собор архангела михаила михайловского златоверхого монастыря
Михайловский Златоверхий собор
Михайловский Златоверхий монастырь, Киев Pedro J Pacheco
Крестово-купольный шестистолпный храм с тремя нефами и позолоченным единственным куполом на территории одноименного монастыря был сооружен в 1108—1113 гг. внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем.
Трехнефный крестовокупольный храм одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен способом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался.
Вместо одного у него появилось семь куполов, трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепны украшениями, наличниками и орнаментом, выполне ными известным киевским архитектором И. Григоров Чембарским, а фризы барабанов были обильно украшены оригинальными яркими майоликовыми розеткам сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.
«Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — как бы расплываясь по стенам, они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси тог времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано прежде всего с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденной: мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.
Рожденный заново. Михайловский Златоверхий. Мозаики собора.
В письменных источниках есть записи о приглашении византийских мастеров-мозаичистов, которые в конце 10 века украшали интерьеры Десятинной церкви. У ученых нет сомнений, что греки-византийцы неоднократно прибывали в Киев и позже, стилистика мозаик Софии Киевской, середина 11 века, свидетельствует, что здесь поработали византийские мастера. Известно даже, что мастера прибыли с Влахернского квартала Константинополя.
Что касается мозаик Михайловского храма, то письменных свидетельств об их создании не сохранилось. Последнее время всё чаще звучит гипотеза об авторстве легендарного киевского иконописца Алипия. Но большинство ученых склоняются все же к тому, что это тоже работа византийских мозаичистов, которым, возможно, помогали и местные мастера. Тем не менее, единодушно признаются исключительные художественные достоинства этих мозаик.
Композиция мозаик повторяла созданную в храме Софии Киевской. Была здесь и своя Богородица Оранта, которая была полностью утрачена. Ниже Оранты была полоса мозаик со сценой евхаристии (причастия апостолов), которую проводил для апостолов сам Христос.
Изучением мозаик основательно занимался искусствовед Д.В. Айналов. Несмотря на отсутствие атрибутов, он предложил свою схему, кто есть кто в композиции евхаристии. Группу слева возглавил апостол Петр, группу справа, соответственно, Павел. Апостолы изображены без нимбов, они есть только у Христоса и ангелов с рипидами (опахалами-веерами).
Мастера не лишили сцену торжества, но апостолы создают свободные группки, заметно усложнен язык жестов, расположение рук и голов. Внизу отсутствует позем, что создает впечатление какого-то неземного полета фигур на золотом фоне мозаик.
Мозаики были расположены на высоте 5, 65 метров над уровнем пола, а фигуры созданы удлиненными, что перебивало (скрывало) их перспективное сокращение.
Полоса мозаик с Евхаристией сохранилась лучше всего, хотя она расколота посредине. Из восьми фигур апостолов полностью сохранилась только фигура апостола Фаддея.
Сохранилась и большая часть полосы орнамента, отделявшей сцену евхаристии от святительского чина. На этом фото хорошо виден фрагмент орнамента.
Ниже этой полосы был святительский чин, который, как и Оранта, полностью утерян. Мозаиками были украшены даже шиферные плитки пола.
Дополнительно было созданы изображения святого воина Дмитрия Солунского и архидиакона Стефана на уровне сцены Евхаристии.
Мозаики со сценой «Евхаристии» и изображением Архидиакона Стефана находятся на постоянной выставке в Музее-заповеднике «София Киевская», куда были переданы после их снятия со стен Михайловского храма перед его разрушением.
История со сносом собора началась еще в начале 30-х. Разборка собора осуществлялась в 1933—1936 годах, в июне 1937 года оставшиеся его конструкции были снесены взрывом. Требования общественности сохранить собор или хотя бы его домонгольскую часть оставили без внимания.
Ответ на все обращения был «по-большевистски» адекватным: нарком В. Затонский обращает внимание на то, чтобы причастные к делу ликвидации собора распространяли как можно меньше информации и пристально подбирали исполнителей: «По поводу Михайловского собора любители старого тряпья поднимают шум, якобы там на стенах (частично на виду, а также скрытые под штукатуркой) находятся древние картины (мозаики и фрески). Я отправил в Киев нашего заведующего музейным отделом т. Макаровича, чтобы он без шума организовал осмотр, поковырял стенки там где нужно.»
Некоторые из защитников Михайловского Златоверхого были репрессированы, в частности, профессор-историк Николай Макаренко за отказ от подписания акта о сносе собора и неоднократные обращения к Сталину по этому поводу был трижды осужден за «контрреволюционную деятельность» и расстрелян в 1938 году. Похожая судьба и у историка Федора Эрнста.
Тем не менее, под давлением общественного мнения власти согласились на снятие и перенос сохранившихся мозаик и фресок. В условиях жуткой спешки буквально за 3 месяца известный ленинградский мозаичист Фролов вместе с тремя помощниками сняли осыпающиеся под руками мозаики и перевезли в мастерские Киево-Печерской Лавры, где они были перенесены на новое основание.
Мастера старались снимать максимально большие фрагменты поверхности мозаик, чтобы не допустить перебора и сохранить их уникальное старинное строение, но полностью от перебора это не уберегло, вместе с фрагментами из собора вывезли около 100 кг осыпавшейся смальты, камешков и стеклышек, из которых были набраны мозаики.
По мнению ученых «оторванные от архитектурного сооружения и перенесенные на новую бетонную основу, Михайловские мозаики потеряли полный комплекс исторических свидетельств и художественных качеств, а потому уже не могут считаться вполне аутентичными».
Как уже упоминала, нынче композиция «Евхаристии» и изображение Архидиакона Стефана можно посмотреть в Софиевском соборе. Ученые обещали выставить еще несколько небольших фрагментов, которые были отреставрированы в последнее время. Надо как-то выбраться.
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Из истории киевских храмов — Михайловский Златоверхий монастырь.
Михайловский Златоверхий монастырь — действующий православный монастырь в честь Архангела Михаила в Киеве, кафедральный собор Православной церкви Украины.
На территории монастыря находится Киевская православная богословская академия, церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, колокольня, а также Музей истории Михайловского Златоверхого монастыря, расположенный в колокольне и корпусе Варваринский келий.
История
Согласно мнению некоторых историков, киевский князь Изяслав Ярославич, который имел христианское имя Димитрий, построил монастырь св. Димитрия и церковь в верхнем Киеве возле Собора святой Софии во второй половине 1050-х годов.
Через полвека его сын Святополк II Изяславич построил в 1108-1113 годах монастырскую церковь (заложена 11 июля 1108, здесь и похоронен ее основатель), посвятив ее своему патрону архангелу Михаилу. Возможно, одной из причин, побудившей князя Святополка построить церковь, стала его недавняя победа над половцами, поскольку архангел Михаил был покровителем воинов. В монастыре хранились мощи святой великомученицы Варвары, которые в 1108 году в Киев привезла жена князя Святополка Изяславича, дочь византийского императора Алексея I Комнина Варвара. Монастырь был местом захоронения киевских князей в XII веке.
Рака с мощами св. Варвары в Златоверхом монастыре. 1872.
Во время монгольского нашествия в 1240-х годах монастырь понес ощутимые потери. Монголы повредили собор и сняли его позолоченные купола. В 1496 монастырь возрожден и переименован из монастыря св.Димитрия на монастырь св.Михаила, в соответствии с названием церкви, построенной Святополком. После многочисленных восстановлений и расширений в течение XVI в. монастырь стал одним из крупнейших и богатейших монастырей Украины.
Греко-католическая церковь в 1612 году получила королевскую привилегию на монастырь. Наместник униатского митрополита Ипатия Потия о. Грекович Антоний в 1618 году попытался распространить свою власть на обитель, что вызвало резкую реакцию: казаки схватили его и утопили в проруби напротив Выдубицкого монастыря.
При митрополите Иове Борецком монастырь стал одним из центров антиуниатской борьбы. В 1620 году он сделал его резиденцией восстановленной православной Киевской митрополии.
17 декабря 1643 король Владислав IV утверждает Филофея Кизаревича игуменом Киево-Златоверхого Михайловского монастыря и закрепляет за монастырем все его владения.
30 октября 1671, во Львове Михаил Вишневецкий подтверждает Киево-Михайловском монастырю права на владение имениями Глеваха, Юрьевка, Вета, Березовка и др.
В 1655 при содействии гетмана Богдана Хмельницкого покрыто медью и позолочен верх церкви Архистратига Михаила Златоверхого монастыря.
Во времена игумена Иоаникия Сенютович, в 1713-1715 годах, построено каменную трапезную церковь Иоанна Богослова. Тогда же построен каменный погреб. Для строительства Трапезной церкви Иоанна Богослова использовали кирпич с Симеонивской церкви, которая стояла на Кудрявке и сгорела в 1676 году. В 1827 году церковь Иоанна Богослова капитально отремонтировали, а в 1837 году ее интерьер оформили росписями.
В 1855-1856 годах построена церковь Св. Николая при настоятельских покоях.
В середине XIX — начале XX века формируется комплекс келий и корпусов для паломников: кельи Михайловского отделения (1849-1852), гостиница для паломников (1857-1897), кельи певчих (1894), кельи Варваринского отделения (1898-1899), 2 здания гостиниц для паломников (1902-1903 и 1907-1908).
Михайловский монастырь. 1911 Златоверхий монастырь, 1918 Михайловский Златоверхий собор, 1888 Вид монастыря в 1890-1905 годах.
Разрушение
В 1922 Михайловский монастырь ликвидирован. В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Для этого в 1934 году решили провести конкурс на проект Правительственного центра и места для парадов. На всех проектах представленных на конкурс, кроме одного, с размещением центра в районе площади Богдана Хмельницкого, сносился Михайловский Златоверхий собор. Единственным из четырех проектов, в котором собор и памятник Богдану Хмельницкому сохранялись, был проект Иосифа Каракиса. В итоге, в первом туре, утвержден проект архитектора Петра Юрченко. В марте 1934 году решили отказаться от прошлого решения и объявили новый конкурс, на котором победил проект архитектора Иосифа Лангбарда. Между тем по исследованиям Олега Юнакова с опорой на архивные документы видно, что хоть в проектах И. Лангбарда и П. Юрченко собор отсутствует, но не это является причиной сноса, поскольку решение о сносе монастыря принято постановлением Политбюро ЦК КП (б) У уже в феврале 1934 года, а демонтаж мозаик начали проводить еще в 1933 году.
Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Николая Макаренко, Дмитрия Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) отброшены властью, которая согласилась только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок.
Правда были и те, кто открыто высказывались за снос собора. Например, Александр Довженко одним из первых в 1932 году заявлял, что «при решении проблемы строительства парка культуры Михайловский монастырь попросится «уйти», он отжил свой век. Абсолютно недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны. Я думаю, когда мы снесем Михайловский монастырь, то строительство парка даст нужный эффект».
В 1934-1937 Михайловский Златоверхий собор, колокольню и часть другие сооружения монастыря снесли в связи с проектом создания на этом месте правительственного центра. Последний планировали сделать копией главного здания ЦК КПУ — сейчас здание министерства иностранных дел Украины. Единственный из украинских ученых, кто отказался подписать акт на снос Михайловского Златоверхого монастыря — Николай Макаренко, которого вскоре за это был репрессирован.
Перед уничтожением уникального ансамбля украинской архитектуры, была проведена исследовательская работа. Фрески, мозаики перевезли в музеи Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Новгорода и других городов СССР. Мозаичную композицию «Евхаристия» перенесли в Софийский собор. Многие смальтовые росписи попали в Лаврский заповедник. Правительственного центра на месте Михайловского Златоверхого собора так и не построили.
Момент разборка колокольни Михайловского монастыря, который в 1936 году снял американец Julien Bryan Момент разборка колокольни Михайловского монастыря, который в 1936 году снял американец Julien Bryan
14 августа 1937-го советская власть на большой православный праздник — Маковей, осуществила очередное преступление, разрушив собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.
Руины собора Михайловского Златоверхого монастыря после подрыва 14 августа 1937. Руины собора Михайловского Златоверхого монастыря после подрыва 14 августа 1937.
В годы Второй мировой войны некоторые фрески вывезли в Германию, откуда они попали в Эрмитаж в Ленинграде. В Софийском соборе хранились «Евхаристия», «Стефан и Фаддей» — фрагменты фигур святых фрески — сцены из «Благовещения», фигура святого Захарии и др. Мозаика «Дмитрий Солунский» и верхняя часть фресковой фигуры Самуила — в Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт-Петербурге.
Восстановление
Одним из инициаторов восстановления Михайловского Златоверхого монастыря был Олесь Гончар, мемориальная доска котором открыт 17 мая 2011 года на здании собора.
Мемориальная доска в честь Олеся Гончара
В начале 1990-х годов Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата начала сбор средств для воссоздания собора. Денег хватило только на начальные исследования, стало понятно, что без государственной поддержки уникальный памятник украинского барокко не восстановить. Украинское сообщество посылала многочисленные обращения к главе государства о выделении финансирования на реставрацию. Наконец, 9 декабря 1995 Президент Украины Леонид Кучма издал указ, определявший восстановление Михайловского Златоверхого монастыря общегосударственным приоритетом.
Первой появилась колокольня в стиле украинского барокко в первоначальном виде. Открытие собора состоялось в День Киева 1998 года, с участием патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета, который освятил монастырь.
В феврале 2001 года четыре фрагмента фресок XII века Михайловского Златоверхого собора, хранившиеся в Эрмитаже, передали Украине. В январе 2004 года Министерство культуры России приняло решение о передаче Украине из Эрмитажа семи фресок киевского Михайловского Златоверхого собора, которые оказались в России, осенью 2004 передачу фресок закончили.
Главный архитектор проекта воссоздания Михайловского Златоверхого собора — Юрий Лосицкий.
Современность
Во время силового разгона евромайдан в ночь на 30 ноября 2013 часть людей, бежавших от подразделений милиции «Беркут», нашла приют на территории Михайловского Златоверхого монастыря. Во время столкновений с «Беркутом» в соборе дважды (30 ноября 2013 и 19 февраля 2014) скрывались митингующие и разворачивали временный штаб. Семинаристы с КПБА помогали митингующим: ходили на ночные дежурства, приносили медикаменты, делали чай, носили горячую воду. В ночь на 11 декабря 2013 колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за 8 веков били тревогу, до этого в последний раз такое происходило в 1240 году, во время монголо-татарского нашествия.
В августе 2015 году на стенах Михайловского монастыря появилась Стена памяти погибших защитников Украины.
Стена памяти. 29 августа 2019.
15 декабря 2018, после объединительного собора Украинской православных церквей, Михайловский Златоверхий монастырь перешел в подчинение Православной церкви Украины. На следующий день митрополит Киевский и всея Украины Епифаний отслужил первую литургию как предстоятель Православной Церкви Украины.
В 2020 году полностью отреставрировали колокольню и изменили колокола.
Архитектурный ансамбль
Колокольня. Установлены часы-куранты, которые наигрывают несложную мелодию. Механизм управления — электрический. Количество колоколов также позволяет играть как на настоящем карильоне.
В конце XVIII в. испорченную непогодой гонтовую кровлю заменили жестяной. В 1827 году здание капитально отремонтировано с заменой конструкции крыши, штукатуркой фасадов, заново изложенными печами, полом из кирпича. В 1837 году состоялся ремонт интерьера с добавлением стенописей. В 1904 году была повреждена пожаром.
Научная реставрация здания состоялась в 1976-1981 годах (проект — арх. Шевченко В.П., интерьеры и мебель — архитектор Каракис И. И.) в формах, близких к первоначальным, возвращена кровля, крытая гонтом. Потерянные когда то своды из соображений противопожарной безопасности воспроизведены в железобетоне и стилизованны под первобытные.
Трапезная с церковью Иоанна Богослова Трапезная с церковью Иоанна Богослова Кельи Михайловского монастыря Корпус певчих
Михайловский златоверхий собор
Михайловский златоверхий собор — первый храм на Руси с позолоченными куполами, который находится на территории одноименного монастыря в самом центре Киева на Михайловской площади. В пешей доступности располагаются Софийский собор, Андреевская церковь, музей Михаила Булгакова, Национальный художественный музей, Кукольный театр, Крещатик, Андреевский спуск, Пейзажная аллея и многие другие достопримечательности Киева.
Свое название Михайловский златоверхий собор получил в связи с тем, что в те далекие времена он был единственной церковью в Киеве, купола который были покрыты золотом. Кроме того, архангел Михаил считается небесным покровителем города. Кроме собора на территории монастыря располагаются колокольня с храмом трех святителей, музей, трапезная с церковью Иоанна Богослова, воскресная школа и гостиница для паломников. А также работают духовная и воскресные школы.
История
Первое упоминание о Михайловском златоверхом соборе обнаруживается в древней летописи, рассказывающей о том, что 11 июля 1108 года великим киевским князем Святополком Изяславичем была заложена церковь во имя святого архангела Михаила, которого князь считал своим небесным покровителем, так как при крещении получил имя Михаил. Каменная церковь была построена взамен старой деревянной и была украшена мрамором, мозаикой и богатыми иконами. Считается, что в то же время был основан и монастырь. После своей смерти в 1113 году Святополк был захоронен в стенах церкви. Кроме того, на протяжении XII века здесь были погребены и многие другие киевские князья.
После захвата Киева ханом Батыем в 1240 году монастыри и церкви города были разграблены татаро-монголами, в числе которых оказался и монастырь. Несмотря на значительные разрушения Михайловский храм выстоял и продолжил свое существование. Спустя 2 с лишним века, в 1482 году, обитель подверглась еще одному испытанию — походу крымского хана Менгли Гирая с еще одним разграблением ценностей святого места.
На протяжении нескольких последующих столетий монастырь достраивался и благоустраивался — во второй половине XVII века к архангельской церкви было пристроено помещение для мощей святой Варвары, а в начале XVIII века в соборе был установлен новый иконостас, были построены церковь во имя Иоанна Богослова, каменная колокольня, ограда. Тем не менее, к 1800 году монастырь опять оказался в плачевном состоянии — здания нуждались в ремонте, а позолота на куполах была почти уничтожена погодными явлениями.
В XIX веке некоторые здания был перестроен дом настоятеля, а также каменная ограда. В 1857 году было построено здание архиерейского дома с флигелем, где разместились церковный хор и духовная семинария, а в 1858 году — двухэтажное здание с кельями. Лишь Михайловский собор не претерпел никаких изменений со времен своей постройки, кроме установки серебряных дверей и приобретения серебряной раки для мощей мученицы Варвары.
В восстановленный храм были возвращены многие предметы внутреннего убранства, долгое время хранившиеся в различных музеях мира. На обновленной колокольне был установлен карильон, на котором исполняются духовные музыкальные произведения.
Достопримечательности собора
Одной из главных святынь собора долгое время являлись мощи святой мученицы Варвары, привезенные из Византии в начале XII века. В настоящее время они находятся на территории Владимирского собора в Киеве.
Одной из достопримечательностей собора является его удивительное оформление. В первую очередь, это знаменитые «мерцающие» мозаики и фрески, часть из которых ныне находятся в Софийском соборе. Возле входа под колокольней открыт музей, в котором можно ознакомиться с историей монастыря и увидеть множество ценностей. Среди которых — старинные фрески, остатки старых стен и иконостаса, части мозаики, фотографии и многое другое. Попасть на территорию музея можно каждый день кроме понедельника с 10:00 до 17:00.
Как добраться до Михайловского златоверхого собора
Добраться до собора можно несколькими способами: