сны разума порождают чудовищ
«Сон разума рождает чудовищ» — что это значит?
Сон разума рождает чудовищ (, El sueño de la razón produce monstruos)
Франсиско Гойя, 1797
Возможно, вам встречалось выражение «сон разума рождает чудовищ» и вам хотелось узнать, что оно означает.
Само выражение, ставшее уже поговоркой, происходит от названия одной из картин испанского художника Франсиско Гойя, которая входит в цикл офортов «Капричос». Картина была написана в конце XVIII века. Комментарий автора к картине: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
В ту эпоху живопись представлялась как универсальный язык общения, доступный всем, поэтому поначалу офорт должен был иметь название «Всеобщий язык». Но впоследствии он получил название «Сон разума».
Гойя использует фантастические образы для описания окружающей его реальности. Сном, рождающим чудовищ, спит мир современных ему людей, в котором царит глупость, а не разум — и они даже не пытаются вырваться из оков этого сна. Когда разум утрачивает контроль, погружаясь в сон, человеком овладевают темные сущности, которые он назвал чудовищами. И не только человеком, но и обществом — это могут быть не только суеверие и глупость отдельного человека, нежелание размышлять над природой вещей, но и ложные идеологии, дурные вожди, овладевающие умами большинства.
В обиходе фразу употребляют в отношении неразумного поведения, приведшего или могущего привести к плачевным последствиям.
Знаменитый Капричос Гойа
Франсиско Гойя,Сон разума рождает чудовищ, 1797,Национальная библиотека Испании, Мадрид
Серия «Капричос» стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей исследования насчитывают тысячи страниц.
Во второй половине 80х гг. Гойя был уже признанным мастером. Он стал заместителем директора отделения живописи мадридской Королевской академии Сан Фернандо (академии искусств), художественным руководителем Королевской шпалерной мануфактуры. В 1789 г. он получил звание придворного художника.
Однако блестящая карьера длилась недолго. В 1792 г. Гойю начали мучить сильнейшие головные боли, зрение у него ослабло, и он полностью оглох. С 90х гг. начался новый этап его творчества. Весёлый и жизнерадостный живописец остался в прошлом, а его место занял страдающий, замкнувшийся в себе и в то же время зорко видящий чужое горе мастер.
Графическая серия «Капричос» (wen. «фантазия», «игра воображения») из 80 офортов была создана в 1797— 1798 гг. В ней Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т. п.
В сущности, он разоблачал весь традиционный порядок и уклад жизни старой Испании. В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему.
Как говорят исследователи, последние два года работы над ней Гойя практически доламывал себя, болезнь очень сильно прогрессировала – его постоянно мучили сильные головные боли. Физические и психические травмы заставляли сильно напрягаться.
Но 19 февраля 1799 года серия была выпущена. А спустя четыре дня (за это время было продано всего 27 экземпляров из 240) по решению инквизиции она изымается из продажи. Мы знаем об инквизиции по книгам и фильмам. Гойя жил в это время. И, конечно же, он не мог откровенно показать то, что хотелось. Мы можем лишь об этом догадываться по некоторым штрихам.
Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. И в качестве жеста примирения он передает ему собрание из 499 репродукций своих произведений, в том числе 80 типографских пластин, а также все непроданные экземпляры вместе с рукописными страницами. С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет.
Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.
Серия начинается Автопортретом Гойя.
Самым известным листом «Капричос» является офорт «Сон разума порождает чудовищ».(Иллюстрация вверху)
По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений.
Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания.
В его герое мы можем узнать самого художника, опустившего лицо на стол с разбросанными листами бумаги.Уснул ли он? Изнемог ли в борьбе с ужасами жизни?
Летучие мыши и совы подстерегли момент физической и духовной слабости и слетаются на свой ужасный пир.
Легкость с которой многие женщины соглашаются на брак,
объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше.»
Пагубная ошибка в начальном воспитании: у ребенка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки больше чем отца.
Небрежное воспитание, потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми и несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок.
«Один другого стоит»
Немало было споров о том, кто хуже: мужчины или женщины. Пороки тех и других происходят от дурного воспитания. Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин.
Барышня на этой картинке так же безрассудна, как и щеголь, беседующий с ней, а что до двух гнусных старух, то они друг друга стоят.
«Никто никого не знает»
«Он даже и так не разглядит ее»
А как же ему распознать ее? Чтобы узнать ее как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и не достает нашему бедняжке.
«Ее похитили!»
Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили.
«Тантал»
Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы.
«Любовь и смерть»
Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу.
Они так торопятся проглотить, что глотают кипящее. В удовольствиях тоже необходимы умеренность и воздержание.
Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь
«Бог простит. Это была ее мать»
«А у него горит дом»
Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удается снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина.
Удивительно! Опыт погибших не идет в прок тем, кто стоит на краю гибели. Ничего тут не поделаешь. Все погибнут.
«Зачем их прятать?»
Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет и жить осталось не больше месяца, он все еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупость.
«Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то. »
Этот болван воображает, что раз он носит кокарду и жезл, то он от природы выше других, и злоупотребляет доверенной ему властью, чтобы досаждать всем кто имеет с ним дело.
Тщеславный, спесивый, наглый с теми, кто ниже его по положению, он гнет спину и пресмыкается перед теми, кто его сильнее.
Смелость Гойи граничила бы с безумием, если бы он не понимал, что его художественные приемы слишком новы, чтобы правильно быть понятыми всеми. И главное, рассказав о своей несчастной любви и о своей несчастливой Родине, Гойя поднялся на более высокий уровень восприятия мира.
В «Капричос» впервые в европейском искусстве было сказано о беззащитности человека в его отношении к судьбе.
Никогда художник не был так пессимистичен, никогда так остро не ощущал себя беспомощной игрушкой темных сил мироздания, как Гойя в «Капричос».
Описание картины “Сон разума рождает чудовищ” Франсиско Гойи
Офорт “Сон разума рождает чудовищ” написал испанский художник Франсиско Гойя в 1799 году.
Чистая аллегория, глубокий смысл и взывание к человечности
Это произведение относится к циклу автора “Капричос”; его название – испанская пословица.
Ни название, ни сюжет не толкуются так страшно, как звучат и выглядят. Дело в том, что в то время живопись и графика считались неким “универсальным” языком, способным передавать информацию, независимо ни от каких социальных и географических принадлежностей человека.
Поэтому изначально Франсиско Гойя назвал свое произведение “Всеобщим языком”. Однако позже пересмотрел свое решение: такое название казалось слишком пафосным, наглым. И художник переименовывает офорт в “Сон разума”, сопровождая его высказыванием о том, что фантазия спящего разума действительно порождает монстров, однако, объединяясь с разумом, фантазия перевоплощается в мать искусства, со всеми его прекрасными произведениями.
Есть и более мрачное толкование этого офорта, если не сказать, что просто более глубокое. Сном в сюжете Франсиско Гойя олицетворил свои переживания, тревогу по отношению к обществу современников; оно настораживало Гойю. Своим произведением художник высмеивает пороки “спящих разумов”. Изображенный человек – сам автор, вынужденный закрыться от действительности, наполненной чудовищами. Ведь сон – только аллегория: на самом деле его и другие горячие умы страдают от чужих пороков наяву.
Гойя пытается воззвать, докричаться до общества, донося мысль о том, что когда разум позволяет себе заснуть, когда человек позволяет себе надеть “шоры”, закрыть глаза и собственное сердце на происходящее, монстрам-порокам ничего не стоит овладеть его сознанием. А в монстрах, конечно, уже нет ничего человеческого.
Офорт хранится в Национальной библиотеке Испании, в Мадриде.
Сон разума рождает чудовищ
«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos) — испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос.
Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.
Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».
В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.
Сон разума рождает чудовищ
СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ
[[Политическая патопсихология,
или переворот в сознании российского народа,
совершенный современными «демократами»
Л.Фейхтвангер свидетельствует: когда Ф.Гойя закончил полотно под названием «Сон разума»,он написал: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ»]]
Предисловие редакции. Экономические реформы, проводимые в нашей стране, создали
и продолжают создавать новые условия жизни и деятельности человека. Не все даже из
тех, кто ждал и жаждал перемен, оказались готовыми к ним.
О том, как изменившиеся обстоятельства влияют на психологию человека, размышляют
психологи и журналисты Георгий и Олег НИКИТИНЫ.
Необходимые пояснения. Этот материал был опубликован в газете «Российская Федерация» (1999, №6, 7). Георгий Никитин (псевдоним), психолог – это я, Жорж Декосье. Олег (псевдоним)– это журналистка (чьё имя не могу назвать без её разрешения), помогавшая «протолкнуть» этот проект в печать и сделавшая много ценных замечаний.
Текст, напечатанный в двойных квадратных скобках, был удалён редакцией по соображениям цензуры либо другим, неизвестным автору, мотивам.
ЧАСТЬ 1. ЭКОНОМИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Давно подмечено, что человек – существо экономическое. И руки этого существа природой запрограммированы так, чтобы брать, а не отдавать. Очень хорошо это заметно в поведении маленьких детей: их ручонки тянут к себе всё, что попадает в поле зрения, а вот отдавать какие-то предметы нужно ещё специально научить. При формировании речи одним из первых слов после «мама» ребёнок произносит «дай». Во время групповой игры детишки стараются отнять друг у друга понравившиеся игрушки, и в этой отнюдь не шуточной борьбе побеждает всегда сильнейший. Затем всё происходит по известной формуле: «Рос, рос поросёночек…» Соотношение же в обществе так называемых эгоистов и альтруистов составляет примерно 1000 : 1. Заблуждение Маркса и состояло как раз в недооценке столь очевидного психологического фактора при построении теории новых экономических отношений. Ленин этот фактор учитывал, в связи с чем собирался ввести НЭП «всерьёз и надолго». Жаль, что Сталин повёл страну по иному пути – прямиком в «архипелаг ГУЛАГ». Китайцы вред такого движения поняли раньше нас и создали симбиоз социализма с капитализмом. Как видно на примере «китайской модели», она учитывает невозможность резкого перехода от одной общественно-экономической формации к другой, в том числе из-за консервативности социальной психологии.
Годы советской власти не смогли изменить традиционную психологию русского народа, его отношение к власти. В сознании простых людей ещё прочнее укоренилась двойная мораль: традиция крестьянско-пролетарской ненависти ко всему кулацкому, буржуйскому, вообще к понятию богатства не исключала желания нажиться внезапно и без труда. Придётся вспомнить также и об известной лености русского человека, о его страсти к «халяве», ибо это имеет самое прямое отношение к событиям последнего времени.
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ХАЛЯВА»
Другим на рынок идти не хотелось. Зачем, когда можно акции купить, жить безбедно на дивиденды, и самое главное – можно вообще не работать. Политэкономию капитализма в советских вузах преподавали лучше и как-то вдохновеннее, чем политэкономию социализма. Что такое «рантье» и «стрижка купонов» усвоено было прочно. Когда появились первые инвестиционные компании, фонды, банки, обещавшие баснословные прибыли, к ним потянулись не тысячи – миллионы граждан.
Сейчас скажем – упадёте: «Мавроди – честный человек». Присоединяемся к этому мнению Гайдара, но у нас свой аргумент. Когда пирамида «МММ» достигла того предела, когда должна была рухнуть, Мавроди через Ивана Голубкова по всем каналам телевещания предупредил население: «Халявщик ты, Лёня!» Но люди уже не могли остановиться. Игра это продолжается и сейчас. «Напёрсточники», «лотерейщики» и прочие «накольщики» успешно продолжают обманывать излишне доверчивых или излишне алчных. Прямо по Достоевскому. Такова психология игрока – он должен проиграться вдрызг. Что свидетельствует об одном: диагноз в психиатрии, если уж он поставлен, изменить можно не скоро и только после радикального лечения. Расплодившиеся с лёгкой руки Гайдара и Чубайса «гермесы», «лемонсы», «властелины» своё дело сделали, довершив превращение экономической психологии «совков» в патопсихологию. Постараемся показать, что это означает.
СОБЛАЗНЁННЫЕ И ПОКИНУТЫЕ
Патология – наука о болезни, изучающая любое отклонение от нормы. Предметом же патопсихологии является ненормальное функционирование человеческой психики. Отклонения в психике в связи с коренными изменениями в привычном образе жизни в психологической науке, особенно в социальной психологии, изучены крайне недостаточно. Специального рассмотрения влияния рыночных отношений на психику «постсоветского» индивидуума ещё не было вообще. Может быть, и потому, что не поступало официального заказа.
Все невротические расстройства являются нарушением приспособления (адаптации) к новым обстоятельствам. В первую очередь страдают самоконтроль и самооценка. Потеря самоконтроля ведёт к отклонениям в поведении, включая антиобщественные поступки, наркоманию и алкоголизацию. Заниженная самооценка, сформировавшаяся в результате снижения социального статуса индивида (низкая зарплата или отсутствие постоянного заработка, переход высококвалифицированного специалиста на работу с более низким статусом), способствует усилению вероятности суицидального поведения. Могут возникнуть и закрепиться патологические черты характера: аморализм, повышенная агрессивность, некрофильность (стремление ко всему, что связано со смертью).
Какие чувства испытывает человек, которого обманули, обокрали, как сейчас модно говорить, «кинули»? В зависимости от силы центральной нервной системы, её выносливости, развитости адаптивных способностей и психических защитных механизмов человек в такой ситуации может проявлять различные эмоциональные реакции: от обиды, злости, апатии и отчаяния до патологических состояний и стойких девиаций (отклонений от нормы). Это означает, что сама психогенная ситуация формирует лишь вероятность возникновения невротического расстройства, его же тип и формы зависят от личностных особенностей человека. Длительность и неоднократность воздействия стресс-факторов приводят в движение как функциональные, так и защитные адаптивные механизмы. Например, развитость интеллекта способствует сохранению барьера психической адаптации, активной перестройке структуры деятельности применительно к новым условиям. Низкие интеллектуальные способности в сочетании со слабостью эмоционально-волевой сферы приводят к разрушению адаптационного барьера и появлению психических расстройств, вплоть до «ухода в болезнь». В последние годы число психических заболеваний и пограничных психических расстройств значительно увеличилось и приблизилось к критическим значениям, угрожая психическому здоровью нации. Есть все основания полагать, что это прямое следствие массовой психической дезадаптации (невозможности приспособления) к новым экономическим условиям.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
ВОЛКИ В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ
ВОТ ТЕБЕ, БАТЮШКА, И РЫНОК
ЧАСТЬ 2. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Отклонения в политической психологии еще не были предметом специального анализа. Данные заметки также не претендуют на полноту научного исследования. Они лишь показывают на отдельные патологические явления, связанные со взаимоотношениями социальных групп и политических институтов.
Судить о состоянии социальной психики можно как по структуре массовидных явлений и поведению масс, так и по психическим портретам лидеров, отражающим социальные предпочтения выбирающих их групп людей.
Важнейшим элементом политической социальной психологии большинством исследователей признаются потребности основных социальных групп общества. Переживание и осознание этих потребностей выступают основой формирования интереса к политике. Каким содержанием наполнен сегодня этот интерес? Что в нем преобладает?
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
КОМУ ВОЙНА, КОМУ МАТЬ РОДНА
А ВАСЬКА СЛУШАЕТ, ДА ЕСТ
[[ПАТО]]ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Психология первого президента России не может быть адекватно понята без ее рассмотрения до и, особенно, после болезни. Активность и адекватность его реакций до болезни, несмотря на некоторые признаки отклоняющегося поведения, свойственного подавляющему большинству вождей, не идут ни в какое сравнение с теперешним состоянием «загнанной лошади». Перипетии борьбы за власть в год 1991-й и последовавшие затем события осени 93-го, по-видимому, окончательно подорвали здоровье Ельцина. К выборам 1996 года он имел уже пять (!) инфарктов. Победа досталась ему отнюдь не благодаря, а вопреки Лисовскому. К тому времени люди уже научились прислушиваться к совету психологов: не верь рекламе! Увы, не было выбора. Не было и альтернативы. Обратно в коммунизм не хотелось. Так что огромные денежки на рекламную кампанию «Голосуй, или проиграешь!» потрачены были, скорее всего, зря. Ну, а кто был советником по имиджу, Коржаков поведал. И про коробку с полумиллионом долларов тоже. И про женскую истеричность «ближайшего окружения».
Объективно: президент болен давно и серьёзно. Медицинская психология очень грамотно разъясняет ту простую истину, что у больного сердечно-сосудистыми и вообще соматическими расстройствами человека остаются надолго повышенная впечатлительность и ранимость, внушаемость и настороженность, эмоциональная лабильность и слабодушие. На фоне общего пассивного торможения в больших полушариях мозга в подкорке часто возникают инертные очаги возбуждения, ведущие к навязчивой ипохондрии. Старческий атеросклероз неизбежно провоцирует раздражительность, обидчивость и несдержанность чувств, вызывает спонтанные колебания противоположных эмоций. При этом снижаются объем внимания и работоспособность, сужается круг интересов, уменьшается объем знаний, ухудшается память. Как правило, обостряются акцентуации характера. После тяжелых операций на сердце нередко возникают острые психозы и характерологические расстройства. Патогенным жизненным обстоятельством, усиливающим возможное осложнение и развитие собственно психопатии, является «ситуация изобилия» («кумир семьи»).
Достаточно понятными становятся в связи с описанными симптомами непредсказуемость поведения Ельцина, его недоверчивость и мнительность, частые смены «команд» и даже идей. Ему, безусловно, требуются продолжительный отдых и квалифицированное лечение в условиях стационара.]]
КТО РАЗБУДИТ СПЯЩУЮ КРАСАВИЦУ
Наша модель общества не может быть ни американской, ни чисто европейской, хотя опыт послевоенной Германии мог бы пригодиться. Здоровые рыночные отношения в России можно построить, только опираясь на мощную политическую силу, не обязательно партию. Там, где партии, непременно идут разборки. Это могут быть просто патриоты, поставившие себе цель возродить страну. Социальная база для этого есть.
Историю нельзя ни переделать, ни повторить. Надо смело брать положительное в политическом опыте прошлых поколений и решительно отбрасывать устаревшее, не шельмуя его и не оскорбляя чувств людей, которые жили тогда и гордились своей страной. Ради восстановления этой гордости никто не удержится сегодня от соблазна «утереть нос» наглым американцам. Россиянам надоели «левые» и «правые», «центристы» и «радикалы», «фашисты» и «сионисты». Народ устал от клинической и политической шизофрении, от тщеславных попыток запрещать и не пущать, от неадекватных реакций и стратегических просчетов. Сумасшествие власти достало уже всех. Российскому народу нужен сильный лидер [[или царь, или Сталин]], обладающий здравым смыслом и могучей волей.
Почему, не доверившись «грызущей критике мышей», я вновь публикую этот материал? Потому, что мне кажется, он не устарел. Да, сменились некоторые фамилии на политическом Олимпе. Но суть происходящих явлений в экономике, политике и психологии не изменилась. Как гласит бессмертная русская поговорка: «А воз и ныне там». Десять лет – не срок? Эх, путинско-медведевская Россия, куда же ты катишься? …