смоленская седмиезерная икона божией матери
Седмиезерная икона Божией Матери
Чудотворный образ Божией Матери появился по зову многочисленных молитв в период страшного для людей времени, когда моровая язва свирепствовала на Руси. За явившие чудо исцеления святой образ был прославлен среди православного народа.
Седмиезерная икона Богородицы имеет огромную славу у верующих, свято чтущих церковные традиции. В образе Святой Матери заключена великая чудодейственная сила, способная избавить от любой болезни души и тела, придя на помощь каждому, кто склонится перед ней в молитве.
Седмиезерная икона Пресвятой Богородицы также известна в народе как «Смоленская Одигитрия». Огромное количество христиан со всего света почитают эту святыню, восхищаясь ее чудесными деяниями.
История иконы
Главным образом икона является символом и священной реликвией мужского монастыря, который носит название «Седмиезерная Богородицкая пустынь». В XVII веке монах Евфимией перенес туда святой образ из Великого Устюга. В том месте было несколько маленьких озер, которые со временем образовали одно большое озеро. На его берегу и был построен монастырь, названный Седмиезерным, отсюда и соответствующее название иконы Богородицы.
Много чудес тогда принесла с собой святыня. Люди, жившие в окрестностях монастыря, молились перед иконой Седмиезерной с просьбами о помощи и поддержке Богородицы. В 1654 году в столицу нашей родины ворвалась страшнейшая эпидемия, унесшая огромное число жизней. Вскоре чума пришла во все большие города России. Люди умирали в жестоких муках из-за болезни, поразившей их. Жители городов скрывались в лесах и полях. Тогда властители решили перенести икону Седмиезерную из монастыря в Казань, надеясь, что чудотворный образ сможет защитить их от смерти.
В нескольких километрах от Казани огромное число людей шествовало в крестном ходу во главе с иконой Богородицы во имя спасения всего города и страны. Чудодейственную икону пронесли вокруг Казани и поместили в Благовещенский собор. Люди начали ходить с иконой по домам Казани, молясь о спасении. Постепенно чума начала отступать, а вскоре утихла совсем.
После божественного спасения всей страны чудотворные свершения святыни не прекратились. Она стала известна во всем мире, и каждый верующий стремился увидеть своими глазами священную Седмиезерную икону Божьей Матери.
Где находится чудотворный образ Божьей Матери
Как известно, святыня сразу после спасения страны от свирепой болезни была перенесена в Московский Благовещенский собор. Несколько раз икону переносили обратно в Казань, а затем снова в Москву.
В настоящее время подлинный Седмиезерный образ Богородицы хранится в стенах Петропавловского собора в Казани. Самые известные и почитаемые списки данной иконы можно найти в Смоленском Успенском соборе и в Новоспасском Ставропигиальном мужском монастыре в Москве.
Описание Седмиезерной иконы Божьей Матери
Икона Седмиезерная заключает в себе образ Богородицы. Пресвятая Дева изображена в мафории, ее традиционном одеянии, покрывающем голову и большую часть тела. На руках Божией Матери — Спаситель, нежный взор ее очей направлен на него. Пальцы ее правой руки сложены в молитвенном жесте, который выражает любовь, веру и благодарность Господу, тем самым указывая людям, что лишь в доверии и обращении к святым заложено истинное благоденствие.
В чем помогает чудотворный образ
Святыня может творить различные чудеса, удивляя людей своими божественными деяниями. Но самое удивительное заключается в том, что данная икона способна исцелить от самой тяжелой, ужасной и смертельной болезни. В ее силах излечить целый город и даже страну.
Перед святым образом Седмиезерной Божьей Матери молятся об избавлении от различного рода эпидемий, гриппа, язв и других заболеваний. Также икона способна исцелить от душевных переживаний, горечи, обид, страха, ненависти и печали.
Дни празднования
Для почитания священной иконы православная церковь отвела три дня в году. Даты празднования приходятся на 26 июня (9 июля по новому стилю), 28 июля (10 августа) и 13 (26 октября).
Молитва Божией Матери перед иконой
«О, Владычица Небес! Мать Спасителя нашего! Богородица Пресвятая, Тебя молим и к Тебе взываем о помощи! Мы просим Тебя, Дева Мария, об очищении душ наших, об отпущении грехов наших и о поддержке и защите Твоей! Убереги нас от болезней тяжких и мучительных. Избавь от недугов и исцели души наши от тревог и скорби! Лишь Ты одна, Заступница наша, способна наполнить сердца наши любовью и верой. Прости нас за поступки нечестивые, наставь нас на путь праведный, наполни нас светом и добром, о Великая Матерь Божья. Приди на помощь нам и не покидай нас в бедах и несчастье. Ибо перед иконою Твоей мы молимся, целуем крест Господень и каемся за поступки греховные. Имя Твое мы славим каждодневно и восхваляем все Твои деяния чудодейственные. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».
Богородичные иконы — достояние православия и скорые помощницы в минуты отчаяния и боли. Богородица — самая близкая святая к молитвам верующих людей, не забывающая ни об одной просьбе, к ней направленной. По силе веры вашей и любви к Всевышнему и всем святым помощь настигнет вас. Мы желаем вам счастья. Берегите себя
Икона Богородицы «Одигитрия» Седмиезерная
Празднование
История
Седмиезерная икона принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь нее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья.
В конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии родился в небогатой семье Евфимий. С юных лет он почувствовал в себе стремление к подвигам духовным. Рано оставил он отчий дом свой и удалился в монастырь. Похоронив родителей, он с единственным наследием своим — Смоленской иконой Богоматери — перешел в Казань, куда переселился и родной его брат. В 17 верстах от города он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона и получили имя «седмиезерных».
Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью.
Недалеко от нее стоял дуб, почитавшийся окрестными черемисами священным. Здесь они приносили жертвы — заколали коней и волов и вешали кожи на дереве. Евфимий молил Бога положить конец этой мерзости, и налетевшая буря разрушила дуб.
Слухи о благочестивой жизни Евфимия собрали к нему братию. Сам же Евфимий был взят в Казанский митрополичий дом, куда он перенес с собой и икону. Братия продолжала обращаться к нему за советами, так что он, не живя в пустыни, по-прежнему был начальником и попечителем об их нуждах.
Как ни дорожил Евфимий Смоленской иконой — родительским своим благословением, однако он по любви своей к братии решил расстаться с ней и благословить ею пустынь. По желанию митрополита Матфея собралось казанское духовенство, чтобы проводить икону. Когда был отслужен молебен, митрополит, преклонив колени, воскликнул:
— Ты отходишь от нас, Госпожа наша! Благослови пустынь, в которую идешь Ты, и спаси обитающих в ней. Но с ними призирай и нас милостиво, ибо вся страна наша, Владычице, на имя Твое уповает!
Митрополит велел священнику с двумя дьяконами провожать икону до пустыни, а за ними пошли многие граждане и по усердию к Царице Небесной, и из желания видеть вновь возникающий монастырь. Во время путешествия некоторые уставали, но как только начинали нести икону, усталость прекращалась. Икона радостно была встречена братией обители. Народ после этого стал ходить на поклонение святыне и приносить пожертвования на пустынь. Деревянный храм был заменен каменным, учреждено игуменство и воздвигнут другой храм во имя Смоленской иконы, которая там была поставлена слева от царских дверей, где пребывает и доселе.
В июне 1654 года в России началась моровая язва или чума, опустошавшая целые селения. Трупы оставались непогребенными и пожирались собаками. В Казани также свирепствовал мор. Граждане решились принести в город Седмиезерную икону, и 24 июня с игуменом Пахомием прибыли в пустынь. На другой день, по совершении литургии, икону подняли и отправились в Казань. В ночь на этот день инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился старец в архиерейском облачении, во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу, и, коснувшись руки ее, сказал:
— Встань скорее и скажи видимое тобой дьяку Михаилу Патрикееву, а он скажет городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь.
Сказав это, явившийся муж сделался невидимым. Инокиня Мавра, пробудившись от сна, ужаснулась и не могла рассказать никому о своем видении, потому что тогда была ночь. На другой день, отстояв утреню, она не исполнила данного ей поручения, но, сотворив молитву, легла несколько успокоиться и заснула. И вот опять в сонном видении явился ей тот же старец и с гневом сказал ей:
— Спать ли следовало тебе, Мавра? Или не знаешь, что град может погибнуть от лютой язвы? Встань же скорее и иди к тому, кого я указал тебе, и скажи ему: некто в мимошедшую ночь дважды являлся мне и сказал, что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим.
Инокиня Мавра тогда поспешила рассказать о своем сновидении градоначальникам. По объявлении о сем жители Казани, взяв чудотворную Казанскую икону Богоматери, с крестным ходом все, от мала до велика, вышли из города навстречу Смоленской иконе Богоматери, и за две версты от Казани втретили ее на том месте, где ныне стоит Кизический монастырь. Преклонив колена, со слезами молились, говоря:
— Владычице мира, спаси нас, погибаем от множества грехов наших; прогневали мы Сына Твоего, Христа Бога нашего, множеством неправд наших.
Трогательное было зрелище, когда духовенство и народ, преклонив колена, плакали и молились перед образом Богоматери!
В тот же день на этом месте в память сретения иконы устроена была часовня и водружен крест, а впоследствии основан был монастырь Кизический. Икона Богоматери была внесена жителями в город в Воскресенские ворота и обнесена кругом всего каменного города. Народ приходил прикладываться к св. иконе, и для освящения от нее преклонял свои головы, чтобы над ними была пронесена святыня. В продолжение всего крестного хода не умолкал колокольный звон по всей Казани. Когда обошли город со св. иконой, принесли ее в Благовещенский собор.
По молитвам Пречистой Девы, смертоносная болезнь в городе утихла. Народ, видя свое избавление от смерти, приносил благодарение Царице Небесной, Избавительнице своей.
Вечером в этот день совершено было всенощное бдение. На другой день утром взяли чудотворную икону Богоматери с крестным ходом и обошли деревянный город. Во время крестного хода увидели, что за городом собрались мрачные тучи, а над городом было совершенно ясно: «яко преграда некая, — говорит летописец, — ста сюду и обоюду от гнева Божия». Это принято было за предзнаменование милости Божией заступлением Владычицы Богородицы. Тогда начали носить образ Богоматери по домам, совершая молебствия, и где только были больные, там с принесением св. иконы они получали совершенное исцеление. Когда икона Смоленская была пронесена по всему городу и по всем домам, язва прекратилась совершенно.
С того времени казанские граждане имеют особенную веру и любовь к Смоленской иконе Богородицы, находящейся в Седмиезерной пустыни.
Семь дней пребывала св. икона в городе. По прошествии этого времени, иноки Седмиезерной пустыни просили градоначальников, чтобы они возвратили св. икону в пустынь. Градоначальники, посоветовавшись с духовенством и гражданами, хотя и не желали расстаться с чудотворным образом Богоматери, благодатию которого избавились от смертоносной болезни, однако, принимая во внимание, что этому чудному образу определено смотрением Божественным пребывать в Седмиезерной пустыни, решились отпустить ее из Казани в пустынь.
Накануне отбытия иконы Богоматери совершили всенощное бдение в соборе и во всех церквах города, а утром жители Казани во множестве собрались проводить свою Заступницу. Как только по совершении божественной литургии стали поднимать св. икону, разразилась ужасная буря над городом, настала темнота, пошел дождь и снег, так что невозможно было выйти из собора. Это необыкновенное явление продолжалось не один, а три дня.
Из этого сделали все заключение, что Пресвятой Деве не угодно оставить город, и решились удержать св. икону еще на некоторое время, затем икону вернули в пустынь. Народ еще усерднее начал прибегать к ней.
Прибывший в конце 1654 года в Казань митрополит Корнилий, видя паству свою сохраненной заступлением Божией Матери от смертоносной болезни, возблагодарил Господа и Его Пречистую Матерь, одобрил намерение граждан принести к себе чудотворную икону Смоленской Богоматери и оставил ее в Казани на целый год, по истечении которого, возвратившись с Московского собора, препроводил торжественно ее в Седмиезерную пустынь.
Но вскоре после этого, именно в 1656 году, 25 июня, смертоносная болезнь снова появилась в Казани и начала свирепствовать сильнее прежнего. Граждане опять принесли св. икону из пустыни в Казань, веруя в скорую помощь и заступление Пречистой Владычицы. Действительно, по принесении иконы болезнь прекратилась. С 1658 года установлено навсегда приносить ежегодно св. икону в Казань 26 июня, что и теперь исполняется. На торжество перенесения Седмиезерной иконы из пустыни в Казань стекается множество народа не только из окрестных губерний, но и из дальних мест. Икона выносится из пустыни 25 июня после обедни; на ночь останавливаются в Кизическом монастыре и выступают далее утром после обедни. В Казани другой крестный ход с иконами и хоругвями и со множеством народа, начальствующих лиц и духовенства ожидает прибытия иконы за рекой Казанкой. Крепостная стена, бульвар и оба берега Казанки залиты толпой. Встретив икону, служат молебен, и архиерей осеняет ею восток и запад, юг и север, а затем при колокольном звоне во всех церквях города, барабанном бое и войсковой музыке при Ивановской горе шествие проходит к собору и в тот же день в определенной последовательности икону начинают носить по городу. 27 июля икону торжественно возвращают в Седмиезерную пустынь.
Седмиезерная икона, кроме прекращения моровой язвы, прославилась еще исцелением больных различными болезнями и слепых.
Казанский комендант, генерал Кастеллий, страдал ногами так, что не мог ходить без помощи четырех человек. Тщетно испробовав врачебные средства, он решил искать помощи у Царицы Небесной. По своей должности он мог оставить город лишь с особого Высочайшего разрешения, которое и было получено 24 января 1804 года. В тот же день его привезли в пустынь. Четверо поднесли его к иконе, к которой он приложился. В монастырской комнате, где он проводил ночь, настоятель предложил ему помазать ноги елеем из неугасимой лампады перед чудотворной иконой. На другой день он выслушал утреню, литургию и акафист, стоя на ногах. Положение его все улучшалось, и через несколько дней он так же владел ногами, как и до болезни.
—
26 июня празднование Седмиезерной иконе совершается в память избавления г. Казани от чумы. Празднество это установлено в 1656 году архиепископом Казанским Лаврентием
Икона Божией Матери «Седмиезерная»
I. История
Вторая по значимости Святыня Казанской земли после Казанской иконы Божией Матери — образ Пресвятой Богородицы, называемый Смоленской или Седмиезерной связан с тем, что до 1917 года Святыня находилась в Седмиезерной Богородицкой Пустыни, основанной в XVII веке в 17 верстах от Казани при семи озерах (ныне это одно озеро). Сегодня Чудотворная Святыня временно пребывает в Петропавловском Соборе города Казани и доступна для почитания и поклонения.
Объясняется это тем, что Седмиезерная Пустынь, прошедшая через годы поругания и разрушений советского времени, постепенно восстает из небытия. И возвращение чудотворного образа возрожденному монастырю — дело не столь отдаленного будущего.
Образ этот не случайно называют спасителем Казани.
Как рассказывает история, во время царствования Алексея Михайловича (середина XVII века) пришел гнев Божий: тлетворные ветры принесли из Московской земли смертоносную язву. Эпидемия чумы свирепствовала в царственном граде Москве. Она стремительно охватила город, не щадя ни старого, ни малого: ни вельмож, ни простолюдинов. Число жертв перевалило за сотни тысяч.
Чума достигла и Казани, захватывая по дороге города и селения. Зараза уже в первую неделю наполовину «выкосила» город. В отчаянии (никакие меры не помогали) жители прибегали даже к помощи колдунов, по совету которых массово резали коз, а кровь спускали в реку Казанка. Отсюда происходит и название слободы «Козья» — (ныне станция казанского метро). Предание рассказывает о видении инокини Марфы, по которому город спасет крестный ход с чудотворным образом Богоматери «Смоленская» из Седмиезерной обители. Игумен Иоанно-Предтеченского монастыря был отправлен в Седмиезерную обитель за чудотворной иконой. Образ этот первоначально был принесен в названную пустынь из Великого Устюга основателем ее иноком Евфимием (1615-1646), благословившим ее святой иконою. Память этого перенесения ознаменована празднованием в честь Седмиезерной иконы Богоматери 13 октября (26 октября н. ст.). Подняв благоговейно чудотворный образ, его донесли до Казани и остановились в двух верстах от города на зеленой поляне сосновой рощи — там, где позже был возведен Введенский Кизический монастырь. Народ и духовенство с умилением встретили святую икону Владычицы и благоговейно внесли ее в город. Спустя сутки образ обнесли кругом всей Казани, и зараза прекратилась.
Спустя неделю святой образ Владычицы отправили назад в обитель, и тут же чума вновь заявила о себе. Так происходило не раз. И власти и народ увидели, что Богоматери не угодно покидать город своей святой иконой. Образ Владычицы оставался в Казани. На следующий год зараза вновь открылась, и снова дважды Седмиезерная икона спасала город от гибели.
В память прекращения моровой язвы при казанском митрополите Лаврентии с 1658 года в память спасения города от чумы было установлено ежегодное празднество — крестный ход 26 июня. Заступлением Богоматери граждане Казани избавились и от нашествия чумы 1711 года. Тогда архиепископ Вениамин упреждающе провел крестный ход, и зараза остановилась на подступах к городу.
II. Иконография
При небольших размерах (71,4х61,4), как и в свое время подлинник Казанской, Седмиезерная сегодня из-за потемневшей олифы многих «поновлений» не позволяет детально изучить иконографический вид. Детали изображения практически не читаются, хотя угадываются. Без сомнений — это вариант Одигитрии.
Исследователь сложения иконографического типа Богоматерь «Седмиезерная» И.Л. Бусева-Давыдова пишет, что еще «Н.П. Лихачев отметил икону «Седмиезерная» особо: «. из многочисленных разновидностей поясного изображения Божией Матери Одигитрии отметим явление, обычно именуемое Седмиезерной Божией Матери, с особым положением руки Богоматери»4. Однако эту особенность еще ранее подметил архиепископ Сергий (Свешников): «. Ладонь правой руки Богоматери обращена к молящемуся, а не к ней самой»5.
Образ Богоматери во всех иконах такого извода, как, например: Одигитрия Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и ряда других отличается от привычных типов Одигитрий, где Богоматерь наглядно демонстрирует подчиненные значения по сравнению с Богомладенцем. Здесь Мария как бы смиренно указывает на рожденного Ей Сына, давая понять, что Она лишь посредник между грешным миром и небесами, и Ей, Богоматери, можно лишь просить о снисхождении, заступничестве за молящегося.
В «Седмиезерной» взгляд Богородицы устремлен вдаль. Она, как бы на мгновение задумалась над судьбой рода человеческого. Десная рука Богоматери осеняет молящихся почти благословенным жестом.
Возникает вопрос: откуда столь необычный иконографический вариант Одигитрии? На этот счет есть разные предположения.
В ряде повторений иконы даже отличительная особенность — жест руки Богоматери — заменялся на традиционно указующий: мотив покровительственного осенения становился прямым благословением, и, что характерно, не редко двуперстным крестным знамением. Не случайно, что Богоматерь «Седмиезерная» пользуется особым почитанием в старообрядческой среде. Так возник и укрепился в русской культуре ХV-ХIХ веков уникальный иконографический извод, называемый «Богоматерь «Седмиезерная».
III. Вместо эпилога
Остается сожалеть, что вторая по значимости казанская святыня уже скоро как век не имеет своего соборного храма. И Смоленская «Седмиезерная» и Казанская ждут того дня, когда во славе своей обретут свои постоянные обители. Не менее интересна и другая идея: постройка храма Седмиезерной Богоматери на том месте, где она впервые явилась казанцам. Ныне это пустырь в центре парка ДК Химиков Московского района города Казани. Идея эта давняя. Попытка создания храма предпринималась накануне революции 1917 года. Холодная часовня Седмиезерной, существовавшая в Введенском Кизическом монастыре, уже в дореволюционное время не вмещала всех молящихся. Поэтому и был вынесен вопрос о строительстве нового храма со списком с Чудотворной на том месте, где она явилась горожанам. Хочется надеяться, что эта идея найдет понимание, и история все расставит по своим местам.
Георгий МЮЛЛЕР
Источник: Раифский Альманах, №1(001), 2011
Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери
Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери пользуется чрезвычайным почитанием в Седмиезерной пустыне, что находится в 17 верстах от Казани, в самой Казани и во всем Прикамском Поволжьи. Ее история тесно связана с именем вологодского подвижника Евфимия. Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери величайшая святыня Татарстана, почитаемая наравне с Казанской иконой Пресвятой Богородицы.
История образа: Смоленская икона Божией Матери была семейной иконой схимонаха Евфимия, основателя Седмиезерной Богородицкой пустыни, и единственным его наследием. Старец привез святую икону из Великого Устюга, поселившись в селе Семиозерка в уединении.
Выбранное им место находилось между семи озер, которые впоследствии слились в одно. Отсюда и произошло название иконы старца Евфимия — Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери. Выбрав место и помолившись Богу, старец с наступлением ночи уснул.
Во сне он увидел огонь, восходивший до неба от того места, где он спал. Евфимий счел это хорошим предзнаменованием и поставил на этом месте крест. Поблизости он выкопал себе землянку и зажил в ней со Смоленской иконой Божией Матери в посте и молитве.
Узнав о подвижнической жизни святого блаженного старца, вокруг него стали селиться монахи и послушники. В 1627 году был официально открыт монастырь. Схимонах Евфимий благословил Седмиезерной иконой Богородицы новую обитель.
Заметная страница в истории монастыря связана с именем известного старца схиархимандрита Гавриила, настоятеля Седмиезерской обители, при котором она достигла небывалого расцвета. Он скончался 24 сентября 1915 года, похоронен в церкви преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского Седмиезерной Богородицкой пустыни.
Общежительным монастырь стал в 1816 году, в 1926 году обитель была закрыта и возвращена Казанской епархии в 1997 году. Сейчас ведется восстановление древнего мужского монастыря, его храмов.
Главной святыней Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии является чудотворный список Седмиезерной иконы. Сама Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери пребывает в Петропавловском соборе Казани.
Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери в Петропавловском соборе
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия, что означает Указующая путь, Путеводительница. Это один из наиболее распространенных типов изображения Пресвятой Богородицы с Богомладенцем. Характерной чертой данного иконографического типа является указующий на Предвечного Младенца жест Богородицы, как на путь спасения.
Отличием этого типа иконографии от близкого к нему типа Елеуса, является взаимное расположение фигур на иконе. Центром изображения является Младенец Христос, благословляющий правой рукой, в левой держащий свиток или книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора ( Вседержителя ).
Иконографический тип «Одигитрия» очень распространен в России и Византии. В России к этому типу относятся Смоленская икона, Казанская, Влахернская иконы Божией Матери. По иконографии сия икона является Смоленской иконой Божией Матери.
Чудотворения и исцеления от Седмиезерной иконы Божией Матери по молитвам с верой к ней притекающим неисчислимы. Поэтому почитание иконы в Татарстане велико. Поклониться святыне стекаются верующие и из других краев нашей огромной страны.
В 1654 году в России началась моровая язва или чума, опустошавшая целые села и города. Смертность была столь велика, что погребать трупы было некому, они пожирались собаками. В Казани также свирепствовал мор, и было решено принести в город Седмиезерную Смоленскую икону Божией Матери.
Депутация жителей Казани во главе с игуменом Пахомием отправилась в пустынь. На другой день, совершив Божественную литургию, игумен возглавил крестный ход с чудотворной иконой в Казань. В ночь перед этим инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился старец в архиерейском облачении.
Старец был во всем подобен святителю Николаю Чудотворцу. Он строго наказал передать всем городским воеводам и градоначальникам, чтобы оповестили всех жителей выдержать недельный пост, покаяться в грехах и усердно молиться Матери Божией.
В первый день инокиня из робости не исполнила данного ей поручения, а после повторного явления ей старца, она сделала все, как ей было сказано. Все жители Казани, от мала до велика, с Казанской иконой Божией Матери вышли навстречу Седмиезерной иконе.
Они встретили ее за две версты от Казани, на том месте, где стоит Свято — Введенский Кизический мужской монастырь. Преклонив колена, это великое множество людей вместе с духовенством молилось и плакало, взывая ко Пресвятой Богородице. Трогательное это было зрелище.
Владычице мира, спаси нас, погибаем от множества грехов наших; прогневали мы Сына Твоего, Христа Бога нашего, множеством неправд наших.
В тот же день на месте сретения иконы был водружен крест и устроена часовня. Впоследствии на этом месте был основан Кизический монастырь.
Чудотворная Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери была внесена в город через Воскресенские ворота и обнесена вокруг города крестным ходом, а затем святыню поставили в Благовещенском соборе для поклонения. Люди шли нескончаемым потоком, чтобы приложиться к образу и вознести молитвы.
По предстательству Пресвятой Девы болезнь в городе утихла. Во время крестного хода было чудное знамение: вокруг города собрались темные тучи, а над городом было совершенно ясно. Это было принято как предзнаменование милости Божией заступлением Царицы Небесной.
По сей день чудотворная Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери совершает чудеса исцелений. Поклониться иконе едут люди со всех уголков России и зарубежья, простые люди и знаменитости. Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери изливает чудеса исцелений, волею Царицы Небесной, независимо от возраста, ранга, вероисповедания, всем, с верой к ней притекающим.
Знаменитая балерина Илзе Лиепа, крещеная под именем Елизавета, не раз посещала Седмиезерный монастырь, как и ее небесная покровительница Елизавета Федоровна. Илзе Лиепа написала и подарила монастырю икону, изображающую святую страстотерпцу Елизавету с Архангелом Гавриилом на фоне обители.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о сохранении Отечества от иноземного нашествия, о помощи в пути, о путешествующих, о помощи заблудшим и потерявшим цель в жизни, о покровительстве вдов и сирот, об исцелении болезней глаз.
Празднование: Празднование Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери совершается 26 июня / 9 июля в честь спасения Казани от чумы, 28 июля / 10 августа в день Смоленской иконы Божией Матери, 13 / 26 октября в день принесения иконы из Казани в Седмиезерный монастырь и в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 годах, и от чумы в 1771 году.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее СМОЛЕНСКОЙ
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Кондак 1
Избранней от всех родов, небеси и земли Царице, Пресвятей Богородице Одигитрии, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим матерним пред Ним ходатайством, благодарственное пение приносим Ти, раби Твои. Ты же, Всемилостивая наша Заступнице, от всяких нас бед и скорбных обстояний свобождай и к царствию горнему путеводствуй, да зовем Ти: Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Икос 1
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная Одигитрие Марие, и радости духовныя исполни нас, да благоговейною душею и чистым сердцем принесем Ти, рождшей миру Спасителя Христа Бога нашего, глаголы сия:
Радуйся, Бога Отца благоволением осененная.
Радуйся, Бога Сына Мати еискусобрачная.
Радуйся, Бога Духа Святаго обитель священная.
Радуйся, Троическия тайны проявление.
Радуйся, ангельских умов удивление.
Радуйся, человеческаго рода украшение.
Радуйся, горняя с дольними совокупившая.
Радуйся, врата райския земнородным отверзшая.
Радуйся, лествице небесная.
Радуйся, стамно Богоприимная.
Радуйся, Купино Неопалимая.
Радуйся, трапезо Пресвятая.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 2
Видев икону Пресвятаго Твоего лика, Богородице Дево, юже всехвальный евангелист Лука написа, рекла еси о ней пречистыми усты Твоими: «С сею иконою благодать Моя и сила». Таковое обетование Твое уведевше, благоговейно почитаем пресвятый образ Твой, Владычице, и воспеваем Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Уразумев благоволение Твое, Богородице, к сей иконе Твоей, славный Апостол Лука дарова ю в благословение и освящение Христовой Церкви Антиохийстей, в нейже Путеводительницей она наименовася и чудесы божественными прославися. О сем благодаряще Тя, Госпоже Всеблагая, яко подобие пречистаго лика Твоего во утешение нам оставила еси, усердно Тебе вопием:
Радуйся, Царице горних и дольних.
Радуйся, Владычице Ангелов и человеков.
Радуйся, мира умирение.
Радуйся, древния вражды разрушение.
Радуйся, девства столпе.
Радуйся, смирения глубино.
Радуйся, облеченная в солнце.
Радуйся, сияющая Божественною славою.
Радуйся, Мати Света Невечерняго.
Радуйся, раю сладости небесныя.
Радуйся, вертограде Христов благоуханный.
Радуйся, одре Царя Великаго.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 3
Силою Божиею чудеса предивныя совершахуся от иконы Твоея, Богомати Владычице, егда принесена бысть в Царьград и в преславнем Влахернстем храме поставлена: слепыя просвещаше, всяк недуг в людех врачеваше благодатию Твоею, Богородице, да вси зовем прославльшему Тя Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяше Тя Царьград Заступницу Державную, Богородице Дево, и во дни нападения на него врагов сильных и бранеискусных, помощь Твою многочудную от святыя иконы Твоея Одигитрии получаше. Темже молимся Тебе, Всеблагая, якоже древле град оный многажды от погибели спасла еси, тако и нас, смиренных, спаси от погибели вечныя матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, да благодарно зовем Ти:
Радуйся, Царьграда крепкое ограждение.
Радуйся, Влахернскаго храма благодатное сокровище.
Радуйся, нечестивых ратей одоление.
Радуйся, врагов Православия посрамление.
Радуйся, чад Христовых Предводительнице к победам.
Радуйся, Помощнице скорая в бедах к Тебе притекающих.
Радуйся, Заступнице усердная молитвенно Тя призывающих.
Радуйся, богомудрых святителей Споспешнице во благовестии Христовом.
Радуйся, похвало жен и дев славо.
Радуйся, столпе огненный, зной страстей умеряющий.
Радуйся, столпе облачный, мрак грехов разгоняющий.
Радуйся, Марие, Мати Христа Бога нашего.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 4
Бурею морскою корабли прегордаго Кагана, град Твой пленити восхотевшаго, сокрушила еси, Владычице, и победу над ним людем христоименитым даровала еси от святыя иконы Твоея Одигитрии, лучи света небеснаго испуская и вои православныя ими просвещая, да вси уведят, яко Ты еси воистину Воевода державная Царьграда и прославят милости Твоя и чудеса, воспевая Спасителю Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше о чудесех Твоих преславных, Богородице Дево, яже от иконы Твоея явила еси в Царьграде, недоумеем, како икона та, носимая по стогнам града, силою Божественною носившими ю управляше и стопы их по воле Твоей направляше; направи убо, Владычице, и наша стопы на путь исполнения заповедей Христовых, и научи нас верно исполняти святую волю Сына Твоего и Бога, да Тебе вопием сице:
Радуйся, свеще неугасимая.
Радуйся, звездо незаходимая.
Радуйся, сияющая светом Божественным.
Радуйся, просвещающая благодатию души верных.
Радуйся, мира Христова благоухание.
Радуйся, земли освящение.
Радуйся, чаше, черплющая радость всему миру.
Радуйся, источниче, изливающий вечную сладость.
Радуйся, чертоже благоукрашенный Царя царей.
Радуйся, рая краснейшая.
Радуйся, утра светлейшая.
Радуйся, ручко всезлатая.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 5
Яко Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати Владычице, благоволением Твоим от Царьграда в страну Русскую принесеся, и граду Смоленску в наследие благодатное даровася, темже благодарим Тя, о Госпоже Всемилостивая, яко таковый дар святый Отечеству нашему даровала еси, и поем в Троице славимому Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше преславное заступление Твое града Смоленска, Пречистая Владычице, прославляем великую Твою милость, еюже град сей от разорения Батыева чудесно спасла еси, гласом Божественным от иконы Твоея исшедшим, угодника Христова Меркурия на единоборство с предводителем рати Батыевой послав, егоже он мечем своим порази и град Твой от запаления огненнаго избави, самого же его венцем мученическим увенчала еси; того молитвами небесными сподоби нас на земли неосужденно взывати к Тебе:
Радуйся, мученика Христова Меркурия на подвиг ратный укрепившая.
Радуйся, гласом от иконы Твоея святыя его воодушевившая.
Радуйся, ико Давида на Голиафа победою его увенчавшая.
Радуйся, града Смоленска крепкое защищение.
Радуйся, град Твой от разорения избавившая.
Радуйся, Избавительнице от плена и поражения.
Радуйся, страны Русския благодатное утешение.
Радуйся, Церкви Христовой боголепное украшение.
Радуйся, любящих Тя присное радование.
Радуйся, Утолительнице печалей.
Радуйся, болящих исцеление.
Радуйся, унывающих в скорбех ободрение.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 6
Проповедует страна Русская милости и чудеса Твоя, Пречистая Дево Богородице, и град Смоленск светло красуется, имея чудотворную икону Твою, всякия болезни исцеляющую и недужным здравие подающую. Сего ради со благоговением почитаем многоцелебный образ Твой, Госпоже Всеблагая, и покланяющеся ему, яко залогу Твоего к нам благоволения, вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси в стране Русстей лучами Божественных чудес от святыя иконы Твоея исходящими, Пречистая Владычице, к нейже от лет древних отцы наши прихождаше в скорбех и болезнех и нетщетны отхождаше. Имже вслед и мы к Тебе приходяще и, с любовию благоговейно лобызая образ Твой чудотворный, молимся Тебе: утоли печали наша, уврачуй недуги наша, да зовем Ти:
Радуйся, жезле старости.
Радуйся, вдовиц заступление.
Радуйся, сирот призрение.
Радуйся, младенцев воспитание.
Радуйся, нищих снабдение.
Радуйся, пленных свобождение.
Радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, столпе и утверждение девства.
Радуйся, иноков Покровительнице.
Радуйся, инокинь Наставнице.
Радуйся, постников укрепление.
Радуйся, в подвиге девства подвизающихся вспоможение.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 7
Хотя даровати граду Москве причастие благодати от святыя иконы Твоея, Владычице Всемилостивая, благоволила еси принести икону Твою от Смоленска в Москву, да тамо пребывая, чудесы многими прославится. Егда же, по умолению жителей Смоленска, возвращашеся образ Твой святый в град их, на месте прохождения иконы Твоея Одигитрии обитель дев во имя Твое сооружена бысть, в нейже под осенением чудотворныя иконы Твоея с верою и любовию воспеваем немолчную песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новосозданная обитель инокинь во граде Москве благоговейно чествует святое подобие чудотворныя иконы Твоея Одигитрии, милости неизреченныя источающей верным, еяже осенением люди православныя благодатно утешаеши и в подвигах поста и молитвы утверждаеши, подвизая их немолчно воспевати матерния Твоя щедроты и благодарно взывати Тебе:
Радуйся, Богом возлюбленная Царице.
Радуйся, Бога возлюбившая Владычице.
Радуйся, едина благословенная в женах.
Радуйся, небесных радование.
Радуйся, земных заступление.
Радуйся, демонов посрамление.
Радуйся, ада попрание.
Радуйся, укрепленная силою Господа сил.
Радуйся, облеченная властию Царицы неба и земли.
Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием благая Помощнице.
Радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии милостивая Утешительнице.
Радуйся, избавляющая скорбей всяческих.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 8
Странствие земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши нам матерним Твоим о нас попечением, Богородице, и во дни скорбных обстояний помощь святую являеши нам во спасение. Памятуем и исповедуем, Владычице, Твое заступление, егда галлы страну Русскую разориша и град Москву плениша, Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Русскаго благоволила еси принести, и тем вои православныя воодушевила еси, и славную победу им даровала еси, предстательством Твоим к Сыну Твоему и Богу, Емуже поем: Аллилуиа.
Икос 8
Вся милости и щедрот преисполненная, Всеблагая Мати Божия, воинству православному помощь и одоление на враги преславно даровала еси. И егда не бе нам уже спасения надежды, яко и наш град пленен и разорен бысть, галлы с бесчестием от Отечества нашего отгнала еси и победою дивною нас увенчала еси. Всегда памятуя таковое Твое заступление, хвалебно Тебе вопием:
Радуйся, страну нашу Русскую от нашествия иноплеменных предивно избавившая.
Радуйся, гордых силою Своею со стыдом вспять возвратившая.
Радуйся, иноверных ратей Всесильная Победительнице.
Радуйся, православнаго воинства державная пособнице.
Радуйся, иконою Твоею святою с воинами русскими милостивно пребывающая.
Радуйся, чудотворным образом Твоим полки их освящаюшая.
Радуйся, изнемогающих силою свыше укрепляющая.
Радуйся, безпомощным помощь Твою святую подающая.
Радуйся, обидимых правосудная Заступнице.
Радуйся, ненадежных надеждо.
Радуйся, печальных отрадо.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 9
Вси вернии с радостию и утешением видят образ Твой святый, на немже умиленно взираеши на Богомладенца Христа, сего ради молим Тя, Всеблагая, яко Матерь вся содержащаго в деснице Своей Владыки: воззри и на нас милостивно, и умоли Господа, да помилует нас недостойных. Научи нас, Владычице, молитися Ему благоприятно, и неосужденно пети Ему нескверными усты и чистым сердцем ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство наше песненное не довлеет к прославлению многих Твоих чудес, Богородице Одигитрие, ихже от святыя иконы Твоея явила еси и присно являеши верным: обаче Ты, яко воистину Благая Мати, веру и усердие наше приими, веси бо и любовь к Тебе нашу, еюже сердца наша пламенеют, и милостивно услыши сия в простоте составленныя похвалы:
Радуйся, обрадованная Приснодево.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Радуйся, селение Бога Слова.
Радуйся, обитель Святейшаго святых.
Радуйся, с Сыном Царем небес вечно царствующая.
Радуйся, матернее дерзновение к Нему имущая.
Радуйся, молитвам верных милостивно внемлющая.
Радуйся, любящим Тя любовию Твоею Божественною воздающая.
Радуйся, Сиона горняго украшение.
Радуйся, мира дольняго защищение.
Радуйся, граде спасения нашего.
Радуйся, горо святая, сошествием Божиим прославленная.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 10
Спаси нас, Владычице, от погибели вечныя матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, и сподоби нас узрети Тя в час кончины нашея, от руки лютаго миродержителя душу нашу соблюдающую, да помощию Твоею святою избегнем его сетей и сподобимся Царствие Небесное получити и в радости вечней воспевати Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси девам, Богородице Дево, и всем ревнителем девства и чистоты усердная Помощнице. Молим Тя, Пречистая: очисти наша сердца от всякия скверны греховныя, и украси души наша целомудрием и чистотою, да невредимы пребудем от всех искушений мира, плоти и диавола находящих, и сподобимся достойно возглашати Тебе песни таковыя:
Радуйся, добрая Младопитательнице девам.
Радуйся, благосердая Попечительнице сирот.
Радуйся, тихое прибежище обуреваемых страстями.
Радуйся, надежное пристанище смущаемых искушениями.
Радуйся, Мздовоздаятельнице подвижников целомудрия.
Радуйся, Споборнице борющихся со враги невидимыми.
Радуйся, милостивая Посетительнице неповинно осужденных.
Радуйся, благая Утешительнице напрасно оклеветанных.
Радуйся, Божественная Свободительнице сущих в плену и изгнании.
Радуйся, всемощная Покровительнице труждающихся и обремененных.
Радуйся, Судии Праведнаго умоление.
Радуйся, грешных с Богом примирение.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 11
Пение всеумиленное слышаще от верных рабов Твоих возносимое, Ты, Пречистая Мати Дево, яко имущая милосердие неизреченное, насыти нас пищею нетленною Слова Божия и научи нас всегда исполняти животворныя заповеди Господа нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша Всеблагая, да ниспослет милость Свою нам, недостойным, и сподобит нас унаследовати Его всесветлое и всеблаженное Царствие, идеже от всех святых поется Ему хвалебная песнь: Аллилуиа.
Икос 11
Светлыми лучами чудес Твоих, Богородице Дево, просвещаеши нас благодатно, и от святыя иконы Твоея Одигитрии утешение духовное ниспосылаеши угодникам Божиим; нам же, грешным, дары целебныя подаеши от нея неоскудно, да зовем Ти благодарственно и хвалебно:
Радуйся, Агнца и Пастыря Нетленнаго рождшая.
Радуйся, девство и рождество в Себе сочетавшая.
Радуйся, крине девства, к чистому и девственному житию приводящая.
Радуйся, избранником Божиим любовь Твою святую являющая.
Радуйся, угодником Господним веления небесныя открывающая.
Радуйся, преподобнаго Сергия Радонежскаго посещением Твоим сподобившая.
Радуйся, преподобнаго Кирилла Белоезерскаго гласом от иконы Твоея на Белоезеро направившая.
Радуйся, преподобнаго Савватия Соловецкаго в подвигах пустынных укрепившая.
Радуйся, святителя Митрофана Воронежскаго иконою Твоею облагодатствовавшая.
Радуйся, обителей Христовых покров и снабдение.
Радуйся, рабов Божиих среди мира тайное вразумление.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 12
Благодать Божия действует в чудесех, преславно являемых от святаго образа Твоего, Преблагословенная Богородице Дево, еюже и наши души просвети, мрак греховный разгоняя сиянием Солнца Правды Христа, да во свете повелений Его богоугодно житие сие временное поживем во всяком благочестии и чистоте, и сподобимся блаженство вечное получити и со избранными пети Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твоя чудеса, Богородице, проповедуем милости Твоя, прославляем щедроты Твоя неисчетныя и, припадая к чудотворней иконе Твоей, молим Ти ся с верою и любовию: буди нам Путеводительница Благая к светлому граду Иерусалиму Небесному, да узрим Тя с высоты славы Твоея Божественныя на нас милостивно взирающую и вкупе со святыми воспоем Ти сице:
Радуйся, радосте наша пресвятая.
Радуйся, Царице наша преблагая.
Радуйся, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего и Бога.
Радуйся, матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, во благих желания наша дивно исполняющая.
Радуйся, скоропослушливая к смиренным молитвам.
Радуйся, покровом Твоим святым нас покрывающая.
Радуйся, ризою Твоею честною благонадежно нас защищающая.
Радуйся, в час кончины нашея всесильная нам Помощнице.
Радуйся, в мытарствах воздушных державная нам Заступнице.
Радуйся, телес наших безмездное врачевание.
Радуйся, душ наших спасение.
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.
Кондак 13
О Всепетая Мати, Царице Всемилостивая Дево Богородице Одигитрие! Приими малое сие моление наше и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, матерне умоляя Его благость, да помилует нас, грешных и недостойных, и Твоего ради всесильнаго ходатайства избавит нас мучения вечнаго, сподобит Царствие Небесное получити и тамо со Ангелы воспевати Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос1 и кондак 1)
Молитва
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым Твоим образом припадающих и сице умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя, и всяким благодеянием снабдити и спасти, разве бо Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы, Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога во веки веков. Аминь.