снетогорский монастырь экскурсии в собор
Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь
Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь во Пскове. Он был основан еще в XIII веке и считается одной из старейших обителей Псковской области. Территория церкви находится в 3,5 км от центра города, на правом берегу реки Великой в живописном месте Снятной горы. Такое название возвышенность получила от местной мелкой промысловой рыбы — снеток, которая в большом количестве водилась в реке.
За долгие годы существования монастырь не раз подвергался пожарам и разрушениям. Сейчас в монастыре проживает около 100 человек, в том числе 60 сестер. Больше половины сестер — монахини преклонного возраста, многие из которых живут в приюте при храме. В 2019 году монастырь был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В обители уже около ста лет ведутся реставрационные работы по восстановлению уникальных фресок XIV столетия.
Расписание богослужений
Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.
Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.
Фрески в соборе Снетогорского монастыря
Первый храм, возведенный на месте нынешнего монастыря, был сожжен в 1299 г. во время нападения тевтонского ордена. После чего на его месте был возведен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившийся по сей день. Строительство его закончилось в 1311 г. А к концу 1313 г. внутренние стены собора были расписан фресками, восстановлением которых церковь занимается и сейчас. Сама архитектура храма неуникальна. Он практически полностью повторяет строение Преображенского собора Мирожского монастыря, однако строители Снетогорского монастыря изменили композицию постройки. А вот фрески, нанесенные на стены храма, считаются единственным сохранившимся образцом монументальной древнерусской живописи начала XIV века.
Росписи на стенах храма относят к раннему периоду расцвета псковской фрески. Мастера, украшающие обитель, использовали практически все оттенки местных минеральных красок, однако видно явное присутствие известной «псковского черлени», которая придает сценам теплый оттенок. Наибольшую популярность фрескам принесла вольная трактовка мастерами традиционных сюжетов, а также необычная живость композиций и ликов изображённых святых. Северная сторона Рождественского собора украшена фреской «Успение Пресвятой Богородицы», вход в жертвенник украшает сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Одной из выделяющихся фресок считается композиция «Страшного суда», на которой видны подробности, нигде раньше не изображавшиеся. А также «Преполовения пятидесятницы», где изображен абсолютно новый сюжет.
Польско-литовские нашествия в 1581—1582 гг. нанесли храму значительные повреждения, а часть фресок была практически уничтожена. Пострадавшие от пожара росписи в центральной части храма позже были закрыты новым иконостасом. Та же часть, что оставалась на виду, была забелена. Расчистка фресок началась только в 1909 г. и длится по сей день. Цветовая палитра росписи сильно отличается от первоначальной, краски поблекли и цвета стали менее выразительны. В XXI в. фрески и вовсе оказались под угрозой полной утраты. Стены монастыря стали покрываться трещинами из-за сползания строений в реку.
История
Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.
В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.
Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.
Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.
Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах
Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.
Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.
После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.
Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.
Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.
Ансамбль Снетогорского монастыря
Периметр ограды, окружающей монастырь, составляет 420 метров. За забором кроется ансамбль, состоящий из собора Рождества Пресвятой Богородицы, построенного в XIV в., трапезной церкви Святителя Николая Чудотворца XVI в., Архиерейского дома, возведенного в XIX в., Святых ворот и ограды, которые были построены между XVII и XIX столетиями, и руины колокольни с церковью Вознесения Господня.
Убранство собора менялось на протяжении многих столетий, а само здание расширялось и достраивалось. К собору пристраивались, а после убирались приделы. Небольшой иконостас был заменен многоярусным. Фасады перекрашивались в терракотовый цвет и снова белились. Обширная реставрация, проводимая с 1985 г., позволила узнать и восстановить историю архитектуры древней обители.
Как добраться
Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь расположен недалеко от современного центра Пскова. Ближайшая к обители остановка общественного транспорта — Снятная гора. Здесь курсируют автобусы маршрутов № 1 и № 16, отправляющиеся с железнодорожного вокзала Пскова. Так как автовокзал Пскова расположен в непосредственной близости к ж/д вокзалу, то эти маршруты подойдут и тем, кто прибывает в город на автобусе.
Доехать до монастыря можно и на такси. В городе работают службы Яндекс. Такси, Maxim, RuTaxi, Uber.
Снетогорский монастырь на видео
Посещение Снетогорского монастыря под Псковом
В первый же день в Пскове мы познакомились с гидом, которая провела нас по Кремлю, а потом предложила осуществить обзорную экскурсию по городу, включая окрестные монастыри: Мирожский и Снетогорский. В этой заметке речь пойдет о Снетогорском женском монастыре.
Сегодня Снетогорский женский монастырь является действующим. Настоятельница очень требовательная, поэтому как сказала гид, при посещении надо обязательно надеть косынку на голову, весьма желательна длинная юбка. Я до поездки понимала, что в Пскове в святых местах будет мало людей, поэтому каждый посетитель на виду, лучше подумать о соответствующем гардеробе заранее.
Путешествовали мы на машине, поэтому до Снетогорского монастыря доехали быстро. А пока за окном мелькали суровые пейзажи поздней северной осени, гид рассказывала о монастыре.
История Снетогорского монастыря
Точного года основания Снетогорского монастыря нет, но доподлинно известно, что в XIII веке он уже существовал. В летописях за 1299 год, есть упоминание об этом монастыре, когда на Псков напали немцы, они разорили Снетогорский монастырь и убили игумена Иосафа. Позже игумен Иосаф Снетогорский был причислен к лику святых великомучеников, его мощи и сегодня хранятся в Троицком Соборе. Некоторые исследователи предполагают, что именно он и стал основоположником монастыря.
Снетная гора, где расположен монастырь издревле считается отличным рыбным местом. Монахи занимались рыбным промыслом и продавали ее на торгах в Пскове.
Главной святыней монастыря является Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Построено это здание в 1311 году при игумене Иеве, а в 1313 он уже был расписан фресками. Снетогорский монастырь имел особый уклад, не похожий на другие монастыри. Так здесь существовало правило, по которому каждый монах вкладывал часть имущества в развитие монастыря, но затем получал доход со своей части. Этот вызывало неудовольствие среди высших духовных чинов, которые порицали монахов, ходивших в нарядах из дорогих, заморских тканей.
Монастырь был богатый, здесь любили останавливать важные персоны, которые проезжали через Псков или приезжали сюда по делам. Самой известной гостьей монастыря была Софья Палеолог – княжна Московская, мать великого князя Василия III и бабушка Ивана IV Грозного. Жизнь монастыря напрямую связана с жизнью Пскова. Так во время набегов немецких, польских или Ливонских войск, монахов мобилизировали, или же посылали рыть оборонительные укрепления для города, как это было во время Северной войны при Петре I.
В конце XVIII века монастырь упраздняют. Некоторое время здесь была архиерейская резиденция, затем артиллерийские и оружейные склады. В советское время здесь размещались детский санаторий и база отдыха. А во времена Второй мировой в монастыре расположился штаб группы «Север». В постсоветский период комплекс вновь передан в монастырское пользование и сегодня здесь женский монастырь.
Территория снетогорского монастыря
Мы оставили машину на парковке и зашли на территорию через Святые Ворота. Подчеркнутая парадность и торжественность говорят о стремлении усилить впечатление от входа в святую обитель. Эти ворота созданы по аналогии с воротами Мирожского монастыря, с которыми они перекликаются по устройству и декору.
Как уже говорилось центральным храмом и главной святыней монастыря является Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Первый храм был сожжен в 1299 году немцами, но на его месте построена каменная церковь, которую можно видеть и теперь.
Стоит отметить, что первоначально это был трехапсидный крестово-купольный храм по аналогии с храмом Мирожского монастыря. Псковские зодчие взяли за основу Свято-Преображенский храм этого монастыря, но не слепо его копировали. Так главы несколько меньше оригинал, а вот барабан выше и стройнее. Но позже в XV-XVI веках к основному зданию достроили нартекс. Это крытый притвор в западной стене храма, соединенный с основным строением тремя широкими проемами. В XVII веке достроен еще один притвор с папертью, покрытой зелеными изразцами. Часть этой отделки восстановлена уже в наше время.
Еще одной значимой постройкой монастырского комплекса является Трапезная, где расположена небольшая церковь святого Николая. Когда мы заходили в церковь, то ощутили ароматный запах супа. Нам предложили пообедать в монастыре, но из-за ограниченности во времени были вынуждены отказаться.
Кстати, это первая постройка такого плана в Пскове. Здание возведено в 1519 году. Расположено оно на крутом склоне, выходящее в сад. С одной стороны можно видеть одноэтажное здание, в то время как со стороны сада Трапезная имеет три этажа. Стоит отметить, это здание подверглось большим перестройкам и теперь уже трудно сказать, как оно было устроено первоначально. В XIX веке Трапезную перестроили под архиерейский дом, а во времена Второй мировой войны здесь был достроен бункер в металлической дверью.
Церковь Вознесенная «Под колоколы» построена скорее всего в XVI веке. Позже она несколько раз перестраивалась и становилась все выше. В результате ее высота составила около 70 метров. К сожалению, сегодня от этого храма остались лишь руины. Верхнюю ее часть разобрали в 30-е годы прошлого столетия, во время усиленной борьбы коммунизма с религией, а нижние ярусы взорвали германские войска при отступлении в годы Второй мировой войны.
Храм Рождества Богородицы
Храм Рождества Богородицы представляет собой интерес не только как древняя православная святыня, но и как яркий образец псковской школы иконописи. В отличие от других монастырей и храмов того времени, росписью которых занимались греческие мастера, главный храм Снетогорского монастыря расписывали псковские мастера.
Судьба этих фресок довольно трагична. Во время войны с польским князем Стефаном Баторием они были испорчены и их наглухо забелили. Но, возможно, это спасло древние фрески от полного исчезновения, их обнаружили в 1910 году. Тогда же и началось их восстановление. На сегодня работы еще продолжаются, но уже можно полюбоваться этими древними росписями.
Как известно, каждый храм расписывается в определенной тематике, в Снетогорском монастыре также просматривается своя программа целого цикла фресок с изображением событий Святого письма. В центральной апсиде изображена сидящая на престоле Богородица с младенцем на руках. Ее жест указывает на алтарный свод, где сохранились части фрески «Христос во Славе». Также в сводах храма можно видеть и другие фрески, со сценами жизнеописания Христа. Это «Распятие», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря». Одной из самых примечательных является алтарная фреска с изображением богослужения. Можно видеть, как Божья Благодать в виде света опускается на людей, принимающих участи в богоугодном деле. Это изображение уникально для храмов и считается одним из самых редких.
Купол Храма Рождества Богородицы расписан по аналогии с Мирожским монастырем. Здесь изображено «Вознесение Господне». Часто оно воспринимается как второе пришествие.
Западную часть храма украшают фрески с изображение Страшного суда. Снизу можно увидеть сцены страшного суда, и даже Сатану в виде старца, закованного в цепи и держащего душу Иуды Здесь можно увидеть сцены из Ветхого завета и Библейских притчей. А сверху над всем этим изображен Иисус Христос с армией ангелов.
Большое впечатление производит часть стены со сценами видения святого Даниила. Многие из них изображают сцены Ада. В центре показана сцена из библейской притчи «о богаче и Лазаре». Особое внимание привлекают изображения четырех диковинных зверей, которые представляют разные царства: крылатое чудовище – это Персия, зверь, напоминающий медведя – Эллинское царство, четырехглавый дракон – Римская империя, и лев с семью рогами – это царство Антихриста.
Южная часть храма украшена сценами Страстей Господних и жизнеописание Богородицы. Это фрески «Въезд в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовения ног», «Преображение», «Успение Богородицы» и другие.
Также здесь есть целая серия фресок, которые в календарном порядке изображают все праздники, начиная от Воскресения до Пятидесятницы.
Фрески Храма Рождества Богородицы вызывают большой интерес среди исследователей. Во-первых, это, как уже говорилось, школа псковских мастеров, что само по себе имеет историческую и культурную ценность. Во-вторых, эти фрески намного ближе по стилистике, выразительности и цветовой палитре к работам Феофана Грека. Преобладающую темную палитру фресок исследователи-теологи связывают с направлением исихазма, которое трактует Божье учение через созерцание. Возможно, именно это и хотели сказать мастера в своих работах, заставить нас созерцать дела Господни и преклоняться перед его мудростью.
В Светогорском монастыре мы побыли совсем не долго, но, тем не менее, он мне запомнился, как спокойное и аккуратное заведение. Территория компактная, но ухоженная. На небе даже появилось солнце, хотя до этого момента мы его не видели почти неделю, только плотная пенка из серых облаков.
Бронирование отелей в Пскове
Экскурсия Путешествие в возрожденные обители (Крыпецкий, Спасо-Елеазаровский, Снетогорский монастыри)
Путешествие в возрожденные обители (Крыпецкий, Спасо-Елеазаровский, Снетогорский монастыри)
Основанный в 15 веке среди непроходимых болот, Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь стал известен благодаря своему основателю, преподобному Савве, подвижнику и чудотворцу. Даже в 20 веке, когда монастырь стоял в руинах и дороги к нему не было, люди продолжали посещать это место. Теперь монастырь возрожден, дорога к нему проложена. Доехать туда из Пскова можно за 45 минут. Едешь, едешь по дороге, окруженной лесом, и вдруг лес расступается и открывается сказочный вид на монастырь.
Удивительно, но сохранился прекрасный сложный ансамбль монастыря, созданный в эпоху Иоанна Грозного и митрополита Макария и созвучного ей. Можно подняться на высокую колокольню, откуда открывается потрясающий вид на окрестности, дойти до Святого озера, которое, по преданию, выкопал сам преподобный основатель монастыря. Там можно не только набрать воды, но и окунуться.
Вы узнаете об истории монастыря, полной самых разных событий, о выдающихся людях, которые жили в монастыре или были связаны с ним. Например, об А. Л. Ордине-Нащокине — талантливом русском дипломате 17 века, незаурядном экономисте и государственном деятеле, принявшем в монастыре монашеский постриг.
В 30 минутах езды от Пскова, но в другом направлении, находится еще один монастырь, существующий с 15 века — Спасо-Елеазаровский. Его основал в глухом лесу, в уединенном месте, преподобный Евфросин. Многие из его учеников стали прославленными основателями других монастырей на Псковской земле. Спасо-Елеазаровский монастырь был известен высоким уровнем образованности его монахов. Среди них — старец Филофей, известный своим посланием Великому князю Московскому, где он называет Москву Третьим Римом. Возможно, именно в этом монастыре был сделан список «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.
История монастыря изобилует самыми разными событиями. Закрытый в 1918 году и разоренный, монастырь сейчас возрожден как женский. Благоустроена территория монастыря, реставрирован грандиозный для Пскова собор Трех Святителей 16 века. В соборе вы увидите почитаемые иконы, среди которых знаменитый памятник псковской иконописи — чудотворная икона 14 века Спас Елеазаровский. Мы побываем и у святого источника, который находится рядом с монастырем. Желающие смогут не только попить воды, но и окунуться.
Вблизи Пскова, в 10 минутах езды от него, расположен Снетогорский монастырь. Он старше двух вышеописанных монастырей, первое его упоминание относится к 1299 году. Главный собор монастыря — храм Рождества Богородицы (1310 г.) стал родоначальником собственно псковской школы. Лучшее в Снетогорье — его всемирно известные фрески, созданные в 1313 году псковскими художниками. По эмоционально-экспрессивной напряженности, по свободной живописной манере и богословским откровениям они вырываются за пределы византийских образцов. Храм этот находится в ведении монастыря, поэтому увидеть фрески можно по договоренности с монахинями.
В 1472 году своим визитом этот монастырь почтила племянница последнего византийского императора Софья Фоминична Палеолог, следовавшая из Рима в Москву, чтобы стать женою великого князя Ивана III. В начале 19 века, в годы Михайловской ссылки, здесь бывал А. С. Пушкин.
История монастыря полна драматических событий: расположенный к западу от Пскова он не раз разграблялся, в 20 веке был превращен в санаторий, а во время Великой Отечественной войны в монастыре располагался немецкий штаб 18-й армии группы «Север». Сейчас монастырь возрожден как женский.
Вернётесь после экскурсии уставшие, но обновленные. Если есть желание сократить программу, можно посетить только два из трех описанных монастырей.
Что входит
Что не входит
Полезная информация
В монастыри женщин просят заходить с покрытой головой (рекомендую захватить платок или иной головной убор) и в юбках. Если на вас брюки, можно будет воспользоваться юбками, которые там выдают.
Снетогорский монастырь
Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — один из старейших женских монастырей Пскова и яркий представитель русского зодчества разных эпох. Как и большинство древних святынь, он не раз подвергался разрушению и не раз отстраивался вновь, поэтому архитектура здесь весьма разнообразна. Ансамбль состоит из cобора Рождества Богородицы (14 век) и трапезной церкви Святителя Николая Чудотворца (16 век). Также на территории остались руины старой колокольни, разрушенной в 1934 г.
Немного истории
За века своего существования обитель привлекала внимание как паломников, так и разрушителей или захватчиков — этому способствовало не только удобное расположение монастыря на высоком берегу р. Великой, но и пограничное положение самого Пскова.
Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари. К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.
Что посмотреть
Снетогорский монастырь действующий, поэтому около трети его земли занимают хозяйственные постройки, а также огороды и сады, бережно оберегаемые послушницами. Из-за этого гулять можно не везде и не всегда — монахини вполне могут не пустить слишком любопытного туриста. Зато если удастся попасть в собор (иногда он закрыт по техническим причинам), то для поклонников старины и православной культуры все равно найдется немало интересного.
Настенная роспись внутри отличается нестандартным стилем — явно видны традиции псковской фрески, однако трактовка религиозных символов отличается некоторой вольностью. Привычные образы творцы изобразили куда человечнее, без устоявшегося символизма. К сожалению, большинство оригинальных фресок либо утрачены, либо не сохранились в изначальном виде — в 19 веке стены забелили, и работы по восстановлению росписи продолжаются уже около 100 лет.
Помимо основного храма, осмотреть можно миниатюрную церковь Св. Николая, которая выступает трапезной, или руины церкви Вознесения. Последняя возвышалась более чем на 70 м, но ее разрушили вначале советские солдаты на нужды армии, а затем немецкие войска — взорвав при отступлении.
Практическая информация
Адрес: Псков, ул. Снятная гора, 1. Веб-сайт.
В сторону монастыря едет автобус № 1 — выйти нужно на конечной остановке, затем пройти 300 м по асфальтированной дороге.
Есть возможность заказать экскурсию по монастырю, но ее надо бронировать заранее по телефону, указанному на сайте. На территории обители работает иконно-книжная лавка с сувенирами, там же дадут любую интересующую информацию.