смольный собор век создания

Смольный собор в Санкт-Петербурге: его история и современное время

Полное название храма — Воскресения Христова Смольный собор. Здание находится в Санкт-Петербурге (Смольная набережная на левом берегу Невы) и входит в православную конфессию. Смольный собор представляет собой часть архитектурного комплекса одноименного монастыря. Исторически в качестве основного предназначения храма была выбрана духовно-просветительская деятельность.

смольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век создания

История постройки

В 1740-х годах императрица Елизавета Петровна заявила одному из членов Синода о желании видеть монастырь, в котором она проведёт свои последние дни. Строительство должно было совершиться на месте «Смольного дома», в стенах которого Елизавета проживала в детстве. Разработка проекта была поручена известному французскому архитектору Бартоломео Ф. Растрелли, которому царица обещала основательную финансовую поддержку.

В 1748 году торжественно бы заложен первый камень фундамента, но только спустя три года строители приступили к возведению здание собора. Реализация проекта велась с небывалым размахом. Ежедневно на стройке было задействовано более 3000 человек (солдаты, мастера). Строительные материалы и комплектующие поступали с десятков заводов по всей стране.

Строительство шло ускоренными темпами, но в 1756 году началась Семилетняя война с Пруссией, которая помешала проведению работ. Елизавета Петровна при жизни не дождалась чистовой отделки соборной церкви монастыря. После её смерти строительство и вовсе замерло.

В 1762 г. Б. Растрелли вернулся на родину, а руководителем проекта строительства назначили архитектора Ю. М. Фельтена. Из-за резкого сокращения финансирования часть работ не была завершена, и собор остался недостроенным почти на 70 лет, постепенно разрушаясь.

В 1820-х годах император Николай I издал указ о завершении работ по возведению Смольного монастыря. Проект доработки был утвержден лишь 4 года спустя, а в 1835 г. строительство было закончено и храм освятили во имя Воскресения Христова.

Смольный собор в 20-м веке и в наше время

До революции 1917 г. в Смольном регулярно проводились богослужения. По указанию императора он обладал статусом собора всех учебных заведений страны и стоял на обеспечении Государственного Казначейства.

смольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век создания

После революции в 1922 г. собор закрыли, предварительно изъяв церковную утварь и другие ценности. Храм использовали под склад, а затем как бункер. Реконструкция постройки началась в 1967 г. После её завершения в стенах собора была размещена выставка Музея истории Ленинграда.

В 1990 г. в Смольном открыли концертно-выставочный зал. В 2004 г. собор включили в состав музея Исаакиевского собора.

Датой возвращения храма в лоно церкви можно считать 2009 г., когда в его стенах был проведен первый после долгого перерыва молебен. В 2015 г. было принято решение об окончательном возвращении собора Русской Православной Церкви.

Архитектура собора

смольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век создания

Постройка выполнена в стиле барокко, с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра, и он имеет форму греческого креста, по углам которого расположены 4 церкви. Пятиглавие было построено необычно. Только центральный купол относится к самому храму, остальные 4 принадлежат колокольням. Нижняя часть храма больше напоминает дворец, чем церковь. В память освящения Смольного собора, в 1835 году, в Санкт-Петербурге была выпущена бронзовая памятная медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны» с одной стороны, и Христа Спасителя в храме, благословляющего детей — с другой стороны.

Источник

Смольный собор

Аудиогид

Фотографии

смольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век созданиясмольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век созданиясмольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век созданиясмольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век созданиясмольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век созданиясмольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век создания смольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век создания

Режим работы 2021

Стоимость билетов 2021

Кроме богослужений, проводятся экскурсии:

Билеты на экскурсию

Подъем на смотровую площадку

Ближайшая станция метро

Как добраться до Смольного?

Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.

Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Архитекторы и стиль

Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.

Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.

Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.

В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.

Интерьер собора

Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.

Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы». Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.

Колокольни и звонницы

5-ярусной колокольне по проекту Растрелли так и не было суждено появиться. Однако макет ее до сих пор хранится в Академии художеств. Особенностью собора считается то, что только один из 5 куполов храмовый, остальные – 2-ярусные колокольни вогнутой формы.

Вверху располагаются маленькие луковичные купола. В нижних ярусах находятся звонницы, куда поместили во время достройки 12 колоколов, отлитых в Валдае.

Смотровая площадка

Со звонницы, расположенной справа от входа, если стоять к нему лицом, и ставшей удобной смотровой площадкой, с высоты 50 метров открываются прекрасные виды на город, его достопримечательности, в том числе Эрмитаж, Большеохтинский мост, Неву. Чтобы попасть туда, надо преодолеть 278 ступеней по винтовым и обычным лестницам.

Перед выходом на площадку придется пройти по металлическим ступеням. Там вы находитесь в полной безопасности, так как осмотр происходит через три проема в башне, которые зарешечены. Лучше взять с собой бинокль, можно также сделать обзорные фото.

Смольный институт благородных девиц

По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.

Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.

Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.

После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.

Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».

С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.

Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.

Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.

Источник

Смольный собор: история, архитектура

смольный собор век создания. Смотреть фото смольный собор век создания. Смотреть картинку смольный собор век создания. Картинка про смольный собор век создания. Фото смольный собор век создания

Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства. Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела. По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.

Выбор места под строительство

Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.

Первоначальные планы

Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга. Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов. За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора. Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.

Архитектура собора

Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.

Планы императрицы меняются

Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.

Перемены XX века

Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации. В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.

Источник

Смольный собор: воскресение литургической жизни

25 января 2015 г. в Смольном соборе Санкт-Петербурга по традиции пройдет студенческий праздник, посвященный памяти святой Татьяны. Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, благочинного храмов высших учебных заведений протоиерея Петра Мухина и сонма духовенства. Ожидается, что за службой будут молиться и причащаться сотни студентов, которые получат в подарок книги о Православии. Будут награждены почетными грамотами и знаками студенты и преподаватели, преуспевшие в просветительской деятельности. Накануне этого события мы публикуем материал диакона Владимира Василика, посвященный непростой судьбе Смольного собора.

Два собора, создающие образ Санкт-Петербурга, его «небесную линию», посвящены Светлому Воскресению Христову. Это храм Спаса-на-Крови и Смольный Собор. Но если Спас-на-Крови, построенный на месте трагической гибели императора Александра II, говорит о Воскресении в связи с Голгофой и Крестом, то нарядный, праздничный вид белоснежного Смольного собора говорит о Пасхе как о «праздников Празднике» и «Торжестве торжеств». И это не случайно, ибо он отражает дух русского зодчества конца ΧVII — первой половины XVIII в. — русского барокко. Западноевропейское барокко построено на контрасте света и мрака, на воландовском парадоксе: «Что вы будете делать с вашим светом, если не будет тьмы?» Напротив, русское барокко вырастало из единства русской православной жизни, из радостного ощущения богозданного мира: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

Скептик скажет: какое русское барокко? Итальянский по своему происхождению стиль, к тому же, архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), флорентийский дворянин. Отвечу: в России у нас даже итальянцы становятся русскими. Но Россия — не плавильный котел, а скорее, животворная почва, которая перерабатывает любые элементы и произращает удивительные цветы. Бартоломео Расстрелли, живя в России, сообразовывался с русской природой, русской культурой, русской душой. Приведем один пример: первоначально он замыслил Смольный собор как однокупольный, по подобию собора св. Петра в Риме, но императрица Елизавета Петровна, по заказу которой и строился Смольный монастырь, высочайше повелела в 1749 году строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, то есть пятикупольный. Пять куполов символизируют Христа в окружении четырех евангелистов, символ, прижившийся в России с ХΙ–ΧΙΙ вв.

Замысел Смольного собора во многом принадлежит императрице Елизавете Петровне. Она задумала построить грандиозный монастырь для девиц дворянского звания и сама удалиться туда в конце жизни. Благочестивая императрица, возвысившая значение Православной Церкви после ее явного унижения при Анне Иоанновне, решила всю свою жизнь посвятить Богу и после устроения государственной жизни всецело предаться молитве.

Ну, прямо перепевы гоголевского «Вия», да и только. На самом деле в этой истории нет ни грамма правды, документами она абсолютно не подтверждена. А объясняется этот долгострой очень просто: после смерти Елисаветы Петровны, лично заинтересо­ванной в этой стройке, к власти пришла Екатерина ΙΙ, которая недолюбливала свою предшественницу. Конечно, она предпринимала меры к достройке, но достаточно вялые. Достаточно сказать, что душа строительства, Растрелли, был отстранен и вместо него архитектором назначен Ю. Фельтен. Кроме того, Екатерина приняла еще одно решение, расходившееся с намерениями ее тетушки: из монастыря она сделала институт для благородных девиц, который поглощал значительное количество средств, первоначально предназначенных для строительства собора. Дошло до того, что при Павле Ι было продано 276 чугунных капителей и баз колонн, а также другие неиспользованные строительные материалы. У импе­ратора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. Только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елисавета Петровна. Но уже без 140-метровой колокольни. Жаль, это была бы великолепная доминанта города. И глубокий символ — библейского огненного столпа, ведшего евреев в землю обетованную. И Церкви как столпа и утверждения Истины.

Но и то, что удалось, является без преувеличения шедевром архитектуры. И отметим, символической мысли. Высота собора — 93.7 метра, это лишь на 7 м. ниже Исаакиевского собора. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Греческий крест с равносторонними ветвями — это одновременно и символ нашего спасения, искупительной жертвы Христовой, и в то же время — космологический символ четверочастного мира. «Четвероконечный мир освящается днесь четвероконечным крестом». Мы уже говорили о пятиглавии и его значении. Отметим, что здесь Растрелли выдержал иерархию смыслов: но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол, символизирующий Христа, по размерам значительно больше остальных, И опять-таки неслучайно, что четыре звонницы символически указывают на евангелистов-благовестников, ведь сам колокольный звон искони назывался благовест.

Храм с его нарядным украшением в стиле елизаветинского барокко напоминает скорее дворец, и это связано не только с Августейшим заказом: храм должен являть образ Царства, правда, Небесного. Его внутреннее убранство поражало своей красотой и пышностью: великолепный барочный иконостас, гармонировавший с белоснежными сводами и колоннами, уникальная хрустальная балюстрада.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Красота Смольного собора запечатлелась в бессмертных стихах Анны Ахматовой:

Тот голос с тишиной великой споря
Победу одержал над тишиной
Во мне еще как радость или горе
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

И для нас это значимо, потому что мы вспоминаем столетие Первой Мировой Войны. В этом храме собирались пожертвования на раненых и беженцев, в нем служились молебны о даровании победы русскому оружию и панихиды об убиенных воинах.

В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений. Но в 1922 г. храм был закрыт и превращен в склад. Началось варварское разрушение его интерьера. Справедливости ради скажем: не сразу. Так, иконостас был демонтирован только в 1972 году. От него в храме осталась только одна икона Пресвятой Богородицы XVIII в. Варварски была уничтожена уникальная хрустальная балюстрада. Согласно легенде, часть ее была использована при орнаментации колонн на станции метро Автово.

И однако, за последние годы были предприняты некоторые шаги по восстановлению храма именно как храма. Были отреставрированы кресты на куполах. К сожалению, 16 июля 2001 года во время урагана главный крест рухнул. И подлинным чудом явилось его восстановление. Над Смольным собором Санкт-Петербурга 12 апреля 2004 года был установлен крест. На мероприятии присутствовали представители городской администрации во главе с Валентиной Матвиенко. Сложные погодные условия затрудняли установку креста. Вылет вертолета с площадки у Петропавловской крепости был разрешен на два часа позже установленного времени. Крест пронесли над градом святого Петра. Через полчаса монтажникам и летчикам под руководством Вадима Базыкина удалось совершить установку креста на почти стометровой высоте главного купола. Высота данного креста — 6 метров, вес — около 600 килограммов. Реставраторы фактически воссоздали его заново.

Также произошло возобновление богослужений, ставшее возможным благодаря энергичной деятельности протоиерея Петра Мухина. 24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 г. Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский собор подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановили запрестольный образ Богородицы — копию картины А. Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном (Екатерининском) приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6–7 января 2011 г. в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

С 2012 года в Смольном соборе регулярно проводятся праздничные богослужения для студентов. Одно из наиболее запоминающихся — праздник св. Татианы 25 января 2013 года, на котором присутствовало около 1000 студентов. Тогда богослужение возглавил епископ Гатчинский Амвросий. На службе студентам было роздано 1000 экземпляров Нового Завета и 1000 книг «Непознанный мир веры».

Пасхальную вечерню в Смольном соборе 2014 года впервые совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вместе с десятками священнослужителей ВУЗовского благочиния и тысячами верующих, в том числе с сотнями детей, которые тепло приветствовали Владыку и получили от него поздравительные подарки.

В этом году на праздник святой Татьяны 25 января владыка Варсонофий совершит Божественную литургию и поздравит сотни студентов города. Почетными грамотами и знаками будут награждены подвижники православной просветительской деятельности. Студенты получат в подарок православные книги.

С февраля 2013 года по согласованию с администрацией ежедневно совершаются богослужения в южном Екатерининском пределе Смольного собора. К сожалению, не у всех это находит понимание. Некоторые старые сотрудники ропщут: «Подумайте только: в соборе церковь устроили!» Так уж они привыкли к его недолжному использованию. Что поделаешь!

Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. К нам тянутся прихожане, прежде всего молодежь. Возрожденный Смольный собор мыслится как главный ВУЗовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни нашей молодежи, ее возрождения. И возрождения России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *