служебные части речи которые рекомендуется использовать при обучении интонационной выразительности
Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:
· речевое дыхание (его длительность и интенсивность).
С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:
1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;
2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;
3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;
4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится
поэтапно.
1 ЭТАП. Формирование представлении об интонационной выразительности в импрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
— показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства:
— познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в 1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз без интонационного оформления текста, второй выразительно, с интонационным оформлением. «Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняем детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так:———. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой. Примерный текст:
Затем детям предлагаются различные тексты и дастся задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так:
Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»
После знакомства со знаком предлагается выделить их в текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. Примерный текст:
Повезло хомяку. Попалось ни глаза гнездо, и в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к ce б e а нору перекашивать.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок , которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!». «Ух!», « Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)
Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются Картинки с заданием назвать слово соответствующее длиной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно громко, восклицая?» Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:
Никогда он не молчит.
«Ура! Долой! Караул Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком. Примерный текст:
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повтори стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:
— Мышка трусишка, ты треска боишься? -А страшного рева?
-Ни крошечки не боюсь! — Нисколечко не боюсь!
-А громкого свист? -А чего же ты боишься?’
-Ни капельки не боюсь! Да тихого шороха.
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
Кроме того, можно рекомендовать нарисовать или «станцевать» какой – либо текст, так выразить интонацию.
II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
В задачи этого этапа входит :
· формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;
· дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности:
от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной
слоговой структуры ) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале;
от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.
1. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.
Проговаривайие стихотворений с изменением высоты голоса.
Бьют часы : динь –дон динь –дон.
Воробышки сидят: « Чирик чирик, чирик чирик,
Чирик чирик»- кричат.
Бежал ручей по камешкам —
Потам в глубокой лужице-
Дапи туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире. И не две, а все четыре!»
Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким г олосом, ответы произносятся низким.
-Ну, Весна, как дела? (высоко)
-Это кто? Это кто? — Для кого сапожки? (высоко)
Но дороге скачет? (высоко) —Для пушистой кошки, (низко)
— Почему корова эта Маленького роста? (высоко)
Вот невежливый вопрос: (А. Шибаев)
Это собственный мой нос! (низко)
Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.
Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси» «Петушок », «Голубые санки» и т.д.).
2. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
УПРАЖНЕНИЯ для освоения ритмики слова
1. Произнссение односложных слов:
б) со стечением согласных: сто. степь, полк, свет, страх, гном, стук, стоя, старт, мост, куст , лист, танк и т. д.:
в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.
2. Произнесение пар слов с гласными |У|, |Ы|, |И|, находящимися в ударной и безударной позиции:
3. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.
в) в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т. д.;
в) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д.;
4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:
а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.:
б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д.;
в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. и т.д ;
г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.
Упражнения для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении.
1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.
2.Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию:
Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол
3. Работа над интонационной выразительностью вопросительного и восклицательного предложений
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедам ,
повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
Упражнения
1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. Резкое повышение тона в односложном слове:
2. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
Солдаты?- там солдаты? В столовой? он в столовой?
Старушка? идет старушка?
Снежинки? летят снежинки?
3. Резкое повышение гона с ударением на первом
Очень? – Очень вкусно?
Весело? – вам весело?
-Зачем тебе водичка?
-Как цыплята просят?
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем не сколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.
Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и
звукоподражания:
Звери дали стрекоча. Увидала усача.
По лесам, по полям разбежались , Разве это великан?
Тараканьих усов испугались. Ха!-Ха!-Ха!
2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование,
восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить
самостоятельно). Примерный речевой материал:
Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всег да будет солнце! Пусть всегда будет небо!
3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.
Катит лыжа впереди, Я за лыжей позади. Я кричу ей: «Погоди! Лыжа, лыжа, не кати!» Я кричу ей: « Хватит!» А она все катит. Правую лыжу Я уже не вижу.
4 . Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонац иям героев.