смоленской иконы божьей матери в софрино
Смоленский храм село Софрино
наш приходской сайт
О храме
Местная религиозная организация православный приход Смоленского храма с.Софрино Пушкинского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви.
• Статус: действующий
• Язык богослужений: церковнославянский
• Расписание богослужений (общее кратко):
Богослужения в нашем храме совершаются в выходные и праздничные дни, всенощное бдение — в 15.30, Литургия — в 9.00 час. Исповедь совершается по окончании всенощного бдения и за полчаса до начала Литургии. Каждый четверг служится молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу — начало в 9.00.
Таинство Крещения и отпевание усопших совершаются ежедневно, и в положенные дни — Таинство Венчания.
• Престольные праздники:
o День празднования Смоленской иконы Божией Матери — 10 августа.
o Свт Николая Чудотворца – 22 мая, 19 декабря.
• Приделы:
Главный придел храма освящен в честь — Смоленской иконы Божией Матери, боковой — свт. Николая Мирликийского Чудотворца.
• Смоленская церковь в Сафарино. Историческая справка.
Памятники подмосковного села Сафарино (ныне Софрино Пушкинского района) привлекали внимание исследователей уже в первой половине XIX в, В то время в селе было два храма: деревянный приходской и каменный домовый при палатах владельцев.
До наших дней сохранились лишь каменная Смоленская церковь с поздними пристройками, липовый парк, пруды. В конце XVII в. село Сафарино с деревнями Кленики и Бурлаково было пожаловано боярину Федору Петровичу Салтыкову, дочь которого Прасковья в 1684 г. вышла замуж за царя Иоанна Алексеевича. Село в то время располагалось на левой стороне пруда, образованного плотиной на реке Талице. В центре находилась деревянная церковь с погостом.
На противоположном берегу стоял двор вотчинников. Эти сведения мы имеем благодаря двум картам XVII в., обнаруженным в фондах РГАДА.
О времени сооружения каменной Смоленской церкви мы знаем из храмозданной грамоты Патриарха Адриана, данной Федору Салтыкову 11 августа 1691 г. Обращаясь к Патриарху, Ф. Салтыков, как значится в грамоте, просил благословения «на церковное строение камень, на подвязи и на кружала лес, на связи железо, всякие к тому кирпичному строению припасы готовить». К строительству церкви и палат приступили не ранее весны 1692 г. Точной даты завершения строительства мы не знаем, но произошло это вероятно не ранее 1694 г. Косвенным подтверждением этой даты являются надпись на колоколе и датировка икон из местного ряда иконостаса.
Наиболее раннее описание церкви и палат относится к 1742 г., когда произошла конфискация усадьбы у опального графа М.Г. Головкина, женатого на внучке строителя храма Ф. Салтыкова: «Село Сафарино две церкви каменная во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленския. Церковной утвари: иконостас резной вызолочен вышеупомянутая каменная церковь Божия сводом каменная, а сверх свода крыта лещением и жестью. Алтарь и трапеза сверх сводов покрыты для охранения от течи тесом. В этой же церкви Божией в трех ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц заперты ставнями и расписаны те ставни на подобии окончим краской».
Последней владелицей села была графиня В.Н. Ягужинская — урожденная Салтыкова, племянница строителя храма, — которая увековечила свое имя тем, что за 28 лет до отмены крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все угодья. В 1808 г. церковь становится приходской. После смерти В.Н. Ягужинской в 1843 г. палаты постепенно обветшали, и их за ненадобностью разобрали, а кирпич использовали на пристройку в 1862 г. трапезной и шатровой колокольни.
В 1868 г. прихожане обратились в Московскую Духовную консисторию с просьбой разрешить устроить в храме калориферное отопление и переделать главу. В 1882-1883 гг. первоначальный иконостас был заменен новым, но с сохранением старых икон и царских врат XVI в., перемещенных сюда из разобранной в 1878 г. деревянной церкви.
В 1889 г. храм внутри был расписан масляной живописью. В 1902-1904 гг. Археологическое общество рассматривало проект архитектора Г.И Попова о пристройке к церкви с юго-запада придела и церковно-приходской школы под ним и согласилось с предложенным планом. В результате объемная композиция храма приобрела существующий ныне вид.
В 1938 г. храм был закрыт, здание использовалось под разные хозяйственные нужды, а затем, доведенное до аварийного состояния, стало бесхозным.
После закрытия церкви её помещения долго использовалось под различные хозяйственные нужды: колхозный склад зерна, в летнее время под общежитие прибывших на сельхозработы студентов, пионерским лагерем министерства Мясной и молочной промышленности, располагавшимся на территории примыкающего к церкви парка. Без ремонта церковь постепенно ветшала и к середине ХХ века пришла в аварийное состояние. От полного разрушения уникальный храм спасла проведённая в 1970-е годы реставрация, выполненная по проекту архитектора-реставратора Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (г. Москва) И.В. Ильенко (1921-1996) на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
После завершения реставрации в храме располагалось фондохранилище закрытого на ремонт музея-усадьбы «Мураново». В 1994 году по инициативе благочинного Пушкинского округа Московской епархии протоиерея Иоанна Монаршека была зарегистрирована вновь образованная община Смоленского храм и назначен священник Николай Комаристый. Первые богослужения проводились под открытым небом в центре села, а затем в неотапливаемом помещении бывшей церковно-приходской школы под храмом. Лишь после завершения реставрации дома-музея в «Мураново» и возвращения туда фондохранилища весь храм был передан общине. В октябре 1996 г. настоятелем церкви стал священник Владимир Александрович Гончаров, служащий в храме до сих пор.
Немало трудностей пришлось пережить общине. За истекшие годы дважды проводился ремонт фасадов и интерьеров, к церкви и окружающим её домам за средства прихожан был подведен природный газ, реконструирована система отопления, выполнена реставрация орнаментальных росписей XVII века в древней части храма, воссоздан на основании архивных материалов и аналогов удивительный по красоте и мастерству исполнения семиярусный барочный позолоченный иконостас, проведена замена оконных блоков в древней части храма. На кафедре церковных искусств Свято-Тихоновского богословского института под руководством Е.Д. Шеко для иконостаса пишутся иконы в стиле конца XVII столетия, а с сохранившихся в музее «Коломенское» икон сделаны копии. В Никольском приделе, где постоянно проводятся богослужения, устроен новый позолоченный иконостас с иконами в стиле нач. ХХ века, приобретена вся необходимая для жизнедеятельности храма утварь.
В стенах храма собрано немало святынь. Прежде всего, это мощевик с частицами мощей многих угодников Божиих, среди которых мощи преп. Петра и Февронии Муромских, святителей Игнатия Брянчанинова и Иннокентия Иркутского, благоверных ярославских князей Феодора и его чад Давида и Константина, преп. Иосифа Волоцкого, святителя Филарета Московского. В отельных киотах помещены иконы с мощами трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, преп. Сергия, преп. Серафима Саровского. В большой напольный крест вставлен камень от святой горы Голгофы. На престоле Никольского придела хранится небольшой Смоленский образ Богоматери, прославившейся обильным мироточением.
Смоленский храм c. Софрино
Восстановим порушенные Святыни Подмосковья!
ОБРАЩЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ
К ДУХОВЕНСТВУ, МИРЯНАМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ И ЖИТЕЛЯМ ПОДМОСКОВЬЯ
Восстановим порушенные Святыни!
Возлюбленные служители Алтаря Господня,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
Уважаемые жители Подмосковья!
Душевная боль о порушенных святынях Подмосковья, несмотря на то, что многое сделано, не оставляет меня. Существующее состояние многих храмов, разрушенных и оскверненных в безбожное лихолетье, не может не вызывать скорбные чувства. Уверен, что долг восстановления их лежит на всех нас.
Когда 5 ноября 2014 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области, я публично поделился с Его Святейшеством своими мыслями, сказав: «Несмотря на то, что сотни и сотни храмов построены за это время в Московской области и еще больше восстановлено, со скорбью констатирую, что до сих пор не хватило ни сил, ни веры, ни жертвенности, чтобы несколько сотен храмов поднять из руин. Но веруя в Ваше благословение, мне хочется, чтобы с этого дня наше духовенство ревностно постаралось восстановить все до одного порушенные святыни на нашей Подмосковной земле».
С благословения Его Святейшества мы приступаем к этому святому делу. Московской епархией создан благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, и я благодарен губернатору Московской области А. Ю. Воробьеву, что он вместе со мной стал сопредседателем его Попечительского совета. Горячо надеюсь, что никто в Подмосковье не останется равнодушным к этой инициативе.
Московская епархия уже перечислила на счет фонда более двадцати шести миллионов четырехсот тысяч рублей. Я со своей стороны тоже внес свою лепту в это святое дело.
Призываю духовенство и мирян, общественные организации, благотворителей и всех жителей Подмосковья принять активное участие в восстановлении порушенных святынь Подмосковной земли своими пожертвованиями.
Заранее всех Вас благодарю и призываю на Вас Божие благословение.
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
Софрино, село. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери является главным украшением старинного села Софрино (именовавшегося ранее Сафарино), расположенного в живописной местности в 35 километрах от Москвы на старой дороге в Троице-Сергиеву Лавру.
Строительство ныне существующего каменного здания храма взамен обветшавшего деревянного велось в 1691-1694 гг. после того, как государево дворцовое село Сафарино было подарено боярину Федору Петровичу Салтыкову, породнившемуся в конце XVII века с царской династией. Построенная в необычно пышном для того времени стиле «нарышкинского барокко» Смоленская церковь украшалась лучшими мастерами своего времени. Последняя владелица Сафарина Варвара Николаевна Ягужинская завещала после своей смерти (1843) усадьбу и окрестные земли крестьянам.
В середине XIX века усадебные палаты были перестроены. В 1866 г. была возведена колокольня с трапезной, а в 1912 г. с юга пристроен придел в честь святителя Николая.
В 30-е годы XX века храм был закрыт. Часть иконостаса была вывезена в запасники музея в Коломенском, остальное убранство полностью утрачено. Возрождение церкви началось в 1994 году.
Церковь Смоленская в с.Софрино Пушкинского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Кирилл Аминов, 15 марта 2015 г.
Смоленский храм в Софрине был возведён в 1690-х годах стараниями нового владельца бывшего дворцового села Фёдора Петровича Салтыкова, пожелавшего украсить свою усадьбу каменной домовой церковью, красота которой подчеркнула бы его высокое положение при российском дворе. Село, стоящее на древней Троицкой дороге из Москвы в Сергиеву обитель, когда-то называлось Супоневым; имя же Сафарино получило, видимо, в конце ХV века, когда эти земли приобрёл купец Иван Сафарин, торговавший в Крыму с иностранцами. Софриным оно стало уже в конце ХIХ века. Как владение Ивана Сафарина, село упоминается в датируемой 1572 годом духовной грамоте Ивана Грозного, который в ожидании появления на свет дочери, обещал передать ей некоторые подмосковные сёла, и в том числе «село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина». В эпоху Смуты Сафарино сильно пострадало, превратившись в деревню, ибо от существовавшей в нём прежде деревянной церкви осталось, согласно Писцовым книгам начала 1630-х гг., лишь «церковное место».
Ситуация изменилась в конце 1960-х годов, в пору активной деятельности Общества охраны памятников истории и культуры. После проведённого тщательного обследования Смоленский храм был реставрирован под руководством исследователя-архитектора Ирины Валентиновны Ильенко. Отреставрированную церковь передали Музею-заповеднику «Усадьба Мураново», который использовал её как фондохранилище. В 1994 году в Софрине при Смоленском храме была зарегистрирована православная община, которой вскоре и была передана эта церковь.
Журнал: «Православные храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №221, 2016 г.
Журнал: «Православные храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №221, 2016 г.
В селе Софрине, Сафарино тож, в XVI ст. существовала церковь Успения Пресвятой Богородицы; когда и по какому случаю она была уничтожена – неизвестно. В писцовых книгах 1631-33 гг. говорится: «села Семеновского приселье деревня, что было село Супонево, Сафарино тож, а в ней место церковное, что был храм Успения Пресвятой Богородицы, да место попово, пашни церковной земли 2 десятины в поле». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. упоминается, что церковная земля Успенской церкви отдавалась на оброк.
Около 1668 г. в селе Софрине построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. В приходной книге казенного приказа написано: «в 1677 г., по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, прибыла вновь из пустовой оброчной книги церковь Успения Пресвятой Богородицы в государеве дворцовом селе Сафарине, которая построена на церковной Успенской земле, а на ту церковь Успения велено положить дани и заезда… 16 алтын 4 деньги и по тому окладу те данные деньги велено взять по отписям… а пустовую церковную землю в пустовой книге велено очистить и впредь не писать. Данные деньги с сей церкви платил староста поповский Ильинский поп Федот».
Под 1702-39 гг. Успенская церковь писалась в вотчине кравчего Василия Федоровича Салтыкова в селе Сафарине. Во второй половине XVII ст. в селе Софрине упоминается церковь Пресвятой Богородицы Одигитрия, построенная на месте бывшей Успенской церкви, но когда – неизвестно. В переписной книге 1705 г. значится: «за кравчим Василием Федоровичем Салтыковым вотчина, что ему пожаловано из дворцовых волостей, село Сафарино, а в селе две церкви Смоленской Пресвятой Богородицы одна – каменная, а другая – деревянная». (О построении каменной церкви выдана благословенная грамота 1691 г. августа 11 дня патриархом Адрианом боярину Федору Петровичу Салтыкову).
По смерти В. Ф. Салтыкова село Софрино досталось его племяннице княгине Екатерине Ивановне Ромодановской, бывшей замужем за графом М. Головкиным. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Софрине новой деревянной церкви во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению графа Михаила Гавриловича Головкина. В своем прошении, поданном в казенный приказ 18 мая 1737 г. он писал: «в подмосковной вотчине моей в селе Сафарине имеется церковь деревянная во имя Одигитрии Смоленской Богородицы, которая от давнего строения весьма обветшала и службы отправлять невозможно; а ныне я желаю на место оной ветхой церкви построить вновь деревянную церковь во имя Одигитрии Смоленской Богородицы, а без указу и без благословения св. Правительствующего синода того учинить опасный, и чтоб указом повелено было о строении на место оной ветхой церкви вновь деревянную дать указ». Резолюция преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «дать храмозданную грамоту, 1737 года мая в 25 день». Того же года 1 июля из синодального казенного приказа выдан указ графу Головкину о строении церкви. Новопостроенная деревянная церковь была освящена в феврале 1740 г.
В 1741 г., по именному указу, все имения, принадлежавшие графу Головкину, велено отписать на ее величество. В описных книгах 1742 г. находится описание церквей в селе Софрине.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.
Смоленская церковь сооружена в 1691-1694 г.г. в «нарышкинском» стиле. После смерти своей владелицы села графини Ягужинской храм стал приходским и не раз перестраивался. В начале XIX в. разобрали обветшавшую галерею на столбах, окружавшую памятник с трех сторон. В 1860-е г.г. на месте разобранных палат к храму пристроили трапезную с шатровой колокольней, а в 1904-1906 г.г. с южной стороны к трапезной пристроили Никольский придел с церковно-приходской школой под ним.
Церковь воздвигнута на высоком подклете и состоит из квадратной центральной части, к которой с востока примыкает трехчастная аспида, а с запада небольшая трапезная. Венчает четверик четыре яруса восьмериков, третий из которых служил звонницей, подъем на которую осуществляется по внутристенной лестнице.
Фасады храма богато украшены белокаменной резьбой. Наличники окон оформлены колонками с коринфскими капителями, парапеты белокаменными кирпичами с пинаклями и шарами. Особенно красиво белокаменный декор смотрится на фоне краснокирпичных стен. В отделке поздних пристроек также использованы белокаменные детали. В древней части воссоздан иконостас в стиле конца XVII в. В подклете храма хранятся фрагменты белокаменного камина XVIII века.
В 2007-2013 г.г. проведена реставрация декоративной художественной резьбы, воссоздание рельефной резьбы из мягких пород дерева категории особой сложности, IV категории сложности, установка резьбы, воссоздание объемной резьбы из мягких пород дерева III категории сложности и арочных сводов, установка резьбы арочных сводов, позолотные работы – подготовка поверхности резных деталей иконостаса под позолоту по лаку «Мордан» IV категории, золочение деревянных резных деталей по лаку «Мордан» IV категории.
Смоленская церковь (Софрино)
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине — православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII века в посёлке Софрино Пушкинского района Московской области. Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691—1694 гг.
История
Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево. Новое название — Сафарино — село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968—1969 годах.
В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691—1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.
Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749—1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731—1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.
После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.
В 1902—1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.
В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877—1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.
В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921—1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.
До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.
Архитектура
Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862—1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.
Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них — световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний — барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго — пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.
Источники
Софрино — У этого термина существуют и другие значения, см. Софрино (значения). Посёлок городского типа Софрино Флаг … Википедия
Русская православная церковь — Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда; о других значениях см. РПЦ (значения). Русская Православная Церковь … Википедия
Талица (приток Вори) — Талица Характеристика Длина 38 км Площадь бассейна 162 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Воря → Клязьма → Ока → Волга … Википедия
Пушкинское благочиние — Пушкинский благочиннический округ Московской епархии Русской Православной Церкви объединяет 36 приходов. Границы округа совпадают с границами Пушкинского района Московской области. Благочинный округа протоиерей Иоанн Монаршек, настоятель церкви… … Википедия
Пушкинский благочиннический округ — Московской епархии Русской православной церкви объединяет 36 п … Википедия
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ — (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) … Православная энциклопедия
Сергиев Посад — Город Сергиев Посад Флаг Герб … Википедия
Москва — У слова «Москва» есть и другие значения: см. Москва (значения). Столица Российской Федерации, город федерального значения Москва … Википедия
Награды Русской православной церкви — Содержание 1 Иерархические награды Русской православной церкви … Википедия
В подмосковном Софрино освятили восстановленный Смоленский храм XVII века
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Восстановленный исторический Смоленский храм XVII века освятили 7 августа 2016 года в подмосковном селе Софрино Пушкинского района.
Великим чином храм освятил в сослужении духовенства митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, сообщает сайт Московской епархии.
Первое упоминание каменной Смоленской церкви в поселке Софрино относится к 1691 году, строительство же ее завершилось не ранее 1694 года.
В 1938 году храм был закрыт, после чего его использовали под разные хозяйственные нужды, а позднее и совсем забросили.
В итоге, к середине ХХ века, некогда красивейший храм Пушкинского района оказался на грани полного разрушения. От этого его спасла реставрация, проведенная в 1970-е годы по проекту архитектора-реставратора Центральных научно-реставрационных проектных мастерских И.В. Ильенко на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
После реставрации в храме располагалось фондохранилище закрытого на ремонт музея-усадьбы «Мураново».
В 1994 году при еще недействующем храме была зарегистрирована новообразованная православная община, первые богослужения которой проходили под открытым небом.
Лишь после завершения реставрации дома-музея в «Мураново» и возвращения туда фондохранилища храм был передан общине.
За прошедшие годы он был отремонтирован, в частности, выполнена реставрация орнаментальных росписей XVII века в древней части храма и воссоздан на основании архивных материалов и аналогов семиярусный барочный позолоченный иконостас.