снижение стоимости обучения в вузе на период дистанционного обучения
Проект закона о снижении стоимости за обучение в дистанционном формате более двух недель поступил в Госдуму
pav2@ukr.net / Depositphotos.com |
В Госдуму поступил еще один законопроект о необходимости снижения стоимости платных образовательных услуг в связи с переводом обучающихся на дистанционную форму обучения, авторами которого стали депутаты от ЛДПР. Напомним, в настоящее время в комитетах Госдумы проходит обсуждение похожая инициатива, предложенная депутатами фракции «Справедливая Россия», которой предлагается наделить Минобрнауки России полномочиями определять основания и порядок снижения стоимости образовательных услуг и снижать стоимость в случае перехода на дистанционный формат обучения.
Законопроект 1 ЛДПР обязывает непосредственно образовательные организации снижать стоимость по договору об оказании платных образовательных услуг в случае временного перехода на дистанционное обучение. При этом уточняется период времени, когда вузам стоит задуматься об уменьшении такой стоимости, – в случае продолжительности дистанционного обучения более двух рабочих недель подряд при реализации программ, по которым такой вид обучения не допускается. Согласно документу снизить плату за обучение образовательные организации должны и в случае угрозы возникновения и (или) возникновения отдельных ЧС, введения режима повышенной готовности или ЧС на всей территории страны или на ее части. Порядок снижения стоимости образовательные организации должны установить локальным нормативным актом и довести до сведения обучающихся. Соответствующее дополнение планируется внести в ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что вследствие режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с весны этого года российские вузы вынуждены были перейти с очного формата обучения на дистанционный: лекции, практические и лабораторные работы, а также промежуточные государственные формы контроля осуществляются с помощью онлайн-платформ. «Фактическая вовлеченность студентов в процесс обучения в разы уменьшилась и не позволяет передать обучающимся знания и навыки в полноценном виде, как и проверить усвоение этих знаний», – полагают разработчики законопроекта, в связи с чем предлагаемые меры им представляются оправданными и справедливыми ввиду существенного различия методов обучения в очном и дистанционном форматах.
Ожидается, что с учетом ответственности вузов за качество образования снижение стоимости обучения в случае перехода на дистанционные технологии позволит им более ответственно выстраивать дистанционную систему образования, а студентам получить компенсацию за качественно изменившиеся условия обучения.
1 С текстом законопроекта №1065006-7 «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Предлагается снизить стоимость образовательных услуг в связи с переводом учебного процесса в дистанционный формат
Rawpixel / Depositphotos.com |
Соответствующие изменения предлагается внести в ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Проект федерального закона № 1044819-7).
Авторы законопроекта (группа депутатов от фракции «Справедливая Россия») предлагают для оперативного решения вопросов, связанных со стоимостью платных образовательных услуг, наделить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, правом определять основания и порядок снижения их стоимости, сделав обязательным снижение стоимости в случае перехода организации, осуществляющей образовательную деятельность, на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории России либо на ее части.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что на фоне пандемии одной из проблем стал переход вузов на дистанционное обучение. Поскольку четких стандартов такого обучения нет, по факту часть вузов перевели студентов практически на заочную форму обучения, сохранив при этом оплату, как за очное обучение. Хотя, подчеркивают авторы поправок, в случае если вуз переводит обучение полностью на дистанционное, стоимость обучения должна снижаться. В соответствии же с действующей редакцией ч. 5 ст. 54 Закона об образовании исключительным правом снижения стоимости платных образовательных услуг по договору об образовании обладает организация, осуществляющая образовательную деятельность. Минобрнауки России не участвует в указанных договорах в качестве стороны и все документы данного ведомства, касающиеся регулирования правоотношений, вытекающих из договоров, носят рекомендательных характер и не обязательны для исполнения. Это не позволяет оперативно решать ситуации, возникающие в период введения режима повышенной готовности, связанного с эпидемией коронавируса.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Минобрнауки разработает рекомендации вузам для снижения стоимости обучения
Минобрнауки РФ работает над созданием рекомендаций высшим образовательным учреждениям страны по снижению стоимости обучения для студентов в связи с переходом на дистанционный формат, сообщил замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев в ходе круглого стола в Совфеде «О реализации мер поддержки студентов образовательных организаций высшего образования, направленных на обеспечение качества высшего образования и минимизацию последствий распространения новой коронавирусной инфекции».
«Мы работаем над тем, чтобы сформировать рекомендации вузам, в каких случаях, на каких основаниях, в каких объемах должны быть приняты решения по снижению стоимости», — сказал он.
Афанасьев пояснил, что в сложившейся ситуации необходимо учитывать особенности дистанционного формата в разных вузах. По его словам, в одних учреждениях преподаватели, как и прежде, находятся в постоянном контакте со студентами, тогда как в других предпочитают высылать материалы для самостоятельного изучения.
Итоги голосования за «Персону года»
«Если, к примеру, вуз заменяет 20% своих контактных часов на фактически заочную форму, он должен провести определенное снижение», — уточнил замминистра.
Афанасьев сказал, что Минобрнауки обсуждает возможные меры с ассоциацией ректоров России. Вместе они пытаются найти «компромиссную форму», однако конкретных решений пока нет.
По словам представителя ведомства, сейчас полностью дистанционно обучаются чуть больше 61% российских студентов. Это связано с тем, что решение о переходе на удаленный режим принимает каждый конкретный вуз в зависимости от позиции властей определенного региона и Роспотребнадзора.
Ранее, 21 декабря, премьер-министр России Михаил Мишустин поручил Минобрнауки, Минпросвещения и Минфину проработать вопрос снижения стоимости обучения для студентов вузов, в которых образовательный процесс преимущественно ведется дистанционно.
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Как снизить плату за обучение, если вуз перевел студентов на дистанционку?
Я учусь в платном вузе по договору, стоимость обучения — 42 000 Р за семестр.
Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получать тот объем и качество образовательных услуг, на которые они рассчитывали, когда заключали с вузом договор. Поэтому требование пересчитать и уменьшить плату за обучение справедливо.
Но в законах нет прямых норм, которые обязывают вузы снизить стоимость обучения, если изменился его формат, — в этом основная проблема. Студентам приходится либо рассчитывать на уступки учебного заведения, либо принуждать к этому через претензии и жалобы. Расскажу про все возможные варианты.
Заявление с просьбой о перерасчете
Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:
В финальной части заявления зафиксируйте главный довод: дистанционное обучение не аналог очной учебы, оно не может полноценно ее заменить, поэтому стоимость обучения вуз должен снизить.
Наверняка многие, если не все, ваши одногруппники и однокурсники, которые учатся платно, тоже заинтересованы в снижении стоимости обучения. Более эффективно действовать сообща. Подготовьте и направьте в ректорат как можно больше заявлений или одно коллективное — так выше шансы, что вас услышат и пойдут на уступки.
Претензия с требованием о перерасчете
Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.
Если решите писать претензию, обратите внимание на то, что это запуск досудебного урегулирования спора. Поэтому если в вашем договоре с вузом есть порядок досудебного урегулирования, то нужно его придерживаться. Если про претензию в договоре ничего нет, пишите ее в свободной форме.
Главная сложность — найти в договоре такие нарушения, которые послужили бы основанием требовать уменьшения платы за обучение. Среди таких оснований точно нет перевода на дистанционное обучение. Поэтому можно рассмотреть два варианта, как обосновать претензию и сформулировать требования:
По закону если студент докажет ненадлежащее качество обучения, то сможет потребовать соразмерно уменьшить его стоимость.
Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:
Доказать наличие недостатков качества образовательных услуг вы можете с помощью свидетельств одногруппников об этом, жалоб студентов на проблемы с учебным процессом. Пригодятся и заявления студентов с просьбой пересчитать плату за обучение, которые вы направили в ректорат.
Также можно ссылаться на приказы и распоряжения вуза, которыми вносились изменения в программы и учебные планы из-за перевода студентов на удаленку.
Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.
К претензии можно приложить мнение о качестве обучения специалиста — преподавателя другого вуза по той же специальности со схожей программой обучения.
Кроме того, чтобы оценить качество образовательных услуг и помочь защитить свои права, можно привлечь студенческое объединение, общественный совет или иную организацию, которая занимается разрешением споров между студентами и вашим учебным заведением.
Если по вашей специализации есть не только очная, но и заочная или очно-заочная формы обучения, можно сравнить их стоимость. Очное обучение всегда дороже. Соглашаясь на его стоимость, студент изначально рассчитывал, что формат обучения не изменится.
Решение изменить договор в сторону уменьшения платы за обучение не может быть односторонним. Либо студент и вуз договорятся, либо вопрос придется решать в суде.
Ненадлежащее качество образовательных услуг и изменение существенных условий договора проще доказывать, когда обучение по определенной специальности исключает какие-либо иные формы, кроме очной. При этом изначально делается акцент на том, что только очная форма обеспечивает надлежащее качество обучения. Яркий пример — учеба на медицинском факультете.
Обращение в суд
Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.
Но есть хорошая новость: в Госдуму в конце октября 2020 года внесли законопроект, который направлен именно на решение проблемы возврата денег за платное обучение студентов-очников. Законопроект появился как раз из-за большого числа жалоб студентов на отказ вузов снижать стоимость обучения при переводе на удаленку.
Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить. Основания и порядок снижения стоимости будет определять Минобрнауки.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Минобрнауки назвало способ снизить стоимость обучения в вузах на удаленке
У российских вузов есть право самостоятельно устанавливать плату для студентов за обучение, заявили «РИА Новости» в пресс-службе Минобрнауки. Так ведомство прокомментировало возможную подачу студентов МГУ исков к университету.
«Законодательством закреплена автономия вузов в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги», — сообщили там.
В министерстве, однако, отметили, что вузы обладают автономией и могут снижать стоимость платных образовательных услуг по соответствующему договору за счет своего бюджета.
В ведомстве подчеркнули, что при переходе на дистанционное обучение основным требованием министерства остается сохранение качества образовательного процесса. Как указало Минобрнауки, из-за недостаточной финансовой обеспеченности образовательной программы у вуза может возникнуть дефицит средств, а качество образовательных услуг может снизиться.
Согласно распоряжению Минобрнауки, из-за распространения коронавирусной инфекции подведомственные вузы в Москве и Санкт-Петербурге с 13 ноября перешли на дистанционный формат обучения. Ограничение будет действовать до 6 февраля. Региональным вузам власти рекомендовали принимать меры, исходя из эпидемиологической ситуации.
18 ноября Telegram-канал «Первый университетский» сообщил, что студенты МГУ, которые учатся на платной основе, подготовили к вузу коллективный иск и потребовали пересмотреть расценки на образовательные услуги в связи с переходом на удаленку. Студенты-контрактники отметили, что качество учебного процесса снизилось, поскольку прекратился или стал ограниченным доступ к учебным материалам и практическим занятиям, но им по-прежнему приходится платить от 240 тыс. до 570 тыс. руб. в год.
В МГУ РБК заявили, что вуз принимает все меры для обеспечения непрерывности образовательного процесса в условиях коронавируса. Университет также добавил, что дистанционная форма обучения — это разновидность очной, и это нужно учитывать, говоря о возможности снижения стоимости образовательных услуг в период пандемии.
На следующий день вуз сообщил, что выделит на поддержку учащихся около 30 млн руб.: по 10 тыс. руб. получат студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры и получающие государственную социальную стипендию. Также помощь выплатят нуждающимся студентам, которые учатся по платным программам.
Идею пересчитать стоимость обучения поддержала уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. В тематическом докладе она отметила, что студенты при переводе на удаленку сталкивались с большим числом сложностей, в том числе из-за недостаточного технического оснащения. По словам омбудсмена, всего она получила 19 жалоб на нарушение прав, связанных с высшим образованием.