смольный собор после войны
167 лет Со дня освящения самого мистического Собора
С начала строительства Собора до наших дней его окружают легенды.
Ансамбль Воскресенского Новодевичьего /Смольного/ монастыря, состоящий из собора Воскресения /Смольного собора/ и расположенных вокруг него жилых двухэтажных корпусов, был заложен в 1748 году по распоряжению Елизаветы Петровны. Сюда дочь Петра I собиралась удалиться от мирских дел после отречения от престола.
Строительство монастыря на берегу Невы рядом со Смоляным двором, /откуда и пошло название монастыря/ началось с небывалым размахом: здесь одновременно работало до 2 тыс солдат и мастеровых. В фундамент собора забили 13 тыс свай, затем началось возведение стен. Финансирование из казны было щедрым и регулярным, но недолгим: в 1756 году, когда оставалось завершить только внутреннее убранство храма, началась Семилетняя война.
В 1761 году умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора, императрица Елизавета Петровна. Почти 70 лет собор стоял недостроенным: храм не был оштукатурен снаружи, не было завершено убранство интерьеров. Возможно, это долгое строительство породило среди петербуржцев легенду, о том, что службу в храме нельзя совершать целых сто лет, поскольку при возведении храма, один из строителей или помощников Растрелли алтарной части возводящегося собора наложил на себя руки, чем и осквернил святое место.
Когда и при каких обстоятельствах умер Расстрелли, неизвестно. Зато историки сходятся в том, что случилось это в Петербурге. Хотя место, где похоронен гений архитектуры, превративший Петербург из города-верфи в город-дворец, так и не найдено.
Строительство собора было завершено в 1835 году. 4 июля /22 июня по старому стилю/ состоялось его освящение. Смольный собор стал храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга, над ним шефствовала покровительница Смольного института благородных девиц, возведенного рядом с собором, императрица Мария Федоровна.
После революции храм был закрыт. Десятилетиями его использовали под склад. В настоящее время здесь располагается концертно-выставочный зал «Смольный собор».
Утром дверь пришлось вынимать – замок переклинило, потому что массивная, обитая железом дверь была выгнута, а все находящиеся в помещении предметы – сплющены.
Рассказывают, что в архивах, опечатанных на ночь в Смольном часто обнаруживают настоящий погром, причем никаких следов человеческого пребывания в запертых комнатах обнаружить не удается.
Реставрация собора не проводилась в течение нескольких десятков лет. В июле прошлого года во время урагана с его купола упал четырехметровый золоченый крест. После этого горожане все легенды вспомнили вновь. Потому что в городе много соборов, а крест сорвало только со Смольного. К тому же искали его достаточно долго, и родился еще один слух, что креста не нашли.
Около года крест находился на реставрации, в настоящее время реставрационные работы завершаются- идет золочение креста.
Одновременно устанавливаются леса над верхней частью собора: перед тем, как крест вернется на свое первоначальное место, будет проведено обследование главок собора, реставрация крыши и куполов. Кроме того, специалисты проведут работы по замене гидроизоляционной системы, которая не менялась с момента строительства собора.
Может быть, после реставрации что-то изменится судьба Собора станет более светлой чем сейчас, когда она окутана тайнами, легендами и слухами.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Смольный собор в Санкт-Петербурге: его история и современное время
Полное название храма — Воскресения Христова Смольный собор. Здание находится в Санкт-Петербурге (Смольная набережная на левом берегу Невы) и входит в православную конфессию. Смольный собор представляет собой часть архитектурного комплекса одноименного монастыря. Исторически в качестве основного предназначения храма была выбрана духовно-просветительская деятельность.
История постройки
В 1740-х годах императрица Елизавета Петровна заявила одному из членов Синода о желании видеть монастырь, в котором она проведёт свои последние дни. Строительство должно было совершиться на месте «Смольного дома», в стенах которого Елизавета проживала в детстве. Разработка проекта была поручена известному французскому архитектору Бартоломео Ф. Растрелли, которому царица обещала основательную финансовую поддержку.
В 1748 году торжественно бы заложен первый камень фундамента, но только спустя три года строители приступили к возведению здание собора. Реализация проекта велась с небывалым размахом. Ежедневно на стройке было задействовано более 3000 человек (солдаты, мастера). Строительные материалы и комплектующие поступали с десятков заводов по всей стране.
Строительство шло ускоренными темпами, но в 1756 году началась Семилетняя война с Пруссией, которая помешала проведению работ. Елизавета Петровна при жизни не дождалась чистовой отделки соборной церкви монастыря. После её смерти строительство и вовсе замерло.
В 1762 г. Б. Растрелли вернулся на родину, а руководителем проекта строительства назначили архитектора Ю. М. Фельтена. Из-за резкого сокращения финансирования часть работ не была завершена, и собор остался недостроенным почти на 70 лет, постепенно разрушаясь.
В 1820-х годах император Николай I издал указ о завершении работ по возведению Смольного монастыря. Проект доработки был утвержден лишь 4 года спустя, а в 1835 г. строительство было закончено и храм освятили во имя Воскресения Христова.
Смольный собор в 20-м веке и в наше время
До революции 1917 г. в Смольном регулярно проводились богослужения. По указанию императора он обладал статусом собора всех учебных заведений страны и стоял на обеспечении Государственного Казначейства.
После революции в 1922 г. собор закрыли, предварительно изъяв церковную утварь и другие ценности. Храм использовали под склад, а затем как бункер. Реконструкция постройки началась в 1967 г. После её завершения в стенах собора была размещена выставка Музея истории Ленинграда.
В 1990 г. в Смольном открыли концертно-выставочный зал. В 2004 г. собор включили в состав музея Исаакиевского собора.
Датой возвращения храма в лоно церкви можно считать 2009 г., когда в его стенах был проведен первый после долгого перерыва молебен. В 2015 г. было принято решение об окончательном возвращении собора Русской Православной Церкви.
Архитектура собора
Постройка выполнена в стиле барокко, с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра, и он имеет форму греческого креста, по углам которого расположены 4 церкви. Пятиглавие было построено необычно. Только центральный купол относится к самому храму, остальные 4 принадлежат колокольням. Нижняя часть храма больше напоминает дворец, чем церковь. В память освящения Смольного собора, в 1835 году, в Санкт-Петербурге была выпущена бронзовая памятная медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны» с одной стороны, и Христа Спасителя в храме, благословляющего детей — с другой стороны.
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.
История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге
После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта, вдали от центра новой столицы, дабы избежать дыма и опасности пожара, Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу «про весь корабельный флот».
Когда был основан Санкт-Петербург, там отвели место для Смоляного двора. Там хранилась смола, а также варился дёготь, необходимый Адмиралтейской верфи. Тогда за этим местом закрепили название «Смольное». В правление Анны Иоанновны здесь располагался Смольный Летний дворец. Дочь Петра Елизавета бывала здесь очень часто.
Во время пожара 1744 г. был уничтожен главный корпус дворца. Елизавета Петровна, взойдя на престол, повелела вместо Летнего дворца и Смольного двора построить Новодевичий Воскресенский монастырь. В этом монастыре императрица намеревалась завершить свою жизнь. Она дала указ построить монастырь для 120 девиц из благородных семей, а сама собиралась стать там настоятельницей. При этом отдельно для каждой девицы должны были быть отдельные апартаменты и комната для прислуги. Также здесь должна была быть кладовка для припасов и кухня. Для себя она велела построить свой отдельный дом.
Строительством монастыря Елизавета поручила заниматься придворному архитектору Ф.Б.Растрелли. Собор монастыря приказано было построить наподобие Успенского собора Московского Кремля. Иными словами, храм должен был быть построен с учётом православных канонов, а не так, как это было со времён Петра I. По замыслу, Смольный собор должно было в обязательном порядке венчать пятиглавие.
Растрелли создал архитектурную планировку монастырского комплекса, представленную в виде креста, который образован жилыми корпусами, где должны были расположиться кельи для монахинь. В центре композиции должно было быть по замыслу здание Смольного собора на 6000 человек. Его центральный купол задуман высотой 92 м. По его сторонам купол должны были подхватывать 4 малые главки звонниц.
Здания, которые образовывают ансамбль монастыря, наделялись праздничным дворцовым характером. Использование декоративных элементов, яркая двухцветная окраска и золочение деталей должны были придавать ансамблю поистине мажорное звучание. К сожалению, в итоге не всё из задуманного было воплощено в действительность.
Франческо Бартоломео Растрелли родился около 1700 года, по некоторым сведениям, в Париже. Его отец, скульптор Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 году был приглашен русским посланником Ф.Я. Лефортом в Санкт-Петербург в качестве архитектора, скульптора, литейщика и «ради научения и обучения тех художеств и ремесел, которые сам знает и русских мастеров». В 1720-е-1730-е годы отец и сын работают по частным заказам, создают проекты триумфальных арок, строят дворцы в Москве для императрицы Анны Иоанновны. В 1736 году Растрелли-младший блестяще выполняет первый самостоятельный заказ: дворец для фаворита Анны Иоанновны герцога Бирона.
В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.
С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель – архитектор, работавший вместе с Растрелли. Весной начали рыть котлованы и забивать сваи. Всего под здания монастыря было забито около 60 тыс. свай. Эта чрезвычайно трудоемкая работа велась медленно, что позволило Ф.-Б. Растрелли несколько раз переделывать проект с учетом меняющихся требований императрицы. Окончательный вариант был утвержден Елизаветой Петровной в 1750 году. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты.
В соответствии с принятой в XVIII веке строительной практикой архитекторы не делали детальных рабочих чертежей. Вместо них на стройке в специальной «модельной светлице» находилась деревянная модель будущего сооружения, выполненная с большой точностью. Модель Смольного монастыря изготавливалась под непосредственным руководством Ф.-Б. Растрелли в 1750-1756 годах в мастерской Якоба Лоренцо. Модель сохранилась и в настоящее время находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Благодаря модели можно представить весь замысел архитектора, осуществленный не полностью, в том числе, облик грандиозной колокольни, которая так и не была выстроена. Поперечный разрез модели позволяет увидеть предполагавшееся внутреннее убранство собора.Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).
12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню – «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.
Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.
В первые годы строительство монастыря велось с большим размахом. Специально для него были построены кирпичные заводы, создана «Контора по возведению Воскресенского Новодевичьего монастыря». Непосредственно работами руководил архитекторский помощник Христиан Кнобель. В 1755 году его сменил зять Ф.-Б. Растрелли архитектор Ф. Бертулиатти. Ежедневно на стройке было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». К работам привлекли также специалистов из Италии, Германии и Швеции.Боголюбов А. Вид на Смольный монастырь со стороны Охты
К 1756 году выстроили здания всех монастырских корпусов, в них начали отделывать кельи для монахинь. Были «сведены из железных дуг» главы угловых церквей, и началась работа по изготовлению медных золоченых украшений для глав и куполов. Постепенно возводились стены собора, и весной 1759 года приступили к кладке его сводов.
Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С.И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.Перро Ф.В. Вид Смольного монастыря. 1841 г.
Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.
Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Макет колокольни хранится в настоящее время в Академии Художеств. Но этим планам не суждено было сбыться.Боголюбов А. Вид Смольного монастыря с Большой Охты. 1870-е гг.
Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой – парадным въездом в монастырь, второй – надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.
Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли, а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора. Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора – 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола – в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре – колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф.Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).После начала Семилетней войны строительство было приостановлено. По окончания войны с Пруссией императрица передумала идти в монастырь. Позднее она умерла, и так и не увидела воплощения задуманного.
Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.
Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.Во время царствования Екатерины II на месте комплекса открыты 2 учебных заведения. Они предназначались только для девушек. Это было Мещанское училище и Воспитательное общество, предназначенное Благородных девиц.
Впоследствии для этих учебных заведений построили отдельные здания. Сами учебные заведения тогда стали называть Александровским и Смольным институтом. Проведение строительных работ в Смольном монастыре завершили в 1835 г. Этими работами руководил архитектор В.П.Стасов. По его проекту тогда выполнили отделку интерьеров собора. Вместо колокольни Стасов спланировал сделать въездную площадь, которая была бы ограждена высокой ажурной решёткой.
Храм в 1835 г. получил название «Собора всех учебных заведений». Это название он носил вплоть до 1917 г. Вначале 1830 гг. для Смольного собора написали несколько икон. Написанием икон занимались А. Г. Венецианов и его ученики (Басин, Тыранов).
Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном.
Получив задание завершить отделку Смольного собора, В.П. Стасов детально изучил здание, выполнил обмеры и чертежи фасадов и только после этого начал проектировать его внутреннее убранство. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.
В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:
«Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями».Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге – 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым.
По общему мнению участников конкурса, интерьер следовало выполнять в классическом стиле. Со времени закладки собора прошло уже 80 лет. Изменилась мода, изменились вкусы. На смену барочной пышности пришел строгий умеренный классицизм. Проект Ф.-Б. Растрелли в те годы считался «древним», излишне перегруженным ненужными украшениями, «которые всегда уменьшают величавость и красоту зданий», к тому же он был чрезвычайно дорогостоящим.
В январе 1832 года в соборе установили сделанную из досок модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного». После утверждения проекта иконостаса началось сооружение строительных лесов. В июне был отслужен молебен в связи с началом работ.
В январе 1835 года началась установка иконостасов. Сохранившиеся чертежи и описания позволяют воссоздать их облик. Главный иконостас представлял собой двухъярусную композицию, увенчанную шестиконечным с сиянием крестом и двумя коленопреклоненными фигурами ангелов, выполненными из алебастра художником Петром Васильевичем Свинцовым. Фон иконостасов был белым с золоченой резьбой. Образа для Смольного собора были первоначально заказаны в Академии художеств, однако академики запросили слишком высокую цену, и заказ передали частным художникам.
Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии.
У центрального южного пилона было устроено Царское место, частью сохранившееся и сегодня. К нему вели две мраморные ступени с мраморными завитками по сторонам. Над ступенями находилась золоченая сень, увенчанная резной короной и обитая малиновым бархатом, с боковыми занавесами.
На противоположном центральном пилоне была укреплена памятная доска белого мрамора, на которой была надпись, выполненная бронзовыми золочеными буквами: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны благотворительницы юношества. Родилась 1759 года Октября 14. Скончалась 1828 года Октября 24».
Воскресенский Смольный собор. Ограда солеи главного придела. Фото 1928 г.
Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов.
Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.
Одновременно с отделкой собора В.П. Стасов составил проект благоустройства окружающей территории. В ограде монастыря был прорезан широкий проезд, по сторонам которого выстроили два здания для церковнослужителей. Неразрывной частью ансамбля стала ограда, изготовленная в 1834 году на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку В.П. Стасова. Она образовала перед собором полукруглую площадь и соединила здание с монастырскими корпусами.
В день св. равноап. Марии Магдалины, 22 июля, в день именин императрицы Марии Федоровны, состоялось торжественное богослужение в честь открытия Воскресенского Смольного собора. На церемонии присутствовало более 5 тыс. человек, члены царской семьи, воспитанники и воспитанницы учебных заведений Петербурга.
Назначенный храмом всех учебных заведений, Смольный собор являлся и приходским, так как церквей в этой частй города не хватало. К собору были приписаны обывательские дома, в конце XIX века у него было около 6 тыс. прихожан.Воскресенский Смольный собор. Внутренний вид. Купол. Фото 1928 г.
Начиная с середины XIX века все чаще стало звучать мнение о несоответствии внутренней классической отделки собора его наружной архитектуре. Эта тема вновь стала предметом обсуждения в 1870-х годах, когда возникла необходимость ремонта обветшавших за 40 лет иконостасов. Позолота на них почернела и во многих местах была утрачена. По отзыву специалистов Академии художеств, исправление позолоты иконостасов требовало почти таких же затрат, как и сооружение новых, при этом иконостасы остались бы по-прежнему «в несоответствии с наружной архитектурой». Поэтому решено было сделать для собора новые иконостасы, выполненные «в духе графа Растрелли», при этом установить в них старые иконы. Составление проекта поручили академику Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Новый центральный иконостас был освящен 21 декабря 1875 года. Он был выше прежнего, и художник Л.С. Игорев написал для него пять новых образов. Столярную работу выполнял мастер Е. Шрадер. Лицевую часть иконостасов окрасили в темно-коричневый цвет, резные детали позолотили. В 1883 году по рисункам М.Е. Месмахера изготовили и установили новые иконостасы в боковых приделах. Впоследствии фон иконостасов был заменен на белый, с золоченой резьбой.
В течение всех лет своего существования собор требовал частых ремонтов. Из-за свечного освещения, несовершенной системы отопления и отсутствия вентиляции белые стены и своды быстро загрязнялись. Устроенные в 1835 году чугунные печи со временем пришли в негодность и сильно коптили. Дымовые каналы, пробитые в стенах, оказались узкими, их было трудно прочищать, они забивались сажей, что приводило к выбросам дыма в собор. В куполе отопительные приборы отсутствовали вовсе, в результате чего теплый воздух из нижней части собора поднимался наверх, и в соборе было холодно. В 1886 году систему отопления собора полностью переоборудовали. По проекту предполагалось установить шесть кирпичных калориферов и провести в стенах особые каналы и душники. Одновременно с устройством отопления в соборе был проведен водопровод, а в 1902 году устроено электрическое освещение.
В 1914 году в Санкт-Петербурге пышно отметили 150-летие Воспитательного общества благородных девиц. При подготовке к юбилею собор был полностью отремонтирован. На площади перед ним планировали установить памятник императрице Марии Федоровне, однако осуществить этот уже утвержденный проект помешала Первая мировая война.
Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Монастырём вновь занялись при Николае I. Тогда решили поместить его на новое место, к примеру, на Васильевский остров. Но в 1848 г. монастырь перевели на Царскосельскую дорогу (сейчас это Московский проспект).
После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагался там до 2015 года.
Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге
Сольный собор и революция
Революция 1917 год стала трагической вехой в истории храма. Собору был нанесен непоправимый урон. На протяжении долгого времени Смольный собор являлся обычным складом. В 1990 году в храме открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сегодня.
Звонница Смольного собора является официальной самой высокой смотровой площадкой в Санкт-Петербурге, с которой открывается потрясающая панорама на многие достопримечательности северной столицы.Высота смотровой площадки составляет 50 метров. Для того чтобы подняться на площадку, посетителям придется преодолеть 277 ступеней.Площадка заработала в девяностых годах, но в 2001 году из-за сильного урагана с купола упал крест, после этого началась реставрация здания. После реставрации посетители вновь получили возможность любоваться чудесными видами Питера. С юго-западной звонницы открывается вид на Большеохтинский мост, Неву, раскопки и цент города; с северно-западной башни видны «Кресты» и Петроградский район.На площадке посетители могут прослушать обзорную аудиоэкскурсию, которая длится около восемнадцати минут. Особого внимания заслуживает чердак, который расположен вокруг купола. По этому чердаку осуществляется переход из одной звонницы в другую. Примечательно, что данный переход не был отреставрирован и сохранился в первозданном виде со времен строительства.
В первое время монастырь именовался Воскресенским Новодевичьим, затем для лаконичности – Смольным. Изначально Смольный собор всех учебных заведений города был освещен во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.
Учебные заведения в стенах Смольного
В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались как склады. Иконостас храма был разобран только лишь в 1972 году. А в 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который находится здесь и в настоящее время.
В 2014 году со стороны набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и отчасти центральная часть. Строительство продолжается.
В 2015 году Смольный собор был окончательно передан в ведение РПЦ с демонтажом органа. Камерный хор Смольного собора также лишился места своего базирования и был вынужден сменить название.
Первый месяц в новейшей истории Петербурга знаменитый храм перестал быть концертным залом и стал церковью.
Всего месяц понадобилось Смольного собору, чтобы вернуться к той жизни, которая и предназначалась для храма Франческо Бартоломео Растрелли. Еще 31 декабря 2015-го под сводами собора звучала музыка последнего светского выступления. Его дал петербургский «Терем-квартет».
Теперь концертное оборудование демонтировано и здесь проходят ежедневные службы. На стенах появились иконы, пока копии. Их передал в дар Богоявленский Никольский собор. Богородицы».