смоленский храм новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории.
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.
Тайны Смоленского собора
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря идет реставрация, которая уже принесла много сюрпризов и открытий. Открытием года можно без всяких преувеличений назвать обнаружение реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (АО «МНРХУ) неизвестных композиций стенных росписей XVI века.
И когда появилась возможность своими глазами увидеть работу реставраторов и побывать под куполом собора, я ее не упустил.
Я вошел на территорию монастыря через нарядную Преображенскую надвратную церковь, предварительно изучив план реставрации, и, конечно, с удовольствием фотографировал и монастырь, и пруд возле него, и работу реставраторов и рабочих, благо преображается весь монастырь, а не один собор.
Обычно в монастыре довольно многолюдно, его любят туристы, которые сфотографировали и исследовали, кажется, уже все закоулки и кирпичи. Но период самоизоляции и пандемии сделал свое дело, сейчас в монастыре почти нет посетителей, только батюшка на лавочке беседовал с прихожанкой, чья дочь тут же возле скамейки изучала цветы, да рабочие с инструментами проходили споро и скоро мимо по своим делам.
На территории всегда тихого женского монастыря сейчас есть и грязь, и обилие строительных материалов.
Реставраторы встретили и проводили меня в собор, заранее предупредив, что придется забираться по лесам, поэтому все тяжелое лучше оставить внизу.
Интерьер Смоленского собора – полностью в реставрационных лесах. Огромное пространство разгорожено на несколько ярусов, и на каждом – вплоть до главного купола – трудятся реставраторы. Из того, что мы видим, и из рассказов сопровождавшего художника-реставратора I категории Дмитрия Черемисина становится понятно, с какой тщательностью работают реставраторы в Смоленском соборе. Например, только живописью в малой скуфье северо-западного барабана – это 23 квадратных метра – занимались два с половиной месяца.
Старинная плитка пола четко обозначала всем известного производителя: МюрЪ и МерилизЪ. Конечно, век с небольшим этим никого нельзя было удивить, а для сегодняшнего времени это уже событие и повод рассмотреть все повнимательней.
Когда же, наконец, я поднялся на второй уровень лесов, где разгрузился и оставил вещи, началось самое интересное.
Мы с друзьями краведеами рассматривали и фотографировали фрески, которые впервые увидели так близко.
Сейчас реставраторы и высшее духовенство монастыря обсуждают, как не нарушить сложившийся образ храма и оставить фрески открытыми, для всеобщего обозрения. Терять такую красоту еще раз было бы просто преступлением.
Расчищаются фрески всего собора. Это профессиональная, академическая реставрация.
Реставраторы подсветили фрески и уходить совсем не хотелось, но ждали и другие открытия под самым куполом, куда мы медленно, но верно продвигались по многочисленным лесенкам.
Дмитрий Черемисин разъяснил тонкости проектирования реставрационных работ по живописи. Это процесс очень сложный и даже непредсказуемый. Ведь выполнить проект, заранее предусматривающий все необходимые работы и операции, почти невозможно. Очень многое раскрывается и узнается непосредственно в процессе работ – и состояние штукатурки, и состояние живописи на конкретных участках, и необходимость тех или иных реставрационных вмешательств. В главном куполе перед нашими глазами предстала композиция «Отечество». Обычно посетители собора воспринимают ее снизу, на высоте около 30 метров. И только благодаря реставрации нам повезло увидеть древние фрески вплотную, так, что можно даже потрогать.
Нас ждал Саваоф, чей суровый взгляд оценивал каждого поднявшегося. Разве что привычные реставраторы уже не так вздрагивали под его взглядом и взахлеб рассказывали нам о красках, которые использовали древние иконописцы, и о проведенных работах.
И тут вдруг я обратил внимание на двоеперстие, которое указывало на время написание фрески еще до никонианства.
А за новым алтарем был обнаружен древний XVI-XVII веков. Его восстановили, но посетители его не увидят, так как деревянный алтарь закрыт новым. А еще я увидел отопительную систему в стиле модерн, которая появилась в храме век назад, но так и не была запущена. Причиной тому – неудачный опыт Успенского собора в Кремле, где тоже сделали теплый пол и отопление аналогичное Смоленскому собору, но фрески «потекли», и систему, уже готовую к эксплуатации, решили не запускать. Так она и стоит «под парами».
Обнаружился в алтаре и вход в подземелье, ведущее в подклет.
В качестве бонуса мне показали древнюю кованную дверь, в которую были вставлены слюдяные окошки-украшения с красной тканью внутри. Можно только представить, как они ярко горят под солнечными лучами!
Ну и напоследок, заговорщицки сказал сопровождающий, я вам покажу некрополь в подклете и плиты, которые мы нашли на улице. Реставраторы обещают, что вскоре желающие смогут тоже попасть в эти святые места. Готовится большая программа музеефикации объектов монастыря, в том числе и крипты Смоленского собора. Это будет и место поминовения усопших, и место, где будет экспонироваться древнейшая часть некрополя. Сами захоронения не потревожены. Были расчищены плиты, уточнена топография захоронений, прочитаны эпитафии.
Сам некрополь, как драгоценная святыня был бережно сохранен. Одна беда – близость воды не дает реставраторам покоя – на стенах постоянно выступает соль, и с этой напастью пока справиться не получается.
А на улице под фундаментом тоже были в ходе работ найдены белокаменные надгробные плиты. В прежние столетия это была обычная практика – использовать старые плиты из белого камня при строительстве. Часть из них, возможно, удастся идентифицировать.
Справка
Собор Смоленской иконы Божией Матери принадлежит к старейшим храмам Новодевичьего монастыря. Он построен в 1524-1525 годах в честь возвращения в состав Русского государства города Смоленска и является объектом культурного наследия.
В том, кто его построил, встречаются разночтения. По одним данным итальянский архитектор Алевиз Новый, по другим – Нестор. Это древнейшая каменная постройка монастыря, которая представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви.
Собор всегда был в центре исторических событий в России. В 1598 году именно в нем Борис Годунов принял избрание на царство, здесь же, в соборе, одно время жила и сестра Бориса Годунова – Ирина. Именно при Годунове Смоленский собор был обновлен, в нём были построены новые кельи, трапезная и домовая церковь. Из письменных источников известно, что во время правления Годунова были обновлены росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, а для вдовствующей царевны-инокини были построены Иринины палаты.
В период смуты в соборе перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Ивана Болотникова находилось войско, доставленное по приказу князя Василия Шуйского. В 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского разгромило у стен монастыря польско-шведских интервентов, освободив себе тем самым путь на Кремль.
При перестройке обители в петровские времена царевна Софья поставила новые, богато украшенные стены с «зубцами» и башни, на которых появились декоративные завершения в виде корон. Так монастырь обрёл свой современный вид.
Строительство Собора шло по образцу Успенского собора в Кремле, но с некоторыми архитектурными особенностями. Он напоминает церковь-усыпальницу римской (раннехристианской) разновидности. Службы проводились наверху, а погребения расположены в подцерковье.
В советский период Собор был единственным сооружением Новодевичьего монастыря, не использовавшимся под хозяйственные службы.
В соборе сохранились две из четырех придельных церкви: святых апостолов Прохора, Тимона, Никанора и Пармена (их память совпадает с празднованием Смоленской иконы, а также святой мученицы Софии). Столпы собора расписаны изображениям святых воинов-мучеников, русских князей и византийских цариц, преподобных жён.
Кроме этого, в соборе сохранились росписи мастеров «Оружейной палаты» во главе с Симоном Ушаковым.
Основные темы настенной росписи, относящейся к концу XVI века — Акафист Пресвятой Богородице, и Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе. В люнете над восточной аркой находится монументальный образ Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм. К годуновскому времени относятся иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, а также украшенные орнаментальной росписью тябла иконостаса. Роскошная вызолоченная рама с 84-мя колонками в виде виноградных лоз, выполненная мастерами Оружейной палаты в технике «флемской» сквозной резьбы, была сделана при царевне Софье, в 1683-1685 годах. Тогда же к пяти рядам годуновских икон сверху был добавлен страстной ряд, разобранный в начале XX века при реставрации собора.
В некрополе собора погребены царевны Софья Алексеевна, Евдокия Алексеевна, Екатерина Алексеевна, а также царица Евдокия Фёдоровна Лопухина. В подклете находятся захоронения дочерей Ивана Грозного, князя Ивана Кубенского, знатных бояр, других князей, княгинь, представителей аристократических родов, монахинь-схимниц.
Новодевичья археологическая экспедиция ИА РАН работает в обители с 2016 года. Ее возглавляет член-корреспондент РАН Леонид Беляев.
Раскопки ведутся в рамках программы реставрации и подготовки к празднованию 500-летия монастыря в 2024 году.
Известно, что в 1666 году под началом ярославских иконописцев Ивана Елизарова и Федора Карпова росписи поновлялись на сводах и подпружных арках собора. В 1684–1685 годах мастерами Оружейной палаты Никифором Бовыкиным и Василием Леонтьевым прописывались отдельные фигуры и лики святых после промывки стен от копоти и пыли. В 1759 году по поручению императрицы Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина были растесаны окна, а фрески были плотно записаны масляными красками, нимбы и детали одежд – позолочены. В конце XIX – начале XX века артелью иконописцев Софоновых была проведена серия «реставрационных работ» по росписям Смоленского собора. Живопись грубо очищалась от масла и плотно записывалась в «древнерусском стиле». Укрепление древней штукатурки тогда не производилось, отслоившийся грунт вместе с живописью удалялся и восполнялся гипсом, рисунок восстанавливали по заранее снятым калькам. В 30-е годы ХХ века Новодевичий монастырь становится музеем.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Смоленский собор (16 века) — жемчужина Новодевичьего монастыря в Москве
В один из дней перед отъездом за границу, у меня всегда оставалось до самолета время и его выкроил для посещения самого красивого в Москве-Новодевечьего монастыря, который был основан царем Василием Третьим (отцом Ивана Грозного) в 1524 году.
Основанием для возникновения послужило взятие русскими войсками Смоленска в 1514 году, так же образование монастыря связывают с расторжением брака Василия Третьего — именно сюда он хотел сослать свою жену — великую княгиню Соломонию, которая прожила с ним в браке 20 лет и не смогла родить ему детей.
В центре монастыря возвышается пятиглавый Смоленский собор, который был возведен в 1524 году по подобию Успенского собора в Кремле.
Смоленский собор самое древнее сооружение монастыря, так как остальные постройки были возвигнуты в основном в 17 веке в стиле московского барокко
Заходим внутрь собора, в котором прекрасно сохранились фрески 1524–1531 годов
Пятиярусный позолоченный иконаста был выполнен мастерами Оружейной палаты в 1683–1687 годах
Здесь находятся многие старинные иконы, в том числе подаренные монастырю Иваном Грозным и Борисом Годуновым
В разное время здесь под стражей держали боярыню Морозову, а Пертр Первый заточил здесь свою сестру-царевну-Софью, а потом и первую жену — Евдокию Лопухину.
Поэтому в соборе можно увидеть несколько гробниц этих знатных женщин
В советское время собор был единственным сооружением монастыря, которое не использовалось под хозяйственные нужды.
Смоленский собор, как и монастырь открыт для посещения ежедневно с 09.00–17.00.Вход свободный и бесплатный.
Но сейчас в соборе проводится большая реставрация и пока собор закрыт.