смоленская икона божией матери шуйская смоленская
Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская
Празднование
История
Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.
История появления чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской связана с эпидемией чумы, поразившей город Шую в 1654 году. Сказание об иконе сообщает, что прихожане церкви Воскресения предложили написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Написание новой иконы было поручено иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову в 1655 году. Икону размером 110,7 х 88,7 см поместили в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в городе Шуе. Вскоре болезнь прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудотворения. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счёл это чудом и явным проявлением Промысла Божия, и сообщил о случившемся начальству и горожанам. Народ был поражён и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Иконописец дописал икону такой, как она сама начерталась. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 года и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название „Смоленская-Шуйская Богоматерь“. С этого времени икона официально почитается чудотворной. В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор ее местонахождение не известно.
Особая иконография чудотворного образа восходит к более раннему протографу, особенно распространенному в русской иконописи в XVI веке. Одним из ранних примеров является икона «Богоматери Одигитрии Шуйской» третьей четверти XVI века из собора Спасского монастыря в Муроме (собрание Муромского историко-художественного музея).
Празднование иконе совершается трижды: 10 августа (28 июля по старому стилю) – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября (2 ноября по старому стилю) – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
Богослужения
Молитвы
Я́ко многоце́нное сокро́вище прия́т град Шу́я/ чуде́сно напи́санную ико́ну Твою́,/ Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице,/ во исцеле́ние лю́тыя я́звы и во утеше́ние правосла́вных Тобо́ю дарова́нную,/ от нея́же исто́чники благода́тныя и до ны́не оби́льно излива́ются./ Проба́ви, Пречи́стая, и на бу́дущее вре́мя ми́лости Твоя́ ве́дущим Тя,/ храни́ град Твой и всю Ру́сскую зе́млю// и спаса́й люде́й, к Тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющих.
Перевод: Как драгоценное сокровище принял город Шуя написанную чудесным образом икону Твою, Пресвятая Владычица, Дева Богородица, для исцеления жестокой чумы и для утешения православных Тобой подаренную, от нее же и до сегодняшнего дня обильно изливаются источники благодати. Простирай, Пречистая, и в будущее время милость Твою к знающим Тебя, охраняй город Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верой и любовью приходящих.
Ма́ти Бо́жия Пресвята́я,/ стено́ христиа́ном, гра́да на́шего Шу́и покро́в и заступле́ние!/ Моли́твы раб Твои́х, ко ико́не Твое́й припа́дающих, приими́,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры укрепи́,/ от вся́кия напа́сти и беды́ изба́ви,/ ско́рби земны́я на ра́дость преложи́// и Сы́на Твоего́ моли́ гра́ду и лю́дем Твои́м в ми́ре спасти́ся.
Перевод: Матерь Божия Пресвятая, крепость христиан, города нашего Шуи защита и заступничество! Прими молитвы рабов Твоих, к иконе Твоей припадающих, укрепи в исповедании Православной веры, от всяческих бед и несчастий избавь, преврати скорби земные в радость и Сына Твоего моли городу и людям Твоим мирно спастись.
Всеблага́я и преми́лостивая Засту́пнице ро́да христиа́нскаго,/ Пречи́стая Де́во Богоро́дице,/ припа́дающе пред святы́м и чудотво́рным Твои́м о́бразом,/ и́мже от лю́таго смерто́носия град Шу́ю дре́вле изба́вила еси́,/ уми́льно взыва́ем Ти:/ не преста́й под кро́вом Своея́ бла́гости/ сохраня́ти от бед и обстоя́ний град Твой/ и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския/ и моли́ти Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Всеблагая и премилостивая Защитница рода христианского, Пречистая Дева Богородица, преклоняя колена перед Твоим святым и чудотворным образом, которым от жестокой эпидемии город Шую ранее избавила Ты, смиренно взываем к Тебе: «Не переставай под покровом Своей доброты сохранять от бед и невзгод город Твой и все города и села страны Российской и молить Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших».
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я/ на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти,/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»
Шуйская икона Божией Матери: спасающая от всякой болезни
Шуйско-Смоленская икона Божией Матери особо почитается православными три дня в году - 15 ноября (по новому стилю), 10 августа и во вторник Светлой седмицы. Этот список Смоленского образа Богородицы написан одним иноком по слезной просьбе прихожан Воскресенской церкви поселка Шуя, чьих жителей косила моровая язва. И Пречистая услышала их молитву.
«Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных, Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и доныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и, на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих», - поется на 4-й глас в тропаре этого праздника.
Строки молитвенного обращения явно свидетельствуют о том, что Божия Помощь, подаваемая через Шуйский-Смоленский святой образ Пречистой Девы, не ограничивается ни местом, ни временем.
Чудо, в память о котором был установлен день прославления удивительного образа, произошло в 1654 году. Письменное воспоминание о нем сохранилось благодаря усилиям шуйского священника Евлампия Правдина, который выдал переведенное им со старинной местной рукописи «Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери». Из этого источника известно и мирское имя живописца, который создал икону, — Герасим Тихонович Иконников. Поскольку это был человек глубокой и по-детски искренней веры, Бог благословил его труд, и образ Божией Матери был закончен довольно быстро и ладно. На его написание ушла всего неделя. На протяжении этого времени духовенство и миряне Шуи возносили Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице усердные покаянные молитвы, прося прощения за все ведомые и неведомые грехи, ставшие причиной наказания болезнью.
Первое чудо явилось еще во время работы над иконой. На следующий день после того, как мастер нанес на иконную доску прорись, он заметил, что положение Фигуры Богомладенца на Руках у Девы Марии изменилось по сравнению с оригинальным Смоленским образом. Изумленный иконописец поспешил исправить прорись, но, к еще большему его удивлению, на следующий день рисунок был расположен точно так же, как и накануне. Тогда послушник осознал, что это не обыкновенное совпадение и не его погрешность, а Воля Божия, — по какой-то причине Всевышнему было угодно изменить Лики на новом образе. Поэтому мастер оставил последнее слово в своем творении за собственным Творцом….
Сразу ли исполнилась просьба тех, кто плакал и вымаливал перед только что освященной иконой жизни свои и близких? Нет. Первоначально смертность только увеличивалась. Но священники и их чада не сдавались. Хотя естественный страх перед смертью все-таки смущал естество, внутри глубоковерующие христиане понимали: все, что Бог не дает, к лучшему. Возможно, умирали в первую очередь те, кого Он хотел взять в Свое Небесное Царствие, искупив все их согрешения временным земным страданием. Последнее, каким бы жутким оно не казалось неверующему, все равно ничто по сравнению с вечной радостью. И жители давней Шуи прекрасно понимали это — сохранившиеся записи летописца свидетельствуют о том, что они регулярно прибегали к Причащению Святых Христовых Таин, покаянию на исповеди и молитве в ожидании скорой встречи со Христом.
Когда спасительная икона была готова, за ней пришел целый крестный ход из церковного клира, облаченного в праздничные ризы, и множества народа. Образ Богородицы был принесен в Воскресенскую церковь и, когда батюшка с благодарением водрузил ее на место, храм вдруг наполнился неземным светом. Народ упал на колени, пораженный чудом, и души всех христиан вдруг наполнились давно забытой радостью. В «Сказании» пишется, что в тот же день на украшение образа были собраны богатые пожертвования, потому что люди поняли — надежда есть. Ни Бог, ни Пречистая Мать Его никогда не оставляют помощью того, кто хранит хоть каплю сердечного упования на Их Милость.
Только христиане, в учении которых есть понятие не только смерти, но и успения — ее антипода, блаженной кончины в Боге как новой жизни, понимают, насколько большую честь оказывает Господь таким окончанием земного пути. Многие говорили, что принятие высшего для смертных ангельского чина — награда Герасиму от Самой Всецарицы, которой он служил и своим подвижничеством, и талантом, дарованным от Бога.
Следующим чудом, ниспосланное Господом нашим через Шуйско-Смоленскую икону, стало изгнание бесов из одержимого ими мальчика по имени Иаков. Благодаря безымянным подвижникам, записывающим для потомков историю исцелений от этого чудотворного образа, известно, что от 16 апреля до 7 октября 1667 года незримую помощь от Шуйско-Смоленского Лика Владычицы Небесной получили 85 человек, а к 1800-му — 109. Полная слепота и тяжелые болезни глаз, глухота, душевные расстройства и потеря ума, полный и частичный паралич, хронические заболевания внутренних органов, головы, спины, зубная боль, воздействие темных сил на человека — это далеко не полный перечень зол, изгнанных Благодатью Божией и молитвами Приснодевы через ее Шуйскую икону.
И потому с восторгом встретили жители Шуи и окрестных мест грамоту, изданную в 1667 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иоасафом. Она призывала архиепископа Тарусского и Суздальского Стефана ехать в Шую для того, чтобы засвидетельствовать о происходящих там чудесах. Владыка выполнил поручение, и впоследствии этого и было установлено празднование Шуйско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии на Руси.
Праздник в честь Той, Кто по Благословению Своего Сына, Богочеловека Иисуса Христа, может спасти человека в любой немощи…
«Победительница эпидемий». Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. Церковный календарь на 15 ноября
15 ноября (2 ноября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Неделя 23-я по Пятидесятнице (двадцать третий воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восьми известных поимённо святых и празднование в честь одной почитаемой святыни.
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. Один из самых почитаемых в Русской Православной Церкви чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленный в городе Шуе в 1654–1655 годах от Рождества Христова в самый разгар морового поветрия. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал отчаявшимся горожанам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери, что и было сделано.
В те времена моровая язва – эпидемия чумы – унесла сотни тысяч жизней по всей Европе. И только искренняя молитва жителей русской глубинки перед образом Небесной Владычицы даровала чудо. После того как икона была освящена и ей были обнесены улицы города и ближайшие веси, эта болезнь постепенно стала угасать.
Этот образ и впоследствии неоднократно даровал верующим чудеса и исцеления. В том числе – от страшной эпидемии холеры 1831 года. И сегодня каждый может приехать в Воскресенский собор города Шуи и поклониться этой чудотворной иконе.
Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист Персидские и иже с ними. Эти святые страдальцы IV столетия приняли мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в годы антихристианских гонений, развёрнутых в Персии лютым ненавистником христиан огнепоклонником Сапором II (царствовавшим в персидских землях в 310–381 годах от Рождества Христова).
Акиндин, Пигасий и Анемподист были тайными христианами и занимали высокие придворные должности при дворе нечестивого царя Сапора. Однако завистники донесли на них, и Сапор приказал избивать святых страдальцев плетьми до тех пор, пока они не отрекутся от Христа. Несколько раз сменялись палачи, даже сам царь-мучитель потерял сознание от напряжения, но мученики не издали ни стона. Только раз молитвенно воззвали ко Господу, чтобы тот помог их мучителю Сапору прийти в себя.
Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист Персидские и иже с ними. Фото: pravoslavie.ru
Видя всё это, многие огнепоклонники уверовали во Христа. В их числе палач Аффоний, публично испросивший прощения у святых мучеников, а также вельможа Елпидифор и даже мать самого Сапора. Все они, а также множество христиан, сопровождавших на казнь этих страдальцев, были зверски убиты. Это произошло около 341–345 годов от Рождества Христова.
Преподобный Маркиан Кирский (Киринейский). Святой IV столетия от Рождества Христова, совершавший монашеские духовные подвиги в пустынном уединении недалеко от города Кира. Как повествует Житие этого древнего подвижника, он жил в собственноручно построенной маленькой хижине в строгом посте и непрестанных молитвах, постоянно пел псалмы и читал Божественные книги.
Позднее, когда весть о старце Маркиане распространилась достаточно широко, вокруг него стали собираться ученики, в связи с чем преподобный основал для них монашескую обитель. Известно, что Господь даровал святому Маркиану дар чудотворений: так, однажды, увидев заползшую к нему в келью змею, он помолился, и змея была охвачена пламенем. Ночью же старец мог читать без светильника: ему освещал книги чудотворный Небесный свет.
Преподобный Маркиан совершил немало и других чудес на духовную пользу своих учеников. Почил святой в 388 году от Рождества Христова.
Священномученики Константин Юрганов и Анания Аристов, пресвитеры. Священнослужители Церкви Христовой, погибшие в этот день в самом начале богоборческих гонений – в первый год большевистского «красного террора» (в 1918 году). За этот подвиг оба батюшки были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Поздравляем православных христиан с днём Шуйской-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Празднование иконе совершается трижды:
10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия»,
15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы,
во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
15 ноября празднуется избавление Шуи от моровой язвы 1654 г. и обретение чудотворной иконы Божией Матери, названной впоследствии Шуйской-Смоленской.
Шуйский священник Евлампий Правдин перевел со старинной рукописи и издал «Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери».
В этот особенный для Шуи день в соборном храме Воскресения Христова состоится торжественное, праздничное богослужение и малый Крестный ход.
Сегодня город Шуя – скромный райцентр в Ивановской области, в древности – центр Шуйского княжества, в состав которого одно время входили даже легендарные Суздаль и Нижний Новгород… С середины XVII столетия этот город стал широко известен своей главной святыней – иконой Пресвятой Богородицы.
В 1654 году и 1655 годах при царе Алексее Михайловиче в России свирепствовала моровая язва, от которой умирали тысячами. Это бедствие постигло и Шую, не находя никаких средств к своему спасению, жители прибегали к молитвам; все храмы наполнялись молящимися; не раз обходили город с крестами и иконами со слезами молениями, да отвратит Господь праведный гнев Свой.
Один благочестивый человек предложил жителям одного с ним прихода Воскресенского написать общим усердием икону Смоленской Богородицы Одигитрии и поставить ее в своей приходской церкви.
Лучшему в Шуе иконописцу поручено было написать икону в продолжение недели.
Моровая язва продолжалась в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года.
Остановив свой выбор на иконописце Герасиме Тихонове Иконникове, прихожане Воскресенской церкви просили написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Иконописец с радостью взялся за предложенный труд, молясь Пресвятой Владычице об успешном его совершении.
Икона писалась неделю, в продолжение которой иереи со всеми прихожанами совершали ежедневные богослужения, пели молебны, «бодрствовали, постились и молились». Видя, как день ото дня увеличивается смертность, все готовились к смерти, принося покаяние перед своими духовными отцами и причащаясь Святых Христовых Таин.
Во время работы иконописца над образом случилось первое чудесное событие. На следующий день после того, как он нанес на доску «прорись», он обнаружил, что положение Богомладенца на руках у Богоматери существенно изменилось по отношению к оригинальному Смоленскому образу. Он исправил изображение, но и на третий день обнаружил в нем то же изменение, что и вначале. Более он не решился уже исправлять свою работу, видя в совершающихся изменениях не случайность, но чудесное действие особенного Промысла Божия.
По истечении недели, когда икона была написана, весь причет церковный, облачившись в ризы, со свечами и кадилами, в сопровождении народа пришел к дому иконописца, принял новонаписанный образ и крестным ходом отнес его в Воскресенскую церковь. Когда икона была поставлена на предназначенное для нее место, вся церковь озарилась необычайно ярким светом, исходившим от иконы. Видя это и ощущая в душе своей действие Божественной благодати, все бывшие здесь исполнились великой духовной радости и ликования. «После этого, – повествует далее «Сказание», – народ стал приносить сребренники, кто сколько мог, на украшение новонаписанной святой иконы, возложивши всю свою надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь».
Тем не менее за этим первым чудом не последовало, однако, немедленного прекращения губительного поветрия. Напротив, болезнь принялась свирепствовать с еще большей силой, так что «был страх великий, ужас и печаль». С еще более усердным молением народ обратился к Богу и Богоматери, приходя в храм к каждой Божественной службе целыми семьями вместе с женами и детьми, и вскоре получил просимое.
Смертность прекратилась, все лежавшие к тому времени на одре болезни получили внезапное исцеление, на которое не могли и надеяться, так как прежде болезнь была неизлечима. Примечательно при этом, что сам иконописец Герасим Иконников, написавший чудотворный образ, оказался в числе умерших вместе со всей своей семьей, родителями и братьями. Все пятеро членов этой семьи приняли пострижение в великую монашескую схиму, исповедались, причастились Святых Тайн и скончались. В такой христианской кончине иконописца со всем его домом народ увидел знак великой милости и благоволения Богородицы к нему.
Эпидемия прекратилась вначале в приходе Воскресенской церкви, а затем и во всем городе. Потери от нее составили почти половину городского населения: из 1170 умерло 560 человек, причем из 211 посадских дворов 90 вымерло полностью.
Через 11 лет после этих событий, в понедельник Светлой седмицы 1666 года произошло новое чудо от Шуйской иконы: исцеление одержимого отрока Иакова. В промежуток времени от 16 апреля 1666 года до 7 октября 1667 года от иконы совершилось 85 чудесных исцелений, всего же их к 1800 году было записано 109. Из них большинство составляют случаи исцелений от полной или частичной слепоты и болезней глаз – 36 случаев, а также от различных душевных и умственных расстройств, в том числе приписываемых одержимости и порче, – 32 случая.
Были также случаи исцелений от болезней ног (12 случаев) и рук (4), расслабленности (видимо, парализации) – 11 случаев, различных заболеваний внутренних органов (10 случаев), 6 случаев исцелений болезней головы, 3 – глухоты и по одному случаю исцелений болезни спины и зубной боли. Наибольшее число исцелений произошло во время празднования Смоленской иконе 28 июля 1666 года, оно составило 16 случаев, и на следующий день, 29 июля – 18 случаев.
В 1666 году за подписью шуйских священников и от имени городских жителей царю Алексею Михайловичу было отправлено донесение, повествующее о совершающихся от новонаписанной иконы чудесах.
В 1667 году вышла грамота Святейшего Патриарха Иоасафа, согласно указу царя Алексея Михайловича и решению освященного собора повелевавшая архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности происходящих там от Смоленской иконы чудес.
Архиепископ Стефан в сопровождении настоятелей шести известных монастырей и других клириков прибыл в Шую накануне 28 июля, перед днем празднования Смоленской иконе. Все прибывшие отслужили Всенощное Бдение, а в сам праздник торжественно совершили Божественную Литургию и молебен. После сего они взяли письменные свидетельства у соборных священников Алексея и Григория и их прихожан, подтверждающие истинность совершившихся исцелений. Все свидетельства были записаны в особые книги, заверены собственноручными подписями, и препровождены в Москву вместе с донесением архиепископа Стефана Патриарху о выполнении возложенного на него поручения.
Эти события и послужили поводом к церковному прославлению образа, получившего именование Смоленского-Шуйского, празднование в честь которого, помимо общего празднования в честь Смоленской иконы, было установлено на 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении города Шуи от моровой язвы. Тогда же и Воскресенская церковь из приходской была сделана соборной.
Утрата чудотворной иконы случилась вскоре после передачи здания собора обновленцам в апреле 1936 года. А 2 октября 1937 года Шуйский Воскресенский собор был закрыт. И долгое время в помещениях соборного ансамбля располагались Шуйский городской архив и торговая база.
Возобновление богослужений в Воскресенском соборе пришлось на Пасху 1990 года. Осенью 1991 года архитектурный ансамбль Воскресенского собора был передан в качестве подворья Свято-Николо-Шартомскому монастырю.
Преемницей древней чудотворной иконы в Воскресенском соборе стала малая её копия XIX века, подаренная Патриархом Алексием II во время посещения Шуи 20 августа 1993 года. К празднику Рождества Христова 2002 года на соборную колокольню был поднят новый колокол весом 4,5 тонны, огласивший окрестности благовестом впервые за 72 года вынужденного безмолвия.
Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих!»
«Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование»
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4-й:
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных, Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и доныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и, на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.
Ин тропарь, глас 4:
Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 3:
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.
Кондак, глас 6-й
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Шуйская-Смоленская»
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным?
Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего.
Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная!
Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их.
Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия.
Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час.
Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.