собор 70 апостолов 17 января
Церковь празднует Собор 70-ти апостолов
Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.
Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.
Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».
Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: «Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников».
Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.
Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.
Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах — Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов.
Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко.
Собор 70-ти апостолов. Кого Церковь чтит в числе этих святых?
В Евангелии говорится о том, что Спаситель, помимо 12-ти ближайших апостолов, избирал из своих учеников ещё семьдесят, которых посылал по двое для проповеди и исцеления болящих. Однако сегодня в числе 70-ти апостолов мы чтим совершенно других людей. Хотите узнать, кто они и почему так получилось?
Библия наполнена числовым символизмом. Числа 70, 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2 и 1 периодически повторяются на страницах Священного Писания и имеют определённое сакральное значение.
В частности, число «70» на страницах Библии упоминается 106 раз. Так, от праотца Ноя произошло семьдесят народов. Семьдесят толковников переводили Ветхий Завет на греческий язык (см. «Септуагинта»). Это число является символом завершения и полноты. Вероятно, именно поэтому, помимо двенадцати ближайших учеников, Господь Иисус Христос избрал ещё семьдесят других апостолов.
Первые семьдесят апостолов
Семьдесят апостолов впервые упоминаются в десятой главе Евангелия от Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Лк. 10:1-2 ).
Отправляя семьдесят апостолов на проповедь, Господь не просто поручил им возвещать своё учение, но и наделил их даром чудотворений и исцелений. Об этом говорится далее по тексту десятой главы. Возвратившись, ученики радостно сообщали Спасителю: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем».
Апостолы были свидетелями великих чудес, которые совершал Господь, и сами во время своих путешествий дивились полученной ими силе чудотворений. Удивительно, но несмотря на всё это, незадолго до начала искупительного пути Спасителя, практически все семьдесят апостолов навсегда оставили Его.
В Евангелии от Иоанна это описано так: «И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин. 6:66-69 ).
Таким образом, в соборе 70-ти апостолов мы чтим вовсе не этих первых учеников Христовых. Но тогда кого же?
Другие семьдесят
В пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел свидетельствует о том, что ко времени крестной смерти Спасителя и Его воскресения из мёртвых за ним следовало порядка 500 учеников, так как по воскресении Он: «явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» ( 1Кор. 15:6 ).
В V-VI веках Святыми Отцами из этих первых 500 учеников и проповедников христианства был составлен список новых 70-ти апостолов (в разных источниках их 72-73). Наиболее ранний такой список приписывают святому Дорофею, епископу Тирскому и датируют 361 годом.
В этот перечень апостолов вошли те святые I века, которые в Новом Завете были упомянуты по именам: Братья Господни и другие родственники Спасителя по Его названому отцу Иосифу Обручнику, евангелисты Марк и Лука, помощники 12-ти апостолов и апостола Павла в проповеди Евангелия, шестеро из семи первых диаконов, а также некоторые из первых епископов.
Стоит отметить, что среди новых 70-ти апостолов могли оказаться также и некоторые из 70-ти изначально избранных Господом. Ведь, по свидетельству Евангелия: «отошли от Него и уже не ходили с Ним» многие из Его учеников, а не вообще все они.
Празднование именно Собора семидесяти апостолов было установлено Церковью для того, чтобы подчеркнуть их равное достоинство в церковном почитании, так как все они трудились на ниве благовестия. В течение всего церковного года каждый из 70-ти апостолов также вспоминается отдельно.
Наиболее известные апостолы от 70-ти
Святой апостол Иаков, брат Господень
Старший сын праведного Иосифа Обручника. По Преданию, он сопутствовал своему отцу и Пресвятой Деве при бегстве в Египет от царя Ирода и возвращении оттуда. Апостол отличался строгим исполнением закона Моисеева, почему также имел в народе прозвище «праведный» и был глубоко уважаем всеми евреями.
Когда праведный Иосиф пожелал разделить своё имение между сыновьями и наделить одной долей Спасителя, все сыновья Иосифа по плоти воспротивились этому решению. И только Иаков, во избежание распри, разделил с названым братом свою части имения. За этот поступок апостола и именуют «Братом Господним».
По воскресении из мёртвых, Господь отдельно явился многим ученикам и, отдельно, апостолу Иакову. Позже, этот Брат Господень стал первым епископом Иерусалима и обратил в христианство несколько тысяч человек.
Из боязни обращения ко Христу всего народа, фарисеи сбросили праведного Иакова с крыши Иерусалимского храма и добили камнями. Погибая, апостол молил Господа простить своих обидчиков.
Святой апостол Лука
Бывший раб, отпущенный на волю своим господином (ему посвящается Евангелие). Сподвижник и многолетний спутник апостола Павла. Автор, помимо Евангелия, также книги Деяний святых апостолов.
По профессии врач и, вероятно, художник. Кисти апостола Луки приписывают несколько образов Божией Матери. Например, Владимирская икона Пресвятой Богородицы (Третьяковская галерея).
Святой апостол Марк
Автор другого из четырёх канонических Евангелий. Сподвижник апостола Петра и племянник другого апостола от 70-ти Варнавы.
Основатель Александрийской Церкви (Александрия Египетская). Авторству апостола Марка также приписывается одна из Литургий.
Святой апостол Стефан
Один из 7-ми первых диаконов, которых 12-ть апостолов избрали себе в помощь, чтобы сосредоточиться на проповеди. Диаконы первоначально занимались хозяйственной деятельностью Церкви.
Архидиакон и первомученик Стефан был одним из первых христиан, пострадавших от иудеев за свою веру. Радикально настроенные гонители христиан схватили апостола во время его проповеди и побили камнями. По Преданию, апостол Павел (тогда ещё не обратившийся ко Господу Савл Тарсянин) сторожил одежды убийц, пока они расправлялись с праведником.
Святой апостол Климент
Ученик первых апостолов (см. «Мужи апостольские»). Третий епископ Рима. Ему приписывают авторство двух посланий к Коринфянам. Также от его лица написана книга «Апостольских постановлений», содержащая некоторые правила ранней Церкви.
Во время гонений был сослан в Крым, где трудился в каменоломнях. Даже в этот период не оставлял проповеди, за что был схвачен властями и утоплен в Севастопольской бухте.
Список апостолов от 70-ти
В открытой православной энциклопедии «Древо» помещён список апостолов от 70-ти, содержащий 73 имени, который мы приводим ниже. Кликнув по имени, вы можете прочесть больше о каждом из них:
Интересные факты
Святитель Дмитрий Ростовский в своих «Четьих-минеях» относит дополнительно к числу апостолов от 70-ти бывшего начальника мытарей Закхея, епископа Антиохии Игнатия Богоносца (из числа «мужей апостольских»), Иосифа Аримафейского, Лазаря Четверодневного, а также сотников Лонгина и Корнилия.
Также им по ошибке включён в список 70-ти апостолов «Кифа» (то есть апостол Пётр).
Некоторые из 70-ти апостолов никогда лично не видели Спасителя и были уже учениками его учеников. Например, Онисим, Дионисий Ареопагит, Климент Римский.
Собор 70-ти апостолов
17 января православные отмечают Собор 70-ти апостолов и окончание рождественских святок.
70 апостолов были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.
«После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.» (Лк. 10:1-2)
Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
В книгах Нового Завета не перечисляются эти святые апостолы. Церковный историк Евсевий (ок. 340) пишет: «имена (12) апостолов, Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет». Большинство имён апостолов от семидесяти известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях.
Предполагают, что в числе 70-ти апостолов, избранных Самим Спасителем, были: Иосиф Варсава, прозванный Иустом (Деян. 1:23), Иосия (или Иосиф) Варнава (Деян. 4:36), евангелист Лука и Клеопа (Лук. 24:13), Сосфен (по мнению Евсевия, Церк. Ист., стр. 43).
В первый раз перечисление 70-ти апостолов встречается в списке, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (361 г.), но там есть неточности.
Вот список 70-ти апостолов:
2. Святой апостол и евангелист Марк. (Один из четверых евангелистов. Был учеником апостола Петра.)
4. Святой апостол Клеопа. (Клеопа был младший брат св. праведного Иосифа обручника Пресвятой Девы Марии; он был женат на дочери Иосифа (чрез 5 лет по возвращении из Египта в Назарет) Mapии, (Ин. 19:25). С этою Mapиею особенно дружна была Пресвятая Дева Мария и они жили как родные сестры. Евангелист Иоанн пишет, что при кресте Иисуса стояла Матерь Его (Пресвятая Дева) и сестра Матери Его (Mapия Клеопова). Эта Мария, как дочь прав. Иосифа, обрученного с св. Пресв. Девою — Mapиею — (Мф. 1:14-20) считалась (у жителей Иepyсалима) Ее сестрою (хотя не родною, а сводною). Клеопа вместе с Лукой был спутником Воскресшего Спасителя в Еммаус.)
5. Святой апостол Симеон или Симон. (Был сын Клеопы и Марии и племянник Иосифу Обручнику)
6. Святой апостол Варнава. (Св. Варнава был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и считался в числе 70 апостолов; имя святой апостола Варнавы было Иосия, или Иосиф, а Варнавою он был наименован святыми апостолами за горячую его любовь ко Христу и щедрые пожертвования в пользу первого христианского общества. Родом Кипрянин, у него была своя земля, продав ее, он принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. 4:34-37). Чрез посредство Варнавы прежний гонитель христиан Савл, а затем избранный сосуд благодати Божьей — Павел, вошел в общество учеников Иисуса Христа. Варнава с Савлом целый год трудились в проповеди о Христе в Антиохии и наставили в истинах св. веры немалое число людей, которые в первый раз стали называться христианами (Деян. 11:25—26). В 62 г. святой Варнава потерпел мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было апостолом Марком вместе с евангелием Матфея.)
7. Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст. (Этот апостол был сын праведного Иосифа Обручника, брат Иакова, Иуды и Симона (Мф. 13:55). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа (Ин. 7:5), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею (Деян. 1:14). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Праведного Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос. И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам (Деян. I, 15-26).)
8. Святой апостол Иуда. (Иуда, брат Иакова Праведного, был сын Иосифа Обручника и не принадлежал к числу 12 апостолов (как некоторые думают) и сего Иуду не следует смешивать с апостолом Иудою (иначе Леввей, Фаддей), бывшим в числе 12 апостолов. Сему святому апостолу Иуде принадлежит Соборное послание. Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей.)
9. Святой апостол Анания. (Св. Анания крестил Савла — апостола Павла. О нем достоверно известно только то, что сообщается в апостольских Деяниях: «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: «брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился св. Духа, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла и вдруг он прозрел и крестился» (Деян. 9:10—18). )
10. Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик. (Именуется «первомучеником», т.к. первый пострадал за Христа, был побит камнями. Трагическая кончина праведника, молившегося за своих убийц, произвела на многих сильное впечатление и особенно, на юношу Савла, который впоследствии вспоминал с сожалением и горьким для своей совести упреком за сочувствие убийцам св. Стефана. В речи своей к иудейскому народу в Иерусалиме (в 62 г.) ап. Павел, повествуя о чудесном своем обращении ко Христу, вспоминал, как о тяжком грехе, исповеданном им Самому Господу, явившемуся ему пред Дамаском, — об участии «в побиении Стефана».)
11. Святой апостол Филипп.
12. Святой апостол Никанор диакон.
13. Святой апостол Прохор диакон.
14. Святой апостол Тимон.
15. Святой апостол Пармен.
16. Святой апостол Тимофей. (Он был ближайший, любимый ученик, неразлучный спутник и ревностнейший сотрудник ап.остолаПавла. Св. Тимофей был родом из Ликаонскаго города Листры в Малой Азии; отец его был Еллин (язычник), а мать иудеянка (Деян. 16:1-2). Апостол Павел еще во время своего первого путешествия с Варнавой обратил свое внимание на юного Тимофея (Деян. 14:6-7,21) и во второе посещение свое Листры, апостол языков, по свидетельству тамошних христиан об особенно усердном изучении слова Божия и высокой нравственности Тимофея, взял его с собой, а затем, чтобы не встретить препятствий в деле проповеди среди иудеев, обрезал его (Деян. 16:3). И с этого времени Тимофей сделался постоянным сотрудником апостола Павла, разделяя с ним не только апостольские труды, но и страдания. В своих посланиях апостол Павел называл св. Тимофея своим сыном (духовным) (1 Кор. 4:17))
17. Святой апостол Тит. (Св. Тит один из близких и любимых учеников ап. Павла.)
18. Святой апостол Филимон.
19. Святой апостол Онисим.
20. Святой апостол Епафрас.
21. Святой апостол Архипп.
22. Святой апостол Сила. (Промысл Божий сделал св. Силу спутником ап. Павла во втором его путешествии вместо Варнавы, не пожелавшего без своего племянника, Марка-Иоанна сопутствовать Апостолу языков (Деян. 15:34). Некоторые полагают, что Сила был первоначально учеником Иоанна Крестителя и был одним из двух, которых св. Предтеча посылал к Иисусу Христу с вопросами: «Ты ли еси Грядый, или иного чаем» (Мф. 11:3). По смерти св. Иоанна Крестителя, Сила сделался постоянным последователем Иисуса Христа и был им избран в число 70 Апостолов. Ап. Павел, избрав вместо св. Варнавы, Силу, предпринял второе путешествие, отправился из Антиохии, куда из Иерусалима прибыл Сила, и проходили вместе Сирию и Киликию (Деян. 15:41). Дошли они до Дервии и Листры, где ап. Павел взял в спутники юного Тимофея (Деян. 16:1–3).)
23. Святой апостол Силуан.
24. Святой апостол Крискент.
25. Святой апостол Крисп. (Св. апостол Крисп, до своего обращения в Христову церковь был начальником иудейской синагоги в Коринфе. О нем упоминается в Апостольских Деяниях (гл. 18:8). Во время второго путешествия ап. Павел, оставив Афины, пришел в Киринф (Деян. 17:1); временно приютившись в помещении Акилы и Прискилы и с ними трудился приготовлением палаток, он во всякую субботу говорил в синагоге, убеждая иудеев и эллинов (эллинистов) в том, что Иисус — Христос, но так как слушатели противились и злословили св. Павла, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду с проповедью к язычникам (Деян. 18:4:6). Грозная речь св. Павла видно сильно подействала на некоторых слушателей, прежде противившихся апостольской проповеди, и Крисп, начальник синагоги, уверовал в Господа, со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая (евангельское благовестие), уверовали и крестились (Деян. 18:8). Сам св. апостол Павел крестил Криспа (1 Кор. 1:14).)
26. Святой апостол Епенет.
27. Святой апостол Андроник.
28. Святой апостол Стахий.
29. Святой апостол Амплий.
30. Святой апостол Урван.
31. Святой апостол Наркисс.
32. Святой апостол Апеллий.
33. Святой апостол Аристовул.
34. Святой апостол Иродион.
35. Святой апостол Агав. (Св. апостол Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается в апостольских Деяниях (11:28; 21:10). «В те дни (между 40—43 г., когда Варнава отыскал Савла-Павла в Тарсе и привел его в Антиохию), пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет голод, который и был при Кесаре Клавдии (в 44 г.). «Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. апостол Павел, евангелист Лука и др.), пришли в Kecapию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (что и исполнилось см. Деян. 21:33).)
36. Святой апостол Руф.
37. Святой апостол Флегонт.
38. Святой апостол Асигкрит.
39. Святой апостол Ерм.
40. Святой апостол Патров.
41. Святой апостол Ермий.
42. Святой апостол Лин.
43. Святой апостол Гаий.
44. Святой апостол Филолог.
45. Святой апостол Лукий.
46. Святой апостол Иасон.
47. Святой апостол Сосипатр.
48. Святой апостол Олимп.
49. Святой апостол Тертий.
50. Святой апостол Ераст.
51. Святой апостол Куарт.
52. Святой апостол Евод.
53. Святой апостол Онисифор.
54. Святой апостол Климент.
55. Святой апостол Сосфен.
56. Святой апостол Аполлос. (Имя Аполлоса несколько раз упоминается в посланиях апостола Павла (I Kop. 1:12; 3:4-7; 21-23; 16:12; Тим. 3:1-2); в Апостольских Деяниях (главы 18 и 19). Из Апостольских Деяний видно, что Аполлос был иудей родом из Александрии и получил воспитание в знаменитых философско-религиозных школах и как обладавший редким даром слова (замечательный оратор), появившись в Ефесе, приводил слушателей синагоги в восторг своими проповедями. Особенностью учения его было то, что он под влиянием Александрийских ученых, считал обычный взгляд на ветхозаветную иудейскую религию слишком грубым, старался примирить её с философией и поэтому давал библейским сказаниям символический смысл. Вместе с тем Аполлос, по-видимому, имел некоторые сведения о христианском учении, из которого он также заимствовал некоторые части. Вообще Аполлос был человек чрезвычайно образованный, глубокий знаток Священного Писания и высоко даровитый оратор. Во время отсутствия апостола Павла, он в Ефесе, познакомился с Акилой и Прискиллой и, ближе ознакомившись чрез них с христианством, принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Св. Духа.)
57. Святой апостол Тихик.
58. Святой апостол Епафродит.
59. Святой апостол Карп.
60. Святой апостол Иоанн Марк.
61. Святой апостол Зина.
62. Святой апостол Аристарх.
63. Святой апостол Пуд.
64. Святой апостол Трофим.
65. Святой апостол Артема.
66. Святой апостол Акила.
67. Святой апостол Фортунат.
68. Святой апостол Ахаик.
69. Святой апостол Еввул.
70. Святой апостол Нимфан.
Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).
Собор святых 70-ти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.
Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них в течение года.