достоканы с жемчуги. Евангелие печатное обложено бархатом золотным, Распятие и Евангелисты серебряные литые золочены. Крест благословящий обложен серебром золочен, паникадило медное литое, сосуды церковные оловянные, три свечи поставные с подсвешники, чаша медная… В церкви придел преп. Макария Желтоводского, деисусов 11 образов, образ преп. Макария в чудесех, венец и гривна серебряные золочены, Николая Чудотворца, Алексея Человека Божия, Марии Египетской. Паникадило малое, лампады медные».
«Теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, деисусов 11 икон ветхи, образ Всемилостиваго Спаса, Пресв. Богородицы Одигитрия, Усекновение Главы И. Предтечи в чудесах, Московских Чудотворцев Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, Пречист. Богородицы Федоровския, две свечи поставных. В церкви придел св. в. муч. Параскевы, деисусов 9 икон, образ муч. Параскевы в чудесех…
В кон. XVII в. вместо деревянной Благовещенской церкви был построен пятиглавый каменный собор и в 1700 г. был освящен. Храмоздатель – «гостинной сотни торговый человек Семен Ершов» (в сохранившемся до настоящего времени доме Семена Ершова сейчас Гороховецкий музей).
В 1809 году Гороховецкое общество заявило Директору Дмитревскому о желании иметь в городе приходское училище. 30 октября сего же года учителем училища утвержден был диакон Благовещенского собора Порфирий Никольский, изъявивший согласие поместить училище в своем доме.
В 1835 году на должность диакона в Благовещенский собор поступил Иван Трифонович Грацилевский (ум. 1889).
Государственный исторический музей на Красной площади в Москве имеет точную копию портала и кованых железных дверей гороховецкого Сретенского собора. В XIX веке Гороховец посетил архитектор В.О. Шервуд, и понравившиеся архитектурные детали гороховецкого собора в последствие, в 1870 году, послужили ему образцом при проектировке здания Исторического музея.
16 апреля 1889 г. скончался священник гороховецкого собора Симеон Беневоленский.
17 октября 1889 г. скончался престарелый заштатный диакон Гороховецкого Благовещенского собора Иоанн Трифонович Грацилевский.
27 июля 1889 г. уволен за штат диакон гороховецкого Благовещенского собора Алексей Миловидов. 20 сентября 1889 г. перемещен на псаломническое место заштатный диакон гор. Гороховца Алексей Миловидов во Владимирский кафедральный Успенский собор.
27-го августа 1889 г. перемещен диакон погоста Архангельского, гороховецкого уезда, Иоанн Сперанский в Гороховецкий собор.
Обтемперанский Петр Онисимович 15 сентября 1894 года, уже возведенный в сан протоиерея, был определен настоятелем Гороховецкого собора. Был Благочинным 1-го Гороховецкого округа, председателем местного отделения Епарх. уч. Совета и уездного Комитета для рассмотрения проповедей, членом Училищного Совета по земским училищам, директором Тюремного Комитета и заведующим местной церк.-пр. школой; в 1896 году о. протоиерей состоял и наблюдателем церк.-пр. школ уезда. 10-го февраля 1897 года П.О. был перемещен на место настоятеля Троицкого собора в г. Покрове.
Диакон Гороховецкого собора Михаил Дроздов, 19 марта 1912 г., перемещен в Троицкий города Покрова собор.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Школьный пер., 5
В храме расположена выставка «Страницы истории Гороховца». Среди экспонатов – ворота Благовещенского собора со вставками из бересты и слюды. Интересны также стадии реставрации иконы, показанные на образе Николая Чудотворца. Вся старинная мебель безвозмездно пожертвована музею гороховчанами.
Часовня соборная
Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения не известно.
Колокольня Благовещенского собора
В обеих соборных церквах хранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов.
В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная.
В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы:1) местная икона Вседержителя, писанная в 1659 году, 2) храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 году, 3) икона Св. Николая Чудотворца и 4) иконы – св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанная в 1652 году.
Кроме сего, в соборе имеются следующие достопримечательности:
1. Напрестольный крест, на нем внизу на лицевой стороне изображен Макарий Желтоводский, а сзади св. муч. Параскева; приложен в 1653 г. Гр. Ив. Кувалдиным.
2. Такой же крест позолоченный, чеканной работы, с частицами Св. мощей. На задней стороне подпись: «В сем св. кресте Господнем различныя чудесоточныя Святых Божиих мощи, их же имена на местех противу частей коегождо начертаны, в Богоспасаемый град Гороховец в св. соборную церковь Благовещения Пресв. Богородицы положишася в царствующем граде Москве от Спасительного во плоти Смотрения Господня 1704 лета».
3. Сосуды серебряные, приложенные С. Ершовым в 1685 г.
4. Сосуды серебряные позолоченные с финифтевыми изображениями, приложены в 1732 году посадским человеком Ан. Ив. Холкиным.
5. Ковчег серебряный, в виде церкви, с надписью: «Ковчег не ветхаго иногда, но новаго завета вечного, имущь в себе сокровенное под видом хлеба и вина Таинство, Честное Господа нашего И. Христа тело и кровь Его драгую. Соделан в Гороховецкую соборную церковь Богородичню усердием того града жителя И. Авд. Ширяева в лето спасения 1710».
6. Чара серебряная вызолоченная в виде виноградной кисти, верх оканчивается двуглавым литым орлом; приложена тем же Ширяевым.
7. Ковш серебряный с надписью внутри: «из сея чаши пити на здравие воспоминаючи благодаря Спаса в подобное время» и извне: «Брак в Кане Галилейстей, идеже Господь Бог воду в вино претворил».
В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, монахини были переведены в г. Арзамас и церковь обращена в приходскую. До 1870 г. это был самостоятельный приход с особым причтом, а в этом году церковь со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенствому собору.
Иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшею считается икона видение преп. Сергием Божией Матери.
Причт при соборе с приписными церквами состоял из протоиерея, священника, штатного диакона и двух псаломщиков. [1]
На содержание их получалось: жалованья из государственного казначейства 1050 руб. в год, от служб и требоисправлений до 830 руб. в год и процентов с причтового капитала (3843 р.) 148 р. 72 к., а всего до 2030 руб. в год. [1]
Члены причта помещались в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря.
Земли при Благовещенском соборе не имелось, при Сретенской же церкви имелось 3 десят. сенокосной земли, которую пользовался соборный причт.
В зданиях после упраздненного Сретенского монастыря кроме квартир для соборного причта помещались: 1) церковно-приходская школа, 2) Сретенская богадельня и 3) лабазы, отдаваемые под склады товаров.
В церковно-приходской школе в 1897 году обучалось 20 мальчиков.
Богадельня содержалась на капитал, составленный из частных пожертвований; весь капитал состоял из 19071 руб. Призреваемых ежегодно около 20 лиц. [1]
Приход соборный состоял из жителей гор. Гороховца и деревень: Морозовки (2 вер. от церкви. По писцовым книгам 1628 г. в Морозовке значилось 19 дворов, по переписным книгам 1678 г. – 33 двора, а в 1897 г. здесь 60 двор.), Городищ (1 ½ вер. В 1628 г. в Городищах было 3 двора крестьянских и 6 бобыльских, в 1678 г. – 11 дворов, а в 1897 г. здесь 29 дворов.), Княжичей (5 вер. В 1678 г. в д. Княжичах было 14 дворов, а в 1897 г. здесь 28 дворов.), Слукина (2 вер. В 1628 г. в д. Слукине было 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. 4 двора, в 1897 г. здесь 10 дворов.) и Арефина (4 вер. В 1628 г. в д. Арефине было 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. 6 дворов, а в 1897 г. здесь 27 дворов.); всех прихожан по клировым ведомостям 1897 г. числилось 794 души мужского пола и 904 женского, из них раскольников поморцев 7 душ и Спасова согласия 11 душ обоего пола. [1]
Закрытие Благовещенского собора в Гороховце в 1930-1934 гг.
Участники Первой мировой войны – члены церковных общин Гороховецкого уезда в 1923-1925 гг. (по материалам Государственного архива Владимирской области).
В 1923 г. советской властью была проведена регистрация всех церковных общин. Община Благовещенского собора г. Гороховца:
1) Куликов Иван Степанович (Ленинская ул.), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», из мещан, служащий (с 1918 по 1923 г. – в лесничестве, военкомате, картонной фабрике), жена – Лидия Федоровна; имеет дом и корову.
2) Докучаев Иван Яковлевич, церковн. староста (Ленинская ул.), «служил на воен. службе до 1918 г.», был служащим (служил в Железкоме, на заводе Шорина), с 1924 г. без опред. занятий, из крестьян, жена – Екатерина Ивановна, сестра Евдокия Яковлевна; имеет полдома и корову.
3) Докучаев Андрей Яковлевич (Ленинская ул.), «служил на военной службе до 1918 г.», с 1918 г. служил в Земотделе, Обществе потребителей, картонной фабрике, из крестьян, жена – Мария Федоровна; имеет дом и корову.
4) Гаврилов Иван Иванович (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин, жена – Ирина Николаевна; имеет дом, двор, лошадь и корову.
5) Маркин Николай Федорович (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин, жена – Евдокия Антоновна; имеет дом, двор.
6) Ежов Федор Осипович (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин (по данным на 1923 г. – арендатор торговой площади в д. Городищи), жена – Клавдия Васильевна; имеет дом, двор, корову.
7) Карпов Михаил Алексеевич (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин, жена – Ксения Ефимовна; имеет дом, двор, амбар, корову, лошадь.
8) Ежов Алексей Ефимович (д. Городищи), «был на военной службе с 1916 по 1920 г.», крестьянин, жена – Акилина Ивановна, дети – Александр (с 1918 по 1922 г. военнослужащий) и Мария; имеет дом, двор, амбар, баню, сарай, корову, лошадь.
Возможные участники войны:
9) Карманов Федор Николаевич (Ленинская ул.), «состоял на военной службе», из мещан, служащий, жена – Мария Борисовна.
10) Основ Михаил Федорович (Ленинская ул.), «на военной службе до 1921 г.», рабочий (зав. пожарной мастерской в 1921–1922 гг.), из крестьян; мать – Мария Антоновна, жена – Елизавета Ивановна, братья – Борис (учился, служил в милиции и пожарной мастерской) и Николай (служил в Кр. Армии и пожарн. мастерской).
11) Носков Иван Александрович (Ленинская ул.), с 1914 г. занимался торговлей, 1915– 1918 г. – «служил» (военная или гражданская служба?), с 1918 г. занимается хозяйством, из мещан, жена – Александра Ивановна.
12) Теплужин Александр Афанасьевич (Ленинская ул.), «учился и служил в армии», из крестьян, сестра – Ольга Афанасьевна.
13) Полетаев Михаил Дмитриевич (Солдатская ул.), из мещан, «был военнослужащим», «ничего не имеет, живет своим трудом», «при отце» (Дмитрий Михайлович, чернорабочий, извозчик на лошади), сестра Пелагея Дмитриевна, служащая советского учреждения.
14) Постираев Николай Михайлович (Солдатская ул.), из мещан, «заводской рабочий и военнослужащий», «ничего не имеет, живет своим трудом»; жена – Евдокия Галактионовна.
Кладбищенская Всехсвятская церковь
В 1841 г. на средства купца 1-й гильдии Д.А. Лухманова устроена на городском кладбище деревянная с такой же колокольней церковь. Престол в этой церкви один — во имя Всех Святых.
Первоначальная церковь представляла собой деревянное прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и небольшой главкой над ней. Колокольня включала два квадратных яруса и завершалась четырехскатной кровлей-колпаком со шпилем.
Кладбищенская Всехсвятская церковь была приписана к Благовещенскому собору. Богослужение совершалось здесь только в летнее время по просьбе прихожан причтами — соборным и Воскресенской городской церкви.
Церковь и колокольня обветшали и разрушились в 1940-е годы.
Кладбищенская церковь во имя всех Святых.
Кладбищенский храм Всех Святых
К церкви приписана часовня Троицы Живоначальной на святом Троицком источнике неподалеку от церкви, у подножия склона Пужаловой (Николиной) горы.
Источник находится у подножия Свято-Троице-Никольского монастыря. Согласно преданию, ханское войско подступило к поселению, которое тогда находилось на этом месте, и готовилось к осаде. Неожиданно на горе появилась огромная тень русского богатыря на коне. Ханское войско восприняло это так: пора сматываться! А под Пужаловой горой (отсюда и название) после того случая забил ключ.
Здесь установили срубы с купелями отдельно для мужчин и женщин. Для набора воды стоит отдельная лохань.
Вода из источника богата минералами, она абсолютно чистая и считается святой – ходит немало историй о чудесном выздоровлении паломников и раненых солдат.
Часовня в честь Троицы Живоначальной
Икона на входе в купель святого источника
16 апреля 1999 г. в Гороховецком Благовещенском соборе после длительного советского периода состоялось первое богослужение с участием архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия.