собор анны кашинской в кашине
Воскресенский кафедральный собор (Кашин)
Мiръ Россия Тверская область Кашин Воскресенский кафедральный собор (Кашин)
Содержание
История [ править ]
Впервые Воскресенский кафедральный собор упоминается в летописях 1382года. В 1512-1520 гг. вместо деревяного построен каменный храм. В 1711 г. собор сильно пострадал от пожара, и затем перестраивался несколько раз. Заново собор был отстроен в 1796-1804 гг., отделочные работы полностью завершены в 1817г. На средства купца Н. В. Терликова в 1855-1867 гг. были построены теплая половина храма и 76-метровая колокольня. В 1838г. купцом А. И. Ждановым пожертвован колокол весом 625 пудов (около 10 тонн). Размеры собора: длина — 63м, ширина – 26м. Вмещал 7 тыс. человек, т.е. все население Кашина того времени. В 1872г. на колокольне установлены куранты, приобретенные Н. В. Терликовым на Лейпцигской ярмарке.
В 1934 г. соборные колокола были сняты, а через два года разрушены иконостасы холодной и теплой частей собора, сняты кресты с холодного собора, разрушено внутреннее убранство. С 1940 г. собор использовался как складское помещение.
В соборе до 24 января 1930 г. находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей. Сейчас мощи покоятся в Вознесенском соборе и будут перенесены в Воскресенский по окончании реставрации. В просторечии до наших дней Воскресенский собор называют собором Анны Кашинской. В 1975 г. в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении – столовая.
2009год. Дом культуры переведен во вновь построенное здание, а храм передан Тверской митрополии. В 2012 году в собор назначен священник, зарегистрирован приход, начались восстановительные работы. В Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора) сделан начальный ремонт, где и совершались богослужения.
И вот в 2016 году открыт один из пяти приделов центральной части собора — придел Св. блг. Михаила Тверского. В этой трапезной (теплой) части храма восстановлены стены и своды, сделаны теплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между теплой и холодной (пока не отреставрированной) частью собора. А также сделан иконостас.
Воскресенский кафедральный собор город Кашин
По благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия Митрополита Тверского и Кашинского
О храме
СОБОР НАХОДИТСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ И НУЖДАЕТСЯ В МАТЕРИАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Всего за несколько лет, с Божьей помощью, а также поддержкой верных прихожан, местных и приезжих верующих, мы сумели восстановить теплую (зимнюю) часть центрального храма, где в тепле и уюте можем совершать богослужения в зимнее время!
Все проделанные работы мы пытаемся повторить и во второй летней части собора. За последних два года мы расчистили стены и своды, находя под старой штукатуркой скудные остатки старых фресок, оштукатурили их и восстановили 10-ти метровые колонны, воссоздали три главных алтаря, в процессе укладка полов. Благодаря помощи неравнодушных верующих, в соборе появилось паникадило (хорас), а также новые росписи на колоннах!
Но, имея огромные размеры, собор требует и огромных затрат для полного восстановления. Еще предстоит покраска всего здания, внутри и снаружи, замена дверей и окон. Необходима помощь в вопросе о газификации, а также в ремонте кровли собора.
Без вашей поддержки и заботы, дорогие братья и сестры, сложно будет завершить это благое дело. Если вы найдете возможность принять посильное участие в восстановлении, вы можете в собор направить свое пожертвование, или непосредственно потрудиться на строительных работах. Ведь восстановление собора проходит без государственной поддержки, исключительно на пожертвования верующих. Для нас очень важно ваше содействие и помощь благотворителей особенно нужна.
больше фото на старой версии нашего сайта:
Напомним, что в начале 2012года в Воскресенском кафедральном соборе началась приходская жизнь. Митрополитом Тверским и Кашинским был назначен священник. Зарегистрирован приход. Начались восстановительные работы. Богослужения в это время совершались в Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора).
И вот в 2016 году открыт один из пяти приделов центральной части собора — придел Св. блг. Михаила Тверского. В этой трапезной (теплой) части храма восстановлены стены и своды, сделаны теплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между теплой и холодной (пока не отреставрированной) частью собора. А также сделан иконостас.
Храм открыт ежедневно с 9.00. до 17.00. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам. Открыт вход на колокольню, откуда виден весь Кашин.
Об истории собора, его покровительнице Св. Блгв. Великой княгине Анне Кашинской, а также о приходе, контактах Вы можете
узнать в разделах сайта.
РЕСТАВРАЦИЯ
Воскресенский кафедральный собор, хотя и находится на реставрации, открыт для посещения. К сожалению, не все кашинцы это знают и зачастую могут даже гостям города сказать, что храм закрыт, но это не так. С 2012 года в осенне-зимний период богослужения, таинства, молитва совершались в Николо-Васильевском приделе во втором ярусе колокольни, а летом, начиная с июня, – внизу в главном храме.
Но в этом году стало возможным «переехать» в большой храм раньше – накануне Пасхи 1 мая. И, переехать, наконец-то, в нижний придел навсегда. Многим верующим ведь было довольно трудно подниматься на службу в храм на второй этаж, да и места там было мало. Так что с Вербного Воскресенья у всех пришедших в собор появилась возможность оценить, что было сделано в ходе восстановительных работ, которые возобновились в 2012 году. Напомним, что, когда в 2009 году Воскресенский собор был передан Тверской и Кашинской епархии, нужно было прежде всего разобрать то, что осталось от Дома культуры, чтобы вернуть храму первоначальный вид.
В 2012 году собор получил статус кафедрального, митрополит Тверской и Кашинский Виктор назначил туда священника, был образован приход. Можно лишь представить, какие трудности пришлось преодолевать общине собора. Что же было сделано за это время?
Завершили разбор завалов, вынесли весь строительный мусор, расчистили, отштукатурили, зашпаклевали и побелили стены и своды. Высоко на колоннах сохранилась лепнина. Восстановить роспись пока не представляется возможным, но в некоторых местах на чисто-белой стене можно увидеть остатки фресок. Есть в соборе еще одна – посеченная – фреска, которая в таком виде и останется. Как напоминание будущим поколениям об эпохе разрушения церквей. Может, именно такой диссонанс заставит задуматься и не допустить больше такого ужаса.
Недавно сделали теплые полы, и благодаря этому теперь отапливается помещение трапезного храма, выложили пол плиткой. А еще установили двери, которые отделяют теплую часть собора от холодной.
В разное время в Воскресенском соборе было 6 приделов. Главный престол, освященный в честь Воскресения Христова, остался теперь в холодной части, где службы будут проходить летом, когда будет совсем тепло, а именно в июне на Троицу и Анну Кашинскую. В теплой части справа, в приделе святого благоверного великого князя Михаила Тверского, установлен новый иконостас, там и совершаются богослужения, таинства и требы. Иконы, в том числе, которые приносят верующие, расположены по всему храму.
От Дома культуры осталась часть второго этажа с лестницей, ведущей наверх, а также трапезная, где будет размещена библиотека. На первом этаже в притворе находятся выставки, посвященные истории Кашина, Воскресенского собора, святому семейству Михаила Тверского и Анны Кашинской.
– Все работы ведутся за счет собственных средств, которые жертвуют верующие, ведь государственной поддержки нет, никакие средства из бюджета на восстановление Воскресенского собора не выделяются. Слава Богу, есть немного местных прихожан и приезжих верующих, которые поддерживают нас своей лептой и молитвой, за что мы им очень благодарны, и призываем всех кашинцев принять участие в этом благом деле, а не просто спрашивать когда все будет восстановлено – говорит священник Воскресенского кафедрального собора протоиерей Алексей Егоров. – Но ничего не получилось бы, если бы мы не были верующими людьми. Ведь храм, в первую очередь есть Дом Божий, дом молитвы, а молиться для верующих теперь возможно в обновленном, светлом, теплом и уютном храме. Но это лишь первые результаты восстановления и работ предстоит сделать еще очень много. Надеемся, что с Божьей помощью и помощью добрых людей удастся преодолеть трудности и когда-нибудь главный храм Кашина будет восстановлен полностью.
Воскресенский кафедральный собор город Кашин
По благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия Митрополита Тверского и Кашинского
Богослужения
Собор открыт с 9.00. до 16.30.
С апреля 2016 года богослужения совершаются в отреставрированном приделе центральной части собора.
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам.
Литургия в 9.00. всенощное бдение в 17.00. (в зимнее время в 16.00.)
Каждую субботу после Литургии в 10.00. и каждый четверг в 9.00. в соборе совершается молебен
у мощей Св. Анны Кашинской
Также по четвергам с 9.00. — молебен на начало всяких добрых дел и молебен о болящих перед иконой «Неупиваемая чаша» (от недуга пьянства)
Ежедневно в соборе у мощей все желающие могут читать акафист благоверной.
Крещения в соборе совершаются по СУББОТАМ в 10.30. Спрашивать заранее. Родителям и крестным детей, а также самим крещающимся (если они взрослые) желательно изучить основы православной веры и пройти подготовительные беседы).
Тел. священника собора: 89157316296
По понедельникам в соборе в 16.00. проходят духовные беседы (воскресная школа для взрослых). Все желающие могут прослушать рассказы о православной вере, а также задать священнику свои вопросы.
Воскресенский кафедральный собор город Кашин
По благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия Митрополита Тверского и Кашинского
Святыни
До 1930 года в соборе хранились мощи Святой благоверной великой княгини и инокини Анны Кашинской.
Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как «Анна, Кашинская чудотворица».
Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью.
По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын — великий князь Тверской Димитрий «Грозные очи». В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все. Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после гибели сына Александра и внука Федора — крайнего предела своих страданий. «В женском естестве мужескую крепость имела еси» — так ублажает Церковь святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально для нее построенный Успенский монастырь.
Анна-инокиня — любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15) октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.
После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа) 1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Мого имя АнныКашинской в своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.
Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.
Святой благоверный князь Михаил Тверской
Родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября). При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кон-чаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. «Отче, — сказал святой, — много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил «к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава. Нет, воля Господня да будет».
По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: «Князь Михаил — святой, невинно убитый». Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.
Увидев икону святого благоверного Михаила, он клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник – святой Михаил.
Собор анны кашинской в кашине
В 1872г. на колокольне установлены куранты, приобретенные Н. В. Терликовым на Лейпцигской ярмарке. В 1934 г. соборные колокола были сняты, а через два года разрушены иконостасы холодной и теплой частей собора, сняты кресты с холодного собора, разрушено внутреннее убранство. С 1940 г. собор использовался как складское помещение. В соборе до 24 января 1930 г. находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей. В просторечии до наших дней Воскресенский собор называют собором Анны Кашинской. В 1975 г. в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении – столовая. 2009год. Дом культуры переведен во вновь построенное здание, а храм передан Тверской митрополии. Службы до 2016 года проводились в Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора).
На 2020год восстановленная тепляя часть главного храма, где и совершаются богослужения, и в процессе восстановления центральная (главная) часть собора.
К аждый, кто подъезжает к Кашину еще издали видит величественную колокольню Воскресенского собора. Столетия кашинский Воскресенский является православным символом города, где с 1817 по 1930 год покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Впервые Воскресения в Кашине упоминается в летописи под 1382 г.: в нем был погребен Кашинский князь Василий Михайлович П. В начале XVI века, когда Кашин вошел в состав удельного Дмитровского княжества, вместо деревянного Воскресенского храма был воздвигнут новый, из кирпича местного производства.
В переписной книге Гуляева за 1709 год сказано: «Соборная церковь Воскресения Христова каменная, на кладовых палатах, с папертями земли, с одним входом. Колокольня деревянная восьмигранная, на ней семь колоколов, на той же колокольне часы».
Отделочные работы продолжались до 1827 года. В «Тетради. для разных записок, которые должны быть для ведома впредь и для справок Кашинского купецкого сына Алексея Черенина» читаем: «1810 года в месяце вышкотурен снаружи, также и раскрашен красками. И рамы вставлены 1810 года месяца декабря 20 дня. Поставлено большое на собор. Второе поставлено декабря 22 дня. Третье поставлено декабря 23 дня сего же числа и 2 креста поставлены на меньшие яблока. Декабря 24 дня поставлен большой крест. Четвертое поставлено с крестом декабря 28 дня. Сделаны сии яблоки и золочены мастером московским Иваном Прохоровым».
29 ноября 1812 года, когда французы заняли Москву, Дмитров и были совсем недалеко от Кашина, в Воскресенском соборе служили литургию у чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. «После сего Божию Матерь проводили за город с крестным ходом со звоном по всему граду и собрания людей было очень много дворянства и разного звания».
В 1852 году кашинцы снова обратились в Тверь к архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу: «Граждане города Кашина, ревнуя о благолепии храмов Божиих, сердечно желают устроить на свой кошт при Кашинском Воскресенском соборе, который холодный, теплую каменную двухпридельную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного князя Михаила Тверского, а также каменную колокольню при оном же Соборе, с устроением во 2-ом этаже колокольни придела во имя Святителя и Чудотворца Николая, по плану, составленному г. архитектором Фольратом».
На окладе одного из Евангелий вырезана надпись: «в Кашинский Воскресенский от купца Михаила Ивановича Жданова за упокой рабов Божиих: Иоанна, Параскевы, Иоанна, Илии, Анфии, Александры и Варвары. В стране инородной в отеческом храме отечебским словом миром молились мы о свышнем мире и спасении душ наших, о мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех. Господи, прими сию жертву памяти и благодарения. 1851-1853г.». Купцы Ждановы пожертвовали в колокол весом 625 пудов.
Кашин называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя по городу, образует точный силуэт сердца.
История города Кашина.
Точная дата основания города неизвестна. Первое упоминание о городе относится к 1238 году: в Никоновской летописи Кашин упомянут в числе разорённых монголами городов. На основании более достоверных источников основание города принято относить к 1287 году. Кашин входил в состав Тверского княжества и считался в нём одним из важнейших городов. В XIV веке город был втянут в распри между тверским и московским княжеством, пытаясь в то же время получить независимость. В 1375 и 1399 гг. эти попытки увенчивались успехом, однако оба раза через несколько лет город вновь отходил Твери.
Несмотря на зависимость от Твери, в городе чеканили собственную монету (пул), вели летописную работу. Город постепенно превращался в крупный торговый центр, кашинские купцы вели торговлю с ближними и дальними землями. Развивалось ремесло, особенно производство красок-белил. Они же легли и в основу первоначального герба города: в верхней его части была изображена тверская корона, а в нижней три ступки белил.
Важность города подчёркивает тот факт, что православный епископ Твери исторически носит (кроме 1934—1941: Тверской и Смоленский и 1941—1956: Тверской и Великолукский) титул «архиепископ Тверской и Кашинский».
В 1775 году Кашин получает статус уездного города, в связи с учреждением Кашинского уезда.
Во время Отечественной войны 1812 года купцы полностью обеспечили народное ополчение города вооружением и продовольствием. В это же время в Кашине и округе начинает бурно развиваться льноводство, принесшее городу новые прибыли.
В 1867 году завершено строительство Воскресенского собора. На деньги купца Терликова к нему была пристроена величественная колокольня, которая и до сих пор является самой большой в епархии. Купец Чеченин основал в Кашине публичную библиотеку, купцы Манухины — первую больницу, купец Кункин — краеведческий музей. В 1898 году была открыта железная дорога, соединившая Кашин со столицей — Санкт-Петербургом.
В это же время были построены каменные торговые ряды (до сих пор выполняющие свою функцию) и основан курорт. Кашинские купцы также были известны по стране своей набожностью и охотно жертвовали деньги на строительство церквей. К началу XX века в Кашине насчитывалось 25 церквей (3 из которых были кладбищенские) и 3 монастыря.
Центральный собор города — Воскресенский с высокой 76 метровой колокольней, украшенной часами (1867 г.). Курорт Кашин с живописной долиной притока Кашинки речушки Маслятки, красивый бювет. Всего в санатории восемь источников самой разнообразной минеральной воды. Для всех желающих открыт бювет с тремя видами воды (12,14 и 21 источники).
Вознесенский собор — недавно отреставрирован, в 1993 г. туда перенесены мощи св. Анны Кашинской.
В Кашине родились фотограф В. А. Колотильщиков, работы которого были отмечены серебряной медалью на Всемирной фотографической выставке в Москве (1907) и грамотой на Всемирной фотографической выставке в Париже (1911)