собор 12 апостолов описание
Cобор Двенадцати Апостолов в Кремле
Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.
После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.
Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.
Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.
Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.
И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.
В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.
И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.
Собор 12-ти Апостолов: жития, иконы, молитвы, проповеди (+Видео)
Собор 12 Апостолов Христовых является древним праздником. Церковь отмечает его 13 июля. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке. Святые 12 апостолов — Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей, Симон Зилот и Матфий — поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Собор 12-ти Апостолов
Жития 12 Апостолов
Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга», то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).
Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.
Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.
Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.
Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.
Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.
Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.
Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.
Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.
Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.
Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.
Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.
Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.
Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.
Иуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.
Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.
Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.
Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний Собор 12 Апостолов. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.
Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.
Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два «взвода» в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.
Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владимира, Крестителя Руси.Святой благоверный царь Константин Великий(306 — 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.
Иконы 12 Апостолов
Собор 12-ти Апостолов
Двенадцать апостолов (книжная миниатюра, XIII век)
Иисус Христос и 12 апостолов (фреска XII века, Каппадокия)
Фреска церкви Двенадцати Апостолов в Капернауме
Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век)
Собор апостолов ( Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)
Молитвы 12 Апостолам
Тропарь
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Кондак апостолов
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Молитва святым апостолам
Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Проповеди о 12 Апостолах
Проповедь Патриарха в праздник Собора апостолов в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля 13 июля 2011 года.
Читайте также:
Собор Двенадцати апостолов
На следующий день после праздника Первоверховных Апостолов в календаре значится «Собор славных и всехвальных Двенадцати апостолов» (29 июня / 13 июля). Славянское «Собор» (греч. Синодос, отсюда слово «Синод», то же, что и лат. Congressus) – значит буквально «сходка», «собрание». Это значит, что Церковь воздает честь не только двум Первоверховным, но всем ближайшим ученикам Господа. Кто они и что нам о них известно?
Двенадцать апостолов («посланников») – это избранная Иисусом Христом «коллегия» Его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. В аспекте всемирной мессианской религиозной монархии, основанной «Сыном Давида» (Мф.1:1), – Его «чрезвычайные полномочные послы», говоря современным дипломатическим языком, наделённые, ввиду исключительной важности их миссии, экстраординарными полномочиями и силами (Мф.10:1-4; Мк.3:14-19). Избрание Двенадцати произошло после второй Пасхи (с начала общественного служения Иисуса Христа), в начале лета 28 года, вблизи Капернаума, перед Нагорной Проповедью (Лк.6:12-13). Список Двенадцати апостолов, именуемых обычно просто «Двенадцать» или «ученики», даётся в синоптических Евангелиях (Мф.10:2-4; Мк.3:16-19; Лк.6:14-16) и Деяниях Апостолов (Деян.1:13). Их порядок и имена (прозвания) при этом несколько варьируются.
1. Симон, получивший от Христа имя «Кифа» (по-гречески Петрос, Пётр), что значит «скала», «камень» (Мф.16:16-19). Проповедовал в Иерусалиме и Передней Азии. По преданию, окончил жизнь первым епископом Рима.
2. Андрей, прозванный «Первозванным», брат ап. Петра. Учил в Греции и северных землях («Скифии»).
3. Иаков Старший. Обезглавлен Иродом Антипой в 44 году.
4. Иоанн [Богослов], брат Иакова Старшего, сын рыбака Зеведея, евангелист. Он и его брат прозваны Христом Воанергес – «Сыны Грома» (Мк.3:17; Лк.9:54).
5. Филипп, родом из Вифсаиды Галилейской. Проповедовал в Скифии и Фригии. В Иераполе распят на кресте вниз головой. Память 14/27 ноября. Рождественский пост, начинающийся после дня его памяти, называется поэтому «Филипповым».
6. Варфоломей («Сын Толмая»), или Нафанаил (Ин.1:45-50).
7. Матфей (первоначально «мытарь» – сборщик налогов), евангелист.
8. Фома (по прозвищу «Близнец»). Отказывался верить рассказам других апостолов о явлении им Иисуса Христа, желая прежде осязать раны Воскресшего (Ин. 20 гл.). Отсюда нарицательное имя – «Фома неверующий (то есть неверный)».
9. Иаков Алфеев (сын некоего Алфея).
10. Фаддей (он же – Иуда Леввей, или Иуда Иаковлев; отождествляется с автором «Соборного послания апостола Иуды»).
11. Симон Зилот (арам. Кананит – «ревнитель»), – вероятно, бывший член крайне националистической партии зилотов, – сторонников вооруженной борьбы с Римом.
12. Иуда Искариот, – имя и прозвание происходят, вероятно, от Иш-Кериот – «Человек из города Кериота», – отождествляемого с иудейским городком Кириафом (Нав.5:25); согласно другому толкованию, – от арам. isqaria – «лживый»; или даже от греч. sikarios, «сикарий» (буквально «кинжальщик») – член националистической группировки, практиковавшей, как и зилоты, терроризм в отношении римских оккупантов. Существуют и иные толкования его имени.
12a. Матфий (после самоубийства Иуды Искариота, – Деян.1:15-26).
Символическое число 12 связано с числом двенадцати сыновей Иакова и, соответственно, двенадцати «колен (т. е. племён) Израилевых»: Двенадцать апостолов являются как бы представителями «Нового Израиля» – Христианской Церкви. По завершении земной истории им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.16:28). Согласно древнецерковной традиции, проповедью Двенадцати была охвачена вся «Вселенная» (греч. Ойкумена, Экумена, т. е. Римская империя) и даже земли за её пределами, для чего каждый из них получил от Христа свой территориальный «удел». Сведения о деятельности и мученической кончине Двенадцати (которой избежал лишь апостол Иоанн) принадлежат древней религиозно-символической традиции, исключающей жёсткую оценку с позиций исторической достоверности.
Лит.: Петров И. Послание Господа нашего Иисуса Христа Двенадцати апостолов на проповедь // Вера и разум. 1900. № 5–7; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
ОЙКУМÉНА (ЭКУМÉНА), культурная ойкумена (др.-греч. οἰκουμένη, ойкуменэ; в позднем произношении икумени, экумена, от οἰκέω – «населяю, обитаю»), – термин античной географической мысли, буквально «обитаемая земля», «вселенная», «мир», – то есть вся земля, известная грекам и преимущественно населенная ими. Первое описание ойкумены встречается у греческого историка Гекатея Милетского (ок. 546–480 до н. э.). Вскоре это античное понятие «вселенной» приобретает культурно-политический, а затем и религиозный характер. Границы ойкумены совпадают сначала с границами Македонской, а затем Римской империи (orbis Romanus). «Случилось в те дни: вышел от Кесаря Августа указ о переписи по всей вселенной» (Лк.2:1; см. также Деян.17:6 и др.). «Варварские» – т. е. не греческие и не римские – земли лежат вне ойкумены. Императоры стремительно сокращавшейся в своих размерах Восточной Римской (названной итальянскими гуманистами Византийской) империи упорно именовали свою державу «вселенской». Патриарх Константинопольский, титуловавшийся «Экуменическим» («Вселенским»), удерживает этот архаический титул и сейчас, будучи реально епископом Стамбульским и турецким подданным (Константинополь не значится на карте мира с 1453 г.). Столь же архаично, но традиционно, именование православного Александрийского патриарха «Судиёй Вселенной».
Лит.: Феррари Ж.-Л. Восток и Запад «ойкумены» от Александра Великого до Августа: история и историография // Вестник древней истории. 1998. № 2. С. 32–50.
(Статья предназначалась для Российского гуманитарного энциклопедического словаря. М.-СПб., 2002. Опубликована в книге: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение: История, богослужение, традиции. СПб., 2014. С. 99.)