смольный собор история и интересные факты
Смольный собор: история, архитектура
Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства. Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела. По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.
Выбор места под строительство
Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.
Первоначальные планы
Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга. Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов. За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора. Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.
Архитектура собора
Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.
Планы императрицы меняются
Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.
Перемены XX века
Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации. В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.
Смольный собор в Санкт-Петербурге
87. Это особое число для Смольного собора. Оно имело особое значение и до революции 1917 года, и после. Примечательно, что на архитектуру сооружения повлияло несколько факторов, которые, разумеется, не входили в изначальный план.
История Смольного собора в Санкт-Петербурге
Сегодня пятиглавый храм возвышается на левом берегу Невы, в районе Смоляного двора. Свои названия эти сооружения получили благодаря тому, что раньше на этой земле варили смолу для нужд морской флотилии.
Первая мысль о столь грандиозном проекте зародилась у Императрицы Елизаветы Петровны в 1740 году. За реализацию столь амбициозной задумки взялся итальянский зодчий Растрелли. Архитектор планировал увидеть свое завершенное творение через десять лет, но его планам не суждено было сбыться. Уже в 1748 году было начато строительство соборного комплекса, а спустя 87 лет — закончено уже под началом другого зодчего, В.П. Стасова.
История монастыря, как и многих других известных достопримечательностей, имеет свои мистические элементы. Например, число 87, которое «преследует» Божий храм. Именно столько лет потребовалось на создание святыни, 87 лет в нем проводились регулярные службы, столько же лет он стоял в запустении, будучи разорен в 1922 году.
Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня
В своем первоначальном проекте Смольный собор планировался одноглавым, высотой около 140-ка метров. Однако, из-за пожеланий Елизаветы и урезанного финансирования храм так и не получил звания самого высокого сооружения Европы 18-ого века. Собор получил форму греческого креста и еще четыре колокольни, а высота центральной составила «всего лишь» 93 метра. Согласно городским легендам, иногда, в утреннем тумане, можно увидеть смутные очертания высокой колокольни, которая не нашла своего места в проекте.
Храм побил все рекорды долгостроя, поэтому неудивительно, что в процессе его создания вкусы, пристрастия в высшем свете менялись. В момент начала строительства в моде была пышность и красочность барокко, а под конец — сдержанность и строгость классицизма. Смешение стилей придало храму уникальные и присущие только ему черты:
Рождение Смольного собора — заслуга многих. 87 лет над ним работали, его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь.
Сложная судьба и неясное будущее
Жизнь Смольного собора яркая, но, в то же время, трагична и имеет мрачные оттенки. Сложный и долгий этап создания породил множество слухов. Упоминали о тяготеющем над храмом проклятии, самоубийствах строителей и просто мрачной атмосфере храма. После завершения строительства последовала «светлая» полоса. Собор посещали прихожане, им восхищались, проводились постоянные богослужения. Однако, лишь 87 лет было отведено святыне. Дальше ее ждало разорение и упадок.
В 2009 году храм получил новую жизнь. Был проведен молебен, спустя год собор стал открыт для посещения прихожанами. Часть же комплекса до сих пор принадлежит государству. Она служит местом для таких культурных мероприятий как выставки, концерты. Здесь же располагаются учебные заведения СПбГУ.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться
Соборы и Храмы
Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.
Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства
Описание собора, наружное убранство
Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.
Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:
Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.
История создания
До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.
Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.
В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.
Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.
Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.
Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние
Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:
Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году
Колокольня и звонница
Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.
Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.
Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности
В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.
На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.
Благоустройство территории монастыря
Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.
Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.
Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко
Колоннада
Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.
Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.
Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.
После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:
За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.
Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.
Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий
Внутреннее убранство и святыни собора
Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.
История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге
После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта, вдали от центра новой столицы, дабы избежать дыма и опасности пожара, Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу «про весь корабельный флот».
Когда был основан Санкт-Петербург, там отвели место для Смоляного двора. Там хранилась смола, а также варился дёготь, необходимый Адмиралтейской верфи. Тогда за этим местом закрепили название «Смольное». В правление Анны Иоанновны здесь располагался Смольный Летний дворец. Дочь Петра Елизавета бывала здесь очень часто.
Во время пожара 1744 г. был уничтожен главный корпус дворца. Елизавета Петровна, взойдя на престол, повелела вместо Летнего дворца и Смольного двора построить Новодевичий Воскресенский монастырь. В этом монастыре императрица намеревалась завершить свою жизнь. Она дала указ построить монастырь для 120 девиц из благородных семей, а сама собиралась стать там настоятельницей. При этом отдельно для каждой девицы должны были быть отдельные апартаменты и комната для прислуги. Также здесь должна была быть кладовка для припасов и кухня. Для себя она велела построить свой отдельный дом.
Строительством монастыря Елизавета поручила заниматься придворному архитектору Ф.Б.Растрелли. Собор монастыря приказано было построить наподобие Успенского собора Московского Кремля. Иными словами, храм должен был быть построен с учётом православных канонов, а не так, как это было со времён Петра I. По замыслу, Смольный собор должно было в обязательном порядке венчать пятиглавие.
Растрелли создал архитектурную планировку монастырского комплекса, представленную в виде креста, который образован жилыми корпусами, где должны были расположиться кельи для монахинь. В центре композиции должно было быть по замыслу здание Смольного собора на 6000 человек. Его центральный купол задуман высотой 92 м. По его сторонам купол должны были подхватывать 4 малые главки звонниц.
Здания, которые образовывают ансамбль монастыря, наделялись праздничным дворцовым характером. Использование декоративных элементов, яркая двухцветная окраска и золочение деталей должны были придавать ансамблю поистине мажорное звучание. К сожалению, в итоге не всё из задуманного было воплощено в действительность.
Франческо Бартоломео Растрелли родился около 1700 года, по некоторым сведениям, в Париже. Его отец, скульптор Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 году был приглашен русским посланником Ф.Я. Лефортом в Санкт-Петербург в качестве архитектора, скульптора, литейщика и «ради научения и обучения тех художеств и ремесел, которые сам знает и русских мастеров». В 1720-е-1730-е годы отец и сын работают по частным заказам, создают проекты триумфальных арок, строят дворцы в Москве для императрицы Анны Иоанновны. В 1736 году Растрелли-младший блестяще выполняет первый самостоятельный заказ: дворец для фаворита Анны Иоанновны герцога Бирона.
В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.
С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель – архитектор, работавший вместе с Растрелли. Весной начали рыть котлованы и забивать сваи. Всего под здания монастыря было забито около 60 тыс. свай. Эта чрезвычайно трудоемкая работа велась медленно, что позволило Ф.-Б. Растрелли несколько раз переделывать проект с учетом меняющихся требований императрицы. Окончательный вариант был утвержден Елизаветой Петровной в 1750 году. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты.
В соответствии с принятой в XVIII веке строительной практикой архитекторы не делали детальных рабочих чертежей. Вместо них на стройке в специальной «модельной светлице» находилась деревянная модель будущего сооружения, выполненная с большой точностью. Модель Смольного монастыря изготавливалась под непосредственным руководством Ф.-Б. Растрелли в 1750-1756 годах в мастерской Якоба Лоренцо. Модель сохранилась и в настоящее время находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Благодаря модели можно представить весь замысел архитектора, осуществленный не полностью, в том числе, облик грандиозной колокольни, которая так и не была выстроена. Поперечный разрез модели позволяет увидеть предполагавшееся внутреннее убранство собора.Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).
12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню – «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.
Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.
В первые годы строительство монастыря велось с большим размахом. Специально для него были построены кирпичные заводы, создана «Контора по возведению Воскресенского Новодевичьего монастыря». Непосредственно работами руководил архитекторский помощник Христиан Кнобель. В 1755 году его сменил зять Ф.-Б. Растрелли архитектор Ф. Бертулиатти. Ежедневно на стройке было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». К работам привлекли также специалистов из Италии, Германии и Швеции.Боголюбов А. Вид на Смольный монастырь со стороны Охты
К 1756 году выстроили здания всех монастырских корпусов, в них начали отделывать кельи для монахинь. Были «сведены из железных дуг» главы угловых церквей, и началась работа по изготовлению медных золоченых украшений для глав и куполов. Постепенно возводились стены собора, и весной 1759 года приступили к кладке его сводов.
Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С.И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.Перро Ф.В. Вид Смольного монастыря. 1841 г.
Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.
Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Макет колокольни хранится в настоящее время в Академии Художеств. Но этим планам не суждено было сбыться.Боголюбов А. Вид Смольного монастыря с Большой Охты. 1870-е гг.
Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой – парадным въездом в монастырь, второй – надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.
Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли, а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора. Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора – 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола – в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре – колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф.Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).После начала Семилетней войны строительство было приостановлено. По окончания войны с Пруссией императрица передумала идти в монастырь. Позднее она умерла, и так и не увидела воплощения задуманного.
Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.
Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.Во время царствования Екатерины II на месте комплекса открыты 2 учебных заведения. Они предназначались только для девушек. Это было Мещанское училище и Воспитательное общество, предназначенное Благородных девиц.
Впоследствии для этих учебных заведений построили отдельные здания. Сами учебные заведения тогда стали называть Александровским и Смольным институтом. Проведение строительных работ в Смольном монастыре завершили в 1835 г. Этими работами руководил архитектор В.П.Стасов. По его проекту тогда выполнили отделку интерьеров собора. Вместо колокольни Стасов спланировал сделать въездную площадь, которая была бы ограждена высокой ажурной решёткой.
Храм в 1835 г. получил название «Собора всех учебных заведений». Это название он носил вплоть до 1917 г. Вначале 1830 гг. для Смольного собора написали несколько икон. Написанием икон занимались А. Г. Венецианов и его ученики (Басин, Тыранов).
Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном.
Получив задание завершить отделку Смольного собора, В.П. Стасов детально изучил здание, выполнил обмеры и чертежи фасадов и только после этого начал проектировать его внутреннее убранство. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.
В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:
«Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями».Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге – 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым.
По общему мнению участников конкурса, интерьер следовало выполнять в классическом стиле. Со времени закладки собора прошло уже 80 лет. Изменилась мода, изменились вкусы. На смену барочной пышности пришел строгий умеренный классицизм. Проект Ф.-Б. Растрелли в те годы считался «древним», излишне перегруженным ненужными украшениями, «которые всегда уменьшают величавость и красоту зданий», к тому же он был чрезвычайно дорогостоящим.
В январе 1832 года в соборе установили сделанную из досок модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного». После утверждения проекта иконостаса началось сооружение строительных лесов. В июне был отслужен молебен в связи с началом работ.
В январе 1835 года началась установка иконостасов. Сохранившиеся чертежи и описания позволяют воссоздать их облик. Главный иконостас представлял собой двухъярусную композицию, увенчанную шестиконечным с сиянием крестом и двумя коленопреклоненными фигурами ангелов, выполненными из алебастра художником Петром Васильевичем Свинцовым. Фон иконостасов был белым с золоченой резьбой. Образа для Смольного собора были первоначально заказаны в Академии художеств, однако академики запросили слишком высокую цену, и заказ передали частным художникам.
Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии.
У центрального южного пилона было устроено Царское место, частью сохранившееся и сегодня. К нему вели две мраморные ступени с мраморными завитками по сторонам. Над ступенями находилась золоченая сень, увенчанная резной короной и обитая малиновым бархатом, с боковыми занавесами.
На противоположном центральном пилоне была укреплена памятная доска белого мрамора, на которой была надпись, выполненная бронзовыми золочеными буквами: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны благотворительницы юношества. Родилась 1759 года Октября 14. Скончалась 1828 года Октября 24».
Воскресенский Смольный собор. Ограда солеи главного придела. Фото 1928 г.
Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов.
Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.
Одновременно с отделкой собора В.П. Стасов составил проект благоустройства окружающей территории. В ограде монастыря был прорезан широкий проезд, по сторонам которого выстроили два здания для церковнослужителей. Неразрывной частью ансамбля стала ограда, изготовленная в 1834 году на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку В.П. Стасова. Она образовала перед собором полукруглую площадь и соединила здание с монастырскими корпусами.
В день св. равноап. Марии Магдалины, 22 июля, в день именин императрицы Марии Федоровны, состоялось торжественное богослужение в честь открытия Воскресенского Смольного собора. На церемонии присутствовало более 5 тыс. человек, члены царской семьи, воспитанники и воспитанницы учебных заведений Петербурга.
Назначенный храмом всех учебных заведений, Смольный собор являлся и приходским, так как церквей в этой частй города не хватало. К собору были приписаны обывательские дома, в конце XIX века у него было около 6 тыс. прихожан.Воскресенский Смольный собор. Внутренний вид. Купол. Фото 1928 г.
Начиная с середины XIX века все чаще стало звучать мнение о несоответствии внутренней классической отделки собора его наружной архитектуре. Эта тема вновь стала предметом обсуждения в 1870-х годах, когда возникла необходимость ремонта обветшавших за 40 лет иконостасов. Позолота на них почернела и во многих местах была утрачена. По отзыву специалистов Академии художеств, исправление позолоты иконостасов требовало почти таких же затрат, как и сооружение новых, при этом иконостасы остались бы по-прежнему «в несоответствии с наружной архитектурой». Поэтому решено было сделать для собора новые иконостасы, выполненные «в духе графа Растрелли», при этом установить в них старые иконы. Составление проекта поручили академику Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Новый центральный иконостас был освящен 21 декабря 1875 года. Он был выше прежнего, и художник Л.С. Игорев написал для него пять новых образов. Столярную работу выполнял мастер Е. Шрадер. Лицевую часть иконостасов окрасили в темно-коричневый цвет, резные детали позолотили. В 1883 году по рисункам М.Е. Месмахера изготовили и установили новые иконостасы в боковых приделах. Впоследствии фон иконостасов был заменен на белый, с золоченой резьбой.
В течение всех лет своего существования собор требовал частых ремонтов. Из-за свечного освещения, несовершенной системы отопления и отсутствия вентиляции белые стены и своды быстро загрязнялись. Устроенные в 1835 году чугунные печи со временем пришли в негодность и сильно коптили. Дымовые каналы, пробитые в стенах, оказались узкими, их было трудно прочищать, они забивались сажей, что приводило к выбросам дыма в собор. В куполе отопительные приборы отсутствовали вовсе, в результате чего теплый воздух из нижней части собора поднимался наверх, и в соборе было холодно. В 1886 году систему отопления собора полностью переоборудовали. По проекту предполагалось установить шесть кирпичных калориферов и провести в стенах особые каналы и душники. Одновременно с устройством отопления в соборе был проведен водопровод, а в 1902 году устроено электрическое освещение.
В 1914 году в Санкт-Петербурге пышно отметили 150-летие Воспитательного общества благородных девиц. При подготовке к юбилею собор был полностью отремонтирован. На площади перед ним планировали установить памятник императрице Марии Федоровне, однако осуществить этот уже утвержденный проект помешала Первая мировая война.
Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Монастырём вновь занялись при Николае I. Тогда решили поместить его на новое место, к примеру, на Васильевский остров. Но в 1848 г. монастырь перевели на Царскосельскую дорогу (сейчас это Московский проспект).
После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагался там до 2015 года.
Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге
Сольный собор и революция
Революция 1917 год стала трагической вехой в истории храма. Собору был нанесен непоправимый урон. На протяжении долгого времени Смольный собор являлся обычным складом. В 1990 году в храме открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сегодня.
Звонница Смольного собора является официальной самой высокой смотровой площадкой в Санкт-Петербурге, с которой открывается потрясающая панорама на многие достопримечательности северной столицы.Высота смотровой площадки составляет 50 метров. Для того чтобы подняться на площадку, посетителям придется преодолеть 277 ступеней.Площадка заработала в девяностых годах, но в 2001 году из-за сильного урагана с купола упал крест, после этого началась реставрация здания. После реставрации посетители вновь получили возможность любоваться чудесными видами Питера. С юго-западной звонницы открывается вид на Большеохтинский мост, Неву, раскопки и цент города; с северно-западной башни видны «Кресты» и Петроградский район.На площадке посетители могут прослушать обзорную аудиоэкскурсию, которая длится около восемнадцати минут. Особого внимания заслуживает чердак, который расположен вокруг купола. По этому чердаку осуществляется переход из одной звонницы в другую. Примечательно, что данный переход не был отреставрирован и сохранился в первозданном виде со времен строительства.
В первое время монастырь именовался Воскресенским Новодевичьим, затем для лаконичности – Смольным. Изначально Смольный собор всех учебных заведений города был освещен во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.
Учебные заведения в стенах Смольного
В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались как склады. Иконостас храма был разобран только лишь в 1972 году. А в 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который находится здесь и в настоящее время.
В 2014 году со стороны набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и отчасти центральная часть. Строительство продолжается.
В 2015 году Смольный собор был окончательно передан в ведение РПЦ с демонтажом органа. Камерный хор Смольного собора также лишился места своего базирования и был вынужден сменить название.
Первый месяц в новейшей истории Петербурга знаменитый храм перестал быть концертным залом и стал церковью.
Всего месяц понадобилось Смольного собору, чтобы вернуться к той жизни, которая и предназначалась для храма Франческо Бартоломео Растрелли. Еще 31 декабря 2015-го под сводами собора звучала музыка последнего светского выступления. Его дал петербургский «Терем-квартет».
Теперь концертное оборудование демонтировано и здесь проходят ежедневные службы. На стенах появились иконы, пока копии. Их передал в дар Богоявленский Никольский собор. Богородицы».