смольный собор ночью фото
История Воскресенского Смольного собора
Воскресенский собор (фото из личного архива)
Я искренней люблю неповторимый архитектурный ансамбль Смольного. Эти светлые, небесного цвета, с тонкими вкрапления солнечного золота стены монастыря, которые так живописно выделяются но фоне нежной зелени лип Смольного сада. И сам Воскресенский собор, его белые своды, наполненные голубоватым светом, эта простота и кристальная ясность, так редко встречающаяся в церковной архитектуре. Входя во внутрь, ты как будто становишься легче, твои мысли устремляется к небу. Порой меня просто поражает, насколько сильное влияние на человека может оказывать архитектурное искусство. Как же сильно ощущается искренность и любовь к Богу тех людей, которые возводили стены Смольного.
Не готическое мрачное величие Кёльнского собора, не византийская мягкость Владимирского храма в Херсонесе, не помпезный шик московского Храма Христа Спасителя не вызывают во мне таких искренних эмоций, таких личных, глубоких и нежных мыслей, тех чувств трепета и любви, которыми наполняется моя душа, когда я вижу силуэт Воскресенского собора, который почти сливается с голубым небом и белоснежными облаками, в которых высекают золотые искорки солнце. Как говорят храм – это “дом Господень”, и лично для меня нет места кроме Смольного монастыря, в котором так тонко и четко осознается это сакральное понятие.
История и архитектура Смольного собора
До наших дней дошёл макет монастыря, благодаря которому мы можем представить, как бы мог выглядеть весь храмовый комплекс, если бы проект Растрелли был воплощен до конца. Модель смольного монастыря было решено вырезать из липы, а детали декора отлить из свинца и позолотить. Постройка архитектурной модели комплекса Смольного велась шестью лучшими плотниками, при этом Растрелли сам раскрашивал модель кисточкой. Модель Смольного монастыря плотники собирали в таком же порядке, в котором впоследствии предполагалось собирать оригинал.
Корпуса между собой объединяет с собором великолепная чугунная решетка, которая была сделана по рисунку архитектора Василия Петровича Стасова, который создавал интерьер Смольного собора. В рисунке решетки виден растительный орнамент: колосья пшеницы, виноградная лоза. В двух башенках Смольного до революции были звонницы. Теперь там располагаются самые высокие в историческом центре Петербурга смотровые площадки, которые возвышаются над Невой на 50 метров.
Собор значительное время простоял в бездействии. После закладки в 1748 строительство шло быстрыми темпами. На его строительство был выделен огромный бюджет, были согнаны тысячи солдат и приглашены тысячи мастеров из разных губерний. Но в связи с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились. После смерти Елизаветы, Екатерина Великая назначила главным архитектором Юрия Фельтена (который знаменит своей храмовой архитектурой) и сократила бюджет строительства. В 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, возникло первое высшее женское учебное заведение России – Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц Петербурга). Здесь учились девушки благородного и мещанского происхождения.
Но сам Воскресенский собор все еще не был достроен. У императора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. За десятилетия кровля Воскресенского собора обветшала, стены покрылись трещинами, подвалы наполнились водой. И только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елизавета Петровна, но без великолепной колокольни, которая могла стать главной доминантой города.
Также интересным и нетривиальным вопросом для Василия Стасова было отсутствие отопления. «С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей, поскольку по проекту Растрелли собор строился «холодным».
По утверждённому в 1835 году императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений, в котором ежедневно проводились богослужения.
Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году в соборе открылся концертно-выставочный комплекс.
В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. В апреле 2004 крест вернули на место после реставрации. До 2015 года в стенах исторического здания играли на органе, проводили концерты хоровой музыки, организовывали выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки. В январе 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской православной церкви.
Список использованных литературных источников и информационных материалов:
К огромному сожалению вид Смольного собора портит воткнутый перед ним колокол.
Жизнь под мостом в СПБ
Бывали тут? Или может живете здесь или кто-то из знакомых?
Крупнейший институт робототехники в России
Архитектура Санкт-Петербурга
Вид на Садовую улицу, Дом городских учреждений, УФМС Адмиралтейского района
Дом городских учреждений
Дом с часами на Сенной площади
Парадная в розовых тонах в Санкт-Петербурге
Адрес: Ул. Некрасова, 8
О ЧУВСТВЕ ЯЗЫКА
. или даже сложно сказать, о скольких материях сразу приходится думать при взгляде на эти волшебные названия.
ЛЕНАЭРОПРОЕКТ — мимо эротичной Лены, что близ Балтийского вокзала на набережной Обводного канала, тыщу раз доводилось проезжать; особенно прекрасна была эта надпись, когда сияла галогеном в ночи. Проезжал по-разному, но без шуток мимо не ходил точно.
А ещё вспоминается контора на улице моего детства, в самом центре Ленинграда (контора просуществовала, кстати, до относительно недавних пор). На обычной рельефной металлической плите-табличке, которыми маркировали все приличные конторы, красовалось — помимо прочих атрибутов мелким шрифтом — название: НЕЧЕРНОЗЁМЭЛЕВАТОРМЕЛЬМОНТАЖ.
Высокими, плотно подбитыми друг к другу буквами.
Шариков учился читать благодаря АБЫРВАЛГ.
Иногда мне кажется, что своей грамотностью (и неслабой памятью!) я обязан именно этой конторе.
Где на Воздвиженке летит комета и сидят маленькие львы?
Свое название одна из старейших улиц Москвы — Воздвиженка — получила при Иване Грозном в честь Крестовоздвиженского монастыря, упраздненного в 1814 году. Во время правления царя Алексея Михайловича здесь были дворы московской знати: бояр Василия Стрешнева, Бориса Морозова, Ивана Милославского.
Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после Отечественной войны Воздвиженку расширили и возвели на ней ряд новых каменных зданий. Во второй половине XIX века улицу замостили булыжником, а после 1917 года его сменил асфальт.
В советское время улица сначала носила имя Коминтерна, позднее — Михаила Калинина. Историческое название вернулось к Воздвиженке в 1990-е годы.
1. Дом Пашкова: шедевр классицизма
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 1
Одно из самых красивых зданий на Воздвиженке стоит чуть в стороне от нее — ближе к Знаменке и Моховой. Однако не заметить его невозможно: дом Пашкова, усадьба XVIII века, предположительно построенная по проекту Василия Баженова, стоит на Ваганьковском холме. Высокое расположение в свое время сделало его первой светской постройкой, из окон которой открывался вид на Кремль не снизу вверх.
Усадьба была построена в 1784–1786 годах для Петра Пашкова, капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, сына денщика Петра I. Во время Отечественной войны 1812 года здание сильно пострадало: были уничтожены деревянный бельведер и скульптурная группа. Восстановлением усадьбы занимался архитектор Осип Бове.
В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, а в 1861-м — библиотека и хранилище коллекции Румянцевского музея. После Октябрьской революции в здании оставили только библиотеку музея, которая позже стала основой для Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (Российская государственная библиотека). После открытия главного здания библиотеки в доме Пашкова остался отдел редких рукописей.
2. Библиотека имени В.И. Ленина: храм науки
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строения 2–5
Строительство главного здания библиотеки по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко началось в 1929 году. Одним из требований к архитекторам было органично вписать здание в существовавшую застройку — дом Пашкова, Манеж, здание Московского университета на Моховой. Величественное и монументальное, оно соединило в себе архитектурные принципы разных стилей: его асимметричность пришла из конструктивизма, колоннады и сдержанность декора — из неоклассики.
Здание библиотеки величественно не только снаружи. Читальный зал № 3, открытый в 1958 году, является самым большим в Европе — он рассчитан на 464 посадочных места.
В 2012–2018 годах в зале прошла масштабная научная реставрация: здесь были восстановлены деревянная галерея, лестницы, порталы, мебель, художественный паркет, трехъярусные латунные люстры, живописное панно «Дружба народов», 16 гипсовых бюстов общественных и культурных деятелей, а также бронзовая скульптура Ленина. В 2018-м читальный зал стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
3. Дом Талызина: от ампира к неоклассике
Улица Воздвиженка, дом 5/25, строение 1
Здание, в котором сегодня расположен Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, вероятно, было построено по проекту Матвея Казакова — его фасад запечатлен в знаменитых «Архитектурных альбомах» зодчего. Впрочем, узнать его на чертеже сложно: изначально дом выглядел не так, как сегодня. Это было трехэтажное здание с двумя флигелями, возведенное в 1787 году для отставного тайного советника Александра Талызина.
В 1805 году усадьба изменилась в первый раз: по распоряжению нового владельца, купца Михаила Устинова, между главным домом и флигелями были сделаны двухэтажные переходы, а фасад был декорирован в духе ампира. При Устиновых особняк стал одним из популярных культурных салонов Москвы, музыкальные вечера посещали Денис Давыдов и Александр Пушкин.
В 1920 году сюда въехал секретариат Центрального комитета компартии — в усадьбе находились кабинеты Иосифа Сталина и его секретарей. В 1930-е годы в здании было общежитие, позже — коммунальные квартиры. Государственный музей архитектуры расположился в здании после Великой Отечественной войны.
4. Главный дом городской усадьбы В.А. Морозовой: крылатые львы
Улица Воздвиженка, дом 14, строение 1
Одна из первых крупных построек, принесших славу архитектору Роману Клейну, является памятником неоклассицизма. Фасад симметричен, боковые ризалиты (выступающие части здания) украшают небольшие портики. Одна из главных особенностей усадьбы — крылатые львы, сидящие на колоннах коринфского ордера. По центральной части фасада тянется фриз с лепниной в виде геральдических лилий — символ королевской власти.
Дом возводился в 1886–1888 годах для меценатки Варвары Морозовой. В 1891 году его дополнили две пристройки по проекту Виктора Мазырина, он же позднее возвел по соседству особняк для сына Морозовой Арсения. Архитектурные вкусы матери и сына были очень разными: особняк, вдохновленный дворцовой архитектурой португальской Синтры, Варваре Алексеевне совершенно не понравился.
В доме Варвары Морозовой собирались писатели и художники: Антон Чехов, Александр Блок, Валентин Серов, Василий Суриков и другие. Также там часто проходили лекции о политике. После Октябрьской революции 1917 года в доме располагались Институт социальной гигиены и Международный аграрный институт при Крестьянском интернационале.
5. Главный дом городской усадьбы Я.П. Шаховского — И.И. Краузе — Осиповских: грифон и лев
Улица Воздвиженка, дом 18/9
Этот трехэтажный дом появился на Воздвиженке в 1783 году. Ее построили по проекту неизвестного архитектора для князя Якова Шаховского, третьего в России генерал-прокурора. В 1842 году усадьбу приобрел врач и ботаник Иероним Краузе. Спустя 10 лет архитектор Николай Козловский переоформил фасад здания в стиле рококо: над окнами второго этажа появились полукруглые наличники, украшенные лепниной в виде гирлянд, раковин, завитков и небольших львиных голов.
В 1868 году усадьбу купил другой известный врач Димитрий Осиповский, главный доктор московской Мариинской больницы. Спустя 10 лет, когда он получил дворянство, на фронтоне появился его фамильный герб: грифон и лев держат щит, на котором изображены двухэтажная зубчатая башня, шестиконечные звезды, комета и месяц. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом со страусиными перьями.
С 1900 по 1917 год в доме проживала племянница жены Осипова — Елизавета Вареникова. Она была знакома с Антоном Чеховым — ее семья жила по соседству с писателем в Мелихове. Существует мнение, что прототипами некоторых рассказов Чехова («Крыжовник», «Три года», «Соседи») являются Елизавета Григорьевна и ее родные.
Амазонская рота Екатерины II Великой
Весной 1787 года князь Потёмкин восхвалял храбрость греков и их жён в борьбе против турок.
Государыню позабавили разговоры о храбрости женщин и она поинтересовалась у князя: «чем он может доказать выхваляемую их храбрость»? Потёмкин пообещал, что представит доказательства в Крыму, который императрица планировала посетить в мае.
Премьер-майор Балаклавского греческого полка Чапони получил из Санкт-Петербурга приказ о создании подразделения в марте 1787 года. Чапони довёл содержание полученного из столицы специального предписания до сведения капитана Сарантиса, который в свою очередь предложил своей 32-летней супруге Елене Ивановне Сарандовой возглавить роту, став её ротным капитаном. Амазонская рота была целиком составлена из ста благородных жён и дочерей балаклавских греков.
Форма «амазонок» состояла из бархатных юбок малинового цвета с бахромой и курточек зелёного цвета. И юбки, и куртки были оторочены золотым галуном. Головы были покрыты белыми тюрбанами с позолоченными блёстками и страусиным пером. Личный состав был вооружён ружьями, к которым были выданы по три патрона.
До нашего времени дошла «Записка об амазонской роте» Г. Дуси (Москвитянин, 1844 год, № 1, стр. 266—268.), в которой так описывался визит Екатерины II:
«Встретить Государыню назначено было возле Греческаго селения Кадыковки, недалеко от Балаклавы. Тут устроена была аллея из лавровых деревьев, усеянная лимонами и апельсинами; в средине дорога была также усыпана лаврами; в конце аллеи, простиравшейся на четыре версты, выстроена палатка, в которой на столе приготовлено было Евангелие, крест, хлеб и соль.
Римский Император (Иосиф II), путешествовавший с Императрицею, приехал вперед верхом — осмотреть Балаклавскую бухту, и увидя в конце аллеи Амазонскую роту, подъехал к начальнику оной, Елене Сардановой, и от восхищения поцеловал её в губы. Увидевши это, рота взбунтовалась; но предводитель оной остановил бунт, сказав, что Император не отнял у нея губ, и не оставил ей своих.
Не выходя из кареты, Государыня поехала в Акерман. В день Царя Константина и матери Елены Государыня была в Бакчисарае, где слушала Литургию в своей походной Церкви, и прожила во дворце два дни. Амазонский Капитан, Сарданова, имела счастие видеть Государыню и в Бакчисарае. Государыня узнала её, подала опять руку и потрепала поплечу. Из Акмечета (ныне Симферополь) прислала ей монаршее благоволение и бриллиантовый перстень в 1800 рублей…».
Сама же Сарандова описывала это событие так:
Амазонская рота была составлена по ордеру Светлейшего князя Потемкина-Таврического, последовавшего на имя командира Балаклавского полка, премьер-майора Чапони и состояла из благородных жен и дочерей Балаклавских греков, в числе 100 особ, в марте-апреле месяцах 1787 года Встретить Императрицу должно было близ Балаклавы у деревни Кадыковка, и рота под моим начальством была построена в конце аллеи, уставленной апельсиновыми, лимонными и лавровыми деревьями. Прежде приехал Римский Император Иосиф верхом осмотреть Балаклавскую бухту и руины древней крепости. Увидав Амазонок, он подъехал ко мне и поцеловал меня в губы, что произвело сильное волнение в роте. Но я успокоила моих подчиненных словами: «Смирно! Чего испугались? Вы ведь видели, что Император не отнял у меня губ и не оставил своих». Слово «Император» подействовало на Амазонок, которые не знали, кто был подъехавший. Осмотрев бухту и окрестности, венценосный путешественник возвратился к Императрице и уже приехал во второй раз к Кадыковке с Её Величеством и князем Потемкиным в Её карете. У Кадыковки Императрица была встречена протоиереем Балаклавского полка о. Ананием. Не выходя из кареты, Государыня подозвала меня к себе, подала руку, поцеловала в губы и, потрепав по плечу, изволила сказать: «Поздравляю Вас, Амазонский капитан! Ваша рота исправна: я ею очень довольна».
В том же году, вскоре после отбытия российской императрицы из Крыма, Амазонская рота была расформирована, а за удовольствие, доставленное Екатерине, на всю роту из ста «амазонок» была пожалована огромная по тем временам сумма в десять тысяч рублей.
В сентябре 1848 года князь М.С.Воронцов (бывший наместник Кавказа) написал министру императорского двора князю Волконскому, что им получено письмо от живущей в Симферополе вдовы титулярного советника Елены Шидянской (по первому браку — Сарандова), в котором говорилось:
«что, командуя ещё в царствование императрицы Екатерины ІІ-й ротою амазонок и имев счастие представить роту ея величеству, была осыпана ея милостями, что, достигнув теперь 90 лет, лишась зрения, она хотя с того времени и не безпокоила царствовавших августейших монархов просьбами об оказании ей пособия, но, находясь в крайней бедности, просит об исходатайствовании ей от щедрот его императорскаго величества единовременнаго пособия».
Уже 29 сентября по высочайшему повелению было переведено 300 рублей серебром из кабинета его величества для Е. И. Шидянской.
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Смольный собор ночью фото
Выезжая в сторону Невы, я всегда любуюсь Смольным Собором.
Оригинал взят у mariusm11 в Смольный Собор. Фотоэкскурсия. Часть 1-ая.
Но последние месяцы это стало невозможным. Сейчас Смольный выглядит так:
Весь в лесах, словно призрак в тумане.
Встретившись в очередной раз с Призраком Смольного, я подумала, что надо бы пересмотреть снимки этого великолепия и, конечно, поделиться ими с вами. Красоты много не бывает, не правда ли?
Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.
Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.
Окончание строительства храма датируется 1835 годом.
Но колокольне не суждено было появиться на свет.
Есть две версии, отчего так получилось.
Первая: зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собора.
Вторая: от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.
Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, который открывается на храм с площади Растрелли.
А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:
Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.
Вид открывается великолепнейший!
При чистом небе:
И с облаками)
Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собора относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.
Центральный купол венчает луковичная главка:
Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица «осьмнадцатого века», натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.
Фото 2013 года.
По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.
Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:
Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.
По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:
А если Собор обойти.
Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:
Монументальное здание всё-таки!
Ну. что? Зайдём?
На этом фото ( 2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.
Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!
Закончилась лестница. Вид сверху:
Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.
Ну, что устали? А это ещё не самый верх!
Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:
Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.
Вид на подъём сверху:
Я помню те времена, когда он ещё не был зарешечен.
Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)
Здесь нас ждёт вот такое устройство:
Надо сказать, поставили года три как.
Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.
Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года.
Сравнить:
[ *** ]
Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.
Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.
Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.