смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Смоленская икона Божией Матери. История образа

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В отличие от образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены чудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет вполне земную историю происхождения. Однако и этот образ прославился многими чудесами и помощью людям.

Как гласит Предание Церкви святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который впоследствии получил название «Смоленская». Считается, что первоначально она пребывала в Иерусалиме, но позднее была перенесена в Константинополь. Изначально она называлась Одигитрией, то есть «Путеводительницей» (в дальнейшем это наименование получило целое направление богородичных икон). По одной из версий, свое название икона получила тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм; придя туда, они сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах. Существуют и иные версии происхождения этого названия.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Смоленская икона в храме над Днепровскими воротами (фото Прокудина-Горского, 1912). Источник фото wikipedia.org

В 1046 году византийский император Константин Мономах Порфирородный благословил этой иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С этого момента икона Пречистой Богородицы становится родовым образом русских князей.
В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, где ставит ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Собственно, с этого момента икона и получает наименование Смоленской.

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам жителей к образу Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо – объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Богоматерь Одигитрия. Дионисий. Русский музей, Санкт-Петербург.

В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город – ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно – на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV веке, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь.

Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения – 26 августа (7 сентября) – владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года.

С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. Так или иначе, но память о Смоленской иконе Божией Матери, а также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навсегда.

Источник

Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

(Празднование 28 июля / 10 августа)

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться — подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Источник

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

Списки с иконы

Иконография

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Празднование

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога на­шего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас греш­ных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголю­щих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печа­ли, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодея­нием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царст­вия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасе­ния нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? При­клони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Гос­поже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога мо­его, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и со­причти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

Источник

По следам утраченной святыни: Смоленская икона Божией Матери

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Список с легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука находился в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска.

История

Первописная икона из Иерусалима в Константинополь была доставлена в V веке. Там ее стали именовать Путеводительницей (Одигитрией).

Позже их сын Владимир Мономах основал в Смоленске храм, куда и была перенесена святыня. Так икона стала еще и символом, связывающим византийскую и русскую династии.

Топ-5 впечатляющих чудес, которыми знаменита икона

Первое: константинопольское

По преданию, явилась Пресвятая Богородица двум слепцам и повелела идти на поклон к иконе во Влахернский храм. Совершив паломничество, они обрели зрение.

Второе: русское, смоленское

Как повествует летопись, в 1238 (по другой версии 1239) полчища хана Батыя стояли у стен Смоленска, но город по заступничеству Богоматери захватить и раззорить им не удалось. Воин по имени Меркурий молился перед чудотворным образом и получил благословение от Приснодевы Марии на ратный подвиг, который он и совершил: под покровом ночи пробрался в стан врага…

Третье: московское

Шел 1812 год. Накануне Бородинского сражения Смоленскую, Владимирскую и Иверскую обнесли вокруг Кремля. Так промыслительно перед важной битвой смоленская святыня пребывала в столице и Михаил Кутузов попросил благословить его войска именно Смоленской иконой.

Четвертое: новгородское

В 1831 году здесь свирепствовала холера. 3 июля в нише над входом в Спасо-Преображенскую церковь отвалилась штукатурка и верующие увидели икону. Образ представлял собой фресковую иконопись ХІV века. Эпидемия прекратилась, так как новгородцы стали горячо молиться Богородице перед явившимся образом Её.

Пятое: событие в честь которого установлена дата празднования

В начале XV века, когда Смоленск находился под властью Литовского княжества, святыню спасали в Москве. Тогда то иконописцы и сделали точную копию с оригинала. Спустя 50 лет москвичи торжественным крестным ходом проводили святыню в родную обитель. Для того, чтобы именно там она явила ещё одно чудо и истинную силу.

На протяжении XIV –XV веков Смоленск находился под влиянием Великого княжества Литовского. В 1514 году войска Великого князя Московского Василия III наконец отвоевали Смоленск у захватчиков.

Успешный штурм совершили 29 июля 1514 года (по старому стилю), после молебна перед чудотворным Смоленским образом. Известно, что в 1524 году Василий Иоанович в честь иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии» в излучине Москвы-реки основал монастырь. Так великий князь исполнил данный 10 лет назад обет: если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь. И в 1523 году на сооружение из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра. А уже 10 августа 1525 года (по новому стилю) из Московского Кремля список чудотворной Смоленской иконы москвичи торжественно доставили в Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. В этом же, 1525 году Смоленской чудотворной иконе установили дату празднования — 10 августа, в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси.

Ещё один день празднования икон- 5 ноября — его установили в XIX веке по инициативе главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова, в память изгнания врагов из Отечества. Эту дату ежегодно вспоминают в Смоленске.

В чём помогает молитва перед образом

Поскольку образ, явив свою силу, с древних времен оберегал западные рубежи России, а также спасал от мора и других напастей, к молитве перед ним прибегают:

Молитвенный настрой и искреннее обращение к образу Богоматери Смоленской способно и нас самих сделать добрее, терпимее, а значит, изменить и мир вокруг нас. Именно поэтому продолжают воздвигать храмы в честь прославленной святыни.

Иконописный тип Смоленской Одигитрии

Изначально икона носила название «Одигитрия», что означало «Путеводительница». По некоторым версиям это связано с тем, что Ее образ сопровождал в боевых походах византийских императоров.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверть XV века. Византия

По преданию древнее изображение писал сам евангелист Лука еще при земной жизни Спасителя. Как считают исследователи, первоначально икона пребывала в Иерусалиме, а позже была перевезена в Константинополь. По другой версии она может являться списком с Одигитрии Влахернской, находящейся в константинопольском храме.

Близость к иконописному типу византийской Одигитрии отражается в соблюдении канонов, свойственных этому образу. Смоленская Богородица также изображается стоящей, хотя и в поясном изображении. Ученые объясняют это влиянием других почитаемых богородичных икон, в разное время служивших своеобразным каноном.

Описание, иконография, богословский смысл

Фигуры Богоматери и Отрока изображены фронтально и это одна из отличительных черт иконографии Смоленской иконы. Лики обращены к верующим, что придает торжественность, свойственную византийским иконам Одигитрии.

На левой Ее руке восседает Иисус — ребенок, Она десницей указывает на Сына. В богословском смысле этот жест трактуется как указание пути к Господу, дороги, ведущей к спасению через Христа. Его же перста сложены в благославляющем жесте таким образом, что прочитывается первая и последняя буква имени Господа в греческом алфавите — Иисус Христос. Жест называется именословным, поскольку означает благословением именем Господа. Свиток, который Он держит в левой руке, означает Закон Божий.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Цвет одежд Богородицы акцентирует внимание на Ее статусе как Царицы Небесной и одновременно символизирует Ее страдания. Иисус же по большей части изображается в одеянии золотого цвета, который означает Его божественное происхождение. На некоторых изводах иконы Он одет в хитон красного цвета, который является символом искупительной жертвы.

Иконографическая особенность Шуйской иконы

Икона была написана местным мастером в 1654 году для защиты от эпидемии чумы, свирепствовавшей в тех краях. Творение задумывалось как список Смоленской иконы. Однако во время написания эскиз образа чудесным образом стал меняться вопреки намерениям изографа. Нерукотворные изменения коснулись положения рук и ног Отрока: правая ступня Иисуса стоит на левом колене, а левой рукой Младенец прикрывает свою пяточку. Правая же ладонь Богородицы прикрывает Его левую стопу. Символически это отсылает нас к ветхозаветным пророчествам об «уязвлении в пяту».

Эта смысловая деталь берет начало в византийском искусстве и начинает прослеживаться с XIII века. Жест, где Младенец сам прикрывает свою пяту, говорит о способности Его защитить себя от Сатаны, поскольку Он обладает силой, способной победить в битве с ним.

Эти жесты Богоматери и Младенца подчеркивают одновременно и человеческую природу Сына, нуждающуюся в защите, и Божественную, которая позволяет защитить себя своею силою. Правая ножка на левом Его колене трактуется как восхождение — визуальный прообраз Воскресения Господня и, следовательно, победы над адом.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Литография иконы Шуйско-Смоленской Богоматери из книги П. И. Гундобина 1862 года. Возможно, изображает оригинал 1654 года из Шуи. Дата появления: 1654 год, иконографический тип: Одигидрия. Дни празднования: вторник Светлой седмицы; первая неделя Петрова поста; 24 июля; 10 августа; 15 ноября

Примеры помощи

Однажды один дворянин прилюдно кричал в храме о том, что и икона Смоленской Богоматери ему не нравится и что Бога он не верит. Через короткое время его поразила неизвестная болезнь, которая сопровождалась лихорадкой и появлением на теле многочисленных язв. Когда вероотступник уже находился на грани смерти, ему во сне явилась икона Божией Матери. Он понял, что только искренняя молитва спасет его тело и душу. Так наступило исцеление.

Где находится оригинал

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Вот так выглядел надвратный первообраз в Успенском соборе города Смоленска, 1908 год, снимок царского фотографа Прокудина-Горского. С 1922 года собор стал антирелигиозным музеем. На Горнем месте стояло чучело козла в епископском облачении, по всем стенам висели портреты вождя. Древняя икона находилась на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. 6 августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Местные жители самовольно открыли Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде не обнаружили древнюю икону.
Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной парчевой ризой

Первообраз считается утраченным в годы Великой Отечественной войны. Как отмечают историки, одно из последних упоминаний о нем встречается в мемуарах генерала Гейнца Гудериана, который 17 июля 1941 года осматривал Успенский собор, где находилась святыня. После освобождения Смоленска икона не обнаружена, неизвестно ее местонахождение и до сих пор.

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Надвратная Смоленской икона Божией Матери «Одигитрии». Фото пресс-службы Смоленской митрополии, 2021 год. Она с 1941 года и по настоящее время находится на месте исчезнувшего древнего первообраза в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Это действительно тот Надвратный образ, который был послан в Смоленск в 1602 году царем Борисом Годуновым, и перед которым в 1812 году на кануне Бородинского сражения молилось все доблестное русское воинство.

Сотрудник Смоленской областной универсальной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского Эдуард Стороженко много лет за­нимается изу­чением исторических документов, касающихся одной из главных городских святынь. Вот что сказал в одном из интервью «АиФ-Смоленск»:

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Смоленская икона Божией Матери в Успенском соборе города Смоленска. Фото пресс-службы Смоленской митрополии, 2019 год

Как провести день, в который чествуют образ

В этот день, как и в другие церковные праздники, необходимо избегать споров, разногласий, вражды и осуждения других людей. Следует приложить усилия и прогнать от себя греховные мысли, а лучше всего не только избавиться от негатива в своей душе, но и помочь другим, совершая добрые дела и поступки.

Евгения Пономарева

смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Смотреть картинку смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Картинка про смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится. Фото смоленская икона божией матери в смоленске одигитрия где находится

Новодевичий монастырь в Москве: собор во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская» хранит чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы

Молитвы Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

Тропарь, кондак, величание

Молитва

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Одигитрия»

Акафист

Конда́к 1.
Избра́нней от все́х родо́в, небеси́ и земли́ Цари́це, Пресвяте́й Богоро́дице Одиги́трии, я́ко изба́вльшеся от ве́чныя сме́рти благода́тию от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего и Твои́м Ма́терним пред Ни́м хода́тайством, благода́рственное пе́ние прино́сим Ти́, раби́ Твои́. Ты́ же, Всеми́лостивая на́ша Засту́пнице, от вся́ких на́с бе́д и ско́рбных обстоя́ний свобожда́й и к ца́рствию го́рнему путево́дствуй, да зове́м Ти́:
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

И́кос 1.
Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая: ра́дуйся, Благода́тная Одиги́трие Мари́е, и ра́дости духо́вныя испо́лни на́с, да благогове́йною душе́ю и чи́стым се́рдцем принесе́м Ти́, ро́ждшей ми́ру Спаси́теля Христа́ Бо́га на́шего, глаго́лы сия́:
Ра́дуйся, Бо́га Отца́ благоволе́нием осене́нная; ра́дуйся, Бо́га Сы́на Ма́ти неискусобра́чная.
Ра́дуйся, Бо́га Ду́ха Свята́го оби́тель свяще́нная; ра́дуйся, Тро́ическия та́йны проявле́ние.
Ра́дуйся, а́нгельских умо́в удивле́ние; ра́дуйся, челове́ческаго ро́да украше́ние.
Ра́дуйся, го́рняя с до́льними совокупи́вшая; ра́дуйся, врата́ ра́йския земноро́дным отве́рзшая.
Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная; ра́дуйся, ста́мно Богоприи́мная.
Ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, трапе́зо пресвята́я.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 2.
Ви́дев ико́ну Пресвята́го Твоего́ ли́ка, Богоро́дице Де́во, ю́же всехва́льный евангели́ст Лука́ написа́, рекла́ еси́ о не́й пречи́стыми усты́ Твои́ми: «С се́ю ико́ною благода́ть Моя́ и си́ла». Таково́е обетова́ние Твое́ уве́девше, благогове́йно почита́ем пресвяты́й о́браз Тво́й, Влады́чице, и воспева́ем Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 2.
Уразуме́в благоволе́ние Твое́, Богоро́дице, к се́й ико́не Твое́й, сла́вный апо́стол Лука́ дарова́ ю́ в благослове́ние и освяще́ние Христо́вой Це́ркви Антиохи́йстей, в не́й же Путеводи́тельницей она́ наименова́ся и чудесы́ боже́ственными просла́вися. О се́м благодаря́ще Тя́, Госпоже́ Всеблага́я, я́ко подо́бие пречи́стаго ли́ка Твоего́ во утеше́ние на́м оста́вила еси́, усе́рдно Тебе́ вопие́м:
Ра́дуйся, Цари́це го́рних и до́льних; ра́дуйся, Влады́чице а́нгелов и челове́ков.
Ра́дуйся, ми́ра умире́ние; ра́дуйся, дре́вния вражды́ разруше́ние.
Ра́дуйся, де́вства сто́лпе; ра́дуйся, смире́ния глубино́.
Ра́дуйся, облаче́нная в со́лнце; ра́дуйся, сия́ющая Боже́ственною сла́вою.
Ра́дуйся, Ма́ти Све́та Невече́рняго; ра́дуйся, раю́ сла́дости небе́сныя.
Ра́дуйся, вертогра́де Христо́в благоуха́нный; ра́дуйся, о́дре Царя́ Вели́каго.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 3.
Си́лою Бо́жиею чудеса́ преди́вныя соверша́хуся от ико́ны Твоея́, Богома́ти Влады́чице, егда́ принесе́на бы́сть в Царьгра́д и в пресла́внем Влахе́рнстем хра́ме поста́влена; слепы́я просвеща́ше, вся́к неду́г в лю́дех врачева́ше благода́тию Твое́ю, Богоро́дице, да вси́ зове́м просла́вльшему Тя́ Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 3.
Име́яше Тя́ Царьгра́д Засту́пницу держа́вную, Богоро́дице Де́во, и во дни́ нападе́ния на него́ враго́в си́льных и бранеиску́сных, по́мощь Твою́ многочу́дную от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии получа́ше. Те́мже мо́лимся Тебе́, Всеблага́я, я́коже дре́вле гра́д о́ный мно́гажды от поги́бели спасла́ еси́, та́ко и на́с смире́нных спаси́ от поги́бели ве́чныя Ма́терним предста́тельством Твои́м ко Христу́ Бо́гу, да благода́рно зове́м Ти́:
Ра́дуйся, Царьгра́да кре́пкое огражде́ние; ра́дуйся, Влахе́рнскаго хра́ма благода́тное сокро́вище.
Ра́дуйся, нечести́вых ра́тей одоле́ние; ра́дуйся, враго́в Правосла́вия посрамле́ние.
Ра́дуйся, ча́д Христо́вых Предводи́тельнице к побе́дам; ра́дуйся, Помо́щнице ско́рая в беда́х к Тебе́ притека́ющих.
Ра́дуйся, Засту́пнице усе́рдная моли́твенно Тя́ призыва́ющих; ра́дуйся, богому́дрых святи́телей споспе́шнице во благове́стии Христо́вом.
Ра́дуйся, похвало́ же́н и де́в сла́во; ра́дуйся, сто́лпе о́гненный, зно́й страсте́й умеря́ющий.
Ра́дуйся, сто́лпе о́блачный, мра́к грехо́в разгоня́ющий; ра́дуйся, Мари́е, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 4.
Бу́рею морско́ю корабли́ прего́рдаго Кага́на, гра́д Тво́й плени́ти восхоте́вшаго, сокруши́ла еси́, Влады́чице, и побе́ду над ни́м лю́дем христоимени́тым дарова́ла еси́ от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии, лучи́ све́та небе́снаго испуска́я и во́и правосла́вныя и́ми просвеща́я, да вси́ уве́дят, я́ко Ты́ еси́ вои́стину Воево́да держа́вная Царьгра́да и просла́вят ми́лости Твоя́ и чудеса́, воспева́я Спаси́телю Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4.
Слы́шавше о чудесе́х Твои́х пресла́вных, Богоро́дице Де́во, я́же от ико́ны Твоея́ яви́ла еси́ в Царьгра́де, недоуме́ем, ка́ко ико́на та́, носи́мая по сто́гнам гра́да, си́лою Боже́ственною носи́вшими ю́ управля́ше и стопы́ и́х по во́ле Твое́й направля́ше; напра́ви у́бо, Влады́чице, и на́ша стопы́ на пу́ть исполне́ния за́поведей Христо́вых, и научи́ на́с ве́рно исполня́ти святу́ю во́лю Сы́на Твоего́ и Бо́га, да Тебе́ вопие́м си́це:
Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая; ра́дуйся, звездо́ незаходи́мая.
Ра́дуйся, сия́ющая све́том Боже́ственным; ра́дуйся, просвеща́ющая благода́тию ду́ши ве́рных.
Ра́дуйся, ми́ра Христо́ва благоуха́ние; ра́дуйся, земли́ освяще́ние.
Ра́дуйся, ча́ше, че́рплющая ра́дость всему́ ми́ру; ра́дуйся, исто́чниче, излива́ющий ве́чную сла́дость.
Ра́дуйся, черто́же благоукраше́нный Царя́ Царе́й; ра́дуйся, рая́ красне́йшая.
Ра́дуйся, у́тра светле́йшая; ра́дуйся, ру́чко всезлата́я.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 5.
Я́ко Боготе́чная звезда́, ико́на Твоя́, Богома́ти Влады́чице, благоволе́нием Твои́м от Царьгра́да в страну́ Росси́йскую принесе́ся, и гра́ду Смоле́нску в насле́дие благода́тное дарова́ся, те́мже благодари́м Тя́, о Госпоже́ Всеми́лостивая, я́ко таковы́й да́р святы́й Оте́честву на́шему дарова́ла еси́, и пое́м в Тро́ице сла́вимому Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 5.
Ви́девше пресла́вное заступле́ние Твое́ гра́да Смоле́нска, Пречи́стая Влады́чице, прославля́ем вели́кую Твою́ ми́лость, е́юже гра́д се́й от разоре́ния Баты́ева чуде́сно спасла́ еси́, гла́сом Боже́ственным от ико́ны Твоея́ исше́дшим, уго́дника Христо́ва Мерку́рия на единобо́рство с предводи́телем ра́ти Баты́евой посла́в; его́же о́н мече́м свои́м порази́ и гра́д Тво́й от запале́ния о́гненнаго изба́ви. Самаго́ же его́ венце́м му́ченическим увенча́ла еси́, того́ моли́твами небе́сными сподо́би на́с на земли́ неосужде́нно взыва́ти к Тебе́:
Ра́дуйся, му́ченика Христо́ва Мерку́рия на по́двиг ра́тный укрепи́вшая; ра́дуйся, гла́сом от ико́ны Твоея́ святы́я его́ воодушеви́вшая.
Ра́дуйся, я́ко Дави́да на Голиа́фа побе́дою его́ увенча́вшая; ра́дуйся, гра́да Смоле́нска кре́пкое защище́ние.
Ра́дуйся, гра́д Тво́й от разоре́ния изба́вившая; ра́дуйся, Изба́вительнице от пле́на и пораже́ния.
Ра́дуйся, страны́ Росси́йския благода́тное утеше́ние; ра́дуйся, Це́ркви Христо́вой Боголе́пное украше́ние.
Ра́дуйся, лю́бящих Тя́ при́сное ра́дование; ра́дуйся, Утоли́тельнице печа́лей.
Ра́дуйся, боля́щих исцеле́ние; ра́дуйся, уныва́ющих в ско́рбех ободре́ние.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 6.
Пропове́дует страна́ Росси́йская ми́лости и чудеса́ Твоя́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, и гра́д Смоле́нск све́тло красу́ется, име́я чудотво́рную ико́ну Твою́, вся́кия боле́зни исцеля́ющую и неду́жным здра́вие подаю́щую. Сего́ ра́ди со благогове́нием почита́ем многоцеле́бный о́браз Тво́й, Госпоже́ Всеблага́я, и поклоня́ющеся ему́, я́ко зало́гу Твоего́ к на́м благоволе́ния, вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 6.
Возсия́ла еси́ в стране́ Росси́йстей луча́ми Боже́ственных чуде́с от святы́я ико́ны Твоея́ исходя́щими, Пречи́стая Влады́чице, к не́йже от ле́т дре́вних отцы́ на́ши прихожда́ше в ско́рбех и боле́знех и нетще́тны отхожда́ше. И́мже всле́д и мы́ к Тебе́ приходя́ще и с любо́вию благогове́йно лобыза́я о́браз Тво́й чудотво́рный, мо́лимся Тебе́: утоли́ печа́ли на́ша, уврачу́й неду́ги на́ша, да зове́м Ти́:
Ра́дуйся, же́зле ста́рости; ра́дуйся, вдови́ц заступле́ние.
Ра́дуйся, сиро́т призре́ние; ра́дуйся, младе́нцев воспита́ние.
Ра́дуйся, ни́щих снабде́ние; ра́дуйся, пле́нных свобожде́ние.
Ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние; ра́дуйся, сто́лпе и утвержде́ние де́вства.
Ра́дуйся, и́ноков Покрови́тельнице; ра́дуйся, и́нокинь Наста́внице.
Ра́дуйся, по́стников укрепле́ние; ра́дуйся, в по́двиге де́вства подвиза́ющихся вспоможе́ние.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 7.
Хотя́ дарова́ти гра́ду Москве́ прича́стие благода́ти от святы́я ико́ны Твоея́, Влады́чице Всеми́лостивая, благоволи́ла еси́ принести́ ико́ну Твою́ от Смоле́нска в Москву́, да та́мо пребыва́я, чудесы́ мно́гими просла́вится. Егда́ же по умоле́нию жи́телей Смоле́нска, возвраща́шеся о́браз Тво́й святы́й в гра́д и́х, на ме́сте прохожде́ния ико́ны Твоея́ Одиги́трии оби́тель де́в во и́мя Твое́ сооруже́на бы́сть; в не́йже под осене́нием чудотво́рныя ико́ны Твоея́ с ве́рою и любо́вию воспева́ем немо́лчную пе́снь Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 7.
Новосозда́нная оби́тель и́нокинь во гра́де Москве́ благогове́йно честву́ет свято́е подо́бие чудотво́рныя ико́ны Твоея́ Одиги́трии, ми́лости неизрече́нныя источа́ющей ве́рным, ея́же осене́нием лю́ди правосла́вныя благода́тно утеша́еши и в по́двигах поста́ и моли́твы утвержда́еши, подвиза́я и́х немо́лчно воспева́ти Ма́терния Твоя́ щедро́ты и благода́рно взыва́ти Тебе́:
Ра́дуйся, Бо́гом возлю́бленная Цари́це; ра́дуйся, Бо́га возлюби́вшая па́че всего́ Влады́чице.
Ра́дуйся, еди́на благослове́нная в жена́х; ра́дуйся, небе́сных ра́дование.
Ра́дуйся, земны́х заступле́ние; ра́дуйся, де́монов посрамле́ние.
Ра́дуйся, а́да попра́ние; ра́дуйся, укрепле́нная си́лою Го́спода Си́л.
Ра́дуйся, облече́нная вла́стию Цари́цы не́ба и земли́; ра́дуйся, во́инствующих на пло́ть целому́дрием блага́я Помо́щнице.
Ра́дуйся, подвиза́ющихся в посте́ и безмо́лвии ми́лостивая Уте́шительнице; ра́дуйся, избавля́ющая скорбе́й вся́ческих.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 8.
Стра́нствие земно́е многоско́рбное и многомяте́жное услажда́еши на́м Ма́терним Твои́м о на́с попече́нием, Богоро́дице, и во дни́ ско́рбных обстоя́ний по́мощь святу́ю явля́еши на́м во спасе́ние. Па́мятуем и испове́дуем, Влады́чице, Твое́ заступле́ние, егда́ га́ллы страну́ Росси́йскую разори́ша и гра́д Москву́ плени́ша, Ты́ ико́ну Свою́ святу́ю Одиги́трию от Смоле́нска в полцы́ во́инства Росси́йскаго благоволи́ла еси́ принести́ и те́м во́и правосла́вныя воодушеви́ла еси́, сла́вную побе́ду и́м дарова́ла еси́, предста́тельством Твои́м к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу. Ему́же пое́м: Аллилу́иа.

И́кос 8.
Вся́ ми́лости и щедро́т преиспо́лненная, Всеблага́я Ма́ти Бо́жия, во́инству правосла́вному по́мощь и одоле́ние на враги́ пресла́вно дарова́ла еси́. И егда́ не бе́ на́м уже́ спасе́ния наде́жды, я́ко и на́ш гра́д плене́н и разоре́н бы́сть, га́ллы с безче́стием от Оте́чества на́шего отгна́ла еси́ и побе́дою ди́вною на́с увенча́ла еси́. Всегда́ па́мятуя таково́е Твое́ заступле́ние, хвале́бно Тебе́ вопие́м:
Ра́дуйся, страну́ на́шу Росси́йскую от наше́ствия иноплеме́нных преди́вно изба́вившая; ра́дуйся, го́рдых си́лою Свое́ю со стыдо́м вспя́ть возврати́вшая.
Ра́дуйся, инове́рных ра́тей Всеси́льная Победи́тельнице; ра́дуйся, правосла́внаго во́инства держа́вная посо́бнице.
Ра́дуйся, ико́ною Твое́ю свято́ю с во́инами Росси́йскими ми́лостивно пребыва́ющая; ра́дуйся, чудотво́рным о́бразом Твои́м полки́ и́х освяща́ющая.
Ра́дуйся, изнемога́ющих си́лою свы́ше укрепля́ющая; ра́дуйся, безпомо́щным по́мощь Твою́ святу́ю подаю́щая.
Ра́дуйся, оби́димых правосу́дная Засту́пнице; ра́дуйся, ненаде́жных наде́ждо.
Ра́дуйся, печа́льных отра́до.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 9.
Вси́ ве́рнии с ра́достию и утеше́нием ви́дят о́браз Тво́й святы́й, на не́мже умиле́нно взира́еши на Богомладе́нца Христа́, сего́ ра́ди мо́лим Тя́, Всеблага́я, я́ко Ма́терь вся́ содержа́щаго в десни́це Свое́й Влады́ки: воззри́ и на на́с ми́лостивно, и умоли́ Го́спода, да поми́лует на́с недосто́йных. Научи́ на́с, Влады́чице, моли́тися Ему́ благоприя́тно, и неосужде́нно пе́ти Ему́ нескве́рными усты́ и чи́стым се́рдцем а́нгельскую пе́снь: Аллилу́иа.

И́кос 9.
Вети́йство на́ше пе́сненное не довле́ет к прославле́нию мно́гих Твои́х чуде́с, Богоро́дице Одиги́трие, и́хже от святы́я ико́ны Твоея́ яви́ла еси́ и при́сно явля́еши ве́рным: оба́че Ты́, я́ко вои́стину Блага́я Ма́ти, ве́ру и усе́рдие на́ше приими́; ве́си бо и любо́вь к Тебе́ на́шу, е́юже сердца́ на́ша пламене́ют, и ми́лостивно услы́ши сии́ в простоте́ соста́вленныя похвалы́:
Ра́дуйся, обра́дованная Присноде́во; ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Ра́дуйся, селе́ние Бо́га Сло́ва; ра́дуйся, оби́тель Святе́йшаго святы́х.
Ра́дуйся, с Сы́ном Царе́м небе́с ве́чно ца́рствующая; ра́дуйся, Ма́тернее дерзнове́ние к Нему́ иму́щая.
Ра́дуйся, моли́твам ве́рных ми́лостивно вне́млющая; ра́дуйся, лю́бящим Тя́ любо́вию Твое́ю Боже́ственною воздаю́щая.
Ра́дуйся, Сио́на го́рняго украше́ние; ра́дуйся, ми́ра до́льняго защище́ние.
Ра́дуйся, гра́де спасе́ния на́шего; ра́дуйся, горо́ свята́я, соше́ствием Бо́жиим просла́вленная.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 10.
Спаси́ на́с, Влады́чице, от поги́бели ве́чныя Ма́терним предста́тельством Твои́м ко Христу́ Бо́гу, и сподо́би на́с узре́ти Тя́ в ча́с кончи́ны на́шея, от руки́ лю́таго миродержи́теля ду́шу на́шу соблюда́ющую; да по́мощию Твое́ю свято́ю избе́гнем его́ сете́й и сподо́бимся Ца́рствие Небе́сное получи́ти и в ра́дости ве́чней воспева́ти Человеколю́бцу Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 10.
Стена́ еси́ де́вам, Богоро́дице Де́во, и все́м ревни́телем де́вства и чистоты́ усе́рдная Помо́щнице. Мо́лим Тя́, Пречи́стая, очи́сти на́ша сердца́ от вся́кия скве́рны грехо́вныя, и украси́ ду́ши на́ша целому́дрием и чистото́ю, да невреди́мы пребу́дем от все́х искуше́ний ми́ра, пло́ти и диа́вола находя́щих, и сподо́бимся досто́йно возглаша́ти Тебе́ пе́сни такова́я:
Ра́дуйся, до́брая Младопита́тельнице де́вам; ра́дуйся, благосе́рдая Попечи́тельнице сиро́т.
Ра́дуйся, ти́хое прибе́жище обурева́емых страстя́ми; ра́дуйся, наде́жное приста́нище смуща́емых искуше́ниями.
Ра́дуйся, Мздовоздая́тельнице подви́жников целому́дрия; ра́дуйся, Спобо́рнице борю́щихся со враги́ неви́димыми.
Ра́дуйся, ми́лостивая Посети́тельнице непови́нно осужде́нных; ра́дуйся, блага́я Уте́шительнице напра́сно оклевета́нных.
Ра́дуйся, Боже́ственная Свободи́тельнице су́щих в плену́ и изгна́нии; ра́дуйся, всемо́щная Покрови́тельнице тружда́ющихся и обремене́нных.
Ра́дуйся, Судии́ Пра́веднаго умоле́ние; ра́дуйся, гре́шных с Бо́гом примире́ние.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 11.
Пе́ние всеумиле́нное слы́шаще от ве́рных рабо́в Твои́х возноси́мое Ты́, Пречи́стая Ма́ти Де́во, я́ко иму́щая милосе́рдие неизрече́нное, насы́ти на́с пи́щею нетле́нною Сло́ва Бо́жия и научи́ на́с всегда́ исполня́ти животво́рныя за́поведи Го́спода на́шего; Его́же умоли́, Предста́тельнице на́ша Всеблага́я, да ниспо́слет ми́лость Свою́ на́м недосто́йным и сподо́бит на́с унасле́довати Его́ всесве́тлое и всеблаже́нное Ца́рствие, иде́же от все́х святы́х пое́тся Ему́ хвале́бная пе́снь: Аллилу́иа.

И́кос 11.
Све́тлыми луча́ми чуде́с Твои́х, Богоро́дице Де́во, просвеща́еши на́с благода́тно, и от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии утеше́ние духо́вное низпосыла́еши уго́дником Бо́жиим. На́м же, гре́шным, да́ры целе́бныя подае́ши от Нея́ неоску́дно, да зове́м Ти́ благода́рственно и хвале́бно:
Ра́дуйся, А́гнца и Па́стыря Нетле́ннаго ро́ждшая; ра́дуйся, де́вство и рождество́ в Себе́ сочета́вшая.
Ра́дуйся, кри́не де́вства, к чи́стому и де́вственному житию́ приводя́щая; ра́дуйся, избра́нником Бо́жиим любо́вь Твою́ святу́ю явля́ющая.
Ра́дуйся, уго́дником Госпо́дним веле́ния небе́сныя открыва́ющая; ра́дуйся, преподо́бнаго Се́ргия Ра́донежскаго посеще́нием Твои́м сподо́бившая.
Ра́дуйся, преподо́бнаго Кири́лла Белоезе́рскаго гла́сом от ико́ны Твоея́ на Белое́зеро напра́вившая; ра́дуйся, преподо́бнаго Савва́тия Солове́цкаго в по́двигах пусты́нных укрепи́вшая.
Ра́дуйся, святи́теля Митрофа́на Воро́нежскаго ико́ною Твое́ю облагода́тствовавшая.
Ра́дуйся, оби́телей Христо́вых покро́в и снабде́ние; ра́дуйся, рабо́в Бо́жиих среди́ ми́ра та́йное вразумле́ние.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 12.
Благода́ть Бо́жия де́йствует в чудесе́х, пресла́вно явля́емых от свята́го о́браза Твоего́, Преблагослове́нная Богоро́дице Де́во, е́юже и на́ши ду́ши просвети́, мра́к грехо́вный разгоня́я сия́нием Со́лнца Пра́вды Христа́, да во све́те повеле́ний Его́ богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́ и сподо́бимся блаже́нство ве́чное получи́ти и со избра́нными пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 12.
Пою́ще Твоя́ чудеса́, Богоро́дице, пропове́дуем ми́лости Твоя́, прославля́ем щедро́ты Твоя́ неисче́тныя и, припа́дая к чудотво́рней ико́не Твое́й, мо́лимтися с ве́рою и любо́вию: бу́ди на́м Путеводи́тельница Блага́я к све́тлому гра́ду Иерусали́му Небе́сному, да у́зрим Тя́ с высоты́ сла́вы Твоея́ Боже́ственныя на на́с ми́лостивно взира́ющую и вку́пе со святы́ми воспое́м Ти́ си́це:
Ра́дуйся, ра́досте на́ша пресвята́я; ра́дуйся, Цари́це на́ша преблага́я.
Ра́дуйся, усынови́вшая на́с при кресте́ Сы́на Твоего́ и Бо́га; ра́дуйся, Ма́тернюю любо́вь к на́м явля́ющая.
Ра́дуйся, во благи́х жела́ния на́ша ди́вно исполня́ющая; ра́дуйся, скоропослу́шливая к смире́нным моли́твам.
Ра́дуйся, покро́вом Твои́м святы́м на́с покрыва́ющая; ра́дуйся, ри́зою Твое́ю честно́ю благонаде́жно на́с защища́ющая.
Ра́дуйся, в ча́с кончи́ны на́шея всеси́льная на́м Помо́щнице; ра́дуйся, в мыта́рствах возду́шных держа́вная на́м Засту́пнице.
Ра́дуйся, теле́с на́ших безвозме́здное врачева́ние; ра́дуйся, ду́ш на́ших спасе́ние.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 13.
О,Всепе́тая Ма́ти, Цари́це Всеми́лостивая Де́во Богоро́дице Одиги́трие! Приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше и принеси́ е́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, Ма́терне умоля́я Его́ бла́гость, да поми́лует на́с гре́шных и недосто́йных, и Твоего́ ра́ди всеси́льнаго хода́тайства изба́вит на́с муче́ния ве́чнаго, сподо́бит Ца́рствие Небе́сное получи́ти и та́мо со а́нгелы воспева́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.

И́кос 1.
Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая: ра́дуйся, Благода́тная Одиги́трие Мари́е, и ра́дости духо́вныя испо́лни на́с, да благогове́йною душе́ю и чи́стым се́рдцем принесе́м Ти́, ро́ждшей ми́ру Спаси́теля Христа́ Бо́га на́шего, глаго́лы сия́:
Ра́дуйся, Бо́га Отца́ благоволе́нием осене́нная; ра́дуйся, Бо́га Сы́на Ма́ти неискусобра́чная.
Ра́дуйся, Бо́га Ду́ха Свята́го оби́тель свяще́нная; ра́дуйся, Тро́ическия та́йны проявле́ние.
Ра́дуйся, а́нгельских умо́в удивле́ние; ра́дуйся, челове́ческаго ро́да украше́ние.
Ра́дуйся, го́рняя с до́льними совокупи́вшая; ра́дуйся, врата́ ра́йския земноро́дным отве́рзшая.
Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная; ра́дуйся, ста́мно Богоприи́мная.
Ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, трапе́зо пресвята́я.
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 1.
Избра́нней от все́х родо́в, небеси́ и земли́ Цари́це, Пресвяте́й Богоро́дице Одиги́трии, я́ко изба́вльшеся от ве́чныя сме́рти благода́тию от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего и Твои́м Ма́терним пред Ни́м хода́тайством, благода́рственное пе́ние прино́сим Ти́, раби́ Твои́. Ты́ же, Всеми́лостивая на́ша Засту́пнице, от вся́ких на́с бе́д и ско́рбных обстоя́ний свобожда́й и к ца́рствию го́рнему путево́дствуй, да зове́м Ти́:
Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Моли́тва пе́рвая.
О,Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пресвята́я Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных, в ча́с се́й моля́щихся и к Тебе́ со воздыха́нием и слеза́ми пред пречи́стым Твои́м о́бразом припа́дающих и си́це уми́льно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Одиги́трие блага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́, и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́, ра́зве бо Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниих и те́плыя Хода́таицы о на́с гре́шных к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, не и́мамы. Его́же умоли́, Влады́чице, спасти́ на́с и Ца́рствия Небе́снаго сподо́бити, да спасе́ннии Тобо́ю сла́вим Тя́ и в бу́дущем ве́це, я́ко же спасе́ния на́шего Вино́вницу, и превозно́сим всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́тва втора́я.

Ккому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, о Пренепоро́чная, наде́ждо христиа́н и прибе́жище гре́шным? Приклони́, о Пречи́стая Влады́чице, ушеса́ Твоя́ к моле́нию моему́. Ма́ти Бо́га моего́, не пре́зри мя́, тре́бующа Твоея́ по́мощи, услы́ши стена́ние мое́ и во́пль се́рдца моего́ внуши́, о Госпоже́ Богоро́дице Цари́це. И пода́ждь ми́ ра́дость душе́вную, подкрепи́ мя́ нетерпели́ваго, уны́лаго и неради́ваго к Твоему́ хвале́нию. Вразуми́ и научи́ мя́, ка́ко Тебе́ моли́тися подоба́ет, и не отступи́ от мене́, Ма́ти Бо́га моего́, за ропта́ние и нетерпе́ние мое́, но бу́ди ми́ покро́в и заступле́ние в жи́зни мое́й и приведи́ мя́ к ти́хому приста́нищу блаже́ннаго о́наго поко́я, и сопричти́ мя́ к ли́ку избра́ннаго Твоего́ ста́да и та́мо удосто́й мя́ оспева́ти и сла́вити Тя́ во ве́ки. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *