смольный монастырь франческо растрелли

Смольный собор: воскресение литургической жизни

25 января 2015 г. в Смольном соборе Санкт-Петербурга по традиции пройдет студенческий праздник, посвященный памяти святой Татьяны. Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, благочинного храмов высших учебных заведений протоиерея Петра Мухина и сонма духовенства. Ожидается, что за службой будут молиться и причащаться сотни студентов, которые получат в подарок книги о Православии. Будут награждены почетными грамотами и знаками студенты и преподаватели, преуспевшие в просветительской деятельности. Накануне этого события мы публикуем материал диакона Владимира Василика, посвященный непростой судьбе Смольного собора.

Два собора, создающие образ Санкт-Петербурга, его «небесную линию», посвящены Светлому Воскресению Христову. Это храм Спаса-на-Крови и Смольный Собор. Но если Спас-на-Крови, построенный на месте трагической гибели императора Александра II, говорит о Воскресении в связи с Голгофой и Крестом, то нарядный, праздничный вид белоснежного Смольного собора говорит о Пасхе как о «праздников Празднике» и «Торжестве торжеств». И это не случайно, ибо он отражает дух русского зодчества конца ΧVII — первой половины XVIII в. — русского барокко. Западноевропейское барокко построено на контрасте света и мрака, на воландовском парадоксе: «Что вы будете делать с вашим светом, если не будет тьмы?» Напротив, русское барокко вырастало из единства русской православной жизни, из радостного ощущения богозданного мира: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

Скептик скажет: какое русское барокко? Итальянский по своему происхождению стиль, к тому же, архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), флорентийский дворянин. Отвечу: в России у нас даже итальянцы становятся русскими. Но Россия — не плавильный котел, а скорее, животворная почва, которая перерабатывает любые элементы и произращает удивительные цветы. Бартоломео Расстрелли, живя в России, сообразовывался с русской природой, русской культурой, русской душой. Приведем один пример: первоначально он замыслил Смольный собор как однокупольный, по подобию собора св. Петра в Риме, но императрица Елизавета Петровна, по заказу которой и строился Смольный монастырь, высочайше повелела в 1749 году строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, то есть пятикупольный. Пять куполов символизируют Христа в окружении четырех евангелистов, символ, прижившийся в России с ХΙ–ΧΙΙ вв.

Замысел Смольного собора во многом принадлежит императрице Елизавете Петровне. Она задумала построить грандиозный монастырь для девиц дворянского звания и сама удалиться туда в конце жизни. Благочестивая императрица, возвысившая значение Православной Церкви после ее явного унижения при Анне Иоанновне, решила всю свою жизнь посвятить Богу и после устроения государственной жизни всецело предаться молитве.

Ну, прямо перепевы гоголевского «Вия», да и только. На самом деле в этой истории нет ни грамма правды, документами она абсолютно не подтверждена. А объясняется этот долгострой очень просто: после смерти Елисаветы Петровны, лично заинтересо­ванной в этой стройке, к власти пришла Екатерина ΙΙ, которая недолюбливала свою предшественницу. Конечно, она предпринимала меры к достройке, но достаточно вялые. Достаточно сказать, что душа строительства, Растрелли, был отстранен и вместо него архитектором назначен Ю. Фельтен. Кроме того, Екатерина приняла еще одно решение, расходившееся с намерениями ее тетушки: из монастыря она сделала институт для благородных девиц, который поглощал значительное количество средств, первоначально предназначенных для строительства собора. Дошло до того, что при Павле Ι было продано 276 чугунных капителей и баз колонн, а также другие неиспользованные строительные материалы. У импе­ратора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. Только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елисавета Петровна. Но уже без 140-метровой колокольни. Жаль, это была бы великолепная доминанта города. И глубокий символ — библейского огненного столпа, ведшего евреев в землю обетованную. И Церкви как столпа и утверждения Истины.

Но и то, что удалось, является без преувеличения шедевром архитектуры. И отметим, символической мысли. Высота собора — 93.7 метра, это лишь на 7 м. ниже Исаакиевского собора. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Греческий крест с равносторонними ветвями — это одновременно и символ нашего спасения, искупительной жертвы Христовой, и в то же время — космологический символ четверочастного мира. «Четвероконечный мир освящается днесь четвероконечным крестом». Мы уже говорили о пятиглавии и его значении. Отметим, что здесь Растрелли выдержал иерархию смыслов: но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол, символизирующий Христа, по размерам значительно больше остальных, И опять-таки неслучайно, что четыре звонницы символически указывают на евангелистов-благовестников, ведь сам колокольный звон искони назывался благовест.

Храм с его нарядным украшением в стиле елизаветинского барокко напоминает скорее дворец, и это связано не только с Августейшим заказом: храм должен являть образ Царства, правда, Небесного. Его внутреннее убранство поражало своей красотой и пышностью: великолепный барочный иконостас, гармонировавший с белоснежными сводами и колоннами, уникальная хрустальная балюстрада.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Красота Смольного собора запечатлелась в бессмертных стихах Анны Ахматовой:

Тот голос с тишиной великой споря
Победу одержал над тишиной
Во мне еще как радость или горе
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

И для нас это значимо, потому что мы вспоминаем столетие Первой Мировой Войны. В этом храме собирались пожертвования на раненых и беженцев, в нем служились молебны о даровании победы русскому оружию и панихиды об убиенных воинах.

В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений. Но в 1922 г. храм был закрыт и превращен в склад. Началось варварское разрушение его интерьера. Справедливости ради скажем: не сразу. Так, иконостас был демонтирован только в 1972 году. От него в храме осталась только одна икона Пресвятой Богородицы XVIII в. Варварски была уничтожена уникальная хрустальная балюстрада. Согласно легенде, часть ее была использована при орнаментации колонн на станции метро Автово.

И однако, за последние годы были предприняты некоторые шаги по восстановлению храма именно как храма. Были отреставрированы кресты на куполах. К сожалению, 16 июля 2001 года во время урагана главный крест рухнул. И подлинным чудом явилось его восстановление. Над Смольным собором Санкт-Петербурга 12 апреля 2004 года был установлен крест. На мероприятии присутствовали представители городской администрации во главе с Валентиной Матвиенко. Сложные погодные условия затрудняли установку креста. Вылет вертолета с площадки у Петропавловской крепости был разрешен на два часа позже установленного времени. Крест пронесли над градом святого Петра. Через полчаса монтажникам и летчикам под руководством Вадима Базыкина удалось совершить установку креста на почти стометровой высоте главного купола. Высота данного креста — 6 метров, вес — около 600 килограммов. Реставраторы фактически воссоздали его заново.

Также произошло возобновление богослужений, ставшее возможным благодаря энергичной деятельности протоиерея Петра Мухина. 24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 г. Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский собор подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановили запрестольный образ Богородицы — копию картины А. Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном (Екатерининском) приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6–7 января 2011 г. в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

С 2012 года в Смольном соборе регулярно проводятся праздничные богослужения для студентов. Одно из наиболее запоминающихся — праздник св. Татианы 25 января 2013 года, на котором присутствовало около 1000 студентов. Тогда богослужение возглавил епископ Гатчинский Амвросий. На службе студентам было роздано 1000 экземпляров Нового Завета и 1000 книг «Непознанный мир веры».

Пасхальную вечерню в Смольном соборе 2014 года впервые совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вместе с десятками священнослужителей ВУЗовского благочиния и тысячами верующих, в том числе с сотнями детей, которые тепло приветствовали Владыку и получили от него поздравительные подарки.

В этом году на праздник святой Татьяны 25 января владыка Варсонофий совершит Божественную литургию и поздравит сотни студентов города. Почетными грамотами и знаками будут награждены подвижники православной просветительской деятельности. Студенты получат в подарок православные книги.

С февраля 2013 года по согласованию с администрацией ежедневно совершаются богослужения в южном Екатерининском пределе Смольного собора. К сожалению, не у всех это находит понимание. Некоторые старые сотрудники ропщут: «Подумайте только: в соборе церковь устроили!» Так уж они привыкли к его недолжному использованию. Что поделаешь!

Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. К нам тянутся прихожане, прежде всего молодежь. Возрожденный Смольный собор мыслится как главный ВУЗовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни нашей молодежи, ее возрождения. И возрождения России.

Источник

Смольный собор

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Смольный собор в Санкт-Петербурге – центральная часть монастырского комплекса, располагающегося на левом берегу Невы. Со всех сторон он окружен церквями, при этом архитектурный ансамбль выстраивается в форму креста. Архитектор Воскресенского Смольного собора – Бартоломео Франческо Растрелли, он же сотворил Зимний, Воронцовский, Строгановский и Екатерининский дворцы. Архитектурный стиль Смольного собора – барокко, как и многих других шедевров итальянского мастера.

Воскресения Христова Смольный собор в цифрах:

История Смольного собора

Возведение собора

Все свое детство Елизавета Петровна провела в Смольном доме. В 1740-е годы, вскоре после восхождения на престол, она указала построить на месте дома монастырь. Он должен был быть величественным, с домовыми церквями и колокольней. Елизавета Петровна планировала в тихом месте прожить спокойную старость. Здесь же она велела учредить институт для девушек, родом из дворянских семей. Планирование будущего монастыря было поручено Франческо Растрелли.

30 октября 1748 года состоялась закладка собора. Молебен отслужил и положил основание монастырю архиепископ Симеон. Назван он был Воскресенским – по соборному храму. Бригадиром был назначен Мордвинов Яков Андреевич. В 1749 году помощником Растрелли стал Христиан Кнобель. Через 3 года после закладки собора завершились подготовительные работы, были заложены фундаменты, и начался этап активного строительства.

Благодаря тому, что императрица не жалела финансирования на возведение монастыря, работы велись с размахом. На забивку свай под фундамент и складку стен были привлечены тысячи мастеровых и солдат. Каждый день на стройке работали около 3500 солдат. Строительные материалы изготавливали на невских, олонецких и уральских заводах.

Строительство продвигалось очень быстро, вскоре в Москве были отлиты колокола, архитектор завершил проекты иконостасов, и уже шла подготовка церковной утвари. Однако началась Семилетняя война с Пруссией, и финансирование на возведения монастыря было урезано, а работы замедлились.

Планами Елизаветы Петровны провести старость в этом монастыре не суждено было сбыться. При ее жизни строительство было окончено только на этапе черновых работ. После смерти императрицы работы остановились.

В 1762 году, после того, как Растрелли уехал в Италию, главным архитектором был назначен Юрий Матвеевич Фельтен. Средств для завершения не хватало, здание училища и отделка собора не были завершены, а возведение колокольни отменили. В 1768 году завершилась установка украшений и скульптур.

Собор еще 70 лет так и оставался недостроем, а его состояние ухудшалось с каждым годом. Своды покрылись трещинам, а вода затопила подвалы. Только в конце 1820-х годов работы были возобновлены. Указ издал Николай I, а в 1828 году был объявлен конкурс по оформлению Смольного собора, однако, работы начались только спустя 4 года. После масштабной реставрации собор был покрашен в желтый цвет с золочеными звездами – такое желание высказал император. Также было отлито 12 колоколов, а в 1832 году установили деревянный иконостас.

Изначально Растрелли планировал собор холодным – без какого-либо отопления. Архитектор Василий Петрович Стасов, руководивший проектом, отмечал, что в стенах с особым трудом пробивали трубы для печей. В 1835 году собор был достроен, спустя 87 лет после его закладки.

Собор до революции 1917 года

В год окончания строительства храм был освящен во имя Воскресения Христова, а северный придел был освящен во имя святой Елизаветы – в память основательницы монастыря. Другие придела освятили во имя Марии Магдалины и Марии Федоровны.

Николай I присвоил храму статус собора всех учебных заведений, в память о матери. На алтарной стене выводились названия всех школ и институтов, которые входили в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. Собор финансировался средствами Государственного Казначейства.

На протяжении 90 лет в храме были регулярные богослужения. 22 июля по старому стилю праздновался день равноапостольной Марии Магдалины – в этот день на службу приезжала императорская семья.

Собор после революции

После революции собор перешел к церковной двадцатке, а в 1922 году было принято решение о его закрытии, а все имущество было изъято. После собор использовался в качестве склада для декораций, в подвале был оборудован бункер, который через некоторое время оснастили противоатомной защитой.

После окончания Великой Отечественной войны в соборе были найдены сохранившиеся вещи – разрушенный иконостас и другие. В 1967 году было принято решение о реконструкции собора. После завершения работ в здании разместили часть музея истории Ленинграда. И только в 1972 иконостас был окончательно демонтирован.

Затем, в 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный зал. В 2001 году, в результате урагана, с центрального купола упал крест, высотой 6 метров. В него попала молния, надломив его основание. Крест был возвращен на место в 2004 году после реставрации.

В этот же год Смольный собор включили в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводили концерты хоровой музыки, было закуплено оборудование и небольшой орган. На верхнем ярусе здания открыли смотровую площадку.

Возвращение собора церкви

В 2009 году в Смольном соборе прошел первый после длительного перерыва молебен. С 2010 года было решено возобновить в нем регулярные богослужения. В этом же году установили временный иконостас, совершена Божественная Литургия митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Казанский кафедральный собор Петербурга в качестве подарка преподнес старинный престол, также были восстановлены запрестольный образ Богородицы. В 2011 году, впервые с 1931 года, прошел престольный праздник на Рождество Христово.

В 2013 году был освящен колокол, весом 10 тонн. Его отлили в Воронеже, на колокололитейном заводе Анисимова В.Н. Его украсили иконографическими сюжетами, а в нижней части отлили названия основных вузов Северной столицы. В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение Русской Православной Церкви.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

25 января 2016 года собор передали РПЦ, в честь этого была совершена Божественная литургия. Настоятелю Смольного собора передали ключ от западных врат собора – реликвию XVIII века.

Узнать актуальное расписаний богослужений в храме Вы можете на официальном сайте.

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы, кисти русского живописца Алексея Венецианова:

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

Современное состояние

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

Концертный хор Санкт-Петербурга

В 1991 году был создан камерный хор, который организовали на базе концертно-выставочного зала. Он получил имя Камерного хора Смольного собора. Когда собор передали церкви, хор сменил название, так как лишился места для собраний. С 2016 года он носит имя Концертный хор Санкт-Петербурга.

Хор, который возглавляет Владимир Беглецов, долго искал новое место для базирования, и, в конце концов, ему предложили зал в здании дореволюционной Городской думы на Невском проспекте.

Легенды и тайны Смольного собора

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Конечно, имею столь необычную, и местами тяжелую судьбу, Смольный собор окутан тайнами и легендами.

Еще до того, как был основан Петербург, это место считали «нечистым» и называли чертовым берегом. Жителям приписывали способность общаться с нечестью, а Петр I указал оборудовать здесь хранить смолу. Смольные дворы же ассоциировались с библейским адом.

После того, как из-за урагана в 2020 пострадал крест собора, о нем стали говорить «креста на нем нет». И, несмотря на то, что событие обыкновенное – в этот ураган не пострадал ни один другой собор.

Есть и приверженцы магии чисел. Ведь удивительно, что собор строили 87 лет, столько же лет проходили службы после его открытия, и также через 87 лет отслужили первый молебен после закрытия. Говорят, что 8 – символизирует щит, а 7 – меч, и считают собор защитником города.

Адрес и как добраться

Смольный собор располагается по адресу: площадь Растрелли, 1.

Ближайшая станция метро – «Чернышевская», от нее до храма около 30 минут пешей прогулки.

Рядом с собором находится одноименная остановка. Здесь останавливается автобус №136, а на остановке «Площадь Растрелли», что находиться чуть дальше, останавливаются автобус №74 и маршрутное такси №К-76.

Телефон для справок: (812) 900-70-15

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Соборы и Храмы

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть фото смольный монастырь франческо растрелли. Смотреть картинку смольный монастырь франческо растрелли. Картинка про смольный монастырь франческо растрелли. Фото смольный монастырь франческо растрелли

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *