смоленский собор во время войны

Успенский собор в Смоленске.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Хочу познакомить вас еще одной, думаю главной, достопримечательностью моего любимого Смоленска.
Свято — Успенский собор.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».
Храм увенчивает высокую, расположенную между двумя глубоко врезанными в береговой откос оврагами, гору. Когда-то на этом месте располагался кремль средневекового Смоленска — детинец, окруженный валом и рвом, где находилась резиденция смоленских князей.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Задача сооружения нового собора встала сразу после возвращения Смоленска в состав Московского государства в 1654 году. Первоначально строительство было поручено мастеру Евсютке Иванову, но он отказался от работы, так как заказчики ему не определили ни размеры будущего здания, ни образец, по которому его надлежало его строить. Тогда, взяв за образец собор в Александровой слободе и установив размеры будущего сооружения, Приказ каменных дел поручил строить собор подмастерью каменных дел Леонтию Костоурову, который вместе с Яковом Шарутиным составил строительную смету.
Увенчанный пятью главами (вместо семи по первоначальному варианту), праздничный и торжественный, с пышным барочным декором на фасадах, он высоко возносится над городской застройкой.

Грандиозность здания ощущается и снаружи, когда стоишь у его подножия, и внутри, где среди наполненного светом и воздухом пространства уходит ввысь, мерцая золотом, гигантский, необыкновенно торжественный и пышный позолоченный иконостас — чудо резьбы по дереву, одно из выдающихся произведений декоративного искусства XVIII века, созданное в 1730—1739 годах украинским мастером Силой Михайловичем Тру-сицким и его учениками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым.

Иконы также принадлежат кисти С. М. Трусицкого и его учеников. Впоследствии они неоднократно реставрировались, и до наших дней нетронутой сохранилась только икона «Великий архиерей» над царскими вратами.
В Успенском соборе хранится и еще одна реликвия — вышитая плащаница «Оплакивание Христа», изготовленная в мастерской княгини Евфросинии Ста-рицкой, тетки Ивана Грозного. Вышитая из шелка разных оттенков, золотых и серебряных нитей, эта плащаница была вкладом княгини в московский Успенский собор. Она хранилась там до 1812 года и вместе с другими московскими сокровищами была вывезена по приказу Наполеона. По пути к Смоленску на обоз с московскими трофеями напали партизаны и отбили его. Спасенную плащаницу передали в дар смоленскому собору.

В России сохранилось еще три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна – в Троице-Сергиевой лавре, вторая – в музеях Московского Кремля и третья – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора – самая большая и самая лучшая по сохранности. Первоначально она предназначалась для Московского Успенского собора.

В соборе хранится также железная сандалия легендарного воина Меркурия Смоленского, спасшего город от нашествия монголо-татар в XIII в. Об этом рассказывается в древнерусском памятнике ”Повесть о Меркурии Смоленском, ” составленном на основе местных легенд и преданий, в которых народное сознание переосмысливало тот факт, что богоспасаемый град Смоленск не был разорен татарами, как многие другие русские города.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропалСамо здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны.
Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.
А немецкие летчики заходили на бомбежку города используя его ( собор ) как ориентир.

Источник

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Смоленск в конце XI века становится по-настоящему родным для Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает здесь Успенский собор, освящает его. Современный облик собор приобрел при императрице Екатерине II.

История собора

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Строительство нового собора

Процесс возведения нового храма в 1676 году был возложен на зодчего Королькова Алексея, после нескольких попыток восстановить старый. План нового собора был выслан царем Алексеем Михайловичем, которые возжелал возведения нового на прежнем месте.

Из государственной казны на нужды строительства было выделено 2 тысячи рублей серебром и целых 399 пудов железа.

В 1677 году, 2 августа в торжественной обстановке был заложен первый камень. Стройка шла «стахановскими» методами. Уже через 1,5 года были сооружены стены собора, за что архиепископ Симеон получил сан митрополита, а также 6 лошадей.

Однако не все так было гладко. Материалов катастрофически не хватало, из-за чего Королькову пришлось серьезно отступать от проекта. Он даже не сделал за иконостасом капитальную стену. В следствие чего иконостас отошел от стен по всей высоте и работы прекратили.

Вернулись к строительству храма в 1712 году. Освятили его только в 1740 году. Но буквально через 20 лет произошла трагедия – купол провалился вместе с западными главами.

Екатерина II вторая принимает решение провести реконструкцию святыни и выделяет на это порядка 12 тысяч рублей. Верующие не остаются в стороне и жертвуют тоже свои личные деньги. Работы проводятся под руководством Обухова Петра, который вместо семиглавия делает пятиглавую церковь.

В итоге, в 1772 году, храм приобретает тот вид, который сохранился до наших времен.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Современный вид собора

Современный собор сочетает в себе барокко и древнерусский стиль. Внутри святыни очень светло. Высота сооружения – 69 метров.

Иконостас — это 30-метровое пятиярусное сооружение, с позолотой и резьбой. На нем множество деревянных скульптур. Такой красоты нет ни в одном храме России.

В соборе 3 святыни:

Также в стенах храма хранится годуновский список.

Ранее в церкви даже хранился шлем Св. Меркурия, который является покровителем Смоленска. Но он исчез во время войны с французами.

Вторая святыня храма – сандалии святого Меркурия Смоленского. Несмотря на свое иностранное происхождение, заслышав весть о том, что Батый напал на город, он тут же прибыл в Смоленск и отогнал их. Но в схватке сам погиб, благодаря чему и причислен к лику святых.

Третья значимая святыня – плащаница «Положение во гроб». На ней вышита дата изготовления – 1561 год. Изготовили ее в мастерской тетушки Ивана Грозного – Ефросиньи Старицкой. Изначально она находилась в Московском Кремле. В 1812 году французы ее похитили. Однако смоленским солдатам удалось ее отобрать и в знак благодарности она была пожалована Успенскому храму.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Чудотворная икона Одигитрия

В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.

Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.

Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.

Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.

Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Соборная колокольня

Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.

Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.

Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны

Детинец на Соборной горе

Первое упоминание о Смоленске есть в летописях от 863 года. Культурный слой на Соборной горе, где расположен храм, по толщине составляет от 1,2 до 5,6 метра. Здесь найдены множественные остатки деревянных строений, предметы из бронзы и меди, стеклянные изделия, украшения. Во время раскопок удалось установить, что пик развития на горе пришелся на XII-XIII века.

Детинец находится на левом берегу реки Днепр, на горе Соборная. Первые поселенцы здесь появились в VI-VIII веках. Следов пребывания людей в период IX-X веков не обнаружено. Именно в XI веке, гора превращается в детинец. Тогда это была сплошная застройка из деревянных домов на площади в 3 га.

Как добраться самостоятельно

К собору добраться на общественном транспорте очень просто. В эту сторону двигаются автобусы №№ 3, 9, 19, 7, 10, 22 и 22 ш, 31, 33, 38, 164, 113. Выходить необходимо на остановке «Улица Соболева». Много маршрутных такси №№ 27н, 119, 41н, 38н.

Правда, от остановки придется немного пройтись. На остановке необходимо повернуть на улицу Соборная гора и пройтись около 10 минут.

Если приехать в город на поезде, то от него можно дойти пешком, буквально за 30 минут. Для этого необходимо выйти на улицу 12 лет Октября, повернуть на улицу Кашена, затем на улицу Беляева, пройтись по мосту и выйти на улицу Соболева, откуда уже виднеется храм.

Не забывайте, что для входа в святыню необходимо соблюдать определенные правила. Не допускается заходить в пляжных вещах, шортах или спортивной одежде. Женщины не должны быть в брюках и обязательно с покрытой головой.

Утренние богослужения в будни дни начинаются в 9 утра, вечерние в 6 вечера. В праздничные и выходные дни в 7 и 10 утра, вечером в 18:00.

Источник

Под сенью золотых куполов

Успенский собор – один из символов Смоленска. Храм, переживший вместе с городом и нашествие армии Наполеона, и оккупацию фашистов. Объект, без которого не обходится практически ни одна местная экскурсионная программа…

Однако получается некий парадокс: порой туристы знают о нашем соборе гораздо больше, чем сами смоляне. Мы решили попытаться восполнить этот пробел и обратились за помощью к председателю Смоленского отделения Союза краеведов России иеромонаху Рафаилу (Ивочкину).

В память об обороне

— Успенский собор – живая история. Он свидетель и участник многих событий, происходивших в нашем, можно сказать, уникальном регионе. Ведь Смоленщина, пожалуй, единственная область, которая является и приграничной и пристоличной.

Нынешний собор был возведён в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого храма XII века. Последний был основан Владимиром Мономахом ещё в 1101 году. И именно сюда князь перевёз из Чернигова доставшуюся ему в наследство от матери икону Богородицы Одигитрии, которую чуть позже станут называть Смоленской.

Однако завершал работы уже другой архитектор – Готфрид Шедель. Только в 1740 году собор, увенчанный семью куполами синего цвета с золотыми звёздами, был построен. Однако в таком виде храм простоял всего двадцать лет: в 1761 году обрушились центральная и западная главы. Поэтому в 1767-1772 годах архитектор Пётр Обухов перестроил верх собора, оставив традиционное пятиглавие.

Две Одигитрии

Одно из почётных мест в сегодняшнем соборе занимает Смоленская Одигитрия. Перед иконой установлена чугунная площадка с ажурными решётками и лестницей.

— Ничего этого до 1848 года не было. Тогда к иконе просто приставлялась лестница, которая, согласно историческим источникам, «угрожала падением и могла привести к травмам богомольцев». Ситуацию исправил архиепископ Тимофей. Частично на собственные средства, частично на деньги смоленских купцов он заказал обустроить удобный доступ к святыне. Тогда же там появились и иконы «Исцеление Спасителем расслабленного», «Смоленские святые», хотя первоначально планировалось поместить картины с изображением истории Одигитрии и её почитания.

Конечно, в те годы в соборе хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери – тот самый, что привёз Владимир Мономах. Однако та икона бесследно исчезла во время немецко-фашистской оккупации. И сейчас её заменяет более поздний список, который больше первообраза по размеру, поскольку был сделан специально для Днепровских ворот Смоленской крепости.

— Долгое время среди историков бытовало мнение, что эта икона была написана по приказу Бориса Годунова и привезена в Смоленск. На самом деле это не так. Она изначально была написана, чтобы висеть над Днепровскими вратами Смоленской крепостной стены: она большая и видна издали. Поэтому позже её и стали называть надвратной. И живопись, скорее всего, местного характера – по крайней мере, так утверждают искусствоведы.

Обыкновенное чудо

История Смоленской Одигитрии богата на чудеса. Не случайно и первообраз, и надвратная икона считаются чудотворными. Впрочем, об этом написано немало, в том числе и в «Смоленской газете». А между тем в Успенском соборе есть ещё две иконы, явивших чудо мироточения. Это Казанская икона Божией Матери и образ преподобного Серафима Саровского.

— До девяностых годов теперь уже прошлого века Казанская икона Божией Матери находилась в алтаре и была мало известна богомольцам. Но однажды священники перед службой увидели, что образ мироточит. Об этом сообщили митрополиту Кириллу, ныне патриарху. И он благословил установить в честь этой иконы местное празднование.

Сейчас Казанская икона Божией Матери установлена вне алтаря, чтобы верующие могли свободно ей поклониться. Также, как и образ преподобного Серафима Саровского, тоже мироточивший в девяностых годах прошлого века.

— Чем было тогда это мироточение, не известно. Может быть, Господь показывал свою милость смолянам. А может быть, предупреждал о чём-либо. В любом случае это чудо. Как с духовной точки зрения, так и с физической: учёные тоже не могут объяснить, как появляется этот состав.

А ещё в Успенском соборе есть уникальная иконописная композиция, авторство которой приписывают Виктору Васнецову. Это распятый на кресте Иисус и две скорбных фигуры рядом.

— Как эта композиция попала в Смоленск, я не знаю. И кто установил авторство, честно говоря, тоже – хотя об этом говорят буквально все. Впрочем, даже если это работа и не самого Васнецова, то точно его школы. И это нисколько не умаляет её художественного достоинства.

Под гнездом пеликана

Отдельно стоит сказать и об иконостасе Успенского собора. Это тоже своего рода уникальное произведение искусства 18 века: и декоративно-прикладного, и живописного. Искусства, где русские мотивы тесно переплелись с западноевропейскими и, в частности, польскими.

— Наш иконостас уникален, прежде всего, грандиозностью замысла. Тридцать метров в высоту, пять ярусов икон – целая художественная галерея смоленской живописи. Липовая резьба, местами двух- и трёхслойная. Нехарактерное для православия обилие скульптуры. Последнее объясняется тем, что иконостас делали мастера из Малороссии, где в то время уже была подписана уния об объединении православной и католической церквей.

Своей величиной поражают и Царские врата. Они считаются самыми большими в Европе. Кроме того, нетрадиционно их завершение гнездом с сидящей в нём птицей.

— Обычно Царские врата венчает чаша или изображение Святого духа в виде голубя. А у нас – гнездо с птицей, которая разрывает себе грудь, чтобы накормить птенцов собственной кровью. Это пеликан – древнехристианский символ. Хотя некоторые исследователи считают, что это птица Феникс, отсылая нас к гербу Смоленска. Однако, если внимательно вчитаться в герб, то и там мы видим райскую птицу – никак не Феникса.

За воинскую доблесть

Ещё одна святыня и одновременно уникальное произведение декоративно-прикладного искусства – плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в мастерских тётки Ивана Грозного Ефросиньи Старицкой.

— Плащаница была изготовлена как вклад в Успенский собор Московского кремля. Но что во время войны 1812 года она была похищена наполеоновскими войсками и в качестве трофея отправлена во Францию. Однако на территории Смоленщины вражеский обоз был отбит русскими партизанами. И тогда по приказу императора Александра I плащаница была помещена уже в наш Успенский собор – в знак ратной доблести смолян. Можно сказать, что это своеобразная воинская награда нашего храма.

Интересно, что за четыре с лишним столетия шитьё на плащанице сохранилось практически в первозданном виде. И при реставрации к 1150-летию Смоленска её по сути просто переложили на новую подкладку.

— Дело в том, что плащаница двести лет висела вертикально, и под тяжестью золотного шитья и цветных шелков ткань попросту стала расползаться от ветхости. Поэтому реставраторы из Москвы заменили подкладку. И сейчас плащаница выставлена почти горизонтально, под наклоном – чтобы максимально предотвратить деформацию материала. Кроме того, она закрыта специальным стеклом, не пропускающим ультрафиолетовые лучи, которые могут оказать на неё неблагоприятное воздействие.

Особое место в Успенском соборе связано с именем Святого Меркурия – небесного покровителя Смоленской земли. Но это уже тема для отдельного материала…

Источник

СМОЛЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

смоленский собор во время войны. Смотреть фото смоленский собор во время войны. Смотреть картинку смоленский собор во время войны. Картинка про смоленский собор во время войны. Фото смоленский собор во время войны
Смоленский Успенский собор

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске, на Холме (Соборной горе)

В 1611 году храм был разрушен: когда после продолжительной осады Смоленска, преследуя последних защитников города, в храм вошли польские захватчики, были взорваны хранившиеся там запасы пороха. Поляки утроили на месте разрушенного собора костeл.

После освобождения Смоленска в 1677 году на Соборном холме вновь начали строить собор. Руководил строительством зодчий Алексей Корольков. Завершал строительство архитектор А. И. Шедель в 1732–1740 годах. Полностью же собор в память о героической обороне Смоленска в 1609–1611 годах достроили в 1772 году.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана.

В августе 1933 года собор был закрыт [1]. В него был перенесен антирелигиозный музей им. Емельяна Ярославского [2]. Внутри собора размещалась антирелигиозная выставка, «гвоздем» которой были размещенные в алтаре чучела животных в священных одеждах. На горнем месте восседал козел в епископском облачении [3].

В экспозиции музея сохранялся древний образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, который исчез из собора при невыясненных до сих пор обстоятельствах в первые же дни Великой Отечественной войны, еще до момента вступления гитлеровских войск в Смоленск 15 июля 1941 года. До сих пор место нахождения иконы не установлено [4].

Собор уцелел в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1941 году, когда еще шли бои за Смоленск, Успенский собор посетил известный немецкий военачальник, командующий танковой группой генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан. Он осмотрел собор и отдал распоряжение о его охране. К августу 1941 года верующие убрали из собора экспонаты антирелигиозного музея [5]. 3 августа 1941 года в соборе было проведено богослужение для солдат и офицеров вермахта. 10 августа 1941 года, в день празднования иконы «Одигитрии», Смоленской собор был заново освящен православными иереями, после чего в нем была отслужена Божественная литургия [6]. Собор вновь стал действующим и с тех пор уже не закрывался.

Во время боев за Смоленск командующий 16-й армией генерал-лейтенант М.Ф. Лукин запретил артиллеристам вести стрельбу по Успенскому собору, используя его как ориентир для наведения орудий [5].

Святыни

Главной святыней храма является Смоленский образ Пресвятой Богородицы. В соборе пребывают мощи преподобного воина Меркурия Смоленского, святителя Игнатия II Смоленского. В Успенском кафедральном храме хранится и восстановленная недавно шитая шелком плащаница XVI века.

Источник

История

Обращение митрополита Исидора в связи с введением на территории Смоленской области дополнительных ограничительных мер

Архипастырь возглавил воскресное богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе

День празднования Казанской иконе Божией матери

Всенощное бдение в канун празднования Казанской иконы Божией Матери

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя.

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *