смольный институт был создан для обучения

история Смольного института

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

Как всем известно, императрица Екатерина II была великим гуманитарием и реформатором. Она мечтала о России как о новом государстве, построенном по законам «разума» и «порядка». А для нового государства нужен новый человек — благородный и добродетельный, просвещенный и способный к созиданию. Выполнить это просто указами и законами невозможно. Нужно было сначала воспитать воспитателей. А кто же будет воспитывать нового человека? Ответ прост и естественен: прежде всего матери будущих граждан. Надо сказать, что к созданию программы будущего воспитательного общества Екатерина подошла основательно. Активно велась переписка с Вольтером и Дидро, изучалась просветительская литература и традиция. Русским дипломатам и послам во всех странах Европы был отдан тайный приказ добыть программы существующих государственных воспитательных заведений для девиц. Но в Европе аналогов не оказалось, кроме знаменитого пансиона благородных девиц для девочек из обедневших дворянских семей, учрежденного в Сен-Сире под Парижем еще при Людовике XIV его фавориткой Франсуазой де Ментенон. Но и в Сен-Сире программы как таковой то ли не оказалось, то ли ее не хотели показывать, и потому свою программу русским пришлось разрабатывать самим.

Это архиважное для государства дело было поручено Ивану Бецкому. Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии. Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

Надо сказать, что в то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки, т.к. дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И вот Екатерина II решила открыть в недавно построенном и не использовавшемся по прямому назначению Смольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», чтобы, как говорилось в указе, «. дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам. дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Но желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же будут учить там их чад. Но все же в 1764 году, в августе первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

Комната для умывания

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть «кофейницами». Девочек «среднего возраста» называли по цвету их форменного платья «голубыми», а девочек «старшего возраста» — «белыми», хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.

Условия в институте были спартанские, поскольку И. Бецкой был уверен, что только в здоровом теле обитает здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

— Утренний чай с булкой.
— Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
— Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
— Вечерний чай с булкой.

Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.
В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе «каникулы», симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим и притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдику, архитектуру и физику. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводству, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали. После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы

Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в обязанность «изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали». Помощницей начальницы была правительница (или инспектрисса), она «наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте». Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.

Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и «воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их». Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера.

.Между прочим, после 1825 года многие дети декабристов учились в институтах: обе дочери Каховского, например, закончили курс с серебряными медалями. Говорят, что когда в институт приезжали княжны, то дочери императора и дочери руководителей восстания весело играли вместе.
Учились здесь и «иноземки»: внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки. Несмотря на то, что, согласно пафосным официальным источникам, начальница Смольного, княжна Ливен, говорила молодой классной даме: «Вы, может быть, еще не знаете традиций Смольного. С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных», отношение к ним, безусловно не было обычным.

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

Надо сказать, что первый выпуск Воспитательного общества благородных девиц был действительно блестящим. Он состоялся 30 августа 1776 г. Выпускалось всего 39 девиц. Восемь лучших учениц получили кроме медалей шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Но очень тонка грань между настоящим просвещением и воспитанием и показной образованностью, манерностью, сентиментальной отрешенностью. Будучи падкой на комплименты, Екатерина любила показывать девиц, щеголять ими. И вместо воспитания добродетельных жен и матерей Смольный стал воспитывать светских женщин. В Смольном часто давались балы, на которые приглашались кадеты; зачастую кадеты вместе с девицами давали театральные представления. Раз в неделю по воскресеньям девочки публично танцевали. Екатерина сообщала Вольтеру о брате крымского султана Калге Султане, который каждое воскресенье повадился ездить смотреть эти танцы. Все эти любования и смотрины вредно сказывались как на самих девочках, так и на атмосфере в институте. От смолянок ждали высоких результатов, и основополагающий принцип развития и поощрения сменился принуждением и муштровкой, учение превратилось в «долбню». Хорошо учиться, по мнению одной из воспитанниц, — это «уметь хорошо болтать по-французски и делать «книксены». Появилось понятие — особая «институтская складка», т. е. манера: «У нас был тихий и осторожный голос, воздушная и вместе с тем торопливая походка, движения и спокойные и робкие. Яркая краска беспрестанно разливалась на наших щеках, а приседая, мы наклоняли голову с неподражаемой скромностью». Вот тогда-то и появилось ироничное «институтка». В конце концов Екатерина и сама увидела, что из Смольного не получилось того, что было задумано. Была составлена комиссия, проведены изменения в программе. Смольный должен был стать по преимуществу учебным заведением. Однако в царствование Екатерины новый план еще не выполнялся в полной мере. А перемены в уставе института начались после смерти Императрицы. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год «смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

холл жилого корпуса

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста – в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны институток стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году. Не изменился только его устав. Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим «смолянкам», но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.

А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предосудительным веселиться, когда идут бои.
Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.

«Новая порода» людей, значительно отличавшаяся от прочего русского общества, была создана, и это было признано самим обществом. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха — новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета — Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию — это неоспоримый факт.

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. О них и о нравах, царивших в Смольном я расскажу в следующей публикации.

Источник

Барышни, Смольный: каким на самом деле был институт благородных девиц

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

Автор фото, Getty Images

255 лет назад началось женское образование в России: 16 мая (5 мая по старому стилю) 1764 года был основан Смольный институт благородных девиц.

Название пошло от дегтярного двора, работавшего на его месте при Петре I.

Шаг прогрессивный, но современные борцы за права женщин отнеслись бы к нему неоднозначно. Представление о Смольном институте как очаге высокой культуры, утонченности и возвышенных чувств на поверку оказывается несколько преувеличенным.

Учреждение строгого режима

Автор фото, Public domain

Петр «заводил науки» с практической целью, нуждаясь в офицерах, инженерах и моряках. Екатерина II, поклонница Локка, Монтеня и французского педагога Франсуа Фенелона, получив власть, задалась целью «создать новую породу людей».

В основу было положено стремление вырвать девочек из «невежественной среды» как можно раньше, изолировать, а затем вернуть в общество «облагороженными».

Воспитанницы должны были поступать в институт в шесть лет и оставаться там до 18. От родителей или опекунов требовали «дать письменно обязательство в том, что они, до истечения положенного срока, ни под каким видом обратно требовать ее не станут».

Им не позволялось ездить домой даже на каникулы. Те, чьи родные жили в Петербурге, могли видеться с ними, но редко и под присмотром классных дам. Остальные общались с семьей только с помощью писем, подвергавшихся цензуре. Тоска по дому и разговоры о нем осуждались и высмеивались.

Если при Екатерине воспитанниц довольно часто вывозили на придворные мероприятия, то впоследствии выходы за пределы территории ограничились редкими летними прогулками в Таврическом саду, откуда предварительно выгоняли публику.

Телесных наказаний не было, но широко практиковалось публичное унижение.

Казенный кошт

Неудивительно, что знать предпочитала нанимать дочерям домашних учителей, либо отдавать их в появившиеся вскоре частные пансионы. Смольный институт стал считаться заведением для девиц благородных, но небогатых. Большинство училось бесплатно из уважения к заслугам отцов.

При Екатерине число воспитанниц составляло 200 человек, позднее выросло до 800. Они делились на четыре класса, в каждом из которых были по три года, и носили форму соответственно кофейного, темно-синего, голубого и белого цвета.

Советская школьная форма для девочек практически копировала одеяние младших воспитанниц Смольного.

Супруга Павла I Мария Федоровна решила, что отрывать детей от родителей в шесть лет бесчеловечно, и упразднила «коричневый» класс.

«Институтки»

Слово «институтка» живет в русском языке, обозначая оторванность от жизни, экзальтированность и излишнюю чувствительность.

А выпускницам Смольного института приходилось объяснять, что пьяный мужик на улице шатается не оттого, что болен, и приглашение на танец на балу еще не есть предложение руки и сердца.

«Обожание»

В наглухо закрытом девичьем коллективе, где излить чувства было решительно не на кого, возник странный феномен «обожания».

Воспитанница возводила в культ старшеклассницу, учителя или институтского священника (любое лицо, стоявшее выше ее в институтской иерархии) и начинала называться «адоратрисой» такой-то или такого-то.

Когда представлялось возможным, оказывала предмету обожания мелкие услуги, тайно обливала духами ее или его одежду, а более всего стремилась как-то пострадать за него: например, съесть кусок мыла.

Оказывает ли объект хоть малейшее ответное внимание, значения не имело. Чувство было сугубо платоническое: когда один молодой педагог сообщил классу, что женится, «адоратрисы» принялись заочно обожать его невесту.

Предметами общего институтского поклонения были особы царствующего дома. Каждый высочайший визит становился грандиозным событием, мельчайшие детали которого потом обсуждались месяцами.

Александр II однажды сам отдал девушкам свой платок и добавил, смеясь: «Со мной делайте что хотите, но Милорда моего [собаку] не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память».

Чему и как учили?

Автор фото, Getty Images

Стандартная спальня классной дамы: с ноября 1917-го по март 1918 года в ней ночевал Владимир Ленин

Первый куратор института, высокообразованный вельможа Иван Бецкой, включил в программу всеобщую историю и историю искусств, географию, математику и даже «опытную физику».

В конце 1850-х комиссия министерства народного просвещения обнаружила, что в институте не было библиотеки и не хватало основных учебников.

Девушки не смогли перевести страницу текста на немецком языке, произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя знали только в пересказе учителя, назвали Александра Невского польским королем.

В 1859 году инспектором классов, то есть вторым лицом в институте, стал выдающийся педагог Константин Ушинский. Он вернул в программу естественные и точные науки, набрал молодых либеральных преподавателей, модернизировал учебные планы и методики, объединил в классах дворянок и мещанок, разрешил воспитанницам проводить каникулы и праздники у родителей.

Через три года близкая к императрице начальница института Мария Леонтьева обвинила Ушинского в атеизме, и его отправили в длительную научную командировку в Европу.

В 1858-1874 годах в России открылись 189 женских гимназий и Высшие женские курсы в Петербурге и Москве. Смольный институт потерял уникальный статус.

9 июля 1917 года Временное правительство передало часть его старинного здания, построенного Джакомо Кваренги, в распоряжение исполкома Петроградского совета. Четыре месяца институтки соседствовали с революционными матросами, а после октябрьского переворота их выдворили окончательно.

Смольный превратился в штаб-квартиру Совнаркома, а затем городской исполнительной власти.

Часть преподавателей Смольного института во главе с последней начальницей Верой Голицыной выехали в Новочеркасск, а затем в Сербию, где до 1932 года продолжали учить дочерей эмигрантов.

Киево-Могилянская академия и петербургский Александровский лицей в наши дни восстановлены. Со Смольным институтом такого не случилось: раздельное обучение давно считается анахронизмом.

Источник

Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре

смольный институт был создан для обучения. Смотреть фото смольный институт был создан для обучения. Смотреть картинку смольный институт был создан для обучения. Картинка про смольный институт был создан для обучения. Фото смольный институт был создан для обучения

16 мая (5 мая по старому стилю) 1764 года в Санкт-Петербурге указом императрицы Екатерины II было учреждено первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян — «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт благородных девиц).

Инициатором создания общества и автором его устава был действительный тайный советник Иван Бецкой. Начальницей института стала княгиня Анна Долгорукова.

Смольный институт благородных девиц располагался при Воскресенском — Смольном женском монастыре, а с 1809 года — в новом здании, построенном по проекту архитектора Джакомо Кваренги (Смольном институте).

До этого в России не существовало образовательных учреждений для девочек — девочки-дворянки учились дома, девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. Заведение, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц «благородного звания». Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре «возраста» по три года каждый (позднее срок обучения был сокращен до девяти лет, обучение стало делиться на три «возраста»).

Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: первый возраст имел платья кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», второй — голубого или синего, третий — серого, старшие девочки ходили в белых платьях. Впоследствии, как непрактичные, маркие, их заменили на зеленые, но традиция называть класс «белым» осталась.

Жили девочки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще классная дама, которая следила за поведением на уроках.

Классные дамы обязаны были поступать с воспитанницами с благоразумием и кротостью. Наказаний предписывалось избегать, допускались только «увещания» провинившихся.

День воспитанниц начинался в шесть часов утра, после утренней молитвы и завтрака они шли на уроки, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах.

Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Родители посещали дочерей только в назначенные дни с позволения начальницы, заведение должно было полностью заменить им семью.

Предметами обучения были закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; кроме того, девицы обучались танцам, музыке, рукоделию, различным видам домоводства. В Смольном институте также преподавались предметы светского обхождения.

На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске девушкам выдавались аттестаты. Лучшие ученицы получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы. Лучшие воспитанницы определялись в придворную службу.

В 1765 году при Смольном институте было открыто мещанское отделение для девочек недворянского происхождения (позднее — Александровский институт), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству.

После смерти Екатерины II в 1796 году Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне управление всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Реформа Марии Федоровны изменила характер Воспитательного общества.

Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, заменились более узкими, чисто женскими.

В XIX веке Смольный институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией.

В 1848 году при заведении был открыт двухгодичный педагогический класс, выпускницы которого становились учительницами.

С воцарением Александра II и Марии Александровны снова начались изменения. В 1859-1862 годах инспектором классов был выдающийся российский педагог Константин Ушинский. Он изменил учебные планы, ввел преподавание отечественной литературы и расширил курс естественных наук. Прием и выпуск производили каждый год, учредили каникулы.

После ухода Ушинского его основные мероприятия были ликвидированы. Вплоть до 1917 года Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. По другим источникам, в октябре 1917 года Смольный институт под руководством княгини Веры Голицыной выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 года состоялся последний российский выпуск.

После революции в здании Смольного института сформировалось новое правительство: Совет народных комиссаров во главе с Владимиром Лениным, который работал в Смольном до переезда правительства в Москву. В советское время в Смольном находился городской и областной комитет КПСС. Впоследствии там разместилось правительство и администрация города Санкт-Петербурга.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *